2.1. Общая характеристика предприятия.
Объектом исследования дипломной работы является Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3». С 2003 года Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Имущество Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления в порядке, определенном законодательством РФ.
Юридический адрес: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 34.
Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» открыто 5 счетов в кредитных учреждениях города Хабаровска, из них 2 счета в ОАО «Далькомбанк» - для зачисления средств в ФОМС и транзитный для зачисления средств по платным услугам. В финансовом департаменте открыто 3 счета для зачисления средств, поступающих из бюджета, по средствам внебюджетной деятельности и от платы за имущество, сданное по договорам аренды.
Управление здравоохранение при городе Хабаровске финансирует зарплату работников, начисления на нее, прочие расходные материалы, услуги связи, коммунальные услуги, оплату ремонта оборудования. Финансирование коммунальных услуг (тепло, электроэнергия, водоснабжение) осуществляется, централизованно через финансовое казначейство.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» зарегистрировано в ИМНС Центрального района по г. Хабаровску, ему присвоен ИНН 2706011228 с КПП 270601001.
Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» являются главный врач и главный бухгалтер.
Штатное расписание Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» утверждено главным врачом поликлиники в количестве 363,75 штатных единиц, в том числе врачи 119,5 штатных единиц, средний медицинский персонал 159,75 штатных единиц, младший персонал 48,00 штатных единиц, прочий 36,5 штатных единиц.
Фактически штатное расписание заполнено на 65%.
Заработная плата работникам выплачивается по зарплатному проекту через «Региобанк» с 01.05.2003г.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» выплачивает сотрудникам материальную помощь по случаю смерти, материальное поощрение в связи с юбилейными датами, на празднование профессиональных праздников и другие выплаты за счет средств прибыли, оставшихся в распоряжении учреждения после уплаты налогов.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» имеет право оказывать большой комплекс медицинских услуг, диагностического и лечебного профиля.
Медицинская помощь, оказывается, по следующим направлениям: амбулаторно-поликлиническая помощь, общеклинические методы исследования, аппаратная физиотерапия, психотерапия, диетическое питание, гидромассаж, ингаляция, лечебный массаж, фитотерапия, стоматология (терапия и ортопедия). Диагностические методы, применяемые в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3»:
- функционально-диагностические исследования: ЭКГ, РЭГ, РВГ, ЭЭГ;
- клинико- лабораторные исследования:
- лабораторные биохимические методы исследования:
- лабораторные иммуноаллергические методы исследования:
- рентгенологические методы исследования:
- бактериологические исследования.
- ультразвуковая диагностика;
- эндоскопические методы исследования.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» развивает сеть услуг по внебюджетной деятельности так с октября 2003 года работает грязелечебница, с 2004 года открыт фитобар. Так же в 2004 году был открыт свой аптечный пункт, для которого было приобретено оборудование за счет средств полученных от внебюджетной деятельности.
Основные показатели деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Объемные показатели основной деятельности МУЗ «Городская клиническая поликлиника № 3»
Показатели |
План |
Факт |
Выполнение, % |
|||
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
|
Посещение, чел. |
335000 |
295141 |
337503 |
310231 |
101 |
105 |
Дневной стационар, чел. |
939 |
1500 |
971 |
1531 |
113 |
102 |
Стационар на дому, чел. |
1212 |
1075 |
1231 |
1134 |
119 |
105 |
Школа кардиологии, посещений |
12900 |
12960 |
13050 |
12960 |
101 |
100 |
Школа эндокринологии, посещений |
2610 |
3600 |
2760 |
3600 |
106 |
100 |
Школа бронхиальной астмы, посещений |
2100 |
1500 |
2100 |
1500 |
100 |
100 |
Из таблицы 2.1 видно, что плановые показатели ежегодно выполняются и перевыполняются, однако по 50% показателей в 2004 году снижены плановые объемы, в том числе: общее посещение, стационар на дому и школа бронхиальной астмы.
Характеристика предприятия является не полной без анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия данный анализ представлен в пункте 2.2 2.2 Анализ финансово-хозяйственного состояния МУЗ «Городская клиническая поликлиника № 3».
Для анализа финансово-хозяйственной деятельности необходимо рассматривать бюджетные ассигнования, то есть бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю, средства фонда обязательного медицинского страхования, а также средства полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые мы рассмотрим в следующей части.
Рассмотрим кассовые расходы за 2002 – 2004 годы, а также долю финансирования за счет средств бюджета и средств фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Анализ финансирования из основных источников и их структуру видно в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Анализ бюджетных ассигнований и средств ФОМС
Год |
Всего кассовых расходов (тыс. руб.) |
Финансирование (тыс. руб.) |
Структура финансирования (% от общего) |
||
Бюджет |
Фонд ОМС |
Бюджет |
Фонд ОМС |
||
2002 |
31 655,6 |
11548,8 |
13519,3 |
41,8 |
36,5 |
2003 |
36 290,9 |
4349,9 |
21326,8 |
12,0 |
58,8 |
2004 |
39 327,1 |
4218,3 |
29567,3 |
10,7 |
75,2 |
Из таблицы 2.2. видно, что расходы поликлиники ежегодно растут – это связано в основном с увеличением финансирования из Фонда обязательного медицинского страхования, с 2002 года финансирование за счет средств ФОМС увеличилось на 16048 тыс. руб. Намечается тенденция к уменьшению финансирования расходов поликлиники за счет бюджета. Наиболее резкое снижение финансирования за счет средств бюджета произошло в 2003 году, которое снизилось на 62,3%. Так с 2002 года финансирование снизилось на 7330,5 тыс. руб. или на 63,5%.
Для анализа поступающего финансирования и расходования средств на содержание поликлиники, а также для рассмотрения снижения или увеличения финансирования по каждой отдельной статье экономической классификации необходимо детально рассмотреть финансирование по каждому источнику.
Таблица 2.3. Бюджетные ассигнования
Код экономической класси-фикации |
Статьи |
Год |
Утверждено по смете (тыс. руб.) |
Профинансировано (тыс. руб.) |
% к утвержденным по смете |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
110100 |
Заработная плата |
2002 |
140 |
136,5 |
97,5 |
2003 |
241 |
217,2 |
90,1 |
||
2004 |
239 |
211,7 |
88,6 |
||
110200 |
Начисления на заработную плату |
2002 |
49 |
49,2 |
100,4 |
2003 |
86 |
77,3 |
89,9 |
||
2004 |
84 |
74,1 |
88,2 |
||
240300 |
Капитальный ремонт |
2002 |
- |
696 |
- |
2003 |
- |
- |
- |
||
2004 |
- |
- |
- |
||
240100 |
Приобретение оборудования |
2002 |
825 |
9494,7 |
- |
2003 |
1 |
46,1 |
- |
||
2004 |
54 |
52,3 |
96,9 |
||
110700 |
Коммунальные расходы |
2002 |
1798,4 |
1169,4 |
65 |
2003 |
2113 |
1769,6 |
83,7 |
||
2004 |
1830 |
1649,7 |
90,1 |
||
111040 |
Прочие расходы |
2002 |
1422,6 |
1696,3 |
119,2 |
2003 |
1916 |
2239,6 |
116,9 |
||
2004 |
2150,3 |
2230,5 |
103,7 |
||
Всего: |
2002 |
4235 |
11548,8 |
272,7 |
|
2003 |
4357 |
4349,9 |
99,8 |
||
2004 |
4387,3 |
4218,3 |
96,1 |
На протяжении 2002-2004 годов в поликлиники наблюдались процессы нестабильного финансирования. За счет бюджета в эти годы не финансировались статьи расходов 110310 «Медикаменты» и 110340 «Питание».
Анализируя финансирование на заработную плату видно, что происходит систематическое недофинансирование. Так, в 2002 году недофинансирование составило 3,5 тыс. руб. или 2,5%, в 2003 году – 22,8 тыс. руб. или 9,9%, в 2004 году – 27,3 тыс. руб. или 11,4%. Соответственно, недофинансирование на заработную плату за три года составило 53,6 тыс. руб.
Однако финансирование на начисления на заработную плату в 2002 году превысило лимитные обязательства на 0,2 тыс. руб. или 0,4%, а в 2003 и 2004 годах произошло значительное недофинансирование и составило соответственно 8,7 тыс. руб. или 10,1% и 9,9 тыс. руб. или 11,8%. В среднем за три года недофинансирование на начисления на заработную плату составило 18,4 тыс. руб.
По статье 240300 «Капитальный ремонт» лимиты бюджетных обязательств не утверждались. Однако в 2002 году бюджетом выделены ассигнования в сумме 696 тыс. руб.
На приобретение оборудования в 2002 году утверждено финансирование по смете 825 тыс. руб., финансирование составило 9494,7 тыс. руб. Превышение финансирования над лимитами бюджетных обязательств составило 8669,7 тыс. руб. В 2003 году при утвержденных 1 тыс. руб., финансирование составило 46,1 тыс. руб., что превысило лимиты на 45,1 тыс. руб. В 2004 году утверждено лимитных обязательств 54 тыс. руб., а профинансировано 52,3 тыс. руб. Таким образом, по статье 240100 «Приобретение оборудования» превышение финансирования над лимитными обязательствами за три года составило 8713,1 тыс. руб.
Наиболее недофинансированной статьей экономической классификации оказались коммунальные расходы. В 2002 году недофинансировано 629 тыс. руб. или 35%, в 2003 году – 343,4 тыс. руб. или 16,3%, в 2004 году 180,3 тыс. руб. или 9,9%. В среднем за три года недофинансирование составило 1152,7 тыс. руб.
Незначительно финансирование по прочим расходам превысило лимиты бюджетных обязательств. В 2002 году на 273,7 тыс. руб. или 19,2%, в 2003 году – на 323,6 тыс. руб. или 16,9%, в 2004 году – на 80,2 тыс. руб. или 3,7%.
Рассмотрев все вышеизложенное, можно сделать вывод, несмотря на то что лимиты бюджетных обязательств ежегодно утверждаются больше, финансирование из бюджета сокращается. Такое положение сложилось из-за финансирования не утвержденных лимитов по капитальному ремонту и значительного превышения финансирования на приобретение оборудования в 2002 году. Кроме того, при низкой заработной плате медицинских работников, недофинансирование по статьям на заработную плату становится хроническим и с каждым годом увеличивается. Доля расходов на заработную плату от общего из бюджета составляет в 2002 году 4,5% от запланированных и 1,6% от профинансированных средств, соответственно в 2003 году – 7,7% и 6,1%, а также в 2004 году – 7,4% и 6,8%.
При такой динамике в заработной плате необходимо рассмотреть другие источники финансирования.
Таблица 2.4. Анализ финансирования заработной платы
Год |
Всего кассовых расходов (тыс. руб.) |
Финансирование (тыс. руб.) |
Структура финансирования (% от общего) |
||||
Бюджет |
Фонд ОМС |
Внебюджетные средства |
Бюджет |
Фонд ОМС |
Внебюджетные средства |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2002 |
12135,8 |
136,5 |
9835,7 |
2163,6 |
1,1 |
81,0 |
17,8 |
2003 |
20941,0 |
217,2 |
16124,9 |
4598,9 |
1,0 |
77,0 |
22,0 |
2004 |
26841,7 |
211,7 |
18324,6 |
8305,4 |
0,8 |
68,3 |
30,9 |
Из анализа расходов поликлиники на заработную плату видно, что наибольшие затраты приходятся за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и средств от предпринимательской деятельности. Так, в 2002 году наибольшая доля расходов на заработную плату сложилась за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и составила 81%. В 2003 и 2004 годах этот показатель снижается соответственно до 77% и 68,3%, однако по прежнему остается высоким показателем финансирования заработной платы.
Кроме того, следует отметить, что расходы на заработную плату за счет внебюджетных средств за три года выросли на 6141,8 тыс. руб.
Чтобы рассмотреть долю средств выделяемых на финансирование заработной платы, необходимо детально рассмотреть финансирование из других источников. Финансирование за счет средств фонда обязательного медицинского страхования приведено в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Анализ финансирования за счет средств фонд обязательного медицинского страхования.
Код экономической классификации |
Статьи |
Год |
Утверждено по смете (тыс. руб.) |
Профинансировано (тыс. руб.) |
% к утвержденным по смете |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
110100 |
Заработная плата |
2002 |
10446,6 |
9835,7 |
94,2 |
2003 |
16263,7 |
16124,9 |
99,1 |
||
2004 |
18926,5 |
18324,6 |
96,8 |
||
110200 |
Начисления на заработную плату |
2002 |
3739,9 |
3019,5 |
80,7 |
2003 |
3786,2 |
3786,2 |
100 |
||
2004 |
6624,3 |
6413,6 |
96,8 |
||
110310 |
Медикаменты |
2002 |
1573,7 |
598,2 |
38,0 |
2003 |
2234,7 |
1224 |
54,8 |
||
2004 |
5328,5 |
4561,2 |
85,6 |
||
110320 |
Мягкий инвентарь |
2002 |
93,3 |
38,1 |
40,8 |
2003 |
60,8 |
147,2 |
242,1 |
||
2004 |
217,3 |
217,3 |
100 |
||
110330 |
Спец. питание |
2002 |
33,6 |
22,5 |
67 |
2003 |
36,2 |
38,4 |
106,1 |
||
2004 |
40,1 |
41,7 |
104 |
||
111040 |
Прочие расходы |
2002 |
- |
- |
- |
2003 |
5,7 |
5,7 |
100 |
||
2004 |
8,9 |
8,9 |
100 |
||
Всего: |
2002 |
15887,1 |
13514 |
85,0 |
|
2003 |
22387,3 |
21326,4 |
95,3 |
||
2004 |
31145,6 |
29567,3 |
94,9 |
Делая сравнительный анализ финансирования из бюджета и фонда обязательного медицинского страхования можно отметить более стабильное финансирование за счет средств ФОМС. Однако на протяжении 2002-2004 годов не финансировались такие статьи расходов как 240100 «Приобретение оборудования», 240300 «Капитальный ремонт» и 110700 «Коммунальные расходы».
Анализируя финансирование на заработную плату видно, что также происходит систематическое недофинансирование. Так, в 2002 году недофинансирование составило 610,9 тыс. руб. или 5,8%, в 2003 году – 138,8 тыс. руб. или 0,9%, в 2004 году – 601,9 тыс. руб. или 3,2%. Всего за три года по статье 110110 «Заработная плата» недофинансировано 1351,6 тыс. руб., что превышает недофинансирование за счет бюджета на 1298 тыс. руб.
Кроме того, недофинансированы начисления на заработную плату в 2002 году на 720,4 тыс. руб. или 19,3% и в 2004 году – 210,7 тыс. руб. или 3,2%, однако в 2003 году финансирование составило 100% сметных назначений. Недофинансирование за три года составило 931,1 тыс. руб., что превысило недофинансирование за счет бюджета на 912,7 тыс. руб.
По статье 110310 «Медикаменты» ежегодно происходит значительное недофинансирование. Так в 2002 году недофинансировано по смете 975,5 тыс. руб. или 62%, в 2003 году – 1010,7 тыс. руб. или 45,2%, в 2004 году – 767,3 тыс. руб. или 14,4%.
На мягкий инвентарь в 2002 году утверждено сметных назначений 93,3 тыс. руб., финансирование составило 38,1 тыс. руб., недофинансирование по статье 110320 «Мягкий инвентарь» составило 59,2%. В 2003 году превышение финансирования над сметными назначениями составило 86,4 тыс. руб. или 142,1%. В 2004 году финансирование произведено в полном объеме или 100% сметных назначений.
Такая же динамика складывается по статье 110330 «Специальное питание». В 2002 году недофинансировано 11,1 тыс. руб. или 33%, в 2003 и 2004 годах происходит превышение финансирования над сметными обязательствами соответственно на 2,2 тыс. руб. или 6,1% и 1,6 тыс. руб. или 4%.
Что касается финансирования по прочим расходам, то в 2002 году сметные обязательства не утверждались, и финансирование не производилось. В 2003 и 2004 годах финансирование составило 100% сметных обязательств.
Для того чтобы выявить недофинансирование фондом обязательного медицинского страхования от заработанных поликлиникой средств, необходимо рассмотреть динамику поступления средств от Фонда обязательного медицинского страхования, в том числе на заработную плату медицинских работников поликлиники.
Таблица 2.6. Поступление средств от ФОМС, тыс. руб.
Год |
Заработано средств |
из них на заработную плату |
Поступило средств |
Отклонение (4-2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2002 |
14826,9 |
13789,5 |
13514 |
-1312,9 |
2003 |
23393 |
20186,7 |
21326,4 |
-2066,6 |
2004 |
32748,7 |
12407,3 |
29567,3 |
-3181,4 |
Из таблицы видно, что ежегодно поликлиника зарабатывает больше средств. Однако, недофинансирование за счет средств ФОМС возрастает.
Из вышеизложенного видно, что ежегодно финансирование за счет средств фонда обязательного медицинского страхования стабилизируется. Однако также как и за счет средств бюджета происходит систематическое недофинансирование статей заработной платы. Средства, зарабатываемые поликлиникой не возвращаются. Значительное недофинансирование на медикаменты покрывается за счет средств от предпринимательской деятельности.
Для анализа работы поликлинике необходимо рассмотреть укомплектованность медицинским персоналом.
Таблица 2.7. Укомплектованность врачебными кадрами
Год |
Количество штатных врачебных должностей |
Количество физических лиц |
Обеспеченность врачами на 100000 населения |
Укомплектованность с учетом совместительства, % |
Укомплектованность без учета совместительства, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2002 |
115,5 |
85 |
179,6 |
115,5=100% |
73,6 |
2003 |
119,75 |
83 |
185,8 |
93,25=78% |
69,5 |
2004 |
119,75 |
94 |
184,2 |
119,75=100% |
78,5 |
Из анализа укомплектованности врачебными кадрами видно, что количество штатных единиц в 2003 году возросло, при этом на 2 человека снизилось количество физических лиц. Однако при увеличении количества физических лиц в 2004 году на 11 человек и укомплектованности без учета совместительства на 9% (с учетом совместительства на 22%) обеспеченность врачами на 100000 населения снизилась на 1,6. Численность персонала увеличилось за счет притока врачей узких специальностей.
Таблица 2.8. Укомплектованность средним медицинским персоналом.
Год |
Количество штатных должностей средн. медперсонала |
Количество физических лиц |
Обеспеченность средним медперсоналом на 100000 населения |
Укомплектованность с учетом совместительства, % |
Укомплектованность без учета совместительства, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2002 |
156,25 |
71 |
243 |
100% |
45,4% |
2003 |
159,75 |
77 |
247,9 |
159,75=100% |
48,2 |
2004 |
159,75 |
95 |
245,8 |
159,75=100% |
59,5 |
Из анализа укомплектованности средним медицинским персоналом видно, что количество штатных единиц и укомплектованность с учетом совместителей не изменились. Однако при ежегодном увеличении количества физических лиц обеспеченность средним медицинским персоналом на 100000 населения в 2004 году снизилась на 2,1. Численность среднего медицинского персонала в 2004 году возросла на 18 человек, при этом число устроившихся на работу медсестер увеличилось на 7 человек, однако и 7 человек находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.
При анализе эффективности работы используются следующие показатели:
Средняя выработка врача = доходы / среднее количество врачей;
Средняя выработка врача 2002 - 4894,1 / 85 = 57,6 руб.
Средняя выработка врача 2003 – 10614,2 / 83 = 127,8 руб.
Средняя выработка врача 2004 – 19327,6 / 94 = 205,6 руб.
Средняя выработка одного врача показывает доход поликлиники в расчете на одного врача. Из анализа видно, что доход поликлиники на одного врача за три года вырос на 148 руб.
Средняя зарплата на единицу населения = расходы на зарплату / количество населения;
Средняя зарплата на единицу населения 2002 = 12135,8 / 64312 = 0,2 тыс. руб.
Средняя зарплата на единицу населения 2003 = 20941 / 64436 = 0,3 тыс. руб.
Средняя зарплата на единицу населения 2004 = 26841,7 / 65001 = 0,4 тыс. руб.
Показатель средней зарплаты на единицу населения показывает уровень оплаты труда медицинского персонала за количество обслуживаемого населения. Этот показатель характеризует оценку труда медперсонала. Из анализа видно, что каждый год в поликлиники вырастает средняя заработная плата на единицу населения на 100 руб., что является показателем роста эффективности обслуживания.
Анализ состояния и использования основных средств начинается с определения величины их стоимости на начало и конец периода. Затем определяется их темп роста путем сопоставления значений показателя на конец года к значению показателя на начало года, выраженное в процентах. В ходе анализа рассматриваются показатели движения и состояния основных фондов, такие как коэффициенты обновления (1), выбытия (2), износа (3) и годности (4), фондовооружённость (5), фондоотдача (6), фондоёмкость (7), коэффициент выбытия (8), которые рассчитываются следующим образом:
Стоимость новых основных фондов
К обновления = -------------------------------------- (1)
Стоимость основных фондов на конец период
Стоимость выбывших основных фондов
К выбытия = ---------------------------------------------------------------- (2)
Стоимость основных фондов на начало периода
Сумма начисленного износа
К износа = -------------------------------------------------- (3)
Стоимость основных фондов
К годности = 1 - К износа (4)
Стоимость основных фондов
фондовооружённость = --------------------------------------------- (5)
ССЧ
Средства, полученные от предпринимательской деятельности
фондоотдача = ----------------------------------------------- (6)
Стоимость основных фондов
1
фондоёмкость = ------------------------------------ (7)
фондоотдача
Стоимость выбывших основных фондов
К выбытия = ---------------------------------------------------------------- (8)
Стоимость основных фондов на начало периода
Таблица 2.9. Анализ использования основных средств в 2002 году, тыс. руб.
№ П/П |
Показатель |
Начало года |
Конец года |
Темп роста (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Стоимость основных средств |
9657 |
135122,6 |
1399,2 |
2. |
Сумма начисленного износа |
4962 |
15494,2 |
312,3 |
3. |
Коэффициент износа |
0,514 |
0,115 |
22,37 |
4. |
Коэффициент годности |
0,486 |
0,885 |
182,1 |
5. |
Коэффициент обновления |
- |
0,071 |
|
6. |
Средства, полученные от предпринимательской деятельности |
- |
201,7 |
|
7. |
фондоотдача |
- |
0,002 |
|
8. |
ССЧ |
198 |
210 |
106,06 |
9. |
фондовооружённость |
48,77 |
643,44 |
1319,34 |
10. |
фондоёмкость |
- |
500 |
За анализируемый период произошли следующие изменения: стоимость основных фондов возросла на 1299,2%. Такой высокий процент роста объясняется тем, что в 2002 году произведена переоценка основных средств.
Ещё мы видим, что износ составил всего 22,37%, что означает медленное изнашивание основных средств, соответственно, годность увеличилась на 82,1%. Также видно, что у поликлиники на конец года возрастает коэффициент обновления, а коэффициент выбытия отсутствует. Это значит, что поликлиника работает, в основном, не списывая оборудование, а приобретая новое.
Положительные факторы – это увеличение фондоотдачи. Фондоотдача показывает, сколько рублей приносит каждый рубль, вложенный в основные фонды. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.
Фондоёмкость увеличилась, т.к. увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль оказанных платных медицинских услуг. Увеличение фондоёмкости свидетельствует об улучшении использования основных фондов.
Рост фондовооружённости характеризует степень вооружённости медработников поликлиники основными фондами. Увеличение фондовооружённости на 1219,34% произошло по причине переоценки основных фондов.
Таблица 2.10. Анализ использования основных средств в 2003 году, тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Начало года |
Конец года |
Темп роста (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Стоимость основных средств |
135122,6 |
436463,3 |
323,01 |
2. |
Сумма начисленного износа |
23165,4 |
30895,2 |
133,37 |
3. |
Коэффициент износа |
0,171 |
0,071 |
41,5 |
4. |
Коэффициент годности |
0,099 |
0,929 |
938,38 |
5. |
Коэффициент обновления |
- |
0,013 |
|
6. |
Средства, полученные от предпринимательской деятельности |
114,4 |
289,3 |
252,88 |
7. |
фондоотдача |
0,0008 |
0,002 |
250 |
8. |
ССЧ |
210 |
235 |
111,9 |
9. |
фондовооружённость |
643,44 |
1857,29 |
288,65 |
10. |
фондоёмкость |
1250 |
500 |
40 |
За анализируемый период произошли следующие изменения: стоимость основных фондов возросла на 223,01%. Это положительная тенденция в деятельности поликлиники.
Ещё мы видим, что износ составил всего 41,5%, что означает медленное изнашивание основных средств, соответственно, годность увеличилась на 838,38%. Также видно, что у поликлиники на конец года возрастает коэффициент обновления, а коэффициент выбытия отсутствует. Это значит, что поликлиника работает, в основном, не списывая оборудование, а приобретая новое.
Положительные факторы – это увеличение доходов на 152,88%. Также фондоотдача выросла на 150%. Фондоотдача показывает, сколько рублей от оказания платных услуг приносит каждый рубль, вложенный в основные фонды. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.
Фондоёмкость уменьшилась, т.к. увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль оказанных платных медицинских услуг. Снижение фондоёмкости свидетельствует об улучшении использования основных фондов.
Рост фондовооружённости характеризует степень вооружённости медработников поликлиники основными фондами. Увеличение фондовооружённости на 188,65% произошло по причине значительного увеличения основных фондов в отчетном периоде.
Рассмотрев анализ использования основных средств за 2002 и 2003 годы видно, что стоимость основных фондов ежегодно возрастает. Износ в 2004 году по сравнению с 2002 значительно возрос. Резкое увеличение износа произошло по причине переоценки основных средств в 2002 году. Коэффициент годности не снижается, так как ежегодно приобретаются новые основные средства.
Доходы от предпринимательской деятельности ежегодно увеличиваются, увеличивается фондоотдача. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.
В 2003 году фондоёмкость увеличивается, что свидетельствует об улучшении использования основных фондов; происходит снижение фондовооружённости по причине увеличения численности.
Таблица 2.11. Анализ использования основных средств в 2004 году, тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Начало года |
Конец года |
Темп роста (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Стоимость основных средств |
436463,3 |
141791,9 |
32,49 |
2. |
Сумма начисленного износа |
30895,2 |
41266,6 |
133,57 |
3. |
Коэффициент износа |
0,071 |
0,291 |
409,86 |
4. |
Коэффициент годности |
0,929 |
0,709 |
76,32 |
5. |
Коэффициент обновления |
- |
0,013 |
|
6. |
Коэффициент выбытия |
- |
5,306 |
|
7. |
Средства, полученные от предпринимательской деятельности |
289,3 |
327,1 |
113,07 |
8. |
фондоотдача |
0,002 |
0,003 |
150 |
9. |
ССЧ |
235 |
238 |
101,28 |
10. |
фондовооружённость |
1857,29 |
595,76 |
32,08 |
11. |
фондоёмкость |
500 |
333,33 |
66,67 |
За анализируемый период произошли следующие изменения: стоимость основных фондов снизилась на 67,51%. Это отрицательная тенденция в деятельности поликлиники.
Ещё мы видим, что износ увеличился 33,57%, что означает быстрое изнашивание основных средств, соответственно, годность уменьшилась на 23,68%. Также видно, что у поликлиники низкий коэффициент обновления и высокий коэффициент выбытия. Это значит, что поликлиника работает, в основном, списывает оборудования, а новое практически не поступает.
Положительные факторы – это увеличение доходов на 13,07%. Также фондоотдача выросла на 50%. Фондоотдача показывает, сколько рублей от оказания платных услуг приносит каждый рубль, вложенный в основные фонды. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.
Фондоёмкость уменьшилась, т.к. увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль оказанных платных медицинских услуг. Снижение фондоёмкости свидетельствует об улучшении использования основных фондов.
Отрицательная тенденция – это снижение. Фондовооружённость характеризует степень вооружённости работников предприятия основными фондами. Уменьшение фондовооружённости на 67,92% произошло за счёт снижения стоимости основных фондов.
Рассмотрев анализ использования основных средств за 2002 – 2004 годы видно, что стоимость основных фондов в 2002 и 2003 годах возрастает, так как не происходит выбытия основных средств. А в 2004 году за счет списания основных средств стоимость основных фондов резко снижается, что приводит к снижению основных показателей работы поликлиники. Износ ежегодно возрастает. Резкое увеличение износа в 2002 году произошло по причине переоценки основных средств. Коэффициент годности в 2004 году резко снижается, так как происходит выбытие основных средств.
Доходы от предпринимательской деятельности ежегодно увеличиваются, увеличивается фондоотдача. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.
По сравнению с 2003 годом в 2004 году фондоёмкость увеличивается, т.к. фондоотдача по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 100%. Увеличение фондоёмкости свидетельствует об ухудшении использования основных фондов.
2.3. Анализ себестоимости оказания платных услуг.
Расход средств полученных от предпринимательской деятельности.
Динамика доходов от сдачи в аренду нежилых помещений.
Экономической основой средней стоимости платных медицинских услуг является базовая себестоимость содержания поликлиники. Себестоимость медицинских услуг - это совокупность затрат поликлиники на предоставление медицинской услуги.
Затраты, образующие себестоимость проданных медицинских услуг, предусматриваются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
- расходы на оплату труда;
- начисления на заработную плату;
- услуги связи;
- медикаменты;
- приобретение материалов;
- командировки;
- повышение квалификации;
- оплата коммунальных услуг;
- приобретение мягкого инвентаря;
- ремонт медицинского оборудования;
- оплата спец. питания;
- оплата прочих услуг;
- амортизация основных средств;
- благоустройство;
- хозяйственные расходы;
- наглядные пособия;
- капитальный и текущий ремонт.
Что касается, себестоимости, конкретно по поликлиники, то фактическая себестоимость платных медицинских услуг складывается по следующим статьям затрат, которые представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12. Динамика структуры себестоимости платных медицинских услуг, тыс. руб.
Статьи затрат |
Сумма |
Доля |
1 |
2 |
3 |
Заработная плата и начисления на заработную плату |
6697,3 |
63,52 |
Услуги связи |
54,6 |
0,52 |
Приобретение материалов |
400,0 |
3,79 |
Медикаменты |
913,8 |
8,67 |
Командировки и повышение квалификации |
165,3 |
1,57 |
Оплата коммунальных услуг |
70,0 |
0,66 |
Приобретение мягкого инвентаря |
2,9 |
0,03 |
Ремонт медицинского оборудования |
267,2 |
2,53 |
Оплата спец. питания вредникам |
33,0 |
0,31 |
Оплата прочих услуг |
1400,5 |
13,28 |
Амортизация основных средств |
419,4 |
3,98 |
Благоустройство |
120,0 |
1,14 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
10544 |
100,00 |
Наибольший удельный вес в себестоимости имеет заработная плата, она составляет 63,52% от всей себестоимости. Минимальный удельный вес, менее 1%, составляют услуги связи, оплата коммунальных услуг, приобретение мягкого инвентаря и оплата специального питания вредникам.
Систематическое недофинансирование статей заработной платы за счет средств бюджета и средств фонда обязательного медицинского страхования, ведет к наибольшему включению затрат на заработную плату в себестоимость.
Снижение себестоимости медицинских услуг - основа снижения цен, а значит - основа конкурентоспособности медицинских услуг. Снижение цен прямо влияет на благосостояние населения. В масштабе национальной экономики снижение себестоимости увеличивает соразмерно национальный доход, прибыль, что в свою очередь позволяет увеличить темпы расширенного воспроизводства, способствует поддержанию объектов отдыха, здравоохранения и т.д. Поликлиника также при этом укрепляет свое финансовое положение, делает его более устойчивым.
Таким образом, снижение себестоимости одинаково выгодно всем - населению, работникам, поликлиники, национальной экономике и государству в целом. А значит, усилия всех должны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимости.
Для того, чтобы оценить значимость предпринимательской деятельности, необходимо провести анализ расходов за счет средств от предпринимательской деятельности.
Таблица 2.13. Предпринимательская деятельность.
Код экономической класси-фикации |
Статьи |
Год |
Утверждено по смете (тыс. руб.) |
Профинансировано (тыс. руб.) |
% к утвержденным по смете |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
110100 |
Заработная плата |
2002 |
759,0 |
2163,6 |
285,1 |
2003 |
3987 |
4598,9 |
115,3 |
||
2004 |
6938 |
8305,4 |
119,7 |
||
110200 |
Начисления на заработную плату |
2002 |
271 |
680,8 |
251,2 |
2003 |
1428 |
1309 |
91,7 |
||
2004 |
2431 |
2907 |
119,6 |
||
110310 |
Медикаменты |
2002 |
1037 |
1039,7 |
100,3 |
2003 |
1264 |
1388,9 |
109,9 |
||
2004 |
1876 |
2038,4 |
108,7 |
||
110320 |
Мягкий инвентарь |
2002 |
- |
9,9 |
- |
2003 |
7 |
4,3 |
61,4 |
||
2004 |
8 |
6,9 |
86,3 |
||
110330 |
Спец. питание |
2002 |
10 |
17,2 |
172 |
2003 |
47 |
41,2 |
87,7 |
||
2004 |
45 |
42,7 |
94,9 |
||
110350 |
Прочие расходные материалы |
2002 |
350 |
235,2 |
67,2 |
2003 |
883 |
830,2 |
94 |
||
2004 |
890 |
873 |
98,1 |
||
110400 |
Служебные командировки |
2002 |
- |
16 |
- |
2003 |
104 |
78 |
75 |
||
2004 |
115 |
83 |
72,2 |
||
110600 |
Услуги связи |
2002 |
73 |
64,9 |
88,9 |
2003 |
74 |
66,5 |
89,9 |
||
2004 |
79 |
78 |
98,7 |
||
110710 |
Содержание помещений |
2002 |
7 |
2,6 |
37,1 |
2003 |
5 |
13,1 |
262 |
||
2004 |
14 |
19,9 |
142,1 |
||
110720 |
Теплоэнергия |
2002 |
- |
- |
- |
2003 |
68 |
63 |
92,6 |
||
2004 |
72 |
83 |
115,3 |
||
Продолжение таблицы 2.13 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
110730 |
Электроэнергия |
2002 |
- |
- |
- |
2003 |
22 |
21 |
95,4 |
||
2004 |
29 |
34 |
117,2 |
||
110740 |
Оплата водоснабжения |
2002 |
- |
- |
- |
2003 |
13 |
18 |
138,5 |
||
2004 |
19 |
24 |
126,3 |
||
110770 |
Прочие коммунальные услуги |
2002 |
7 |
25,7 |
367,1 |
2003 |
6 |
3,6 |
60 |
||
2004 |
8 |
7,9 |
98,8 |
||
111020 |
Оплата текущего ремонта оборудования |
2002 |
- |
- |
- |
2003 |
64 |
40,2 |
62,9 |
||
2004 |
67 |
65 |
97,0 |
||
111040 |
Прочие текущие расходы |
2002 |
403 |
337,8 |
83,8 |
2003 |
1437 |
1358,3 |
94,5 |
||
2004 |
2150 |
2569 |
119,5 |
||
240120 |
Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования |
2002 |
- |
97,3 |
- |
2003 |
619 |
780 |
126 |
||
2004 |
2000 |
2189,8 |
109,5 |
||
Всего: |
2002 |
2917 |
4690,7 |
160,8 |
|
2003 |
10028 |
10614,2 |
105,8 |
||
2004 |
16741 |
19327,6 |
115,6 |
Делая сравнительный анализ финансирования из бюджета, фонда обязательного медицинского страхования и расходов за счет средств полученных от предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что большая часть расходов на содержание поликлиники приходится на предпринимательскую деятельность. Практически по всем статьям экономической классификации расходы превышают сметные назначения и перекрывают расходы, которые недофинансировал бюджет и фонд обязательного медицинского страхования.
Анализируя расходы поликлиники на заработную плату видно, что поликлиника полностью перекрывает недофинансирование бюджета и ФОМС. Так, в 2002 году сверх утвержденной сметы на 185,1%, в 2003 году – 15,3% и в 2004 году – 19,7% выплачена заработная плата медицинскому персоналу.
По статье 110310 «Медикаменты» ежегодно происходит увеличение расходов над утвержденными сметными назначениями.
На мягкий инвентарь в 2002 году сметные назначения не утверждались, однако расходы поликлиники составили 9,9 тыс. руб., а в 2003 и 2004 годах расходов произведено меньше сметных назначений.
По статье 110330 «Специальное питание» в 2002 году расходы превышают сметные назначения на 72%, а в 2003 и 2004 годах сокращаются соответственно на 12,3% и на 5,1%.
Из вышеизложенного видно, что в 2002-2004 годах расходы за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности превышали сметные назначения. По таким статьям как 110400 «Служебные командировки», 110600 «Услуги связи», 110720 «Теплоэнергия», 110730 «Электроэнергия», 110740 «Оплата водоснабжения» и 111020 «Оплата текущего ремонта оборудования» расходы производились только за счет средств полученных от предпринимательской деятельности.
Расходы за счет платных услуг ежегодно возрастают. Можно сделать вывод, что платные услуги имеют большое значение в финансировании поликлиники.
Кроме доходов от предпринимательской деятельности, поликлиника получает доходы от сдачи в аренду нежилых помещений. В 2002 году помещения в аренду не сдавались. Динамика доходов, от сдачи помещений в аренду представлена в таблице 2.14.
Таблица 2.14. Динамика поступления средств от сдачи в аренду нежилых помещений, тыс. руб.
2003 |
2004 |
|
Доходы от аренды |
207,4 |
365,4 |
Поступления от сдачи нежилых помещений в аренду в 2004 году возросли на 158 тыс. руб. или на 76,2 тыс. руб. Из этого можно сделать вывод, что в поликлинике ежегодно увеличиваются доходы.
Развитие поликлиники имеет исключительное значение, поскольку положение дел в этой отрасли в данный период недостаточно стабильное. Поликлиники переживают сегодня очень сложный период перехода к новым условиям хозяйствования. Происходит постепенное восстановление платежеспособного спроса на медицинские услуги после длительного спада. Одной из причин является высокая цена на платные медицинские услуги. Остается только надеяться, что все меры, направленные на улучшение функционирования поликлиники, помогли бы сделать цену действенным инструментом экономической политики в условиях поликлиники.