Содержание

Введение. 3

1. Издержки фирмы.. 4

2. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и прибыли. 10

3. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы.. 13

Заключение. 15

Тесты.. 16

Список использованной литературы.. 18

Введение

Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

1. Издержки фирмы

Поведение фирмы, максимизирующей прибыль, определяется с одной стороны, ценой товара на рынке, а с другой – издержками производства.

В краткосрочном периоде, ясно, что в его пределах издержки правомерно разделить на постоянные и переменные. Постоянными называются такие, величина которая не зависит от изменения объема производства. Они связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и взятыми ею на себя обязательствами. Это, как правило, расходы на содержание заводских зданий, машин и оборудования, рентные платежи, страховые взносы, а  также затраты на выплату жалования управленческому персоналу и, возможно, минимальному количеству работающих. Постоянные издержки, очевидно, являются обязательными и сохраняются даже в том случае, если фирма вообще ничего не производит. постоянные издержки FC (Fixed Cost – фиксированные затраты) представлены линией, параллельной оси абсцисс. Это означает, что данные и издержки фирма несет даже при нулевом производстве.[1]

Переменными называются такие издержки, величина которых находится  в зависимости от изменения объема производства (это расходы на сырье, вспомогательные материалы, комплектующие изделия, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и большую часть трудовых ресурсов).

Чтобы решить, сколько выпускать продукции, руководителям фирм необходимо знать, как возрастут переменные издержки с ростом объема производства. Представлена кривая VC (Variable Cost – переменные затраты), которая показывает динамику переменных издержек. Она выходит из начала координат: при отсутствии производства фирма не несет переменных издержек. Любое увеличение производства связано с ростом суммы переменных издержек. Однако до определенного положения переменные издержки фирмы повышаются медленнее, чем рост объема производства. Затем они увеличиваются ускоряющимися темпами в расчете на каждую дополнительную единицу производимой продукции. Такое поведение переменных издержек обуславливается законом убывающей отдачи. Увеличение предельного продукта до определенного момента будет вызывать все меньший прирост переменных ресурсов для производства каждой последующей единицы продукции. Следовательно, и сумма переменных издержек будет увеличиваться меньшими темпами, чем объем производства. Но с момента падения предельной производительности все большее количество дополнительных переменных ресурсов будет использоваться для производства каждой дополнительной единицы продукции. Соответственно, сумма переменных издержек будет увеличиваться темпами, превышающими темпы роста объема производства.

Общие (валовые) издержки - это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. На рис. 3 представлена кривая  TC, характеризующая динамику общих издержек в зависимости от объема производства. В соответствии с определением она полностью повторяет линию переменных издержек TC (Total Cost), но сдвинута от нее вверх по вертикали на величину постоянных издержек.

Для принятия управленческих решений производители должны знать не только общую сумму издержек, но и их величину в расчете на единицу выпуска продукции, т.е. уровень средних издержек. Этот показатель необходим, например, для сравнения с ценой, которая всегда дается на единицу продукции. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные; средние переменные; средние общие  издержки.[2]

Средние постоянные издержки (AFC) представляют  собой постоянные издержки на единицу продукции:

                                     FC

                        AFC = -----,

                                     Q 

где Q - количество произведенной продукции. 

Так как постоянные издержки не изменяются в зависимости от объема

производства, средние постоянные издержки сокращаются по мере увеличения производимой продукции. На рис. 3 представлена кривая AFC, отражающая динамику средних постоянных издержек. Она непрерывно понижается по мере роста производства.

Средние переменные издержки AVC представляют собой переменные издержки в расчете на единицу продукции:

                                                   VC

                      AVC =  -----,

                                           Q

Кривая AVC отражает динамику средних переменных  издержек. Она имеет дугообразную форму в соответствии с законом убывающей отдачи. Когда отдача в стадии возрастания, все меньшее количество дополнительных переменных ресурсов требуется для производства каждой дополнительной единицы продукции. Следовательно, в расчете на эту единицу снижаются переменные издержки. На стадии же убывающей отдачи картина противоположная,  и переменные издержки в расчете на единицу продукции увеличиваются.

Средние общие издержки (ATC) представляют собой валовые издержки в расчете на единицу продукции. Их можно рассчитать путем деления валовых издержек  на количество произведенной продукции. Кривая ATC имеет дугообразную форму, как и кривая AVC, но превышает ее на величину AFC при каждом данном объеме производства.

Введем понятие предельных издержек (MC). Для каждой дополнительной единицы продукции их можно определить, выявив то изменение суммы издержек, которое явилось результатом производства этой единицы:

                                   DTC

                    MC = --------------.

                                    DQ

Кривая MC, отражающая динамику предельных издержек. Форма этой кривой задана действием закона убывающей отдачи. Поскольку постоянные издержки не изменяются вслед за сдвигами в объеме выпуска продукции фирмы, предельные  издержки определяются изменением только переменных издержек для каждой дополнительной единицы продукции. Следовательно, растущая отдача переменных ресурсов выражается в падении предельных издержек, а убывающая отдача - в их росте.

Определение предельных издержек имеет для фирмы очень важное значение, поскольку позволяет определить те издержки, величину которых она всегда может контролировать. Предельные издержки показывают, каков объем тех затрат, которые фирма понесет в случае увеличения производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, что она сэкономит при сокращении объема производства на эту единицу.[3]

В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить имеющиеся деньги различным способом: направит их на расширение производства или израсходовать на личное потребление и т.д. Измерение альтернативных издержек необходимо не только для рыночных отношений, но и для объектов, не являющихся товарами. На нерегулируемом рынке товаров, альтернативные издержки будут равны текущей установившейся на данный момент рыночной цене. Если на рынке существует несколько разных (обычно близких между собой) цен, то альтернативные издержки продажи товара по, естественно, наивысшей из предложенных продавцу покупателями цен, будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных цен.

Концепция альтернативных издержек необходима и в непосредственной производственной деятельности. Предположим, машиностроительное предприятие изготавливает само одну из деталей для своего сборочного производства себестоимостью 5100 руб., причем переменные издержки равны 3900 руб., а постоянные - 1200 руб. Какое решение примет предприятие, если другое предприятие предложит первому эту деталь по 4600 руб. Несмотря на кажущуюся привлекательность, выгодность поступившего предложения, решение проблемы сложно. Для принятия решения необходимо:

1. сравнить не итоговые значения (5100 и 4600 руб.), а 3900 и 4600 руб., поскольку постоянные издержки первого предприятия не зависят от покупки на стороне или собственного производства данной детали;

2. определить, насколько прибыльным будет возможное использование высвобождающегося производственного оборудования первого предприятия для производства других деталей, если рассматриваемая деталь будет покупаться на стороне.

В первом сравнении при предпочтительности собственного производства альтернативные издержки использования денежных средств предприятия на покупку единицы данной детали (по сравнению с собственным производством) равны 4600 руб. Здесь не учитывается возможность второго сравнения. В случае второго сравнения, решение о переводе производственного оборудования на производство других деталей будет выгодно только в случае, если рост прибыли покроет суммарные потери от покупки данной детали на стороне - 700 руб.(4600-3900), умноженные на число прежде производившихся на собственном оборудовании деталей. При реальной выгодности, высокоприбыльности перевода оборудования на производство других деталей, их общие экономические издержки будут складываться из обычных издержек производства (постоянные и переменные) и “суммарных потерь” (альтернативные издержки). В частном случае, при равной доле прибыли в цене и одинаковом количестве производимых деталей “реальная выгодность” достигается, если величина переменных издержек “других деталей” менее 3200 руб.(3900-700 руб.).

Рассмотренная ранее категория “предельные издержки” имеет принципиальное значение для определения приносящего максимальную прибыль объема производства и изучения эффективности распределения ресурсов. Пока в условиях совершенной конкуренции (множество мелких производителей, выпускающих идентичные товары, причем каждый из них не влияет на рыночную цену) доход от последней дополнительно проданной единицы товара превышает предельные издержки этой единицы товара, прибыль предприятия будет возрастать. Для любого предприятия наиболее прибыльным будет производство и реализация такого объема продукции, когда имеется равенство дополнительного дохода и предельных издержек. Последний произведенный и проданный товар будет выравнивать предельные издержки и цену за единицу товара, поскольку продажа дополнительного количества продукции не принесет дополнительной прибыли. Предприятие будет стремиться к максимальной прибыли при производстве товаров, предельные издержки которых ниже рыночной цены, и прекратит производство товаров, имеющих превышение предельных издержек над рыночной ценой.

Каждое общество стремится к эффективной экономике, позволяющей оптимально распределить имеющиеся ресурсы для производства широкого спектра товаров (услуг), максимально удовлетворяющих потребности своим качеством и количеством. Заметный вклад в изучение этой проблемы внес В.Парето. Согласно концепции Парето, при совершенной конкуренции для роста выгодности одного предпринимателя, необходимо ухудшение дел у другого.

Соответствие между предельной полезностью и предельными издержками в каждой отрасли необходимо для роста эффективности и общественного благополучия. Эффективность распределения ресурсов достигается при выравнивании предельных издержек и раночной цены (которой пропорциональна предельная полезность) в результате конкуренции.

В целом концепция эффективности распределения позволяет любому обществу двигаться к возрастающему объему продукции. В случае равенства предельных издержек и рыночных цен, продукция будет производиться с минимальными валовыми издержками.

2. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и прибыли

Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которого прежде всего интересуют финансовые отчеты и балансы предприятия.

Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве какого-либо товара предполагает отказ от использования тех же ресурсов для выпуска какого-то иного изделия. Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные затраты. Точнее говоря, затраты любого ресурса привлеченные для производства товаров, отражают его ценность при наилучшем из всех альтернативных вариантов использования или ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Например, металл, истраченный на производство вооружения уже невозможно применить для изготовления медицинского оборудования или автомобилей. И если рабочий способен производить как вооружение, так и медицинское оборудование, то издержки, которые общество несет при использовании этого рабочего на военном заводе, будут равны вкладу, который он мог бы внести в производство медицинского оборудования.[4]

Следует дать следующее определение экономическим издержкам: экономические издержки фирмы - это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных  вариантов применения. Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними (неявными).

Внешние издержки принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства, промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь говорится о заработной плате рабочих и служащих, расходах на сырье и материалы, комиссионных вознаграждениях торговым фирмам, взносах банкам и другим финансовым учреждениям, расчетах за юридические консультации, транспортные услуги и т.п. Другими словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.

В процессе производства фирма может также использовать ресурсы, принадлежащие ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретают денежную форму. С точки зрения фирмы, они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных  способов его применения. Так, если фирма использует одно из принадлежащих ей зданий, то она не несет никаких внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки есть, так как фирма теряет  возможность получения  денег, сдавая это здание кому-либо в аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, ни существуют вполне реально и соответственно влияют на принятие экономических решений: которые обязательно должны учитывать упускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя.

В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается и так называемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение за выполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которой единоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней исключительно собственный труд и денежный капитал. Внешних издержек на выплату заработной платы и процентов он не несет. Но предприниматель, о котором идет речь, ведь мог бы положить свои деньги в банк и получать по ним проценты. Кроме того, управляя собственным предприятием, он отказывается от заработка, который мог бы иметь, предложив такие же управленческие услуги другой фирме. Та минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать его предпринимательские способности и денежные средства в данном предприятии, называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности. Практически величина нормальной прибыли определяется самим предпринимателем как оценка альтернативных возможностей приложения своего капитала (норма отдачи) и предприимчивости (норма дохода).

На основании этого мы можем рассматривать величину прибыли как разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми издержками - как внешними,  так и внутренними (включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя).

Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле - еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует  экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли. Распределение валового дохода на экономические издержки и экономическую прибыль и их соотношение с бухгалтерскими издержками и бухгалтерской прибылью показано в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение валового дохода фирмы в соответствии с бухгалтерским и экономическим принципами.

Валовой доход

Экономические издержки

Экономическая прибыль

Внешние издержки

Внутренние издержки

Нормальная прибыль

Норма отдачи

Норма дохода

Бухгалтерские издержки

Бухгалтерская прибыль

Экономическую прибыль следует отличать от прибыли бухгалтерской, которая  представляет собой разность валового дохода и внешних (денежных) платежей фирмы. Следовательно, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину внутренних издержек. Именно экономическая прибыль является стимулом для вступления новых конкурентов в данный бизнес, если она положительна, или выхода фирм из бизнеса, если она отрицательна. Если экономическая прибыль велика, новые фирмы проникают на рынок, отвлекая на себя часть платежеспособного спроса. Чтобы успешно продавать, фирмы вынуждены снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта. Прибыль и экономическая прибыль снижаются, приток конкурентов уменьшается. При отрицательной, то есть недостаточной нормальной прибыли – картина обратная.[5]

Затраты, которые фирма несет при производстве того или иного объема продукции, зависят не только от цен на необходимые ресурсы, а и от технологии и от того, какие именно ресурсы применяются и в каком количестве.

3. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в производстве ресурсов, краткосрочный и долговременный периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочный - тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь  в  интенсивности  использования этих мощностей - через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке.

 Долговременный период - такой, что достаточен для изменения количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности. В течение этого периода могут возникать новые фирмы и закрываться старые.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются прежде всего по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Например, в легкой промышленности эти изменения могут быть довольно быстро осуществлены (так, предприятие по пошиву одежды расширит свои производственные мощности за несколько дней, установив дополнительные столы для раскроя тканей и швейные машины). В тяжелой промышленности этот процесс требует значительно большего времени (например, для строительства нового нефтеперерабатывающего завода может понадобиться несколько лет).

Суть различия между периодами состоит в возможности изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые мощности, но возможно повысит степень их использования. В пределах долговременного периода можно расширить производственные мощности. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли.

Заключение

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде конкурентной фирмой может быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки.

При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек, конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, закрываясь. Если цена выше, чем средние переменные издержки, но меньше, чем средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, производя объем продукции, при котором P=MC. Если цена превышает средние валовые издержки, объем продукции, при котором P=MC, будет обеспечивать максимум экономических прибылей для фирмы.

В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства, так как экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

Тесты

1.     постоянные издержки фирмы - это:

а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения.

б) минимальные издержки производства любого объема продукции при более благоприятных условиях производства.

в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится.

г) неявные издержки.

д) ни один из ответов не является верным.

Постоянные издержки фирмы - это издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится.

2. Какое из следующих утверждений, относящихся к кривой краткосрочных предельных издержек, является неверным?

а) предельные издержки равны средним издержкам.

б) когда средние издержки сокращаются, предельные издержки оказываются меньше средних издержек.

в) на величину предельных издержек не влияет изменение цен на факторы производства.

Неверное утверждение - на величину предельных издержек не влияет изменение цен на факторы производства.

3. Если AVC падают с ростом объема производства, то:

а) MC  так же должны падать,

б) АС так же должны падать,

в) ТС так же должны быть меньше, чем AVC,

г) АТС должны быть меньше, чем AVC,

д) МС должны быть меньше, чем AVC.

Если AVC падают с ростом объема производства, то МС должны быть меньше, чем AVC.

4. Если кривые предельных и средних затрат имеет общую точку, то это значит, что они:

а) пересекаются в точке минимума предельных издержек,

б) пересекаются в точке минимума средних затрат,

в) пересекаются в точке максимума предельных затрат,

г) касаются но пересекаются.

Если кривые предельных и средних затрат имеет общую точку, то пересекаются в точке минимума средних затрат.

5. Экономическая прибыль фирмы представляет собой общую выручку за вычетом:

а) внутренних издержек,

б) косвенных явных издержек,

в) экономических явных издержек,

г) бухгалтерских издержек,

д) прямых явных издержек.

Экономическая прибыль фирмы представляет собой общую выручку за вычетом экономических явных издержек.

Список использованной литературы

1.          Кэмпбелл Р.Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс, М.: «Республика», 2002, т. 2.

2.          Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «ФОРМИКА», 2001.

3.          Микроэкономика / под ред. Емцова Р.Г., Лукина М.Ю. – М., МГУ, 2003.

4.          Учебник по основам экономической теории. Ред. Камаева В.Д., М.: МГТУ им. Баумана, 2004.

5.          Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2002, т. 1.

6.          Эдвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. С англ. СПб.: 2002


[1] Кэмпбелл Р.Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс, М.: «Республика», 2002, т. 2. – с. 256.

[2] Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2002, т. 1. – с. 189.

[3] Эдвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. С англ. СПб.: 2002. – с. 45.

[4] Учебник по основам экономической теории. Ред. Камаева В.Д., М.: МГТУ им. Баумана, 2004. – с. 178

[5] Микроэкономика / под ред. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. – М., МГУ, 2003. – с. 78.