В творчестве Константина Михайловича Симонова тема Великой Отечественной войны занимает особое место. Она определила позицию художника в отношении к важнейшим проблемам эпохи: война и мир, гуманизм, патриотизм и интернациональное братство, долг человека перед Родиной.

Детство и юность Симонова были связаны с Рязанью и Саратовом, студенческие годы - с Москвой, с учебой в Литературном институте. Печататься он начал с 1934 года. Как и многие его сверстники, Симонов воспевал в своих первых произведениях энтузиазм, радость творческих дерзаний строителей первых пятилеток, современника, трудом преобразующего мир. Предвоенные поэмы Симонова "Победитель" (1937), "Ледовое побоище" (1938), "Суворов" (1939) пронизывает ощущение надвигающейся опасности. В этих произведениях, а также в пьесах "История одной любви", "Парень из нашего города" возникает тема героизма, моральной силы советского человека.

То, что произошло со стихами Симонова в годы Великой Отечественной войны,- редкий случай в мировой поэзии. Их знали все - на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, особенно охотно - во фронтовых. Их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы "Жди меня", "Если дорог тебе твой дом", "Майор привез мальчишку на лафете", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". О последнем стихотворении ветеран Великой Отечественной Маршал Советского Союза И. X. Баграмян писал: "В этом замечательном лирическом повествовании, столь кратком по количеству строк и столь емком по силе чувств и мыслей, говорилось о России, о русских женщинах, но я, армянин, отступавший по украинской земле, пережил совершенно те же чувства... Это лишний раз подтверждает ту простую и глубокую мысль, что истинно национальное одновременно и интернационально".

Его стихи вселяли в бойца-антифашиста сознание ду. ховного превосходства над врагом, укрепляли мужество, веру в победу. Любовь мы завещаем женам, Воспоминанья — сыновьям, Но по земле, войной сожженной. Идти завещано друзьям. Никто еще не знает средства От неожиданных смертей. Все тяжелее груз наследства, Все уже круг твоих друзей... И кто-то, кто тебя не видел, Из третьих рук твой груз возьмет, За мертвых мстя и ненавидя, Его к победе донесет. Лирика Симонова ярко выразила осознанное чувство патриотизма, большой Родины, что лежит, «касаясь трех великих океанов»; малой, сокрытой в каждом сердце, сосредоточившей в себе смысл жизни. Она воплотилась в образе тех самых «трех берез», которые нельзя отдать врагу. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди... Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела. Рядом с этим мотивом звучал совершенно иной. Мотив верности в любви жены и подруги («С тобой и без тебя», 1942). В дни, когда люди были разлучены с женами, любимыми, эта тема приобрела важное значение. «Жди меня» повторяли как заклинание тысячи мужчин и женщин. Верность в любви обретала роковую силу. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера... Ожиданием своим Ты спасла меня. Симонову свойственна мужественная, несколько сдержанная манера повествования, простота обращения с читателем. По собственному признанию, он являлся «военным писателем». Вся его поэзия, как и не менее популярная проза, отражают героическую эпоху жизни страны. От Великой Отечественной войны нас отделяют десятилетия, но произведения К. Симонова не уходят в прошлое, они продолжают звучать активным призывом к добру, братству, миру. Я не помню, сутки или десять Мы не спим, теряя счет ночам. Вы в похожей на Мадрид Одессе Пожелайте счастья москвичам. Днем по капле нацедив во фляжки, Сотый раз переходя в штыки, Разодрав кровавые тельняшки, Молча умирали моряки. Яркая, мелодичная, содержательная поэзия К. Симонова не перестает волновать сердца все новых и новых читателей, радовать общением с большим, мудрым и все понимающим художником слова. Если Бог нас своим могуществом После смерти отправит в рай, Что мне делать с земным имуществом, Если скажет он: выбирай? Мне не надо в раю тоскующей, Чтоб покорно за мною шла, Я бы взял с собой в рай такую же, Что на грешной земле жила...

Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху.

Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”, “Жди меня, и я вернусь”, “Если бы нас своим могуществом...”, “Майор привез мальчишку на лафете...”.

Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от> этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Этот процесс переживал и Симонов, об этом он написал одно из наиболее глубоких своих стихотворений “Словно смотришь в бинокль перевернутый”.

Цикл стихов о войне Симонов обычно открывал лаконичной записью “Из дневника”. Нагнетая бытовые детали, он говорит о переходе от мирного времени к неожиданной военной беде. Непривычная шинель, горечь расставаний, материнские слезы, а затем и первые смерти, и “бомбежка весь день” — все это вместе взятое завершается фразой, в которой звучит удивление, и отказ от иллюзий, и ирония, и, прежде всего, зрелость, спокойно мужественное понимание истины:  «Да война такая, какой мы писали ее — Это горькая истина...».

Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. “Я — другой”, “Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны”, — так утверждается в стихах 1945 года (“Встреча на чужбине”).

Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, и наверно, поэтому симоновские стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности. Перед нами развертывается единый характер, и это характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага.

Внешне стихи Симонова многотемны, разнообразны по сюжетам, мотивам, настроениям.

Стихи Симонова были очень правдивы в отражении богатства внутреннего мира и очень активны в его создании.

После войны, однако, начался у Симонова процесс постепенного вытеснения поэзии другими литературными жанрами, в конце жизненного пути у него даже появились сомнения: "У меня, честно говоря, нет ощущения, что есть поэзия Симонова. Есть некоторые более или менее популярные стихи. И есть стихи, которые я сам люблю. И есть несколько стихотворений, которые совмещают то и другое..."

Симонов, конечно же, не прав. Ни его широко известные романы "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются" и другие произведения в прозе, ни его пьесы и киносценарии, ни его литературоведческая деятельность - ничто не заставило читателя забыть о поэзии Симонова. Она не только существует, она активно живет, занимая почетное место в читательских интересах нашего современника. Более того - ей уготована долгая жизнь: она отмечена всеми достоинствами подлинного и высокого искусства.

Список литературы

1.           Белая Г. К. М. Симонов. История русской советской литературы в трех томах, т. III. М., Изд-во АН СССР, 1961, с. 393-412;

2.           Верт А. . Россия в войне 1941 - 1945. - М.:Прогресс», 1987.

3.           Вишневская И.. Константин Симонов. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1994.

4.           Иванова Н. Константин Симонов глазами человека моего поколения.// Знамя - №7 - 1999. - с.192-207

5.           Лазарев Л. Военная проза Константина Симонова М.: Художественная литература, 1995.