Содержание

Введение. 3

1. Экономико-географическое положение Приморского края. 4

2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. 16

3. Население и трудовые ресурсы.. 4

4. Хозяйственный комплекс территории. 3

5. Транспортный комплекс территории. 11

6. Экологические проблемы территории. 15

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Приложения. 19

Введение

Приморский край - одна из самых густонаселенных территорий Дальнего Востока. На его территории проживает 2241,3 тыс. человек (1997 г.), в их числе - 77,6% - городское население. В крае насчитывается 12 городов, 46 поселков городского типа, 25 административных районов. В среднем на один район приходится 25,2 тыс. человек (в т.ч. сельского населения 13,2 тыс. человек), а на один сельский совет - 1,5 тыс. человек. Наиболее крупные города: Владивосток, (651,0 тыс. человек), Находка (190,5 тыс. человек), Уссурийск (160,9 тыс. человек), Артем (114,4 тыс. человек), Арсеньев (69,1 тыс. человек).

Цель исследования: показать территорию Приморского края как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.

В работе поставлены следующие задачи:

Рассмотреть экономико-географическое положение Приморского Края,

Дать экономическую оценку природных ресурсов Приморского Края,

Рассмотреть население и трудовые ресурсы Края,

Рассмотреть хозяйственный комплекс территории;

Рассмотреть транспортный комплекс территории;

Рассмотреть экологические проблемы территории.

1. Экономико-географическое положение Приморского края

Приморский край является административной единицей Российской Федерации с 20 сентября 1938 года. На юге и востоке он омывается Японским морем, на севере граничит с Хабаровским краем, на западе – с Китаем и Северной Кореей. В состав края входят многочисленные острова: Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, Путятин, Аскольд и др. Общая площадь края – 165.9 тыс. кв. км.

Основные сведения по Приморскому краю приведен в табл. 1.

Таблица 1

Основные сведения Приморского Края

День образования

20 октября 1938 г.

Входит в состав

Дальневосточного федерального округа

Расстояние от Москвы до Владивостока

9302 км

Местное время

московское время + 7 ч.

Население (по результатам переписи населения, октябрь 2002 г.) - численность:

2 071 210 чел.  (1,43% от РФ, 25 место в РФ), плотность: 12,5 чел./км2.

Территория

площадь: 165 900 км2  (0,97% от РФ, 25 место в РФ)

Состав

25 районов, 12 городов, 46 поселков городского типа, 617 сельских населенных пунктов

Краевой центр

г.Владивосток

Острова:

Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, о-ва Римского-Корсакова, Аскольд, Путятина, Петрова 

Мысы:

Золотой, Поворотный, Гамова, Сосунова 

Заливы:

Посьета, Петра Великого, Амурский, Уссурийский, Находка, Ольги, Рында, Восток, Славянский, Владимира

Бухты:

Золотой Рог, Находка, Врангеля, Гайдамак, Троицы, Бойсмана, Рудная 

Проливы:

Босфор Восточный, Невельского, Лаперуза, Цигару (Сангарский), Корейский, Симоносекский

Полуострова:

Муравьева-Амурского, Песчаный, Янковского, Краббе, Гамова, Клерка, Брюса 

Хребты:

Сихотэ-Алинь, Партизанский, Ливадийский, Пограничный, Западный Синий, Пржевальского, Боголадза, Холодный, Черные горы, Борисовское плато  

Горы:

Аник (1933), Облачная (1856), Снежная (1684), Ольховая (1668), Высокая (1745), Ливадийская (1334), Кедровая (961) 

Реки:

Уссури, Арсеньевка, Большая Уссурка, Малиновка, Сунгача, Бикин, Самарга с притоком Дагды, Кема, Максимовка, Аввакумовка, Раздольная, Туманная, Гранитная, Тур, Илистая, Партизанская, Комиссаровка 

Озера:

Ханка

Основные крупные физико-географические подразделения Приморского края – Сихотэ-Алинский (южная половина) и Восточно-Маньчжурская (восточная окраина) горные области, а также разделяющая их Западно-Приморская равнина.

Климатические условия края во многом определяются его географическим положением – на стыке Евразии и Тихого океана. Зимой здесь господствуют холодные континентальные воздушные массы, а летом прохладные океанические. При этом " смягчающее" воздействие, особенно на прибрежные территории оказывает муссонный климат: прохладная весна, дождливое и туманное лето, солнечная сухая осень и малоснежная с ветрами зима. В центральных и северных районах края климат более континентальный. Общее годовое количество осадков 600-900 мм, большая их часть выпадает летом. Вдоль морского побережья с С-В на Ю-З проходит холодное Приморское течение, которое вызывает продолжительные туманы. Флора и фауна отличаются сочетанием южных и северных видов.

До 80% территории края занимают исключительно разнообразные по составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники, многие из которых эндемичны (абрикос маньчжурский, актинидия, женьшень настоящий, лотос Комарова и др.).

Животный мир также многолик. Он представлен как охотничье-промысловыми (лось, изюбр, косуля, кабан, кабарга, белка, норка, выдра, колонок, соболь, горностай и др.), так и редкими видами (амурский тигр, леопард, красный волк, уссурийский пятнистый олень и др.).

Таким образом, природные ресурсы края весьма разнообразны и велики, что является одной из самых важных его отличительных характеристик.

Большое значение имеют возобновляемые ресурсы: лесные, рыбные, земледельческие, водные, гидроэнергетические и др. Общегосударственное, региональное и локальное значение имеют: горнохимическое и горнорудное сырье для цветной металлургии (месторождения олова, свинцово-цинковых и боросодержащих руд, вольфрама, золота, серебра, флюорита и др.). Имеются каменный и бурый уголь, торф, полевошпатовое сырье, природные сорбенты, стройматериалы, драгоценные и полудрагоценные камни  и др. Кроме того, в крае выявлено более 100 источников минеральных вод, большинство из которых – холодные углекислые (в центральных районах и вдоль западной границы), реже азотно-кремнистые термальные (вдоль побережья двумя участками – на юге и северо-востоке). Наиболее известные – Шмаковское, Ласточка, Амгу, Чистоводное и Горноводное – любимые места отдыха и лечения жителей Дальнего Востока России.

Административно-политическая карта территории Приморского Края представлена на рис. 1 (Приложение).

По итогам хозяйственной деятельности только за 2002 год позиция края в рейтинге регионов Российской Федерации по темпам экономического роста выросла на 39 рейтинговых пунктов. Приморский край переместился с 78-ой сразу на 35-ую позицию и был отнесен к регионам со средне российскими темпами экономического роста.

Позиция Приморского края в экономике Дальневосточного Федерального округа представлена на рис. 2.

Рисунок 2 - Позиция Приморского края в экономике Дальневосточного Федерального округа

По оценке, рост валового регионального продукта в 2003 году составил 7 процентов в сопоставимых ценах.

Основные инфраструктурные отрасли обеспечивают максимальный бюджетный эффект. При среднем показателе 18 копеек, поступление налогов с рубля добавленной стоимости в отраслях транспорта и связи в 2003 году составило 26 копеек.

Впервые более трети прироста ВРП (36,6 процента) обеспечили инвестиционные отрасли – машиностроение и стройиндустрия. Это свидетельствует о создании условий для капитализации экономики Приморского края.

Динамика объема валового регионального продукта на душу населения представлена на рис. 3.

 

Рисунок 3 - Динамика объема валового регионального продукта на душу населения, тыс. рублей

Валовой региональный продукт на душу населения, как интегрированный показатель благосостояния, за прошедший период с 2001 по 2003 годы увеличился в 1,35 раза, в том числе на 8 процентов за 2003 год. Уже в прошлом году каждый процент прироста ВРП обеспечил 2,5 процента прироста доходов населения (3,8 млрд. рублей).

Такие темпы роста и такая динамика в полной мере соответствуют решению задач по увеличению вдвое валового регионального продукта в течение десяти лет.

В Приморском крае сконцентрирована значительная часть промышленного, научного и технологического потенциала Дальнего Востока России. В настоящее время экономика края находится в процессе незавершенной реструктуризации. Самыми крупными отраслями хозяйства остаются транспортные перевозки, рыбная и оборонная промышленность, пищевая промышленность. По некоторым отраслям экономики существует зависимость Приморского края от привозного сырья и товаров, в том числе и зарубежных.

Сельское хозяйство края обеспечивает население собственным продовольствием на 1/3 от потребности, но в его развитии наблюдается положительная динамика. Объем валовой продукции сельского хозяйства Приморского края в 2003 г. вырос на 18,0% в сравнении с уровнем 2002 г.

Пищевой промышленностью края производится 36.37 % от всей продукции промышленности края. Рост производства в пищевой промышленности в 2003 г. составил 2,9% связан с увеличением выпуска продукции в рыбной отрасли, и высокими темпами роста в мясомолочной промышленности.

Машиностроение и металлообработка в долевом соотношении обеспечивает примерно 10.3% от всего промышленного производства края. Основная специализация предприятий этого сектора - судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение. К настоящему времени, в этом секторе промышленности сосредоточены высококвалифицированные трудовые ресурсы, высоким остается и производственный потенциал этой отрасли.

Лесная промышленность и лесопереработка старейшая отрасль хозяйства Приморского края. Она обеспечивает 7.1 % валового промышленного производства края. Здесь добывается клен, береза, кедр, сосна, ясень, лиственница и ель. Лесная промышленность края в основном экспорто-ориентирована. Более 75 % добываемого леса уходит за рубеж, как правило в необработанном или первично-обработанном виде. Материалы местных газет позволяют, сегодня, говорить о существовании серьезной проблемы незаконных рубок с последующем вывозом леса за рубеж.

В 2003 г. прирост валового регионального продукта Приморского края составил 7 %.

Объем промышленного производства в 2003 г. вырос на 6,1 % в сопоставимых ценах к уровню 2002 г.

Рост производства достигнут в 12 отраслях: электроэнергетике, топливной, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, пищевой (в том числе в рыбной), мукомольно-крупяной и комбикормовой, медицинской и полиграфической промышленности. 4,5 - процентное снижение объемов производства допущено в легкой промышленности.

В 2003 г. на 4,7 % к уровню 2002 г. вырос общий объем услуг транспорта. Рост произошел в основном за счет увеличения объема грузоперевозок предприятиями железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта на 7,7%, 0,6% и 17,1%, соответственно.

Приморский край расположен на перекрестье внутренних и международных морских, железнодорожных, автомобильных и воздушных путей. Здесь сходятся крупные транспортные коридоры: так называемый «Транссибирский континентальный мост»: страны Азии - Владивосток - Москва - страны Восточной и Западной Европы и транспортный коридор провинции Хэйлунцзян (КНР): Маньчжоули - Харбин - Владивосток - порты Японии.

Морской порт Владивостока имеет глубины до 11.6 метра у причальных стенок и до 26 метров на рейде. Он открыт для посещения практически всеми типами судов круглогодично и рассчитан на переработку 6.6 миллионов тонн грузов в год. Комплекс портов города Находка (включая порт «Восточный») способен переработать свыше 29 миллионов тонн грузов в год. Меньшие по масштабу порты Зарубино и Посьет, имеют возможность обрабатывать 1.5 миллиона тонн грузов в год.

Крупнейший и наилучшим образом оборудованный аэропорт края «Владивосток» имеет статус международного. Отсюда осуществляются регулярные рейсы в Пхеньян (КНДР), Сеул, Пусан (Республика Корея), Ниигату, Тояму, Осака, Токио (Япония), Тяньцзинь, Харбин, Муданьцзян (Китай), Ханой (Вьетнам) а так же чартерные рейсы в страны Северо-восточной и Юго-восточной Азии. Из аэропорта Владивостока начинаются так же внутренние пассажирские маршруты, связывающие Приморье с городами России.

Телекоммуникации - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в крае. Наряду с российскими предприятиями здесь успешно работают совместные и иностранные компании.

Производственный потенциал Приморского края в основном сосредоточен во Владивостоке. Рыночная инфраструктура столицы края, так же является наиболее развитой в Приморье.

Во Владивостоке имеют свои представительства и отделения такие крупные финансовые организации, как Центральный банк России, Сберегательный банк России, Европейский банк реконструкции и развития, голландский Ай-Эн-Джи Банк. Широко представлены акционерные коммерческие банки.

Владивосток - крупный центр культуры, науки и образования на Дальнем Востоке России. Здесь расположен Президиум Дальневосточного отделения Российской академии наук, 14 научно-исследовательских учреждений, в которых ведутся исследовательские работы в области физики, математики, химии, биологии, проводятся прикладные научно-технические исследования.

В 10 высших учебных заведениях города обучается около 50 тысяч студентов. Среди высших учебных заведений города пять университетов - государственный, технический, рыбохозяйственный, медицинский, экономики и сервиса; четыре академии - морская, экономики и управления, дальневосточный филиал таможенной, искусств, а так же военно-морской институт. ВУЗы Владивостока имеют свои отделения в других городах Приморского края - в Дальнегорске, Арсеньеве, Находке, городе-спутнике Владивостока Артеме.

По итогам 2003 года Приморский край занимает 23 место по инвестиционному потенциалу среди 89 российских, и 3 место среди регионов Дальнего Востока. В общероссийской потенциале доля Приморского края составила 1,154%.

За 2003 г. величина инвестиционного риска, отражающая вероятность потери инвестиций и дохода от них, по Приморскому краю снизилась и составила 1,143 (среднероссийский уровень риска = 1).

Край находился на 58 месте по рейтингу риска среди российских регионов (2002 г. – 70 место) и на 2 месте среди регионов Дальневосточного федерального округа (после Хабаровского края).

Наибольшее снижение ранга риска произошло из-за снижения экономического риска - с 74 места в 2002 г. до 52 места в 2003 г., финансового – с 60 до 41, социального – с 60 до 53.

При рассмотрении российских регионов в координатах риск-потенциал, Приморский край улучшил свои позиции, и в 2003 г. при снижении инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, переходит в категорию «средний потенциал – умеренный риск» (в 2002 г. – «средний потенциал – высокий риск»). В эту же категорию по инвестиционному климату вошли еще 14 субъектов Российской Федерации, в том числе Нижегородская, Самарская, Саратовская, Новосибирская, Иркутская области, а так же Краснодарский и Хабаровский края.

Начавшееся после финансового кризиса 1997 г. падение объемов иностранных инвестиций в экономику края в целом было преодолено еще в 2000г. В 2003 г. объем иностранных инвестиций продолжал свой рост и на 3% превысил показатели 2002 г.

В структуре иностранных инвестиций наибольший удельный вес (62,4%) приходится на прямые инвестиции, в основном это взносы в уставный фонд, кредиты и прочие вложения. Портфельные инвестиции составляют 22,6%, на долю прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (это торговые кредиты и кредиты международных финансовых организаций) приходиться 15%.

Наиболее привлекательны для иностранного капитала отрасли: промышленность – 60,3% от общего объема инвестиций, транспорт – 22,6%, торговля и общественное питание – 6,6%.

В табл. 2 приведены основные экономические и социальные показатели Приморского края за январь-октябрь 2005 года

Таблица 2

Основные экономические и социальные показатели Приморского края за январь-октябрь 2005 года

Январь-октябрь

 2005

В  % к январю-октябрю 2004

Индекс промышленного производства1)

121.3

Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий:

      мясо (в живом весе), тыс. тонн

21.6

114

      молоко, тыс. тонн

105.1

101.4

      яйцо, млн штук

197.5

83

Инвестиции в основной капитал,

(оценка) млрд руб. 

14.1

98.1

Грузооборот транспорта, млрд т-км

49.2

96.8

   железнодорожного  транспорта

32.3

97.2

   морского транспорта

15.7

95.7

Объем услуг связи, млрд рублей

8.3

130

Оборот розничной торговли, млрд руб.

67.0

118

Объем платных услуг населению, млрд руб.

28.8

100.3

Номинальные денежные доходы на душу населения в месяц  (оценка), рублей

6600

131

Реальные располагаемые денежные доходы населения края, %

              114

Начисленная средняя заработная плата одного работника (оценка):

   номинальная, рублей

8820

122

   реальная, %

108

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода), тыс. человек

40.4

102.7

Индекс потребительских цен,

октябрь к декабрю 2004, %

110.1

107.62)

Индекс цен производителей промышленной продукции, октябрь к декабрю 20041), %

      106.7

111.82)

1)  По видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, воды и газа». 2) Октябрь 2004  к декабрю 2003.

Ведущими инвесторами экономики Приморского края, являются Республика Корея, США, Китай, Япония. На долю этих стран в 2003 г. приходилось 74,1% от общего объема поступивших иностранных инвестиций, в том числе доля Японии от общего объема иностранных инвестиций составляла 57,8%.

Внешнеторговый оборот края в 2003 г. превысил 1901,1 млн. долл. США (рост 105,4% к уровню 2002 г.).

Экспорт в целом по краю за 2003 г. сократился 5,6%. Импорт в указанный период вырос к уровню 2002 г. на 18,8%. Основными статьями экспорта края в 2003 г. были: продовольственные товары и сырье (34,1% от общего объема экспорта в 2003 г.), металлы и металлоизделия (23,9% от общего объема экспорта), древесина и изделия из нее (19.5% от общего объема экспорта). В импорте края в тот же период преобладали машины, оборудование и транспортные средства (29% от общего объема импорта в 2003 г.), продовольственные товары и сырье (21% от общего объема импорта), продукция химической промышленности (15% от общего объема импорта).

Процесс заселения и хозяйственного освоения Приморского края Российским государством был длительным по времени и шел в три этапа: 1861-81, 1882-1900, 1901-1917 гг. На 1-м этапе было в основном сухопутное переселение в Приморье крестьян Астраханской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Тамбовской, Пермской, Тобольской и др. губерний. На 2-м этапе переселение в Южно-Уссурийский край осуществлялось морским путем на судах Добровольного флота и на 3-м - по Транссибирской магистрали.

Первые российские колонисты края - солдаты 3-го Сибирского батальона, расселявшиеся в постах Раздольное, Посьет, Турий Рог, Камень-Рыболов. Вслед за ними прибыли казаки, которые к 1862 г. основали 23 станицы с населением 5 тыс. человек. Казачество сыграло в освоении края огромную роль, т.к. наряду с хозяйственным освоением новых земель казаки выполняли функцию охраны государственной границы России.

Чрезвычайно разнообразен был национальный и религиозный состав первых жителей Приморья ввиду того, что переселение в край шло из различных уголков России, Украины, Молдавии, Прибалтики, Польши, Финляндии. В освоении новых земель активно принимали участие граждане многих иностранных государств.

Состав первых поселенцев Приморья был очень разнородным и по социальному положению и по первоначальному капиталу. Прибывшие из Забайкалья казаки относились к новым местам без особых симпатий, т.к. направлялись сюда с родных мест по жребию. При этом зажиточная часть казаков имела право откупиться от обязательного переселения или направить вместо себя кого-то другого. Прибывшие в глухие и необжитые места люди могли по праву считать себя ссыльными. Так же часть первопоселенцев состояла из штрафных солдат, каторжан[1].

Таким образом, выгодное экономико-географическое положение (ЭГП) Приморского края определяется тем, что территория края имеет непосредственное соседство - на севере с промышленно развитым Хабаровским краем, на западе на протяжении почти 1000 км с активно развивающимися Северо-Восточными районами Китая, на юге с развивающейся северной провинцией КНДР. Со всеми край имеет устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения. На юге и востоке край почти 1500 километровым побережьем выходит к незамерзающему Японскому морю. Благодаря морскому транспорту край имеет хорошую доступность к таким развитым странам, как Япония, Республика Корея. Расстояние через Японское море между ближайшими географическими точками побережья Приморского края и Японии составляет 300 км, Республики Корея - 500 км. Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль.

Страны, соседствующие с Приморьем, значительно различаются по размеру, плотности населения, по своим культурным, экономическим особенностям, по уровню социального развития и видам природных ресурсов. Эти "различия" являются скорее приемуществом при установлении международных связей, использования их экономических, культурных и научных достижений. Несомненно, что данные особенности необходимо учитывать при развитии и продвижении международных отношений Приморья и стран АТР, при защите интересов и границ России.

2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов

Приморский край богат природными ресурсами. Особенности геологического развития предопределили здесь наличие топливно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов, географическое положение, особенности рельефа и климата, обусловили наличие земельных, водных и гидроэнергетических, лесных и рекреационных ресурсов. Много ценных веществ - химических соединений, солей, металлов - находится в растворенном виде в морской воде, а также в донных россыпях – морские минерально-сырьевые ресурсы.

Общая схема природных ресурсов приведена на рис.

Структура добычи полезных ископаемых, добываемых в Приморском Крае, приведена на рис.

Рисунок – Структура добычи полезных ископаемых в Приморском Крае, %

Месторождение угля связано с осадочными породами, с длительным накоплением органических масс. В крае выявлено почти 100 месторождений с общими запасами около - 2.4 млрд. тонн. Основные месторождения угля - Бикинское, Павловское, Шкотовское и Артемовское буроугольные, Партизанское и Раздольненское каменноугольные. Многие месторождения угля имеют сложные гидрогеологические условия (небольшая толщина угольных пластов и их высокая обводненность). Это затрудняет добычу угля, делает ее более дорогой. В то же время около 70% запасов угля пригодны для открытой разработки (рис., Приложение).

В крае известно около 30 месторождений олова. Основные оловорудные месторождения находятся в Кавалеровском, Дальнегорском и Красноармейском районах - в горных районах Сохотэ-Алиня. В этих же районах сосредоточено около 15 месторождений полиметаллических руд, содержащих свинец и цинк, а также в небольших количествах - медб, серебро, висмут, другие редкометальные металлы. Оловосодержащие и полиметаллические руды залегают на большой глубине, в коренных породах. Лишь на нескольких небольших участках речных долин имеются выходы этих руд в виде россыпей. Поэтому добыча олова, цинка и сопутствующих им других металлов ведется закрытым способом, в рудниках. В Красноармейском и Пожарском районах края имеется несколько месторождений вольфрама. Вольфрамовые руды также залегают в коренных породах. Кроме фольфрама в этих рудах содержится медь, серебро, золото, висмут и другие ценные металлы. В северо-восточных районах Сихотэ-Алиня найдено несколько месторождений серебра. В крае разведано более 50 месторождений золота. Золотоносные месторождения имеются как на юге Приморья, так и на севере. Около 60% всех запасов золота находятся в россыпях по долинам рек: Пограничной, Фадеевки, Малой Нестеровки, Соболиной Пади, Изюбриной (рис. Приложение ).

В районе Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора (дотолитовых, боросодержащих руд). Разрабатывается оно открытым способом и может обеспечить работу перерабатывающего предприятия не менее чем на 50 лет. Плавиковый шпат, который используется в металлургическом производстве, добывается в Хорольском районе - Вознесенское и Пограничное месторождения. Кроме плавикого шпата в рудах этого месторождения содержатся редкие металлы: литий, бериллий, тантал, ниобий. Морские геологи открыли несколько месторождений фосфоритов - ценных минеральных удобрений – на материковом склоне Японского моря. Однако морская технология их добычи и освоения - дело будущего (рис. Приложение).

В крае - практически во всех районах - выявлено более 100 месторождений различных строительных материалов и сырья из них. Вблизи г. Спасска разрабатываются крупные месторождения известняка - сырья для получения важнейшего строительного материала - цемента. В южных районах, где сосредоточены основные потребности в строительных материалах, имеется и большое количество сырья для них. Здесь разведаны месторождения известняков, различных глин, строительного камня, песчано-гравийных смесей, карамзитового сырья и других материалов. Многие из этих месторождений обладают большими запасами, высоким качеством сырья, доступны в транспортном отношении. Однако их разработка, которая ведется, как правило, открытым способом, связана с нарушением ландшафтов. Поэтому необходимо использовать совершенные технологии добычи, а карьеры после отработки месторождений - рекультивировать.

В Приморском крае сельскохозяйственные угодья занимают 1637.5 тыс. га, под населенными пунктами занято 522.7 тыс. га, под промышленными предприятиями и дорогами - 431.9 тыс.га. Земельные ресурсы относятся к возобновимым, в отличие от минеральных или топливных. Человек может существенно изменить качество земель. Обрабатывая пашню строго по правилам агротехники, можно увеличить ее плодородие. И, наоборот, неправильное использование земель, особенно на склонах, несоблюдение правил прокладки дорог, строительства приводит к их ихудшению. Земельные ресурсы - очень ограниченные и дорогие ресурсы, их необходимо беречь и экономно использовать.

Большая часть территории Приморского края (около 75%) покрыта лесами (рис. ,Приложение). Лесопокрытая площадь составляет 12.3 млн. га, а общий запас древесины на ней - 1.75 млрд. куб. м. Леса Приморья состоят из многих пород деревьев. Здесь растут хвойные - кедр, пихта, ель, лиственница; мягкоствольные породы - береза белая, осина, липа, твердолиственные породы - дуб, ясень, ильм, береза желтая. Все эти породы используются в хозяйстве, но более ценная древесина у хвойных пород, особенно у кедра. Поэтому рубка кедра сейчас запрещена. Леса состоят из деревьев разных возрастов: одни - совсем молодые деревца, другие - уже большие и достигают зрелости, а третьи, как говорят лесники, спелые и даже перестойные. Вот их то и нужно вырубать при лесозаготовках. В противном случае  такие деревья сами начинают усыхать, отмирать, загнивать. Растут деревья, особенно хвойные, медленно, более 100 лет. В год прирастает до 1.3-1.5 куб.м. древесины на 1 га, а в целом по краю - около 17 млн.куб.м. Запасы древесины на 1 га самые большие – в кедрово-широколиственных лесах (более 200 куб./га). В среднем по краю они составляют около 150 куб.м./га. Леса для человека выполняют многие полезные функции: от возможности получать древесину, орехи, грибы, ягоды, лекарственные растения, мясо и мех диких животных - до природоохранных функций и пополнения атмосферного воздуха кислородом. Поэтому с точки зрения охраны природы и рационального природопользования все леса делятся на три группы. В первую группу включены леса, в которых рубка деревьев строго запрещена, во второй группе рубки ограничены, и лишь леса третьей группы являются эксплуатационными, в них ведутся основные лесозаготовки. Леса третьей группы в Приморье занимают около 60% лесопокрытой площади, а леса, где возможны рубки, - около 75%. Для того, чтобы можно было непрерывно использовать лесные ресурсы, специалисты рассчитывают правила и нормы ежегодной вырубки. Для Приморского края эта норма составляет около 10 млн.куб.м. в год. В действительности в некоторых районах вырубается намного больше рациональных норм, а в труднодоступных районах лес может не вырубаться вообще. Приморские леса - это целая кладовая самых ценных продуктов, так называемых недревесных ресурсов леса. Это и кедровые орехи, и разнообразные ягоды (лимонник, виноград, голубика, калина, рябина) грибы, папоротник, лекарственные растения, среди которых знаменитый женьшень. В березовых лесах заготавливается очень ценный березовый сок. Липовые дают много высокоценного меда. Кроме того, в лесах края издревле идет охота на дикого зверя - соболя, белку, изюбря, кабана и др. Заготавливается пользующаяся большим спросом у населения пушнина и мясо диких животных, птиц. Предпринимаются попытки культурного выращивания женьшеня, лимонника, элеутерококка, а также некоторых видов промысловых животных и птиц.

Приморье в целом богато водными ресурсами. По его территории протекает около 600 рек длиной более 100 км. Их них 90 рек имеют длину более 50 км. Суммарный речной сток в крае (в средний по климатическим условиям год) составляет 64 куб. км. Однако по территории края речной сток распределен неравномерно. Наибольшей "водностью" отличаются Пожарский, Красноармейский и Тернейский районы. Районы с меньшими объемами стока - Хорольский, Черниговский, Ханкайский, Спасский, Михайловский, Октябрьский, Уссурийский, Надеждинский, Шкотовский, города - Артем и Владивосток. В то же время здесь наиболее высока освоенность и заселенность территории, большие потребности в воде со стороны промышленности, сельского хозяйства, населения. Поэтому в этих районах остро стоят проблемы загрязнения водных ресурсов и обеспечения пресной водой. В крае выявлены крупные запасы подземных пресных вод. Выделено три гидрологические провинции: Северо-Приморская, Приханкайская и Южно-Приморская с прогнозными запасами около 3 млн. куб. м. в сутки. В Южном Приморье разведано крупное Пушкинское месторождение подземных вод близ Владивостока. Оно поможет улучшить водоснабжение населения города.

Приморский край имеет в прибрежных водах значительные морские биологические ресурсы. Они состоят из различных пород рыб (сельдь, камбала, навага, минтай, лосось, терпуг, корюшка), беспозвоночных животных - крабов, креветок, моллюсков (гребешок, мидия, устрицы), трепанга, кальмара, трубача, осьминога, морского ежа и др.; водорослей (ламинария или морская капуста, анфельция, грацилярия и другие). Высокой продуктивностью отличаются районы Японского моря, прилегающие к северному Приморью, а также залив Петра Великого. При рациональном ведении морского промысла в водах, омывающих Приморье, можно ежегодно добывать, по оценкам специалистов, десятки тысяч тонн беспозвоночных и водорослей, до 250 тыс. тонн рыбы. Многие бухты и заливы Южного Приморья имеют благоприятные условия для искусственного разведения наиболее ценных видов моллюсков и водорослей. Богаты рыбой и многие пресноводные водоемы. Здесь водятся сазан, карась, щука, сом, верхогляд, красноперка. Много рыбы в крупнейшем озере Дальнего Востока - Ханке, где промысловое значение имеют запасы ханкайской горбушки.

В Приморье рекреационные ресурсы создаются сочетанием благоприятных природно-климатических условий, привлекательностью горно-таежных ландшафтов, наличием природных источников минеральных вод и лечебных грязей. Особую ценность составляют рекреационные ресурсы южных прибрежных районов с теплой морской водой, пляжами и живописными бухтами и заливами. В крае имеется более 100 источников минеральных вод, обладающих лечебными свойствами. Наиболее освоены они в Кировском районе, где расположены крупные курорты. Известны разнообразные лечебные грязи: морские (в Амурском заливе, под Находкой) и озерные (Ханкайские). Уникальным рекреационным потенциалом обладают острова в заливе Петра Великого. Они привлекают многочисленных туристов летом, когда можно совместить прогулки по прекрасному горно-лесному побережью с купанием в чистой морской воде. Зимой здесь также можно наслаждаться красотой природы и захватывающей рыбалкой из-подо льда. Многообразие рекреационных ресурсов в крае позволяет организовать здесь различные виды отдыха и туризма, в том числе специальные туристические маршруты с лицензионной охотой и рыбалкой, сплав по горным рекам, вдоль морского побережья. Однако чрезмерные "туристические" нагрузки на красивейшие природные ландшафты могут привести к их деградации. Поэтому и здесь необходимо придерживаться норм и правил рационального природопользования.

Рисунок – Природные ресурсы Приморского Края

Природные ресурсы территории оцениваются через территориальные сочетания природных         ресурсов.  

Оценка в баллах по районам Приморского Края приведена в табл. 3

Таблица 3

Экономическая оценка территориальных сочетаний природных ресурсов Приморского Края

Наименование района

Оценка природных ресурсов в баллах (по трехбалльной шкале[2])

Транспортно-географические

Уровень хозяйственного освоения территории

Инженерно-строительные

Климатические

Водообеспеченность

Итого

 

Анучинский

1

2

1

1

1

6

 

Дальнереченский

3

2

1

1

1

8

 

Кавалеровский

3

2

1

1

1

8

 

Кировский

1

2

1

1

1

6

 

Красноармейский

3

2

1

1

2

9

 

Лазовский

1

2

1

1

1

6

 

Михайловский

1

2

1

1

1

6

 

Надеждинский

1

2

1

1

1

6

 

Октябрьский

1

2

1

1

1

6

 

Ольгинский

1

2

1

1

1

6

 

Партизанский

1

2

1

1

1

6

 

Пограничный

1

2

1

1

1

6

 

Пожарский

1

2

1

1

2

7

 

Спасский

1

2

1

1

1

6

 

Тернейский

1

2

1

1

2

6

 

Ханкайский

1

2

1

1

1

6

 

Хасанский

1

2

1

1

1

6

 

Хорольский

3

2

1

1

1

8

 

Черниговский

1

2

1

1

1

6

 

Чугуевский

1

2

1

1

1

6

 

Шкотовский

1

2

1

1

1

6

 

Яковлевский

1

2

1

1

1

6

 

Итого

21

30

15

15

18

 

Таким образом, наиболее развитой отраслью в Приморском крае является народное хозяйство. На втором месте находится транспортно-географические ресурсы.

Из районов, наиболее богатыми природными ресурсами, можно отметить Дальнереченский,  Кавалеровский, Красноармейский, Пожарский, Хорольский.

3. Население и трудовые ресурсы

Численность населения Приморского края на 01.01.2003 представлена в табл. 4.

Таблица 4

Численность населения Приморского Края

 

Наличное население

Постоянное население

 

Всего тыс. чел

в том числе

Всего тыс. чел

в том числе

 

городское

сельское

городское

сельское

 

 Общее число населения

2157,7

1690,1

467,6

2155,3

1684,1

471,2

 

Проживает населения в краевом центре и в наиболее крупных городах

 

 

г. Владивосток

 

631,5

 

631,0

 

0,5

 

629

 

628,4

 

0,6

 

г. Находка

185,2

183,5

1,7

185,2

183,5

1,7

 

г. Уссурийск

186,2

157,4

28,8

185,8

156,6

29,2

 

г. Артем

113,2

103,6

9,6

112,9

103,2

9,7

 

г. Арсеньев

65,2

65,2

0.0

65,3

65,3

0,0

 

г. Партизанск

58,0

55,2

2,8

57,4

54,6

2,8

 

г. Дальнегорск

57,8

55,5

2,3

58,6

56,3

2,3

 

г. Дальнереченск

37,7

32,8

4,9

58,6

56,3

2,3

 

г. Спасск-Дальний

55,4

55,4

0,0

55,6

55,6

0,0

 

г. Лесозаводск

55,5

45,3

10,2

55,3

45

10,3

 

ЗАТО г. Большой Камень

41,5

40,4

1,1

41,6

40,5

1,1

 

 

Таким образом, наиболее населенными пунктами Приморского Края являются Владивосток, Находка, Уссурийск, Арсеньев.

Карта населения Приморского Края приведена на рис. (Приложение).

Трудовые ресурсы края представлены численностью экономически активного населения – 1060,6 тыс. человек (48% к общей численности населения края). Из их числа 87,6% заняты в экономике и 12,4% не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с Методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные. Официально зарегистрировано в органах службы занятости в качестве безработных 21.2 тыс. человек (2.1% экономически активного населения)

 Из занятых в экономике - 67,1% трудятся в отраслях материального производства и 32,9 - в непроизводственной сфере.

В отраслях материального производства промышленности занято 20,5%, транспорте и связи 10,6%, торговле и общественном питании 18,6%, строительстве 5,9%, сельском хозяйстве 9,1%.

Из занятых в экономике 40,4% трудятся на государственных и муниципальных предприятиях; 41,6% - в частном секторе; 15,7% - на предприятиях и в организациях смешанной формы собственности; 1,2% - в совместных предприятиях.

В реальном выражении доходы населения с 2001 по 2003 годы выросли более чем в 1,5 раза, средняя заработная плата приморцев увеличилась в 2,5 раза и составила в 2003 году 6002 рубля.

При этом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась почти на 20 процентов – с 50% в 2001 до 34% в 2003 году.

Таким образом, экономический рост для нас не является самоцелью. Главное – это улучшение качества жизни приморцев.

Считаю, что позитивные результаты экономического роста во многом стали возможны благодаря взвешенной и ответственной работе краевой исполнительной власти. Экономическая стабильность региона – это результат системных и последовательных управленческих решений краевой власти в течение трех последних лет.

Рисунок - Динамика показателей уровня жизни населения

Количественной характеристикой территории является демографический потенциал, который рассчитывается по формуле:

D = ∑n Pi / dji

Где Pi – людность населенного пункта,  dji – расстояние между пунктами.

Расчет демографического потенциала Приморского Края приведен в табл. 5.

Таблица 5

Демографический потенциал Приморского Края

А

B

C

D

E

F

G

H

I

А

B

C

D

E

F

G

H

I

А

-

5

3

5

23

22

13

19

6

629

37,06

37,63

11,48

2,55

2,66

4,27

2,91

30,96

758,5

B

5

-

6

3

20

23

12

20

10

36,7

183,5

18,81

19,1

2,93

2,55

4,63

2,76

18,58

289,5

C

3

6

-

5

21

22

10

17

4

209,66

30,58

112,9

11,48

2,79

2,66

5,56

3,25

46,45

425,3

D

5

3

5

-

17

20

10

16

8

125,8

61,76

22,58

57,4

3,45

2,93

5,56

3,45

23,22

306,15

E

23

23

21

17

-

14

16

15

22

27,35

7,97

5,37

3,37

58,6

4,18

3,47

3,68

8,44

122,4

F

22

23

22

20

14

-

8

4

19

28,59

7,97

5,13

2,87

58,6

58,6

6,95

13,82

9,78

192,31

G

13

12

10

10

16

8

-

8

8

48,38

15,29

9,408

5,74

5,86

7,32

55,6

6,95

23,22

177,8

H

19

20

17

16

15

4

8

-

15

33,105

9,175

5,645

3,58

3,9

14,65

6,95

55,3

12,38

144,7

I

6

10

4

8

22

19

8

15

-

104,8

18,35

11,29

7,175

2,66

3,08

6,95

3,7

185,8

А - г. Владивосток, численность населения – 629 тыс. чел.; B - г. Находка, численность населения – 183,5 тыс. чел.; С - г. Артем, численность населения – 112,9 тыс. чел.; D - г. Партизанск, численность населения – 57,4 тыс. чел.; E - г. Дальнегорск, численность населения – 58.6 тыс. чел.; F - г. Дальнереченск, численность населения – 58.6 тыс. чел.; G - г. Спасск-Дальний, численность населения – 55.6 тыс. чел, H - г. Лесозаводск, численность населения – 55.3 тыс. чел, I – г. Уссурийск, численность населения – 185,8  тыс. чел.

 

По карте определяем расстояние между городами (в мм, при масштабе равном 1:15 000 000).

Таким образом, видно, что самым большим потенциалом характеризуется г. Владивосток, он обладает самым большим влиянием на территорию.

Занятость населения не только показывает обеспеченность трудовыми ресурсами, но также свидетельствует об экономическом развитии Приморского края. Оценить данную зависимость позволяет корреляционный анализ. Коэффициент корреляции находится по формуле:

r = ∑(x - xср)(y - yср)/ mσxσy

где σx  , σy – средние квадратичные отклонения.

Расчет коэффициента корреляции приведен в табл.6

Таблица 6

Расчет коэффициента корреляции

Населенные пункты

Численность населения, тыс. человек

Число занятых, тыс. человек

x - xср

y - yср

 (x - xср)2

(y - yср)2

(x - xср)* (y - yср)

А

629

320,8

494,27

247,64

244302,8

61325,6

122401,02

B

185,2

83,34

50,47

10,18

2547,22

103,63

513,78

C

112,9

50,805

-21,83

-22,35

476,54

499,52

48790,05

D

57,4

24,11

-77,33

-49,06

5979,9

2406,9

3793,8

E

58,6

24,61

-76,13

-48,55

5795,8

2357,1

3696,11

F

58,6

24,61

-76,13

-48,55

5795,8

2357,1

3696,11

G

55,6

23,35

-79,13

-49,81

6261,6

2481,04

3941,5

H

55,3

23,23

-79,43

-49,93

6309,12

2493,0

3965,93

I

185,8

83,61

51,07

10,45

2608,14

109,2

4269,96

1212,6

658,45

280076,92

74133,09

195068,26

Среднее

134,73

73,16

r = ∑(x - xср)(y - yср)/ mσxσy = 195068,26/9*280076,92*74133,09 = 1,04*10-6

Таким образом, можно отметить, что не выявлено тесной корреляционной связи между количеством занятых и численностью населения в Приморском Крае.

4. Хозяйственный комплекс территории

К настоящему времени в Приморском крае сложилось многоотраслевое хозяйство, здесь представлено более 50 отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, торговли и сферы обслуживания. Всего зарегистрировано 36373 предприятия различных форм собственности.

Основу экономики составляют базовые отрасли, обеспечивающие работу всех других отраслей хозяйства - топливно-энергетический комплекс (ТЭК), транспорт, связь. ТЭК края базируется в основном на собственных углях (Лучегорские и Павловские разрезы) и жидком привозном топливе (нефтепродукты из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ангарска и др. нефтеперерабатывающих заводов). В крае в год добывается около 10 млн. т. угля. 3-4 млн. т. угля завозится из Южной Якутии, Иркутской и Кемеровской областей. На этих углях работают тепловые электрические станции: Приморская ГРЭС в п. Лучегорске, ТЭС в Артеме,  Партизанске и Владивостоке. Свои электростанции строятся в Уссурийске и Находке.

В южных районах края предполагается строительство нефтеперерабатывающего завода.

Технико-экономические показатели объектов электроэнергии Приморского Края представлены в табл. 7

Таблица 7

Технико-экономические показатели объектов электроэнергии Приморского Края

Установленная мощность, МВт

Количество агрегатов

Вид топлива,энергоноситель

Приморская ГРЭС

1467

9

уголь

Владивостокская ТЭЦ-2

575

6

уголь

Артемовская ТЭЦ

287

4

уголь

Партизанская ГРЭС

212

3

уголь

Коэффициент специализации Приморского Края по энергетике равен:

К = П/Н,

Где П – доля энергетического производства в общей структуре Приморского Края, Н – доля населения Приморского Края

Н = 2 155 000/142 900 000 = 0,015

Пэ/э = Объем выработки эл. энергии в Приморье/ Объем выработки Эл. энергии в РФ (в %) = 100% /7,6 = 13,16 % или 0,1316

К = 0,1316/0,015 = 8,77 >1, следовательно, электроэнергетика является отраслью специализации.

Структура валового регионального продукта Приморского  края представлена на рис.

Рисунок – Структура валового регионального продукта (% к общему объему)

Добыча и обогащение свинцово-цинковых и оловянных руд осуществляется в крае с начала ХХ века в АО "Дальполиметалл" (Дальнегорский район) и в Хрустальненской оловодобывающей компании (Кавалеровский район). Оловянный концентрат вывозится автомобильным транспортом до станции Варфоломеевка, а затем по железной дороге - в Новосибирск на металлургический завод для выплавки чистого олова. Свинцово-цинковый концентрат большей частью вывозится морем за рубеж. Предполагается коренная реконструкция свинцово-плавильного завода в пос. Рудная Пристань, а также строительство нового металлургического завода полного цикла с получением всех полезных веществ из полиметаллических руд. Добыча и обогащение вольфрамовых руд ведется на Приморском горно-обогатительном комбинате в Красноармейском районе и Лермонтовском рудоуправлении в Пожарском районе. В северных районах края на ряде россыпных месторождений старательские артели добывают золото и серебро. Ценное химическое сырье - бор и борсодержащие продукты (борную кислоту и изделия из нее) производит крупнейшее в стране предприятие - АО "Бор" в Дальнегорске. На Ярославском горно-обогатительном комбинате (Хорольский район) добывается и обогащается ценнейшее металлургическое сырье - плавиковый шпат, или флюорит. В основном продукция этих предприятий вывозится за рубеж на рынки АТР.

Значительное место в хозяйстве края занимает машиностроение, в том числе судостроение и судоремонт, авиастроение, приборостроение. Производятся в крае также инструменты для металлообрабатывающей промышленности, станки деревообрабатывающие, литье чугунное, стальное и цветное, санитарно-техническая арматура и т. п. продукция. В крае имеются машиностроительные предприятия военно-промышленного профиля, выпускающие продукцию мирового уровня, например, боевые вертолеты Ка-50 ("Черная акула"), Ка-52 ("Аллигатор"), ракетные зенитные комплексы и т.п. Край заслуженно гордится создателями этой продукции. В последние годы военно-промышленные предприятия края значительно увеличили удельный вес гражданской продукции в общем объеме производства и довели этот показатель до 47-55%.

Химическая промышленность определяет научно-технический прогресс территории. Поэтому необходимо проанализировать условия размещения предприятий на территории Приморского Края. Степень значимости факторов определяется балльной оценкой: 4 балла – решающая, 3 балла – большая, 2 балла – малая, 1 балл – незначительная.

Факторы, оказывающие влияние на размещение предприятий химической промышленности, приведены в табл. 8.

Таблица 8

Факторы, влияющие на размещение предприятий

Отрасли химической промышленности

Факторы

Сырьевой

Топливно-энергетический

Водный

Трудовые ресурсы

Потребитель

Охрана природы

Горно-химическая

4

4

1

1

1

3

14

Производство минеральных удобрений

3

3

2

1

4

3

16

Производство серной кислоты

2

3

3

1

4

3

16

Основной органический синтез

4

4

3

1

1

3

16

Производство пластмасс, синтетических смол, синтетического каучука

2

4

4

2

1

3

16

Производство хим. волокон

2

4

4

4

1

3

18

Переработка полимерных материалов

2

2

1

4

4

4

17

19

24

18

14

16

22

Значительный объем товаров народного потребления производится местными предприятиями легкой промышленности, на которых работает более 6 тысяч человек. Здесь выпускаются широко известные в крае и за его пределами фарфорофаянсовая продукция, трикотажные и швейные изделия, обувь, мебель, моющие средства, бытовая техника и прочее. К сожалению, в последние годы легкая промышленность, в условиях жесткой конкуренции с товаропроизводителями из Китая и Республики Корея, испытывает значительные трудности, которые постепенно преодолеваются. Предприятия начинают адаптироваться к условиям рынка. В отрасли создаются малые предприятия, меняется ассортимент производимой продукции, повышается ее качество и др.

В крае имеется около 1,5 млн. га сельскохозяйственных угодий, работает более 600 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 3,5 тыс. фермерских хозяйств. В них насчитывается около 100 тыс. голов крупного рогатого скота, 40 тыс. свиней, разводят они также овец и коз, производят зерно, картофель, овощи, мясо, молоко, яйца и много другой ценной сельскохозяйственной продукции. Некоторые производства: сои, риса, звероводства - имеют общегосударственное значение. По объему производства меда Приморский край занимает 1-е место в России. Сельские коллективные хозяйства и фермеры в совокупности производят продукции на сумму до 3 млрд. деноминированных рублей.

Значительная часть сельскохозяйственной продукции перерабатывается на предприятиях пищевой промышленности края. Пищевая промышленность здесь представлена плодоовощной, хлебопекарной, кондитерской, масложировой, сахарной, мясной, маслосыродельной, молочной и другими отраслями. Наиболее крупной отраслью, несомненно, является рыбная. На долю рыбной отрасли приходится 74% продукции от всей пищевой промышленности края. Все большее место в экономике края занимают внешнеэкономические связи. Ежегодный внешнеторговый оборот составляет уже более 2 млрд. долл. США. Наиболее масштабные внешнеэкономические связи Приморский край осуществляет с Японией, Китаем, Республикой Кореей. Внешнеторговый оборот Приморья с каждой из этих стран приближается к 300 млн. долл. США. Достаточно масштабны внешнеэкономические связи края и с США, Тайванем, Таиландом, Сингапуром. В структуре экспорта все еще преобладает сырье. При этом наибольший удельный вес занимают поставки рыбы, морепродуктов, консервов. Значительны также поставки древесины, цветных металлов, химической продукции, транзита черных металлов, удобрений. В импорте высока доля потребительских товаров, в т.ч. продовольствия, растет доля нефтепродуктов. В последние годы стала возрастать доля машиностроительной продукции - и в импорте, и в экспорте.

К спец = 0,049/0,015 = 3,26

Агропромышленный комплекс является отраслью специализации Приморского Края.

На рис. представлены выпуски основных видов сельскохозяйственной продукции.

Рисунок – Динамика поголовья свиней

         Рисунок – Динамика поголовья коров

Рисунок – Динамика производства молока

На рис. приведена схема энергопроизводственного цикла Приморского Края.

Надпись: Машиностроение, транспорт
 данный комплекс

5. Транспортный комплекс территории

Транспорт - одна из ведущих отраслей народного хозяйственного комплекса края. Здесь сосредоточено около 13,6% стоимости основных фондов, 9,2% занятого населения края. В общем объеме валового регионального продукта, создаваемого в крае, около 20% обеспечивается транспортом.

Структура видов транспорта по уровню грузооборота на 01 января 2003 года представлена следующим образом:

·        морской транспорт – 48.48%;

·        железнодорожный транспорт – 51.21%;

·        автомобильный транспорт – 0.28%;

·        воздушный транспорт – 0.03%.

В Приморском крае развиты почти все виды транспорта - морской, железнодорожный, автомобильный, авиационный, электронный. Ведущее значение  имеет морской транспорт, который является отраслью специализации. Выделяются две основные акционерные судоходные компании: "Дальневосточное морское пароходство", которое ориентировано на заграничные и каботажные перевозки различных грузов и "Приморское морское пароходство", специализирующееся на перевозках нефтепродуктов. Почти 80% морских перевозок в Дальневосточном регионе выполняют суда Приморского края. Морские суда перевозят лес, рыбу, уголь, нефтепродукты, металлы, машины и оборудование, продовольственные товары. Многие суда работают во фрахте на международных линиях. В Приморье действуют 5 крупных портов и несколько портопунктов (в Пластуне, Рудной Пристани, Ольге, Преображении и др.). Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР - страны Западной Европы. Транзит через Россию занимает 11-12 суток. Различные грузы и пассажиры перевозятся между отдельными портами и порт-пунктами Приморского края, в другие порты России, прежде всего на тихоокеанском побережье, а также во многие страны мира. Общая длина железных дорог в крае составляет 1628 км. За год через железнодорожные станции края отправляется и принимается около 20 млн. т. разнообразных грузов: уголь, лес, зерно, металл, нефтепродукты, контейнеры. Автомобильный транспорт выполняет в основном внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог с твердым покрытием составляет около 7 тыс. км. За год автомобильным транспортом перевозится около 10 млн. т. грузов и более 300 млн. пассажиров. За последние годы стали развиваться автодорожные сообщения с приграничными районами КНР. Большую роль для края выполняет авиационный транспорт, прежде всего в перевозках пассажиров. Основной аэропорт во Владивостоке связан регулярными рейсами со многими крупными городами России, а также с отдельными городами Японии, Китая, США, Республики Корея, КНДР и другими. Самолетами осуществляются и грузовые перевозки. Выполняются и внутренние авиаперевозки. В крае действуют современные линии связи, в том числе с использованием спутниковых систем. Развивается сотовая телефонная связь, электронная почта, Интернет. К отраслям специализации края, которые производят большие объемы продукции на внешние рынки, относятся рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность и морской транспорт.

Транспортная инфраструктура Приморского края включает в себя морские порты, железнодорожные подходы к морским портам и железнодорожным переходам на границах с КНР и КНДР, автомобильную сеть с выходом к 5 автомобильным пограничным переходам (АПП), судоходные компании, предоставляющие услуги по перевозке навалочных, пакетированных, контейнерных и других грузов.

Таблица 9

Экономический район

Железнодорожные дороги, км

Речные пути, км

Автомобильные дороги, км

Площадь территории района, тыс. км

Густота транспортных путей

железнодорожных

водных

автомобильных

Приморский край

1563,9

3124

7000

165,9

9,4

18,83

4219

В общем объеме перевалки грузов через порты Приморья в 2000 году 85.8% составили внешнеторговые грузы, 11% грузы, перевозимые в каботажном плавании и 3.2% - транзитные грузы.

Международные автомобильные перевозки через Приморский край являются экспортно-импортными, доля транзитных грузов крайне незначительна.

 

 

Единица

измере-ния

2003 г.

2003г.

в % к

2002 г.

 Перевезено пассажиров в 2003 г. транспортом общего        оопользования - всего

 

млн.чел

 

322,4

 

90

в том числе:

 

 

 

   железнодорожным

“-”

11,5

118

   автобусным (автомобильным )*

“-”

178,1

85

   морским

“-”

0,696

87

   воздушным (регулярные авиаперевозчики)

“-”

0,238

104,6

   горэлектротранспортом

“-”

131,9

81

 

 

 

 

Доля пассажиров, перевезенная транспортом государственных предприятий (железнодорожным)

 

%

 

3,6

 

133,3

Перевезено грузов в 2003 г. транспортом общего -------------------пользования – всего

 

тыс.тн

 

23011

 

98,1

в том числе:

 

 

 

   железнодорожным 

“-”

11686

101,2

   автомобильным  *)

“-”

3903

98

   морским

“-”

7418

93

   воздушным (регулярные авиаперевозчики)

 

4,4

169

Доля грузов, перевезенная транспортом государственных   ооопредприятий (железнодорожным)

 

%

 

50,5

 

103

 В Приморском крае имеет место самая большая плотность путей сообщения среди других районов Дальнего Востока, что превышает также средний показатель по России. Конечные участки Транссиба выходят на морские порты края: Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино.

Для обеспечения внутренних и транзитных перевозок через территорию Приморья существуют или уже реализуются проекты:

·        строительство железной дороги Хуньчунь-Краскино с двойной шириной колеи в 1520 и 1432 мм;

·        продление комбинированных путей до бухты Троица;

·        модернизация железнодорожной линии Хасан-Краскино-Уссурийск и ее веток на порты Посьет и Зарубино;

·        реконструкция железнодорожного перехода на участке Уссурийск- Пограничный- Суйфэньхэ.

Основной перевозчик на железнодорожном транспорте Приморья - Владивостокское отделение Дальневосточной железной дороги.

Владивостокское отделение - конечный и начальный участок  Транссибирской магистрали – обеспечивает  перевозку народнохозяйственных грузов и пассажиров на территории Приморского края.

Владивостокское отделение обслуживает 466 подъездных путей протяженностью 1141 км.

Общая протяженность отделения дороги, эксплуатационная длина на 1.01. 2001 г. составляет 1563,9 км, развернутая длина главного хода составляет 3650,5 км (включая станционные пути)  и 51,8 км (китайского стандарта).

80% всех транспортных услуг Дальневосточного бассейна выполняются судами Приморского края. Предприятия морского транспорта перевозят ежегодно до 33% всего объема грузов, перевозимого транспортными предприятиями Приморья. Доля морского транспорта в стоимости основных фондов всех видов транспорта составляет около 60%, а в стоимости основных фондов всего хозяйства края -10%.

Морской флот края представлен различными типами судов. Значительная часть из них работает в режиме фрахта на международных линиях.

Наиболее крупные морские транспортные компании края: ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (г. Владивосток) и ОАО "Приморское морское пароходство" (г. Находка). Дальневосточное морское пароходство осуществляет заграничные перевозки и каботажные на север Дальнего Востока и Арктику. Приморское морское пароходство ориентировано на транспортировку нефтепродуктов на каботажных и внешних линиях.

Автомобильным транспортом общего пользования в крае ежегодно перевозится около 4,0 млн. тонн грузов и более 200 млн. пассажиров.

6. Экологические проблемы территории

Население в результате своей жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Для определения такого воздействия необходимо:

1. Рассчитать среднюю экологическую плотность населения путем корректировки численности городского населения на коэффициенты концентрации загрязнения.

2. Выявить средний уровень воздействия (УВ) городских поселений на природную среду. УВ определяется по формуле:

УВ = ЭПср / БКП

Где ЭПср – средняя экологическая плотность населения;

БКП – биоклиматический потенциал, характеризующий влияние природных условий на биологическую сущность, равен 0,93.

ЭПср = 12,5* 2,0 = 25,0

УВ = ЭПср / БКП = 25*0,93 = 23,25

Заключение

В работе решены следующие задачи:

Рассмотрено экономико-географическое положение Приморского Края,

Дана экономическая оценка природных ресурсов Приморского Края,

Рассмотрено население и трудовые ресурсы Края,

Рассмотрен хозяйственный комплекс территории;

Рассмотрен транспортный комплекс территории;

Рассмотрены экологические проблемы территории.

Развитие Приморского края, на мой взгляд, связано с улучшением качества экономического и социального пространства, стимулированием развития инфраструктуры как важнейшего фактора привлечения инвестиций, главным образом, за счет развития региональной финансовой инфраструктуры и инвестопроводящей системы.

Предсказуемость действий власти создала благоприятные возможности для расширения инвестиционного спроса и реализации крупных коммерческих проектов на территории Приморского края. Сегодня инвестиционный потенциал края востребован крупным бизнесом. В качестве примера назову строительство фармацевтического завода и размещение заказов на строительство платформ для Сахалинского шельфа.

В рамках стоящих перед Приморским краем задач необходимо развивать культуру стратегического планирования, совершенствовать программно-целевой метод и разумно объединять экономические интересы с социальными приоритетами.

Список литературы

Авдеев Ю.А, Сидоркина З.И, Цициашвили Г.Ш, Романов М.Т, Безруков И С и др. Перспективы социально-демографического развития приморского края до 2025 года. -  Владивосток: Дальнаука, 2004. - 170с.

Дальний Восток России: экономическое обозрение / Ред. П. А. Минакир. - Хабаровск, 1995. - Картогр. прил.

Вишневский А. Г. и др. Демографический потенциал России // Аналит. обозрение Центра комплекс. соц. исслед. и маркетинга. - 1996. - Вып. 5-6. - С. 11.

Население России. 1997 / Отв. ред. А. Г. Вишневский. - М., 1998. - С. 118-122.

Шкаратан О. И., Тихонова Н. Е. Занятость в России: социальное расслоение на рынке труда // Мир России. - 1996. - # 1. - С. 116, 144. Было опрошено 25 экспертов: ученые, директора предприятий, представители региональных администраций, руководители управлений Федеральной службы занятости.

Ишаев В. И., Минакир П. А. Дальний Восток России: реальности и возможности экономического развития. - Хабаровск, 1998.

Прокапало О.М. Социально-экономический потенциал  субъектов  федерации  российского Дальнего Востока — Хабаровск, изд-во ХГТУ, 1999.

Регионоведение: Учебник для вузов/ Под ред. проф.  Т.Г.  Морозовой.  - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Региональная  экономика:  Учебник  для  вузов/  Под  ред.  проф.  Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Региональная экономика:  Учеб. пособие/  Под  ред. М.В.Степанова  —  М.: ИНФРА—М, Изд-во Рос.экон.акад., 2000.

Сидоркина З.И. Население Приморского Края: рождаемость, смертность, продолжительность жизни. - Владивосток, "Дальнаука", 2001. – 99 с.

Файчук Т.А. //Атлас Приморского края, 1998.

URL: http://www.fegi.ru/PRIMORYE/GEOGR/popu.html

Сайт Приморского Края. URL:http://www.primorsky.ru/content/?a=73

Сайт Администрации Приморского Края. URL:http://www.fegi.ru/primorye/

Дальневосточная государственная научная библиотека. URL: www.fessl.ru

Корпоративная система библиотек Хабаровского края. URL: http://www.fessl.ru/korp/

Сайт Владивостока. URL:http://www.vladivostok.mid.ru/primorye.html

Территориальная служба Федерального комитета государственной статистика Приморского края. URL: http://www.primstat.ru/15_06.htm

URL: http://gis.inform.primorsky.ru:8080/Location&ResourcesR.html

http://www.priroda.ru/next.php?project=1&r=1&region=55

Приложения

Рисунок – Физическая карта Приморского Края

Рисунок – Административно-политическая карта Приморского Края

Рисунок – Карта транспортных магистралей Приморского Края

Рисунок – Сельское и охотничье-промысловое хозяйство Приморского Края

Рисунок – Рудные месторождения Приморского Края

Рисунок – Нерудные месторождения Приморского Края

Рисунок – Карта расположения торфяных площадей Приморского Края

Рисунок – Карта размещения угольных месторождений Приморского Края

         Рисунок – Хозяйственные отрасли Приморского Края

Рисунок - Минерально-сырьевая база Приморского края

Рисунок – Лесной комплекс Приморского Края

Рисунок – Карта населения Приморского Края


[1] http://lazo.net.ru/zapoved/name_on_map/first_steps.htm

[2] 1 - Внутрирайонного значения, 2 -  Крупные, 3  - Крупнейшие