Содержание              

Введение. 4

1. Организация и проведение спортивных соревнований в школе. 6

1.2. Сущность спортивных соревнований. 8

1.3. Основные вопросы организации спортивных соревнований. 8

2. Физическое обучение и воспитание в школн. 12

2.1. Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания. 12

2.2. Способы обучения и принципы , положенные в основу методики занятий физическими упражнениями. 14

3. Значение и виды соревнований по гимнастике в школе, по упрощенной системе  20

3.1. Проведение школьных гимнастических соревнований по упрощенной схеме  20

3.2. Виды соревнований. 21

3.3. Положение о соревнованиях. 22

3.4. Комплекс упражнений для женщин. 25

Заключение. 30

Список литературы.. 31

Введение

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания школьников.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофесиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с школьными соревнованиями по упрощенным правилам.

Задачи работы:

-  Определить сущность организации и проведения спортивных соревнований в школе

-  Рассмотреть физическое обучение и воспитание в школе.

-  Определить значение и виды соревнований по гимнастике в школе, по упрощенной системе.

1. Организация и проведение спортивных соревнований в школе

1.1. Социальное значение спорта

Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во первых, единством цели всех видов воспитания; во вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Каким же образом это происходит? Здесь имеют быть место две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д. – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.[1]

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.[2]

1.2. Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.[3]

1.3. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать школьников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:

1.                     Название соревнований.

2.                     Сроки.

3.                     Место проведения.

4.                     Задачи данного соревнования.

5.                     Программа и порядок проведения по дням.

6.                     Состав участников.

7.                     Система зачета (определения победителей)

8.                     Форма награждения.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры одной или нескольких школ.

Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.[4]

2. Физическое обучение и воспитание в школн

2.1. Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания

  Физическое воспитание и обучение школьников состоит из теоретических, практических и контрольных занятий, которые определяются методикой и концепцией преподавания, принятой в данном высшем учебном заведении.

   Раскрывая все эти разделы, отметим, что каждый имеет свою особенность, выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат. И, конечно же имеет свою особую методику. Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта часть физического воспитания и обучения излагается школьникам в форме бесед в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт знаний у школьников по физической культуре. Это будет служить основой для формирования умений у школьников по выполнению физических упражнений и проложит путь для следующего раздела.

Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.

В каждом полугодии система практический занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль, соответствующий прохождению различных разделов программы. Эти модули завершаются выполнением школьником на занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала.  Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала.  В конце полугодия и учебного года школьника, выполнившие учебную программу сдают зачет по физической культуре, который состоит из трех разделов:

-    теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками;

-    общая физическая и спортивно-техническая подготовка;

-    жизненно-необходимые умения и навыки по укреплению здоровья и здоровому образу жизни.[5]

 Итак, раскрыв все разделы физического воспитания и обучения школьников мы можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы преподавания и обучения трудно будет соблюсти методику занятий физическими упражнениями. Иными словами правильное, четкое выполнение последовательности прохождения всех трех разделов обуславливает качество воспитания и обучения и служит основой для применения методики занятий физкультурными упражнениями.

 Составляя основу методики физического обучения и воспитания все вышеперечисленные разделы тем самым выполняют функцию факторов, влияющих на качество обучения и воспитания школьников, так как только последовательное прохождение всех этапов физического обучения может гарантировать правильность усвоения и контроль за усвоением материала по физической культуре. Однако такой категорический подход к последовательности обучения и воспитания школьников может быть обойден.

Можно сократить или, если точнее сказать, по другому организовать процесс обучения и воспитания, например, теоретический курс может быть совмещен с практическим разделом и пройден во время конкретных практических занятий физкультурными упражнениями. Это может осуществляться путем предварительного устного объяснения преподавателем физкультурного упражнения, правильности его исполнения, его значение для укрепления и развития физического состояния организма. Затем преподаватель может продемонстрировать выполнение этого физкультурного упражнения. Следующим этапом будет выполнение этого упражнения школьниками и контроль преподавателем правильности, точности и численности выполнения физкультурного упражнения.[6]

2.2. Способы обучения и принципы , положенные в основу методики занятий физическими упражнениями

   Помимо последовательности прохождения этапов обучения и воспитания в методике занятий физкультурными упражнениями важное значение имеют способы обучения и упражнениям. Способы обучения - это пути и методы, при помощи которых преподаватель передает  школьникам знания, формирует у них соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества. Способы обучения упражнениям основаны на использовании слова, чувственного восприятия, взаимоконтакта преподавателя с обучаемым в процессе учебно-воспитательной деятельности. В практике обучения и воспитания имеют место различные словесные, наглядные и практические методы, которые применяются в взаимосвязи на всех этапах обучения. Хотя их можно использовать дифференцировано на определенных этапах. Выбор того или иного способа будет завесить от содержания учебного материала, от задач обучения, практической подготовленности руководителя и его методического мастерства.

 Словесные способы основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание.  Наглядные способы обучения - это показ, демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, схем, которые создают у школьников образные представления об изучаемых упражнениях. Их показ должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздействует на психику обучаемого, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Он важен на первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного представления об упражнении. В случае необходимости применяется "зеркальный" способ показа. Одна из форм использования этого способа обучения - показные занятия.

 Практические способы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у школьников. Это, как правило, повторение упражнений целеустремленно и многократно с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.

Важным в обучении и такие методические приемы, как опробование, выполнение упражнений по командам преподавателя, самостоятельное выполнение упражнений, оценка и поощрение, оказание помощи и страховка, игры, эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в тесной взаимосвязи чтобы добиться высокой эффективности от каждого учебного занятия.

Перечислив различные способы обучения физическим упражнениям, перейдем к освещению принципов, лежащих в основе методики занятий физкультурными упражнениями.

 Обучение осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и доступности, прочности овладения знаний.

Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в учебном процессе, что достигается следующими условиями:

-    а) четкостью процесса обучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания школьников, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;

-    б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности, эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.

 Состязательность вызывает у школьников стремление к максимальному эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде обучения состязательный метод применять не целесообразно, так как при слабой подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет сложно исправлять. Объективная оценка и поощрение стимулируют школьников к активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.

 Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в заинтересованности обучения и воспитания школьников.

 Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их овладению.

 Реализация данного принципа зависит от разъяснения школьникам следующих условий:

-     значения физической культуры в повышении и улучшении качества учебы и физического состояния;

-    целей, задач и программы обучения, конкретные требования, необходимые для выполнения каждого упражнения;

-    сущности изучаемых упражнений и их влияние на организм, ясное понимание техники выполнения упражнений;

-    необходимости формирования навыков анализа и обобщения своих успехов и неудач.

Принцип систематичности означает последовательное и регулярное прохождение учебной программы с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов, Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм физической культуры.

 Систематичность при разучивании упражнений достигается методически правильном распределении материала в процессе обучения. Регулярность использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и снизят уровень физической подготовленности школьников.

 Принцип наглядности предполагает образцовый показ преподавателем изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением. Целостное, ясное и правильное представление у школьников о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстрее освоить технику выполнения упражнений.

Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия, учебные кониграммы, видеофильмы, плакаты, схемы, макеты.  Принцип постепенности и доступности означает непрерывное услужение упражнений и их возможность выполнения каждым школьником. Надо соблюдать последовательность в переходе от легких упражнений к более сложным и трудным. Сначала разучивают их по элементам с простой обстановке, затем совершенствование в более сложных условиях.

 Постепенное повышение нагрузки в процессе обучения достигается ее соответствием уровню функционального состояния организма и доступности для занимающихся. В противном случае это может привести к различным травмам. При хорошей подготовленности можно применять и повышенные нагрузки.

 Принцип прочности означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уровня развития физических и специальных качеств в течении длительного времени. Условиями обеспечения прочности достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.

Правила проведения занятий физическими упражнениями

-    Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).

-    Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.

-    Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических  нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом тренированности и переносимости нагрузки.

-    Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 – 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.

-    Физические нагрузки должны соответствовать возможностям организма, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.

-    Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств).

Как построить тренировочное занятие

Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основная часть тренировки составляет 70 – 80% всего времени занятия. Остальные 20 – 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.

Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей работе. Увеличивать нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Начинают занятия с упражнений требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требую максимальной силы и выносливости. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.

В самостоятельные занятия необходимо включать: общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде.

Для правильного дозирования физической нагрузки в начале занятий каждому занимающемуся необходимо выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью, чтобы определить максимальный результат. Затем, исходя из максимального теста в процентах определяют величину тренировочной нагрузки. Эти режимы рассчитаны в процентах от максимального результата: умеренный – 30%; средний – 50%; большой – 70%; высокий – 90%. После нескольких недель тренировочной работы снова проводится максимальный тест и если он даст результат выше прежнего, то расчет тренировочной нагрузки делается вторично.

Для воспитания собственно силовых способностей используется упражнения отягощенные массой собственного тела (отжимания, приседания, подтягивания); упражнения с внешним отягощением (гири, гантели, резиновые амортизаторы, упражнения на тренажерах) и т. п.

Первые 2 – 3 месяца работа осуществляется с отягощением 30 – 40% от максимального теста. Это позволяет укрепить мышечно-связочный аппарат. Затем в последующие 2 – 3 месяца можно перейти к работе с отягощением в 50 – 60% от максимального и только после этого через 5 – 6 месяцев занятий переходят к работе с отягощением в 75 – 80% от максимального. Это в пределах 8 – 12 повторений за один подход, серию.[7]

3. Значение и виды соревнований по гимнастике в школе, по упрощенной системе

3.1. Проведение школьных гимнастических соревнований по упрощенной схеме

Соревнования по гимнастике - неотъемле­мая составная часть всей учебной работы по физической куль­туре в школе. Они позволяют контролировать качество прово­димых уроков по основной гимнастике и учебно-тренировочной работы по спортивной гимнастике.

Соревнования требуют от учеников больших физических и психических напряжений. Успех достигается за счет проявления высоких моральных и волевых качеств, таких, как: настойчи­вость, смелость, решительность, стремление бороться за честь своей команды, школы; умение подчинить свои личные интере­сы интересам коллектива.

Таким образом, благодаря соревнованиям появляется воз­можность объективно оценить качество идейно-воспитательной работы с учащимися, проверить техническую подготовку гимна­стов, т. е. уровень овладения программным материалом, клас­сификационной программой, выяснить успехи и пробелы в учебно-тренировочном процессе. На соревнованиях спортсмены и тренеры разных команд (разных городов, областей, респуб­лик и даже государств) имеют возможность обмениваться опы­том работы по овладению новыми сложными элементами, знако­миться с отдельными проблемными вопросами современной учеб­но-тренировочной работы и вопросами, связанными с дальней­шим развитием гимнастического движения. Все это повышает общий теоретический, методический н практический уровень тре­неров и спортсменов. Кроме того, налаживаются личные кон­такты спортсменов и тренеров, устанавливаются дружествен­ные связи, и в этом проявляется интернациональное назначе­ние соревнований.

Соревнования по гимнастике привлекают большое количест­во зрителей, что способствует привлечению желающих зани­маться гимнастикой. В этом их агитационное назначение.[8]

3.2. Виды соревнований

 В организации и проведении соревнований сложились определенные тради­ции. Соревнования различают по цели, форме зачета, масштабу, представитель­ству и характеру.

По направленности (цели) соревнования бывают учебные-в отдельных учебных группах, классах, по специальным учебным программам того или иного года обучения; отборочные для выявления сильнейших спортсменов и ком­плектования сборного коллектива, определения сильнейшей команды для даль­нейших выступлений в соревнованиях; прикидки - проводятся на учебно-тренировочных занятиях и сборах; первенства и кубки - проводятся с целью подведения итогов работы за определенный период, выявления сильней­ших гимнастов и команд; матчевые встречи - носят официальный и товарищеский характер, как правило, бывают традиционными; массовые со­ревнования - проводятся в низовых спортивных коллективах среди уча­щихся учебных заведений, в воинских частях и подразделениях, охватывают большое количество занимающихся, проводятся по специальной программе, нормативам комплекса ГТО и упрошенным правилам, с целью отбора лиц, бо­лее способных для занятий гимнастикой в секциях школ, коллективах ДЮСШ, ДСО и ведомств; могут проводиться без учета пола и ограничения количествен­ного состава участников.

По форме зачета соревнования могут быть личными - разыгрывается личное первенство по сумме баллов, набранных участниками в каждом разряде программы отдельно; командными - определяется первенство среди муж­ских и женских команд раздельно, по сумме баллов зачетных участников в каж­дом виде многоборья пли по сумме баллов, набранных в многоборье зачетными участниками, может определяться по очковой системе; лично - командными - в каждом разряде определяются личные результаты и командное первен­ство; коллективными - определяется лучший коллектив по результатам выступлении нескольких команд: детской, юношеской, мужской, женской и т. д. По масштабу бывают: низовые, районные, городские, областные, краевые, республиканские, всесоюзные, международные - предусматривают преемствен­ность в решении поставленных перед ними задач.

По представительству соревнования делятся на территориальные - в команде могут быть представители только одной республики, одного города, района или школы. К таким соревнованиям относятся первенства ЦС ДСО и ведомств, спартакиады школьников, спартакиады народов России; ведомственные - в командах соревнуются представители разных городов, принадлежащих одному ДСО или ведомству.

По характеру соревнования могут быть классификационные- на них присваивается спортивный разряд: не классификационные- раз­ряд не присваивается; закрытые - без участия зрителей, имеющие целью специальный просмотр, бет допуска представителей других городов, стран, ведомств; открытые - допускаются все желающие выступать гимнасты, независимо от принадлежности к ДСО, ведомству, городу, стране; конкурсы -  выполняются отдельные элементы или связки на видах гимнастического многоборья по предварительным заявкам; «с листа» - по неизвестной заранее программе; по упрощенным программам и правилам – соревнуются не по всем видам многоборья, по специально разработанной программе, по выбору соревнующимися в комбинации при наличии двух; по облегченным правилам судейства: без спец требований, без временного норматива, с двумя попытками.

3.3. Положение о соревнованиях

Положение о соревнованиях - руководящий документ для всех организа­ций, принимающих участие в соревнованиях. Оно составляется организацнск. проводящей соревнование, в соответствии с существующими правилами сорев­нований и рассылается не позднее чем за три месяца до их начала. Изменения в положение о соревнованиях может вносить только организация, его состав­ляющая. Об этом сразу же сообщается во все коллективы, занятые подготовкой к соревнованиям.

Положение принято составлять по следующей схеме:

-    Цели и задачи.

-    Место и сроки проведения.

-    Руководство соревнованиями.

-    Участники соревнований.

-    Программа соревнований.

-    6. Условия    определения личного и командного первенства

-    Условия и порядок награждения победителей личного и командного первенства.

-    Условия    приема    участников    соревнований    (приезжих команд).

-    Форма и сроки предварительных и окончательных заявок.

Основные задачи соревнований обычно состоят в популяризации гимнастики, выявлении сильнейших спортсменов и коллективов, подведении итогов учебно-тренировочной работы за отчетный период и т.д.

Место и сроки проведения соревнований определяются календарем соревнований, по с более конкретными данными (спортивная база, время про­ведения, дни опробования и др.).

Руководство соревнованиями обеспечивает организация, кото­рая их проводит. Она назначает своего представителя, отвечающего за подго­товку и проведение соревнований. Непосредственное руководство возлагается на главную судейскую коллегию во главе с главным судьей соревнований.

Программа соревнований и  правила оценки упраж­нений.

 В этом разделе предусматриваются программа и разряды, по которым будут соревноваться гимнасты. Положение о соревнованиях может предусмат­ривать:

-  выступление по обязательной программе (соревнования 1-а);

-  вы­ступление по произвольной программе (соревнования 1-б);

-  финальные сорев­нования по многоборью с произвольной программой (соревнования 2);    

-  фи­нальные соревнования в отдельных видах гимнастического многоборья им произвольной программе (соревнования 3).

Состав участников соревнований и  условия зачета.

В этом разделе указывается, какие организации и в каком численном, составе допускаются к данным соревнованиям. В составе команды, кроме гимнастов, учитываются тренеры, аккомпаниаторы и представитель. Оптимальный состав участников в каждой команде в классификационных соревнованиях 6-8 чело­век, а в соревнованиях по упрощенным правилам 10-12 человек. Число зачет­ных участников обычно устанавливается на единицу меньше установленного состава команды. В отдельных случаях допускаются к соревнованиям участники в личном первенстве или вне конкурса. Командный результат соревнований определяется по сумме баллов зачетных участников в каждом виде гимнасти­ческого многоборья. В некоторых случаях он определяется по сумме баллов в многоборье у зачетных участников.

 Командное первенство определяется по результатам выступлений гимнастов в соревнованиях 1-а и 1-6. Финалисты соревнований 2 и 3 отбираются по ре­зультатам командных соревнований. Их количественный состав устанавливается правилами или положением о соревнованиях. В зависимости от масштаба соревнований победители в многоборье и в отдельных видах могут определяться по результатам командных соревнований.

.Если в соревнованиях принимают участие гимнасты разных разрядов, то результаты командного первенства выводятся с учетом коэффициента, согласно правилам соревнований или положения. Правилами соревнований устанавливается коэффициент, равный 1 (единице), для самого младшего разряда, по которому выступают гимнасты на данных соревнованиях. По мере усложне­ния разряда коэффициент постепенно возрастает, каждый раз на 0,05. Если командное первенство определяется по лучшим результатам спортсменов в мно­гоборье, то по окончании соревнований секретариат увеличивает сумму баллов каждого зачетного участника умножением на соответствующий разрядный коэф­фициент. Правила соревнований предусматривают применение разрядного коэффициента при условии оценки качества исполнения упражнения не менее чем в 8 баллов, а в многоборье не менее 80% от возможной суммы баллов. В том случае, когда программа соревнований для всех участников одинакова или количество участвующих гимнастов в каждом разряде строго определено положением, коэффициент не применяется. В ряде случаев при подсчете резуль­татов используется очковая система.

Разновидностью командных соревнований являются общекомандные, в кото­рых по результатам выступлений отдельных команд определяется место всего коллектива.

Награждение победителей предусматривает, чем и за что на­граждаются победители и призеры личного и командного первенства, а также их тренеры. Обычно награждают за командное первенство среди мужчин и жен­щин раздельно, за личное первенство в каждом из разрядов, а также за личное первенство в отдельных видах гимнастического многоборья.

Организационные вопросы положения предусматривают условия приема участников, форму судей, сроки подачи предварительных и окончатель­ных заявок, сроки совещания представителей, проезд к месту соревнований и др.[9]

3.4. Комплекс упражнений для женщин

 1.И. п. - о. с.

 1 -с шагом левой в сторону, руки за голову.

 2 - вставая на носки, руки вверх, потянуться вверх, посмотреть на руки.

 3- то же, что

 1. 4 - и. п. (7-8 раз)

2. И. п. - о. с.

 1 - присед руки вперед.

 2 - левую в сторону на носок, руки в стороны.

 3 - приставить левую, руки вперед.

 4 - и. п. (6-7 раз)

 3. И. п. - руки к плечам.

 1 - согнуть левую ногу вперед и кос­нуться коленом правого локтя, вперед не наклоняться.

 2 - и. п.

 3-4 - то же правым коленом левого локтя.

 5 - сгибая левую ногу назад, ударить правой ладонью по подошве.

 6 - и. п.

 7-8 - то же левой ладонью по правой подошве. (5-6 раз)

 4. И. п. - стойка ноги врозь.

 1-3-три пружинных наклона вперед.

 4 - и. п.

 5-7 - три пружинных наклона назад, руки тыльной стороной упираются в поясницу.

 8 - и. п.

 9-11 - три пружинных наклона вправо, сгибая левую ногу, руки вверх, в замке, ладонями вверх.

 12 - и. п.

 13-16 - то же влево. (6-7 раз)

 5. И. п. - стойка на коленях, руки на поясе.

 1 -3 - наклон назад прямым телом.

 4 - и. п.

 5 - разводя стопы, поворот туловища вправо, касаясь правой рукой левой пятки.

 6 - поворот обратно.

 7-8 - то же с поворотом налево и свести пятки. (4-5 раз)

 6. И. п. - лежа на спине, стопы закреплены, руки за головой.

 1-2 - приподнять туловище на 30° (не сутулится, локти в стороны).

 3 - приподнять туловище до 45°.

 4 - наклон вперед до касания грудью ног.

 5-7 - медленно лечь в и. п.

 8 - расслабиться. (5-6 раз)

 7. И. п. - лежа на правом боку, ноги закреплены, правая рука под головой.

 1-2 - приподнять верхнюю часть тела влево, выпря­мляя правую руку.

 3-4 - лечь, расслабиться. Проделав 4-6 раз, повернутся на левый бок.

 8. И. п. - лежа на спине.

 1-4 - сгибаясь в тазобедренном суставе (колени не сгибать) и поднимая таз, принять вертикальное положение («березка»), упираясь рука­ми в спину, ближе к лопаткам.

 5-8 - сгибаясь в тазобедренных суставах и опуская спину (ноги не сгибать), принять и. п. (4-5 раз)

 9. И. п. - упор лежа (руки в этом положении должны быть параллельны, т. е. на ширине плеч).

 1 - опустите правую руку на предплечье.

 2 - то же левую.

 3 - выпрямите правую руку.

 4 - выпрямите левую руку (и. п.).

 5-8 то же, но начиная с левой руки. (7-8 раз)

10. И. п. - лежа на спине, ноги слегка врозь, руки в стороны.

 1 - с поворотом туловища вправо коснуться левой ладонью пра­вой - выдох.

 2 - и. п. - вдох, расслабление.

 3-4 - то же влево. (4-5 раз)

11. И. п. - лежа на спине, руки в стороны, ноги врозь согнуть, опираются на подошвы.

 1-2 - опустить ноги влево до касания левым бедром пола, а правым коленом левой пятки.

 3-4 - и. п.

 5-8 - то же вправо.(5-6 раз)

12. И. п. - лежа на спине, руки в стороны.

 1-2 - поднять ле­вую ногу вверх-вправо до касания носком кисти правой руки. Ниж­няя часть тела несколько повернута вправо, руки не отрывать  от пола.

 3-4 - и.  п.

 5-8 - то же в  другую сторону. (5-6 раз)

13. И. п. - лежа на спине.

 1 - сед углом, руки вверх.

 2 - с по­воротом кругом лечь на живот, руки вверх.

 3-4 - продолжить поворот направо, лечь на спину, и. п.

 5-8 - то же с поворотом налево. (4-5 раз)

14. И. п. - лежа на спине, ноги закреплены.

 1-2 - поднять верхнюю часть тела на 45° и с поворотом туловища направо коснуть­ся локтем пола.

 3-4 - и. п.

 5-8 - то же с поворотом налево. (5-6 раз)

15. И. п. - стойка на четвереньках.

 1 -выгнуть спину повыше.

 2-3 - опуская спину, прогнуться, поднять повыше одноименные конечности, нога прямая, посмотреть на руку.

 4 - и. п.

 5-8 - то же, поднимая другие конечности.(5-6 раз)

16. И. п. - стойка ноги врозь, руки вперед.

 1 -прыжком ноги вместе, руки в стороны.

 2 - прыжком в и. п. (6-7 раз)

17. Ходьба на месте с большой амплитудой движения, постепенно замедляя ходьбу и уменьшая амплитуду.[10]

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-  Определена сущность организации и проведения спортивных соревнований в школе

-  Рассмотрено физическое обучение и воспитание в школе.

-  Определено значение и виды соревнований по гимнастике в школе, по упрощенной системе.

Итак, в заключение отметим, что в школьных спортивных соревнованиях по упрощенным правилам решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования по упрощенным правилам используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Большие возможности для воспитания у школьников целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в таких массовых, доступных видах спорта как лыжные гонки, спортивных и подвижных играх. Правила соревнований – прекрасное средство воспитания дисциплинированности спортсмена. Соревнования разных масштабов, в том числе классные и школьные, необходимо организовывать в строгом соответствии с правилами соревнований. Если целесообразно провести облегченные соревнования, школьникам следует объяснить, что последние проводятся по упрощенным правилам. Обязательно детальное соблюдение правил, а также беспрекословное подчинение судье.

При оценке поведения школьников следует учитывать уровень их физической подготовленности, желание и настойчивость, проявляемые в спортивной деятельности, психологический настрой, определяемый характером ученика, событиями, предшествовавшими уроку и обстановкой на уроке, а также мотивы, побуждающие их к совершению тех или иных поступков.

Список литературы

1.                     Гимнастика с методикой преподавания./Под ред. И.Б.Павлова. – М.: Дело, 2003.

2.                     Друзь В.А. Спортивная тренировка и соревнования. – Спб.: Питер, 2004.

3.                     Игнатов  А. А. Основы физического воспитания. - М.: БЕК, 2004.

4.                     Кузнецов А.К. Физическая культура. – Спб.: Нева, 2004.

5.                     Палыга В.Д. Гимнастика. - М: ОМЕГА-Л, 2005.

6.                     Теория и методика физического воспитания./Под ред.  Б. А. Ашмарина, М. Я. Вилевскиого, К. Х. Грантыниного. – М.: ЮНИТИ, 2004.

7.                     Физическое воспитание./Под ред. Потапова А. Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

8.                     Физическая культура./Под ред. С.К. Елисеевой. – М.: Логос, 2003.

9.                     Физическая культура в школе./Под ред. Э. И. Кузнецовой. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.

10.                Шефер И.В. Гимнастика для женщин. -  М: Дрофа, 2002.

11.                 


[1] Кузнецов А.К. Физическая культура. – Спб.: Нева, 2004. – С. 49

[2] Теория и методика физического воспитания./Под ред.  Б. А. Ашмарина, М. Я. Вилевскиого, К. Х. Грантыниного. – М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 184

[3] Физическая культура в школе./Под ред. Э. И. Кузнецовой. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – С. 210

[4] Друзь В.А. Спортивная тренировка и соревнования. – Спб.: Питер, 2004. – С. 91

[5] Игнатов  А. А. Основы физического воспитания. - М.: БЕК, 2004. – С. 270

[6] Физическое воспитание./Под ред. Потапова А. Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 84

[7] Физическая культура./Под ред. С.К. Елисеевой. – М.: Логос, 2003. – С. 237

[8] Палыга В.Д. Гимнастика. - М: ОМЕГА-Л, 2005. – С. 39

[9] Гимнастика с методикой преподавания./Под ред. И.Б.Павлова. – М.: Дело, 2003. – С. 59

[10] Шефер И.В. Гимнастика для женщин. -  М: Дрофа, 2002. – С. 85