Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

1. Рынок и его экономическое обоснование___________________________ 6

1.1 Понятие и особенности рынка___________________________________ 6

1.2 Классификация и функции рынка________________________________ 9

1.3 Основные типы рыночных структур_____________________________ 11

1.4 Принципы рыночной экономики________________________________ 12

2. Механизм управления и регулирования рыночной экономики_________ 16

2.1 Управление обществом_______________________________________ 16

2.2 Структура механизма управления______________________________ 17

2.3 Равновесие на рынке__________________________________________ 18

2.4 Рыночная экономика_________________________________________ 20

3. Условия существования рынка в России___________________________ 22

3.1 Формирование рынка в России_________________________________ 22

3.2 Преимущества и недостатки рынка______________________________ 24

3.3 Основные проблемы рыночной системы в России__________________ 25

Заключение____________________________________________________ 31

Список использованных источников и литературы____________________ 33

Введение

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Экономическая мощь рыночного механизма основывается на децентрализованном и свободном выборе профессии, на возможности свободного принятия решений в отношении потребления и производства товаров, на самостоятельном принятии решений об использовании доходов и собственности.

В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции[1].

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя  которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В  настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эту проблему я нашел наиболее актуальной и достойной рассмотрения как всеобщей, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность. В связи с этим целью  работы является попытка рассмотреть вопросы, правильные ответы на которые определяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное и политическое благосостояние общества.

 Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десятилетия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями.

Цель работы заключается в рассмотрении рыночной экономики в России.

Данная цель решается с помощью ряда задач:

-         Рассмотреть понятие и особенности рынка

-         Указать классификацию и функции рынка

-         Привести основные типы рыночных структур

-         Раскрыть принципы рыночной экономики

-         Рассмотреть структуру механизма управления и равновесие на рынке

-         Показать формирование рынка в России, его преимущества и недостатки

-         Проанализировать основные проблемы рыночной системы в России.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной  жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.д.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика.

Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком   смысле.  Коллективное   потребление   или  удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться[2].

1. Рынок и его экономическое обоснование

 1.1 Понятие и особенности рынка

Рынок  - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам[3].

Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. В разделе «Макроэкономика», когда мы будем учитывать и международные экономические связи, предметом анализа будет и еще один субъект рынка - заграница[4].

Домашнее хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли)[5].

Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика - это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, иностранной валюты и др.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравнительное преимущество является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, А и В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16 платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъекта А равна двум платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары обуви равна четырем платьям. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обуви - у производителя А. Следовательно, ему следует полностью сосредоточиться (специализироваться) на производстве обуви, другому производителю целесообразнее специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую альтернативную стоимость у производителя В. Принцип сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах.

Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяйственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. На последнем выводе необходимо остановиться подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из «пучка прав»? Кто станет специализироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продукцию, если по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; если производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству); если не существует права продажи и наследования земельного участка и т. д. Конечно, можно заставить производить картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример иерархической системы хозяйства. Современная экономическая теория делает акцент на том, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их последующей продажи в самых оживленных точках вашего города. Однако необходимо получить разрешение санэпидемстанции на подобную деятельность, лицензию от муниципалитета, вероятно, придется платить дань рэкетирам, если речь идет о нынешних российских условиях и т. п. Если все эти трансакционные издержки для желающих заняться производством пирожных на продажу, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

1.2 Классификация и функции рынка

1)     По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2)     В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3)     По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4)     По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный

При наиболее укрупненной структуризации в составе единого рынка обычно выделяют следующие виды отдельных рынков:

- рынок потребительских товаров, услуг, жилья, зданий и сооружений непроизводственного назначения;

- рынок средств производства и производственных видов деятельности;

- рынок денег, валюты, ценных бумаг;

- рынок труда, рабочей силы, рабочих мест;

- рынок информации, интеллектуального продукта, инноваций.

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:

1)     Информационная, т. е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2)     Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.

3)     Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом[6].

С помощью механизма равновесных цен:

а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

4)     Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.

5)     Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

6)     Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

1.3 Основные типы рыночных структур

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений[7].

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения закономерностей рыночного механизма это важнейшее положение будет конкретизировано.

1.4 Принципы рыночной экономики

Принцип свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия  во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности, желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело[8].

В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений.

Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее приватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.

Кроме того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над ним со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его главенства. В условиях административно-командной экономики, порождающей дефицит, наступает власть производителя над потребителем, превращение последнего под воздействием очередей и нехватки в покорного просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

Рыночной экономике свойствен принцип рыночного ценообразования. Как известно, цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной стороны продать товар подороже и другой стороны - купить подешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.

Рыночной экономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. В нашей практике это означает переход от управления по вертикали к управлению по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.

Принцип открытости экономики означает, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в том, что хозяйственные организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны[9].

Рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Если централизованная экономика опирается на непосредственное управление материально-вещественными объектами и процессами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежное обращение.

Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.

2. Механизм управления и регулирования рыночной экономики

2.1 Управление обществом

Управление обществом в целом, и в том числе социально-экономическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах:

содержательном

функциональном

структурном

Управление в содержательном аспекте представляет собой систему целенаправленных действий, осуществляемых непосредственным субъектом управления, основанных на знании законов развития общества и направленных на достижение поставленных обществом целей.

Управление в функциональном аспекте представляет собой систему, проявляющую свое содержание в следующих функциях:

а) Подготовка и принятие управленческих решений.

б) Организация управления решений.

в) Стимулирование выполнения решений.

г) Учет и анализ хода управления решений.

д) Контроль процесса выполнения принятого решения.

е) Оперативное управление процессом выполнения решений.

Управление в структурном аспекте рассматривается как органическое единство двух подсистем:

- подсистемы политики;

- подсистемы механизмов ее реализации.

Политика - это категория, которая характеризует отношения, возникающие между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам государственной власти, определения форм и методов государственного руководства управления обществом[10].

Политика структурно делится на стратегию и тактику:

Стратегия - это долговременный курс, который предусматривает решение крупномасштабных задач.

Тактика - это разработка системы мероприятий по реализации стратегии[11].

Политику также можно рассматривать в содержательном, структурном и функциональном аспектах.

Структурный аспект предполагает выделение индустриальной, аграрной, структурно-инвестиционной, научно-технической и инфраструктурной политики. В основе структурного аспекта лежит общественное разделение труда.

Функциональный аспект предполагает выделение экономической, социальной, идеологической, демографической, экологической, административной, национальной, региональной и внешнеэкономической политики. Он предполагает деление общественной жизни на отдельные сферы.

Структурный аспект отличается от функционального тем, что каждая разновидность структурного аспекта является многогранной.

Поскольку общество представляет целостную систему, то и политика выступает как целостное образование. Она должна быть единой, органически увязывающей все аспекты.

Любой вид политики может быть реализован, если есть механизм реализации[12].

Механизм управления обществом представляет собой исторически определенную систему организаций, инструментов, форм и методов осуществления деятельности общества, с присущими ей отношениями и способами мотивации деятельности отдельных членов общества, социальных групп и институтов.

2.2 Структура механизма управления

Механизм управления являясь целостной системой, состоящей из ряда элементов, имеет определенную структуру:

- прогнозирования и планирования протекания социально-экономических процессов;

- организационные формы управления всеми процессами, происходящими в обществе, система органов, обеспечивающих подготовку и реализацию решений, воздействие на производственные процессы для достижения поставленных целей;

- система экономических, моральных и правовых рычагов и стимулов, с помощью которых оказывается воздействие на социальные общности людей с целью активизации общественно-полезной деятельности, повышения ее результативности.

- разнообразные формы вовлечения всех дееспособных членов общества в управление делами общества.

Для того чтобы общество смогло развиваться без антогонистических противоречий, оно должно регулироваться государством.

Государственное регулирование экономических и социальных отношений - есть целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности и желаемых темпов воспроизводства общих народнохозяйственных условий, нормального функционирования товаропроизводителей.

2.3 Равновесие на рынке

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма должны стать прежде всего объектом нашего анализа.

Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, вследствие снижения цен на картофель его производство становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Предприниматели, занятые производством картофеля, теряют часть прибылей и начинают искать более выгодные сферы приложения капитала. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя -максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к Другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

2.4 Рыночная экономика

Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка[13].

 Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма. Изучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу.

С одной стороны, мы получаем комплексное представление о рыночной экономике как о единстве взаимосвязанных и взаимодействующих разнообразных рынков.

С другой стороны, становится возможным сопоставить нынешнее состояние отдельных рынков или рыночных сфер экономики с тем, которое должно быть при переходе к развитым рыночным отношениям. Тем самым удается оценить степень необходимых преобразований при переходе к рыночной экономике и характер их воздействия на  людей.

Таким образом, рынок является особым экономическим механизмом, который через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объем и структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления и, в конечном итоге, оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий[14].

 

3. Условия существования рынка в России

3.1 Формирование рынка в России

Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать то, что в России никогда не было социально-рыночного хозяйства.

Для формирования рыночной системы в России необходим ряд условий и институтов:

1.     Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности.

Этапы: а) ваучерная приватизация

  б) денежная приватизация

2.     Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводс-твенного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономи-ческой ответственностью.

3.     Установление экономической системы, базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами.

4.     Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была прове-дена реформа, и сейчас существует три вида цен:

а) устанавливаемые государством

б) регулируемые государством

в) цены свободного рынка

5.     Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.

Экономические предпосылки.

На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контролируют 80% отрасли[15].

Технические предпосылки.

Необходим определенный уровень специализации и концентрации производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.

Социальная предпосылки.

Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).

6.     Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.

Необходимо проведение следующих мер:

а) увеличение доходной части бюджета

б) укрепление национальной валюты

в) сокращение расходов на управление

г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств

7.     Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:

создание сильного рыночного законодательства;

формирование банковской, страховой и биржевой системы.

8.     Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей.

Реализация этого условия предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с остальными производителями действовать на внутреннем рынке.

Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля.

9.     Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.

Формирование рынка в России осложняется несколькими специфическими обстоятельствами:

 1) отсутствие единства по вопросам формирования рыночного механизма, наличие мощного противодействия этому процессу;

 2) противоборство ветвей власти, слабость федеративной структуры, нарастание центробежных, а не интеграционных тенденций;

 3) долгое властвование нерыночной системы, высокая степень милитаризации и монополизации экономики, изношенность капитала действующих предприятий, отсутствие современной производственной инфраструктуры;

 4) социальная напряженность в российском обществе, апатия и безразличие людей к происходящему;

 Формирование рыночных отношений в России должно вестись по многим направлениям, но среди них можно выделить три основных: создание новых экономических субъектов, разумная государственная (прежде всего антимонопольная) политика, разработка правовых основ рынка.

 Создание новых субъектов экономики в России пока идет слабо, на данный момент доля негосударственных предприятий в ВВП составляет около 10% - очень низкий показатель. Тормозится создание малого и среднего бизнеса, приватизация нередко сводится к передаче собственности бюрократическим структурам.

 Политика государства в отношении экономики сейчас проводится непостоянно. Главным направлением государственного регулирования должна стать антимонопольная политика, государство должно способствовать демонополизации, развитию конкуренции, проводить антимонопольные экспертизы и осуществлять контроль за состоянием рынков. В то же время для некоторых отраслей (авиационная, космическая) единственным средством для выживание сейчас является создание финансово-промышленных групп и олигополистически конкурентного рынка.

 Шоковый вариант перехода к рынку в России не осуществился из-за резкого противодействия этому процессу и тяжелого советского наследия. Инфляция в России имеет не монетарный, а структурный характер, поэтому дальнейшее развитие рынка должно идти по эволюционному варианту.

3.2 Преимущества и недостатки рынка

Сформулируем основные преимущества рынка:

 1) рынок обеспечивает саморегулирование структуры производства, ее приспособление к структуре общественного потребления;

2) рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов между отраслями и регионами;

3) рынок устанавливает общественно необходимые условия производства;

 4) рынок стимулирует производителя к повышению производительности труда и качества продукции, внедрению в производство достижений НТР;

5) рынок гибко реагирует на спрос;

 6) рынок эффективно выполняет санирующую функцию;

 7) рынок обеспечивает свободу экономической деятельности;

 8) рынок является предпосылкой развития демократии в стране, обеспечивает свободу личности.

 Несмотря на то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболее гибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в экономической жизни общества.

Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах:

 1) тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.;

 2) рынок - жестокая система в социальном плане;

 3) рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры[16].

3.3 Основные проблемы рыночной системы в России

К основным проблемам рыночной системы экономики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределения доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику страны необходимо активное вмешательство государства[17].

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

 Надо сказать, что особенно важна роль государственного регулирования экономики в России, так как стана пытается создать независимую экономику и осуществить переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству, основанному на частной собственности.

Монополизм

Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению НТП, удержанию высоких цен.

 Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д.

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.

 В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический потенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства.

 В настоящее время, в период перехода к рынку отечественные монополистические структуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формирующих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.

В российской экономике начала 90-х гг. разрушение командно-административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечественные монополии, освободившись от административного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ - поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать действие экономических регуляторов.

Инфляция

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в XX в. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и в нерыночных, где механизм рынка разрушен командно-административной системой. Инфляция - это процесс обесценения денег, снижение их покупательной способности. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета, чрезмерным инвестированием, опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда, произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса.

Таким образом, управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятия за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Необходимо помнить, что нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требует выверенных гибких решений.

Проблемы занятости

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. К безработным, согласно социальной статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущего месяца и зарегистрированные на бирже труда.

В России, по официальным данным Федеральной службы занятости, к началу 1997 г. было зафиксировано около 10 млн. чел., не имеющих постоянной или временной работы.

 Необходимо сказать, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В частности, статистика не учитывает в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели. Весьма несовершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда, проводится регистрация безработных. Но это действительно лишь начало. Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

 Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе. Во-вторых, программы, направленные на переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

 Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер[18].

Проблемы перераспределения доходов

Рыночное распределение дает владельцам факторов производства - труда, капитала, земли, - доходы, соответствующие эффективности их вклада, что является социально справедливым. Однако в любом обществе есть люди, которые, во-первых, не имеют факторов производства - нетрудоспособны (дети, люди преклонного возраста, инвалиды) и неимущие; во-вторых, не могут применять свой труд, т.е. неконкурентоспособны на рынке труда (безработные); в-третьих, не желают трудиться в силу своих убеждений. В конкуренции на рынке труда не участвуют лица, занятые в госсекторе. Во всех этих случаях государство обязано вмешаться в распределение доходов.

 Одним из признаков современной цивилизации является признание за любым человеком права на достойную жизнь. Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит "социальная несправедливость" рынка[19].

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете, чтобы затем использовать их на социальные программы, пособия, выплаты и т.п.

Перечисленные способы косвенного перераспределения доходов объединяет то, что, помогая сделать распределение более справедливым, они не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что Россия вступает на достаточно трудный, но эффективный путь экономических отношений, и нам еще придется столкнуться со всеми несовершенствами рыночной системы в полной мере.

Но чтобы это столкновение прошло как можно мягче и носило безболезненный характер, необходимо всецело использовать опыт и традиции развитых стран в борьбе с пороками современного капитализма.

Переход к рынку - очень сложный и длительный процесс, неподвластный воле человека, ибо последний не в состоянии точно предвидеть все его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики.

Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:

• его самого (например, потребность или отсутствие потребности в теплой одежде определяется климатом страны, степенью закаленности человека, его вкусами);

• его семьи и близкого окружения (так, потребность в обучении детей и сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает в обществе данный индивид);

• той социальной, национальной, религиозной и т.п. общности, к которой принадлежит человек (скажем, потребность в национальной обороне зависит от международного положения государства, гражданином которого является человек).

При этом из огромного спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, иначе говора, ее интересует «платежеспособный спрос». Таким образом. спрос — это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. А величина спроса — это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

Очень хочется надеяться, что все перемены  будут направлены на переход к рынку, а не возврат к прошлому, последствия которого отражаются теперь  в нашей экономике особенно остро. В связи с этим я бы хотел отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверен, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.

Современная российская экономика находится сейчас в переходном периоде. Это промежуточное состояние между плановой и рыночной экономикой. Общая особенность Российской экономики - она как плановая существенно отличается от западной рыночной экономики; как российская она не имеет аналогов в каких-либо других, даже бывших соц. странах. Определенное состояние рыночной системы характеризует экономический кризис, представляющий собой резкое нарушение равновесия в экономике вследствие несоответствия спроса и сложившегося предложения. Макроэкономическая проблема, которую необходимо безотлагательно решать в течение переходного периода - проблему структурно-инвестиционной перестройки на современной технико-технологической основе для всех субъектов формирующейся рыночной экономики и прежде всего - государством и его институтами. Макроэкономическая несбалансированность имеет многообразие форм.

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.)

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.)

2. Литература

4.     Абалкин Л.И. Трудный поворот к рынку. М.: Экономика, 1990. – 154 с.

5.     Булатов А.С. Экономика. М.:БЕК, 1995.  204 с.

6.     Видяпина В. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория.  М.: Юристъ 1999.  241 с.

7.       Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. М., 1996. 502 с.

8.     Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.  М.: Юристъ, 2000.  861с.

9.     Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории.  М.: 1994. 617 с.

10.            Курс экономической теории/ Под ред. А.С. Сидоровича. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. «ДИС», 1999. 296 с.

11.            Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 2002 г. 247 с.

12.            Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю, Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1). М.: Республика, 1995 г. 512 с.

13.            Лившиц А. Введение в рыночную экономику.  М.: Высшая школа, 1999. 234 с .

14.            Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. 2001. № 5. С. 18.

15.            Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, Экономика, 1999. 290 с.

16.            Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики // Экономист. 1998. №6 с. 19.

17.            Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.  М.: ИНФРА-М, 1997. 480 с.

18.            Родионова В. М. Финансы.  М.: ПРИОР, 1993. 412 с.

19.            Самуэльсон П. Экономика.  М.: Машиностроение, 2001. С. 512.

20.            Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О.Ю., Ростов н/Д, Феникс. 1996. 412 с.

21.            Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2000. 354 с.

22.            Современная экономическая мысль. /Под ред. Й. Шумпетер.  М., 1999.

23.            Толкачев С. Рынок и конкуренция. // Российский экономический журнал. 2001. № 5. С. 10.

24.            Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Г. В. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. 381 с.


[1] Толкачев С. Рынок и конкуренция. // Российский экономический журнал. 2001. № 5. С. 10.

[2] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: 1994. С. 121.

[3] Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю, Экономикс М.: Республика, 1995 г.. С. 99.

[4] Абалкин Л.И. Трудный поворот к рынку. М.: Экономика, 1990. С. 47.

[5] Булатов А.С. Экономика. М.:БЕК, 1995. С. 47

[6] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: 1994. С. 121.

[7] Курс Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 2002 г.. с. 174.

[8] Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О.Ю., Ростов н/Д, Феникс. 1996. С. 87.

[9] . с. 187.

[10] Лившиц А. Введение в рыночную экономику.  М.: Высшая школа, 1999. с. 214.

[11] Видяпина В. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория.  М.: Юристъ 1999. с.144.

[12] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.  М.: Юристъ, 2000. С. 147.

[13] Абалкин Л.И. Трудный поворот к рынку.  М.: Экономика, 1990. с. 54.

[14] Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. 2001. № 5.  С. 14.

[15] Самуэльсон П. Экономика.  М.: Машиностроение, 2001. С. 217.

[16] Самуэльсон П. Экономика.  М.: Машиностроение, 2001. С. 144.

[17] Родионова В. М. Финансы. - М.: ПРИОР, 1993. С. 11

[18] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, Экономика, 1999. С. 157.

[19] Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2000. 354 с 257.