№ заказа

№ 732.1

Вариант, тема

Экспертиза ценности документов негосударстевнных структур

Дисциплина

архивоведение

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Оглавление

Введение. 3

Раздел 1: Основные этапы проведения экспертизы ценности документов. 4

Раздел 2: Критерии значимости негосударственного учреждения или лица, который создали документ. 7

Раздел 3: Критерии – время и место образования документов. 9

Раздел 4:  Подлинность и копийность, дублентность документов. Юридическая сила документа. 10

Раздел 5:   Критерии - поглощенность содержания, физическое состояние документов. 12

Заключение: 14

Библиография: 15

Введение

Экспертиза ценности документов — определение их ценности в целях отбора на государственное хранение и установление сроков хранения. В процессе экспертизы ценности документов решаются две зада­чи: во-первых, из бескрайнего моря ежегодно создаваемой доку­ментации отбираются для вечного хранения ценные документы, а также документы длительных сроков хранения (свыше десяти лет), имеющие долговременное практическое значение; во-вторых, выде­ляются к уничтожению документы с истекшими сроками хранения, а также черновики, дублеты, отклоненные варианты, т.е. малоцен­ные материалы, утратившие практическое и справочное значение. Данные документы поступают в архивные фонды. Различают следующие виды архивных фондов.

Архивный фонд Российской Федерации - это  совокупность документов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение, отражающих материальную и духовную жизнь народов страны и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации

 Государственная часть Архивного фонда Российской Федерации: Архивные фонды и архивные документы, являющиеся государственной или муниципальной собственностью

 Негосударственная часть Архивного фонда Российской Федерации представляет собой архивные фонды и архивные документы, являющиеся собственностью негосударственных юридических лиц, собственностью физических лиц и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании соглашения (договора) с собственником после экспертизы их ценности[1]

В данной работе передо мной поставлена цель рассмотреть экспертизу ценности документов негосударственных структур, а именно основные этапы ее проведения, а также основные критерии ценности документов.

Раздел 1: Основные этапы проведения экспертизы ценности документов.

Экспертиза ценности документов проводится в несколько эта­пов. Первый этап осуществляется на стадии делопроизводства:

а)         при разработке номенклатуры дел, когда определяется ценность будущего дела на основании перечней документов и опыта работы;

б)         при  регистрации   поступающих   в   учреждение  документов (при проставлении на документе индекса определяется его принад­лежность к конкретному делу, с обозначенным на обложке сроком хранения);

в)         при направлении документа в дело (исполнитель, подробно изучив вопрос, рассматриваемый в документе, более квалифицированно может судить о принадлежности документа, чем регистриро­вавший его секретарь).

Второй этап проводится на стадии подготовки дел для передачи в ведомственный архив после завершения их делопроизводством (осу­ществляется делопроизводственным персоналом в структурных под­разделениях и контролируется экспертной комиссией учреждения).

Третий этап — на стадии подготовки дел для передачи на госу­дарственное хранение (производится работниками ведомственного архива, членами экспертной комиссии учреждения и работниками государственного архива). Среди них материалы, отражающие не только победы и достижения, но и те трудности, которые приходи­лось и приходится преодолевать.

Важным принципом отбора документов на хранение является принцип историзма, который требует рассматривать явления в их развитии и дает ключ к раскрытию закономерностей развития тех или иных явлений, отношений.

Принцип всесторонности и комплексности изучения документов предполагает оценку документов в комплексе, так как одни доку­менты дополняют другие, третьи повторяют первые, а четвертые полностью поглощены вторыми.

Для успешного проведения экспертизы ценности необходимо пользоваться критериями ценности документов. Критериев таких много. Одни из них — главные, другие — вспомогательные, но применяются они в совокупности. В этом — одно из проявлений принципа всесторонности и комплексности оценки.

В Основных правилах работы ведомственных архивов критерии объединены в три группы: критерии происхождения (роль и место организации или лица в системе государственного управления или конкретной отрасли, значимость выполняемых ими функций; вре­мя и место образования документов); критерии содержания (зна­чимость события, отраженного в документе, значение содержащей­ся в нем информации, ее повторение в других документах); крите­рии внешних особенностей (юридическая достоверность документа, т.е. наличие подписей, дат, печати; наличие резолюций и помет; особенности передачи текста; особенности материальной основы до­кумента; особенности физического состояния документов) .

Раздел 2: Критерии значимости негосударственного учреждения или лица, который создали документ.

В процессе развития государства создаются учреждения, организации, предприятия с разнообразными функциями. Ценность комплекса документов, созданных в них, определяется прежде всего значимостью учреждения в в развитии науки, народного хозяйства, культуры и других отраслей жизни общества. Так, органы не государственных структур создают документацию, отражающую научно-технический прогресс, производственные объедине­ния — развитие экономики и т.п.

Отбор документов на государственное хранение производится из учреждений, играющих наиболее важную роль в жизни общества.

Документы создаются и накапливаются не только в учрежде­ниях, но и у людей. Они могут отражать производственную, об­щественную, творческую деятельность лица. Научный интерес представляют документы крупных партийных и государственных деятелей, ученых, организаторов производства, военачальников, пи­сателей, художников, Героев Советского Союза и Героев Социали­стического Труда и других лиц.

Фонды личного происхождения хранятся в федеральных и мест­ных госархивах, в архивах учреждений Академии наук и в ряде других ведомственных архивов. Архивные учреждения ведут также собирание документов журналистов, краеведов и других лиц, чьи документы могут помочь изучению истории родного края. Доку­менты таких фондов делятся обычно на несколько групп. Главные из них: личные документы, документы, созданные фондообразователем (научные, творческие и др.), переписка (деловая и личная), могут быть документы, собранные данным лицом (коллекции). Большой интерес представляют также дневники, воспоминания и переписка участников Великой Отечественной войны и тех, кто восстанавливал города и села.

2. Значимость содержания документов (критерий содержания). Этот критерий применяется во всех случаях. В общем массиве до­кументов создаются документы, отражающие основную деятель­ность учреждения, и документы, играющие вспомогательную роль, нужные для текущей работы учреждений.

К первой группе документов, наиболее полно отражающих ос­новную деятельность учреждений, относятся: уставы, положения, штатные расписания, приказы, перспективные и годовые планы, годовые и сводные отчеты по отраслям, доклады, обзоры, протоко­лы совещаний, заседаний, собраний, некоторая часть директивных указаний вышестоящего органа и переписка с ним по выполнению стоящих перед учреждением задач, указания, направляемые под­чиненным организациям, материалы по проверкам выполнения по­становлений правительства, приказов министра и другие материа­лы по контролю, часть материалов по изобретательству и рациона­лизации, некоторые материалы по технике безопасности и ряд дру­гих.

Документы, относящиеся ко второй группе, как правило, чис­ленно превосходят первую. Некоторые из них имеют долговремен­ное справочное значение (например, значительная часть докумен­тов по личному составу), но подавляющее большинство документов теряют свое оперативное и справочное значение через один — пять лет. Это документы оперативной и бухгалтерской отчетности и учета, табуляграммы, переписка по снабжению, текущему ремонту и многим другим вопросам, не отражающим основную деятельность учреждения.[2]

Раздел 3: Критерии – время и место образования документов.

 Время и место образования документов. Эти два критерия, как правило, взаимосвязаны. Они также являются основными кри­териям экспертизы. В истории нашей страны были периоды, насы­щенные событиями особой важности, сыгравшими огромную роль в жизни общества и государства. Советское архивоведение к таким периодам относит: периоды Отечественной войны 1812 г., первой русской революции 1905 — 1907 гг., февральской буржуазно-де­мократической революции 1917 г., Великой Октябрьской социали­стической революции, гражданской войны и иностранной интервен­ции, коллективизации сельского хозяйства и социалистической ре­конструкции народного хозяйства, Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

Необходимо было сохранить комплексы документов, полно и всесторонне освещающие эти периоды. Задача эта нелегкая, так как в периоды гражданской и Великой Отечественной войн созда­валось меньше документов, характерных для мирного времени; во время войн и революций создавалась новая специфическая доку­ментация; в эти периоды были утеряны и погибли массы докумен­тов. Поэтому при отборе документов на государственное хранение архивисты проявляли максимум внимания и осторожности, прини­мая в ряде случаев в государственные архивы второстепенную до­кументацию не только для возмещения утраченных основных до­кументов, но и для освещения отдельных событий.

Критерий времени применяется не только к документам про­шлого. В деятельности каждого учреждения, организации, предпри­ятия есть периоды, имеющие особое значение. Это периоды организации и реорганизации (с изменением функций), выполнения осо­бых заданий. Документы за этот период также требуют особого внимания при экспертизе ценности, и на государственное хране­ние отбирается большее количество документов, чем в обычные годы.

Критерий места происхождения документов тесно связан с кри­терием времени: при оценке документов, созданных в особые пери­оды истории, важную роль играет и место их создания. Например, документы хозяйственного характера, созданные в период Великой Отечественной войны в прифронтовых городах и населенных пунк­тах, могут представлять значительный интерес. Большую ценность имеют все документы, созданные на временно оккупированной тер­ритории страны, в партизанских отрядах.

Критерий места применяется и в тех случаях, когда значитель­ные события происходят на территории какой-то области, края, ре­спублики. Так, строительство гидроэлектростанций, крупных про­мышленных комплексов, подготовка к эксплуатации новых место­рождений полезных ископаемых и строительство городов и т.п. ме­няют экономическую, а иногда и административную структуру данного района, области. Возникают новые организации, рождают­ся новые комплексы документов, которые представляют особый ин­терес в связи со значимостью данного события.

Раздел 4:  Подлинность и копийность, дублентность документов. Юридическая сила документа.

 При отборе на хране­ние предпочтение всегда отдается подлинникам (приказы, протоко­лы, планы и др.). Однако ряд категорий документов имеется в учреждениях только в копиях, в том числе такие важные, как отчеты, докладные записки, различные справки по вопросам дея­тельности учреждения, подлинники которых направляются оформ­ленными и подписанными в вышестоящие инстанции, органам ЦСУ и др.

Копии писем, отправленных учреждением, долж­ны быть заверены, иметь номер и дату. Это правило существует давно и в большинстве учреждений выполняется. Но остающиеся экземпляры отчетов полностью оформляются далеко не всегда. Во многих случаях это третьи экземпляры, иногда с неисправленными ошибками, опечатками, с неполным набором приложений. Нередко встречаются отчеты, неподписанные и недатированные, а если ока­зываются две редакции неоформленного отчета, то решить, какая из них окончательная, бывает трудно.

Работникам делопроизводства необходимо строго соблюдать тре­бования своевременного оформления копий отправляемых документов, в первую очередь документов постоянного срока хранения. Это необходимо для будущего использования документов, так как и в публикациях, и в ссылках на основание при выдаче справок отмет­ка "незаверенная копия"   снижает ценность источника.

Юридическая сила документа. Этот критерий примыкает к предыдущему, поскольку юридическую силу имеют главным обра­зом правильно оформленные подлинники. Имеются, правда, неко­торые категории документов, у которых юридической силой обла­дают и вторые, и третьи экземпляры (например, разного рода дого­воры, акты), и даже копии (удостоверения об образовании, акты гражданского состояния), и выписки (например, из приказов, ре­шений), но при условии наличия всех реквизитов документа. Поэ­тому важно в процессе делопроизводства правильно оформлять документы, особенно постоянного хранения.

Дублетный документ —это один из экземпляров документа, размноженного с оригинала.

Размноженные документы бывают машинописные, в виде ксеро­копий, отпечатанные на ротаторе, ротапринте, выполненные с по­мощью другой множительной аппаратуры и даже изготовленные типографским способом (преимущественно для рассылки подведом­ственным учреждениям). В последние годы в связи с широким рас­пространением в учреждениях множительной техники практикует­ся размножение многих получаемых документов, исполнение кото­рых поручается нескольким структурным подразделениям или со­трудникам. Это облегчает работу исполнителей.

Если при отборе на государственное хранение преимущество от­дается подлинникам или заменяющим их копиям, то для повсед­невной работы в канцелярии и в архиве учреждения целесооб­разно использовать дублеты. Речь идет главным образом о документах, которыми постоянно пользуются: планы, отчеты, приказы, особенно по личному составу. Для того чтобы сохранить основ­ные экземпляры этих документов в хорошем состоянии, следует иметь дублеты, которые можно будет уничтожить за минованием надобности.

Перечень документов,  подлежащих  приему в государственные архивы, предусматривает в ряде случаев прием отчетов в составе фонда учреждения-автора и в составе фонда вышестоящего учреж­дения с дальнейшей экспертизой в стенах госархива.

Раздел 5:   Критерии - поглощенность содержания, физическое состояние документов.

Этот критерий применяется осо­бенно широко при экспертизе текущей плановой и отчетной доку­ментации: содержание месячных отчетов поглощается квартальны­ми отчетами, содержание квартальных отчетов поглощается годо­вым   отчетом;   содержание   оперативных   сводок   поглощается   за большой отрезок времени; планы квартальные и месячные состав­ляются на основе годового и практически поглощены им.

Поглощение содержания происходит и по другой линии: отчеты структурных подразделений поглощаются отчетом учреждения, от­четы подведомственных организаций частично поглощаются свод­ным отчетом по отрасли (или по учреждениям одной отрасли в масштабе района, области).

На государственное хранение отбирается сводный документ, по­глотивший содержание первичных, что легко сделать в рамках од­ного учреждения. Значительно сложнее это выполнить при реше­нии вопроса о хранении отчетов подведомственных организаций, так как поглощение происходит не полное.

Физическое состояние документа. Этот критерий — вспомогательный и применяется в отдельных случаях. Один из случаев применения этого критерия — наличие сильно поврежденных документов, например были залиты водой и слиплись, повреждены плесенью так, что часть текста почти или совсем нечитабельна. В этих случаях, как правило, устанавливается, относятся ли эти документы к основным в конкретном учреждении или к вспомогательным. Те дела и документы, утрата которых обеднит комплек­сы документов за определенный период, не даст возможности в будущем историкам всесторонне изучать какую-то серьезную проблему, пере­даются на реставрацию. Те же документы, которые хоть и содержат полезную информацию, но не являются основными, могут быть выде­лены для уничтожения согласно критерию физического состояния.[3]

Следует иметь в виду, что документы особой ценности должны сохраняться, как бы сильно испорчены они не были: техника реставрации развивается, документы, казавшиеся безнадежно испор­ченными в 30-х годах, теперь восстанавливаются. Уже в начале 50-х годов в Центральной научно-исследовательской лаборатории Главархива СССР фотографировали в инфракрасных лучах архи­вные документы с полностью выцветшим текстом, и на фотографии текст был ясно виден. Можно предположить, что документы, не читаемые сегодня, могут быть прочтены в будущем.

Другой случай применения этого критерия: сильно попорчен важ­ный документ (годовой отчет или обзор деятельности, протоколы и т.п.), а кроме того, имеются второй и третий экземпляры. В этом слу­чае не уничтожают официально оформленный подлинник, а к нему присоединяют копию, которой пользуются при необходимости.[4]

Заключение:

Таким образом, под экспертизой ценности документов называется изучение документа на ос­нове принципов и критериев их ценности в целях определения сро­ков хранения документов и отбора их для хранения».

В данной работе мной были рассмотрены наиболее существенные критерии по которым определяется ценность того или иного документа.

Однако помимо выше рассмотренных критериев ценности документов

существует еще ряд критериев. Например, языковые или ху­дожественные особенности документа (документ отбирают на хранение независимо от его содержания, происхождения и при­надлежности), степень сохранности фонда и некоторые другие, но рассматривать их здесь нет необходимости, так как к доку­ментам функционирующего учреждения они, как правило, не применяются.

Разработка критериев ведется давно, вырабатывались они посте­пенно, менялось понимание сущности некоторых критериев, меня­лись формулировки и представления о ценности наиболее важных критериев. Процесс этот продолжается, возможно, появятся новые критерии, а ныне существующие будут переосмыслены.

Библиография:

1.   Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело»/Правовая система «Гарант»

2.     Крайская З.В., Челлина Э.В. Архивоведение. М. 1996г.

3.     Козлов В.П. «Российское архивное дело», М.2000г.


[1] Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело»/Правовая система «Гарант»

[2] Крайская З.В., Челлина Э.В. «Архивоведение». М. 1996г. С. 85

[3] Крайская З.В., Челлина Э.В. «Архивоведение». М. 1996г. С. 87

[4] Козлов В.П. «Российское архивное дело», М.2000г. С. 103