АННОТАЦИЯ

         Цель работы - исследование истории развития коммерции  в России.

Данная работа состоит из трех глав.

Первая глава раскрывает историю становления  и современное значение понятие «коммерция».

Вторая глава раскрывает основные этапы становления коммерческой деятельности в России

Третья глава описывает современное состояние коммерции в России.

Курсовая работа содержит 41 страницу печатного текста, 10 источников использованной литературы, 2 таблицы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. История становления и современное значение термина «коммерция». Истоки коммерции как экономической деятельности. 6

2. Этапы становления коммерческой деятельности в России. 16

2.1 Коммерция в Средневековой Руси. 16

2.2 Коммерция в России 19 века. 20

2.3 Коммерция в начале 20 века и в первые десятилетия  советской власти. 22

2.4 Коммерция в СССР. 25

3. Современное состояние коммерции в России. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

ВВЕДЕНИЕ

Коммерция есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к коммерции стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение коммерции как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Значение коммерции в рыночной экономике, очень велико. Без производственной коммерции и малой коммерции рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Коммерция в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта.

Таким образом, тема исследования  истории развития коммерции в России сегодня является весьма актуальной.

Целью данной работы является исследование истории развития коммерции  в России.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.                           рассмотреть историю становления  и  значение понятия «коммерция»

2.                           рассмотреть коммерцию в средневековой Руси

3.                           рассмотреть коммерцию в России 19 века

4.                           рассмотреть коммерцию в начале 20 века

5.                           рассмотреть коммерцию в СССР

6.                           рассмотреть современное состояние коммерции в России

1. История становления и современное значение термина «коммерция». Истоки коммерции как экономической деятельности

Первобытные общины, достигнув определенной стадии технологической зрелости, а благодаря ей и относительной независимости от "дикой" природы, стали переходить к оседлости в геоклиматических зонах, наиболее изобилующих природными пищевыми ресурсами и условиями для их воспроизводства. Различие типов хозяйствования в разных ландшафтных зонах было мощным стимулом для обмена продуктами между общинами. Натуральный обмен продуктами, увеличивая разнообразие "стола", способствовал росту численности населения.

 Эквивалентный обмен продуктами, посредничество в этом процессе как самостоятельный вид деятельности стал первым социальным институтом обществ, входящих в цивилизационную стадию развития. Межобщинный (межплеменной) обмен был характерен и для доклассовых/первобытных обществ, однако внутри самих общин эквивалентный обмен отсутствовал. Специалисты по истории и этнологии раннеклассовых обществ пришли к выводу, что уже на начальных стадиях становления цивилизации, в период первых простых вождеств, объединявших 1-2 тысячи человек, межплеменной обмен приобрел высокую интенсивность.

 Подчеркнем, что ранние формы коммерции  носили коллективный характер: "Все, кто занимался изучением торговых связей, указывают на то, что в первобытных обществах или архаических цивилизациях эти отношения носят совершенно особый характер: они затрагивают все население в целом и осуществляются самим коллективом, а индивидуальная инициатива отсутствует"[1].

Коммерция, как и любой социальный институт, имеет определенную систему норм, которая обеспечивает выполнение функций канала и механизма социальной мобильности: распределения членов общества по различным слоям и группам. Но всякая система норм (мер) адекватно функционирует только при наличии организующего ее действие определенного состояния внешней для нее среды: там, где нормально действует некая мера, существует внешний и независимый от нее регулятор ее действия. Можно полагать, что сложный объект лишь тогда содержит в себе потенциал развития, когда его внутренняя система мер находится во взаимозависимости и регулятивных взаимодействиях с мерами внешней среды.

Предпринимательская деятельность    -  по  гражданскому  законодательству  РФ  самостоятельная,  осуществляемая  на  свой  риск  деятельность,  направленная  на  систематическое  получение  прибыли  от  пользования  имуществом,  продажи  товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг  лицами,  зарегистрированными  в  этом  качестве  в  установленном  законом  порядке  (ст.  2  ГК  РФ).

При   анализе  данного  понятия  можно  выделить  следующие  его  признаки[2]:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каж­дый собственник имущества вправе свободно им распоря­жаться по своему усмотрению себе во благо, что выража­ется, как правило, в плодах и доходах от имущества.

Определяющим фактором функционирования рынка является коммерческая деятельность. Это неотъемлемое условие рыночного хозяйствования. Потенциальные возможности коммерческой деятельности с переходом к рыночной экономике приобретают все большее значение. Однако, к сожалению, пока многие вопросы механизма практического приложения коммерции на потребительском рынке работникам торговли приходится решать интуитивно, методом "проб и ошибок". Являясь составной частью рынка, коммерция, опираясь на свои позиции, одновременно становится основой рыночного хозяйства. Как показывает практика, активность коммерции тем выше, чем устойчивее и динамичнее действующая среда рынка. В своей предназначенности и деятельности коммерция должна базироваться на российской модели формирования рынка и складывающихся рыночных отношениях. Важно представить, что коммерческая деятельность не ограничивается заданными пределами. По мере продвижения к рынку она непременно будет расширяться. Коммерческие процессы следует рассматривать в увязке с субъектами хозяйствования и факторами внешней среды. Структура зарождающихся и организованных товарных рынков представляет собой различные образования. Сегодня возникли довольно неоднородные рынки, обладающие разными товарно-материальными ресурсами, инфраструктурой, торговым обслуживанием, кадровым потенциалом. На рынке товаров происходит взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

Рынок рассматривается как товарное хозяйство, представляющее сферу товарно-денежного обмена с определенной системой коммерческих действий и отношений. Рыночные процессы и коммерция тесно взаимосвязаны между собой. Изменения в рыночной среде сопровождаются изменениями и в коммерческих действиях. Следовательно, коммерция должна обладать автономностью и адаптироваться к требованиям рынка. Преобразования, проводимые в торговле и коммерции, не могут не учитывать ряда обстоятельств. Во-первых, происходящие экономические перемены, особенности переходного периода, менталитет и покупательское поведение населения. Во-вторых, все элементы макро- и микросреды должны работать как единый и слаженный механизм, действующий в новых условиях хозяйствования. В-третьих, рыночные преобразования необходимо проводить в увязке с экономическими процессами и рыночными принципами, утвердившимися в мировой практике. Коммерческая деятельность находит отражение в многообразных проявлениях, поэтому необходимо выделить ее основу (базис). Такой подход позволит наиболее полно раскрыть сущность коммерции и конкретизировать ее возможности. В работах отечественных экономистов можно встретить различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее значимые из них[3]:

* коммерция - торг, торговые обороты, купеческие промыслы;

* коммерческая деятельность - товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;

* коммерческая деятельность - это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;

* коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты фирмы;

* коммерческая деятельность - комплекс операций, опосредующих и обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с процессами их продвижения представляющих собой торговлю в рыночном пространстве;

* коммерческая деятельность - оперативно-организационная деятельность по проведению операций обмена товарно-материальных ценностей с целью удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Понятие коммерческой деятельности впервые было сформулировано Гарвардской школой бизнеса в 1958 году: "Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования". Суть данной логики можно представить как куплю-продажу товаров, нацеленную на рыночный (покупательский) спрос и получение заслуженной прибыли. Весьма поучительны высказывания основоположника французской административной школы А. Файоля: "Коммерческая искусность характеризуется глубоким знанием рынка и силы соперников, далеким предвидением и практикой соглашений. Коммерческая функция заботится о том, чтобы цены, назначаемые высшим управлением, не были источником опасных заблуждений"[4] . Организатор Коммерческой академии в Берлине профессор И.-Ф. Шерр в своей книге "Учение о торговле" выступает с критической фразой: "Настоящая книга всем своим содержанием должна доказать, что коммерческое стремление к наживе ни в коем случае не может составить предмет науки о торговле"[5]. Оба приведенных высказывания говорят сами за себя. Зарубежная практика свидетельствует, что коммерция - движущий фактор потребительского рынка. Она рассматривается как система во взаимодействии с каналами закупки, движения и сбыта товаров, которые образуют коммерческое дело в широком смысле этого слова. Ключевые положения коммерции подвергаются обобщению результатов, проверке жизнью, т. е. воплощению их в практику фирм и компаний. Отсюда можно представить, что коммерция не ограничена заранее заданными пределами и постоянно расширяет свои возможности и поле деятельности в торговле. М. Портер и Д. Сток подчеркивают стратегический подход при решении задач коммерции. Они считают, что коммерция вышла за пределы ее традиционного узкого влияния и имеет большое значение в стратегической предназначенности, т. е. арсенал средств коммерции неисчерпаем. Проанализировав точки зрения исследователей-экономистов, мы пришли к выводу, что разные толкования коммерческой деятельности определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции они рассматривают с позиций предпринимателя, бизнесмена, экономиста, финансиста и др. Вместе с тем формирующее положение занимают наука, практика, уровень развития рынков, сфера приложения коммерции. Тем не менее, несмотря на отмеченные различия, многие экономисты сходятся во мнении, что суть коммерции сводится к купле-продаже товаров в сфере обращения с учетом рыночного (покупательского) спроса. Формула коммерческих сделок и товарно-денежных отношений: обмен товаров на деньги при продаже и денег на товары при покупке. Купля-продажа товаров, обусловленная сменой форм стоимости, нами представляется как важная составная часть коммерческой деятельности. Однако закупки товаров и обменные операции с поставщиками продукции, строящиеся на коммерческой основе, не исчерпывают всего многообразия коммерческих функций. Полнота и комплексный подход в коммерции сводятся к охвату ею всех этапов прохождения продукции от производителя до потребителя. При этом коммерческий механизм должен быть направлен на реализацию образующегося спроса и интересов покупателей. В основе формирующих условий коммерческой деятельности объективной реальностью выступают рыночные отношения и технология продвижения продукции от производителя к потребителю. Коммерция является своеобразным экономическим барометром, показывающим и осуществляющим наиболее целесообразные и выгодные вложения денежных средств в свойственные ей сферы и объекты. При этом в ее поле зрения находятся издержки обращения товаров и их минимизация. Представляется правомерным рассмотреть теоретическую и практическую принадлежность коммерции. Теория, базирующаяся на экономических законах рынка, ориентирована на их познание, установление основных положений коммерческой деятельности, выявление факторов и ориентиров развития коммерческого дела. Закономерностям коммерции и коммерческим процессам свойственны свои правила и принципы.

Главный принцип коммерции - это пронизывание коммерческими действиями этапов продвижения продукции от производителя до потребителя, обеспечивая снижение издержек обращения и получение реальной прибыли от продажи продукции. Механизм коммерции строится на саморегулировании, где определяющая роль диктуется экономическими и распорядительными методами. В результате зарождаются благоприятные условия, способствующие динамичному развитию коммерции. Коммерческая самообеспеченность означает выбор способов и приемов, направленных на развитие хозяйственной деятельности конкретного рынка. Такая позиция ведет к образованию целенаправленного производства и потребления продукции. Коммерция с присущими ей свойствами становится реальной необходимостью рынка. Регуляторами коммерции являются рыночная среда и конъюнктура рынка. Здесь же отметим, что сама коммерция, обладая свойством автономности, позволяет регулировать ограниченные материальные ресурсы и денежные средства. В условиях организованного рынка коммерция выступает связующим звеном с субъектами хозяйствования. Рыночное пространство позволяет участникам коммерческого оборота успешно действовать при взаимной заинтересованности, выгоде продвигаемой и реализуемой продукции. Цель, преследуемая субъектами рынка, - получение прибыли. Ее размер зависит и обеспечивается удовлетворением запросов и потребностей покупателей в продукции.

Практическая (прикладная) коммерция ставит перед собой решение практических задач. Они предопределяются коммерческими сделками, обменом, куплей-продажей, ведением коммерческих операций, связанных с продвижением продукции по каналам реализации. Основой развития прикладной коммерции является изучение конкретно сложившейся ситуации на рынке, опираясь на достигнутую практику хозяйствования и ведения коммерческой деятельности. Коммерция в практической деятельности находится в прямой и обратной связи с внутренней и внешней средой. Соединение наработок в плане коммерции подводит к установлению новых ее возможностей. Следовательно, определяющие значения коммерции не являются исчерпывающими, она постоянно расширяет сферу применения. Коммерция аккумулирует опыт, и на его основе делаются обобщения, выявляются конкретные ситуации, ориентиры приложения и ведения коммерческого дела на практике. Для реализации коммерческой деятельности прикладного характера выделяется позитивный и нормативный инструментарии[6].

Позитивный инструментарий фиксирует установившиеся явления, вытекающие из влияющих на коммерцию рыночных факторов. Он призван, исходя из накопленного опыта, дать ответ, что достигнуто в области коммерции и каковы прогнозы ее дальнейшего практического развития. Нормативный инструментарий ставит задачу: как действовать, чтобы достичь желаемого результата. Здесь руководствуются положениями и нормативами для организации и ведения коммерческой работы. Предусмотренные позитивный и нормативный инструментарии используются в управлении коммерческими процессами при продвижении продукции из сферы производства в сферу потребления. На коммерческую деятельность оказывает влияние микро- и макросреда. Микросреда, или внутренняя среда субъекта (предприятия, рынка), непосредственно связана с хозяйственной, коммерческой деятельностью и экономическим поведением субъекта. Макросреда, или внешнее окружение, оперирует происходящими экономическими процессами, объемами производства отраслевого назначения, динамикой макроэкономических показателей и их изменением во времени. Микро- и макросреда связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. С учетом вышеизложенного попытаемся выразить сущность коммерческой деятельности. Она представляет собой коммерческие процессы, направленные на куплю-продажу продукции, продвижение и распределение ее по каналам реализации, обеспечение минимизации издержек обращения и получение реальной прибыли. При этом коммерция призвана опираться на рыночный (покупательский) спрос. Закупка и поставка товаров предполагает изучение рынка и организацию закупочной деятельности с установлением партнерских связей с производителями и поставщиками продукции. Условием целенаправленности коммерческой деятельности является стратегия. Она зависит от факторов внешней и внутренней среды, складывающихся ситуации и требований рынка на текущий и перспективный периоды. Реализация стратегических целей осуществляется организационным, экономическим и финансовым обеспечением. Стратегия не остается неизменной, она подвергается корректировке исходя из меняющихся количественных и качественных показателей внешней и внутренней среды, а также возникающих новых требований рынка. Это позволяет установить функции коммерческой деятельности, которые составляют. - организацию хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка; - изучение и анализ источников закупки продукции; - обеспечение связи производства с потреблением продукции, ориентированных на покупательский спрос, в части ассортимента, объема и обновления выпускаемой продукции; - осуществление купли-продажи товаров с учетом складывающейся потребности рынка и покупательной способности; - расширение сферы целевых рынков (сегментов); - сокращение издержек обращения товаров.

К субъектам рынка, воздействующим на коммерческую деятельность, относятся: товаропроизводители-поставщики продукции, посредники, кредиторы (банки), контрольно-инспекционные учреждения, аудиторские службы, страховые агентства и др. С развитием рыночных отношений эти компоненты будут подвергаться количественным и качественным изменениям, внося тем самым адекватные изменения в коммерческую деятельность. К коммерции примыкают информатика и компьютеризация. Они направлены на управление коммерческой деятельностью. Для этого информационные потоки принимаются, обрабатываются, анализируются и результаты используются в управлении.

Коммерция находится во взаимосвязи с рыночными экономическими процессами. Рынок - это прежде всего конкурентная среда, где каждый участник стремится к своей выгоде и получению прибыли. А выгода одних, как правило, становится ущербом для других. В зависимости от складывающейся конкурентной ситуации коммерция должна быть направлена на адекватную реакцию. В обозначенных условиях от коммерции требуется еще и обеспечение снижения издержек обращения и получение устойчивой прибыли от реализации продукции. Коммерческие действия и выполняемые операции не всегда удается выразить прямым результатом - цифровыми величинами. Коммерции, с одной стороны, проще показать эффективность через числовые значения и расчеты, а с другой - ей свойственны суждения, предположения, утверждения. Это, однако, не препятствует ведению коммерции. Коммерческие действия связаны с определенным риском. Предвидя истоки риска, тем самым можно установить способы его предотвращения или хотя бы уменьшить влияние. В условиях нестабильности экономических явлений риск заметно возрастает. Существует правило не избегать риска, а предусмотреть его, стремясь снизить до возможно низкой степени. За рубежом накоплен большой опыт рискового коммерческого предпринимательства, сопровождаемого примерами подъема и убыточности в зависимости от реальной обстановки риска. Главная действующая фигура коммерции - человек, его действия и поведение. Многие коммерческие задачи решаются количественными методами, основываясь на логике рассуждений, интуиции, посредством использования аналогий. Здесь коммерция пользуется не только числовыми значениями, но и заведомо сложившейся практикой и превращается из количественной субстанции в качественную. Поэтому вопросы коммерции требуют высокого профессионализма, глубокого знания дела, опыта. Одно из важнейший условий ныне - заложить основы коммерческого мышления и довести их до работников торговли, что позволит избавиться от многих ошибок. Истинную коммерцию познать не так просто, но избежать заведомо неправильных решений можно и нужно. Для этого необходимо всесторонне осмыслить природу коммерческих процессов. Нами разработана и опробована на практике модель расширения (развития) целевых рынков товаров, построенных на маркетинговых исследованиях рыночной среды и коммерческих процессах при продвижении продукции от производителя к потребителю. Задача решается в автоматическом режиме с помощью компьютерных средств. Особенностью автоматизированной системы является повышение результативности функционального управления, улучшения использования товарно-материальных, финансовых, технических и кадровых ресурсов. Реализация выполняемых процедур на ЭВМ наилучшим образом создает возможности, при наличии перечисленных ресурсов, формирования условий для воспроизводства целевого рынка.

                                                

2. Этапы становления коммерческой деятельности в России

2.1 Коммерция в Средневековой Руси

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Коммерция являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.                      

Оплотом развития коммерции на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для коммерции купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной коммерции. В подвалах церквей хранился необходимый для коммерции инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.

         Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом. Большая коммерция велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

         Успешный рост коммерцией в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский коммерсант купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов[7].

Он не только предоставлял кредиты, но и брал их.

         В эпоху Ивана Грозного символом русского коммерции становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири.

         Москва XV века, по свидетельству многих иностранцев, бывших там, отличалась  особым изобилием дешевых съестных продуктов, что свидетельствовало о широком развитии товарных отношений среди крестьян. Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. С глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками, распространялся купцами-коробейниками по всей стране.

         Русские купцы вели торговлю с Литвой, Персией, Хивой, Бухарой, Крымом, Кафой, Азовом и другими странами.

         Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.

         В XVII веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и подчетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные коммерсанты с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины[8].

         Сфера деятельности русских купцов и коммерсантов XVII века была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей  русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.                  

         Беломорский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. Центрами русского коммерции на этом пути были: Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Сысольск.

         Новгородский (Балтийский) торговый путь шел из Москвы в Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Новгород, Псков, затем к Балтийскому морю.

         Поволжский путь проходил по рекам Москва, Ока и Волга, а затем через каспийское море в Персию, Хиву и Бухару. Главным коммерсантским центром на этом пути был Нижний Новгород.

         Сибирский путь шел водой из Москвы до Нижнего Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. От Енисейска купцы двигались в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов продолжала путь и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным коммерсантским центром Руси по коммерции с Китаем был Нерчинск.

         Смоленский (Литовский) путь шел из Москвы через Смоленск и Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой коммерции использовался сравнительно мало.

         Степной Малороссийский (Крымский) путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Главными  коммерсантскими  центрами данного пути были Лебедянь, Путивль, Елец, Козлов, Коротояк, Острогожск, Белгород, Валуйки.

         Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальной коммерции.  

         Если при Петре еще существовали некоторые ограничения, и стеснялась свобода коммерции, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения "разрешительных указов" на открытие предприятия и его устройство. Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского коммерции. Она отменяет все возможные ограничения. Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введение полной свободы коммерции.

         В 1785 году российские коммерсанты получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой коммерции в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой и розничной коммерции в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати, а также от личной рекрутской повинности.

         Активным внедрением технических новшеств характеризовалась русская промышленная коммерция и в других отраслях, нередко опережая лучшие достижения мировой технической мысли. К таким новшествам относятся: двухцилиндровая паровая машина, созданная механиком-самоучкой Ползуновым (1765 г.); совершенный копировальный токарный станок с механическим суппортом, заменяющим руку человека, который изобрел механик Андрей Нартов; чесальная и прядильная машины; прокатные валки и станы и многие другие.

         В промышленности сложилось разделение сфер коммерции - с одной стороны, развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого горожанина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой - бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы.

         Развитие частной инициативы путем отмены различных ограничений и запретов сопровождалось активной государственной политикой таможенного тарифного регулирования, имеющей преимущественно охранительный характер. Это означало ограничение допуска на русский рынок товаров, которые были способны серьезно конкурировать с отечественными.

2.2 Коммерция в России 19 века

Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории коммерции, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

Для промышленной и торговой буржуазии центра было невыгодно развитие местной промышленности. Они опасались конкуренции со стороны сибирских товаров. К ее устранению была направлена система кредитования сибирских купцов капиталистами центра. Сибирские купцы получали кредит преимущественно товарами, а не деньгами. Они превращались прежде всего в посредников между сибирскими и европейскими рынками, а не в самостоятельных коммерсантов, обладавших крупными капиталами как для торговых так и для промышленных целей. Не случайно в отчетах по управлению сибирскими губерниями отмечался недостаток дешевого кредита и капиталов для развития местной промышленности[9].

Сибирская буржуазия, продавая с высокой наценкой товары, получаемые из центра, скупая и перепродавая пушнину и продукты сельского хозяйства, прибегая к ростовщичеству, считала занятие коммерцией более выгодным делом, чем организация промышленной коммерции. Сибирские купцы имели промышленные предприятия, но они занимали у них второстепенное место по сравнению с коммерцией. Исключение составляла золотопромышленность.

На слабом развитии промышленности в Сибири сказывались недостаточная заселенность и хозяйственное освоение обширного края, приводившие к ограничению рынка сбыта промышленной продукции, удаленность от крупных промышленных центров при плохих путях сообщения. Местная промышленность не могла конкурировать с более развитой промышленностью Урала и Европейской России.

Аренда и покупка земли существовали в Сибири в небольших размерах. Концентрация земли происходила путем захватного землепользования. Земли считались собственностью государства(кроме частных, казачьих, городских, монастырских). Собственность на землю включает: право пользования -у крестьян, владения- крестьянская община и распоряжения- государство. Фактически все было у крестьян: захватывали, пользовались, передавали по наследству, сдавали в аренду, продавали, покупали.

Основные циклы в развитии промышленности Сибири определялись требованиями и состоянием общероссийского рынка, а также экономическими потребностями этого огромного региона.

Промышленный подъем 90-х годов и строительство сибирской магистрали вызвали значительное оживление экономики края, русско-японская война дала импульс быстрому росту кулацких хозяйств, нажившихся на поставках продуктов для армии. После первой русской революции Сибирь пережила полосу мощного промышленного подъема, который сменился в годы первой мировой войны хаотической перестройкой производства.

Сибирь оставалась отсталой в промышленном отношении окраиной. Ее огромные природные богатства использовались плохо. Крупнейшие промышленные группы препятствовали развитию в Сибири металлургии и машиностроения. Почти все металлические изделия завозились из центра страны или из-за границы. Слабо использовались богатейшие гидроэнергетические ресурсы, углубилась диспропорция между различными отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности. Значительная часть сырья (полиметаллические руды, лес, продукция сельского хозяйства) вывозилась без обработки на месте.

Капитал преобразовал экономически и патриархальную сибирскую деревню. Происходит специализация сельскохозяйственного производства, развиваются исторически сложившиеся зернового хозяйства и торгового скотоводства, создается производство сливочного масла на экспорт. Сбыт сельскохозяйственной продукции захватывают в свои руки крупные русские и иностранные фирмы.

Наличие свободных, незанятых земель обеспечивали свободное приложение капитала к земле. В Сибири преобладала аграрная эволюция американского или крестьянско-буржуазного типа. Накануне первой мировой войны Сибирь стала уже одной из важнейших житниц страны, чему способствовало переселение на окраины миллионов крестьян.

2.3 Коммерция в начале 20 века и в первые десятилетия  советской власти

Господство в стране крепостников-помещиков продолжало откладывать отпечаток на политику царизма по отношению к Сибири. Царское правительство стремилось прежде всего к устранению революционного кризиса в центре страны, не заботясь по-настоящему о хозяйственном устройстве переселенцев. Помещичий характер политики правительства ярко проявился в создании закона 1901 года о насаждении помещичьих хозяйств в России. Несмотря на раздробленность мелких крестьянских хозяйств, земледелие и скотоводство приобретали все более товарный характер и через рынок происходило обобществление труда, где роль кооперативного движения, крупных капиталистических хозяйств.

Рост промышленности и коммерции сопровождался ростом городов и городского населения, но получили развитие лишь те города, которые в виде цепочки тянулись вдоль железнодорожного полотна или находились в сфере ее экономического воздействия. Старые города Тюмень, Омск, Красноярск стали быстро менять свой провинциальный, купечески -чиновничий облик, превращаясь в крупные центры торгово-промышленной деятельности. Первое десятилетие после открытия железнодорожного сообщения ознаменовалось оживлением в развитии промышленности Сибири - каменноугольная, золото, мукомольное, кожевенное дело, маслоделие. В то же время старинные сибирские села Березово, Сургут, Тобольск оказались в стороне от экономической жизни, переживали упадок.

1914 год, война оказала серьезное влияние на экономическое развитие Сибири. Усиление монополий, концентрация производства. Война создала условия для широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьянства в потребительскую кооперацию. Приток новых членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее конкурировать с крупным капиталом. В 1915-16 гг. многие купцы ликвидировали свои дела, не довольствуясь прибылями, вложили капиталы в производство на войну. Потребительские кооперативы вкладывали свои капиталы и в производство. маслозаводы.

О кооперативном движении в Самарово можно судить по воспоминаниям Кузьмы Матвеевича Корепанова, старейшего кооператора Обского Севера, начинавшего свою деятельность в Сухоруковском потребительском обществе "Обь" Самаровского района. Первенцами потребительской кооперации были: Сухоруковское потребительское общество "Обь", Берзовское "Экономия", Самаровское "Трубовик", Тобольское "Смычка". Необходимы общества были как организаторы местного хозяйственного оборота, оборота между городом и деревней.

Позже кооперативы организовались и в других селах: Зенково, Реполово, Елизарово, Базьяны.

Постепенно кооперативы огосударствлялись, в годы советской власти в г.Ханты-Мансийске действовал горрыбкооп, который имел 2 гастронома, универмаг.

После Октябрьской революции под влиянием разных факторов (прежде всего в силу принципиального отрицания частной собственности как источника эксплуатации, а также для преодоления сопротивления со стороны капиталистов, создания экономической основы для сохранения независимости страны) в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, коммерции, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи. " В 1920 году Сибревком национализировал все частные рыбные промыслы." - констатирует летопись Ханты-Мансийского национального округа[10].

Но через несколько тяжелых лет правительство пришло к осознанию необходимости "коренной перемены всей точки зрения" на социализм. В.И.Ленин в политическом завещании в 1923 году писал о крайней необходимости найти "ту степень соединения частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов".

Основное содержание новой экономической политики заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика. С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную коммерцию. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года- акционерных обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство.

Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю.

Изменения в частной коммерции вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался только в розничной коммерции.

Новая модель общества, которая стала утверждаться, может быть охарактеризована как "феодальный бюрократизм", главной чертой которой является абсолютное огосударствление и возникновение нового класса - "класса начальства".

"Ничейная" собственность, диктат и произвол высшего руководства ,кадровый монополизм не давали проявиться коммерсантской инициативе. Многие руководители вынуждены были находиться в состоянии постоянной конфронтации с господствующей системой, бесплодно тратить свою энергию и способности на бесконечные согласования и рапорты.

Господство бюрократической олигархии в конце концов привело наше общество к кризису. И в этом главная цена, которую мы заплатили за десятилетия бюрократического абсолютизма. Корни кризиса лежат в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствием демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности. Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный этап развития российского коммерции.

2.4 Коммерция в СССР

Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.

Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, коммерции, общественному питанию, потребительской кооперации . Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Владимир Александрович Тихонов — динамичный, резкий в своих суждениях человек с прогрессивными взглядами — сумел сплотить вокруг себя инициативную группу. В нее входили яркие самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения — И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов, А. Тарасов, А. Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ С. Шаталина, академиков Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Анчишкина, Н. Петракова, Ю. Яременко и др. И ныне память о В. А. Тихонове живет не только в его делах, учениках, научных работах, кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке, но и в Фонде поддержки малых предприятий в Республике Коми (президент В. Кузнецова), носящем его имя.

Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения коммерции в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) — все говорило о том, что эти кооперативы — прообраз малых частных предприятий.

Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли первый и последующие съезды кооператоров. Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (в дальнейшем — кооператоров и коммерсантов) во главе с В.А. Тихоновым. Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов происходило безболезненно. Рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров.

Определенное недовольство консерваторов и сторонников традиционных взглядов вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме коммерцией, как кооперативы. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах).

Боязнь выпустить на свободу «джинна» частной коммерцией привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры. Инспирирование дела АНТа, других кооперативов показало: чтобы образумить «блюстителей порядка», требовалось срочно ввести в практику новое направление коммерцией — малые предприятия.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий еще не существовало. Эту задачу предстояло решить в условиях усилившегося обособления и выхода союзных республик из состава СССР.

Закон о предприятиях и предпринимательстве (декабрь 1990 г.) признал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы создания предприятий разных форм собственности. Но в нем не были рассмотрены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов коммерцией не были упомянуты кооперативы.

Дискриминация в отношении малых предприятий была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими размеры малых предприятий, постановление рассматривало организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу по развитию малых предприятий и созданию программ их развития.

Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992г. ситуация в обществе и экономике поставила перед гражданами России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места в грядущих экономических реформах 1992 года

3. Современное состояние коммерции в России

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации  товаров как, розничная торговля.

Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной коммерции.  Коммерческая работа по продажи в розничных  торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности.  Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно  населению, то есть физическим лицам, применяя свои,  специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции[11].

Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования  торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с  изменившимся спросом  населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Развитие розничной торговли нуждается в  создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной коммерции на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке  государственных  и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной коммерции, разработки новых видов изделий и товаров.

Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному  удовлетворению совокупного спроса  населения и получению коммерческого успеха. Среди новых  методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.

Процесс коммерции, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено коммерции и сферы услуг.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента,   недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Коммерция сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся благополучие потребительского рынка товаров и услуг не вполне отражают истинное положение.

На потребительском рынке страны за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения, подъемом реального сектора экономики. Положительная тенденция стабильного роста оборота розничной торговли, возникшая в 1999 году, в последующее время значительно укрепилась. Уже в 2004 году она увеличился в товарной массе на 8,9 процента, в первом квартале на 12 по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Положительная динамика оборота розничной торговли характерна для федеральных округов и для подавляющего большинства регионов страны.

Немаловажным фактором развития сферы коммерции явилось совершенствование форм торгового обслуживания на основе укрупнения предприятий розничной торговли и постепенное преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной торговли за счет продажи товаров организованными предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли обслуживания населения. За первое полугодие 2005 года оборот розничной торговли торгующих организаций возрос на 13 пунктов, в то время как рост продажи товаров на рынках составил только 3%. Неплохим показателем улучшения положения граждан страны стал рост продажи непродовольственных товаров: в первом полугодии текущего года удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли составил 53.5%.

Насыщение розничной торговли потребительскими товарами в начале девяностых годов было достигнуто за счет импортной продукции, их доля в товарных ресурсах в 1994-1995 годах составляла более 52%. В 2004 году этот показатель сократился до 31%, при этом насыщенность пищевкусовой промышленности возросло на 9,6%, мясомолочной - на 7,3, текстильной - на 5,7, швейной - на 13,3% в сравнении с аналогичным периодом 2003 года.

В стране очень много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести магазины и предприятия общественного питания, рассчитанные на малообеспеченных граждан.

В 1994 году была приватизирована основная масса предприятий торговли. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. В розничную торговлю хлынул поток случайных, не подготовленных ни в профессиональном, ни в правовом аспектах людей. Прошли года и начали появляться прекрасные магазины, торговые сети, к руководству которых пришли уже специалисты, соответствующим стал подбор работников в эти структуры. На наш взгляд, подобным положительным переменам способствовали и уже работающие на российском потребительском рынке зарубежные операторы.

Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков - наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков - посредников. Сейчас количество товаров в сфере коммерции контролируется, в основном, на конечной стадии - в розничной торговле. Результаты удручают. Осуществлять процесс проверки у оптовиков органы Госторгинспекции не в состоянии по причине отсутствия у многих из них реального товара.

Обязательная сертификация осуществляется для подтверждения соответствия оказываемых услуг в розничной торговле обязательным требованиям Закона «О защите прав потребителей», нормативно-правовым актам, регулирующим розничную куплю-продажу.

Основной целью сертификации является приведение деятельности каждого конкретного торгового предприятия в соответствии с действующими нормативами и правилами.

Таблица 1

Основные проблемы современной  коммерции и пути их разрешения[12]

Проблемы

Пути и их решения

1. Низкий уровень культуры рыночных отношений

Создание цивилизованных предприятий обеспечивающих эффективную розничную торговлю, хранение и продвижение товары с минимальными затратами

2. Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение

Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования розничной коммерции

3. Незначительный уровень развития инфраструктуры розничной торговли

Развитие структурных организационных форм управления функционирования инфраструктуры

Экономические преобразования, происходящие в стране, дали возможность активизировать процесс стабилизации потребительского рынка коммерции. В настоящее время на внутреннем потребительском рынке происходят серьезные изменения конъюнктуры спроса, усиливаются позиции отечественных производителей, в связи с этим достигнут баланс и насыщение рынка по основным группам товаров.

Появились тенденции подъема экономики и более ускоренного вхождения в мировое сообщество, в связи с чем возникли новые задачи по проведению единой государственной торговой политики:

  • разработка основ торговой политики с учетом уровня развития конкуренции в отрасли;
  • поддержка и зашита российских товаропроизводителей;
  • создание условий для стабильного функционирования рынка и для продвижения российских товаров и услуг на внутренние и внешние рынки;
  • информационно-аналитическое обеспечение торговой деятельности.

Роль коммерции в экономике страны трудно переоценить. В структуре формирования ВВП на ее долю приходится 22% (против 5% в дореформенный период). По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет коммерция занимает 3, а в федеральный бюджет — 2 место среди основных отраслей экономики. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов. численность работников составляет порядка 5 млн. человек. На долю государственного сектора и обороте розничной торговли приходится менее 3% и несколько больше в обороте общественного питания — 8%.

Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников (свыше 400 тыс. субъектов малого бизнеса).

Тенденции в оптовой торговле

Производители всегда могут отказаться от услуг оптовиков или заменить тех, кто работает неэффективно. Оптовики могут недостаточно агрессивно продвигать их продукцию, выступая простыми оформителями заказов, они могут не иметь необходимого количества запасов и поэтому не в состоянии обслуживать своих покупателей достаточно быстро. Они не снабжают производителя свежей информацией о состоянии рынка, покупателях и конкурентах. Они могут не привлекать к работе сильных менеджеров и добавлять к стоимости товара чересчур большие собственные издержки. Наконец, они могут брать слишком большую плату за свои услуги.

Наибольшего успеха добиваются те оптовики-дистрибьюторы, которые адаптируют свои услуги к меняющимся потребностям поставщиков и конечных потребителей. Они понимают, что их существование зависит от эффективности собственной работы в канале товародвижения. Ради этого оптовые торговцы постоянно работают над улучшением своего сервиса и/или сокращением затрат, вкладывая деньги в современные технологии и информационные системы[13].

Процветающая сегодня оптовая торговля сталкивается с новыми и новыми испытаниями. Эта отрасль остается уязвимой для одной из самых продолжительных тенденций 1990-х гг. – яростного сопротивления относительно увеличения цен и отсева тех поставщиков, которые основываются на высоких ценах и качестве. Тенденция к вертикальной интеграции, при которой производители стараются контролировать свою долю рынка посредством приобретения посредников в свою собственность, все еще сильна. Оптовики, которые смогут выжить в этом и в других секторах производства, будут крупнее и станут предоставлять больше услуг своим покупателям.

Таблица 2

Характеристики оптовых торговцев [14]

Тип

Основные характеристики оптовых торговцев

Оптовые торговцы

Частные компании, получающие право собственности на товар, с которым работают. В зависимости от сферы деятельности могут называться по-разному: оптовые фирмы, дистрибьюторы, торговые дома. Подразделяются на две категории: оптовики с полным циклом обслуживания и оптовики с ограниченным циклом обслуживания.

Оптовики с полным циклом обслуживанием

Представляют полный набор услуг: хранение товарных запасов, содержания штата продавцов, предоставление кредита, доставка, оказание содействия в области менеджмента. Существует два типа оптовиков с полным циклом обслуживания: торговцы оптом и дистрибьюторы товаров промышленного назначения.

1. Торговцы оптом

Торгуют в основном с предприятиями розничной торговли и предоставляют весь спектр услуг. Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими ассортиментными группами. Оптовики неширокого насыщенного ассортимента занимаются одной-двумя ассортиментными группами, представленными более глубоко.

2. Дистрибьюторы товаров промышленного назначения

Продают товары не розничным торговцам, а производственным предприятиям. Оказывают некоторые услуги, такие как хранение, кредитование, доставка. Могут заниматься широким ассортиментом товаров, смешанным или специализированным.

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания

По сравнению с оптовиками с полным циклом обслуживания предоставляют своим поставщикам и покупателям меньше услуг. Есть несколько типов таких оптовиков: компании «cash-and-carry», оптовики-коммивояжеры, оптовики-организаторы, оптовики-консигнанты, производственные кооперативы (как правило, сельскохозяйственные) и оптовики, торгующие по почте.

1. Компании cash-and-carry

Занимаются ограниченным ассортиментом наиболее ходовых товаров, продают их мелким розничным торговцам за наличные. Как правило, не занимаются доставкой. Дословный перевод «плати и уноси». Многие магазины cash-and-carry продают товар не только магазинам, но и обычным покупателям. Неким подобием таких магазинов можно считать мелкооптовые рынки, которые созданы во многих городах России.

2. Оптовики-коммивояжеры

В первую очередь занимаются торговлей и доставкой. Работают с ограниченным ассортиментом товаров, которые нельзя долго хранить (обычно это молоко, хлеб, легкие закуски). Такие компании совершают объезды супермаркетов, небольших продовольственных магазинов, больниц, ресторанов, заводских и школьных столовых, гостиниц. Продают свои товары за наличный расчет.

3.  Оптовики-брокеры

Работают в отраслях, для которых характерны большие объемы грузов,-угольной, деревообрабатывающей промышленности, отраслях тяжелого машиностроения. Хранением и доставкой товара не занимаются. Получив заказ, такие компании выбирают производителя, который и доставляет свою продукцию непосредственно покупателю согласно заранее заключенному соглашению. Принимают на себя право собственности на товар и риск с момента поступления заказа до окончания поставки.

4. Оптовики-консигнанты

Обслуживают розничных торговцев, занимающихся торговлей продуктами питания и лекарственными препаратами, предлагая им в основном непродовольственные товары. Оптовик-консигнатор высылает в магазин автофургон, его представители оборудуют отделы игрушек, недорогих книг, домашних инструментов, космических и лекарственных товаров и т. д. Они сами определяют цены на свои товары, обновляют их по мере необходимости, оборудуют витрины и дисплеи внутри магазинов, ведут учет. Оптовики-консигнанты сохраняют за собой право собственности на товар и выставляют розничным торговцам счета только за то, что было куплено потребителями. Они проводят мало мероприятий продвижения и стимулирования сбыта, так как занимаются в основном товарами известных фирм, которые и без того активно рекламируются.

5. Производственные кооперативы

Находятся в коллективном владении у фермеров и занимаются производством сельскохозяйственной продукции для продажи на местных рынках. В конце года прибыль кооператива распределяется между его участниками. Часто такие кооперативы стараются повысить качество своей продукции и создать собственную торговую марку.

6. Оптовики, торгующие по каталогам

Отправляют свои каталоги розничным, производственным и непроизводственным организациям. Занимаются в основном ювелирными изделиями, косметикой, специализированными продуктами питания и т. д. Основными заказчиками такого оптовика являются небольшие коммерческие организации, расположенные в близлежащих районов. Не имеют специального штата продавцов для работы. Выполненные заказы отправляются клиентам по почте автомобильным или другим видом транспорта.

Брокеры и агенты

Не принимают на себя право собственности на товар и выполняют лишь несколько функций. Их основная задача-содействие купле-продаже, с которой они получают комиссионные в размере 2-6% от продажной цены. Обычно специализируются на определенных видах продуктов или покупателей.

Брокеры

Их основная функция - свести покупателя и продавца и помочь им договориться. Оплату услуг брокеров осуществляет нанимающая сторона. Брокеры не занимаются хранением и транспортировкой партий товаров, финансированием, не принимают на себя никаких рисковых обязательств.

Агенты

Представляют интересы либо покупателей, либо продавцов, но на более постоянной основе, нежели брокеры. Существует несколько типов агентов: агенты производителей, агенты по продажам, агенты по закупкам и агенты-комиссионеры.

1. Агенты         производителей

Представляют двух или более производителей взаимодополняющих товаров. С каждым из них заключено письменное соглашение в отношении политики ценообразования, охвата территории, процедур работы с заказами, правил доставки и предоставления гарантий и размеров комиссионного вознаграждения. Они хорошо знакомы с продукцией каждого производителя и используют свои обширные связи при ее продаже. Такая форма оптовой торговли часто применяется при продаже одежды, украшения, мебели, электроприборов. Большинство агентов производителей представляют собой небольшие компании, в которых работает всего несколько опытных торговцев. Их нанимают мелкие производители, которые не могут позволить себе содержать собственный сбытовой персонал, а также крупные, надеющиеся с помощью агентов выйти на новые территории, где использование штатных агентов нерентабельно. Заключают с производителями договоры и получают право на продажу всего ассортимента выпускаемой ими продукции. Производитель при этом либо не заинтересован в самостоятельном сбыте, либо ему не хватает опыта.

2. Агенты по    продажам

Агенты по продажам, таким образом, представляют собой отделы сбыта производителей и оказывают большое влияние на установление цен, сроки и условия поставок. Как правило, они не связаны какими-либо территориальными ограничениями.

3. Агенты по

закупкам

Как правило, имеют долгосрочные отношения с покупателями и осуществляют для них закупки. Зачастую они занимаются приемом, проверкой, складированием и доставкой товара к покупателям. Предоставляют своим клиентам полезные сведения о рынке и подыскивают им необходимые товары по наиболее выгодным ценам.

4. Агенты-комиссионеры

Вступают в физическое владение товарами и заключают сделки на их продажу. Чаще всего работают в сельском хозяйстве с фермерами, которые не хотят сами продавать свою продукцию и не состоят в кооперативах. Агент-комиссионер доставляет товары на центральный рынок, продает их по наиболее выгодной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и накладные расходы, а оставшуюся часть отдает производителю.

Отделения и    конторы            производителей и розничных торговцев

В данном случае операции, связанные с оптовой торговлей, выполняются непосредственно продавцами или покупателями товаров. Независимые оптовики в них не участвуют. Функции по закупкам и продажам могут выполнять различные отделения или конторы.

1. Сбытовые отделения и конторы

Отделения и конторы по сбыту открываются производителями товаров с целью усилить контроль над запасами, торговлей и продвижением. Сбытовые отделения занимаются хранением товара. Сбытовые конторы хранением товара не занимаются.

2. Закупочные отделения и конторы

Выполняют те же функции, что и брокеры и агенты, но являются частью закупающей организации. Многие розничные торговцы открывают свои закупочные конторы в крупных рыночных центрах.

Разные специализированные оптовики

В ряде отраслей экономики существуют собственные специализированные торговые организации. К их числу относятся оптовики-сборщики сельхозпродуктов (покупают сельскохозяйственную продукцию у нескольких фермеров), оптовые нефтебазы и терминалы (собирают нефтепродукты многих фирм) и оптовики-аукционисты (устраивают аукционы автомобилей, различного оборудования и т. д., предлагая их дилерам и другим компаниям).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, коммерция является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Коммерсант-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Коммерсант не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

Наличие в любом обществе условий для коммерции, существование в таком обществе коммерсантского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания про­грессивного характера коммерции со стороны пред­ставителей властных структур, определяющих, разрабатыва­ющих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении коммерции.

Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

Каждый коммерсант должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами коммерсанту нужно обладать информацией об «общем климате коммерции»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка коммерции, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов коммерсантской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия коммерцией, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, коммерсант находит приемлемую среду обитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)    Аванесов ЮА., Васькин Е.В., Клочка А.Н. Основы коммерции. - М.: ТОО «Люкс арт», 2002

2)    Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 1999. – 345 с.

3)    Геффрой Э.К. 200 рецептов успеха в коммерции. Одностраничный метод / Пер. с нем. - М.: АО "Интерэксперт", 2002

4)    Международное коммерческое дело / Под ред. И.Н. Герчиковой. - М.-ЮНИТИ, Биржи и банки, 2001

5)    Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 1998. – 678 с.

6)    Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 456 с.

7)    Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000. – 560 с.

8)    Управление - это наука и искусств / А. файоль, Г. Эмерсон, ф. Тейлор, Г. Форд.- М.: Республика, 2002

9)    Шерр И.-Ф. Учение о торговле. Кн. 1-2. - М.: Перспектива, 2002

10)                      Щур Д.Л. и др. Основы коммерции. Оптовая коммерция. – М.: Приор, 2000. – 278 с.


[1] Аванесов ЮА., Васькин Е.В., Клочка А.Н. Основы коммерции. - М.: ТОО «Люкс арт», 2002

[2] Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 1998

[3] Аванесов ЮА., Васькин Е.В., Клочка А.Н. Основы коммерции. - М.: ТОО «Люкс арт», 2002

[4] Управление - это наука и искусств / А. файоль, Г. Эмерсон, ф. Тейлор, Г. Форд.- М.: Республика, 2002

[5] Шерр И.-Ф. Учение о торговле. Кн. 1-2. - М.: Перспектива, 2001

[6] Управление - это наука и искусств / А. файоль, Г. Эмерсон, ф. Тейлор, Г. Форд.- М.: Республика, 2002

[7] Управление - это наука и искусств / А. файоль, Г. Эмерсон, ф. Тейлор, Г. Форд.- М.: Республика, 2002

[8] Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 1999

[9] Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000

[10] Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1999

[11] Управление - это наука и искусств / А. файоль, Г. Эмерсон, ф. Тейлор, Г. Форд.- М.: Республика, 2002

[12] Шерр И.-Ф. Учение о торговле. Кн. 1-2. - М.: Перспектива, 2002

[13] Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 1999

[14] Международное коммерческое дело / Под ред. И.Н. Герчиковой. - М.-ЮНИТИ, Биржи и банки, 2001