Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Творчество Р. Арона_____________________________________________ 5
Характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества.______________________________________________________ 9
Идеальный интеллектуал ХХ века________________________________ 15
Заключение____________________________________________________ 17
Список литературы____________________________________________ 18
Введение
Раймон Арон (1905—1983), которому в этом году исполнилось бы 95 лет, еще в 30-х гг. занял свое законное место на научном Олимпе. Философ, политолог, историк, социолог планетарного масштаба, а также статистик, теоретик международных отношений — вот лишь краткий перечень его научных профессий. Кроме того, великолепный лектор, педагог, внимательный редактор. Короче говоря, в высшей степени интеллектуал и мыслитель. Кроме кладезя научных идей, концепций и по всем правилам логики сформулированных научных теорий (он один из авторов теории единого индустриального общества), мозг Арона и сама его личность были уникальным генератором творческой энергии.
О впечатлении, которое производил на окружающих Раймон Арон, рассказал мне Сергей Вунш, работавший в 80-х гг. переводчиком в Париже. То, что Арон был красивый, элегантный человек, так артистически раскуривающий трубку, как будто она была частью его профиля, я и сам могу подтвердить. Поражал весь его облик: гордая осанка, хрестоматийный высокий лоб мыслителя с благородными морщинами, выразительный нос, как сказали бы обыватели, типично французский (Руссо, Рабле, Де Голль) и громадные, сверкающие глаза-прожекторы. С. Вунш отмечает гипнотическое, буквально завораживающее действие Арона на аудиторию.
Когда он входил в редакции “Фигаро”, где был политическим директором и обозревателем, газеты “Комба”, журнала “Комментэр”, становилось ясно: прибыл мэтр. Пока он оставался с сотрудниками редакций, у них не было другого объекта для наблюдений, “открыв рот” они ловили каждое его слово, хотя многого и не понимали. Порой Арон объяснял пункты и “контрапункты”, тезы и антитезы будущих передовиц, порой это были масштабные, глобальные рассуждения с мало понятными слушателям научными эскападами, но выстроенные на очевидном, ясном конкретном материале. Все его речи, рукописи, беседы объединяет одно — стиль мышления, рассуждений и изложения Арона. Ключ к нему остается до сих пор неразгаданным.
Арон оставил заметный след в социологии и политологии. Его труды, посвященные анализу социологических воззрений Ш.Л. Монтескье, О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др., сыграли важную роль во фр. социологической мысли. Велик вклад А. и в политическую науку. Он философски интерпретировал вопросы межгосударственных и международных отношений, политики и морали, ответственности философа за сохранение мира и политической стабильности общества.
Творчество Р. Арона
Творчество Арона охватывает целую эпоху: от первой книги “Критическая философия истории”, вышедшей в 1935 г., до “Мемуаров” (1983 г.). По поводу первой книги любопытно отметить, что, находясь в Германии (1931—1933 гг.), Арон особенно увлекся философией Канта и социологией Макса Вебера. Уже снова работая во Франции, он обронил, что способствовал “германизации” французской социальной философии в духе неокантианства, еще не подозревая о той роли, которую сам был призван сыграть в развитии гуманитарных наук. Арон опубликовал более шестидесяти научных монографий, а также огромное количество исследовательских, полемических, публицистических и других статей в периодике. Приведу лишь несколько названий его книг: “Введение в философию истории”, “Восемнадцать уроков индустриального общества” “Эссе о свободах”, “Человек против тиранов”, “О жизни интеллектуалов”, “Надежда и страх века”, “Алжирская трагедия”, “Индустриальное общество и война”, “Размеры исторического сознания”, “Развитие индустриального общества и социальная стратификация” (в 2-х томах), “Социология индустриального общества”, “Великие доктрины исторической социологии”, “Мнимый марксизм”.
Потенциал ученого и круг его научных интересов определили место его трудов в одном массиве с книгами таких выдающихся социологов XX в., как Ж.П. Сартр, А. Тойнби, П. Сорокин, Ф. Хайек, Д. Гэлбрейт, Л. Альтюссер и др.
В Советском Союзе после упоминания фамилии Арона обычно следовал шквал несправедливых сентенций, я бы даже сказал — злобных выпадов. Самым комичным в этой какофонии для настоящего ученого, который игнорирует визг шавок, было то, что ярость целиком ангажированных людей, которые называли себя тружениками науки, побуждалась не действительными теориями и концепциями Арона, а приписываемыми ему дефинициями, которые выдумывали сами эти критиканы или же их работодатели “в верхах”. Оказывалось, что весь этот раж — ведь настоящей критикой тут и не пахло — был направлен на какого-то дьявольского Лже-Арона, ничего общего, конечно, с Раймоном не имеющего.
Раймон Арон ощущал движение времени и сумел мастерски и всесторонне изобразить его “болевые точки”. Так, в мае 1968 г. на заседании ЮНЕСКО он говорил: “Все знают, что никто не радуется больше, чем я, мирному сосуществованию, сопровождаемому состязанием идей. Перефразируя известные слова, скажу, что предпочитаю оружие критики критике оружием. В некоторых регионах планеты грохот оружия заглушает голос разума”. Некоторые прогнозы Арона не оправдались (скорее к счастью, чем к сожалению), отдельные соображения оказались ошибочны, но то, что сбылось, поражает воображение даже матерых футурологов. Еще в 1966 г. он на основе сравнительного анализа эффективности западной и социалистической экономики высказал предположение о поглощении социализма капитализмом.
Особое место в творчестве Р. Арона занимает эпохальная книга “Мир и война между народами”. В 1954 г. в примечании к статье “К анализу дипломатических сообществ”, опубликованной во “Французском журнале политических наук”, он провозгласил в качестве самостоятельной научной дисциплины “Социологию международных отношений”. Через семь лет появилась соответствующая книга под названием “Мир и война между народами”. Ее цель автор определил так — понять скрытую логику отношений между политически организованными сообществами. Данная попытка и выражена антитезой, которая вынесена в заглавие книги. Во Франции книга значится в коллекции “Свобода мысли”. Включая первое, вышло восемь ее изданий, последнее — посмертное. К нему-то и писал Арон накануне кончины, в октябре 1983 г., предисловие, которое, к сожалению, не успел закончить. Здесь он подводит итог своим размышлениям о войнах и о единственно разумной, по его словам, а следовательно реалистичной, политике мира. Основные концепции Арона выдержали испытание временем, а отдельные предвидения автора сбылись уже после его смерти. Сегодня многие новеллы и формулировки Арона поражают нас своей актуальностью и планетарными масштабами.
В переводе с последнего издания, куда вошел в качестве предисловия новый текст, Издательский Дом Nota Bene выпускает впервые на русском языке капитальный труд Р. Арона “Мир и война между народами”. Пересказать содержание этой эпопеи невозможно. Обобщая, важно отметить, что автор анализирует различные аспекты международных отношений на протяжении всей истории человечества. Особенно это касается исследования дипломатической деятельности, которая обслуживает как подготовку и ведение войн, так и установление мира и сосуществование государств на нашей планете. В книге четыре обособленные части: Теория (концепции и системы); Социология (детерминанты и закономерности); История (мировая система в эпоху термоядерного оружия); Праксиология (противоречия дипломатическо-стратегического образа действий). Текст насыщен уникальными фактами и статистическими выкладками. Данный труд может служить одним из основополагающих первоисточников ученым и преподавателям гуманитарных дисциплин, аспирантам и студентам. Он будет интересен государственным деятелям, генералитету и офицерскому корпусу, дипломатам, статистикам, а также людям, которые склонны к размышлениям о судьбе нашей цивилизации.
В публикации “Мира и войны” я усматриваю не только благородные намерения издателей пополнить библиотеку переводной мировой классической гуманитарной литературы, но, в основном, их гражданскую позицию и активное вмешательство в процессы возрождения в России творческого, аналитического подхода к проблемам международных отношений. Можно ли в настоящее время без знания трудов Р. Арона рассматривать теоретические проблемы в исследованиях о существовании и сосуществовании государств в нашей планетарной системе? Вопрос, казалось бы, риторический. Но ответ на него желательно получить прежде всего от ученых, ведь именно их воззрения должны лежать в основе стратегических разработок внешнеполитического курса России.
Хочется предупредить читателей, что работать над книгами Р. Арона — это большой труд. И не надо придираться к словам и отдельным фразам, важно уяснить смысл написанного.
А суть его мировоззрения я усматриваю в том, что на сакраментальный вопрос: выживет ли наша цивилизация — он не совсем уверенно, но все же явственно сказал “да”.
Характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества.
Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества были выделены в концепциях, основанных на технологическом детерминизме. Данные концепции разрабатывались французским социологом Раймоном Ароном (1905 - 1983), американскими социологами Даниелом Беллом (род. 1919) и Алвином Тоффлером (род. 1928).
Под технологическим детерминизмом понимают совокупность представлений, объединённых постулатом об определяющей роли техники в общественном развитии. Технологический детерминизм предполагает не только то, что техника - особый, независимый от человека мир, что она беспредельно развивается по своим законам, но и то, что она господствует над человеком и обществом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы.
Традиционное общество - это докапиталистическое общество аграрного типа. Экономику данного общества характеризует ручной труд с относительно простым и устойчивым разделением труда, которое сначала основывается на естественных половозрастных различиях, различиях естественных условий труда (скотоводство, земледелие и т. п.), а затем навсё более дифференцированных общественных функциях (торговля, управление, армия и т. д.). Человек, как основная производительная сила этом обществе, имел доступ к земле только через род, общину или феодальную иерархию владетелей, что исключало формирование свободной личности, т. е. личности, свободно распоряжающейся своим трудом и собственностью по законам рынка.
Способ социокультурной регуляции традиционного общества основан на традициях, т. е. на передаваемых из поколения в поколение культурных образцах, обычаях, способах действий, нормах поведения, которые широко проникали во все сферы жизни общества и обусловливали его структурную устойчивость и малоподвижность (кастовость, сословность).
По мнению разработчиков рассматриваемых концепций, самые значительные исторические изменения в современном мире связаны с переходом от традиционных аграрных обществ к индустриальным. Индустриальное общество (промышленное) возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. С точки зрения теоретиков индустриального общества, капитализм - это ранняя форма данного общества. Для неё характерно то, что индустриальное производство находится в частных руках, где предприниматель сразу и собственник, и главный субъект управления трудовым процессом и работниками. С ростом масштабов индустрии собственность на капитал не гарантирует контроля над системами власти и авторитета на предприятиях. Постепенно возрастает роль менеджеров - администраторов.
Трансформация социальной структуры сопровождается утверждением гражданского общества, плюралистической демократии, порождает процессы разнообразных социальных перемещений. Если на ранних фазах своего развития индустриальное общество характеризуется острыми классовыми конфликтами, то впоследствии, через становление общепринятых форм трудовых соглашений, коллективные договоры, они сглаживаются. В целом устанавливается консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) по поводу базовых ценностей социального порядка. На первый план выходят технике - рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки. Чем выше индустриализированы общества, тем больше они тяготеют к единообразию индустриального порядка. В индустриальном обществе господствует массовое производство и потребление.
Развитием системы идей индустриального общества стали теории постиндустриального общества. Постиндустриальное общество, по мнению вышеупомянутых социологов, формируется в развитых странах во второй половине XX века. Оно характеризуется преобладанием так называемого третичного сектора. Большая часть экономической деятельности перемещается из первичного (сельское хозяйство) и вторичного (промышленность) секторов в третичный (услуги, транспорт, банки, страховое дело, свободные профессии и т. п.). С прогрессом технологии и автоматики типичным работником постиндустриального общества становится "белый", а не "синий воротничок" (англ. white collar - blue collar - термины, используемые в рамках теории социальной стратификации, для обозначения работников соответственно интеллектуального, нефизического труда - и труда, непосредственно связанного с обслуживанием техники, оказанием услуг, а также физического труда).
В условиях постиндустриального общества беспрецедентно расширяется система обучения (более продолжительный срок обучения, непрерывное образование и т. п.). Наука, образование, информация сыграли решающую роль в трансформации индустриального в постиндустриальное общество. Постиндустриальная технология производит коренные изменения в социальной структуре общества. Собственность не исчезает, однако, как основа разделения людей на классы, слои, собственность теряет своё значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.
Перспективой развития постиндустриального общества является информационная цивилизация. Интеллектуальные технологические системы ведут к принципиально новому состоянию общества - к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний) Информатика и владение компьютером становятся второй грамотностью Технологический детерминизм трансформируется в концепции технократии: центральной в них является идея о возможности власти, основанной на знании, компетентности, о возможности замены политического решения рациональным техническим решением.
Разработчики концепции постиндустриального общества отмечали, что в его условиях происходят качественные сдвиги в потребностях, мотивациях социального поведения и ценностях. Для человека всё более приоритетными будут рассматриваться такие ценности, как автономность и самовыражение личности, свободное время и досуг.
Раймон Арон (1905 - 1983) - французский социолог и политолог, один из создателей теории индустриального общества. Книга "Мир и война между народами" была написана в 1960-61 годах, впервые вышла в свет весной 1962 года.
Важнейшая тема книги - межгосударственная система, проблема войны и мира. Р.Арон принял как исходный пункт классический тезис: естественное состояние (или состояние потенциальной войны) между государствами по сути своей отличается от гражданского состояния внутри государств. Граждане подчиняются закону, даже если он выражает и одновременно прикрывает собой силу. Книга Арона трактует проблемы межгосударственной системы, в которую интегрируются государства и в которой каждое из них бдительно следит за другими, с тем, чтобы обеспечивать свою безопасность. Он подчеркивает, что понятие "государственная" употреблено, поскольку война представляет собой не отношение между индивидами, а отношение между государствами. Под войной Арон понимает то, что всегда под ней понимали: вооруженное столкновение между государствами, а также проба сил между более или менее организованными войсками государств. Он видит своеобразие характеристик межгосударственной системы в конце ХХ века в том, что это - система общепланетная и воинственная даже в периоды видимого мира. При этом Арон отличает межгосударственную систему как особый аспект международного сообщества, отдавая себе отчет также и во взаимозависимости межгосударственной системы и других аспектов мирового сообщества, таких, например, как мировой капиталистический рынок.
В своей книге Р.Арон прежде всего показывает концептуальный аппарат, необходимый для понимания межгосударственных отношений, обозначает определяющие факторы этих отношений, выявляет соответствующие закономерности, обнаруживая их при изучении истории. Его цель - как бы поверх всех непредсказуемых перипетий холодной войны и мирного существования - показать долговременные черты и характеристики мира после 1945г.
Структура книги соответствует четырем уровням концептуализации международных отношений, которые Арон называет соответственно - теорией, социологией, историей, праксиологией. Другими словами, он помещает международные отношения на трех уровнях создания концепии, а затем рассматривает проблемы этического и прагматического характера, стоящие перед человеком действия.
В Части I - "Теория. Концепции и системы" - определяются концепции, которые позволяют интерпретировать логику ведения внешней политики. Эта часть книги представляет собой концептуализацию теоретических проблем войны и мира, международных отношений, внешней политики. Анализируются вопросы стратегии и дипломатии, единства внешней политики; средства и цели внешней политики; типология международных систем; многополюсные и двухполюсные системы; политика много полюсного равновесия и политика двухполюсного равновесия; диалектика мира и войны. ЧастьII - "Социология. Детерминанты и закономерности" - посвящена исследованию социологических детерминант политических сообществ. Рассматриваются геополитические и социальные причины развития общества в территориальном или временном выражении. ЧастьIII - "История. Мировая система в термоядерный век" - представляет собой, по словам Арона, аналитический очерк дипломатической "вселенной". В этой части подробно исследуются международные отношения в ядерный век. Речь идет прежде всего о новом характере стратегии и дипломатии в эпоху термоядерного оружия. В свете изложенных концепций и анализа важнейших факторов развития, сделанных в предыдущих частях книги, здесь Р.Арон дает описание конкретной исторической действительности, особое внимание уделяя роли и значению существования ядерного оружия, стратегии сдерживания. В Части IV - "Праксиология. Противоречия дипломатическо-стратегического образа действий" - Р.Арон анализирует две важнейшие праксиологические проблемы, которые называет - макиавеллевская проблема и кантианская проблема: то есть проблема исследования легитимных средств и проблема установления всеобщего мира. Он ищет ответы на такие вопросы, как: является ли внешняя политика дьявольской сама по себе? какие средства допустимо легитимно использовать, учитывая, что государства ревниво относятся к своей независимости? в чем заключается превышение функций государств во внешней политике? можно ли положить конец тому, что называется международной анархией, то есть намерениям отдельных государств самим, изолированно осуществлять действия, которые, по их мнению, восстанавливают справедливость? "Рациональная стратегия и разумная политика" - тема финальных размышлений Р.Арона.
Идеальный интеллектуал ХХ века
Мемуары Арон закончил незадолго до своей смерти, случившейся на 78-м году его жизни, в 1983-м. Это в полном смысле слова итоговая книга. Книга, в которой историю частной жизни невозможно отделить от истории века. Отсюда - монументальный объем. В русском издании почти девятьсот страниц убористого шрифта. Отсюда и несколько хаотичный ход изложения: начиная говорить о ком-либо из своего окружения, автор из времен юношества легко соскальзывает в пору стариковства.
О ком пишет Арон? Обо всех, кого он знал лично или заочно. Лично был знаком с Жаном-Полем Сартром и Полем-Ивом Низаном, вместе с которыми Арон учился на одном курсе в Эколь Нормаль. С Аленом и Брюнсвиком, которые были преподавателями Арона. С Симоной Вейль, подругой его жены. С генералом де Голлем, чью политику Арон пристрастно комментировал на страницах "Фигаро" для всего мира и для самого генерала. Наконец, с молодым поколением французских интеллектуалов, в частности с Пьером Бурдье, который был у Арона ассистентом.
Что касается заочных знакомств Раймона Арона, то в их круг входили все сильные мира прошлого столетия - от Геббельса и Гитлера, восхождения к власти которых Арон был очевидец, до Герберта Уэллса и президента Кеннеди, цитировавшего статьи Арона в своих выступлениях.
Однако не потому мемуары Арона читают и перечитывают вот уже двадцать лет, что в них собраны портреты самых знаменитых людей нашей эпохи. Главная фигура этих мемуаров, конечно же, сам Арон, без преувеличения сказать - идеальный образ интеллектуала ХХ века. Почему идеал? Да потому, что Арон был одновременно и мыслителем, умело оперирующим теоретическими абстракциями, и реальным участником исторического процесса, журналистом, пишущим о самых существенных событиях своего века - о приходе к власти нацистов, о еврейском вопросе, о ГУЛАГе, о революции 1968 года.
Арон был честным интеллектуалом, который всегда мыслил адекватно предмету, очень конкретно. Его размышления о войне и пацифизме, о демократии и тоталитаризме, его философия истории основываются на личной вовлеченности в историю, на умелом балансировании между позицией неравнодушного очевидца и аналитика-наблюдателя. Арон был тем самым срединным звеном интеллектуального общества, в котором так нуждается современная, оторванная от своих мировоззренческих корней демократия и из которой только и вырастает подлинная философская традиция.
Заключение
Раймон Арон, будучи в одном лице философом, социологом, журналистом и политиком разработал свое собственное, комплексное видение Западного общества середины - второй половины 20 века. Несмотря на то, что творчество Арона хорошо известно российскому читателю, эта книга, давно признанная классическим текстом современного либерализма, до сих пор не была опубликована по-русски. Обращаясь к фундаментальным политическим теориям прошлого, Арон черпает из них средства для анализа тех важнейших социально-политических преобразований, современником и участником которых он был, и которые во-многом определили облик современного мира. В центре анализа, предпринимаемого Ароном, - понятие свободы в социальном, политическом, философском и других основных контекстах. Обычно после имени Раймона Арона следует длинный перечень эпитетов: философ, социолог, журналист, политический обозреватель, публицист, университетский преподаватель. Автор такого количества книг, что одно их перечисление заняло бы абзацы. Кроме того, что важно, еврей, француз и космополит: еврей по крови, француз по воспитанию и человек мира по способу мышления. И если в отношении других знаменитых интеллектуалов ХХ века можно спорить, кем они были преимущественно - философами, поэтами или политиками, то в случае в Ароном все абсолютно ясно: ни одна из его социальных ролей не является в его образе второстепенной. Раймон Арон широко известен как крупный социолог, журналист и идеолог либерализма. Его работы переведены на многие языки и получили широкое распространение в Европе и в США. Раймон Арон — весьма плодовитый автор, опубликовавший десятки книг по проблемам социальной философии, политической социологии, международных отношений, истории мысли, европейской политики. Он является одним из создателей теории индустриального общества и современной теории международных отношений. Генри Киссинджер называл его своим учителем.
Список литературы
Раймон Арон. Мемуары: 50 лет размышлений о политике./Пер. с франц. Г. Абрамова, Л. Ларионовой. - М.: Ладомир, 2002, 873 с.
Гобозов Я.А. Философия политики. М., 1998
Гобозов Я.А. Введение в философию истории. М., 1999.
Раймон Арон. Демократия и тоталитаризм. Перевод с французского Г.И.Семенова. М.: "Текст", 1993