Конституционное право_ 2
Понятие конституционно-правового статуса человека. Соотношение понятий «правовой статус человека» и «правовой статус гражданина». Понятие «естественные права»_ 2
Личные права и свободы: содержание, гарантии обеспечения 2
Сущность и система политических прав и свобод_ 4
Социально-экономические, культурные права и свободы_ 5
Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения 6
Конституционные обязанности_ 7
Задача 8
Административное право_ 9
Основания административной ответственности организаций_ 9
Взыскания, применяемые к организациям в административном праве 10
Производство по делам об административных правонарушениях, совершенных организацией_ 10
Задача 12
Финансовое (налоговое) право_ 13
Бюджетное устройство в РФ: понятие, принципы. Бюджетная система. Бюджетная классификация 13
Бюджетные права РФ, субъектов РФ и местного самоуправления 15
Задача 16
Список литературы_ 18
Конституционное право
Понятие конституционно-правового статуса человека. Соотношение понятий «правовой статус человека» и «правовой статус гражданина». Понятие «естественные права»
Конституционно-правовой статус человека - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобода также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами конституционно-правового статуса человека в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека, свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и
Права человека и права гражданина. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.
Личные права и свободы: содержание, гарантии обеспечения
К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.
В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.
К ним относятся: право на судебную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 46), право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст. 48), право на обжалование в суде незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких (ч. 1 ст. 51), право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности) (ч. 1 ст. 49), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.
К числу институциональных конституционных гарантий прав свобод человека относятся независимый и беспристрастный суд и др.
Третий вид конституционных гарантий составляют правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Эти правила закреплены в статьях 54-56 Конституции РФ 1993 года. Например, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54), перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека (ч. 1 ст. 55), права и свободы человека (и гражданина) могут, ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов др. лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Сущность и система политических прав и свобод
Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиции.
Конституция РФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиции).
Социально-экономические, культурные права и свободы
Социально-экономическим правам в посвящены статьи 34-41:
§ право на труд (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на охрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых).
§ право на социальное обеспечение
§ право на жилище - запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
§ право на охрану здоровья (возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения).
§ право на образование (право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых др. образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений. Право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с федеральным конституционным законом на всей либо на части территории Российской Федерации, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
Во время чрезвычайного положения устанавливаются отдельные ограничения прав и свобод российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав юридических лиц и организаций, на них возлагаются также дополнительные обязанности.
На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры, включая исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
Также могут вводиться: комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры; приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.
В ч. 3 ст. 56 перечислены права и свободы, действие которых не приостанавливается и в условиях чрезвычайного положения. Недопустимо вводить принудительный труд, ограничивать свободу совести, свободу вероисповедания, отказывать в получении юридической помощи, лишать права на судебную защиту, нарушать право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, применять пытки.
Конституционные обязанности
Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.
Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.
В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.
Перечень конституционных обязанностей следующий: соблюдение Конституции и законов; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В ст. 59 закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Задача
Гражданин Иванов А., проживающий в г. Хабаровске, приобрел в г. Москве квартиру, в связи с чем в 1007 году подал в ОВД Центрального округа г.Москвы заявление о регистрации его по месту жительства. Однако в регистрации ему было отказано, так как в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы, лица, приезжающие на постоянное место жительства в г. Москва, должны заплатить за регистрацию взнос в размере 45 млн. рублей. Гражданин Иванов А. обратился за разъяснением в Правительство г. Москвы, где ему объяснили, что данный порядок установлен ст. 72 Конституции РФ, которая относит жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов. Иванов А. с таки объяснением не согласился и подал исковое заявление а суд о нарушении его конституционных прав.
Какое конституционное право Иванова А. нарушено? Какое решение должен принять суд?
Решение
Согласно ст.27 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Прибыв на новое место жительства, гражданин обязан в течение семи дней обратиться в органы регистрационного учета граждан, входящие в органы внутренних дел (ст. 4), с заявлением в установленной форме, предъявив паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Гражданин предъявляет также документ, являющийся основанием для его вселения в жилое помещение, - ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ, удостоверяющий личность, или его заверенную копию (ст. 6 Закона). Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию.
Введение регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации говорит о преодолении прежнего режима прописки и возвращении личности важнейшей конституционной свободы.
Таким образом, данное Постановление Правительства г. Москвы нарушает одну из основных конституционных свобод – право на жилище, следовательно, оно незаконно и не подлежит применению.
Административное право
Основания административной ответственности организаций
Административная ответственность юридических лиц является составной частью института административной ответственности, который в свою очередь соотносится с понятием «административное принуждение» как часть и целое. В
числе признаков, свойств, оснований наступления ответственности, присущих институту административной ответственности юридических лиц, можно выделить следующие: во-первых, такая ответственность всегда связана с государственным административным принуждением; во-вторых, к административной ответственности юридических лиц относятся все правоотношения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод правового регулирования; в-третьих, единым и единственным основанием административной ответственности юридических лиц является совершение ими
дминистративного правонарушения - общественно опасного, противоправного, виновного, наказуемого деяния.
Взыскания, применяемые к организациям в административном праве
Административная ответственность юридических лиц не ограничивается применением административных взысканий с целью наказания, напротив, она носит двойственный характер: одна сторона ответственности состоит в применении собственно административных взысканий с целью наказания, государственного осуждения виновного субъекта, восстановления социальной справедливости, вторая – в принуждении юридического лица, организации к выполнению государственной обязанности, от которой оно неправомерно и виновно отказалось.
Для института административной ответственности юридических лиц характерна следующая система административных взысканий:
а) меры морально-правового характера в форме предупреждения, законодательно обусловленным видом, которого может быть также предупреждение с предписанием;
б) меры имущественного и денежного взыскания в форме штрафа, взыскания стоимости товаров и транспортных средств, конфискации предметов, явившихся непосредственными объектами или орудиями совершения административного правонарушения;
в) взыскания, направленные на ограничение деятельности юридических лиц, на лишение их отдельных полномочий или специального права, могут применяться в форме отзыва (аннулирования) лицензии.
В числе административных взысканий, применяемых к юридическим лицам, преобладают меры имущественной направленности, связанные с денежными выплатами, а именно административные
штрафы.
Производство по делам об административных правонарушениях, совершенных организацией
Опуская некоторые особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях таможенного, налогового, антимонопольного законодательства, законодательства о ценных бумагах, строительстве, землепользовании и других, выделим общие черты, характеризующие производство по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами:
1) единый порядок производства по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, отсутствует, но в целом такое производство базируется на нормативной базе, состоящей из трех кодификационных нормативных актов: Таможенного кодекса, Налогового кодекса, Кодекса об административных правонарушениях;
2) в связи с тем, что единообразного порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время нет, существуют ведомственные нормативные акты, самостоятельно решающие процессуальные вопросы по тем видам правонарушений, по которым эти ведомства полномочны применять административные взыскания;
3) в субъектах Российской Федерации формируется свой, отличный от общефедерального, порядок производства по делам о правонарушениях в области городского благоустройства, общественного питания, торговли и т.д., ответственность за которые установлена законодательными актами субъектов Федерации.
4) прослеживается стремление законодателя сделать исполнение решений, связанных с административными имущественными санкциями и выплатой денежных штрафов, с одной стороны, единым для всех органов, а с другой - вневедомственным, осуществляемым на основе законодательных актов; исполнение постановлений о наложении административных взысканий осуществляется применительно к особенностям привлечения к административной ответственности юридических лиц в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве»;
5) в теории административного права принято считать, что производство по делам об административных правонарушениях слагается из: возбуждения дела; его рассмотрения и разрешения; обжалования или опротестования постановления по делу; исполнения постановления по делу. Однако современное законодательство об административных правонарушениях в некоторых случаях уже предусматривает возможность наличия в производстве такой факультативной стадии, как административное расследование. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях иногда для придания ему логически законченного характера может осуществляться путем прохождения факультативной стадии - стадии административного
расследования.
Задача
Орган архитектуры и градостроительства вынес предписание АООТ «Заря» об устранении нарушений законодательства РФ о градостроительстве, выявленных при проверке строительства складских помещений АООТ «Заря». Предписание органа архитектуры и строительства. Кроме того, по распоряжению генерального директора АООТ «Заря» в ходе строительства были вырублены многолетние зеленые насаждения, располагающиеся вдоль автотрассы, а на их месте незаконно размещены вывески с информацией о местонахождении данной организации.
Проанализировать какие нарушения законодательства РФ о градостроительстве допущены АООТ «Заря», и какая ответственность предусмотрена законодательством за данные правонарушения.
Решение
Согласно ст. 58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так как в задаче не сказано какие конкретно нарушения в области строительства совершены АООТ «Заря» конкретно статью и вид ответственности указать сложно, но КоАП РФ (глава 9) предусматривает административную ответственность в данной сфере.
Что касается вырубки многолетних насаждений, то ст.11.21 КоАП РФ предусматривает, что распашка земли, покос травы, выпас скота, порубка или повреждение насаждений, снятие дерна или выемка грунта, вываливание мусора, снега либо спуск канализационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы на полосе отвода автомобильной дороги, прокладка инженерных коммуникаций, установка наружной рекламы, дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса без согласования с дорожными органами, а равно разведение огня на полосе отвода и ближе 100 метров от деревянных мостов либо курение на мостах с деревянными настилами - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.
Финансовое (налоговое) право
Бюджетное устройство в РФ: понятие, принципы. Бюджетная система. Бюджетная классификация
Бюджетное устройство страны – это (Часть вторая. Раздел 1. БК РФ «Бюджетное устройство РФ»):
1) организация бюджетной системы,
2) бюджетная классификация,
3) принципы бюджетной системы.
БУ определяется государственным устройством (в любой стране).
Бюджетная система – (по Кодексу, ст.6) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Иными словами – совокупность всех действующих на территории РФ бюджетов.
Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней: федеральный, субъектов и местный:
Правовые формы бюджетов:
1. Федеральный Б и бюджеты государственных внеБФ разрабатываются и принимаются в форме ФЗ,
2. Бюджеты субъектов и бюджеты терр. госуд. ВнеБФ – в форме законов субъектов РФ,
3. Местные бюджеты – в форме правовых актов местных органов.
Бюджетная классификация - группировка показателей всех уровней бюджетной системы, обеспечивающая сопоставимость показателей.
Бюджетной классификации посвящена глава 4 БК.
Важнейшими принципами бюджетной системы РФ являются (Кодекс, ст.28) 10 принципов:
1. Принцип единства бюджетной системы РФ – единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций;
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – закрепляются соответствующие виды доходов (полностью или частично) и полномочия по расходам за органами всех трех уровней БС;
3. Принцип самостоятельности бюджетов – право ГиМ органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов для бюджетов всех уровней, право самостоятельно расходовать, недопустимость изъятия дополнительных доходов и др.;
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов – т.е. все поступления и затраты, все проходит и отражается в бюджете соответствующего уровня;
5. Принцип сбалансированности бюджета – объем расходов должен соответствовать объему доходов, минимизировать дефицит;
6. Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств – стараться достигать заданных результатов минимумом средств, или наилучших результатов при заданном объеме средств;
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов – все расходы должны покрываться доходами, т.е. нельзя увязывать доходы с определенными расходами;
8. Принцип гласности – публикации на стадии составления, утверждения и отчета об их выполнении, секретные статьи допускаются только в федеральном бюджете;
9. Принцип достоверности бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития, реалистичность расчетов;
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – средства выделяются конкретным получателям на конкретные цели.
Бюджетные права РФ, субъектов РФ и местного самоуправления
Бюджетные права |
|
|
|
РФ |
Субъекты РФ |
Муниципальные образования |
|
реализуются: |
Органами государственной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, палатами ФС. |
Органами государственной власти субъекта РФ. |
Органы местного самоуправления. |
выражаются: |
в праве получать бюджетные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению, самостоятельно исполнять бюджет. |
||
|
установление общих принципов БС РФ |
|
|
ПРАВА: |
разграничение налогов и других доходов между уровнями БС, распределение доходов от федеральных налогов и сборов |
распределение доходов от региональных налогов и сборов |
|
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней БС РФ |
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами |
|
|
определение основ составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за бюджетами всех уровней БС РФ |
|
|
|
определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней БС РФ |
|
|
|
определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований |
|
|
|
установление порядка составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за федеральным бюджетом |
установление порядка составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за бюджетом субъекта РФ |
установление порядка составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за местным бюджетом |
|
составление, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль за федеральным бюджетом, и бюджетов внебюджетных фондов |
составление, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль за бюджетом субъекта РФ, и бюджетов внебюджетных фондов |
составление, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль за местным бюджетом |
|
установление Федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, Субъектами РФ и ОМС |
определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ |
определение порядка осуществления муниципальных заимствований |
|
осуществление государственных заимствований РФ, предоставление кредитов иностранным государствам |
осуществление государственных заимствований РФ, управление долгом |
осуществление муниципальных заимствований, управление долгом |
|
установление порядка формирования доходов ФБ |
определение порядка формирования доходов бюджета субъекта РФ |
определение порядка формирования доходов местного бюджета |
|
осуществление расходов ФБ |
|
|
|
установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из ФБ |
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта местным бюджетам |
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
|
|
установление совместно с ОГВ РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи СЕБЕ |
|
|
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из ФБ |
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта местным бюджетам |
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
|
установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов |
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов |
|
|
установление минимальных государственных социальных стандартов |
|
|
|
утверждение бюджетной классификации РФ |
|
|
|
установление единых форм бюджетной документации и отчетности для всех уровней БС РФ |
|
|
|
формирование, обеспечение погашения, обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления внешних заимствований |
|
|
|
определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление ими |
|
|
|
установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ |
|
|
Задача
Саратовская областная Дума приняла областной закон, предусмотрев в нем новую категорию лиц, пользующихся льготами по проезду в общественном транспорте области. Компенсация выпадающих доходов автотранспортным предприятиям настоящим законом была возложена на бюджеты муниципальных образований.
Главы муниципальных образований не согласились с нормами, установленными в принятом областном законе, обратились с исковыми заявлениями в суд.
Какое решение должен принять суд?
Решение
В связи с монетизацией льгот, предусматривающей замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации с целью повышения уровня социальной защиты соответствующих категорий граждан. с 2005 года данный вопрос неактуален.
Но согласно ст. п.12 ст.5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ предусмотрена компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такая же компенсация предусмотрена и ст.4 Закона о финансовых основах местного самоуправления в РФ: увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Таким образом, действия органов субъекта РФ неправомерны, так они должны компенсировать, возложенные на органы местного самоуправления расходы, а не увеличивать их, путем уменьшения своих собственных.
Список литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / Правовая система Консультант.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ / Правовая система Консультант.
3. Федеральный закон от 25.09.1997 №126-ФЗ (ред. от 28.12.2004) «О Финансовых основах местного самоуправления в РФ» / Правовая система Консультант.
4. Федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Правовая система Консультант.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999.
6. Е.Ю. Грачева Э.Д. Соколова, Финансовое право. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Издание второе, исправленное и дополненное. – МОСКВА. –Юриспруденция. – 2000.
7. Общая теория прав человека. /Отв. редактор. Е.А.Лукашова. М., 1996.
8. Права человека. Учебник для вузов / Отв. редактор Е.А. Лукашова. М.,2000.
9. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2000. – 579 с.
10. Эриашвили Н.Д., Финансовое право. – Закон и право. – Москва. – 2000. – 356 с.