Содержание

 

 

Введение. 2

1. Этапы Английской буржуазной революции XVII в. 3

1.1 Конституционный этап (предпосылки) 3

1.2 Первая гражданская война. 5

1.3 Вторая гражданская война и индепендентская республика. 7

1.4 Реставрация монархии. 11

2.   Изменения в законодательстве и государственном устройстве в период Английской буржуазной революции. 12

Заключение. 20

Список литературы.. 21

Введение

Английская революция середины XVII века поистине героический период в истории английского народа. Английская буржуазная революция ХVII в. была началом новой эпохи. Она впервые провозгласила принципы нового буржуазного общественно-политического порядка. Сделала необратимым процесс его становления не только в Англии, но и в Европе в целом.  Именно поэтому данная тема является актуальной

Перед революцией в Англии сосуществовали два хозяйственных уклада: старый - феодальный и новый - капиталистический. Особенность развития страны заключалась в том, что буржуазные отношения в сельском хозяйстве стали развиваться намного раньше, чем в промышленности. По этой причине именно английская деревня стала центром социального конфликта. Здесь происходит обезземеливание крестьянства и формирование капиталистического класса арендаторов.

Целью работы является рассмотрение буржуазной революции в Англии и изучение изменений в законодательстве и государственном устройстве в данный период.

1. Этапы Английской буржуазной революции XVII в.

Можно выделить следующие предпосылки, приведшие к буржуазной революции в Англии[1]:

1. Раскол дворянского сословия на два антагонистических класса:

а) старое феодальное;

б) новое обуржуазившееся дворянство - джентри.

2. Своеобразное идеологическое оформление социально-классовых и политических целей революции. Роль боевой теории восставшей буржуазии играет пуританство - религиозное течение, возникшее еще в 20-е годы XVI в. В ходе революции пуританство подвергается расколу на умеренное и радикальное течения: пресвитерианство и индепенденство. Оба эти течения проповедовали идею конституционной монархии.

Революцию в Англии делят обычно на следующие этапы[2]:

1. Конституционный этап (3.11.1640 - 22.08.1642).

2. Первая гражданская война (1642-1646 гг.).

3. Вторая гражданская война (1648-1649 гг.).

4. Индепендентская республика (1649-1653 гг.).

5. Протекторат Кромвеля (1653-1658 гг.).

1.1 Конституционный этап (предпосылки)

В начале XVII в., развиваясь в благоприятных условиях, Англия выглядела в некотором отношении страной гораздо более буржуазной, чем феодально-крепостнической. Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и пролетаризировать значительную часть крестьянства. Больших успехов достигли промышленность и морская торговля. За столетие, предшествующее революции, Англия в 14 раз увеличила добычу каменного угля, второе – добычу железной руды и т.д. Широкое развитие получает кораблестроение. Главным предметом экспорта явилась уже не шерсть, а готовое сукно. Возникали и быстро богатели крупные торговые компании, организованные по - капиталистически. Уже не редкостью были предприятия, на которых под одной крышей работали сотни наемных работников.

Тем не менее буржуазия была недовольна. Она тяготилась типичной для феодализма правительственной опекой над производством товаров и их продажей, ограничением числа подмастерьев и учеников, сохранением цехового строя и препятствиями, которые создавались для мануфактурного производства. Постоянное раздражение вызывало откровенное вымогательство денег, которым занималось правительство то под видом произвольных налогов, то с помощью новых пошлин, то принудительными займами.

Основные противоречия между политикой короля и интересами представленных в парламенте торгово-предпринимательских  слоев собственнических классов, составлявших в парламенте общин оппозицию этой политике, состояли в вопросе о границах королевской прерогативы, вокруг которого велась борьба  практически во всех парламентах Якова I и сводился в области внутренней политики к следующему: имеет ли король право вводить новые пошлины и принудительные обложения без ведома и согласия парламента и взимать их?  А в области внешней политики – должен ли король «советоваться» с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах?

Особо памятной становится парламентская сессия 1628 г. Едва собравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционной монархии: никаких налогов без парламента, никаких арестов иначе, как по закону, отмена всех и всяких чрезвычайных судов. Приняв петицию и дав сперва на нее положительный ответ, король вскоре прервал сессию парламента, мотивируя этот акт «неприемлемым для королевской прерогативы» содержанием «Петиции».

Тогда в марте 1629 г., выразив открытое неповиновение королю, приказавшему отсрочить парламентскую сессию, нижняя палата объявила, что всякий, кто введет новшество в религию, кто «побудит налагать и взимать» пошлины, не утвержденные парламентом, кто добровольно внесет или уплатит такого рода пошлины, должен быть признан «предателем вольностей Англии и врагом отечества». Без обсуждения палата единогласно приняла эти предложения, и ее члены покинули зал заседаний.

В ответ на эту революционную акцию Карл распускает парламент с тем, чтобы, как он надеялся, не собирать его вовсе.

Яков и Карл последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности не заседал и двух лет.

 В октябре прошли выборы нового парламента, а 3 ноября 1640 г. открылись его заседания. Этому парламенту суждено было стать Долгим.

1.2 Первая гражданская война

Дабы обезопасить себя от неожиданного приказа о роспуске, Долгий парламент принял два важных акта: так называемый трехгодичный акт, предусматривающий регулярный созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может  быть распущен иначе как по его собственному решению.

Летом 1641 года парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма – Звездную палату и Высокую комиссию. Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще. Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента. Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость.

В отчаянной  попытке остановить революцию Карл 1 самолично является в нижнюю палату с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу.

С середины 1641 г. ввиду все усиливающейся конфронтации сил Долгий парламент берет на себя исполнение правительственных функций. Парламент самовольно распоряжается казной и военными делами.

Долгий парламент объявляет распущенной королевскую армию и создает парламентскую.  В парламентской армии выдвинулась плеяда талантливых генералов. Одним из наиболее видных стал Оливер Кромвель (1599 – 1658). В 1646 г. Карл 1 вынужден был сдаться шотландцам, а те выдали его парламенту.

Победа парламента в гражданской войне не открыла массам обездоленных доступа к земле. Решительно ничего не менялось в публично – правовом положении низов. По-прежнему избирательным правом при выборах парламента пользовались в деревне только фригольдеры с годовым доходом 40 шилл., а в городе – узкий круг полноправных городских корпораций, а в других случаях – плательщики налогов.

Следовательно, широкие массы городских низов, оставались за рамками официально признанного «народа Англии», т.е. представленного в парламенте.

Однако, обманув ожидания широких демократических низов, парламент при этом не учел одного – революция пробудила их от политической летаргии.

К лету 1646 г. сложились основные конституционные требования левеллеров. В документе, названном «Ремонстрация многих тысяч граждан», содержалась развернутая программа демократического этапа революции[3]:

-     уничтожение власти короля и палаты лордов;

-     верховенство власти общин;

-     ответственность этой палаты перед своими избирателями – народом Англии;

-     ежегодные выборы в парламент;

-     неограниченная свобода в парламент;

-     конституционные гарантии против злоупотребления государственной властью путем фиксирования «прирожденных» прав граждан, которые неотчуждаемы и абсолютны.

1.3 Вторая гражданская война и индепендентская республика.

В мае 1647 г. на сборе армии сформировался особый орган – Совет армии, который занимался не только военными делами, но и постепенно становился институтом государственного управления.

Между различными течениями парламентской оппозиции расхождения нарастали, когда в 1648 г. разразилась Вторая гражданская война.

Кульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над королем Карлом 1 (январь 1649), в результате которого Карл 1 был признан «тираном, изменщиком, убийцей и врагом государства». Суд вынес ему смертный приговор. 30 января 1649 г. при огромном стечении народа на лондонской торговой площади Карлу 1 отрубили голову.

Казнь короля стала заключительным, формально – юридическим завершением установления в Англии республики.

Революция торжествовала победу – феодальная монархия была низвергнута. Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть объявлялась уничтоженной, как «ненужная, обременительная и опасная для блага народа». Через 2 дня ее судьбу разделила палата лордов. 19 мая в торжественной обстановке Англия была объявлена республикой.

Вся законодательная власть в стране принадлежала теперь однопалатному парламенту в лице палаты общин. Исполнительная власть была формально вручена избранному парламентом сроком на 1 год Государственному Совету, но из 41 его члена только 11 не являлись одновременно членами парламента. В Государственном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с Кромвелем. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом.

20 апреля 1653 г. Кромвель в сопровождении военного отряда явился в парламент  и распустил его своей властью. Одновременно был распущен и Государственный совет. Его функции взял на себя совет офицеров, пополненный гражданскими членами.

В июле 1653 г.  собрался так называемый парламент святых (или «малый парламент» - около 140 человек), члены которого были либо названы высшими офицерами, либо делегированы церковными общинами.

Настроения парламента показались, однако, Кромвелю опасными.

До тех пор пока парламент занимался вопросом о замене церковного брака гражданским или планировал судебную реформу, его еще терпели, но, когда он замахнулся на церковную десятину терпению офицерской верхушки пришел конец. Не без ее «совета» умеренное большинство «малого парламента» 12 января 1654 г. явилось к Кромвелю и сложило свои полномочия. С роспуском Малого парламента республика фактически была ликвидирована.

Уже через 4 дня была готова новая конституция страны, так называемое «Орудие управления». Новая конституция, формально больше всего заботившаяся о «разделении властей», на деле привела к полному сосредоточению власти в руках протектора. Кромвель был главнокомандующим армии и флота, он контролировал финансы и суд, руководил внешней политикой и в перерывах между сессиями парламента издавал ордонансы, имевшие силу закона.

Идея писаной конституции была новой для Англии. Конституция от 13 декабря 1653 г. устанавливала внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учрежденном лорде – протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно. Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения»[4].

Выбор на пост лорда – протектора производился Государственным Советом (членов которого, в свою очередь, избирал парламент). Лорд – протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления. Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики. От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал правом помилования.

Особой статьей конституции полномочия лорда – протектора пожизненно закреплялись за О. Кромвелем.

Первый парламент протектората собрался 3 сентября 1654 г. включал немалое количество республиканцев, не желавших мириться с неограниченной по существу властью протектора. 22 января 1655 г. парламент был распущен Кромвелем. Это была его явная политическая ошибка: он вынужден теперь был делить власть с генералитетом армии. Идея военного деспотизма все более набирала силу.

Второй парламент протектората открылся 17 сентября 1656 г. Первым актом этого парламента было уничтожение режима генерал – майоров.  Взамен в июле 1657 г. Кромвелю было предложено принять на себя королевское звание. Предложение было стратегическим: цель его заключалась в восстановлении исторической конституции. Однако Совет армии и генералитет вмешались и расценили предложение «как скандальное». Изменения, однако, последовали 22 мая 1657 г, но в духе компромисса традиционного уклада с военной диктатурой. Кромвель получил право самому назначить себе преемника. Одновременно восстанавливалась Палата лордов, подтверждены были исключительные права парламента на вотирование налогов, гарантировалась свобода совести.

Так проявилась сокровенная мечта буржуазии и дворянства восстановить в Англии монархию.

Режим протектората при всем этом был связан с личностью и авторитетом Кромвеля. Смерть Кромвеля 3 сентября 1658 г. ускорила крушение режима протектората. Назначенный преемником отца Ричард Кромвель не сумел удержать власть и стал политической игрушкой в руках генералитета.

 В поисках стабильности выходом стало представляться возвращение на престол династии Стюартов.

1.4 Реставрация монархии

Попыткой частично восстановить прежний порядок были уже парламентские выборы 1658 г. Они были проведены не по нормам «Орудия управления», а по историческому законодательству. Парламент был распущен Военным советом. На его место было восстановлено в своих правах «охвостье» Долгого парламента, также затем распущенное в октябре 1659 г. Власть в стране окончательно перешла к Комитету безопасности, представлявшему Совет армии и весьма сузившийся круг радикально – индепендентского руководства. В этих условиях военачальник и наместник  одного из крупнейших шотландских военных округов генерал Монк с верными ему войсками совершил военный переворот. Его войска вступили в Лондон для установления политического контроля над расшатавшейся властью, а генерал предварительно установил контакт с наследником престола.

  25 апреля 1660 г. собрался новый учредительный парламент – конвент, в котором большинство составляли пресвитериане и кавалеры. Конвент санкционировал возвращение Стюартов, спустя месяц Карл II торжественно вступил в Лондон. Монархия была восстановлена.

Король Карл II торжественно подтвердил «Великую хартию 1215», «Петицию о праве», налоговые права парламента, обещал править не иначе, как в согласовании с парламентом, не преследовать деятелей революции и не ревизовать право земельной собственности, как оно сложилось в ходе революции. Ни одно из этих обещаний не было исполнено. Труп Кромвеля был выкопан из могилы и повешен, живые «цареубийцы» были казнены или вынуждены были бежать из страны.

Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, прежней палаты лордов, английской церкви и пр.

2.     Изменения в законодательстве и государственном устройстве в период Английской буржуазной революции

 

Английский парламент 20-х годов ХVIII в. отразил новое соотношение сил в стране, представленных в палате лордов и в палате общин. Буржуазная оппозиция, которая сформировалась в палате общин, все более настойчиво притязает на право определения внутренней и внешней политики двора. Так классовый конфликт между буржуазией и новым дворянством - с одной стороны, и феодальной монархией - с другой, принимает форму конституционного конфликта между королем и парламентом. Апогеем этого конфликта стала подача в 1628 г. парламентом Карлу 1 "Петиции о праве".

"Петиция о праве" начинается с указания на нарушение прежних законов (Эдуарда I и Эдуарда III) о налогах. Она настаивает на прекращении произвола со стороны королевской власти и администрации, выражающегося[5]:

а) в сборе налогов, не установленных парламентом;

б) в произвольной смене судей;

в) в создании большого числа монополий, ущемляющих свободу торговли.

Острой критике подвергается деятельность "Звездной палаты" и "Высокой комиссии" - чрезвычайных судилищ, утверждавших всевластие короля методами внесудебной расправы.

Карл I вынужден был утвердить "Петицию о праве", и она стала законом. Однако в 1629 г. король распускает парламент. Беспарламентское правление осуществлялось до 1640 г. Это было время полного произвола королевской власти. В 1640 г. против королевского деспотизма восстала Шотландия. Английские войска потерпели поражение, война привела к финансовому банкротству. Нуждаясь в субсидиях, король снова созывает парламент, который вошел в историю под названием Короткого (работал с 13 апреля по 5 мая 1640 г.). Однако палата общин отказала королю в деньгах и потребовала проведения реформ, исключающих возможность злоупотребления правами прерогативы. Ответом Карла 1 был новый роспуск парламента, однако, положение королевской власти после этого стало еще более критическим.

В ноябре 1640 г. король был вынужден собрать новый парламент. Он просуществовал до 1653 г. и остался в истории под названием Долгого. С его деятельности начинается первый этап революции - конституционный.

Законодательство Долгого парламента. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принимает два важнейших акта:

1. Так называемым Трехгодичным актом (15.02.1641) устанавливается[6]:

а) беспарламентское правление может продолжаться не более трех лет. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам и лордам, а если и последние бездействуют - к населению;

б) устанавливается также, что никакая власть не может распустить или отсрочить парламент раньше 50 дней после начала сессии (VI).

2. 10 мая 1641 г. палата общин постановляет, что ни роспуск, ни даже отсрочка заседаний существующего Долгого парламента не могут иметь место иначе как с согласия членов парламента и по их собственному постановлению.

Полномочия Долгого парламента становятся бессрочными.

Летом 1641 г. парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма - Звездную палату и Высокую комиссию. Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще. Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента (22.06.1641). Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость (01.06.1642).

01.12.1641 парламент принимает "Великую ремонстрацию", в которой излагается революционная программа буржуазии. В "Ремонстрации" выдвигались требования об удалении из палаты лордов епископов и об уменьшении их власти над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Многие статьи "Ремонстрации" посвящены вопросам неприкосновенности частной собственности как движимой, так и недвижимой. Говорилось также о незаконности огораживания общинных земель. Ряд статей констатирует факт окончательного уничтожения произвола во взимании налогов со стороны королевской власти. Предъявляется также требование назначения на государственные должности только тех лиц, которым доверяет парламент.

Всеми этими документами, принятыми Долгим парламентом, у королевской власти отнимались основные орудия самодержавия. Англия становилась конституционной монархией.

Отступая под напором палаты общин, король и стоявшая за ним феодальная аристократия не расставались с мыслью о контрреволюционном перевороте и готовили его. Таким образом, конституционный конфликт не только не был исчерпан, но перерос к осени 1642 г. в конфликт вооруженный.

Акт о создании "новой модели" (реорганизация армии) 1645 г. предусматривал замену ополченческих отрядов отдельных графств постоянной армией, которая должна была содержаться за счет государства. "Новая модель", как была названа реорганизованная армия, комплектовалась из свободных крестьян (иоменов) и ремесленников. На офицерские должности стали выдвигаться наиболее способные солдаты и унтер-офицеры - выходцы из народа, армия была подчинена единому командованию. Кромвель был индепендентом и обеспечил руководящую роль в армии членам индепендентских общин. Для установления от военного руководства аристократии был принят "Билль о самоотречении", согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии (для Кромвеля было сделано исключение).

Демократизация парламентской армии превратила ее в дисциплинированную и боеспособную силу. В 1645 г. королевские войска потерпели поражение, король бежал в Шотландию, но вскоре был выдан парламенту.

К этому моменту все острее становятся расхождения между парламентом и армией. Заседавшие в парламенте пресвитериане не были заинтересованы в продолжение революции. Их устраивала конституционная монархия при верховенстве парламента. Индепенденты и особенно левеллеры требовали более радикальных реформ.

Вторая гражданская война. Весной 1648 г. вспыхнула гражданская война, развязанная королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом. После победы Кромвель удалил из парламента активных пресвитериан (чистка Прайда), а оставшиеся образовали послушное индепендентам "парламентское охвостье". В 1649 г. король был казнен.

Индепендентская республика. В феврале 1649 г. королевское звание было упразднено. Англия была объявлена республикой. В марте 1649 г. упраздняется палата лордов. Верховным законодательным органом была объявлена палата общин.

Высшим исполнительным органом власти стал Государственный совет, состоявший из 40 человек.

Его задачи: а) противодействовать восстановлению монархии; б) осуществлять управление вооруженными силами; в) устанавливать налоги; г) предпринимать меры для развития торговли; д) руководить внешней политикой государства. Государственный совет отвечал за свою деятельность перед палатой общин[7].

Протекторат Кромвеля и "Орудие управления". Английское общество ХУП в. еще не созрело для республиканской формы правления. Монархические традиции были слишком сильны. В этом причина слабости и скорой гибели Республики.

В декабре 1653 г. в Англии была введена конституция, разработанная советом офицеров армии. Она получила название "Орудие управления" и закрепила военную диктатуру Кромвеля. Законодательная власть сосредоточивалась в руках лорда-протектора и однопалатного парламента. Имущественный ценз, установленный для участия в выборах, был в 100 раз выше существовавшего до революции.

Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору совместно с Государственным советом, состоявшим не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора. В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц. Он также обладал правом отлагательного "вето" в отношении законов, принятых парламентом. Конституция прямо объявляла Кромвеля пожизненно лордом-протектором.

Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. Местное управление было вверено стоявшим во главе округов генерал-майорам кромвелевской армии.

Следовательно, "Орудие управления" закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается обратное движение от республики к монархии. После смерти Кромвеля (1658 г.) остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла П - сына казненного короля. Представители буржуазии и нового дворянства добились от Карла П подписания "Бредской декларации". В ней король обещал: а) не преследовать никого, кто в годы революции боролся против короля; б) сохранять свободу совести для всех подданных; в) передавать все споры по поводу земли на усмотрение парламента (тем самым ставились под защиту парламента те изменения в землепользовании, которые были проведены во время революции).

Аграрное законодательство революции. Буржуазную собственность на землю утвердил Ордонанс от 24 февраля 1646 г. В нем предусматривалась отмена всей системы феодальной опеки в землевладении вместе с осуществлявшим ее органом - Палатой по делам опеки. Ордонанс отменил все обязательства, которые лежали на рыцарских держаниях.

Как держания на правах рыцарской службы, так и держания на правах сонажа превращались в свободное владение землей на правах аренды. Что касается копигольда - земельного держания подавляющей части английского крестьянства, то его юридическое положение не изменилось. Он продолжал оставаться держанием феодальным. Законы, легализовавшие единую капиталистическую собственность, привели к ликвидации юридических прав крестьян на землю и облегчили экспроприацию крестьян, а затем исчезновение и самого копигольда.

Во время английской буржуазной революции были также приняты законы о секуляризации и отчуждении недвижимостей, принадлежавших англиканской церкви, о конфискации и продаже имений сторонников короля и о национализации недвижимостей, принадлежавших короне.

Законодательство о торговле и промышленности. "Акт о поощрении и упорядочении торговли английского государства" 1650 г. предусматривал проведение Англией политики протекционизма для отечественной торговли и промышленности. Пошлины и налоги на ввозимые и вывозимые товары должны были создать наиболее благоприятные условия для английских товаров и ограничить ввоз иностранных. "Навигационный акт" 1651 г. предусматривал создание благоприятных условий для бурного развития английской морской торговли и строительства торгового флота. Согласно этому акту, колониальные товары могли ввозиться в Англию только на английских кораблях, а европейские на кораблях тех стран, где они были произведены. Тем самым наносился удар по Голландии, игравшей роль мирового "извозчика" на морских путях[8].

Что же касается уголовного, семейного права, законодательства о заработной плате, то здесь не были произведены значительные изменения и действовали средневековые нормы.

Вывод: Таким образом, английская революция носила незавершенный, компромиссный характер, что привело к скорой реставрации монархии и сохранению пережитков феодализма в правовой и политической сферах.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основные этапы изменения законодательства во времена Английской буржуазной революции.

Можно заключить, что в процессе буржуазной революции ХVII в. в Англии оформилась конституционная монархия. Конституционные акты (Билль о правах и Акт об устроении) закрепили лидирующее положение парламента в системе органов власти, вручив ему широкие полномочия в законодательной области. На протяжении ХVIII - начале ХIХ вв. происходит дальнейшее ограничение королевской власти и возвышение парламента. Этому способствует становление кабинета министров. В течение ХVIII в. этот высший орган государственного управления обособляется от королевской власти и становится ответственным лишь перед парламентом.

Избирательные реформы ХIХ в. привели к демократизации избирательной системы в стране и обеспечили буржуазии лидирующее положение в парламенте. Усиление власти буржуазии повлекло за собой ограничение полномочий палаты лордов, которая была оплотом аристократии в английском парламенте.

Развитие капиталистических отношений также диктовало необходимость изменений и в английском праве. Однако здесь феодальные нормы изживают себя очень медленно. Наряду с новым буржуазным законодательством, и в ХIХ в., и в начале ХХ в. еще действуют средневековые законы, особенно в гражданском и уголовном праве.

Таким образом, особенность развития капиталистических отношений в Великобритании является медленный, эволюционный процесс замены феодальных традиций и норм новыми буржуазными. В результате процесс этот растянулся на целых три столетия.

Список литературы

1.     Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. - М.: Высшая школа, 1993.

2.     Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. - М.: ТОН – ПРИОР, 1999.

3.     История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред.                О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. - М.: НОРМА – ИНФРА, 1999.

4.     История государства и права зарубежных стран. Желудков А.В., Буланова А.Г. Конспект лекций. - М.: Приор, 2002.

5.     Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. - М.: Мысль, 1991.


[1] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. - М.: Высшая школа, 1993. – с. 209.

[2] Там же – с. 210.

[3] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. - М.: ТОН – ПРИОР, 1999. – с. 135.

[4] История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. - М.: НОРМА – ИНФРА, 1999. – с. 189.

[5] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. - М.: Высшая школа, 1993. – с. 217.

[6] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. - М.: ТОН – ПРИОР, 1999. – с. 131.

[7] Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. - М.: Мысль, 1991. – с. 61.

[8] История государства и права зарубежных стран. Желудков А.В., Буланова А.Г. Конспект лекций. - М.: Приор, 2002. – с. 160.