Содержание
1. Предпосылки, особенности образования политических партий. 3
2. Программные положения и тактика основных политических партий в годы первой российской революции. 7
Список литературы.. 16
1. Предпосылки, особенности образования политических партий
Как показывает исторический опыт, разнообразие интересов, ориентаций, ценностей, являющееся основополагающей характеристикой любого сложного и жизнеспособного общества, неизбежно обусловливает разные социально-философские и идейно-политические установки. Люди с одинаковыми интересами и воззрениями в конечном итоге объединяются между собой для достижения общих целей совокупными силами. Причем признание законности существования соперничающих фракций неизбежно привело к признанию законности политических инструментов, которые представляли эти интересы и фракции в системе власти. Такими инструментами в конечном счете и оказались партии, формировавшиеся путем приведения к общему знаменателю разнородных интересов и позиций, основных социально-политических сил общества.
Появление партий, а точнее протопартий, относится к Античному миру, когда в Древней Греции и в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Однако эти группы не были организационно оформлены, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели программных установок и в деятельности своей замыкались на решении ограниченных задач.
Зарождение политических организаций, ставших предтечей современных партий, связано с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы и политической жизни капиталистического общества.
В период буржуазных революций XVII - XVIII вв. партии еще не имели привычных для нас признаков и не проводили самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовых объединений. Например в Англии действовала партия пресвитериан, отражавшая интересы умеренной буржуазии и дворянства; партия индепендентов, представлявшая радикальное крыло буржуазии и «обуржуазившегося» дворянства. Во Франции - партия жирондистов, выражающая интересы умеренной торгово-промышленной и земледельческой буржуазии, а также партии якобинцев, объединявшая буржуазных революционных демократов. Но такие организации, которые мы сегодня привыкли называть политическими партиями, возникли в Европе не ранее начала XIX века. В этом смысле они могут рассматриваться как институты, возникшие в сфере европейской культуры и затем распространившиеся в другие регионы мира. Их формирование было связано главным образом с повышением образовательного и культурного уровня населения, образованием новых классов (буржуазии и пролетариата), с завоеванием определенных политических свобод (слова, печати, собраний, союзов и др.), а также с введением в ряде стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к политической жизни. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Формирование их было довольно длительным и сложным процессом. Рассмотрим одну из схем: на первом этапе развития партии происходит зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядов. На втором - эти взгляды пропагандируется, происходит агитация, ставится задача по привлечению максимального числа сторонников. Третий этап предполагает более четкое формулирование идей и требований. Также происходит развитие общественно-политической активности. Далее процесс может развиваться в дух направлениях:
- произойдет оформление в партию и встанет необходимость участия в политической власти,
- цели, поставленные на первом этапе, не будут достигнуты или будут отсутствовать перспективы их достижения. Произойдет затухание движения.[1]
В политологии широкую известность приобрела предложенная М. Вебером, периодизация истории партий на этапы:
- аристократической котерии (группировки)
- политического клуба
- массовой партии
В действительности же все три этих ступени прошли в своем развитии только две английские партии – либералы (виги) и консерваторы (тори). История остальных партий значительно короче, большинство из них формировалось сразу как массовые. Поэтому этапы котерии и клуба можно считать «предысторией» партий, которые в своей зрелой форме выступают лишь в виде массовой организации.
Со временем число партий, в своей деятельности ориентирующихся на привлечение широких слоев населения на свою сторону, начинает возрастать. Все они были партиями парламентского происхождения. Классическим примером здесь выступают партии Великобритании, или Республиканская и Демократическая партии США.
Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии. Они развивались на основе марксистской идеологии и по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.
Наряду с социал-демократическими партиями появляются аграрные партии, как реакция против индустриального развития общества, христианские - в борьбе против секуляризации и антирелигиозных выступлений, фашистские - против демократии во всех ее формах и т.д.
Некоторыми специфическими особенностями отличался процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства. В конце XIX - начале XX в. современники отмечали "неутвержденность общественного состава", имея в виду недиффе-ренцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Такой подход во многом объясним существующей в то время неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере.
Но, тем не менее, в конце
XIX - начале XX в. партии стали фактором политической жизни России - особенно
сильнейший толчок к формированию и консолидации их дала буржуазная революция
В тот же период на
авансцену политической жизни вышла и та
партия, которая, совершив в
Таким образом, история формирования партий показывает, что в истинном смысле этого слова они возникли тогда, когда общество достигло соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы.
Политические партии прошли длительный путь своего формирования и эволюции. Они явились продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждого конкретного государства.[2]
2. Программные положения и тактика основных политических партий в годы первой российской революции
Представители интеллигенции стали той социальной базой на основе которой в конце XIX – начале XX века формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы. К 1903 году оформилась Российская Социал-демократическая Партия (РСДРП). Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902г.
В 1905г. создана партия кадетов. Либеральное движение в рядах государственной демократии было малочисленным, а либерализм чиновников умеренным. Но либералы были ближе к реальности, чем самые яркие теоретики из интеллигенции. В основе их платформы – реформы. Они были против создания партийно-политической системы, считая, что партии никогда не смогут подняться над узкопартийными интересами. Изменения может принести только «просвещенная государственная бюрократия, опираясь на которую царь должен вести общество вперед… Наиболее яркой фигурой среди либералов государственников был С.Ю. Витте. Он не уставал в спорах с охранителями «почвы» обличить общину как тормоз: сдерживает предприимчивость, инициативу, поощряет серость (через уравнительные принципы) лень и т. п. Он пропагандировал принцип частной собственности. Часто звучали слова Артура Юнга: «Дайте человеку в собственность голую скалу, и он превратит ее в цветущий сад». [3]
Социал-демократическая партия
К 80-м годам позапрошлого века социалистическое движение, исчерпав ресурсы классического народничества, обрело новое, теоретическое дыхание в России. Возникнув как интеллектуальное отражение раннего промышленного капитализма, марксизм находился в преддверии внутренней метаморфозы. Российский марксизм – историографическая проблема наших дней. Почему идеологический продукт индустриального развития западноевропейских стран столь прочно укоренился в архаической стране и оказал столь сильное воздействие на всю её историческую судьбу? Как минимум две исторические причины популярности марксизма очевидны: 1. Высокие темпы развития капиталистических явлений в экономической жизни России, значительный рост промышленных предприятий и занятых на них рабочих. 2. Значительная часть российской молодёжи, оказавшейся в европейских странах в результате вынужденной эмиграции или с целью получения образования, стала очевидцем утверждения западного пролетариата как самостоятельной политической силы.
Марксова идея особой роли рабочего класса как освободителя всего человечества легко воспринималась в России людьми различных мировоззрений, поскольку в основе многих из них находилась идея русского мессианства. Наиболее яркой фигурой среди русских эмигрантов был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918гг.). Его отличали огромные личные способности, большое трудолюбие, высокая дисциплинированность, целеустремлённость. В эмиграции он начал изучать марксистскую литературу, а в 1883г. вместе со своими единомышленниками П.Аксельродом, Верой Засулич, Львом Дейчем и Н.Игнатьевым организовали группу «Освобождение труда». Свою цель члены группы видели в переводе марксистских произведений на русский язык и пропаганде их среди русской мыслящей общественности. Плеханов, Засулич и Аксельрод перевели на русский язык всего около двадцати марксистских работ, в том числе «Манифест коммунистической партии», «Философию нищеты». Не одно поколение русских радикалов училось марксизму по Плеханову. Марксизм Плеханова – это действительно ортодоксальный перворожденный марксизм. Наиболее сильные моменты всей деятельности Плеханова связаны с тем, что он был последовательным революционным марксистом. Плеханов отчётливо разделил социалистические и демократические задачи рабочего движения в России, подчеркнув первоочередную историческую задачу последней: «Борьба за политическую свободу с одной стороны и подготовку будущего рабочего класса к его будущей самостоятельной и наступательной роли, с другой стороны – такова постановка партийных задач, единственно возможная в настоящее время». «Социализм в России больше, чем где-либо ещё представляет демократию в целом». «Классовая борьба – популярнейшая идея русской революции, потому и пришлась ей так ко двору, что русские люди менее чем кто-либо воспитаны в компромиссе и к компромиссу… с другой стороны учение о классовой борьбе, как готовая теоретическая формула, облекла и оформила то чувство ненависти и возмездия, которое воспитал в русском человеке старый порядок. Ненавидел и жаждал возмездия крестьянин, в котором века угнетения взрастили эти чувства, ненавидел и жаждал возмездия рабочий, который к унаследованной деревенской, крестьянской ненависти присоединил городскую, пролетарскую, отравлен ненавистью и интеллигент, в котором рядом с печальником за народ рос мститель за себя и за народ». «Марксизм, восприятие которого, благодаря развитию промышленности и нарождённого пролетариата, быстро проникавшегося классовым сознанием, нашло в России много корней, сыграл у нас не столько роль идейного организатора рабочего класса, сколько выкованного интеллигенцией орудия борьбы за освобождение. Он был отражением переполнившего Россию океана отчаяния и человеческого страдания». Плеханов рассматривал российский рабочий класс, как главную силу в борьбе против самодержавия, а его формировавшуюся партию – как один из элементов будущей политической демократии в стране. При этом он отодвигал решения социалистической деятельности на всё более ожидаемое будущее, произнеся в критическом 1917г. знаменитые слова о том, что «Россия ещё не смолола той муки, из которой можно испечь социалистический пирог». Плеханов в теоретической деятельности был весьма догматичен и нетерпим. Он подчёркивал приверженность ортодоксальному марксизму: «Разница между Лениным и мной, это не разница между правыми и левыми, это разница в базисах развития социализма. Ленин – это утопический социализм, а не научный». Политическое сознание в русском рабочем классе пробудилось раньше, чем в русской буржуазии. «Наша буржуазия требует только субсидий, гарантий, покровительственного тарифа и вывозных пошлин, русские рабочие требуют политических прав». «Наш капитализм отцветёт, не успевши окончательно расцвести». В России марксизм стал популярен благодаря «легальным» марксистам: П.Б.Струве, Н.А.Бердяеву, С.Булгаков. «Если Плеханов может быть назван первым российским социал-демократом, то Струве – первым социал-демократом в России». По мнению Струве – «социальный прогресс невозможен без экономического, а капиталистический способ производства как раз обеспечивает необходимый экономический прогресс». «Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической страной». Струве отмежевывается от двух ключевых постулатов марксизма: абсолютизации революции как способа исторического прогресса и исключительно классового характера государства. «Государство есть прежде всего организация порядка». Струве был автором манифеста РСДРП, провозгласившей образование в России самостоятельной партии рабочего класса и теоретически оформившего результаты работы первого съезда РСДРП. (1898г., Минск)
Ни Плеханов, ни Струве не решили задачу адаптации марксизма в России. Плеханов сохранял верность ортодоксальному марксизму, а Струве использовал лишь экономическую концепцию марксизма. Струве стал одним из основателей российского либерализма. Обе задачи были решены В.И.Ульяновым-Лениным – лидером российской социал-демократии. Сегодня появляются серьёзные размышления о корнях российского коммунизма, и роли социал-демократии и Ленина в истории России. Ленин не обладал врождённым, патологическим человеконенавистничеством и жаждой власти. Бердяев заметил про Ленина: «Революционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. Но, став одержимым революционной идеей, он, в конце концов, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость. Совершенно определённо можно сказать, что Ленин не был выдающимся теоретиком, тем более гением «философской» мысли. Основой его решений был марксизм «манифеста коммунистической партии». Его экстремистская часть – триада: классовая борьба – социалистическая революция – диктатура пролетариата». Ленин дополнил марксизм рядом собственных идей. Результатом их соединения стал ленинизм. Две ленинские идеи: союз рабочего класса с крестьянством. Ленин учитывал аграрный характер страны: «Русский рабочий – единственный представитель трудящегося и эксплуатируемого населения – основа деятельности марксизма». Ленин разработал теорию пролетарской партии. Главной чертой новой партии считалась бескомпромиссность, нетерпение к любым проявлениям оппортунизма. Основными характеристиками партии были: высокая степень организованности, строгая дисциплина, тактическая и организационная гибкость. Закон функционирования партии Ленин видел в беспощадной идейной борьбе. Известен его знаменитый призыв: «Прежде идейно размежеваться, а затем объединиться. В его идеях можно увидеть зародыш того военно-государственного образования, в которое превратилась большевистская партия в условиях тоталитарного режима. Ленин как идеолог несёт ответственность за возникновение тоталитарной системы советского общества. Если Ленина и можно считать теоретиком, то только с целым рядом оговорок. Состоявшийся летом 1903г. второй съезд конституировал партию РСДРП. Главные цели – осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Небольшие дебаты связаны с определением членства. Это положило начало двум течениям: меньшевизма с лидером Ю.О.Мартовым и большевизма с лидером В.И.Лениным. Мартов в отличие от Ленина видел в буржуазной демократии значительный шаг в общецивилизованном развитии человечества. Решающими пунктами разногласий были различия в оценке социально-экономической и политической ситуации в России. Так возникла социал-демократическая партия с основной чертой: утопизм политической программы с социалистической ориентацией.
Время возникновения либерализма – 60-е гг. ХIХв. Реформы правительства – освобождение крестьянства и создание земств создали основы для возникновения либерализма. Б.Н.Чичерин (1828 – 1904гг.) сформулировал теоретические основы либерализма. Программа практических действий состояла в ликвидации феодальных пережитков, отмене крепостного права, невмешательстве государства в экономическую сферу, Свободу частного предпринимательства, формирование частной собственности. Единственной силой, способной реализовать эту программу, Чичерин считал государство и правительство. Специфика России – громадность государства, многочисленность населения обусловила большую роль государства. И модернизацию России должно было произвести самодержавие, самопревращающееся в конституционную монархию. Правительство должно опираться не на реакционеров и не на радикалов, а на сторонников умеренных, осторожных и постепенных, но неуклонных преобразований. Это была программа «консервативного» либерализма для общества, или «либерального консерватизма» для правительства. Чичерин теоретически не исключал неизбежности революции, но предпочитал эволюционный путь развития. Его политическую программу сегодня квалифицируют как русский вариант движения к правовому государству. Чичерин категорически отвергал социалистические идеи и социалистическое движение. Сама идея социалистических реформ противоречива свободе личности, а потому была несостоятельна. «Социализм вечно колеблется между самым безумным деспотизмом и полной анархией. Социализм – это ложная демократия». Либеральное движение отработало основные требования своей политической программы: политические свободы (слова, печати и гарантии личности) и созыв учредительного собрания. В 1880г. была создана «Лига оппозиционных элементов» или «Земский союз» - первая либеральная организация России. В Женеве издавался журнал «Вольное слово». Возникновение «нового» либерализма на рубеже ХIХ-ХХвв. Связано с активизацией либерального движения в России. Либералы основали свой нелегальный печатный орган – журнал «Освобождение», выходивший в 1902-1905г. Редактором был Струве. Действовали местные кружки сторонников «Освобождения». Начало «Союза Освобождения» было положено летом 1903г. Приняли участие: кн. Долгоруков, кн. Шаховской, Петрункевич, Булгаков, Н.Бердяев, Прокопович, Кускова. Второй съезд «Союза» Обсуждал вопрос о проведении банкетной кампании в ноябре 1904г. в связи с сорокалетием судебной реформы. На первом съезде представителей был избран совет организации во главе с И.Петрункевичем. Продискутированная на страницах «Освобождения» и нашедшая воплощение в т.н. Парижской конституции, т.е. в проекте «Основных государственных законов Российской империи», принятой группой членов «Союза освобождения» в марте 1905г. программа включала ряд основополагающих позиций классического либерализма – требование прав человека и народного представительства. Радикализм программных требований проявлялся прежде всего в идее бессословного народного представительства, во всеобщем избирательном праве, и признании «государственного социализма». «При наличии крепкой революционной традиции в русской интеллигенции, при существовании крепко организованных социалистических партий, при давнем и глубоком культурном отчуждении народных масс от образованного общества – всякое разрешение вопроса о народном представительстве, кроме всеобщего голосования, будет роковой политической ошибкой, за которой последует тяжёлая расплата». Либерализм в России стал «новым» на европейский манер.
Либералы остановились на середине пути: 1.Они оказались чересчур радикальными по сравнению с классическим либерализмом. 2. Их либерализм оказался недостаточно радикальным в части социальных программ.
В стремлении соединить элементы либерализма, социализма они уловили прогрессивную антитоталитарную тенденцию, но не пошли по этому пути до конца, не поняли приоритетности социальных программ в России. На протяжении 1905 – начала 1917гг. партии вырабатывали и проверяли свои программные установки по всем вопросам, в том числе и по вопросам власти. Основные либеральные партии – октябристы и кадеты – представляли будущее России в форме конституционной монархии. Достичь этой цели они хотели мирным, конституционным путём, хотя левое крыло либералов – кадеты не отрицали возможности политической революции. Меньшевики и эсеры стояли за более радикальное преобразование общества с демократической республикой в конце пути. Не исключая революционных способов действия, меньшевики проявляли большую склонность к реформаторству. Большевики отстаивали собственный вариант решения вопроса о власти, уничтожения монархии вооружённым путём и замены её демократической республикой.[4]
Буржуазные партии.
Между тем в стране происходил процесс консолидации политических сил, находившихся до сих пор на заднем плане революционных событий. Манифест 17 октября открыл российским либералам путь к легальной политической борьбе и образованию своих партий. Из них серьёзное значение имели две: Конституционно-демократическая партия и “Союз 17 октября”.
Создание первой из этих партий подготовлено было “Союзом освобождения”, и соответственно кадеты объединили в своих рядах, прежде всего представителей интеллигенции – городской и земской. Лидером кадетов стал историк П.Н. Милюков. Кадеты пытались найти компромиссные решения наиболее острых вопросов русской жизни. Так, в аграрном вопросе предполагалось принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп. В отношении рабочего вопроса предусматривалось введение 8 – часового рабочего дня, – но не везде, а только там, где оно в данное время возможно. Кадеты готовы были удовольствоваться конституционной монархией.
“Союз 17 декабря” был более цельной и определенной по своему составу партией: в него вошли верхи крупной буржуазии. Как следует из названия партии, те уступки, которые были обещаны манифестом 17 октября, вполне удовлетворяли её членов, а более серьезные реформы – могли только испугать. Признанным лидером партии стал представитель старинной московской купеческой фамилии А.И.Гучков.
Заметным явлением в русской жизни с конца 1905г. становится черносотенное движение. Главной организующей силой в этом движении стали дворяне – помещики старого крепостнического закала. Серьезную опору черная сотня обрела среди относительно зажиточного городского мещанства. Черносотенство отличалось на редкость простой и ясной идеологией: все беды великой и могучей России исходят от революционеров – интеллигентов и инородцев, желающих развалить её во имя собственных тёмных интересов. В 1905 – 1907г.г. черносотенцы, пользовавшиеся негласной поддержкой правительства, убивали революционеров, устраивали еврейские погромы и пр. Наиболее массовой черносотенной организацией стал “Союз русского народа”.[5]
Список литературы
1. Абрамов Ю.К., Гловина Т.Ю. Политические партии и движения России. – Спб.: Нева, 2004.
2. Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М., Высш. Шк., 2004.
3. Волобуев О.В. История России ХХ век. - М.: ЮНИТИ, 2004.
4. Кочетков А.П. Политические партии. - М., Посткриптум, 2003.
5. Смагина С.М. Политические партии России в контексте её истории. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
[1] Кочетков А.П. Политические партии. - М., Посткриптум, 2003. – С. 49
[2] Смагина С.М. Политические партии России в контексте её истории. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – С. 57
[3] Волобуев О.В. История России ХХ век. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 118
[4] Абрамов Ю.К., Гловина Т.Ю. Политические партии и движения России. – Спб.: Нева, 2004. – С. 71
[5] Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М., Высш. Шк., 2004. – С. 205