Содержание.
Содержание. 1
Введение. 2
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. 4
1. Экономическая природа издержек обращения, их классификация, значение, источники и задачи анализа издержек обращения. 4
2. Анализ издержек обращения по общему объему, составу и структуре. 9
3. анализ отдельных статей издержек обращения в торговле. 12
3.1. Расходы на оплату труда. 12
3.2. Транспортные расходы. 13
3.3 Затраты на аренду. 18
3.4.Затраты на содержание основных средств. 20
3.5. Затраты по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов». 20
3.6. Затраты и отчисления на ремонт основных средств. 21
3.7.Расходы на хранение, подработку, подсортировку, 22
упаковку товаров. 22
3.8.Затраты на торговую рекламу. 23
3.8. Затраты по статье «Проценты по кредитам и займам». 24
3.9. Затраты « Потери товаров при перевозке, хранение и реализации в пределах норм». 25
3.10. Расходы на тару. 26
3.13.Расходы по обеспечению условий труда персонала. 29
3.14. Прочие расходы. 30
ГЛАВА II: ПРАКТИКА. 30
4. Организационно характеристика предприятия ОАО «Сириус». 30
вывод: 31
Используемая литература: 35
Введение
Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами, выражаемыми в денежной форме.
Под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров. Это — расходы на транспортирование, хранение, доработку, фасовку товаров, заработная плата торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизация основных фондов и нематериальных активов и др.
Издержки обращения представляет собой стоимостную оценку материальных, трудовых и других затрат предприятия.
Затраты торгового предприятия, которые относятся на издержки обращения и которые не учитываются в их составе, в совокупности образуют экономические издержки, т.е. характеризуют суммарную величину затрат.
Главное отличие издержек обращения от себестоимости заключается в том, что в затратах торгового предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей. Расходы, не включаемые в издержки торгового предприятия, оплачиваются из его прибыли.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях анализ издержек обращения позволяет сделать обобщенный и детализированный выводы об общей эффективности хозяйственно-экономической деятельности торгового предприятия, определить причины улучшения, а, главное, - ухудшения основных экономических показателей работы предприятия.
Задачами работы являются:
- раскрытие экономической сущности издержек обращения;
- определения общих путей снижения ИО;
- анализ ИО конкретного предприятия.
Целями настоящей работы являются:
- определение условно-постоянных и условно-переменных ИО на примере конкретного предприятия;
- расчет влияния издержек обращения предприятия на результаты работы предприятия.
В качестве объекта исследования в работе было выбрано торговое предприятие ОАО «Сириус» и его аналитические данные..
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.
1. Экономическая природа издержек обращения, их классификация, значение, источники и задачи анализа издержек обращения
Затраты предприятия в широком смысле — понятие многообразное. Различают затраты предприятия на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты по организации процесса торгового обращения. Средства на закупку товаров предназначаются для их реализации и создания запасов. Поэтому считается, что они не затрачиваются, а авансируются, т.е. постоянно находятся в обороте предприятия. Возмещаются они за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов банка. Капитальные вложения — это единовременные затраты, возмещаемые за счет собственных средств, долгосрочного кредита банка, кредитных учреждений, организаций, а также средств, предоставляемых другими предприятиями.
Классифицировать все затраты торгового предприятия можно на:
1. Издержки обращения
Из них можно выделить:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие издержки.
2. Затраты, не относящиеся к издержкам обращения
Из них можно выделить:
- налоги, сборы, платежи, относимые на финансовые результаты (чистую прибыль);
- платежи по кредитам сверх установленной ставки;
- штрафы за несвоевременное перечисление налоговых платежей
По видам затрат издержки обращения подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены Положением о составе затрат. Группировка затрат по элементам стандартизирована, едина и обязательна для всех предприятий.
Деление затрат по элементам позволяет выделить затраты овеществленного и живого труда, и поэтому имеет большое значение при оценке результатов деятельности предприятия.
Все затраты, учитываемые в составе издержек обращения, как и относимые на финансовые результаты предприятия, отражаются полностью в бухгалтерском учете.
Группировка по элементам не позволяет выявить направление и целевое назначение отдельных затрат. Поэтому возникает необходимость учета, анализа и планирования издержек обращения по статьям. Так, на торговых предприятиях материальные затраты делятся на следующие статьи: потери товаров и технологические отходы; износ специальной санитарной одежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, и содержание холодильного оборудования; расходы по таре. Номенклатура статей расходов может быть расширена.
Торговые предприятия имеют так называемые нормируемые прочие расходы, к которым относятся:
- затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных фондов, нематериальных и иных внеоборотных активов);
- командировочные расходы;
- представительские расходы;
- расходы на рекламу;
- затраты на содержание служебного автотранспорта;
- компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и др.
По этим статьям суммы затрат относятся на издержки обращения только в пределах лимита, нормы, норматива, устанавливаемых законодательными актами и Минфином РФ, а сверх лимита — на остающуюся в распоряжении прибыль торгового предприятия.[1]
В торговле затраты можно разграничить на чистые и дополнительные, исходя из их экономической природы.
К чистым издержкам обращения относятся расходы, непосредственно связанные с куплей и продажей товаров, учетом денежных средств, поступающих в кассу торгового предприятия, организацией рекламы товаров и т.п. Эти затраты не увеличивают стоимость товара и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле.
Дополнительные издержки обращения обусловлены продолжением и завершением процесса производства (транспортирование, хранение, доработка, фасовка и другие операции, осуществляемые торговыми предприятиями). Эти затраты входят в стоимость товара и возмещаются трудом работников, занятых в этих процессах.
Номенклатура издержек обращения торговых предприятий значительно шире перечня элементов, которые установлены Положением о составе затрат. Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат определены следующие статьи издержек обращения:
1. Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров
в организации торговли и общественного питания.
2. Транспортные расходы на доставку товаров покупателям.
3. Расходы на оплату труда персонала.
4. Расходы на аренду (лизинг) основных средств и нематериальных активов.
5. Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря.
6. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
7. Затраты и отчисления на ремонт основных средств.
8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
9. Расходы на рекламу.
10. Проценты за пользование кредитами и займами.
11. Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы.
12. Расходы на тару.
13. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства).
14. Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства).
15. Расходы на обеспечение условий труда персонала.
16. Расходы на управление и функционирование торговой организации.
17. Прочие расходы.
При экономическом анализе издержек обращения учитывают неодинаковую степень зависимости отдельных статей от объема товарооборота. Это позволяет применить дифференцированный метод проверки различных статей издержек обращения.
Издержки, которые возрастают или сокращаются пропорционально увеличению (или снижению) объема товарооборота, принято называть условно-переменными. Влияние изменения товарооборота на другие статьи издержек обращения менее значительно, и поэтому их называют условно-постоянными. Исходя из сказанного можно классифицировать издержки обращения по данному признаку. По мнению большинства авторов их можно классифицировать следующим образом.
1. К условно-переменными относятся:
- расходы на перевозку товаров всеми видами транспорта;
- платежи по кредитам;
- расходы на хранение, подсортировку, расфасовку, упаковку товаров;
- расходы на содержание холодильных установок;
- расходы на оплату труда работников;
- потери товаров и др.
2. К условно-постоянными относятся:
- амортизационные отчисления;
- расходы на содержание зданий, помещений;
- ремонт оборудования, расходы на текущий ремонт;
- расходы по содержанию административно-управленческого аппарата и т.п.
Они, как правило, сохраняют абсолютные размеры независимо от изменения товарооборота. Условность деления издержек обращения на переменные и постоянные вызвана тем, что в ряде случаев абсолютная величина переменных расходов хотя и растет, но значительно медленнее товарооборота, и поэтому их относительный уровень снижается.
Перечень прочих затрат, включаемых в издержки обращения, достаточно обширен. В отраслевых методических рекомендациях особое внимание обращено на командировочные и представительские расходы, а также на расходы будущих периодов. Расходы на командировки списываются на издержки обращения в тех случаях, когда они связаны с хозяйственной деятельностью. К указанным расходам относятся: проезд к месту назначения и обратно, наем жилого помещения, суточные за время нахождения в командировке (в соответствии с установленными нормами). Нормы возмещения командировочных расходов распространяются на все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Министерству финансов РФ предоставлено право корректировать эти нормы с учетом индекса цен. Командировочные расходы сверх установленных норм возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.[2]
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что издержки обращения любого субъекта хозяйственной деятельности — важнейшие экономические категории. Их уровень в основном определяет величину прибыли и рентабельности, лежит в основе системы показателей эффективности производства в целом.
Группировка затрат по элементам сметы отражает общность их экономического содержания, определяет общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов по их природному назначению. Классификация затрат по статьям калькуляции объединяет их по направлениям использования, по месту возникновения. Она позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, выявить резервы их снижения.
2. Анализ издержек обращения по общему объему, составу и структуре.
Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). На основе абсолютных данных нельзя давать объективную оценку выполнения плана и динамики издержек обращения. С увеличением объема товарооборота растет сумма издержек обращения, и наоборот, уменьшение товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии. Следовательно, анализ торговых расходов следует увязывать с изучением товарооборота, т.е. давать оценку издержкам не по сумме, а по их уровню в процентах к товарообороту. Отклонение по уровню издержек обращения (от плана или от данных прошлых периодов) называется размером снижения или повышения их уровня. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного (планового или фактического за прошлый период). Отношение размера снижения (или повышение) уровня издержек обращения к базисному, выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился фактический уровень издержек обращения отчетного периода по отношению к базисному (плановому или фактическому уровню за прошлый период), если последний принять за 100 %.
Для изучения изменений издержек обращения в динамике фактические торговые расходы за анализируемый период сопоставляют не только с данными за прошлый год (квартал или месяц), но и за ряд прошлых периодов. Сопоставление фактических издержек обращения торгового предприятия с расходами других однотипных предприятий позволяет выявить, изучить, обобщить и использовать опыт работы лучших подразделений по рациональному использованию экономического потенциала.[3]
Прежде чем проводить анализ издержек обращения, следует проверить достоверность и реальность используемой информации. В частности, необходимо изучить обоснованность и полноту отнесения расходов на издержки обращения, своевременность и правильность начисления резервов предстоящих расходов и платежей, списание сумм со счета «Расходы будущих периодов», правильность исчисления издержек обращения на остаток товаров.[4]
Анализ должен проводиться по всем издержкам обращения с выделением материальных и приравненных к ним расходов, что позволяет увязать его результаты с данными изучения формирования и использования доходов и прибыли, действующей системы налогообложения.
Издержки обращения торгового предприятия за отчетный год характеризуются данными в приложении 1. (см. Приложение 1)
По размеру снижения (повышения) уровня затрат определяют сумму их относительной экономии или перерасхода и дают оценку соблюдения сметы торговых расходов.
В настоящее время издержки на предприятиях торговли планируют, учитывают и изучают в разрезе следующих статей:
На предприятиях общественного питания в отдельную статью выделяют «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд организаций общественного питания». Следовательно, субъекты хозяйствования в общественном питании планируют и изучают издержки в разрезе 18 статей расходов.
Оценку выполнения плана и динамики статей издержек, сумма которых находится в прямой зависимости от изменения объема розничного товарооборота (их называют условно-переменными расходами) следует давать по изменению их уровня.
Статьи издержек обращения, сумма которых не находится в пропорциональной зависимости от степени выполнения плана и динамики товарооборота (условно-постоянные расходы), изучают прежде всего по абсолютным данным. Такое постатейное ознакомление с выполнением плана и динамикой расходов покажет, на какие статьи издержек обращения следует обратить особое внимание. В первую очередь должны изучаться те статьи издержек, которые занимают основное место в торговых расходах, особенно если по ним допущен перерасход. В издержках розничной торговли основное место занимают расходы на оплату труда персонала (более 40 % от всех издержек). Значительный удельный вес в издержках обращения розничного торгового предприятия занимают транспортные расходы, расходы на аренду, содержание, амортизацию и ремонт основных средств, проценты за пользование кредитами и займами, отчисления на социальные нужды, налоги, отчисления и сборы,, включаемые в торговые расходы.
По анализируемому торговому предприятию издержки обращения в разрезе отдельных статей сложились следующим образом (Приложение 2)
3. анализ отдельных статей издержек обращения в торговле.
3.1. Расходы на оплату труда.
Одной из основных статей издержек обращения в торговле являются расходы на оплату труда персонала. Анализ начинают с изучения и оценки показателей по труду и заработной плате. В частности, определяют соблюдение запланированной численности работников, изучают ее динамику, эффективность использования рабочего времени, применяемой системы организации и оплаты труда, анализируют закономерности изменения товарооборота и израсходованных средств на оплату труда или темпов роста производительности труда и средней заработной платы на одного работника. (Приложение 3)
Влияние соотношения темпов роста производительности труда торговых работников и их средней заработной платы на уровень расходов на оплату труда можно измерить при помощи следующей формулы:
(1.)
где снижение или повышение уровня расходов на оплату труда, % к обороту; темп прироста производительности труда, %;
темп прироста средней заработной платы на одного работника, %; уровень расходов на оплату труда, % к обороту (базисный).
Итак, относительного сокращения издержек на оплату труда можно добиться прежде всего за счет повышения производительности труда торговых работников. Выявление, изучение и мобилизация резервов роста производительности труда и на этой основе экономии средств на оплату труда должны проводиться по отдельным группам работников.
3.2. Транспортные расходы.
Значительный удельный вес в издержках обращения торговых предприятий занимают транспортные расходы, которые планируют и учитывают по двум статьям: «Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания» и «Транспортные расходы на доставку товаров покупателям». На первую статью относят издержки на доставку товаров и продуктов на предприятия торговли и общественного питания; на вторую — транспортные расходы по оптовой реализации товаров, обусловленные договором (контрактом). Анализ транспортных расходов, связанных с доставкой товаров в организации (предприятия) торговли и общественного питания, проводят по статье в целом и по видам используемых транспортных средств. Это позволяет более глубоко изучить и оценить транспортные издержки. Товары от иногородних поставщиков могут поступать как на условиях франко-вагон станция отправления, так и на условиях франко-вагон станция назначения. В результате доля транспортных расходов в издержках обращения предприятий розничной торговли значительна. В связи с этим необходимо систематически выявлять и использовать резервы сокращения транспортных расходов за счет развития закупки товаров у местных поставщиков на льготных условиях, правильности выбора транспорта, повышения эффективности его использования, расширения централизованной доставки и кольцевого завоза товаров.
Расходы на перевозки железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным и гужевым транспортом прежде всего зависят от правильного выбора транспорта. При перевозках товаров народного потребления на большие расстояния наиболее дешевыми и экономичными видами транспорта являются железнодорожный и водный, наиболее дорогим — воздушный. Однако воздушный транспорт производит доставку грузов во много раз быстрее железнодорожного или водного. Поэтому исходя из установленных тарифов за весь цикл перевозочных работ, включая погрузочно-разгрузочные операции, и с учетом скорости доставки грузов следует установить, какой вид транспорта в условиях деятельности торгового предприятия экономически целесообразен для перевозки отдельных партий товаров.[5]
Значительное место в перевозках товаров народного потребления занимает железнодорожный транспорт. Расходы по железнодорожным перевозкам зависят от количества и ассортимента (структуры) перевозимых грузов. В связи с этим следует определить, какие товары и в каком объеме закупались у иногородних поставщиков на условиях франко-вагон станция отправления и завозились железнодорожным транспортом, какие изменения произошли в объеме и структуре грузооборота по сравнению с планом и с прошлым годом и чем они вызваны, а главное —измерить их влияние на размер транспортных издержек. Влияние изменения объема перевозимых товаров обычно определяют прямым счетом (разницу между фактическим и базисным объемами перевозимых товаров умножают на тарифную ставку стоимости их доставки). Торговые предприятия должны стремиться к расширению перевозок товаров в вагонах и контейнерах, по которым установлены более низкие тарифы (из расчета за перевозку одной тонны груза) при условии максимальной их загрузки. При перевозке грузов большой скоростью железнодорожные тарифы обычно удваиваются по сравнению с их перевозкой малой (грузовой) скоростью. Торговые предприятия должны осуществлять перевозку товаров большой скоростью только в необходимых случаях (при перевозках ягод, овощей, фруктов и других скоропортящихся товаров). Влияние каждого из перечисленных факторов на сумму расходов по железнодорожным перевозкам определяется прямым счетом.
Особое внимание уделяют выявлению и реализации резервов сокращения расходов по железнодорожным и водным перевозкам за счет увеличения производства товаров на местах, особенно завозимых издалека, правильного планирования завоза и вывоза товаров, выбора рациональных форм товародвижения, расширения транзитного завоза товаров, прямых связей промышленных предприятий с торговыми и т.п. Значительного сокращения транспортных расходов можно также достичь рациональным использованием транспортных средств, ликвидацией чрезмерно дальних, встречных, повторных и других нерациональных перевозок товаров.
Перевозка товаров на небольшие и даже средние расстояния в основном производится автомобильным транспортом, который имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта. Он обеспечивает перевозку грузов без излишних перевалок и значительно ускоряет их доставку грузополучателям. Завоз товаров автомобильным транспортом в торговую сеть может производиться в порядке централизованной их доставки промышленными предприятиями и другими поставщиками или самостоятельно каждым розничным торговым предприятием. Анализ расходов по перевозкам автомобильным транспортом проводят в целом по предприятию и в указанном выше разрезе.
Расходы на автомобильные и гужевые перевозки изучают не на реализованные, а на поступившие товары, что позволяет всесторонне и глубоко проанализировать влияние факторов на их размер. Если правильно рассчитать издержки обращения на остаток товаров, то результаты анализа можно, несомненно, распространить и на реализованные товары.
Наиболее экономичной формой доставки товаров на предприятия розничной торговли является централизованный завоз. Он улучшает процесс товародвижения, обеспечивает более производительное использование транспортных средств, снижает себестоимость перевозок грузов, сокращает численность работников, занятых транспортным процессом, и т.д. Проводя анализ, прежде всего изучают, как организована централизованная доставка и какие имеются резервы для ее расширения, а при перевозке небольших партий товаров — возможности развития их кольцевого завоза. Также проверяют соблюдение графика завоза товаров в торговую сеть, выполнение заявок и заказов розничных торговых предприятий, осуществление предварительной подготовки товаров к отправке, применение доставки товаров в контейнерах, за пломбой отправителя и других рациональных методов их завоза. Одновременно изучают оптимальность маршрутов доставки, правильность закрепления получателей товаров за поставщиками. Выявляют возможности замены автомобильного транспорта с почасовой оплатой автомобилями с оплатой по тарифам за объем выполненных работ, что значительно сокращает транспортные издержки и повышает производительность транспортных средств. Все это позволяет улучшить организацию централизованной доставки и кольцевого завоза товаров при одновременном сокращении издержек обращения. [6]
Целесообразно также проверить обоснованность взимания наценок поставщиками на возмещение расходов по централизованной доставке товаров. Наценки (нормы) возмещения затрат по централизованному завозу товаров должны быть установлены в минимальных размерах при условии рационального использования транспортных средств. На практике эти нормы нередко с избытком покрывают расходы поставщиков по централизованной доставке товаров, в том числе и убытки от непроизводительного использования транспортных средств, и обеспечивают им получение неправомерной прибыли. Все это не создает материальной заинтересованности у поставщиков для совершенствования и удешевления транспортировки товаров. ( Приложение 4)
В настоящее время розничными торговыми предприятиями производится в значительных размерах самостоятельный завоз товаров в торговую сеть. Это вызвано отсутствием централизованной доставки товаров или имеющимися недостатками в ее организации (нарушениями сроков доставки, ассортимента, количества и качества поставляемых товаров и др.). Торговые предприятия оплачивают автохозяйствам за каждый час нахождения у них автомобиля или за количество тонн перевезенных грузов (с учетом расстояния перевозки и класса грузов). Перевозка товаров автомобилями с оплатой из почасового расчета обходится торговым предприятиям намного дороже, чем автотранспортом, работающим с оплатой за объем выполненных работ.
Но она позволяет скрыть недостатки в организации процесса транспортировки товаров, сверхнормативные простои, неудовлетворительное использование автомашин и других транспортных средств. Проводя анализ, необходимо выявить возможности расширения использования автомобилей, оплачиваемых за количество перевезенного груза, сокращения «почасовых» автомашин.
Одновременно устанавливают возможности и резервы улучшения использования транспортных средств за счет полной загрузки автомобилей (путем рациональной укладки грузов, наращивания бортов, правильного выбора марок автомашин для перевозки определенных партий товаров и т.п.), использования прицепов, полуприцепов, контейнеров, закрепления постоянных шоферов за определенными маршрутами, сокращения порожних пробегов и простоев автомобилей при погрузке, разгрузке и их ожидании.
Снизить простои транспортных средств при погрузке и разгрузке можно за счет предварительной подготовки товаров и сопроводительных документов к отправке, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимального графика завоза товаров, их поступления в магазины только требуемого ассортимента и высокого качества.
Раздельное изучение на розничных торговых предприятиях расходов по автомобильным перевозкам в разрезе способов доставки товаров не только помогает выявлять недостатки в организации их завоза, но и содействует улучшению процесса товародвижения и сокращению транспортных издержек.
Самостоятельный вывоз товаров производится преимущественно автомобилями с почасовой оплатой. В справке к путевому листу «почасовых» автомобилей не указывается, что и куда перевозилось, а тем более, сколько времени было затрачено на перевозки определенных партий товаров. В связи с этим нельзя определить стоимость доставки отдельных партий товаров. Однако по данным текущего бухгалтерского учета и товарно-транспортным документам можно установить, от каких поставщиков и в каком объеме производится магазинами самостоятельный завоз товаров, и принять соответствующие меры по его сокращению и предупреждению.
Расходы, связанные с эксплуатацией собственного грузового автомобильного и гужевого транспорта, отражаются на соответствующих статьях издержек обращения (в соответствии с их экономическим содержанием). Поэтому при использовании собственного автомобильного транспорта необходимо сопоставить стоимость оказанных им услуг по действующим тарифам, учтенную на счетах издержек, с фактическими затратами на его содержание. В результате определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от эксплуатации собственного автомобильного транспорта. Аналогичное сравнение должно проводиться и при анализе деятельности собственного гужевого транспорта. Кроме того, по гужевому транспорту устанавливают экономическую целесообразность его использования. Основная цель анализа — выявить, изучить и мобилизовать резервы улучшения использования собственного автомобильного и гужевого транспорта и сокращения на этой основе издержек обращения.
3.3 Затраты на аренду.
Расходы на содержание материально-технической базы торговли в планировании и учете отражают на четырех статьях издержек обращения: «Расходы на аренду (лизинг) основных средств и нематериальных активов», «Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря», «Амортизация основных средств и нематериальных активов», «Затраты и отчисления на ремонт основных средств». Эти расходы занимают существенное место в издержках обращения розничной торговли. Указанные издержки в основном не зависят от степени выполнения плана товарооборота и поэтому их изучают прежде всего по абсолютным размерам. Анализ расходов на содержание материально-технической базы торговли проводят по отдельным статьям и видам расходов, так как они имеют свои особенности и пути снижения.[7]
В фирме «Сириус» по сравнению с планом и прошлым годом значительно возросли (в сумме и по уровню в % к обороту) расходы на аренду (лизинг) основных средств и нематериальных активов, амортизация основных средств и нематериальных активов, затраты и отчисления на ремонт основных средств. Снизились расходы на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря. В процессе анализа выясняют причины выявленных отклонений, определяют пути и резервы проведения режима экономии в расходах. ( Приложение 4)
Прежде чем проводить анализ расходов на аренду, необходимо проверить наличие договоров аренды, правильность отражения в них площади арендуемых торгово-складских и других помещений и ставок арендной платы. Далее изучают целесообразность аренды каждого объекта, выясняют, нет ли полупустующих и неиспользуемых помещений складов, кладовых и других объектов аренды, и разрабатывают меры по более рациональному использованию арендуемых площадей, прекращению аренды ненужных зданий, помещений, инвентаря, развитию субаренды. Одновременно изучают соблюдение договорных обязательств об участии арендодателя в оплате расходов по ремонту, отоплению и коммунальному обслуживанию зданий и помещений. Расходы на аренду зависят от арендуемой площади и средних арендных ставок, влияние которых можно измерить при помощи приема абсолютных разниц. ( Приложение 4)
3.4.Затраты на содержание основных средств.
Включают целый комплекс затрат, анализ которых проводится по каждому их виду в отдельности. В частности, изучают, насколько экономно расходуются топливо, электроэнергия, вода, нет ли утечки, неэкономного использования топливно-энергетических ресурсов. Следует также определить целесообразность установки водомеров, счетчиков тепла, замены ламп накаливания более экономичным люминесцентным, галогеновым или другим оптимальным освещением, изменения схем включения светильников в торговых залах, складских и подсобных помещениях. Изучая расходы на содержание зданий и помещений в чистоте, определяют, нет ли расточительства в расходовании средств. Анализ расходов на содержание помещений в чистоте проводят по данным первичных документов и личных наблюдений. Экономия, полученная в результате неполного проведения противопожарных мероприятий, несвоевременного клеймения весоизмерительных приборов, не должна считаться положительным моментом в работе торгового предприятия. Необходимо также проверить правильность взимания платы на содержание охраны, не состоящей в штате торгового предприятия, и выявить возможности замены постовой охраны обходной или установки автоматической сигнализации.[8]
3.5. Затраты по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов».
Включают амортизационные отчисления на полное восстановление собственных основных средств (кроме собственной инвентарной тары и тары-оборудования, амортизация которых отражается на статье «Расходы на тару»), капитальные затраты в арендованные строения и помещения, а также амортизацию нематериальных активов. Снизить расходы на амортизацию можно за счет реализации или бартерных сделок, или безвозмездной передачи другим предприятиям из своей торговой организации излишних и неиспользуемых машин и оборудования.
Досрочный ввод в действие основных средств обычно ведет к росту расходов на амортизацию. Однако это нельзя ставить в вину торговому предприятию, так как досрочная сдача в эксплуатацию зданий и помещений ведет к росту товарооборота, прибыли, улучшению обслуживания покупателей. Нельзя ставить в заслугу предприятия полученную экономию расходов на амортизацию основных средств в связи с несвоевременным вводом в эксплуатацию отдельных объектов строительства. По каждому случаю несвоевременной сдачи в эксплуатацию основных средств устанавливают причины и виновников и определяют влияние затяжки сроков строительства на показатели хозяйственной и другой предпринимательской деятельности торгового предприятия. Это обычно делается прямым счетом.
3.6. Затраты и отчисления на ремонт основных средств.
На статье «Затраты и отчисления на ремонт основных средств» отражаются расходы, связанные с текущим, средним и капитальным ремонтом производственных основных фондов, и аккумулируются средства для проведения всех видов ремонта. В процессе анализа прежде всего выясняют правильность определения планируемого объема ремонтных работ, составления сметы расходов на ремонт, ее исполнение, соответствие израсходованных средств объему и качеству выполненных ремонтных работ, проведение режима экономии в расходах. Анализ расходов проводят
по каждому объекту ремонта основных средств, а также по отдельным видам работ. При проведении ремонта хозяйственным способом изучают правильность отпуска и списания материалов, эффективность использования техники и рабочей силы.
По текущему и капитальному ремонтам, выполненным подрядным способом, определяют правильность предъявляемых счетов за ремонтные работы. Следует иметь в виду, что невыполнение плана по ремонту зданий и помещений отрицательно сказывается на материально-технической базе торгового предприятия, ухудшает культуру обслуживания покупателей и не может быть оценено положительно. Особенно тщательно следует проанализировать соблюдение сроков проведения ремонта, так как его удлинение ведет к потерям розничного товарооборота, доходов, прибыли, перерасходу издержек обращения, ухудшению финансового состояния предприятия.
3.7.Расходы на хранение, подработку, подсортировку,
упаковку товаров
На статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров» отражаются следующие виды издержек обращения: затраты на подработку, подсортировку и упаковку товаров (стоимость упаковочной бумаги, пакетов, шпагата, гвоздей, стружки и т.п.), оплата услуг фасовочных предприятий, стоимость временного хранения товаров на «чужих» складах, расходы на закупку и набивку льда (включая затраты по его доставке, погрузке и выгрузке), содержание холодильных установок, издержки по сохранению товаров от порчи (приобретение нафталина, антимоли, затраты по сортировке и доработке товаров). Анализ проводят в целом по статье и по видам расходов. Большинство указанных издержек обращения зависит от изменения объема и структуры розничного товарооборота, доли в товарообороте штучных и фасованных товаров. Все это следует учитывать при проведении их анализа. Затраты на упаковку, фасовку и подработку товаров зависят от количества израсходованных упаковочных материалов и цен на них, влияние которых можно измерить приемом абсолютных разниц. Экономия, полученная в результате уменьшения расхода упаковочных материалов, не должна ставиться в заслугу торговому предприятию, так как она обычно является результатом ухудшения качества обслуживания покупателей. Если же расходы на упаковку товаров снижены в результате рационального использования упаковочных материалов (предварительной нарезки и повторного использования бумаги и шпагата), снижения стоимости упаковочных материалов за счет уменьшения доли в их цене транспортно-заготовительных расходов, то такая экономия должна рассматриваться как положительное явление в работе. Необходимо также изучить эффективность использования холодильного оборудования и разработать меры по экономии электроэнергии, воды, смазочных материалов и запасных частей. Необходимо иметь в виду, что на данной статье учитываются не все расходы по хранению, подработке, подсортировке, упаковке товаров и содержанию холодильных установок. Значительная их часть отражается на статьях расходов на оплату труда, аренду, содержание, амортизацию и ремонт основных средств.[9]
Для определения общего размера этих расходов необходимо к сумме затрат по одноименной статье прибавить указанные выше расходы, отраженные на других статьях издержек обращения.
3.8.Затраты на торговую рекламу.
Анализ расходов на торговую рекламу проводят по общей сумме и отдельным их видам: затратам на оформление витрин и выставок, световую и другую наружную рекламу, рекламу через радио, телевидение, периодическую печать, издание прейскурантов, иллюстрированных альбомов, каталогов, проспектов, расходам на уценку товаров, используемых в качестве рекламных средств, и т.п. По каждому виду издержек на рекламу изучают целесообразность и эффективность расходования средств. Для их снижения необходимо правильно подбирать товары для показа в витринах, более часто делать их замену на стендах и манекенах.
3.8. Затраты по статье «Проценты по кредитам и займам».
Одним из основных источников формирования средств торговых предприятий являются кредиты банков и займы. Они выдаются на различные цели, и за их использование предприятия платят банку и другим заимодавцам проценты в установленном размере. Ставки процентов зависят от вида используемого кредита и договоренности с обслуживающим учреждением банка.
Торговое предприятие при продаже товаров населению в кредит получает с покупателей в определенном размере проценты за проданные товары. В издержках обращения эти расходы отражаются как разность между процентами, уплаченными банку и полученными от покупателей. Статью «Проценты за пользование кредитами и займами» изучают по предприятию в целом и по отдельным видам кредита. Особое внимание уделяют анализу расходов по процентам за кредит под товарные запасы, так как они занимают основное место в данной статье издержек обращения.
Величина указанных расходов зависит от объема и структуры розничного товарооборота, времени обращения товаров, долевого участия собственных средств торгового предприятия в формировании товарных запасов и процентных ставок за предоставленный кредит. Рост объема товарооборота, увеличение в нем доли сложноассортиментных товаров с замедленной оборачиваемостью ведут к увеличению товарных запасов, а вместе с ним и к дополнительному привлечению кредитов банка. Ликвидация сверхнормативных товарных запасов, уценка и распродажа залежалых, неходовых, излишествующих товаров сокращают потребность в кредитах и займах. Увеличение или уменьшение потребности в кредитах ведет к соответствующему изменению расходов по процентам за кредит. Их сокращению содействует расширение продажи товаров населению в кредит. Итак, изучение расходов по процентам за кредит должно быть увязано с анализом товарооборота, товарных запасов, товарооборачиваемости, финансового положения торгового предприятия.
3.9. Затраты « Потери товаров при перевозке, хранение и реализации в пределах норм».
При транспортировке, хранение и продаже товаров образуются нормируемые товарные потери. К ним относятся естественная убыль товаров, потери от боя непродовольственных и продовольственных товаров в стеклянной посуде, бой фарфорфаянсовых и стеклянных изделий, галантерейных товаров из пластмасс при перевозке, приемке, хранении и отпуске товаров в пределах установимых норм .
Эти нормы являются предельными и применяются в случаях выявления при приемке или инвентаризации недостач товаров. При анализе фактические товарные потери сравниваются с установленными нормами и с данными прошлых лет, определяются отклонения и выявляются их причины. На размер естественной убыли товаров оказывают влияние следующие факторы.
1. Объем и структура розничного товарооборота. Увеличение в товарообороте штучных и фасованных товаров, организация предварительной их фасовки ведут к сокращению товарных потерь. Исследования показывают, что при продаже весовых товаров потери возрастают по макаронным изделиям в 17 раз, муке — в 9 раз, крупе — в 8 раз, сахару — в 4 раза, чем при продаже их в расфасованном виде. Одновременно улучшаются их показ и реклама.
2. Состояние товарных запасов и время обращения товаров. Ликвидация залежалых и неходовых товаров, предупреждение образования сверхнормативных товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости содействуют снижению товарных потерь.
3. Состояние материально-технической базы торговли и улучшение условий хранения товаров. Внедрение новейшего оборудования, машин, хладофикации ведет к значительному сокращению естественной убыли товаров и предупреждению образования потерь сверх установленных норм. Практика показывает, что мясо при замораживании теряет примерно 0,7 % веса. Поэтому целесообразно завозить его в магазины в охлажденном виде.
4. Улучшение процесса транспортировки товаров. Закупка товаров у местных поставщиков, расширение прямых связей, транзита, ускорение доставки, перевозки их специализированным транспортом создают предпосылки для сокращения товарных потерь. Все эти факторы должны быть изучены и учтены при разработке мероприятий по уменьшению и предупреждению потерь товаров.
На торговых предприятиях могут возникать товарные потери сверх установленных норм. К ним относятся сверхнормативные потери от боя, лома, порчи товаров, дополнительного завеса тары, принятые за счет предприятий, и т.п. Если потери возникли в связи с неправильным хранением или небрежным обращением с товаром, то они взыскиваются с виновных. Если конкретные виновники порчи товарно-материальных ценностей не установлены или суд отказал в удовлетворении иска, то такие потери товаров в установленном порядке списываются на внереализационные расходы. Эти товарные потери обычно не планируются и поэтому их изучают в динамике за ряд лет (в сумме, по уровню в % к обороту и по удельному весу в общей сумме внереализационных расходов). Наличие ненормируемых товарных потерь, а тем более их рост свидетельствует о недостатках в хранении товаров, плохом обращении. Анализ товарных потерь сверх установленных норм проводят также по каждому случаю их возникновения. В частности, определяют, у кого, когда и почему они возникли, какие меры приняты и что следует сделать для их предупреждения.
3.10. Расходы на тару
На статье «Расходы на тару» отражаются издержки обращения на тару за вычетом доходов по операциям с тарой. Расходы по данной статье включают износ собственной инвентарной и многооборотной залоговой тары и тары-оборудования, расходы по ремонту, перевозке, погрузке и выгрузке тары и т.п. К доходам по операциям с тарой относятся средства, полученные от поставщиков в возмещение расходов по сбору и хранению стеклянной тары, стоимость тары и тарных упаковочных материалов, полученных от поставщиков бесплатно, доходы от превышения сдаточной цены деревянной и картонной тары над ее покупной стоимостью и др. При анализе особое внимание уделяют выявлению и мобилизации возможностей сокращения расходов и потерь по таре. К ним относятся:
· правильная приемка тары по количеству, качеству и цене;
· бережное вскрытие, своевременный ремонт, надлежащее хранение и ускорение сдачи тары;
· улучшение документального оформления приема и сдачи тары;
· применение собственной и залоговой многооборотной тары,
· контейнеров и других рациональных видов тары;
· предупреждение поступления товаров в нестандартной таре; правильный вы-
· бор типа тары для упаковки определенного товара, рациональная укладка товаров в тару;
· усиление материальной ответственности за сохранение качества тары;
· материальное поощрение за
· качественную приемку, правильное хранение и своевременную
· сдачу тары.
Проведенное исследование показало, что на анализируемом торговом предприятии слабо используются резервы снижения расходов по таре. Ящики и другая деревянная тара нередко плохо ремонтируются. Практикуется неправильное вскрытие ящиков, плохое хранение и несвоевременная сдача деревянной тары. В результате тара приходит в негодность и списывается на убытки. Не взыскиваются с виновных потери по таре, вызванные бесхозяйственностью.
При анализе расходов и потерь по таре особенно важно выделить и изучить ту их часть, которая явилась результатом недостатков в работе, тарном хозяйстве. Для этого изучение расходов должно проводиться по отдельным видам тары (деревянной, картонной, стеклянной и мешкотаре). В настоящее время потери по таре отражаются в учете не на издержках обращения, а на внереализационных расходах. Наличие, а тем более рост потерь по таре указывают на имеющиеся недостатки в тарном хозяйстве торгового предприятия. По первичным документам и путем личных наблюдений следует установить причины и виновников потерь по таре и разработать меры по их предупреждению. Многие
розничные торговые предприятия, в том числе ОАО «Сириус», в конечном итоге имеют не расходы и потери, а доходы по операциям с тарой (особенно деревянной), так как цены на тару, оплачиваемые тарополучателями, значительно ниже цены ее возврата и реализации.
3.11.Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства).
По статье «Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства)» учитываются экологический налог, налог на землю, другие обязательные платежи, таможенные пошлины и сборы, отчисления по обязательному медицинскому страхованию, производимые в соответствии с установленным законодательством порядке, отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, осуществляемые в соответствии с установленным законодательством порядком, и др. При проведении анализа определяют правильность расчета затрат по статье, своевременность уплаты налогов и возможности их оптимизации.
3.12. Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства).
По статье «Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства)» отражается комплекс расходов различного характера, большинство из которых регламентируются специальными нормативными документами. К ним, в частности, относится оплата информационных, консультационных и маркетинговых услуг, расходы на подготовку кадров в средних и Высших учебных заведениях, страховые взносы по добровольному и дополнительному социальному страхованию, представительские расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, обеспечение в пределах утвержденных норм работников специальной одеждой, обувью, защитными приспособлениями, специальным питанием, затраты на содержание служебного легкового транспорта и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью, оплата аудиторских услуг по обязательной аудиторской проверке. Проводя анализ, определяют целесообразность прочих нормируемых расходов, проведение режима экономии, а главное, устанавливают эффективность произведенных затрат труда и средств, возможности и резервы их снижения, оптимизации.
3.13.Расходы по обеспечению условий труда персонала
На статью «Расходы по обеспечению условий труда персонала» относят затраты по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и его охраны, предусмотренных законодательством. Обеспечение условий труда персонала обычно оговаривается в коллективных и индивидуальных трудовых договорах. Проводимый анализ должен показать, как выполняются коллективные и индивидуальные трудовые договоры, как улучшаются охрана труда и техника безопасности на предприятии и нет ли расточительства в расходовании средств на обеспечение условий труда для работников предприятия.
По статье «Расходы по управлению и функционированию торговой организации» отражаются затраты, связанные с содержанием административно-управленческого персонала, оплатой информационных и вычислительных услуг, канцелярские расходы, оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи, расходы по ведению реестра акционеров в ОАО и ЗАО, по публикации бухгалтерской отчетности и другой информации и т.п. Анализ этих расходов должен проводиться в увязке с изучением качества управления и эффективности функционирования предприятий.
3.14. Прочие расходы.
Статья «Прочие расходы» включает издержки обращения, не вошедшие в предыдущие статьи затрат: оплата услуг банков по факторинговым операциям, стоимость тендерной документации, недостачи и порча имущества в пределах норм естественной убыли (кроме товаров), транспортные расходы по доставке материальных ценностей (кроме товаров), стоимость израсходованных проб и образцов товаров для установления их соответствия требованиям стандартов и др. Анализ прочих расходов проводится в целом по статье и в разрезе отдельных видов и сумм затрат. Указанные издержки в основном не зависят от степени выполнения плана и динамики розничного товарооборота, и поэтому они изучаются и оцениваются по абсолютным данным. Проводя анализ, определяют соблюдение режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов , выявляют возможности сокращения при повышении качесива обслуживания покупателей.
ГЛАВА II: ПРАКТИКА.
4. Организационно характеристика предприятия ОАО «Сириус»
Для проведения анализа издержек обращения конкретного предприятия воспользуемся аналитическими данными ОАО «Сириус», зарегистрированного в г.Хабаровске (свидетельство № 2206 от 8 сентября 1995 г.) и занимающегося мелкооптовой и розничной торговлей промышленными товарами.
Фирма имеет магазин в котором восемь отделов и два филиала.
вывод:
План товарооборота фирмой ОАО «Сириус» (Приложение 1) перевыполнен на 2,8 %, а сумма издержек обращения возросла по сравнению с планом на 4,2%, что и обусловило повышение их уровня на 0,181 % к обороту (размер повышения уровня расходов). Темп повышения уровня издержек обращения по сравнению с планом составил 1,4 % (+0,181 : 13,319 х 100). На практике по размеру снижения (повышения) уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии или перерасхода и дают оценку соблюдения сметы торговых расходов. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер снижения (повышения) уровня издержек обращения и делением полученного итога на 100. По торговому предприятию сумма относительного перерасхода издержек за год составила 75 млн руб. [41 377 х (+0,181): 100]. По сравнению с прошлым 2004 годом средний (общий) уровень издержек обращения снизился на 0,257 % к обороту, что дало экономию 106 млн руб.
[41 377 х (—0,257) : 100]. Темп снижения уровня издержек обращения в динамике составил 1,9 % (—0,257 : 13,757 х 100).
Уровень материальных и приравненных к ним расходов возрос по сравнению с планом на 0,108 % к обороту, а с прошлым годом снизился на 0,130 % к обороту. Сумма их относительного перерасхода по сравнению с планом составила 45 млн руб. В динамике их относительное снижение составило 54 млн руб.
• фактически за 2004 год 36 295 4993 х 1000 = 7,27;
• по плану на 2005 год 40 250 5361 х 1000 == 7,51;
• фактически за 2004 год 41 377 5586 х 1000 == 7,41.
Для оценки издержек обращения может применяться показатель затратоотдачи, определяемый отношением товарооборота к сумме издержек обращения. По фирме «Торговый дом» он составил (руб.);
Затратоотдача снизилась по сравнению с планом на 0,10 руб.(7,41 - 7,51), или на 1,3 % (-0,10 : 7,51 х 100), но увеличилась в динамике на 0,14 р., или на 1,9 %. Затратоотдача по материальным и приравненным к ним расходам по сравнению с планом снизилась на 0,53 р. (на 2,4 %), но возросла в динамике на 0,61 р. (на 2,9 %).
Большое влияние на затратоотдачу оказывает изменение розничных цен на товары. При повышении розничных цен растет товарооборот, а следовательно, и Затратоотдача. Для измерения влияния этого фактора на затратоотдачу определим ее размер за отчетный 2005 год при фактическом розничном товарообороте в сопоставимых ценах: 37 310 : 5586 = 6,68 руб. Таким образом, повышение розничных цен на товары привело к росту затратоотдачи на 0,73 р. (7,41 - 6,68), или на 10,0 % (+0,73 : 7,27 х 100).
По одним статьям издержек обращения фирма «Сириус» достигла относительного их снижения, по другим — допустила относительный перерасход. Так, по сравнению с планом произошел относительный рост расходов на оплату труда на 50 млн р. (41 377 х (+0,120) : 100]; расходов на аренду (лизинг) основных средств и нематериальных активов — на 79 млн р. [41 377 х(+0,192) : 100]; затрат и отчислений на ремонт основных средств — на 1 млн р. [41 377 х (+0,003): 100]; налогов, отчислений и сборов, включаемых в издержки обращения — на 38 млн р. [41 377 х (+0,091): 100]; прочих нормируемых затрат, включаемых в затраты – на 1 млн. руб. (41 377 х (+0,003):100); расходов по обеспечению условий труда персонала – на 5 млн руб. (41 377 х(+0,011):100); прочих расходов – 7 млн руб. (41 377х (0.018):100). Всего относительных перерасход по отдельным статьям составил 202 млн. руб., или 0,488% к обороту (202:41 377х100). В процессе дальнейшего анализа следует установить причины выявленных отклонений, изучить и мобилизировать резервы снижения торговых расходов при повышении качества обслуживания покупателей.
Доля расходов на оплату труда персонала (Приложении 3) в общей сумме издержек ОАО «Сириус» в отчетном 2005 году составила 43,1% (2409:5586х100). Уровень расходов по заработной плате по сравнению с планом и прошлым 2004 годом соответственно вырос на 0,120% к обороту и на 0,210% к обороту. Сумма относительного перерасхода средств на оплату труда по сравнению с планом составила 50 млн.руб. (41 377х0,120:100). Сумму относительной экономии при перерасхода средств на оплату труда можно также определить вычитанием из фактических расходов плановой их суммы, скорректированной на процент выполнения плана товарооборота.
В связи с ростом численности торговых работников по сравнению с планом на 10 человек расходы на оплату труда возросли на 18 млн. руб. Рост среднегодовой заработной платы на одного работника на 0,075 млн.руб. привел к абсолютному перерасходу средств на оплату труда на 96 млн.руб.
Транспортные расходы при централизованной доставке в три раза меньше, чем при самостоятельном завозе товаров. В отчетном 2005 году расходы по самостоятельному завозу товаров торговому предприятию составили 72 млн.руб. Следовательно, за счет развития централизованной доставки товаров затраты в будущем году можно сократить на 24 млн. руб., что составит 0,058 % к обороту (24: 41377 х100).
В будущем году ОАО «Сириус» может отказаться от аренды отдельных складских помещений, и за счет этого арендная плата уменьшится на 84 млн. руб., или на 0,203 % к обороту (84: 41 377 х100).
ОАО «Сириус» имеет на конец года излишние и неиспользуемые основные средства – 380 млн.руб. Среднегодовая норма амортизации по этим основным средствам - 15,0%. Если их реализовать, то издержки обращения снизятся на 57 млн. руб. (380х15,0:100), что составляет 0,138 к обороту (57:41 377 х100).
Акционерное общество «Сириус» в будущем году имеет возможность ускорить товарооборачиваемость на 3,9 дня, что позволит сократить товарные запасы по продажной стоимости на 448 млн.руб. (41 377 : 360 х3,9) и по покупным ценам – на 329 млн. руб. В будущем году торговое предприятие 75% потребности средств в формировании товарных запасов будет покрывать кредитами и платить банку 20% годовых. Ускорение товарооборачиваемости на 3,9 дня уменьшит расходы по процентам за кредит на 49 млн. руб., что составляет 0,118% к обороту (49:41377х100).
Используемая литература:
1. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник – М. ИНФРА-М.,2004-314с.
2. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле: учебник.- М. ИНФРА-М., 2005 – 397с.
3. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник –М.;ЮНИТИ.- 2005-516с
4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник.- М.: Новое знание, 2004.-544с.
5. Краюхин Г.А. Управление затратами на предприятии.: учебное пособие.: СПб.: Бизнес-пресса. 2003-256с.
6. Сафронова Н.А. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. — М.: «Юристь», 1998. с.328
7.Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Изд-во «Перспектива», 1999. — 656 с.
8. Трубочкин М.И. Управление затратами предприятия. Учебное пособие. М.: ИНФРА_М,2005. -218с.
9. Шишкин А.К., Мирюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебн. пособие. — М: ЮНИТИ, 2003. – 407 с.
10. Экономика и статистика фирм / Под ред. Ильенковой С.И. — М.: Финансы и статистика, 1996. – 425 с.
11. Экономическая стратегия фирмы: Уч. пособие / Под ред. А.П. Градова А.П. СПб. Специальная литература, 1995. – 653 с.
12. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб., доп. / Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А., Чернов А.В., Дмитриева И.Н., Кучина Е.В.. Варламова З.Н., Кузьмин А.П.; Под ред. Семенова В.М.. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1998 - 312 с.
13. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Сафронова Н.А. — М.: «Юристь», 1998. — 584 с.
[1] Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник – М. ИНФРА-М.,2004-276с.
[2] Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Сафронова Н.А. — М.: «Юристь», 1998. с.328
[3] Баканов М.И. Экономический анализ в торговле: учебник.- М. ИНФРА-М., 2005 – 245с.
[4] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник.- М.: Новое знание, 2004.-159с.
[5] Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник –М.;ЮНИТИ.- 2005-476с.
[6] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник.- М.: Новое знание, 2004.-171с.
[7] Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник –М.;ЮНИТИ.- 2005-498с
[8] Баканов М.И. Экономический анализ в торговле: учебник.- М. ИНФРА-М., 2005 – 287с.
[9] Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник – М. ИНФРА-М.,2004-289с.