ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА 1

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

1.1

Функции, признаки и особенности финансов

6

1.2

Структура финансовой системы РФ

11

1.3

Анализ финансовой деятельности государства

26

ГЛАВА 2

ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

2.1

Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории

31

2.2

Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей

41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

49

ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования – финансовая система России    

Предмет исследования – развитие финансовой системы РФ.

Цель исследования – определить пути оздоровления финансовой системы РФ.

Задачи исследования:

-изучить теоретические основания финансовой деятельности государства

- провести анализ финансовой деятельности государства.

- разработать мероприятия по оздоровлению финансовой система РФ.

        При написании курсовой работы использовались труды как зарубежных, так и отечественных ученых. К первым относятся Ковалев В.В., Глущенко В.В., Колб Р.У.  и др.

Методы исследования:

- теоретический метод исследования при котором анализировалась литература отечественных и зарубежных ученых.

- метод сравнения при котором сравнивались финансовые системы России и западных стран.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

 Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-недостаточные темпы развития экономики;

-диспропорции развития экономической системы;

-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых   рынках;

-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на 

  воспроизводственный процесс;  

-низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.

 

ГЛАВА 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

1.1 Функции, признаки и особенности финансов

Финансы обладают некоторыми функциями:

- распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой

функции создаются фонды);

- перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

 - регулирующая (финансы могут, как стимулировать производство, так и угнетать его);

- контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Распределительная функция. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль).  Стадия перераспределения - многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий.  Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между  фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.

Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.

Признаки финансов.

Также финансы обладают некоторыми признаками:

  -финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары;

  -финансовые отношения носят распределительный характер;

  -финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.        

В первую очередь важно знать взаимосвязь финансов с такими экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит. А также, в какой последовательности эти категории вступают в распределительный процесс.

Цена вступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.

В цене заключены все структурные части стоимости, которые далее распределяются и получают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов. В условиях жесткой централизации доля заработной платы меньше; доля же доплат к заработной плате - больше. В условиях демократии: заработная плата - основная, а дополнительные выплаты значительно меньше. У нас есть общественно необходимые и индивидуальные затраты. Разница между ними выливается в прибыль. Цена подготавливает условия для функционирования финансов. Либо средства накапливаются у предприятия, но тогда увеличиваются суммы налогов, либо общественный продукт разрастается, что приводит к высвобождению ресурсов, которые перемещаются в отрасли с наиболее высокой нормой прибыли.

Финансовое распределение отличается от ценового тем, что объектом ценового распределения выступает только часть стоимости валового общественного продукта (та, где цена отклоняется от стоимости). Финансы распределяют всю стоимость валового общественного продукта. По отношению к ценовому распределению, финансовое распределение является вторичным. Ценовое распределение на поверхности незаметно, оно скрыто в общей массе выручки. Финансовое распределение четко просматривается. Ценовое распределение занимается только распределением, а финансовое - распределением и перераспределением.

 Следом за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки для воспроизводства рабочей силы; во взаимодействии стимулируют воспроизводственный процесс.

С помощью финансов формируется множество фондов, а с помощью заработной платы - фонд заработной платы и премиальный фонд. Они составляют фонд оплаты труда. Заработная плата - основа для уплаты налогов. Источником заработной платы являются финансовые ресурсы, а фонд заработной платы при его экономии сам становится источником финансовых ресурсов.

 Фонды банков формируются на стадии перераспределения, т.е. кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.

Особенности финансов.

Особенности финансов:

- средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;

- средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Объективные предпосылки и возможности использования финансов:

- финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

- финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором  процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.  Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 4 стадии, где определяющей является стадия производства.

а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается,  предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в) сфера потребления, где выделяют:

- коммерческие организации;

- бюджетные организации

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.

Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для  достижения конкретных целей.

Экономический стимул - инструмент, который связан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

- с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;

- с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;

- с позиции использования финансов, как экономического стимула.

1.2 Структура финансовой системы РФ

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общего­сударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения наци­онального дохода, созданного в отраслях материального про­изводства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необ­ходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования яв­ляются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечива­ющие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применя­ются кредитными и страховыми звеньями финансовой си­стемы. Децентрализованные фонды денежных средств об­разуются из денежных доходов и накоплений самих пред­приятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая си­стема — единая система, так как базируется на едином источ­нике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизо­ванных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отрас­лей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресу­рсов между отраслями экономики и регионами страны, произ­водственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с фи­нансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, про­цесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюд­жетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может при­влекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательс­ких рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев фина­нсовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных де­нежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, госуда­рственный кредит.

 Государственный бюджет.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и исполь­зования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансо­вым планом страны, утверждаемым Федеральным Собрани­ем РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решении общегосударственных и социальных задач. Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

      -носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит бюджета,                                                                                                    -формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

    -перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности,  социальными группами населения;

   -государственное регулирование и стимулирование экономики;

   -финансовое обеспечение финансовой политики;

   -контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения государствен­ный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производст­ва обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволя­ющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов   автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс.  местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного  устройства:  единство, полнота,  реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм,  т.е. взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии  с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции - средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий,  катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или  использованная не по назначению, подлежит возврату.  Возврат осуществляется  в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов -  это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение  оставшегося текущего года. Защищенными  статьями являются зарплата,  стипендии,  государственные пособия. Покрытие  дефицита осуществляется также  за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых  организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации,  представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной классификации” отмечается, что бюджетная классификация  включает:

-классификацию доходов бюджетов РФ;

-функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

-экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

-классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

-классификацию источников внешнего  финансирования дефицита федерального бюджета;

-классификацию видов государственного внутреннего долга  РФ и субъектов РФ;

-классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.  Эта деятельность  регулируется  Законом  РФ “Об основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса РСФСР”

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект Федерального Бюджета на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен.  В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

В случае  несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если за него при  повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту.  На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней.

Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления  налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах  утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Эта работа возложена на Минфин РФ, ФНС, ФТС и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления  налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ.  Федеральное казначейство - структура Минфина, которая осуществляет с единого (главного) счета Федерального  казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами.  Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат  для транзитного перемещения бюджетных  средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета.  Казначейство информирует о результатах исполнения Федерального бюджета министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти - ежемесячно.

Главное  управление Минфина РФ:

-организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

-доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры бюджетных ассигнований;

-ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;

-организует распределение  в установленных размерах  доходов между  Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

-осуществляют управление  доходами и расходами Федерального бюджета и иными централизованными ресурсами;

-регулируют финансовые отношения  между Федеральным бюджетом и государственными внебюджетными  фондами;

-организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению Федерального бюджета.

Правительство ежемесячно предоставляет в Государственную думу   информацию о ходе исполнения  Федерального бюджета.

Составлением отчета занимается Министерство финансов, ФНС и ФТС. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.

Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением Федерального бюджета.

Бюджетный дефицит и его причины.

Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под  контролем финансовую ситуацию в стране.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:

-бюджетный дефицит  допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития.

-величина  бюджетного дефицита не должна превышать 2-3% валового национального продукта.

-дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего,  так и внешнего).

-для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являют­ся внебюджетные фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре 1991 года, когда было принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это средства федерального прави­тельства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

-Пенсионный фонд РФ;

-Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды;

-Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основ­ные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета рас­ходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. По­этому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации неко­торых из них в бюджете с сохранением целевой направлен­ности их расходов.

Государственный кредит.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнитель­ные финансовые ресурсы государство привлекает путем прода­жи на финансовом рынке облигаций, казначейских обяза­тельств и других видов ценных государственных бумаг. Дан­ная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на по­крытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В усло­виях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования государственного кредита обу­словлена невозможностью удовлетворения потребностей обще­ства за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно сво­бодные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финан­совых возможностей государства. На общегосударственном уров­не государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сель­ских районов, строительство объектов здравоохранения, культур­ного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делят­ся на размещаемые центральными и местными органами упра­вления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), средне­срочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер госу­дарственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за опреде­ленный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте стра­ны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Прави­тельством РФ, государственные займы, осуществленные по­средством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго­вые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обяза­тельства РФ погашаются в сроки, которые не могут превы­шать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осу­ществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслужива­нию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинан­сирование государственного долга, т.е. погашение старой госу­дарственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов воз­лагается на Счетную палату РФ.

Фонд страхования.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только госуда­рство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, поне­сенного организациями или гражданами в результате стихий­ного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществ­лял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государ­ственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием рыночных отношений появилась воз­можность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организа­ции изменять структуру и направления деятельности в соответ­ствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями стра­хование осуществляют негосударственные страховые компа­нии, получившие лицензии на проведение страховых операций.

Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по на­правлениям страхования.                                                     Фонд социального страхования (ФСС РФ) действует в соответствии с указом Президента РФ  от 7 августа 1992г.

В отличие от Пенсионного фонда  плательщик сначала перечисляет в ФСС 15% начисленной за квартал суммы, а  85% - используется на предприятии для выполнения задач фонда.  Недоиспользованные средства в конце года подлежат перечислению в Фонд социального страхования.

На территории России  создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства).

Всем гражданам выдается страховой полис.

Средства фондов формируются за счет:

-страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

-ассигнований из федерального бюджета;

-доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда и нормированного страхового запаса  финансовых средств;

-добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений;

-ассигнований органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).

Кроме ОМС существует и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой из под налогообложения.

Фондовый рынок.

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

1.3Анализ финансовой деятельности государства

Деятельность государства в области финансов, реализуется прежде, всего при выполнении им следующих функций:

- распределительной, которая на государственном уровне связана с:

• межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);

• перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).

- контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.

- стимулирующей — состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом.

Как уже говорилось, финансы — экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения,  министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.

Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.

Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства.

Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.

Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Налоговая служба это орган оперативного финансового контроля. Он осуществляет проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые службы могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.

 Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.

Финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.

ГЛАВА 2 ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

2.1 Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории.

По прошествии более чем десяти лет активных экономических реформ в России возникают такие вопросы как  экономическая роль государства в финансовой сфере, роль государственных (общественных) финансов. На этот вопрос попытались ответить американский экономист Дж. Стиглица и его коллега  Гринуолд. Эти экономисты делают упор на роль монетарной политики в стимулировании предложения кредитных ресурсов в условиях несовершенной информации и порождаемых этим рисков. В период кризиса издержки получения быстрой и достоверной информации возрастают, равно как и  связанные с отсyтствием этой информации кредитные риски, что отрицательно сказьвается на готовности банков выдавать кредиты, т.е. на предложении кредита, необходимого для развития производства. Итак, новые теоретические парадигмы допускают специальную деятельность и соответственно расходы государства, направленые на снижение информационных рисков для расширения кредита,  также операций государства на открытом рынке по продаже и покупке государственных ценных бумаг, призванные повлиять на резервы банков и кредитные ставки. Иными словами, монетарная политика государства предполагает стимулирование предложения денег для обеспечения экономического роста.

Такие подходы позволяют критически oцeнить ортодоксальную монетарную политику, соответствующую неоклассической  парадигме и активно проводившуюся во многих странах в 90-х  Международным валютным фондом. Тот же  Стиглиц  утверждал в другой своей работе о кризисе в странах Юго-Вocточной Азии, что повышение процентных ставок во время восточно-азиатского кризиса усугубило его, порождая больше банкротств ослабляя экономику. Кaпитал скорее "бежал" из этих стран нежели притекал в них".

Еще один новый вызов экономической науке несет в себе феномен резкого, принципиально нового усиления взаимозависимости в современной мировой экономике - финансовой глобализации, в которой ведущую роль играет финансовый рынок. Это заставляет экономистов-исследователей по-новому взглянуть, на природу процессов в финансовой сфере, придающих новое качество мировой экономике и неизбежно отражающихся на экономике России. Современная экономическая глобализация - это в первую очередь новый механизм принятия финансовых решений. Возникают совершенно новые решения. Во-первых, решения, прямо влияющие на динамику национального дохода  большинства стран мира, не зависят от воли носителей суверенитета на соответствующей национальной территории, т.е. от выбора избирателей, от предпочтений политиков и правительства и т.д. Во-вторых, ключевые решения принимаются теперь в существенной степени не публичными субъектами, а участниками финансового рынка, т.е. на микроэкономическом  уровне.  Новое качество финансовой глобализации проявляется в стремлении открытости рынков капитала. Эти потребности реализует  новая  экономика поскольку она обеспечивает решение по крайней мере двух ключевых проблем:

- немедленный доступ к максимальному объему информации;

- предоставление инвестиционных, консультационных и прочих необходимых услуг максимально широкому, глобальному кругу экономических субъектов в режиме оn line.

Поэтому "новая экономика" образует оптимальную инфраструктуру и создает эффективную торговую площадку для финан­совой глобализации. В то же время вся мировая экономика начинает расцениваться как более или менее удобная площадка для инвестиций, осуществляемых транснациональными корпорациями их многомиллионными инвесторами, для которых их инвестиционные портфели образуют существенный источник дохода.

Кажется, что подобное расширение поля деятельности свободных рыночных сил означает торжество рыночной конкуренции в наиболее развитых формах, а потому требует классического либерального подхода для его теорети­ческого осмысления и инстицищнального сопровождения. Однако здесь скрыты сложные и противоречивые процессы.

Решения, принимаемые мировым коллективным инвестором, имеют реальное значение для социально-экономического развития многих стран. Вместе с тем формально свободная процедура принятия инвестиционных решений не обеспечивает равного доступа и участия экономических субъектов разных национальных государств. Решения, имеющие финансовую природу, лишены прозрачности при всей своей формальной доступности и демократичности.

Кроме того, мировой коллективный инвестор должен перера­батывать постоянно нарастающий поток информации. Рост объе­ма информации ведет к формированию особых структур взаимоотношений и неписаных правил принятия решений в финансовой сфере.

Это побуждает рациональных субъектов - лиц, принимающих решение, - К использованию ограниченной рациональности. В экономической науке развиваются соответствующие направления исследований. Происходит замещение решения на основе всей информации о финансовом рынке и компаниях, представленных на нем, рением по прецеденту или по аналогии. Ответственность за принятие инвестиционного решения тоже, как правило, модифицируется она передается на некоторый более высокий иерархический уровень компетенции.

Важный вывод из всего сказанного состоит в том, что в итоге поведение мирового коллективного инвестора становится иррациональным, что выражается в неоптимальном распределении всемирных финансовых ресурсов. Сюда же надо добавить многократно возрастающие усложнения рыночных зависимостей в информационных потоков и финансовых рисков, связанных развитием производных финансовых инструментов. Все это подводит к выводу о крахе либеральной парадигмы функционирования и развития глобальных финансовых рынков и необходимости  поиска новой методологии и концепции развития. 

Итак, если складывается новое беспрецедентное единство мирового фондового рынка, новая среда и инфраструктура принятия финансовых решений в мировом масштабе и практически в режиме on line, то как это должно отразиться на экономике России. Это новая научная проблема, которая, по-видимому, еще не до конца осмыслена отечественной экономической теорией.

Аналитики говорят, что ушедший год был для российскогo фондового рынка весьма успешным. Рынок в целом вырос почти на 60%, что ставит Россию на одно из первых мест в мире по росту капитализации. Показатель Р/Е   отражающий степень недооцененности или переоцененности компаний, вырос для российских компаний с 7,33 в начале 2003 г, до 10,4 в 2004 г. Другими словами, инвесторы стали более высоко оценивать российские предприятия.

Однако, несмотря на позитивные тенденции развития, можно сказать с теоретической точки зрения, что российский фондовый рынок пока еще плохо выполняет свою основную функцию - он не обеспечивает в полной мере эффективного перетока капиталов от инвесторов к предприятиям реальной экономики. Сами же предприятия России выпускают ничтожно мало акций для финансирования своих реальных проектов.

Основной объем портфельных инвестиций в России направля­ется в акции предприятий, активы которых были созданы еще в советские годы. Это значит, что российский фондовый рынок служит механизмом вторичного перераспределения собственности а не источником для создания и развития новых проектов и компаний. Несмотря на довольно развитую инфраструктуру, российский фондовый рынок пока не готов к массовому привлечению, розничных инвесторов, что позволило бы мобилизовать их, накопления, превратить их в инвестиции для реального сектора экономики. На рынке оперируют в основном институциональные инвесторы. Для населения фондовый рынок остается страшным и непонятным. Говоря языком теории, он недостаточно экономи­чен с позиции трансакционных издержек. Надо отметить и недостаточное количество игроков на рынке, где в числе лидеров по-прежнему выступают предприятия металлургии, нефтегазовой отрасли и энергетики. Российский фондовый рынок сверхконцентрирован: на долю десяти крупнейших эмитентов приходится 78% рыночной капитализации и около 98% биржевых оборотов, хотя зарегистрировано около 250 эмитентов. Инвесторам крайне не хватает ликвидных ценных бумаг. При этом доля производных цeнныx бумаг у нас совсем незначительна. Она составляет всего около 5%. Отсюда наиболее острой проблемой российского фондового рынка остается невозможность удовлетворения растущего спроса со стороны портфельных инвесторов на качественные цен­ные бумаги.

Совершенно не разработана теоретически и не развита на практике (после финансового кризиса 1998 г.) также и проблема участия государства как субъекта финансового рынка. Пока на финансовом рынке России доминируют обязательства частного сектора, хотя и планируется увеличить в нынешнем году чистые заимствования государства на рынке гособлигаций до 140,7 млрд р.

Российский рынок государственных облигаций зародился 1993 году. В условиях, когда экономика рушилась, а налоговая система почти не рабaтала, заимствования стали едва ли не основным инструментом пополнения федерального бюджета. Неудивительно, что почти за три года объем государственного внутреннего долга вырос более чем в 30 раз. Рынок государственных облигаций превратился в банальную финансовую пирамиду, которая закономерно рухнула в августе 1998 г. После дефолта рынок практически умер, так как инвесторы потеряли интерес к этим бумагам. Правда, эмиссия продолжалась, но весьма умеренными темпами

Фактор доверия очень важен, и о нем должно постоянно заботится государство. Но не только об этом. Нельзя забывать и о важности институционального оформления инфраструктуры этого рынка. Между тем существующее ограничение участников рынка  небольшим числом главных институциональных инвесторов (Сбербанк, Пенсионный фонд РФ и Внешэкономбанк ) в попытке создать "управляемый рынок" в значительной мере отпугивает новых участников, снижая объемы размещения облигаций.

Другая болевая точка трансформационной экономики - это мировые валютные отношения и их дестабилизирующее воздействие на состояние денежной системы национальной экономики. Сложившееся в мировой экономике второй половины  ХХ в. доминирование одной, наиболее стабильной и распространенной национальной валюты - доллара – в качестве валюты международных расчетов придало доллару особую роль "валюты всех валют". Это привело к тому, что в периоды кризисов более слабых и зависимых экономик развивающихся стран начиналось "бегство" от национальной валюты к доллару, еще более усиливающее эти национальные кризисы. Образующийся таким образом феномен "бивалютного" денежного обращения и его отрицательные последствия со всей силой проявились в переходных экономиках, включая Россию. Курсовое соотношение рубля и доллара стало одним из основных индикаторов экономики, и экономическая стратегия государства ориентировалась на это соотношение.

Однако начало 21 века приготовило новый вызов мировой  ва лютной  системе, поставивший трудные задачи перед экономической наукой, призванной разработать основы государственной экономической стратегии. Формируется  второй "центр силы") мировой валюте в лице евро, который после первых провалов усугубленных войной на Балканах, начал уверенно набирать силу. Одновременно с этим экономические интересы  США, обусловленные конъюнктурными задачами преодоления рецессии, потребовали стимулирования экспорта для оживления национального производства, что и было произведено путем последовательного снижения курса доллара, Таким образом, две противoположные­  экономические тенденции: укрепления второй базовой валюты международных расчетов - евро и ослабление лидирующей  мировой валюты - доллара создают новую архитектуру международных расчетов на валютных и финансовых pынкax, а также новые условия эффективности внешнеторговых сделок.

Специфика вопроса, применительно к экономике России, состоит в том, что она, как и другие трансформационные эконо­мики, вступила в стадию экономического роста, который должен опираться на рocт инвестиции, т.е. на приток кaпиталов в эконо­мику  валютой которой является по-прежнему зависимый, хотя и стабильный рубль, к тому же экономика, а значит и ее валюта, остаются экспортно-зависимыми. Поэтому теория валютного регyлирования применительно к трансформационной экономике и стимулированию ее роста выходит сегодня на передний план.

 В начале 2004 г, падение доллара по отношению к основным валютам резко ускорилось, Так, если за весь 2003 г, доллар подешевел относительно евро на 20% и относительно фунта стерлингов - на 10%, то в отдельные периоды января 2004 г, ослабление американской валюты приобретало черты обвала, и доллар откатывался до отметки 1,29 за евро. В МВФ не иcключа­ет опасности обвала курса доллара, особенно если не будет со­кращен рекордный для американской экономики федеральный бюджетный дефицит. При этом большинство зарубежных аналитиков рассматривают отметку 1,3 как критическую, после которой "разразится настоящая катастрофа, что потребует проведения нежелательных мер экономической политики. Во-первых, это повышение процентной ставки в США, что противоречит целям  экономического роста в этой стране; во-вторых, снижение процентной ставки в Европе и Японии, где и так уже нет запаса для ее понижения. Наконец, возможно, придется прибегнуть и к крайне нежелательному, нерыночному инструменту денежной политики - массированным интервенциям на валютном pынкe, направленным на поддержание доллара.

В условиях мощного притока нефтедолларов, который, продолжается при высоких ценах на нефть, международные валютные  пропорции немедленно отражаются на российской экономике. В то же время, как отмечают аналитики, в последние два года курс рубля относительно корзины валют в целом остается неизменным.  

Если следовать общей логике различия между показателями валютных курсов - номинальным и реальным, в том числе фективным, то можно было бы теоретически признать наибольшее значение для экономики последнего, т.е. реального эффективного курса. Это дало бы нам основания для вполне утешительных выводов относительно макроэкономической динамики и концепции государственного регулирования, например, такого рода: "Укрепление рубля против доллара в прошлом  году в реальном выражении составило 20%, тогда как  эффективный курс рубля, рассчитанный по отношению корзине валют, укрепился всего на 5%", ЦБ пытается поддерживать  конкурентoспособность экономики и соответственно курс доллара по отношению к корзине валют, поскольку Европа - наш основной торговый партнер, то с точки зрения конкурентоспособности национальных производителей для нас на внутреннем рынке важнее поддерживать соотношение рубля и евро, чем рубля и доллара.

Однако нельзя не учитывать негaтивное влияние растущего курса рубля по отношению к доллару на валютную выручку российских экспортеров, ибо расчеты по доминирующему у нас сырьевому экспорту производятся в долларах независимо от страны назначения.

 Бивалютный характер денежной системы трансформационной экономики сохраняется, хотя и не так замечен внешне. Это значит, что доллар как мера стоимocти, эффективности внутренних накоплений и сбережений, а также сравнительной эффективности капиталовложений продолжает незримо играть свою роль. Сильное влияние на этот факт оказывает субъективный фактор, т.е. доминирующий способ мышления, с одной стороны, и сложившаяся форма сбережений (в основном долларовая) - с другой. В этих вопросах существует весьма большая инерция. Денежная политика Центрального банка России только усиливает данные тенденции.

С учетом названных аргументов можно объяснить, почему длительное однонaправленное изменение валютных курсов по отношению к той валюте, от которой зависит денежная система национальной экономики, в данном случае российской, модифицирует не только стoимость экспортной выручки, но и внyтренний масштаб цен, соотношение между предельной склонностью к сбережению и накоплению, а также дает собственные импульсы к внутренней инфляции (даже при внешне благополучных показателях  государственных финансов). Одним из ярких подтверждений  названной валютной зависимости явилось беспрецедентное повышение цен  на  российских рынках недвижимости более чем на 30% за прошедший  2003г., продемонстрировав не тoлько увеличение спроса, но и изменение традиционных каналов накопления как реакцию­ на изменение  курса доллара. Аналогичная реакция неизбежно коснется и банковской системы, вызовет oттoк депозитов.

Пока существует избытoчная ликвидность у российских банков, а также действует  сила инерции мышления у их вкладчиков, это не так заметно. Но накапливается некая критическая масса новых мотивов экономического поведения, что может спровоцировать крупный передел собственности в банковском секторе.

С учетом сложности и неоднозначности описанных выше валютных  про6лем становится очевидным возрастающее значение для российской экономической науки исследований в области теорий определения оптимального валютного курса и степени его государственного контроля. Мировая экономическая теория на­копила значительный опыт подо6ных теоретических исследований. Однако хотелось бы в очередной раз предупредить о недопуcтимости механического переноса теорий, разработанных для развитых нaциональных экономических систем, на относительно зависимую от внешних шоков и неуcтoйчивую трансформaционную  экономику, каковой остается пока экономика нашего Отечества.

Ключевым остается вопрос о тoм, насколько адекватны российской экономике современные макроэкономические модели валютного курса. Отечественным исследователям предcтoит разработать концепции и методики учета институциональных факторов процесса трансформaции, не отражающихся в краткосрочном периоде на фундаментальных макроэкономических индикатoрах, но меняющих общие политико-экономические условия формирования эффективной кредитно-денежной политики государства.

2.2 Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей.

В условиях реформирования экономики страны, перевода ее предприятий и организаций на рыночные отношения значительно ухудшилось финансовое положение государственных и негосударственных организаций, появились при­знаки кризиса всей финансовой системы РФ. Эти признаки стали появляться с 1992 г., когда было отменено государствен­ное планирование и управление предприятиями, отпущены розничные и оптовые цены, стало проводиться внедрение несоциалистических организационно-правовых форм хозяй­ствования. Пик кризиса пришелся на август 1998 г.

Признаками кризиса финансовой системы можно считать следующие явления:

1. Наличие с 1992 по 2000 г. ежегодного дефицита госу­дарственного бюджета. Бюджетный процесс предполагает сба­лансирование государственных расходов и доходов, однако на практике в 1992-2000 гг. имело место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами, вследствие чего вырос бюджетный дефицит.

В 1995 г. он составлял 49,1 млрд деноминированных руб­лей, а уже в 1999 г. дефицит федерального бюджета дости­гал максимальных размеров - 101,4 млрд руб., или 17,7% расходов федерального бюджета, или 2,5% по отношению к валовому внутреннему продукту. На 2000 г. был установлен предельный размер дефицита федерального бюджета в сум­ме 57,8 млрд руб., или 1,08% объема валового внутреннего продукта. 

Причин, способствующих росту дефицита бюджета, мно­го, но важнейшее значение имеет возрастание затрат госу­дарства в различных сферах социально-экономической жизни: на содержание армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата, в том числе Администрации Президента РФ.

Возрастание бюджетных расходов не компенсировалось увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохранял­ся и рос бюджетный дефицит.

С 1991 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послу­жило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало использовать государственные  ценные бумаги и кредиты международных финансовых организаций, главным образом международного народного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджет была направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов.

Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированости государственных финансов, стал причиной серьезных  потрясений в сфере денежного обращения.

2. Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, что ведет к нарушению законов денежного обращения, падению покупательной  способности денег. В международной практике принято  различать следующие виды инфляции: ползучая - когда средний темп роста цен составляет 5-10% в год; галопирующая – от 10 до 50% со скачками до 100%; гиперинфляция - рост цен  на 100% и выше.

В России за годы реформ цены на товары и услуги воз­росли. В тысячи раз, в том числе на продукты первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и молокопродукты, и др.), обувь, одежду.

Инфляция оказывает отрицательное влияние на обще­ство в целом, так она ведет к значительному ухудшению экономического положения: падают объемы производства; про­исходит перелив капитала из производства в торговую спеку­ляцию, в посреднические операции (где можно получить большую прибыль и легче уклониться от налогообложения), обесцениваются финансовые ресурсы государства.

При инфляции возникает социальная напряженность обществе в связи с тем, что происходит перераспределение национального дохода в ущерб менее обеспеченных слоев общества, снижаются реальные доходы населения, обесцениваются сбережения граждан, Она ложится тяжелым бременем на социально незащищенные слои населения.

Происходит падение курса национальной денежной еди­ницы по отношению к иностранной. Так, в 1960-1970 гг. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб. (округленно), в 1997 г. курс доллара достиг уровня 5,56 руб.; в январе 2000 г. Централь­ный банк РФ установил новый курс доллара США: 1 долл. США был приравнен к 28,52 руб., в июне 2001 г. - к 29,12 руб., в сентябре 2003 г. - к 30,61 руб.

3. Рост неплатежей как государства, так и предприятий (организаций). Кризис неплатежей находит свое выражение в дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - задолженность по расче­там с дебиторами за товары, работы и услуги; по расчетам с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (задолжен­ность работников предприятия по предоставленным им ссу­дам за счет средств предприятия или банковского кредита), задолженность подотчетных лиц и др.

Дебиторская задолженность предприятий и организаций, составляла в 1995 г. 362 млрд деноминированных рублей, в 1999 г. она возросла до 1990 млрд руб., на конец 2002 г. составляла 3663,3 млрд руб.

Кредиторская задолженность - задолженность по рас­четам с кредиторами за товары, работы, услуги, в том чис­ле поставщикам и подрядчикам за полученные материаль­ные ценности, по выданным векселям, задолженность ра­бочим и служащим по оплате труда, по расчетам с бюдже­том и целевыми государственными фондами, по получен­ным авансам. Частым явлением стала несвоевременная вып­лата заработной платы рабочим предприятий и работникам бюджетных учреждений (учителям, врачам, работникам культуры, высших и средних образовательных учреждений).

Кредиторская задолженность предприятий и организа­ций, по данным Госкомстата России, составляла в 1995 г. 483 млрд деноминированных рублей, в 2002 г. она составила 4832 млрд руб.

4. Внешняя задолженность государства. В 1985 г. внешняя задолженность составляла 23,8 млрд. долл., в 1990 г. она уве­личилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. - до 80 млрд долл. На конец 2000 г. общий внешний долг Российской Федерации до­стиг значительных размеров - 160 млрд долл.

Огромный государственный долг России существенно зат­рудняет ее выход из затянувшегoся экономического кризиса. Только сумма среднегодовых выплат процентов по внешним  кредитам составляет 15-17 млрд долл.

5. Снижение валового внутреннего продукта, который характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных  стране во всех отраслях экономики и предназначенных для  потребления, накопления и экспорта.

Валовой национальный продукт в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился в России более чем в два раза. В 2004 г. по-прежнему ниже уровня 1990 г, на 15-16%.

Проявление признаков кризиса финансовой системы не­гативно сказывается на развитии промышленного и сельс­кохозяйственного производства, жизненном уровне трудя­щихся.

Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:

во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на осно­ве задействования научно-технического и интеллектуально­го потенциала страны;

во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных рас­ходов, в том числе на содержание административно-управ­ленческого аппарата (министерств, ведомств, Администра­ции Президента РФ), увеличения некоторых статей доход­ной части бюджета, упорядочения налоговой системы, умень­шения количества налогов и увеличения собираемости нало­гов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение нало­говой системы, должно быть направлено на создание благо­приятных условий для обеспечения капиталовложений и, сле­довательно, оживления производства;

в-третьих, следует добиться укрепления денежного об­ращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комп­лексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и за­работной платой путем установления пределов их роста. Оп­ределяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конеч­но, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;

в-четвертых, укрепить финансовую дисциплину, упо­рядочить расчеты между предприятиями. Необходимо навес­ти порядок в банковской системе.

Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность пред­приятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес. По данным Госкомстата России, удельный вес убыточных предприятий в 1995 г. составил 36%. На конец 2002 г. в стране убыточных предприятий и организаций было 45,3%, в том числе в промышленности 45,1, сельском хозяйстве ­55,6, на транспорте - 45,6%;

в-пятых, устранению кризисных явлений в финансовой  системе будет способствовать выплата внешних долгов.

Одна из важных задач - добиться прекращения оседа­ния в зарубежных банках части выручки от экспорта отече­ственного сырья и продукции, выработанной в России, кото­рая, по сообщениям зарубежной печати, составляет от 15 до 20 млрд долл. ежегодно.

В целом, безусловно, преодоление кризисных явлений в финансовой системе может быть достигнуто на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходима, как спра­ведливо указывают ученые Академии наук России, коррек­тировка курса экономического развития страны, разработка плана восстановления народного хозяйства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и эко­номической системы государства.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финан­сы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либе­ральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных фи­нансов в социальных и экономических преобразованиях.

Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарпла­ту, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кре­дита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов, кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий, могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса;

Финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии.

Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинг, залога, конвертация ценных долговых бумаг в долевые и др.

 Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.

При проектировании финансовой системы необходимо обес­печить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осущест­влять в реальном масштабе времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колб Р.У. Финансовые деривативы. -М.: «Филинъ», 2001г.- 360с

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 2002г.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ.-М.: АООТ «Фининнова» 2000г.-512с

4. Финансы. Учебник./ ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И.- М.: «Дело и Сервис»      2000г.- 520с.

5. Финансы. / Учебное пособие под ред. Ковалева В.В., М.: «ТК Велби» 2003. стр.7

6. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие под ред. Романовского М.В. М.:  «Юрайт» 2001., 79 стр

7. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. 5-е изд.- М.: «Дашков и К» 2006г.-501с

8. Вестник МТУ М.: «Филинъ» 2004г. №4 с107

9. Финансы / под редакцией профессора А. М. Ковалевой, М.: «Просвещение» 2000г c143

10. Основы управления финансами, Дж. К. Ван Хорн, М.: «Юнити-Дана» 1999г. с245

11. Финансы, денежное обращение, кредит/ под редакцией профессора

  Л. А. Дробозиной, -М.: «Фининнова»  2000г. с123

12. Финансы: Учебник/Под ред. Дробозиной Л. А. — М.: «Оникс 21 век» 2001. c85

13. Финансовый менеджмент /ред. Стоянова Е.С.-М.: «Инфра-М» 2000г.-405с.

14. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2002г-М.: «Азимут Плюс» № 11. с34

15. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. / М.: «Сокол» 2002. 145 стр.

16. Блуцевская Ю.А. Финансовые потоки между основными секторами экономики. // Вопросы экономики. №6, М.: «Юрайт» 2003. 88-100 стр.

17. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы.М.: «Абак»  2000. № 11.

18. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы -М.: «Юнити-Дана»  2001. № 8.