4. Логические задачи, упражнения, комментарии
«Подлинные философы – те, кто любит усматривать истину» (Платон)
«Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Платон)
На вопрос, что дала ему философия, Диоген ответил: «По крайней мере, готовность ко всяким поворотам судьбы».
Аристотель одним из истоков философского знания называет недоумение, удивление по поводу незнания и говорит, что к философскому знанию люди стремятся не ради какой-нибудь выгоды, а «ради понимания».
«Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии познание и удовольствие бегут на перегонки. Наслаждение следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно». (Эпикур)
Сравните эти высказывания относительно философии и ее истоков и выделите главные отличительные черты и специфику философского знания.
Первое и второе высказывания принадлежат Платону.
Я считаю, что все эти высказывания представляют свое время, свою философскую школу. Каждый из этих представителей по-разному представляет проблему философии. Данными философами представлены два различных этапа развития античной философии: это классический период и поздний период.
По Платону, мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно рождаются и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего постоянного, прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не полностью отделены от истинно существующего, они все каким-то образом причастны ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны своим причинам. Эти причины формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и бесчувственные. Платон называет их "видами" или гораздо реже "идеями". "Виды", "идеи" зримые умом формы вещей. Каждому классу предметов чувственного мира, например, классу "коней" соответствует в бестелесном мире некоторый "вид", или "идея" - "вид" коня, "идея" коня. Этот "вид" уже не может быть постигаем чувствами, как обычный конь, но может быть лишь созерцаем умом, к тому же умом, хорошо подготовленным к такому постижению. Эти "идеи" или, "эйдосы" не рождаются, не умирают, не переходят не в какое другое состояние.
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Я считаю, что познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики. [1]
По моему мнению, Эпикур, был прав, ведь на самом деле, в философии познание и бегут наперегонки, но познание и наслаждение существуют одновременно. Это философское высказывание найдет своих учеников в эллинистический период.
У каждого из этих философов было свое представление о философии, о ее значении. Например, Диоген считает, что философия дала ему помимо способа самовыражение и еще и готовность к любым жизненным ситуациям.
Платон видит главную проблему философии – проблему истины. Философы должны видеть истину.
Аристотель же считает, что одним из истоков философского знания называет недоумение, удивление по поводу незнания и говорит, что к философскому знанию люди стремятся не ради какой-нибудь выгоды, а ради «понимания».
Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно считается "отцом логики". Обобщив методы познания науки и философии 6-4 в. в. до н.э., классифицировав и описав их, Аристотель создал учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. В дальнейшем в историческом развитии логическое учение Аристотеля стало источником много численных школ и направлений; философы и ученые различных эпох стремились приспособить его к своим интересам и задачам, использовать его в тех или иных исследовательских целях.
"Познаваемые вещи, - пишет философ, - могут познаваться лишь благодаря благу; оно же дает им бытие и сущность, хотя само благо не есть сущность, оно за пределами сущности, превышая ее по достоинству и силе". В реальной действительности эта идея является "причиной всего правого и прекрасного", а в области познания - причиной "истины и ума".[2]
Аристотель неоднократно подчеркивает, что для применения и развития науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Лишь тогда возможно применение законов логики.
5. Тестовая проверка знаний
3. Завершите определение:
«Глубокая человеческая потребность в признании абсолюта, в безоговорочном принятии неких истин, заповедей, всевозможных поворотов судьбы называется эгоизмом»
4. Какие проблемы в первую очередь интересовали Эпикура?
а) онтологические;
б) гносеологические;
в) религиозные;
г) нравственно-этические.
Ответ: г) нравственно-этические.
6. Соотнесите:
а. Вера примитивных народов в то, 1. Монотеизм
что они произошли от каких-то
животных, растений
б. Теоретическое мировоззрение, 3. Философия
то есть объяснение мира с
помощью логических
конструкций (понятий)
в. Учение о едином и единственном 2. Тотеизм
Боге
9. Кому из древнегреческих философов принадлежит открытие диалого-диалектического метода философствования?
а) Платону;
б) Сократу;
в) Аристотелю;
г) Протагору.
Ответ: б) Сократу.
Список литературы
1. Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. М., 1996;
2. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996;
4. Асмус В.Ф. Античная философия: Уч. пос. 2-е изд. М., 1976;
5. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ.
ред. И.Т. Фролова. - М., 1989;
6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;
[1] Бочаров В. А. Аристотель и традиционная логика. Анализ силлогистических теорий. М.: МГУ, 2002.-157с.
[2] Богомолов А. С. Античная философия. М.: ИНФРА-М, 2003.-79с.