Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Профессия – судья_______________________________________________ 4

Заключение____________________________________________________ 12

Список источников и литературы_______________________________ 13

Введение

Статья 119 Конституции РФ[1] устанавливает, что судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Дополнительные требования к судьям в соответствии с той же статьей Конституции РФ предусмотрены ст. 4 Закона о статусе судей.

Прежде всего, это сдача квалификационного экзамена для кандидатов в судьи, отсутствие порочащих судью поступков. Для судей верховных судов республик, областных, краевых судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, окружных арбитражных судов, военных судов окружного звена установлено также обязательное условие достижения 30-летнего возраста и наличие стажа работы по юридической профессии не менее семи лет.

Для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ требуются достижение возраста 35 лет и стаж по юридической профессии не менее 10 лет, а для судей Конституционного Суда РФ - 40 лет и 15 лет соответственно. Статья 41 Закона о статусе судей предусматривает обязательное медицинское освидетельствование претендента на должность судьи с целью подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению его на судейскую должность. Перечень таких заболеваний утверждается решением Совета судей РФ. Лицо, наделенное полномочиями судьи с нарушением установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами требований, не может осуществлять правосудие. Состав суда, в котором заседает такое лицо, является незаконным, а вынесенные им судебные постановления подлежат отмене.

Профессия – судья

Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации"[2] установлен единый статус судей Российской Федерации. Это единство не может умаляться, а гарантии деятельности судей подвергаться изъятиям под влиянием местных условий. Жизнь, достоинство, имущество судей и членов их семей должны находиться под особой защитой государства. Конституция утверждает независимость, несменяемость, неприкосновенность носителей судебной власти (ст. 120, 121, 122). Только судьям Конституция предоставляет право при рассмотрении дела отказаться от применения актов государственных органов, если они, по их мнению, не соответствуют закону.

Разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченно.

Требования к кандидатам в судьи, содержащиеся в ст. 119 Конституции РФ, являются не только общими для всех судей, но и минимальными. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 3132-1, в части судей военных судов - в Федеральном законе Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции". При этом Закон о статусе судей, приводя дополнительные требования, сам также указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования.

Первое общее требование для всех кандидатов на должность судьи - наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России.

Возрастной ценз для кандидатов в судьи - не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет, а судьей Конституционного Суда в соответствии со ст. 8 Закона о Конституционном Суде РФ - 40 лет. Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.

В соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование.

Конституционное требование о наличии у кандидата стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие "юридическая профессия" входит также научная и преподавательская деятельность в области права (ст. 4 Закона "О статусе судей в Российской Федерации").

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование - обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении указанных судей на эту должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для кандидатов в судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

В отношении судей Конституционного Суда РФ предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями. Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Специальное условие назначения судей военных судов, учитывающее условиях их деятельности, содержится в ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 1994 г. "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции". Им, в частности, установлено, что: 1) военнослужащие военных судов проходят военную службу; 2) на них распространяются воинские уставы и положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей, другими нормативными актами. А в ст. 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" указано, что судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

Кроме упомянутых требований, нормы Закона содержат также высокие морально-этические требования, предъявляемые ко всем судьям. В связи с этим необходимо обратить внимание на положения ч. 2 ст. 3 Закона о статусе судей, в соответствии с которыми судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. Требования нравственного характера содержатся и в других нормативных правовых актах. В частности, этическое начало заложено и в ст. 8 Закона о Конституционном Суде, которая требует от кандидата на должность судьи этого суда безупречной репутации.[3]

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Придавая важное значение этической стороне деятельности судебной власти, Закон о статусе судей установил, что судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу, в которой клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и совесть (ст. 8). Одновременно судье вменяется в обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы (ч. 1 ст. 3).

Все указанные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, направлены на обеспечение того, чтобы судьи осуществляли правосудие на профессиональной основе.

Важное значение имеют положения, касающиеся проведения конкурса на должность судьи. Проявляя заботу о необходимости обеспечения формирования судейского корпуса, способного выполнить стоящие перед ним задачи по осуществлению судебной власти в стране, законодатель установил правило, согласно которому отбор кандидатов на должность судьи должен быть осуществлен на конкурсной основе (ст. 5 Закона о статусе судей). Для устранения формализма в этой процедуре предусмотрено, что об открытии вакансий судей квалификационные коллегии должны дать объявления в средствах массовой информации (ст. 5 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Сам процесс отбора кандидатур в квалификационных коллегиях претерпел существенные изменения: он стал прозрачным, коллегия проводит конкурс среди претендентов, отбирая одного из них, которого рекомендует на должность судьи. Претендент на замещение должности судьи обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.

Совершенствование системы отбора и подготовки высококвалифицированных кадров для судебной системы неизбежно связано с созданием института кандидата на судебную должность, который эффективно функционирует в целом ряде зарубежных правовых систем. Его полезность состоит не только в предварительной надлежащей подготовке к судебной деятельности, но и в апробировании в ходе учебы возможностей кандидата выполнять социально важную и требующую высокого уровня профессионализма и общей образованности роль "вершителя правосудия". Известны случаи, когда опыт юридической деятельности и успешная сдача экзамена на должность судьи не влекли адаптации к профессии. Это было связано не столько с неумением интерпретации правовых норм, сколько с изъянами в правовом мировоззрении лица, уровня его общей культуры и нравственном воспитании. Выявление личных качеств судьи на этапе, предшествующем назначению на должность, несомненно станет положительным вкладом в обеспечение задач правосудия.

В настоящее время профессиональную подготовку в России претенденты на должность судьи не проходят, хотя существует острая потребность в ее проведении. Как показывают опросы претендентов, у них отсутствует должный уровень правосознания и опыт работ в судебной сфере, что отражается на качественно-профессиональном уровне осуществления их полномочий при отправлении правосудия. При выявлении мнения лиц, рекомендованных на судебную должность установлено, что они нуждаются в предварительной подготовке для корректировки своего правового мировоззрения, приобретения навыков выполнения работы судьи перед назначением. 70% респондентов из числа опрошенных претендентов высказали такие пожелания.

Полагаем, что подготовка кандидатов на должность судей должна проводиться на последнем этапе их отбора: после сдачи ими квалификационного экзамена, прохождения специальной проверки и получения рекомендации от соответствующей квалификационной коллегии о назначении на должность судьи. Этому имеется, кроме доводов указанных выше, вполне логичное объяснение и организационного плана, которое сводится к следующему. Сейчас значительное число претендентов, желающих стать судьей, не согласуется с числом вакантных мест. Подготовка кандидатов, которая должна проходить за счет бюджетных ассигнований, до сдачи квалификационного экзамена или после его сдачи, но до прохождения специальной проверки нецелесообразна, так как кандидат может не пройти последующий этап отбора. Из этого следует, что средства, выделенные из федерального бюджета на осуществление подготовки кандидата, не прошедшего предварительного отбора, будут неоправданными расходами. Поэтому считаем возможным предложить проведение профессиональной подготовки в роли кандидата только на последнем этапе отбора, когда количество желающих не будет резко превышать число вакансий.

Особенность правовой подготовки кандидатов на должность судьи состоит в том, что она предполагает не только наличие высшего юридического образования, но и опыт юридической работы. Вряд ли можно согласиться с суждениями, что обучение профессии следует ограничить изучением ее специфики, ее отличий от деятельности лиц иных юридических профессий и основное внимание уделить формированию умений, навыков применения норм закона.

Изучение отношения кандидатов на должности судей к различным правовым ценностям дает основание считать, что одним из факторов, препятствующих правильному применению закона, служит установка на обвинение. Нередко это связано с характером прошлой профессиональной деятельности, ибо судейский опыт у кандидатов отсутствует. Значительное число претендентов имеют опыт работы в правоохранительных органах - прокуратуре, МВД, ФСБ - которые осуществляют функцию уголовного преследования. Жесткая обвинительная позиция представителей обвинения в большинстве случаев контрастирует с моделью поведения судьи. Нейтрализации отрицательных сторон этого опыта для деятельности судьи может способствовать лишь продолжительная корректировка правового и общего мировоззрения будущих судей.[4]

Следовательно, одной из задач подготовки кандидатов на должность судей, является своевременная нейтрализация отрицательных явлений, которые связаны с односторонней ориентацией на обвинение.

Необходимой предпосылкой овладения профессией является теоретическая подготовка. Задача состоит не только в том, чтобы научить будущего судью надлежащему применению на практике полученных в вузе теоретических знаний, правовых институтов, принципов. Необходимо создать предпосылки для постоянного обновления своих знаний, проверки их в практической деятельности, изучения передового опыта, ознакомления с достижениями правовой науки.

Заключение

В заключение вопросов о правовых основах отбора и подготовки судей можно сделать следующие выводы.

Во-первых, совершенствование механизма подбора судей, как представляется, связано с законодательной регламентацией процедуры предварительной подготовки кандидатов на должность судьи. Целесообразно дополнить в ст. 4 Закона "О статусе судей в РФ" положение части 1 "...имеющий высшее юридическое образование..." формулировкой "...прошедший годичную преддолжностную подготовку...".

Во-вторых, одним из существенных ограничений в проведении психофизиологического исследования кандидатов в судьи является неадекватное толкование ст. 4-1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в которой прямо не предусмотрено психодиагностическое обследование при отборе кандидатов на должность судьи. В связи с этим, полагаем, целесообразным при проведении проверки психофизиологического состояния включать в медицинское освидетельствование психодиагностическое обследование претендента.

В-третьих, целесообразно изменить законодательство в плане отмены возрастных ограничений для вступления в должность судьи, сокращения пятилетнего "общего" юридического стажа работы до трех лет стажа в судебной системе, введение института "кандидата в судьи" с обязательной достаточно длительную профессиональной переподготовкой.

В-четвертых, необходимым условием вступления в должность судьи является корректировка правосознания кандидата в процессе теоретической подготовки.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. № 237. 25.12.1993г.

2.     Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"  // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

3.     Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

4.      Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи (С. Гришин, "Российская юстиция", N 12, декабрь 2003 г.)


[1] Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. № 237. 25.12.1993г.

[2] Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

[3] Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи (С. Гришин, "Российская юстиция", N 12, декабрь 2003 г.)

[4] Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи (С. Гришин, "Российская юстиция", N 12, декабрь 2003 г.)