Содержание

Введение. 3

1. Общая характеристика транспорта Хабаровского края. 7

2. Анализ среды непосредственного окружения ОАО «Хабаровск». 10

2.1. Краткая характеристика ОАО «Хабаровск». 10

2.2. Анализ потребителей. 11

2.3. Анализ поставщиков. 12

2.4. Анализ конкурентов. 13

2.5. Анализ рабочей силы.. 15

2.6. Анализ привлекательности автотранспортной отрасли. 16

3. Анализ макроокружения ОАО «Хабаровск». 18

3.1. Анализ географического положения. 18

3.2. Анализ технологии в отрасли. 19

3.3. Анализ экономического состояния региона. 20

3.4. Анализ инвестиционных проблем транспортного комплекса. 27

3.5. Анализ политических факторов. 28

3.6. Анализ социокультурной среды.. 29

Заключение. 31

Список литературы.. 34

Приложение 1. 35

Введение

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость эффективного менеджмента. Частный сектор экономики понял это довольно рано, о чем говорит повышающийся, не смотря ни на что, управленческий профессионализм. Между тем, улучшение качества менеджмента требуется и на государственных предприятиях.

На сегодня государство устранилось от большинства областей народного хозяйства, однако есть сферы, из которых оно уходить, по всей видимости, не собирается. Очевидно, это относится и к сфере городского общественного транспорта, несмотря на его явную убыточность. Как вполне справедливо полагают чиновники, лучше уж датировать общественный транспорт, чем жить при его отсутствии в городе. Однако являются ли издержки транспортных предприятий минимальными, и на сколько их может уменьшить изменение менеджмента компаний – вот вопросы, которые показались нам интересными.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности.

В качестве объекта исследования мы решили выбрать транспортное предприятие ОАО «Хабаровск», который в настоящее время является одной из крупнейших транспортных компаний на Дальнем Хабаровске.

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость про­дукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Правда традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

Значение транспорта, как важной составной части экономики Россий­ской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного тру­да: специализация районов, их комплексное развитие невоз­можны без системы транспорта. Транспортный фактор оказы­вает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения произво­дительных сил. При размещении производства учитываются по­требность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транс­портными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются вариан­ты размещения предприятий. Рационализация перевозок влия­ет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным пре­имуществом для размещения производительных сил и дает ин­теграционный эффект.

Целью данной работы является анализ внешней среды автотранспортного предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть общую характеристику транспортной отрасли города Хабаровска;

-       Проанализировать непосредственное окружение ОАО «Хабаровск»;

-       Проанализировать макроокружение ОАО «Хабаровск».

1. Общая характеристика транспорта Хабаровского края

В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области общеэкономической конъюнктуры. Для Хабаровского края в связи с его обособленным географическим положением и особым укладом территориальной организации производства, которая почти во всех отраслях тесно связана с транспортом, это особенно характерно. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте края более чем в два раза превышает среднероссийский уровень. Кризисное состояние деловой активности в стране и регионе отрицательно сказалось на работе транспортных предприятий края.

В транспортном комплексе — одной из ведущих отраслей края — представлены практически все виды транспортных коммуникаций.

По территории края проходят две железнодорожные артерии общегосударственного значения, связывающие восточные и западные районы страны — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино—Холмск (270 км). Общая протяженность железных дорог, включая одноколейные ветки — связки с магистралями, составляет 2,3 тысячи км, или 25% от длины сети всех дальневосточных дорог. По железной дороге осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72% — внутри края.[1]

Общая протяженность используемых речных путей (реки Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая) — более 3,2 тысяч км. Судами типа «река—море» ОАО "Амурское пароходство" осуществляется доставка грузов из речных портов Амура на север края, в Сахалинскую и Амурскую области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области, в зарубежные порты Японии, Сингапура, Китая. Наиболее крупными речными портами являются торговые порты в г. Хабаровске и г.Комсомольске-на-Амуре.

Основным морским портом Хабаровского края является морской торговый порт Ванино. По технической мощности (свыше 10 миллионов т. в год) он занимает третье место среди морских портов Дальнего Хабаровска. Ежегодно порт способен обрабатывать около 1700 морских судов и 70— 80 тысяч вагонов. Круглогодичная работа порта обеспечивается ледокольным флотом. Кроме Ванино имеются морские порты в г. Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, а также портопункты в г. Охотск, пос. Мыс Лазарева и Де-Кастри.

Международный аэропорт в Хабаровске является крупнейшей воздушной гаванью на Дальнем Хабаровске и способен принимать воздушные суда всех типов. Авиамаршрутами Хабаровск связан более чем с 40 городами РФ и стран СНГ, а также аэропортами Японии (Ниигата, Аомори), КНР (Харбин, Шеньян и др.), Ю.Кореи (Сеул), Сингапура. Особое значение аэропорт имеет как пункт пересечения 2-х мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Северную Америку со странами АТР и Японию с Европой.

В ближайшие годы предприятия транспортного комплекса будут по-прежнему ориентироваться на выполнение работ на внешнем транспортном рынке, включая обслуживание внешних перевозок в зонах контактов.

Это означает:

1.     для железнодорожного транспорта — транзитные экспортно-импортные грузопотоки стран АТР с перевалкой в дальневосточных портах, а также на КНР через сухопутные пограничные пункты пропуска;

2.     для речного транспорта — загранперевозки на судах смешанного «река— море» плавания;

3.     для воздушного транспорта — сохранение и расширение географии полетов на международных авиалиниях, обслуживание технических, а впоследствии и коммерческих, посадок транзитных воздушных судов иностранных авиакомпаний в международном аэропорту Хабаровск;

4.     для морского транспорта — развитие специализированных перегрузочных комплексов в морском торговом порту Ванино под новые виды внешнеторговых экспортных грузопотоков, а также строительство угольного терминала в бухте Мучка под перевалку до 12 млн. тонн угля на экспорт.

5.     для автомобильного транспорта - развитие международных автомобильных сообщений с КНР и, в первую очередь, для развития туристической деятельности.

2. Анализ среды непосредственного окружения ОАО «Хабаровск»

2.1. Краткая характеристика ОАО «Хабаровск»

ОАО «Хабаровск» - это автотранспортное предприятие, расположенное в городе Хабаровске. Предприятие оказывает транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров в Хабаровском и Приморском крае.

Головной центр компании расположен в городе Хабаровске. Основные филиалы в городах: ВладиХабаровск, Находка, Уссурийск, Спасск-Дальний, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджане и др. городах.

Предприятие работает на рынке данных услуг с 1996 года. ОАО «Хабаровск» является подразделением известной авиакомпании «Хабаровск». В 1996 году при авиакомпания решила получать прибыль от оказания наземных транспортных услуг.

За 8 лет своей деятельности организация достигла лидирующих позиций на рынке транспортных услуг Дальнего Хабаровска.

В список основных услуг компании входят следующие виды деятельности:

-              Грузовые автомобильные перевозки на территории Хабаровского и Приморского края;

-              Пассажирские автомобильные перевозки на территории Хабаровского и Приморского края;

-              Грузопассажирские перевозки внутри городских поселений в городах, с открытыми филиалами компании;

-              Сдача в аренду автотранспорт.

Производственная мощность транспортного предприятия составляет 474 единицы подвижного состава. Из них 106 пассажирских автобусов и 368 средне- и крупногабаритных грузовика.

Необходимо проанализировать внешнюю среду транспортного  предприятия ОАО «Хабаровск».

2.2. Анализ потребителей

Анализ потребителей – это первый важнейший фактор внешней среды, от которого зависит жизнеспособность компании в целом.

Основными потребителями предприятия являются небольшие организации, частные фирмы, небольшие фабрики, которые реже пользуются услугами железной дороги

В самой общей классификации структуру потребителей ОАО «Хабаровск» составляют следующие покупатели услуг:

-              Физические лица;

-              Мелкие предприятия розничной торговли;

-              Производственные предприятия (до 50 чел.);

-              Производственные предприятия (до 100 чел.);

-              Крупные предприятия (> 500 чел.).

Доходы предприятия от реализации услуг на городских, пригородных мелких перевозок составили в 2003 году –  914 млн. руб., что не на много меньше того, чем этот же показатель в 2001 году (Табл.1).

Напротив, последнее время возрастает роль дальних перевозок автомобильного транспорта. Так в 2003 доходы предприятия от реализации услуг на дальних перевозок составили 1,5 млн. руб., а в 2001 году. - 817 млн. руб.

Наглядно о структуре потребителей говорят следующие данные:

Таблица 1

Структура потребителей ОАО «Хабаровск»

Потребитель

Доход, млн. руб.

Доход, млн. руб.

 

2001

%

2003

%

Физические лица

124

6

169

7

Мелкие предприятия розничной торговли

228,5

11

241

10

Производственные предприятия (до 50 чел.)

768,5

37

965

40

Производственные предприятия (до 100 чел.)

685,4

33

845

35

Крупные предприятия (> 500 чел.)

270

13

193

8

Итого:

2077

100

2414

100

Таким образом, в структуре потребителей ОАО «Хабаровск» преобладают производственные предприятия среднего масштаба (от 50 до 100 чел.) более крупные предприятия все меньше пользуются спросом автомобильного транспорта. Причем в 2003 году по сравнению с 2001 годом доля производственных предприятий средних размеров увеличивается а крупных снижается. Также постепенно повышается доля физических лиц, пользующихся транспортными услугами предприятия. Но это в основном за счет увеличения пассажирских перевозок, но не грузовых. В целом потребители предприятия обеспечивают ему рост прибыли на14% в 2003 по сравнению с 2001, но эта прибыль не покрывает затрат на капитальный ремонт подвижного состава и, как следствие происходит его сокращение.

2.3. Анализ поставщиков

Следующим важным фактором внешней среды являются поставщики предприятия. Основные поставляемые материалы – это шины, запчасти, дизельное топливо и бензин, а также автобусы и грузовики.

Кроме того, ОАО «Хабаровск» постоянно нуждается в продукции и услугах других организаций и тратит на это большие суммы денег, в частности: на топливо, электроэнергию, теплоэнергию, резина, смазочные материалы, запасные части, капитальный ремонт, прочие.

Рассмотрим  основных поставщиков ОАО «Хабаровск» (таблица 2.).

Таблица 2

 Поставщики ОАО «Хабаровск».

Услуги

поставщиков

Наименование предприятия

Топливо (бензин, дизельное топливо)

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод;

Автозапчасти  (шины, запчасти, прочие материалы)

Транспортная компания «ДальТранс»;

ОАО «ДальТрансСервис»;

ОАО «АВТОМиГ».

Транспортные средства (грузовики, автобусы)

ОАО «ДальТрансСервис»;

          ОАО «АВТОМиГ»

Прочие

поставщики

ОАО «Мечел» (ВладиХабаровск);

Оптовая компания «SDFN» (ВладиХабаровск)

Таким образом, основные поставщики материалов, топлива, оборудования находятся в Хабаровске, но также во ВладиХабаровске.

В общем материальные затраты составляют около трети всех расходов предприятия. Это достаточно много, тем более, нужно учитывать, что цены на покупаемую предприятием продукцию постоянно растут.

Структура данных поставщиков меняется очень медленно. Так за 8 лет существования компания, сменила только поставщиков грузовых машин и автозапчастей. Раньше до 2000 года этим занималась только одна компания ОАО «СибТранс», расположенная в Новосибирске и цена была дороже, но в связи с появлением на Дальневосточном рынке автотранспортных товаров и услуг компаний Транспортная компания «ДальТранс»; ОАО «ДальТрансСервис» и ОАО «АВТОМиГ». Возникла реальная возможность повысить прибыль.

2.4. Анализ конкурентов

Конкуренты также является определяющим фактором в деятельности предприятия.

В городе существует множество транспортных предприятий, оказывающих аналогичные услуги. Главными конкурентами в этой области  являются транспортное предприятие ЗАО«АМУР», транспортное предприятие «ТрансСервис», ПАПТ-6 и транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА». В таблице 3 представлена ценовая конкуренцию между этими организациями.

Таблица 3

 Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами.

Название транспортного предприятия

Перевозка грузов в пределах Хабаровска, 1 час/руб.

Перевозка грузов в пределах Хабаровского края, руб.

Перевозка грузов в пределах ДВФО, руб.

ОАО «Хабаровск»

150

200 - 2500

3000 - 20000

Транспортное предприятие «АМУР»

170

180 - 3000

2500 - 40000

Транспортное предприятие «ТрансСервис»

180

180 - 2100

2500 - 18000

ПАПТ-6

180

340 - 4000

3000 - 25000

Транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА».

170

300 - 5000

3500 - 35000

Как видно из таблицы, по основному показателю конкуренции – цене – ОАО «Хабаровск» не является лидером, уступая некоторым конкурентам.

Но по показателю надежности ОАО «Хабаровск» и точности при перевозке грузов, компания признана авторитетной, поэтому спрос на ее услуги не уменьшается. Напротив, многие из конкурентных компаний, например ЗАО «АМУР» совсем недавно на рынке данных услуг, и часто можно слышать жалобы на компанию за срыв поставок и т.п., что приводит к снижению спроса на ее услуги при более низкой средней цене услуг. Таким образом, объемы перевозок ОАО «Хабаровск» превышают в 1,6 и 2 раза соответственно Транспортное предприятие «АМУР» и транспортное предприятие «ТрансСервис». Поэтому  эти организации не удовлетворяют потребности своих потребителей и ОАО «Хабаровск» успешно действует на этой территории, предоставляя до 24% транспортных услуг. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость услуг и за счет этого.

2.5. Анализ рабочей силы

К элементам внешней среды предприятия можно отнести и трудовые ресурсы. Несмотря на свойственную рыночному хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров. ОАО «Хабаровск» не является здесь исключением. Вдобавок к этому на предприятии осуществляется нехватка и простых рабочих. Общая численность парка на начало года составила 143 человека, общая укомплектованность – 78,63%.

-       по водителям 79,77%;

-       по рабочим 91,23%.

Укомплектованность на 1 машину:

-       линейных водителей – 1,57 чел.;

-        рабочих – 1,93 чел.

Укомплектованность по водителям снизилась на 0,14 чел., по рабочим возросла на 0,54 чел.

Очень велик оборот кадров; по предприятию он составил 33,01%, по водителям – 32,85%, по ремонтным рабочим – 37,35%. К основным причинам большой текучести кадров, в частности водителей, можно отнести: неудовлетворенность заработной платой; износ подвижного состава и отсутствием запчастей; неудовлетворенность изменением графиков работы.

Уделяется внимание подготовке и повышению квалификации кадров. За прошлый год обучены смежным профессиям – 3 чел., подготовлено и переподготовлено водителей – 3 чел., повысили квалификацию 7 чел.. Также предприятие оплачивает обучение своих работников, в основном руководителей среднего и высшего звеньев, которые в свою очередь будут вынуждены работать на предприятии не менее трех лет. Конечно, такие масштабы обучения и повышения квалификации для такого большого предприятия недостаточны. На предприятии ощущается нехватка дипломированных специалистов, в основном из-за низкой оплаты труда, хотя замещенность ими (специалистами) достаточно велика:

-       всего по предприятию – 90%

-       служба эксплуатации – 91,07%

-       техническая служба – 93,18%

-       экономическая служба – 100%

-       бухгалтерия – 92,86%.

Намечается и ряд положительных тенденций, например: процент замещенности дипломированными специалистами постоянно растет (с 88,37% в прошлом году, до 90% в нынешнем), на предприятие в последние годы начали приходить молодые специалисты, которые закончили соответствующие ВУЗы, повышается заработная плата трудящихся.

На предприятии существует профсоюз, члены которого платят ему взносы в сумме 1% от заработной платы. 75% от полученной суммы остается в профячейке предприятия, а 25% отправляется в вышестоящую организацию. На самом деле профсоюз играет номинальную роль и реально не защищает работников предприятия. Функционирование этой структуры надо совершенствовать. Профсоюзы должны активнее сотрудничать с руководством предприятия и защищать работников по вопросам, связанным с условиями труда, уровнем заработной платы и социальной защиты. Сейчас же острие требований профсоюзов направлено, прежде всего, в сторону правительства.

2.6. Анализ привлекательности автотранспортной отрасли

Автодорожная сеть сосредоточена в основном в южной части края. Протяженность дорог общего пользования составляет более 5 тысяч км, в том числе с твердым покрытием — 4,5 тысячи км. Главные автомобильные дороги:

-       дороги федерального значения «Амур» (Чита—Хабаровск с мостовым переходом через реку Амур), «Уссури» (Хабаровск—ВладиХабаровск) и "Хабаровск" (Хабаровск-Находка);

-       дороги регионального значения Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре; Селихино-Николаевск-на-Амуре; Ванино-Лидога и другие.

В условиях, складывающихся на транспортном рынке региона, значительный положительный эффект, повышающий роль транспорта в экономике, может быть получен при соблюдении двух условий[2]:

-       снижение стоимости и повышение коньюнктуры транспортных услуг на внутреннем и внешнем товарных рынках региона;

-       продажа транспортных услуг на мировом рынке за счет привлечения зарубежных транзитных грузопотоков.

В этом случае возрастет привлекательность автотранспортных путей Дальнего Хабаровска как для российских производителей, так и для иностранных транспортных компаний.

3. Анализ макроокружения ОАО «Хабаровск»

3.1. Анализ географического положения

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ расположен в центре российского Дальнего Хабаровска. Через его территорию проходят сухопутные, водные и воздушные маршруты, соединяющие внутренние районы России с тихоокеанскими портами, а страны СНГ и Западной Европы с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Хабаровский край - один из самых крупных регионов Российской Федерации. Его площадь - 788,6 тысяч квадратных километров, что составляет 4,5 процента территории России и 12,7 процента - Дальневосточного экономического района. Территория края простирается с севера на юг почти на 1800 километров и с запада на Хабаровск на 125 - 750 километров. Расстояние от его центра до Москвы по железной дороге - 8533 км, по воздуху - 6075 км.

Край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей. Протяженность береговой линии (включая острова, крупнейшие из которых Шантарские) - 3390 километров.

На побережье Татарского пролива выделяются удобные для сооружения портов акватории - залив Чихачева, бухта Ванино и особенно - уникальный комплекс глубоководных, хорошо защищенных и обширных бухт, образующих залив Советская Гавань. Этот залив, а также соседняя бухта Ванино доступны для судов и в зимний период. Для края характерна хорошо развитая речная сеть. Большая ее часть относится к бассейну Тихого океана (реки Амурского бассейна), меньшая - к бассейну Ледовитого океана (реки Ленского бассейна).

Территория края на севере отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная оконечность находится на параллели, проходящей севернее острова Хоккайдо и американского города Портленда и немного южнее Ростова-на-Дону.

Край граничит с Китаем. Ближайшие соседи на российской территории - Приморский край, Еврейская автономная область, Амурская, Магаданская области, Республика Саха (Якутия).

3.2. Анализ технологии в отрасли

Как уже указывалось, сеть автомобильных дорог в Хабаровском крае развита слабо. Современные дороги сосредоточены лишь в южной части территории. В центральных и северных районах основные грузоперевозки осуществляются по временным дорогам-зимникам.

Объем автомобильных грузоперевозок неуклонно снижается. Так, в 2003 году перевезено на 13% грузов меньше, чем в 2002 году. Объем в натуральном выражении составил 3,1 млн. тонн. При этом наблюдается увеличение дальности пробегов автотранспорта. Это отразилось в повышении показателя грузооборота на 11%[3].

Государство несет большие затраты по ремонту действующих автомобильных дорог, а также на содержание автобусных парков государственного и муниципального значения. Указанные затраты в 2002 году возросли на 60%.

Пассажирооборот на междугороднем автомобильном транспорте в 2002 году снизился на 8%, что свидетельствует об ограничении перемещения людей. Население предпочитает летать самолетами и пользоваться судами речного транспорта. Статистические данные это подтверждают.

Автомобильный транспорт характеризуется повышенной степенью опасности. В Хабаровском крае в 2002 году зарегистрированы 1719 дорожно-транспортных происшествий. При этом погибли 296, ранены 1925 человек. Наметилась тенденция к некоторому уменьшению числа ДТП и количества пострадавших. 

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Хабаровского края, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Хабаровска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта.

Таким образом, ОАО «Хабаровск» имеет многие проблемы, связанные с общим уровнем развития технологии в отрасли автомобильного транспорта. Сюда можно включить и качество дорог и технические характеристики автотранспорта, недостаток топлива, материалов, агрегатов и т.п. для нормального стабильного функционирования данной отрасли.

3.3. Анализ экономического состояния региона

Рассмотрим экономическое состояние региона. По итогам работы в I полугодии 2004 года валовой выпуск продукции (работ, услуг) составил 104,1 млрд. рублей, или 102,8% к соответствующему периоду 2003 года. Около 48% валового выпуска приходится на отрасли промышленности.

Объем промышленной продукции составил 41,59 млрд. рублей или 99,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Рост объема промышленного производства наблюдался в черной (133%) и цветной (111,1%) металлургии, лесной, деревообрабатывающей (101,5%), пищевой (127,4%) промышленности.[4]

Основную долю в объеме промышленного производства продолжает составлять машиностроение (26,3%). Удельный вес электроэнергетики составил – 18,1%, пищевой промышленности – 15%, лесной промышленности - 13%, цветной металлургии – 10,8%, черной металлургии - 7,7%. (см. приложение 1.).

Добыча угля в I полугодии составила 1174 тыс.тонн, что на 11,6% ниже соответствующего периода прошлого года, в нефтеперерабатывающей промышленности объем первичной переработки нефти увеличился на 6,3%.

Предприятиями черной металлургии произведено продукции на 3201,4 млн. рублей, индекс физического объема составил 133 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Стабильно ведут добычу рудного золота ЗАО «Многовершиное» (103,7% к соответствующему периоду прошлого года) и ЗАО «Артель старателей «Амур» (105,7%). Охотской горно-геологической компанией ведется реконструкция дробильного отделения золотоизвлекательной фабрики, с начала года добыто 747 кг золота.

Предприятиями лесной отрасли за первое полугодие текущего года вывезено 4066,4 тыс.куб.м древесины, что составило 100,2% к соответствующему периоду 2003 года. Производство пиломатериалов увеличилось на 7,1%.

За I полугодие 2004 года объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности (с учетом рыбной) составил 6213,9 млн. рублей, что выше уровня 2003 года на 27,4%. Темпы роста объемов производства в большинстве подотраслей пищевой промышленности увеличены к уровню прошлого года[5].

Объем вылова рыбы и добычи морепродуктов в I полугодии 2004 года составил 87,8 тыс. тонн или 95% к аналогичному периоду 2003 года.

Объем производства товарной пищевой рыбной продукции за январь-июнь 2004 года составил 83,1 тыс. тонн или 108% к соответствующему периоду 2003 года.

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь - июнь текущего года составил 1894 млн. рублей (100,0% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимой оценке).

В I полугодии текущего года оборот розничной торговли составил 21078,6 млн. рублей, что на 9,7 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года.

За шесть месяцев текущего года объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 13823,3 млн. рублей, что на 3,3 процента выше соответствующего периода прошлого года.

По итогам за январь-июнь 2004 года грузооборот всех видов транспорта вырос на 9,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе на железнодорожном транспорте прирост составил 9%, на внутреннем водном – 19,1%, воздушном – 9,7%, автомобильном – 9,2%.

Объем инвестиций в основной капитал по предварительной оценке за I полугодие текущего года составил 102% к соответствующему периоду прошлого года.

Таким образом, постепенно расширяющаяся экономика Хабаровского края требует и развития транспортной инфраструктуры, в том числе междугороднего транспорта. Такая естественная потребность дает мотивацию и стимул к развитию ОАО «Хабаровск»  г. Хабаровска.

В приложении 1 (таблица 4) представлен анализ социально- экономического развития Хабаровского края в 2005 году.

Развитие социально–экономической ситуации Хабаровского края в январе-сентябре 2005 года

Индекс промышленного производства в крае в январе-сентябре 2005 года составил 99,2% к соответствующему периоду прошлого года. Основными причинами снижения объемов промышленного производства остается низкая загрузка производственных мощностей на ОАО «КнААПО» из-за отсутствия экспортных контрактов и низкого уровня государственного заказа, снижение объемов золотодобычи, что связано с отработкой участков с низким содержанием золота в обрабатываемых рудах на ведущих золотодобывающих предприятиях края, снижение потребления тепловой энергии на отопление, горячее водоснабжение и пара на технологические нужды предприятий промышленности, транспорта, строительства, коммунального хозяйства.

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности добыча полезных ископаемых составил 88% к соответствующему периоду прошлого года.

Снижение индекса произошло в результате уменьшения добычи рудного золота на 25% к соответствующему периоду прошлого года из-за переработки труднообогатимых руд и снижения содержания металла в руде.

Снижение добычи россыпного золота составило 2 процента к соответствующему периоду прошлого года, что прогнозировалось в связи с истощением минерально-сырьевой базы.

Добыча угля составила 1659 тыс. тонн угля, или 92,3% к соответствующему уровню прошлого года. Снижение объема добычи по сравнению с аналогичным периодом 2004г. связано с плановым выбытием в июне т.г. двух очистных забоев (лавы 239 и 12-1бис).

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности обрабатывающие производства составил 105,6% к соответствующему периоду прошлого года.

За январь-сентябрь 2005 года индекс физического объема в производстве пищевых продуктов составил 104,5% к соответствующему периоду 2004 года.

За 9 месяцев 2005 года увеличен объем производства цельномолочной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,2%, пива – на 20,9%, комбикормов – на 27,5%.

Вместе с тем недостаток поставляемого сырья (сои) из других регионов страны, квот на ввоз импортного мяса, оборотных средств на закупку сырья привело по ряду видов продовольственных товаров к снижению производства. Выпуск масла растительного сократился на 42,1%, мороженного - на 26%, кондитерских изделий - на 20,4%.

За 9 месяцев 2005 года объемы производства водки и ликероводочных изделий снижены по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 212,1 тыс. дал или 19,2% (за январь-август падение составляло 19,6%). Основной причиной сокращения производства является низкая конкурентоспособность по отношению к завозной продукции по цене.

Объем производства товарной пищевой рыбной продукции в январе-сентябре 2005 года увеличился на 0,1%: выпуск соленой рыбопродукции за этот период увеличился на 5,6%, копчено-балычной продукции – на 17,6%, сельди всех видов обработки – на 4,1%, морепродуктов – в 2,4 раза.

По виду экономической деятельности обработка древесины и производство изделий из дерева за период январь-сентябрь 2005 года индекс промышленного производства составил 113,4%. Выпуск пиломатериалов составил 403,3 тыс. куб. м или 105,3% к соответствующему периоду прошлого года. В текущем году в крае начато производство лущеного шпона, за 9 месяцев произведено 8,1 тыс. куб. метров.

Индекс промышленного производства по виду деятельности производство нефтепродуктов за январь-сентябрь 2005 года составил 109,9%.

Объемы переработки сырой нефти увеличились на 10,9% и составили 7494,7 тыс. тонн. Возросло производство дизельного топлива на 12,4%, мазута топочного на 11,5%, бензинов автомобильных на 6,1%.

Индекс производства по виду деятельности Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (промышленность строительных материалов) за девять месяцев 2005 года составил 100,8% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года.

Наблюдается рост производства изделий из природного камня (109,4 % к январю-сентябрю 2004 года), товарного бетона (108,7 %), изделий из бетона (105,4 %). Произведено 130,8 тыс. куб. метров железобетонных конструкций и деталей, это 106 % к соответствующему периоду прошлого года.

Сохраняется отставание от уровня прошлого года по производству мягких кровельных материалов (на 44,7%), строительного кирпича (на 16,8%), минеральных теплоизоляционных материалов (на 11,6%). Основная причина – снижение спроса из-за внедрения новых технологий в строительстве.

Индекс промышленного производства по виду деятельности металлургическое производство составил 108,9 процента. С начала года выплавлено 583,7 тыс. тонн стали, произведено 540,6 тыс. тонн проката, что выше уровня соответствующего периода прошлого года соответственно на 25,8 и 19,7 процента.

По производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования за счет роста производства DVD-плееров в 1,9 раза, аккумуляторов (в 2,4 раза) индекс промышленного производства составил 127,2% .

По итогам 9-и месяцев 2005 года по виду деятельности производство и распределение электроэнергии, газа и воды индекс промышленного производства составил 98,3%.

Производство электроэнергии (5554,1 млн. кВт·ч) и тепловой энергии (11693,3 тыс. Гкал.) в крае по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилось соответственно на 0,6% и 2,5%.

Сокращение выработки электроэнергии на собственных станциях ОАО «Хабаровскэнерго» связано с ростом объемов электроэнергии, получаемой с ФОРЭМ, который за отчетный период составил 945 млн. кВтч. (прирост к соответствующему периоду + 18,9%).

Основными причинами снижения производства тепловой энергии в крае является снижение потребления тепловой энергии на отопление, горячее водоснабжение и пара на технологические нужды предприятий промышленности, транспорта, строительства, коммунального хозяйства.

Индекс производства по виду деятельности рыболовство и рыбоводство за 9 месяцев текущего года сложился 121,7%. Вылов водных биоресурсов составил 112,8 тыс.тонн, или 104% к соответствующему периоду 2004 года.

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь - сентябрь месяц текущего года составил 7626,8 млн. рублей (97,6% к соответствующему периоду прошлого года).

На снижение объема производства валовой продукции повлияло уменьшение производства продукции растениеводства. Сократилось производство картофеля в личных хозяйствах населения на 7,4% и производство зерна на 62,6% в сельскохозяйственных предприятиях края.

Преодолевается отставание по производству мяса на предприятиях всех форм собственности. За 9 месяцев снижение объемов к уровню 2004 года составило 2%, против 4% за 8 месяцев. Производство яиц возросло на 1 % .

За январь-сентябрь 2005 года оборот розничной торговли превысил уровень соответствующего периода прошлого года на 11,9 процентов и составил 40709,1 млн. рублей.

Оборот общественного питания за отчетный период составил 2537,7 млн. рублей или 104,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.

За отчётный период населению края оказано платных услуг на 27995,4 млн. руб., что превышает уровень соответствующего периода прошлого года на 3,7 процентов. Наибольший прирост объёмов сложился по услугам связи, медицинским, гостиничным, ветеринарным, бытовым и услугам правового характера.

В январе - сентябре 2005 г. по транспортной системе края объемы перевозок грузов составили свыше 540 млн.тонн или 108,2% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. В то же время объемы грузооборота всеми видами транспорта за 9 месяцев 2005 года составили 99,7% к соответствующему периоду прошлого года или 45798,1 млн. т-км. Основной причиной, повлиявшей на снижение грузооборота, послужило уменьшение транспортировки транзитных грузов, поступающих от других дорог и следующих в порты Приморского края.

Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций в январе-сентябре 2005 года составили по предварительной оценке 23498,8 млн. рублей (107,6 процентов к соответствующему периоду предыдущего года ).

Введено 127 тыс. кв. метров общей площади жилья (1882 квартиры), это 186,5 % к уровню соответствующего периода прошлого года.

За 9 месяцев 2005 года поступление иностранных инвестиций в экономику Хабаровского края ожидается на сумму 84,2 млн. долл. США, что на 42,4% больше уровня соответствующего периода прошлого года.

Внешнеторговый оборот Хабаровского края за 9 месяцев 2005г составил по предварительным итогам 2535 млн. долл., увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2004г. на 43%. Экспорт составил 2100 млн. долл. (рост на 36,5%), импорт – 435 млн. долл. (рост на 85,5%).

Реальные денежные доходы населения края в январе-сентябре 2005 года увеличились к соответствующему периоду 2004 года на 5,5.

В среднем на душу населения края денежные доходы в январе-сентябре т.г. сложились в размере 8380,8 рубля, с ростом к соответствующему периоду 2004 года на 21,0%.

Рост потребительских расходов составил 25,4% к соответствующему периоду 2004 года.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец сентября 2005 года составила 26,1 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года их число увеличилось на 6,1%.

Уровень официальной безработицы на конец сентября 2005 года составил 3,4% против 3,2% на конец сентября 2004 года.

Прирост численности безработных в основном связан с изменением законодательства, в соответствии с которым расширен круг лиц, имеющих право на пособие, и увеличен размер минимального пособия по безработице.

3.4. Анализ инвестиционных проблем транспортного комплекса

Важнейшие инвестиционные проблемы края сегодня:

1.Важнейшим объектом транспортного строительства в крае является завершение строительства (2ой очереди) совмещенного железнодорожно-автомобильного перехода через р.Амур у г.Хабаровска под двухпутное железнодорожное движение. К настоящему времени сдана в эксплуатацию 1я очередь моста (под 1 железнодорожный путь) и автомобильные подходы к нему в виде автоэстакад протяженностью 1,5 км. Для завершения строительства (2й очереди) мостового перехода необходимы инвестиции 100 млн. US$.

2. Острой для края остается проблема обновления воздушных судов, обеспечивающих полеты на международных авиалиниях. Проблема решается через приобретение на условиях финансового лизинга 5 новых отечественных магистральных самолетов ТУ-214 авиапредприятием "Дальавиа". Необходимы инвестиции в размере до 100 млн. US$.

Сохранение и развитие малой авиации на северных трассах зависит от обновления парка современными воздушными судами с высокой топливной эффективностью на основе лизинга, либо аренды. Потребность в инвестициях - 15-20 млн. US$.

3. Для усиления транзитного экономико-географического положения края необходима модернизация международного аэропорта в Хабаровске, включающая реконструкцию основной искуственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2) под параметры, отвечающие мировым стандартам. Создание систем технического и коммерческого сервиса на уровне мировых требований позволит существенно увеличить число посадок самолетов иностранных авиакомпаний.

Потребность в инвестициях для завершения реконструкции ИВПП-2 составляет 5,7 млн US$. По мере роста экономической активности предусмотрено строительство нового грузового терминала, а по мере роста пассажиропотока - создание гостиничного комплекса.

3.5. Анализ политических факторов

К политическим факторам, влияющим на деятельность ОАО «Хабаровск» можно отнести разработку Правительством РФ транспортной стратегии РФ, т.к. государственное регулирование транспортной деятельности является объективной необходимостью. В основу транспортной стратегии положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль как регулятора рыночных взаимоотношений, сохраняет ответственность за безопасность транспортного процесса, состояние транспортной инфраструктуры, предоставление транспортных услуг в секторах, где рынок еще недостаточно развит.

Транспорт, согласно этой стратегии, будет рассматриваться государством как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт не просто суммой отдельных отраслей, а единым комплексом, который обеспечивает для пользователей транспортных услуг дополнительный системный эффект.

Единство государственного управления транспортом предполагает: развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности; развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта; сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта; координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта.[6]

Таким образом, интересы государства в области транспорта существенно влияют на его функционирование, что положительно сказывается на деятельности транспортных предприятий. Для ОАО «Хабаровск» это может означать определенные льготы (налоговые), помощь со стороны государства для стимуляции транспортной отрасли.

3.6. Анализ социокультурной среды

Из краевого бюджета на капитальное строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и социальной сферы в январе-июне 2004 года направлено 1561,1 млн. рублей бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов. Продолжается строительство газопровода «Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск (1 очередь), онкологического центра по ул. Воронежской в г.Хабаровске (2 очередь), больницы в г.Вяземском (2-я очередь, поликлиника), пристройки к школе № 4 в г. Николаевске-на-Амуре; школы с детским садом-яслями в с. Нижнетамбовское, жилищного комплекса на 300 квартир по пер. Дзержинского в г.Хабаровске, 90 квартирного жилого дома для молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре, реконструкция ЦПКО и набережной в Центральном районе г.Хабаровска.

Среднедушевые доходы в I полугодии 2004 года составили 6635,2 рубля, что на 21,1 процента больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя номинальная заработная плата работников по полному кругу предприятий края за январь-май 2004 года составила 8071,8 рубля - это на 25,0% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Реальная заработная плата за этот период выросла на 10,5%.  (см. приложение 2.). За январь-май т.г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в демографическом развитии края прослеживались позитивные сдвиги: рост рождаемости (на 4,8%), сокращение общей смертности (на 2,4%) и уровня естественной убыли населения (на 14,3%). Число умерших превышает число родившихся в 1,5 раза против 1,6 раза в соответствующем периоде 2003 года. Численность занятых в экономике края увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,6 % и составила на конец июня 725 тыс. человек[7]. Таким образом, уровень жизни населения края невысокий, но рост экономических показателей говорит о развитии региона, а значит и привлечении дополнительных инвестиций в край, что тесно связано с развитием социально-культурной сферы, в том числе и инфраструктуры (транспорта).

Таким образом, состояние социокультурной среды непосредственно может отражаться на состоянии деятельности ОАО «Хабаровск», т.к. население является прямым потребителем услуг предприятия. И ОАО «Хабаровск» заинтересовано, чтобы на них был спрос.  Он возможен, если будут платить заработную плату, если население сможет оплатить услуги компании.

Заключение

Подведем итоги выполнения работы. В работе был проведен анализ внешней среды автотранспортного предприятия ОАО «Хабаровск». В процессе анализа внешней среды автотранспортного предприятия ОАО «Хабаровск» были рассмотрены факторы макроокружения и непосредственного (ближайшего) окружения. При этом в ходе работы были достигнуты следующие результаты.

В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области общеэкономической конъюнктуры. Для Хабаровского края в связи с его обособленным географическим положением и особым укладом территориальной организации производства, которая почти во всех отраслях тесно связана с транспортом, это особенно характерно. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте края более чем в два раза превышает среднероссийский уровень.

ОАО «Хабаровск» - это автотранспортное предприятие, расположенное в городе Хабаровске. Предприятие оказывает транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров в Хабаровском и Приморском крае.

Основными потребителями предприятия являются небольшие организации, частные фирмы, небольшие фабрики, которые реже пользуются услугами железной дороги

В городе существует множество транспортных предприятий, оказывающих аналогичные услуги. Главными конкурентами в этой области  являются транспортное предприятие ЗАО«АМУР», транспортное предприятие «ТрансСервис», ПАПТ-6 и транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА». В таблице 3 представлена ценовая конкуренцию между этими организациями.

Несмотря на свойственную рыночному хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров. ОАО «Хабаровск» не является здесь исключением. Вдобавок к этому на предприятии осуществляется нехватка и простых рабочих. Общая численность парка на начало года составила 143 человека, общая укомплектованность – 78,63%.

Автодорожная сеть сосредоточена в основном в южной части края. Протяженность дорог общего пользования составляет более 5 тысяч км, в том числе с твердым покрытием — 4,5 тысячи км.

При анализе макроокружения сделаем несколько основных выводов:

1. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ расположен в центре российского Дальнего Хабаровска. Через его территорию проходят сухопутные, водные и воздушные маршруты, соединяющие внутренние районы России с тихоокеанскими портами, а страны СНГ и Западной Европы с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

2. Сеть автомобильных дорог в Хабаровском крае развита слабо. Современные дороги сосредоточены лишь в южной части территории. В центральных и северных районах основные грузоперевозки осуществляются по временным дорогам-зимникам.

3. В январе - сентябре 2005 г. по транспортной системе края объемы перевозок грузов составили свыше 540 млн.тонн или 108,2% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. В то же время объемы грузооборота всеми видами транспорта за 9 месяцев 2005 года составили 99,7% к соответствующему периоду прошлого года или 45798,1 млн. т-км. Основной причиной, повлиявшей на снижение грузооборота, послужило уменьшение транспортировки транзитных грузов, поступающих от других дорог и следующих в порты Приморского края.

4. Важнейшим объектом транспортного строительства в крае является завершение строительства (2ой очереди) совмещенного железнодорожно-автомобильного перехода через р.Амур у г.Хабаровска под двухпутное железнодорожное движение. К настоящему времени сдана в эксплуатацию 1я очередь моста (под 1 железнодорожный путь) и автомобильные подходы к нему в виде автоэстакад протяженностью 1,5 км. Для завершения строительства (2й очереди) мостового перехода необходимы инвестиции 100 млн. US$.

5. К политическим факторам, влияющим на деятельность ОАО «Хабаровск» можно отнести разработку Правительством РФ транспортной стратегии РФ, т.к. государственное регулирование транспортной деятельности является объективной необходимостью. В основу транспортной стратегии положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль как регулятора рыночных взаимоотношений, сохраняет ответственность за безопасность транспортного процесса, состояние транспортной инфраструктуры, предоставление транспортных услуг в секторах, где рынок еще недостаточно развит.

6. состояние социокультурной среды непосредственно может отражаться на состоянии деятельности ОАО «Хабаровск», т.к. население является прямым потребителем услуг предприятия. И ОАО «Хабаровск» заинтересовано, чтобы на них был спрос.  Он возможен, если будут платить заработную плату, если население сможет оплатить услуги компании.

Список литературы

1.           Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1999.

2.           Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Фирма Гардарика, 1996.

3.           Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999.

4.           Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5.           Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995.

6.           Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997.

7.           Дурович А.П. - Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск, 1997.

8.           Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.

9.           Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 1999.

10.      Менар К. - Экономика организаций. - М.: Инфра-М, 1996.

11.      Стратегическое планирование на транспортных предприятиях: Науч. - аналитич. обзор. – М.: Инфра-М, 2003.

12.      Забелин П. В., Анискин Ю. П. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме // Маркетинг. – 1997. - №6 – С. 56-63.

13.      Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 118-127.

14.      Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/

15.      Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

Приложение 1

Таблица 4

Показатели социально-экономического развития Хабаровского края в 2005 году

№ п.п.

Показатели

Единица измерения

2004 год

I квартал 2005 года

I полугодие 2005 года

9 месяцев 2005 года

1

2

3

4

5

6

7

1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн. руб.

 

16409,4

32369,0

51471,5

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

89,9

91,3

97,5

в том числе:

2

Добыча полезных ископаемых, всего

млн. руб.

 

1227,8

3513,0

7161,1

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

57,9

72,0

88

из них:

3

·  топливно-энергетических

млн. руб.

 

373,6

796,6

1143,5

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

105,9

109,8

92,6

4

·  добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

млн. руб.

 

854,2

2716,5

6017,6

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

53,7

70,0

87,8

5

Обрабатывающие производства, всего

млн. руб.

 

8751,8

18663,6

29571,9

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

101,1

100,5

105,6

из них:

6

·  производство пищевых продуктов, включая напитки

млн. руб.

 

2597,3

5640,2

8472,7

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

97,8

101,7

104,5

7

·  текстильное и швейное производство

млн. руб.

 

33,2

82,8

164,6

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

46,5

77,9

85,6

8

·  обработка древесины и производство изделий из дерева

млн. руб.

 

259,5

621,2

931

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

96,1

107,8

113,4

9

·  целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

млн. руб.

 

108,6

287,1

417,8

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

97,6

94,7

97

10

·  производство нефтепродуктов

млн. руб.

 

1050,9

2042,3

3132,1

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

106,7

104,8

109,9

11

·  химическое производство

млн. руб.

 

374

791,2

1151,1

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

102,7

105,5

105,9

12

·  производство резиновых и пластмассовых изделий

млн. руб.

 

9,8

32,2

108,1

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

120,6

96,3

98

13

·  производство прочих минеральных продуктов

млн. руб.

 

427,3

1017,9

1790,8

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

105,5

101,6

100,8

14

·  металлургическое производство и производство металлических изделий

млн. руб.

 

2444,2

4623,5

6959,5

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

113,3

91,8

95,7

15

·  производство машин и оборудования

млн. руб.

 

246,6

621,7

960,4

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

95,3

78,0

95,6

16

·  производство электрооборудования, электронного оборудования

млн. руб.

 

414,2

971,0

1570,1

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

90,9

113,0

127,2

17

·  прочие производства

млн. руб.

 

55

181,5

393,9

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

108,1

51,7

114,8

18

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, всего

млн. руб.

 

6429,8

10192,4

14738,5

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

101,4

97,5

98,3

из него:

19

Производство, передача и распределение электроэнергии

млн. руб.

 

3014,6

5829,6

8427,2

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

101,4

99,1

99,4

20

Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

млн. руб.

 

2818,9

4052,6

4496,7

Индекс промышленного производства

в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

101,9

95,1

96,5

21

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн. руб.

7972,2

1114,3

2607,4

7626,8

в % к соответствующему периоду предыдущего года

100,1

98

100,8

97,6

22

Оборот розничной торговли

млн. руб.

47596,5

12143,3

26107,3

40709,1

в % к соответствующему периоду предыдущего года

108,5

109,6

112,0

111,9

23

Объем платных услуг населению

млн. руб.

29803,1

7273,9

17952,9

27995,4

в % к соответствующему периоду предыдущего года

107,1

108,6

105,5

103,7

24

Объем инвестиций в основной капитал

млн. руб.

28480,8

4812,2

12863,8

23498,8

в % к соответствующему периоду предыдущего года

101,9

100,1

107,7

107,6

25

Иностранные инвестиции

млн. долларов США

60

20

72,6

84,4

в % к соответствующему периоду предыдущего года

218,9

46,9

142,1

142,4

26

Внешнеторговый оборот

млн. долл. США

2210

530,1

1575

2535*

в % к соответствующему периоду предыдущего года

110,2

98,7

136,8

143

27

Экспорт

млн. долл. США

1900

428

1324,4

2100*

в % к соответствующему периоду предыдущего года

110,9

92

131,1

136,5

28

Импорт

млн. долл. США

310

102,1

250,6

435*

в % к соответствующему периоду предыдущего года

107,1

142,6

177,6

185,5

29

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к соответствующему периоду предыдущего года

100,3

104,9

102,8

103,8

30

Денежные доходы в среднем за месяц в расчете на душу населения

руб.

7020,7

8854

7934,3

8380,8

в % к соответствующему периоду предыдущего года

116,2

122,5

119,6

121

31

Потребительские расходы в расчете на душу населения

руб.

4745,1

5852

5298

5555

в % к соответствующему периоду предыдущего года

126,7

124

125,2

125,4

32

Средняя начисленная заработная плата

руб.

9602,6

10352,5

9981,9

10305,5*

в % к соответствующему периоду предыдущего года

118,1

120,3

118

120,6

33

Реальная заработная плата

в % к соответствующему периоду предыдущего года

103,6

105,3

103,4

105,6

34

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода)

тыс. человек

28,9

27,6

27,6

26,1

35

Уровень зарегистрированной безработицы в % от экономически активного населения (конец отчетного периода)

%

3,7

3,6

3,6

3,4


[1] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[2] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[3] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[4] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/

[5] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[6] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[7] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/