СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Состав учреждений просвещения и состав расходов бюджетов на просвещение. 3

2. Источники доходов учреждений сферы просвещения, их планирование. 7

3. Особенности планирования расходов бюджетных учреждений просвещения. 18

Заключение. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

ВВЕДЕНИЕ

Очевидно, что развитие просвещения повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности — в большинстве государств за последние годы вырос.

Традиционно просвещение имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество проблем, особенно в переходный период.

Целью настоящей работы является рассмотрение планирования и финансирования расходов учреждений просвещения.

Основными задачами данной курсовой работы является рассмотрение состава учреждений просвещения и состав расходов бюджетов на просвещение, источники доходов учреждений сферы просвещения, их планирование, особенностей планирования расходов бюджетных учреждений.

1. Состав учреждений просвещения и состав расходов бюджетов на просвещение.

Просвещение – это социальная система воспитательно-образовательных и культурно-просветительных учреждений. В состав учреждений просвещения входят учреждения образования, культуры, искусства и СМИ.

Расходы на учреждения просвещения в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на образование, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на просвещение во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования учреждений просвещения обусловлена их ролью в социально-экономическом развитии стран.

Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений просвещения классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных программ; на субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».

Финансирование учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде учреждения.

Учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Отрасль хозяйства «культура», представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития отечественной культуры – Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.92 г №3612-1.

Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Так, например, особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.

Расходы на образование включают затраты:

·            на текущее содержание;

·            приобретение оборудования и инвентаря;

·            капитальный ремонт;

·            строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, штатного профессорско-преподавательского персонала, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты с начислениями, выплату стипендий, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего персонала; учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Основной статьей расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет 45% всех расходов на текущее содержание.

Фонд заработной платы включает:

·          заработную плату учителей и профессорско-преподавательского состава;

·          оплату проверки тетрадей;

·          заработную плату административно-обслуживающею и учебно-вспомогательного персонала.

Фонд заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала определяется по утвержденным типовым штатам и должностным окладам.

В фонд заработной платы включаются также следующие доплаты:

· за классное руководство — до 20% оклада;

· за заведование кабинетом — 20% оклада;

· за руководство школьным кружком — 80%;

· за ведение внеклассной работы — до одной ставки;

· учителю химии за вредные условия до 12% оклада;

· выплаты ежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими печатными изданиями — 10% от оклада.

Следующей значительной статьей являются расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежностей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обновление и использование библиотечных фондов.

В сметах образовательных учреждений предусматриваются также расходы на приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий. Потребность в инвентаре и оборудовании на новый год определяется исходя из обеспеченности на начало года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм.

Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются по действующим материальным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нужды, а по школам, расположенным в сельской местности, — также ассигнования на бесплатное предоставление квартир работникам с отоплением и освещением.

На основе расчетов по статьям расходов составляется смета расходов, а на основе этих смет составляется сводная смета расходов на содержание образовательных учреждений к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации.

2. Источники доходов учреждений сферы просвещения, их планирование.

Одним из важнейших институтов государства является бюджет­ная система. На протяжении тысячелетий существования госу­дарств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систе­му, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения культуры. Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.1996 № 12-ФЗ государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России. Например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений.

В п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированы основные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отражении его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

В соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

— учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

— бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

— деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

— основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

Правовое регулирование закрепления за учреждением имущества в оперативном управлении осуществляется ГК РФ.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Доходы от реализации движимого имущества поступают в распоряжение учреждений, в том числе в качестве дополнительного источника финансирования из бюджета при зачислении этих доходов в бюджет в соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с Инструкцией суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Оформление закрепления государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дача согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом осуществляется в соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.95 № 1190, Министерством государственного имущества РФ.

Для учета важен момент возникновения права оперативного управления. В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников.

При наделении учреждения имуществом его собственником или при приобретении имущества за счет выделенных по смете бюджетных средств бюджетные учреждения должны присваивать соответствующим субсчетам отличительный признак 1.

Для учета имущества, приобретаемого учреждением по договору или иным основаниям, применяются номера 2 (при приобретении имущества в результате осуществления предпринимательской деятельности) и 3 (при получении имущества безвозмездно для его использования в соответствии с учредительными документами или приобретении за счет целевых и безвозмездных поступлений).

Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения. На счета бюджетных учреждений поступают суммы от арендной и квартирной платы, доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.

Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства, поступающие от родителей за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях, и т.д.

Принцип финансирования расходов на культуру - сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия относятся:

— средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;

— средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению, приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;

— средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;

— средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;

— средства, заработанные учащимися в организациях;

— средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;

— средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;

— безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);

— средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;

— другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе, средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования суммы выручки от реализации продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных) бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск. деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

К таким нормативным актам относятся:

— Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;

— Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании, «О науке и государственной научно-технической политике»;

— иные правовые акты, которыми утверждаются типовые положения об учреждениях определенных категорий.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы-» доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

— ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской относится деятельность государственных или муниципальных организаций культуры:

— по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

— торговле покупными товарами, оборудованием;

— оказанию посреднических услуг;

— долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

— приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов ) по ним;

— осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

Для учреждений образования не является предпринимательской платная деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Данная норма содержится в п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании».

На основе экономической классификации расходов бюджетов РФ к расходам по реинвестированию на нужды образовательного процесса можно отнести расходы:

— на оплату труда работников образовательных учреждений и начисления на оплату труда, стипендии учащимся;

— на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, инструментов, аппаратуры, приборов, станков и другого специального оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ;

— на капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов учреждений образования, спортивных сооружений.

Смета – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета на содержание учреждения.

Предусмотренные в смете ассигнования считаются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается. Использование бюджетных средств на цели, непредусмотренные сметой, не разрешается.

Форма сметы, основные ее показатели, нормы расходов определяются и сообщаются вышестоящей организацией. В типовой смете содержатся данные общие для всех бюджетных учреждений. Типовая смета состоит из:

1 часть – отражается наименование, адрес, бюджет, из которого учреждение финансируется, свод расходов по статьям с распределением по кварталам,

2 часть – отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые показатели,

3 часть – приводятся обоснования и отчеты по каждой статье расходов на планируемый год. Расчеты производятся исходя из объемов деятельности и из фактического исполнения сметы за предыдущий год. Все расходы по смете группируются по видам и целевому назначению.

При утверждении сметы проверяется необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объемам работы учреждения и соблюдение норм расходов. Утверждение сметы производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого финансируется данное учреждение. Утвержденная смета определяет сумму средств, которая должна быть выделена на содержание учреждения из бюджета.

Утверждение сметы производится вышестоящей организацией. Смета считается утвержденной при наличии подписи руководителя вышестоящей организации, печати и дата утверждения.

Сметы могут составляться на любой период — на месяц, квартал, год, на пять лет. Во многих организациях составление смет носит характер непрерывного процесса; в них после выполнения сметы одного квартала приступают к выполнению сметы на следующий квартал. В некоторых организациях сметы составляются на каждый месяц и такие месячные сметы аккумулируются в общую смету. В некоторых организациях сметы составляются только раз в году на период финансового года. Однако при подобной системе приходится затрачивать большие усилия на составление смет.

Если смета постоянно проверяется и по мере необходимости в нее вносятся соответствующие поправки, то поддержание сметной системы, после того как она вступила в действие, не требует специальных усилий.

Контроль на основе сметы — использование сметы в качестве измерителя эффективности операций с точки зрения расходов является сам по себе действием, направленным на получение положительного результата. Даже самая лучшая смета — правильный расчет разумно возможного соответствия доходов и расходов, окажется бесполезной, если она не будет выполнена.

3. Особенности планирования расходов бюджетных учреждений просвещения.

Особенности планирования расходов бюджетных учреждений рассмотрим на примере учреждений образования.

Образование представляет одну из важнейших отраслей непро­изводственной сферы. Право на получение образования соглас­но Закону «Об образовании» является одним из основных и не­отъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое зна­чение придается повышению качества подготовки кадров, под­готовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной клас­сификацией включают затраты на общее образование, воспита­ние детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляе­мая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, феде­ральных фондов развития образования, налоговых льгот, стиму­лирующих развитие образования, федеральных нормативов фи­нансирования образования в зависимости от количества учащих­ся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных уч­реждений и государственных органов управления образованием.

В компетенции субъектов Федерации в этой области — фор­мирование их бюджетов в части расходов на образование, уста­новление региональных нормативов финансирования образова­ния.

В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образова­ния, разработка и принятие местных нормативов финансирова­ния образования.

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета — около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов Федерации, т. е. основ­ная доля расходов приходится на территориальные бюджета. В общей сумме расходов на образование затраты на детские до­школьные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты — 8%, среднее специальное образование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%. Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финанси­руются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведе­ния на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому ти­пу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утвер­ждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с при­нятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы финансирования долж­ны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной терри­тории текущих расходов, связанных с образовательным процес­сом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудо­вания образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образова­тельных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финанси­рование с момента их государственной регистрации.

Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предостав­ления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвова­ний и целевых взносов юридических и физических лиц. При­влечение  образовательным  учреждением  дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

К дополнительным платным услугам населению относятся:

• обучение по дополнительным образовательным программам;

• преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

• репетиторство;

• углубленное изучение отдельных предметов и др.

Предоставление дополнительных платных услуг должно выходить за рамки соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доходы от ука­занной деятельности образовательного учреждения должны на­правляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате. В этом случае данная деятельность не будет относиться к предпринимательской. Так­же необходимо иметь в виду, что платные услуги не могут ока­зываться взамен и в рамках основной образовательной деятель­ности, финансируемой из бюджета. В противном случае средст­ва, полученные путем такой деятельности, изымаются в соответ­ствующий бюджет.

Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающегося за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспече­нию образовательного процесса, в том числе на заработную пла­ту, на его развитие и совершенствование в данном образова­тельном учреждении.

В настоящее время образовательным учреждениям разрешено заниматься и предпринимательской деятельностью, предусмот­ренной уставом. К такой предпринимательской деятельности могут относиться реализация и сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, принося­щих доход.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоя­тельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образо­вательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.

Как уже отмечалось, расходы на общеобразовательные шко­лы являются основными в общих расходах на образование.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:

1) числа учащихся;

2) количества классов.

1. При планировании затрат на школы прежде всего опреде­ляются контингент учащихся, затем количество классов, педаго­гических ставок, объем ремонтных работ и другие показатели.

Основные показатели исчисляются в среднем за год, так как бюджетный год не совпадает с учебным. Среднегодовые показатели позволяют учесть контингент учащихся и его изменение с начала учебного года. Для расчета среднегодовых показателей число уча­щихся берется на две даты — на начало и конец бюджетного года.

Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 7 лет, в пятые — по числу детей, окончивших третьи классы. Прием в девятые классы планируется по числу учащихся, окон­чивших восьмые классы, с учетом намечаемого приема в сред­ние профессионально-технические училища и другие учебные заведения, созданные на базе неполного среднего образования. По остальным классам контингент учащихся определяется по числу переведенных в следующий класс учащихся с учетом по­ступления их и отсева.

Количество классов устанавливается по группам классов I—IV, V—IX, X—XI и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т. е. числа учеников, обучающихся в одном классе. Предельная наполняемость в I—IX классах — 30 учащихся, в Х — XI классах — 25 учащихся. Следует отметить, что фактическая на­полняемость классов не всегда соответствует предельной и зави­сит от плотности населения и контингента учащихся, расположе­ния школ на территории, типа школьных зданий. Если в районах с незначительной плотностью населения нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, они могут быть объединены в классы-комплекты. В бюджетных расчетах класс-комплект при­равнивается к классу. Чаще всего в начальных школах в класс-комплект объединяются учащиеся I—IV классов. При бюджетном планировании следует стремиться к повышению наполняемости классов до предельной с целью рационального использования вы­деляемых на общеобразовательные школы средств.

Количество школ, классов и учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчет­ную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. В связи с этим возникает необходимость рассчитывать среднегодовые показатели, которые учитывают как переходя­щий, так и дополнительный контингент.

Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по одной из следующих формул:

К = ((Кн * 8)+(Кк * 4))/12

К = (2Кн + Кк)/3

К = Кн + 1/3 * (Кк – Кн)

 где К  — среднегодовое количество классов;

КН и КК — количество классов на начало и на конец года.

Например, на начало бюджетного года в городе было 200 классов, а на 1 сентября планируется 218. Среднегодовое коли­чество классов, исчисленное по этим формулам, составит 206:

(200*8) + (218*4)

           12      

(200*2)+218

           3

Исходя из среднегодового количества классов определяются все расходы на текущее содержание школ.

2. Основной статьей расходов является заработная плата, ко­торая вместе с начислениями составляет около 45% всех расхо­дов на текущее содержание школ.

В планировании фонда заработной платы существуют опреде­ленные особенности для городских школ, связанные с тем, что заработная плата учителям этих школ за вторую половину декабря планируемого года будет выплачиваться в январе бюджетного го­да, следующего за планируемым. Поэтому в новом учебном году работники школы получают заработную плату за 3,5 месяца, а за период с начала года до 1 сентября — за 8,5 . Поэтому среднее количество классов для расчета фонда заработной платы городских школ исчисляется по формулам:

К = ((Кн * 8,5) + (Кк * 3,5))/12

К = Кн + 29,2% (Кк - Кн)

где 29,2% — отношение 3,5 месяца к 12 месяцам.

Исходя из нашего примера среднегодовое количество клас­сов составит 205:

(200х8,5) +(218х3,5)

              12

200 + 29,2% (218 - 200).

Число учащихся определяется в среднем за год, на начало и конец учебного года, поскольку учебный и финансовый год не совпадают по срокам.

Прием в первые классы планируется исходя из численности детей, которым на начало года исполняется 6 (или 7) лет, в зависимости от принятой на данной территории схемы обучения в начальной школе - 3 или 4 года.

Прием в десятые классы планируется с учетом поступления части учеников в начальные или средние профессиональные учебные заведения – лицеи, колледжи, техникумы, училища.

Наполняемость классов определяется по нормативам, согласно которым в 1-9 классах должно быть не более 30 учащихся, 10-11 классах – не более 25 учащихся. При этом допускается отклонение с учетом фактического числа учеников данного возраст. Например, при наличии в школе 84 учеников 10 класса может создаваться три класса по 28 человек.

Количество классов и количество школ является основой для расчета основной статьи расходов – оплаты труда.

   Фонд оплаты труда общеобразовательной школы включает:

1.     Заработную плату за проведение уроков.

2.     Доплаты за проведение дополнительных работ – проверку тетрадей, классное руководство, организацию работы предметного кабинета.

3.     Заработную плату административно- управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

Фонд оплаты рассчитывается на основе среднегодового количества ставок и средней ставки учителя в месяц по каждой школе.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для всех типов учебных заведений установлена постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191.

Для учителя 1-4 классов  норма часов за ставку составляет 20 часов в неделю, для учителей 5-12 классов  18 часов в неделю.

Общий объем нагрузки учителя рассчитывается в соответствии с учебными планами по предметам и количества часов в неделю по каждой дисциплине, с учетом факультативов.

При планировании объема нагрузки учитывается предельное  количество часов в неделю для учащихся. Так, для учеников 1-4 классов в неделю не может быть более 24 часов занятий,  для 5-6 – 30 часов, для 7-8 –34 часа и для 9-11 – не более 36 часов в неделю.

 Для школ с углубленным изучением предметов и школ инновационных форм возможно увеличение недельной нагрузки на 10-15% на основании решения Совета школы.

На основании количества классов и объема часов по учебным дисциплинам рассчитывается общее количество ставок по конкретной школе.

Ставки заработной платы устанавливаются на основании Единой тарифной сетки (ЕТС), которая включает 18 разрядов (таблица 9). Ставки учителей могут быть от 7 до 14 разряда ЕТС и зависят от образования, стажа работы, аттестации в соответствии с профессиональными достижениями.

Тарификация учителей осуществляется ежегодно на 1 сентября. В результате получается свод ставок. Например, 7 разряд – 8 ставок, 8 разряд – 6, 9 разряд – 11 ставок. С учетом количества ставок и оплаты по ним определяется фонд оплаты труда учителей.

Фонд оплаты труда административно-управленческого аппарата также так же определяется по ЕТС. Например, ставка директора школы устанавливается 16-17 разрядом, ставки заместителей на 1 разряд ниже.

Нормативные документы Министерства образования предусматривают, что фонд оплаты труда может быть увеличен до 20% учредителем на оплату работ, не входящих в обязанности учителя.

После определения фонда оплаты труда планируются расходы на выплату единого социального налога в размере 35,6% от фонда оплаты труда.

   Таблица 3.1 Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций

бюджетной сферы

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

 Тарифные ставки (оклады)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1,00

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

1,84

2,02

2,22

2,44

2,68

2,89

3,12

3,36

3,62

3,9

4,2

4,5

 600

 670

 740

 820

 910

1010

1110

1220

1340

1470

1610

1740

1880

2020

2180

2340

2520

2700

 

Приведенные параметры Единой тарифной сетки действуют с1октября 2003 года.

С 2005 года  в соответствии с законодательством о разграничении расходных обязательств, органы государственной власти и органы местного самоуправления получают право разрабатывать и вводить собственные схема оплаты труда работников бюджетной сферы .

Помимо оплаты труда Федеральный закон «Об образовании» предусматривает компенсационные выплаты на приобретение книгопечатной продукции в сумме одного минимального размера оплаты труда. Минимум для этих нужд определен законом  в размере 100 рублей в месяц.

Последующие расходы охарактеризуем на основе экономической классификации с указанием кодов и методов расчетов.

1. Оплата труда  110100

2. ЕСН  110200

3. Приобретение материалов 110300 – планируется по нормативам с учетом сложившихся затрат.

4. Командировочные расходы 110400 – исходя из планового числа командировок для руководства и переподготовки учителей.

5. Транспортные расходы 110500 – исходя из планируемых затрат на доставку материалов, а также продуктов питания для школьных столовых.

6. Связь 110600 – на основании лимитов, установленных учредителем.

7. Оплата коммунальных расходов 110700

Содержание зданий 110710 – на основании смет.  Отопление  110720 – на основании установленных учредителем лимитов. Электроэнергия 110730 – на основании лимитов. Водоснабжение 110740 - на основании лимитов.

8. Оплата текущего ремонта 111020 на основании смет.

9. Капитальный ремонт зданий 240300 - на основании проекта.

При формировании бюджетов муниципальных образований субъекты федерации могут использовать нормативный метод, согласно которому расходы местных бюджетов определяются, исходя из затрат на одного ученика и количества учащихся в городе или районе.

Расходы учреждений начального и среднего профессионального образования планируются исходя из среднегодового  числа учащихся и количества групп. Число учащихся определяется учредителем в соответствии с  планом на каждый год.

На основании количества групп,  числа дисциплин, изучаемых на каждом курсе, объемов часов на каждую дисциплину определяется годовой фонд учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки за ставку заработной платы определяется  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 в объеме 720 часов в год.

На основании общего объема часов и объема часов за ставку рассчитывается необходимое количество ставок преподавателей.

Помимо ставок преподавателей  в учреждениях профессионального образования предусматриваются  ставки мастеров производственного обучения. В учреждениях начального профессионального образования, как правило, один мастер на каждую учебную группу. В учреждениях среднего профессионального образования, с учетом объема практических занятий по овладению рабочими специальностями.

Помимо преподавательского состава, планируются ставки административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

Ставки заработной платы работников профессиональных  учреждений устанавливаются, так же как и в школах,  в соответствии с Единой тарифной сеткой. Ставка отдельного преподавателя или управленческого работника устанавливается в соответствии со стажем работы и уровнем квалификации, определяемым  на основе аттестации.

В учреждениях профессионального образования предусмотрена выплата стипендий учащимся. Объем стипендиального фонда устанавливается учредителем. Вопросы выплаты стипендий регулируются  постановлением Правительства РФ от 2 июля 2001 г. № 487.

Также как и в школах, педагогическому составу выплачивается компенсация на книгопечатную продукцию из расчета 100 рублей в месяц.

Другие виды расходов планируются  в соответствии с экономической классификацией по видам расходов, как уже было показано на примере  школ.

Планирование расходов учреждений высшего профессионального образования   имеют ряд особенностей, прежде всего в части оплаты труда.

Фонд оплаты труда в вузах рассчитывается исходя из численности студентов и норматива -  количества студентов на одного преподавателя.

Численность студентов определяется учредителем ежегодно на основании федерального плана подготовки специалистов за счет средств бюджета.

Норматив количества студентов на одного преподавателя устанавливается федеральным органом исполнительной власти   в области образования  в зависимости от профиля вуза  и составляет от 7 до 13 студентов на одного преподавателя. Например, численность студентов составляет 4800 человек, норматив 12 студентов на одного преподавателя, следовательно, вуз имеет 400 ставок профессорско-преподавательского состава.

Фонд оплаты труда рассчитывается  с учетом  структуры должностей – преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов факультетов, а также ректора и проректоров.

Объем учебных часов  на ставку в вузах не устанавливается. Положением об учреждении высшего профессионального образования определено, что объем учебной нагрузки не должен превышать 900 часов в год. Продолжительность рабочего времени  профессорско-преподавательского состава постановлением Правительства РФ   от 3 апреля 2003 года № 191 установлена  в объеме 36 часов в неделю. Конкретный объем учебных часов каждому преподавателю определяется кафедрой в соответствии  с  уставом вуза.

Оплата труда в вузе также осуществляется на основании ЕТС, предусматриваются доплаты за наличие ученой степени кандидата или доктора наук  (в 2004 г. 900 и 1500 рублей соответственно) за ученое звание доцента или профессора (40 и 60% к окладу по тарифной сетке соответственно).

Профессорско-преподавательскому составу предусмотрены компенсационные выплаты на книгопечатную продукцию в размере 1,5 минимальных размеров оплаты труда (150 рублей).

Предусматривается также оплата труда научных сотрудников в соответствии с проводимыми за счет бюджетных средств исследованиями.

Другие виды расходов с учетом специфики и профиля вуза планируются по разделам экономической классификации, как это было показано выше.

   Особенности планирования расходов учреждений дополнительного образования связаны прежде всего с тем, что в дошкольных  учреждениях (детских садах), музыкальных, художественных школах, центрах творчества может предусматриваться или предусматривается частичная оплата расходов на обучение родителями. Доля  родительской оплаты определяется учредителем в соответствии с федеральными нормативными актами.

Сметы расходов учреждений дополнительного образования состоит из доходов, получаемых в виде частичной оплаты и расходов по статьям, которые приведены выше. Бюджетные расходы складываются из разницы между сметой расходов по статьям и доходами, получаемые в виде родительской платы.

В фонд заработной платы педагогического персонала вклю­чается дополнительная оплата за проверку письменных работ:

• в первых классах — 10% от величины заработной платы;

• в других классах в зависимости от предмета и с учетом количества ставок: по русскому языку — 15%, по матема­тике —10%, по иностранному языку — 10%, по биологии и химии — 5%.

Ставки заработной платы каждому учителю и общий фонд заработной платы педагогов по школе устанавливаются путем тарификации учителей, которая производится ежегодно на 1 сентября. По результатам тарификации директор школы со­ставляет тарификационные списки учителей, в котором в разре­зе групп классов определяются количество педагогических ста­вок на один класс и средняя ставка учителя в месяц. Фонд зара­ботной платы учителя в месяц за период с января по август ис­числяется путем умножения количества ставок на среднюю ставку учителя в месяц и на число классов на 1 января плани­руемого года (на 1 сентября текущего года). Фонд заработной платы с сентября по декабрь определяется по этой же формуле, но количество классов берется на 1 сентября планируемого года.

Фонд заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель директора, библиоте­карь, уборщица и т. д.).

В фонд заработной платы включаются также следующие до­платы:

• за классное руководство — до 20% оклада;

• за заведование кабинетом — 20% оклада;

• за руководство школьным кружком — 80%;

• за ведение внеклассной работы — до одной ставки;

• учителю химии за вредные условия до 12% оклада;

• выплаты ежемесячной денежной компенсации для обес­печения книгоиздательской продукцией и периодически­ми печатными изданиями — 10% от оклада.

Начисленный фонд заработной платы уменьшается на 3% этого фонда в связи с тем, что работники во время болезни по­лучают пособие по временной нетрудоспособности за счет средств бюджета социального страхования.

3. Следующей значительной статьей являются учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежно­стей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обнов­ление и использование библиотечных фондов учебников.

Планирование учебных расходов производится по установ­ленным нормам на один класс по группам классов.

4. Важной статьей расходов являются затраты на бесплатное питание детей. Предусматривается, что в группах продленного дня 10% детей освобождаются от оплаты полностью, а 15% — наполовину. Сумма расходов определяется исходя из норм рас­ходов, количества детей и количества дней, в течение которых дети пользуются бесплатным питанием.

5. В сметах школ предусматриваются также расходы на при­обретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зда­ний. Потребность школы в инвентаре и оборудовании на плано­вый год определяется исходя из обеспеченности школы на нача­ло года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно учени­ческое место.

Затраты на капитальный ремонт школ при сводном планиро­вании определяются исходя из общей внешней кубатуры школь­ных зданий и расчетных норм расходов на 1 м2. За счет средств, выделяемых на эти цели, могут проводиться реконструкция и расширение школ, пристройка классных комнат.

Строительство новых школ осуществляется за счет средств, выделяемых в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц.

6. В расходы на общеобразовательные школы включаются расходы на содержание групп продленного дня, которые создаются с целью улучшения воспитания детей и оказания помощи семь­ям в городах, поселках при обычных школах для учащихся I— VIII классов. Для ведения воспитательной работы с детьми определен дополнительный штат воспитателей из расчета 1,5 единицы на группу учащихся I—IV классов и 1 единицы на группу учащихся V—VIII классов. Питание в группах продлен­ного дня осуществляется за счет средств родителей, кроме льготного контингента.

7. К расходам на текущее содержание общеобразовательных школ относятся расходы на хозяйственное обслуживание и затра­ты на оплату командировок и служебных разъездов.

Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются по действующим материаль­ным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нуж­ды, а по школам, расположенным в сельской местности, — так­же ассигнования на бесплатное предоставление квартир работ­никам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.

При планировании расходов на общеобразовательные школы предусматривается создание фонда всеобуча для оказания мате­риальной помощи учащимся в приобретении одежды, учебни­ков, оплаты питания. Фонд всеобуча создается за счет следую­щих источников:

1) средств бюджета в пределах 1% суммы ассигнований на текущее содержание учащихся I—IX классов;

2) поступлений от предприятий и организаций;

3) средств школы.

Средства этого фонда распределяются по школам в зависи­мости от числа учащихся, которым нужна помощь, и расходуют­ся по специальным сметам.

Заключение

Эффективность социально-экономического развития учреждений просвещения в большой степени зависит от планирования государственных финансов.

Финансовое планирование охватывает все стадии создания, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений. Оно включает определение объема денежных средств и их источников, выявление резервов роста доходов, экономии расходов и других показателей.

В этой работе рассмотрены расходы бюджетной системы России на учреждения просвещения, некоторые проблемы, связанных с этим вопросом.

Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования учреждений просвещения. От этого зависит будущее нашего государства, качество жизни, уровень рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.

Поставленные задачи при выполнении курсовой работы выполнены. Цель достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 г.г. // Вопросы экономики, 1997, № 1.

2. Законодательство о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.

3. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Тольятти: Сеан-Издат, 2004. – 167 с.

4. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3.

5. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.

6. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.

7. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6.

8. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 1997, № 11.

9. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.

10. Петров В.А. Бюджет-98: приоритеты и финансовые механизмы экономического роста // Финансы, 1997, № 11.

11. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года // Финансы, 1998, № 5.

12. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса // Финансы, 1998, № 6.

13. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 1998, № 6.

14. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 1998, № 3.

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

16. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

17. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 1998, №№ 5,6.

18. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 1998, № 71 - М., ДиалогБанк.

19. Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 1998, № 9 - М., ДиалогБанк.

20. Экономическое развитие России в 1997 году // Вопросы экономики, 1998, № 3.