Содержание

Введение. 3

1. Факторы, влияющие на развитие туризма в Республике Алтай. 6

2. Совершенствование организации обслуживания туристов. 20

3. Рекомендации по основным направлениям развития туризма в Республике Алтай  28

Заключение. 33

Список литературы.. 35

Введение

Роль туризма в современном мире колоссальна, он затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, транспорт, связь и т. п.

 На протяжении последнего двадцатилетия туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 % мирового валового национального дохода.

 На сегодняшний день во всем мире туристский бизнес является наиболее прибыльной и перспективной сферой вложения капитала. И в отличие от любой другой отрасли, туризм, в частности, направленный на прием иностранных туристов (въездной туризм), сохраняет темпы своего развития даже во время энергетических, валютных и экономических кризисов.

 Ежегодный прирост доходов от туризма ожидается в размере 2,7 %. В результате, туризм становится бесспорным лидером среди экспортных групп мирового хозяйства. Экономически развитые страны мира небезосновательно придают развитию туристской отрасли огромное значение.

 На туристской карте мира Россия остается белым пятном. Менее 1,5 % от мирового туристского потока приезжает в Россию, причем основной поток иностранных туристов направляется в столичные города - Москву и Санкт-Петербург.

 Республика Алтай, как и в целом, Российская Федерация, в настоящее время испытывает серьезные экономические и социальные трудности: кризис промышленности и сельского хозяйства, сохранение безработицы населения, недостаточное финансирование науки, здравоохранения, образования и культуры, социальная напряженность.

 В Республике Алтай туризм - одна из немногих сфер хозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей экономики республики. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития индустрии туризма, прежде всего внутреннего и въездного является рекреационный потенциал. Это около 7 тысяч озер общей площадью более 600 кв. километров, одно из глубочайших озер России - Телецкое озеро (325 м, площадь - 230,8 кв. км), самая высокая в Сибири горная вершина - гора Белуха (4506 м).

По официальным данным Алтайского комитета статистики объем туристско-экскурсионных услуг в 2001 году составил 27,424 млн. руб., что на 200% больше чем в 2000 году. Итоги 2002 года показали дальнейший рост этого показателя, он увеличился на 154,5 %, что составило 42,5 млн. руб. В 2003 году рост составил 155,6 %. Такую положительную ди­намику в крае не имеет ни одна из отраслей. Также прослеживается благоприятная тенденция к увеличению въездного туризма. Если в 2000 году в общем потоке туристов, обслуженных фирмами города Барнаула, доля въезжающих в Алтайский регион составила 13,2 %, то в 2001 году - 16,7 %, а в 2002 - 20%. Большинство жителей Алтайского края (79%) предпочитают отдыхать в его пределах. Этот показатель на протяжении исследуемого периода (2000-2003 года) остается стабильным.

Привлекательность Алтайского края как объекта развития туризма определяется сле­дующими факторами: природно-экологическими, политическими, экономическими, научно-техническим прогрессом. Наличие этих факторов на Алтае можно конкретизировать и вы­явить его привлекательность для развития туризма.

Алтай является своеобразным стыком цивилизаций, обладает историко-археологическим наследием. На его территории находятся уникальные археологические и исторические па­мятники: всемирно известная «Денисова пещера» в Солонешенском районе, «Царский кур­ган» в Чарышском районе, памятники архитектуры в гг. Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби.

Значительный природно-ресурсный потенциал: окружающая среда с живописными пей­зажами и уникальными природными памятниками, разнообразной флорой и фауной, чистым воздухом и водой. Наличие разнообразных лечебных факторов, позволяющих проводить во­долечение (серебро - и радоносодержащая вода), грязелечение (Завьяловское озеро, озеро Яровое и др.), альтернативные методы лечения (пантолечение, медолечение, траволечение).

Уникальные условия для развития почти всех видов туризма: спортивного, экологическо­го, этнографического, историко-культурного, приключенческого, семейного, научного и т.д.

Динамично развивающийся гостинично-туристский комплекс (свыше 10 страховых ком­паний, 70 туристических фирм, в Барнауле 14 отелей общей емкостью около 1400 мест, вели­чина гостиничного фонда в крае около 80 зданий, автотранспортные предприятия).

Транспортная обеспеченность (Алтайский край является отправной точкой туристских маршрутов в Республику Алтай, Монголию, Казахстан, зарубежные страны).

Условия для проведения международных, российских и региональных спортивных ме­роприятий, а также для развития делового и конгрессного туризма.

Целью данной работы является рассмотрение развития туризма в Алтайском Крае.

В работе поставлены следующие задачи:

·        Рассмотреть факторы, влияющие на развитие туризма;

·        Рассмотреть совершенствование обслуживания туристов;

·        Дать рекомендации по развитию основных видов туризма Края.

1. Факторы, влияющие на развитие туризма в Республике Алтай

За последнее десятилетие в Сибири сложилась совершенно новая модель развития ту­ризма. Так, из сферы социально-культурного обслуживания населения, действовавшей в 1980 годы, туризм становится одной из приоритетных отраслей экономики в 1990 годы. Турист­ская сфера в Сибири на 2000 год включает 640 фирм, в которых трудятся примерно 6000 со­трудников. Из них в Тюменской области располагается 187 туристских организаций; в Ново­сибирской - 70, Иркутской - 57, Омской области - 52, Томской области - 33, в Алтайском крае - 33, Бурятии - 19, Читинской области - 10, в Республике Хакасии - 8,Республике Алтай - 6 и в Республике Тува - 6 туристских фирм. [1,с.65]

Для выявления тех или иных проблем, перспективных направлений туристской индуст­рии в Алтайском регионе, необходимо проследить основные тенденции развития данного сектора экономики. На сегодняшний день это очень актуально, так как планомерное развитие туризма, достигнутое путем решения наиболее остро стоящих проблем, будет способствовать формированию положительного имиджа региона по стране и его экономическому росту в це­лом.

Для развития туристской индустрии Алтайского региона характерна тенденция посто­янного роста числа туристов, посетивших его. Подтверждением являются следующие дан­ные: в 1991 г. турпоток составил около 40 тыс. человек, а в 2003 уже 413 тыс. человек. Коли­чество организованных туристов в 2003 г. составило - 130-140 тыс. человек, в том числе ино­странных туристов - более 4,5 тыс. человек. [1,с.66]

Налоговые поступления от сферы туризма в 2003 году по сравнению с 2002 годом уве­личились более чем в два раза и составили 16,6 млн. рублей (в 2002 году - 7,7 млн. рублей). [3, с.45]

За последние несколько лет наблюдается и тенденция роста туристских фирм в Алтай­ском крае. Так, по официальным данным Алтайского краевого комитета государственной ста­тистики количество туристских организаций в 2000 году было равно 33, а в 2002 году - 44. [2, с.4] Объем туристско-экскурсионных услуг в 2001 г. составил 27,424 млн. руб., что на 200% больше, чем в предыдущем. Такой положительной тенденции развития не имеет ни од­на из отраслей в Алтайском крае. Итоги 2002 года показали дальнейший рост, увеличение произошло на 154,4% и составило 42,5 млн. руб., а в 2003 г. объем туристско-экскурсионных услуг уже достиг 112,5 млн. руб. [1, с.60]. При этом, по экспертным оценкам представителей туристского бизнеса Алтайского края, реальный объем услуг в крае в 4-5 раз превышает официальный [3, с.48]. Это можно объяснить, как несовершенной системой предоставления статистической отчетности, так и неполным объемом информации, предоставляемой турист­скими фирмами края в органы статистической отчетности.

Характерной чертой сегодняшнего туризма стало резкое повышение требований тури­стов к качеству обслуживания. В целях обеспечения качества туристских услуг Алтайского региона и безопасности обслуживания туристов, в Министерстве туризма Республики Алтай на основе нормативных документов Туристско-спортивного союза были разработаны требо­вания по регистрации паспортов трасс, планированию и эксплуатации туристских маршру­тов. Также были проведены семинары для инструкторов, гидов-проводников водного туризма на реке Катунь; семинар руководителей пеших категорийных походов школьников, турист­ский слет государственных служащих Республики Алтай. Эти мероприятия способствуют частичному решению данных проблем.

Наметилась также тенденция увеличения количества заказов на нестандартные туры. Например, по желаниям клиентов, стали разрабатываться комплексные и конно-альпинистские маршруты, при этом за последние два года спрос на водные туры увеличился почти на 300%. Данная тенденция свидетельствует о постоянно растущем интересе со сторо­ны различных туристов к экстремальным видам туризма в Алтайском регионе.

Следующая тенденция, характерная для развития туризма в Алтайском регионе - его са­моорганизация. Так, в 1996 году была создана Алтайская Региональная Ассоциация Туризма, в которую на сегодняшний день входит 23 туристские организации. Она активно сотруднича­ет с органами власти, участвуя в формировании стратегии развития отрасли. Сегодня АРАТ -единственная общественная структура, которая представляет интересы туристского бизнеса на рынке в целом.

В последние годы Администрацией края были выработаны системные подходы для про­движения и развития туризма. Так, в апреле 2002 года был учрежден Координационный Со­вет по развитию туризма и спортивно-оздоровительного отдыха при главе Администрации Алтайского края. Целью Совета является координация усилий различных структур по разви­тию на Алтае массового спорта и организованного отдыха. Совет наделен консультационны­ми функциями, в его состав вошли, кроме работников Администрации края, представители туристских фирм, профсоюза Алтайского Государственного Университета, санэпидемстан­ции и противопожарной службы. Существование следующей ситуации характеризует Алтай­ский край с отрицательной стороны. Так, его транспортные возможности используются не­эффективно. Например, производственные мощности барнаульского аэропорта используются не на полную мощность. Это касается, в первую очередь, его международного сектора, кото­рому трудно конкурировать с активно развивающимся международным аэропортом «Толма-чево» в Новосибирске. Руководство Республики Алтай частично пытается решить данную проблему. Так, в его первоочередные планы входит проведение реконструкции Горно-Алтайского аэропорта, что позволит возобновить авиационное сообщение с внешними ре­гионами, принимая самолеты среднего типа.

На сегодняшний день большая часть туристского потока носит неорганизованный харак­тер, что в свою очередь является следующей отрицательной тенденцией. В некоторых рай­онах Республики Алтай и Алтайского края число отдыхающих превышает рекреационные возможности, в связи с чем экологическое состояние традиционных мест отдыха в регионе вызывает тревогу. Это касается озера Ая и его окрестностей, так как его эксплуатация осу­ществляется без учета рекомендаций по допустимой рекреационной нагрузке, разработанных в начале 1980 годов учеными из Москвы и Томска. Также в течение нескольких лет отель «Ая» функционирует без акта ввода в эксплуатацию.

В Алтайском Крае можно отметить развитие деьского и юношеского туризма. Согласно концепции детско-юношеского туризма в Алтайском крае - это движение под­растающего поколения, направленное на познание окружающего мира через туристско-краеведческую, экскурсионную, музейную деятельность учащихся в системе непрерывного образования.

Основной целью детско-юношеского туризма в Алтайском регионе является развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

В 2005 году на Алтае празднуется 100-летие детско-юношеского туризма. Основателем детского туризма на Алтае считается преподаватель Барнаульского реального училища Вик­тор Иванович Верещагин, который в мае 1905 года с учениками и двумя педагогами совер­шил переход от Барнаула до Чулышманского монастыря. Историю детско-юношеского ту­ризма в Алтайском крае можно разделить на несколько этапов: I этап - 1905-1935 гг. - дея­тельность В.И.Верещагина, походы учеников реального училища, написание первых методи­ческих рекомендаций и описаний походов с детьми; II этап - 1938-1960 гг. - создание Алтай­ской краевой детской туристско-экскурсионной станции, развитие централизованной систе­мы отдыха советских школьников, в послевоенные годы широкое распространение приобре­тают экспедиции школьников по местам боевой славы, оздоровительные походы с целью изучения природы родного края; III этап - 1960-1990 гг. - алтайские туристы впервые участ­вуют во всесоюзном слете, массовое распространение приобретают краеведческие экскурсии идеологической направленности, создаются школьные краеведческие музеи, получают рас­пространение геологические и археологические походы, организованные совместно со спе­циалистами края; IV этап - с 1990 г. по настоящее время - переход на новые условия хозяйст­вования, получение статуса государственного образовательного учреждения дополнительно­го образования детей, развитие новых экстремальных видов туризма (парусный, пара-, дель­тапланеризм, скалолазание), значительные изменения в организации туристско-краеведческой работе в связи с изменениями в законе «Об образовании».

В настоящее время в связи с изменением политической и экономической ситуации в стране, изменениями условий жизни населения, вкусов и потребностей изменились организационно-методические требования, требования к материально-технической базе и квалифи­кации сотрудников объектов и учреждений детско-юношеского туризма. Все большую попу­лярность приобретает детский отдых за границей, и в других регионах России, хотя он дос­тупен и не всем школьникам. [1, с.31]

Одной из первоочередных задач педагогов и специалистов по детскому туризму региона является популяризация отдыха на Алтае, территория которого обладает всеми необходимы­ми природно-рекреационными ресурсами. Объекты материально-технической базы и снаря­жение находятся в соответствии с требованиями органов контроля, хотя недостаток финанси­рования государственных и муниципальных объектов сказывается на уровне обслуживания детей. В развитии учреждений детско-юношеского туризма на территории края заинтересо­ваны и органы власти, так как это способствует эффективному расходованию бюджетных средств, занятости большого количества школьников в свободное время, восстановлению душевных и физических сил, а также оздоровлению подрастающего поколения, так как в крае наблюдается рост заболеваемости среди детей, вызванный загрязнением воды и воздуха вредными выбросами. Различные виды туризма являются наиболее эффективной профилак­тической мерой по предупреждению многих заболеваний.

Система детского отдыха и оздоровления нуждается в серьезной реорганизации в соот­ветствии с социально-экономическими переменами в стране. Естественно, что одними по­становлениями и директивами ее не перестроить. Организационный процесс обновления системы детского отдыха и оздоровления должен идти параллельно с изменением законода­тельства и принятием новых нормативно-правовых актов. В принципе этот процесс осущест­вляется. С начала 1990-х г. было принято около 20 поправок действующего законодательства в форме изменений и дополнений федеральных законов и законодательных актов, направлен­ных на поддержку предприятий, стимулирование деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления, предоставление им налоговых льгот, упорядочение системы финансирования и оплаты путевок. В то же время, несмотря на довольно значительное число правовых доку­ментов, юридическая база не соответствует нуждам системы отдыха и оздоровления детей и подростков. В сфере правового обеспечения комплекса детского отдыха и оздоровления есть ряд нерешенных и дискуссионных проблем.

Законодательство должно четко определить, что является компетенцией государства в организации детского отдыха и туризма, а что должно решаться за счет других структур: предприятий, организаций, фондов, общественных объединений и т.д. При этом необходимо разграничить функции федеральных и региональных, центральных и местных органов ис­полнительной власти в реализации государственной политики в отношении детского туризма и отдыха.

Многие правовые вопросы, специфические для оздоровительно-образовательных услуг, изложены в законодательстве декларативно. Множественность законодательных и иных нор­мативных правовых актов, в том числе ведомственных, регулирующих вопросы организации детского оздоровительного отдыха и туризма, значительно усложняет практическую работу. Есть необходимость принять единый федеральный закон, что сократит, а в некоторых случаях исключит различного рода подзаконные акты, в том числе и ведомственные. Проект ФЗ «О государственной поддержке системы детского и семейного отдыха» подготовлен Межведом­ственной рабочей группой по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости Ко­миссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации. Проект данного закона в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирова­ния государственной поддержки системы детского и семейного отдыха и определяет содер­жание и общие принципы государственной поддержки системы детского и семейного отдыха в России, гарантии их осуществления на федеральном и региональном уровнях. [3, с.9]

Туристско-краеведческая деятельность рассматривается нами как важнейшее средство образования и социализации подростков. Это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются: передвижение в пространстве, активное взаимодейст­вие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда.

Туристско-краеведческая деятельность детей и подростков относится к видам деятель­ности, интенсивно развивающим в ее участниках такие качества, как ответственность, само­стоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чув­ство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.

По своей организации туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гиб­ким и разнообразным по вариантам ее использования. [2, с. 139]

В последнее время развитию детско-юношеского туризма, летнему отдыху и оздоровле­нию детей и подростков органами федеральной и муниципальной власти уделяется достаточ­но много внимания, о чем свидетельствуют данные статистики. В 2004 г. по сравнению с 1995, несмотря на сокращение общей численности детей и подростков в Алтайском крае на 30,4%, число отдохнувших детей увеличилось на 1,1%. Если в 1995г. летним отдыхом и оздо­ровлением было охвачено всего 18,6% детей от общей численности, то в 2004 г. уже - 26,4%. [4, с.68] Социальная направленность детско-юношеского туризма прослеживается по соци­альной структуре детей, охваченных системой отдыха и оздоровления: в 2004 г. от общей численности отдохнувших 4% - дети-сироты, 1,5% - дети-инвалиды, 21,9% - дети из много­детных и неполных семей, 0,2% - дети беженцев и вынужденных переселенцев, 2,2% - дети безработных, 1,3% - дети, состоящие на учете в органах внутренних дел. Положительная ди­намика наблюдается в учреждениях дополнительного образования края с 2000 г. численность обучающихся возросла на 11,5% от общего числа учащихся края, а занятых туристско-краеведческой деятельностью относительно всех обучающихся в учреждениях дополнитель­ного образования на 20,6%. [5, с.1]

Таким образом, можно сделать вывод, что детско-юношеский туризм составляет значи­тельную долю в структуре дополнительного образования края. С каждым годом популяр­ность туризма среди детей и молодежи растет, получают развитие новые виды, расширяется аудитория, а также география алтайских путешествий. Благодаря квалифицированным руко­водителям повышается уровень подготовки юных туристов, улучшаются результаты на ре­гиональных и всероссийских слетах и соревнованиях. Однако в этой сфере еще много про­блем, которые требуют решения, следовательно, необходимы дальнейшие, более масштаб­ные, исследования этого направления, которые позволят выявить тенденции развития, опре­делить перспективы и разработать комплексную программу развития и совершенствования детско-юношеского туризма в Алтайском крае.

В последнее десятилетие в связи с нарастающей антропогенной нагрузкой во многих странах все более популярным становится экотуризм. Перспективными районами для разви­тия такого вида туризма считаются слабонарушенные территории. К районам с хорошо со­хранившейся природной средой относится Алтай. Особенно интересными здесь являются высокогорные и удаленные районы с плохой транспортной доступностью.

Проведенные исследования на Алтае говорят о невысоком уровне развития экологиче­ского туризма. Однако, растущий интерес к экотуризму становится фактором, который опре­деляет его большие перспективы. Специалисты всех турфирм г. Барнаула встречались когда-либо с понятием «экотуризм». В связи с тем, что однозначного определения у «экотуризма» нет, каждый менеджер сферы туризма понимает этот вид туризма по - своему. Например, сотрудники турфирмы «Алтайская Одиссея» характеризует экологический туризм как туризм пеших и конных маршрутов, который направлен на уборку окружающей среды и проходит на особо ох­раняемых территориях, в заповедниках.

Представители фирмы «Спутник-Алтай» дают такое определение: «Это стремление в пер­вую очередь к общению с природой, изучение природных объектов и явлений, отношения че­ловека к природе». В компании «Вип-тур» считают, что экотуризм - это туризм без загрязне­ния окружающей среды.

В принципе, все они правы. Но, в связи с неопределенностью понятия, нельзя однозначно ответить на вопрос: «Кто занимается экотуризмом?».

Так, если считать, что экотуризм - это обычный вид туризма с активным способом пере­движения, а приставка «эко» всего лишь ярлык слова экология, к чему стремятся практически все сознательные туристы, то можно с уверенностью сказать, что экотуризмом занимается ка­ждая вторая турфирма, организующая отдых на природе. (Например, «Робинзон» проводит та­кие маршруты, как «Большое путешествие по Алтаю», «Таежною тропою», «К высокогорным озерам», «К Шавлинским озерам» и др.).

Если же считать, что экотуризм - это путешествия на уникальные природные территории, в заповедники, заказники, то можно сделать вывод, что таким туризмом мало кто занимается (в Барнауле этим видом туризма занимаются такие турфирмы, как «Алтайская Одиссея», которая разработала экомаршрут «Слушая небеса», «Млечный путь»).

Целью экологического туризма является не только удовлетворение духовных и эмоцио­нальных потребностей туристов, но и экологическое воспитание, просвещение людей, ту­ризм должен быть направлен во благо природе и не во вред местному населению, живущему в местах проведения турмаршрутов.

В определении, принятом Всемирной туристской организацией, экотуризм - это контро­лируемая форма природного туризма; «туристы совершают пешие походы или путешествия на лодках по природным зонам в сопровождении местных гидов, которые дают пояснения о местной флоре, фауне и экологии. Экотуризм может также включать в себя посещение дере­вень и ферм».

Такая трактовка подразумевает устойчивое развитие экотуризма, при котором природ­ные, культурные и другие его формы сохраняются для постоянного использования в буду­щем, принося при этом выгоды сообществу в настоящее время. Одним из основных методов устойчивого развития стало экологическое планирование, предусматривающее наблюдение за всеми элементами окружающей среды и их анализ при определении наиболее целесооб­разного размещения объектов в процессе застройки. При таком подходе, например, была строго запрещена интенсивная застройка на затопляемых равнинах и крутых горных склонах.

Однако наиболее полное представление об экотуризме дает определение, принятое Меж­дународным союзом охраны природы: это ответственные по отношению к окружающей сре­де путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью наслаждения и получения представления о природных и культурно-исторических особенностях данной террито­рии. Причем все путешествия должны способствовать охране природы и создавать такие экономические условия, когда охрана природных ресурсов становится выгодной местному населению.

Исходя из вышесказанного, экологический туризм, на наш взгляд, - это вид туризма, ос­нованный на использовании природных ресурсов, служащий целям экологического просве­щения и образования; обеспечивающий устойчивое экономическое и социальное развитие, а так же культурное и экологическое благополучие местного населения районов, где он осуще­ствляется.

Экологический туризм приводит к согласию человека и природы. Это заключается в том, что обе стороны не только не вредят друг другу, но и оказывают взаимную помощь как это было много веков назад, когда люди, живущие в природе, занимались естественным природо­пользованием: охотой, скотоводством, собирательством, рыболовством, изымая у Природы са­мое необходимое для пропитания количество продуктов. У таких народов существовала своя особенная культура и религия, в основе которых было священное отношение к Природе: горам, лесу, рекам и заповедь - «не навреди».

Сегодня наиболее перспективные районы для осуществления экомаршрутов по мнению спе­циалистов в сфере туризма - это заповедные и парковые зоны, отдаленные и малонаселенные (районы Алтайского, Катунского, Тигирецкого заповедников, плато Укок).

И действительно, экологический туризм у нас развивается только на особо охраняемых природных территориях. Наибольшее распространение он получил в Катунском биосферном заповед­нике. Несмотря на все трудности, коллектив заповедника добился очевидных успехов. Налажен контроль над территорией заповедника, проводится эколого-просветительская работа с местным населением и туристами, ведутся научные исследования, сформирована значительная материально-техническая база. Заповедник сотрудничает с различными научными, природоохранными, образова­тельными и другими учреждениями и организациями, расположенными в Республике Алтай и за ее пределами.

Отдел экологического просвещения заповедника в своей работе использует собственные методические разработки и опыт местного населения -старообрядцев и алтайцев, сотрудники отдела вовлекают все больше людей в экологическое движение. Этому способствуют две экологиче­ские газеты, выпускаемые заповедником. Планомерно ведется работа по развитию экотуризма, обустройству экотроп, разработке туристских маршрутов, информационному обеспечению турист­ской деятельности.

Наиболее перспективными и востребованными на сегодняшний день направлениями эколо­гического туризма являются: природно-познавательный, реабилитационный, сельский и эколого-этнографический.

Для того чтобы экотуризм динамично развивался на территории Алтая, необходимо рад условий:

— обеспечение транспортной доступностью экотуристских объектов;

— наличие разнообразных привлекательных объектов разной тематики;

— проведение разумной ценовой политики;

— комфортная организация туристских поездок и активных маршрутов;

— информационная обеспеченность.

Экотуризм перспективный вид туризма, но его развитие зависит от таких факторов, как:

1.  правовое регулирование (без четкого определения сложно говорить о его организации и продвижении);

2. единая система сертификации экологического туризма;

3.  финансирование (развитие экотурзма ребует финансовой поддержки, как со стороны госу­дарства, так и со стороны спонсоров).

Экологический туризм отвечает концепции устойчивого развития, которая не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

В Алтайском крае существуют все условия для развития религиозного туризма: природ­но-климатические, экономические, социально-политические и культурные. Кроме того, едва ли не главным условием для развития данного вида туризма является наличие большого чис­ла религиозных объектов, к которым относятся культовые сооружения, природные объекты и объекты культа. Кроме того, по мнению ряда ученых, Алтайский регион является уникаль­ным местом сосредоточения космических токов, где происходит активное генерирование различных видов энергии и их активное воздействие на все структуры социума и природы в целом. [2]

Одним из условий успешного развития данного вида туризма, на наш взгляд, является также степень религиозности населения, которая побуждает людей совершать поездки к свя­тым местам, а также участвовать в экскурсиях религиозной тематики. Для ответа на данный вопрос мы использовали результаты исследования, проведенного социологами кафедры тео­ретической и прикладной социологии АГТУ в 2002 г.

Целью опроса было выявление параметров и тенденций религиозности в г. Барнауле и Алтайском крае. В исследовании приняли участие 720 человек из 15 сел и 6 городов края. В итоге процентное соотношение верующих и не верующих и колеблющихся получились очень любопытными, а именно: 30% жителей края назвали себя верующими, 22% атеисты и 48% пока колеблются между верой и неверием. Исследование выявило и то, что, верить в Бога -это одно, а быть верующим - это совсем другое, так как многие верующие являются таковы­ми скорее номинально: лишь 12% из них регулярно посещают церковь, и только 6% еже­дневно совершают молитву.

Удивляет и то, что сознание многих верующих затмевают различные мифы и предрас­судки. Так, например, вера в астрологию (ее разделяют 54% «верующих») опережает веру в пришествие Христа (53%). Интересна расшифровка ответов на вопрос, касающийся понима­ния сущности религии: 45% понимают религию как средство утешения и помощи человеку, 33% - как культурную составляющую общества, его неотъемлемую традицию, для 15% рели­гия есть особое миропонимание, для 13% - средство нравственного самосовершенствования общества, а 6% опрошенных считают, что религия - это способ обмана людей и манипулиро­вания ими. [3]

Помимо этого нами было проведено частичное исследование рынка религиозного туриз­ма г. Барнаула, которое охватило 30 туристских фирм. В результате опроса было выявлено, что всего лишь 2 турфирмы предлагают маршруты с частичной религиозной тематикой по Алтаю и только 1 турфирма предлагает специальные 7-10 дневные программы посещения паломнических мест Алтая, а также 3-х часовую экскурсию по Барнаулу с целью ознакомле­ния с историей православных храмов города.

Таким образом, на основе анализа религиозности сознания населения, а также изучения рынка туруслуг, мы пришли к следующему выводу. Несмотря на то, что среди жителей Ал­тайского края 50% опрошенных относят себя к верующим людям (т.е. целевой рынок для развития данного вида туризма существует), развитие религиозного туризма не приобрело массовый характер. С одной стороны, это связано со слабой информационной подготовкой работников турфирм для развития данного вида туризма. С другой стороны, организацией паломнических поездок к святым местам до сих пор занимались в основном церковные орга­низации. В-третьих, многие люди - потенциальные потребители религиозных туров - просто не знают о существовании в своем регионе различных святых мест и традиционно связывают поездки с религиозными целями с районами Европейской России и зарубежными странами, где сосредоточены общеизвестные религиозные объекты.

В то же время, на наш взгляд, религиозный туризм на Алтае имеет значительный потен­циал для развития и может сыграть положительную роль, как в материальном, так и в духов­ном развитии региона.

2. Совершенствование организации обслуживания туристов

 Республика Алтай имеет значительные возможности для активного продвижения на туристский рынок с целью привлечения российских и иностранных туристов, обладает большим потенциалом для развития многих видов туризма. Это:

- природные ресурсы и горно-климатические условия

- географическое положение Алтая

- уникальность и самобытность региона

- наличие множества историко-культурных, природных и археологических памятников

В последние годы в Республику Алтай наблюдается устойчивый рост количества туристов.

 Наиболее популярными видами туризма в Горном Алтае остается водный и конный туризм, радиальные маршруты с наполнением экскурсионным содержанием, пешеходные маршруты, особенно для учащейся молодежи, спелеотуризм. В настоящее время происходит популяризация таких видов туристского досуга как парапланеризм, парусный отдых, джип-туры, маршруты для охотников и рыболовов. Особенное значение имеет появление археологических и этнографических туров. Расширяется сеть <зеленых домов> - сельского туризма.

 В целом, исходя из природных условий, в республике можно организовать более 30 видов турдеятельности.

 Все эти факторы являются наглядным подтверждением развития туризма в Республике Алтай как одной из наиболее доходных отраслей экономики республики.

 В развитии туристского бизнеса в Горном Алтае необходимо выделить три аспекта:

Повышение экономической активности;

Увеличение занятости населения;

Сохранение окружающей среды.

 Здесь представляется обоснованной позиция широкого подхода к факторам устойчивого развития общества, т.к. невозможно достичь "экологически устойчивого развития", пренебрегая удовлетворением социальных потребностей в обществе и сохраняя затратную и ресурсорасточительную экономику. Устойчивое развитие общества может быть только целостным и комплексным. Экономическая и социальная составляющие должны быть взаимосвязаны с экологической.

 В основе этого положения лежит принцип эффективности, требующий достижения максимального экономического эффекта от использования каждой единицы природных ресурсов (экологическая эффективность) и наивысшей пользы для представителей каждого вида экономической деятельности (эффективность политики благосостояния).

В туризме загрязнение окружающей среды в местах, предназначенных для отдыха, означает утрату важнейших положительных качеств туристского продукта и, соответственно, снижения его конкурентоспособности. А при условии значительного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, - невозможность его дальнейшего использования в туристских целях.

 В настоящее время высокий уровень интереса к состоянию окружающей среды становится одним из главных факторов в привлечении туристов. Регионы, не обеспечивающие безопасность и охрану здоровья туристов, не получат возможности развивать рынок туристских услуг. Здесь эффективным фактором является развитие экологического туризма и экологическое просвещение в туризме, включающее:

1. информационный аспект (получение знаний о природе и культуре территории, экологических закономерностях и т.д.).

2.этический аспект (формирование экологического менталитета - уважения и понимания природы традиционных культур, осознание необходимости их сохранения).

 Предложение туристских услуг Республики Алтай базируется на уникальной красоте и разнообразию природы, на системе природоохранных территорий и объектов, которые занимают более 22% площади республики. Это открывает большие возможности для развития экологического туризма, на который имеется постоянно возрастающий спрос в России и за рубежом. По данным Всемирной Туристской Организации экотуризм имеет ежегодный прирост от 10,5 до 30%. Ежегодный прирост туризма в целом составляет 4 %.

 Элитарный туризм ориентируется на комфортабельные рекреационные объекты. За счет тщательно разработанного плана и координации усилий во всех сферах. Республика Алтай может выйти на сильные позиции в рынок туризма без крупных инвестиций. Этому способствует также сельский туризм, уверенно заявивший о себе в последние годы.

 Анализ материальной базы туризма Республики Алтай показывает, что большинство существующих учреждений отличаются крайне низкой комфортабельностью, простотой обслуживания.

 Индустрия длительного отдыха, ориентированная на оздоровительный, познавательный и спортивный туризм, должна развиваться в Республике Алтай на следующих принципах:

·  сохранение природных ландшафтов

·  планирование и эксплуатация трасс туристских маршрутов с условие м установления квот на пользование природными ресурсами,

·  строительство подъемников и горнолыжных трасс, и создание поддерживающей их инфраструктуры отдыха и развлечений,

·  возведение туристских комплексов и комфортабельных рекреационных деревень

·  доставка клиентов воздушным и автомобильным транспортом,

·  создание надежной системы безопасности

·  повышение категорийности сельских микрогостиниц

 Развитие туристской инфраструктуры должно идти за счет нового строительства. Появление же новых туристских центров происходит без какого-либо научного обоснования и экономических расчетов, с нарушением норм экологических нагрузок. Основополагающим положением в планировании развития туристской инфраструктуры в Республике Алтай должна быть Перспективная схема развития объектов туризма в Республике Алтай на период до 2020 года. Разработка Схемы осуществляется сотрудниками Горно-Алтайского государственного университета с привлечением практических специалистов и представителей органов государственного управления. Схема дает всестороннюю оценку туристского потенциала Республики Алтай и заключение о возможности строительства новых туристских объектов, определении их функционального назначения и пропускной способности.

 Только на основании данной Схемы, оформленной в оболочку нормативного градостроительного документа возможно выделение новых земельных участков под строительство турбаз и кемпингов.

 Реконструкция существующих объектов целесообразна лишь применительно к двум учреждениям: недостроенной гостинице в Горно-Алтайске и УТБ <Семинский перевал>. Требуется пересмотр целесообразности использования земельных участков и строений туристический баз <Юность>, <Золотое озеро>, <Катунь>. Занимая большие площади и наиболее выгодные места, находясь в трех туристских районах Республики Алтай, эти базы имеют низкую комфортность проживания и практически полное отсутствие инженерного обустройства. Принимая решение о строительстве или реконструкции базы размещения, прежде всего, нужно решить вопрос о возможности использования имеющейся и формирующейся инфраструктуры.

 Нынешнее состояние индустрии туризма может обеспечить прием туристов в весьма скромных объемах, туристская материальная база Алтая в целом не загружена на уровне, обеспечивающем рентабельность всех имеющихся туристских предприятий. В обозримом будущем положение не изменится. Развитие материальной базы туризма в Республике Алтай может быть осуществлено при условии значительных инвестиций и при строительстве новых предприятий туризма, способных предложить современный уровень комфорта. Нынешние возможности республики более чем ограничены.

 Признавая туризм ведущей отраслью экономики, нужно принципиально изменить экономические ориентиры республики в целом, и в туристской инфраструктуре Республики Алтай в частности.

 Необходимо найти наиболее эффективную форму привлечения средств местных бюджетов всех уровней, частных лиц, иностранного капитала. Одной из форм привлечения средств в индустрию являются банковские кредиты с частичным покрытием кредитных процентов за счет государственной программы поддержки малого бизнеса. Но указанные кредиты должны быть использованы более эффективно. Прежде всего, нужно:

1. Отделить и аккумулировать кредиты на развитие туризма от других кредитов.

2. Совершенствовать прохождение и отчетность по предоставленным кредитам.

3. Выбор проектов:

- например, увеличение доли проектов, требующих минимального финансирования;

- выделение кредита на конкурсной основе, пользуясь финансовыми критериями;

- глубокое изучение предлагаемых проектов.

 Предложение гарантий по кредитам может значительно снизить общий риск инвестиций. Это увеличит привлекательность проектов Республики Алтай и привлечет дополнительные инвестиции.

 В целом, Республике Алтай, безусловно, следует ориентироваться на привлечение внебюджетных источников финансирования за счет частных капиталов, средств предприятий, фондов. Необходимо найти форму стимулирования инвестиций российского и иностранного капитала, активизации малого и среднего бизнеса в Республике Алтай.

 Развитие туристской инфраструктуры влечет прямое и косвенное вовлечение местного населения в туристский бизнес, трудоустройство значительного числа местных жителей в туристских центрах. В области сельского туризма необходимо ввести координацию действий владельцев микрогостиниц путем объединения их в некоммерческие организации, которые будут заботиться о росте их профессионализма, продвижении СЗТ. Данный процесс должен быть гармонично связан с вопросом подготовки туристских кадров и повышения их квалификации. Открытие специализированного высшего учебного заведения, переориентация средних специальных учебных заведений Республики Алтай на подготовку специалистов по конкретным и востребуемым в туризме профессиям - одна из важнейших задач, стоящих перед туристской отраслью.

 Подготовка к выходу на туристский рынок должна сопровождаться широкой рекламной компанией. Главной целью рекламной компании должно стать создание имиджа республики, как региона с благоприятным инвестиционным климатом в сфере туризма. Одним из важных этапов рекламной деятельности будет создание собственного портала Комитета по туризму в Интернете и участие Комитета по туризму, туристских фирм Республики Алтай в международных выставках и международных выставках. Необходимо наладить выпуск туристских брошюр, карт, путеводителей, каталогов и т.д., что позволит увеличить имиджа Республики Алтай как нетронутого уголка природы, местопребывания для туристов, которые ищут нетрадиционный отдых.

Для улучшения качества обслуживания предприятиями туризма, защиты прав и интересов туристов Комитет по туризму Республики Алтай осуществляет лицензирование турагентской деятельности, оказывает содействие в стандартизации туристской индустрии и сертификации туристского продукта, координирует работу Межведомственного Совета по туризму

 Система программных мероприятий предусматривает координацию турдеятельности в районах, страхование жизни, здоровья и имущества туристов, имущественное страхование туристских объектов, а также всех рисков, связанных с развитием туристской инфраструктуры и строительства объектов туризма, перевозкой грузов для этих целей.

 Развитие материальной базы туризма предполагает совершенствование механизма финансирования строительства и реконструкции объектов туристского комплекса за счет внебюджетных источников. Этому могут способствовать:

- подписание соглашений о сотрудничестве с разными регионами России, Монголии, Китая

- участие в туристских выставках

- конкурс проектов по микрокредитованию

Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках

 Рекламно-информационное обеспечение развития туризма в Республике Алтай вклю-чает

- проведение информационных туров, туристских выставок; научно-практических конференций,

- создание действующего портала Комитета по туризму Республики Алтай в сети Интернет,

- налаживание связей с международными туристскими организациями;

- создание информационных банков; данных фирм, туров, маршрутов;

- подготовка и издание информационных материалов о возможностях туристского рынка Республики Алтай;

 Указанные мероприятия направлены прежде всего на рекламу туристской привлека-тельности Республики Алтай. Для реализации этих мероприятий планируется активное привлечение внебюджетных источников.

Кадровое обеспечение сферы туризма

 Проблема подготовки кадров и реализация системы мероприятий в этой области включает:

- определение потребности РА в кадрах специалистов;

- определение перечня туристских профессий и соответствующих специальностей, не-обходимых для обслуживания в сфере туризма;

- содействие учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов для туристской деятельности и подготовку кадров преподавателей, (участие в финансировании, введение специальных стипендий).

 Эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

6.Научное обеспечение туризма

 Программа развития туризма в РА предполагает конкретное научное обеспечение, включающее разработку программ развития специализированных видов туризма, а также программ функционирования отдельных отраслей туристской индустрии, таких как гостиничное хозяйство, транспорт, связь, сельское хозяйство и т.д.

7.Развитие межрегиональных связей в области туризма

 Планируется заключение соглашений о сотрудничестве в области туризма с участниками Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", а также соглашение о сотрудничестве в формировании рынка рекреационных ресурсов между Республикой Алтай и Иркутской областью, Республиками Хакассией и Бурятией, Баян-Ульгийским и Ховдинским аймаками Монголии, аймаком Алтай Синдзянь-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики, решение вопроса о предоставлении налоговых льгот для туристских организаций, занимающихся внутренним и въездным туризмом.

 Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма с учетом мировых стандартов.

3. Рекомендации по основным направлениям развития туризма в Республике Алтай

Большое количество и разнообразие туристских ресурсов Алтайского края может сде­лать его одним из лидеров туристского рынка России. Но, обладая значительным потенциа­лом, туристская отрасль не может его использовать в полной мере. Давая объективную оцен­ку туристским ресурсам Алтая, следует отметить, что многие из них, обладая выигрышными атрибутами экзотики или уникальности, проигрывают зарубежным и некоторым российским аналогам по доступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене.

Решение этой проблемы лишь за счет собственных средств организаций как, показывает мировой опыт, не может обеспечить должного уровня динамичности развития. Для успешно­го преодоления всех негативных моментов в туристской отрасли Алтайского края требуются значительные финансовые затраты с привлечением инвестиций, т.е. туристская отрасль края нуждается во внешних источниках инвестирования. К ним, как правило, относятся:

•ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

•иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного матери­ального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых ин­ститутов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;

•различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государст­вом и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льгот­ных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, а также векселя и другие средства.

Данные виды инвестирования помогли бы решить следующие задачи:

1.  строительство и реконструкцию средств размещения, предприятий общественного пита­ния, предприятий досуга и развлечений, спортивных сооружений.

2.  финансирование развития общехозяйственной инфраструктуры и коммунальных услуг (дороги, аэропорты, связь, музеи, театры и др.).

Средства, вложенные в данные объекты, способствуют развитию не только туристской отрасли, но и в целом улучшают инфраструктуру принимающего региона. Также необходимо параллельно решать задачу подготовки кадров (менеджеров, администраторов и др. обслужи­вающий персонал) на уровне, соответствующих международным стандартам.

Все это будет способствовать поддержке и развитию экологических видов отдыха и ту­ризма (сельский и приключенческий туризм), формированию имиджа Алтайского края и про­движению его на российском и международном уровнях.

Таким образом, проблема оценки инвестиционной привлекательности Алтайского ре­гиона, решение которой способно поднять туристскую сферу на несколько порядков выше, является актуальной и первоочередной.

В случае продолжения бесконтрольного рекреационного природопользования Колыванского озера и озера Белого, их состояние в ближайшие годы может приблизиться к критиче­ской черте. Экологически опасным объектом является туристская база «Алтай» в городе Бийске. Телецкое озеро, Чемальский район и Усть-Коксинский районы Республики Алтай также испытывают чрезмерную нагрузку со стороны самодеятельных туристов.

Поэтому охрана окружающей среды и рациональное природопользование неизбежно должны стать приоритетными направлениями работы краевой и республиканской админист­раций.

Для комплексного выявления тенденций развития туризма в Алтайском регионе нами было проведено исследование потребителей туристского рынка. В результате этого было вы­явлено:

•социальный статус потребителей услуг;

•наиболее значимые факторы при выборе туристских организаций;

•предпочитаемые виды отдыха среди населения на территории Алтайского региона, дру­гих стран;

•наиболее популярные виды туристских услуг, наиболее оптимальная продолжитель­ность путевки и отдыха;

•причины, по которым потребители отказываются отдыхать в Алтайском регионе, пред­почитая отдых в других регионах России, странах.

В исследовании приняли участие респонденты, проживающие на территории Алтайского региона. Данные ответов составили следующую ситуацию.

Из общего числа опрошенных, пользующимися услугами туристских фирм 45% являют­ся предпринимателями, служащими различных коммерческих организаций, имея ежемесяч­ный доход - более 10000 руб. Остальная часть респондентов (55%) при организации своего отдыха не пользуются услугами туристских организаций, предпочитают самостоятельно вы­езжать на территорию Республики Алтай, за пределы постоянного места жительства. Их уро­вень ежемесячного дохода колеблется от 3500 до 5000 руб. Что касается туристских предпоч­тений среди жителей Алтайского региона, то 79% предпочитают отдыхать, не покидая его пределы, а 21% респондентов выбирает отдых в других регионах, странах.

Странами туристского интереса клиентов барнаульских фирм являются: Турция - 17,5%, Тайланд - 14,2%, Германия - 9,2%, Испания - 5,3%, ОАЭ - 1,9%, Чехия - 1,2%, страны СНГ и Балтии - 1,2%, Италия - 0,8%, Египет - 0,8%, Кипр - 0,6%. При этом 85% респондентов предпочли продолжительность отдыха от 7 до 14 дней, а 15% - от 15 - до 21 дня.

Наиболее значимыми факторами при выборе туристских организаций ответы распреде­лились следующим образом: 45% опрошенных отметили широкий ассортимент предлагае­мых услуг, 35% - имидж фирмы, 18% - низкие цены, 0,2% - удобное расположение фирмы.

Наиболее часто встречающимися причинами, по которым жители Алтайского региона не желают отдыхать на его территории, являются: высокие цены -46% , отсутствие дополни­тельных услуг -20%, плохие условия проживания -19%, низкий уровень обслуживания-19%.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

·        услугами туристских фирм пользуется лишь 45% респондентов, что свидетельствует о низком уровне жизни населения, выявляя следующую тенденцию - стремление туристов пу­тешествовать самостоятельно, экономя на этом денежные средства;

·        значительное количество опрошенных отдыхает на территории Алтайского региона (79%) и лишь 21% выезжает за его пределы, что отчасти свидетельствует о наличии в регио­не большого количества привлекательных туристских ресурсов (природных, культурно-исторических, археологических памятников);

·        при планировании дальнейшего развития туризма в регионе следует уделять больше внимания сервису, уровню обслуживания туристов, разработке маршрутов, туров, ориенти­рованных на клиентов со средним уровнем доходов.

Таким образом, на основе анализа теоретического и практического материала развития Алтайского региона, по нашему мнению, можно спрогнозировать развитие регионального рынка туристских услуг:

— устойчивый интерес сохранится к санаториям Алтайского края и Новосибирской об­ласти, при этом будет продолжаться развитие отдыха на туристских комплексах и кемпингах в Республике Алтай (бассейн реки Катунь и Телецкого озера);

— во въездном туризме сохранится тенденция слабого роста потока иностранных тури­стов. Экономическая и политическая нестабильность по-прежнему остаются основными сдерживающими факторами развития этого направления. При разумной визовой политике можно ожидать значительный прирост туристов из стран Балтии, Северной, Центральной и Восточной Европы;

— сохранятся общероссийские тенденции в структуре и динамике выездных потоков с учетом региональных особенностей. Ситуация на данном рынке полностью будет зависеть от политики, проводимой крупнейшими туроператорами и авиакомпаниями Новосибирска, Мо­сквы и Санкт-Петербурга.

Заключение

В настоящее время туризм в Алтайском крае динамично развивается, показывая не толь­ко высокие темпы роста, но и стремление к глубоким качественным преобразованиям.

Республика Алтай - одна из особо привлекаемых для туристов территория, на которой находится пять объектов Всемирного наследия. Природные ландшафты республики (каменно-лишайниковые пустыни и непроходимая тайга, альпийские луга и царство нетающих ледников и снега), уникальные объекты и памятники культурно-исторического наследия дополняют привлекательность региона.

 Число туристских предприятий на территории Республики Алтай постоянно растет. Так в 1997 году их количество составило 14, в 2001 году - 94 турпредприятия, 4 из них - осуществляют турагентскую деятельность, 12 - туроператорскую деятельность, 78 - оказывают отдельные туристские услуги. Только одно туристское агентство <Веритас> организует международные туры (выездной туризм). Поэтому можно заключить, что туристский сектор экономики Республики Алтай целиком базируется на организации внутреннего и въездного (иностранного) туризма.

Нынешнее состояние индустрии туризма в Республике Алтай требует не только включение республики в региональный, федеральный и мировой туристские рынки, для чего необходимы материальные, трудовые и финансовые ресурсы, Республика Алтай должна иметь четкие представления о принципах деловой стратегии.

Основные трудности и проблемы развития туризма в Республике Алтай заключаются в:

·        отсутствии общероссийской системы нормативных правовых актов, стандартов, правил и др., соответствующих международным.

·        слабая укомплектованность туристских фирм профессионально подготовленными кадрами (всего в действующих турфирмах республики работает 516 человек, при чем при регистрации фирмы в ее штате должен быть хотя бы один сотрудник, имеющий стаж работы в туризме не менее 3 лет либо специальное образование, что составляет от числа занятых в туризме на данный момент примерно 10 %).

·        отсутствие общей стратегии развития туристской отрасли в Республике Алтай и разобщенность в действиях республиканских органов управления по решению вопросов, связанных с регулированием туристско-экскурсионной деятельности.

·        отсутствие развитой инфраструктуры приема туристов, соответствующей мировому уровню сервиса: работа аэропорта, гостиничные комплексы, автотранспорт, обслуживающий персонал, индустрия развлечений (казино, варьете, рестораны, аквапарки и т.д.)

В то же время сочетание совершенствующих мероприятий с внешними благоприятными факторами позволяет прогнозировать развитие туризма на Алтае.

Список литературы

1.  Малышева А.Н. Имиджевая политика Алтая изменится // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. №11.

2.  Прокопова Г.А., Русскова Г.И. О деятельности туристских фирм Алтайского края за 2002 год: стат. бюл. // Алтайский краевой комитет государственной статистики. Барнаул, 2003.

3.  Смирнов А.Б. Тенденции и перспективы развития туризма в Алтайском регионе // Кон­сультант и Практик. 2003. №8.

4. Дехтярь Г. «Взрослый подход к детскому отдыху» // Турбизнес. 2001. №8.

5. Константинов Ю. «Педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности» //Народное образование. 2004. №3.

6. Журавлев М. «Нужен федеральный закон» //Народное образование. 1998. №6.

7.  Алтайский край в цифрах 1990-2003 гг. Барнаул, 2003

8.   Летний отдых школьников в 2004 г.: оперативная информация. Алтайкрайстат. Барнаул, 2004.

9. http:/ www.altaionline.ru.

10.  http:/ www.789.ru/portal.