5112904 (Хаб)

К.р. Гражданское право

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Курсовая работа

Информация как объект гражданского права

научный

руководитель:

выполнил:

- 2005-

Содержание

Введение. 3

Глава I. Понятие информации как особого объекта гражданского права. 6

1.1.Проблема правовой дефиниции информации как объекта. 6

гражданского права. 6

1.2. Природа прав обладателя информации как объекта гражданского права. 8

Глава 2. Правовой режим служебной и коммерческой тайны. 15

2.1. Правовые режимы доступа к информации по действующему законодательству  15

2.2. Признаки служебной и коммерческой тайны как правового режима информации. 18

2.3. Правовой режим служебной тайны. 23

2.4.  Правовой режим коммерческой тайны. 25

Глава 3. Охрана конфиденциальности информации. 30

Заключение. 34

Список литературы.. 36

Введение.

Процесс правообразования всегда связан с формированием социально-экономических предпосылок и условий. Поэтому фундаментальные изменения, произошедшие в технологическом укладе современного общества, значительным образом поменявшие экономические отношения не могли не отразиться на соответствующем правовом регулировании. Так в последние полвека понятие «информация» получило необычайную популярность и стало своеобразным символом прогресса. Вступление мира в XXI век рассматривалось большинством специалистов в области общественных наук как переход человечества из индустриальной стадии развития в информационную. По этой причине с недавних пор информация стала рассматриваться и в качестве  правовой категорией — объекта гражданского права.

Каждому из объектов гражданских прав должен быть придан свой правовой режим. Но если, например, недвижимые и движимые вещи, изучены с правовой стороны и пущены в гражданский оборот в рамках веками отрабатывавшихся юридических механизмов и схем, то информация, будучи феноменом по значимости нисколько не меньшим, подобного внимания к себе не испытала. Отсутствие должного внимания к информации со стороны цивилистики и иных областей юриспруденции привело к размыванию сущностного смысла информации как правовой категории.

Правовое регулирование введения информации в гражданский оборот в качестве самостостоятельного объекта гражданского права с целью дальнейшего  развития экономических отношений, усовершенствования Российского рынка до мирового уровня, осложняется также и отсутствием детально разработанного, отвечающего современным требованиям действительности непротиворечивого законодательства в области информации. Так, один из основополагающих нормативно-правовых актов в этой сфере Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[1] был принят ещё 1994 году, на тот момент его разработчики не могли даже предвидеть, в каком направлении и насколько интенсивно будут развиваться информационные технологии в России. Очевидно, что этот закон подлежит корректировке в первую очередь.

Несмотря на то что, в ст. 128 Гражданский кодекс РФ[2] прямо относит информацию к объектам гражданских прав, ни в одном его положении  не дается легальной дефиниции информации в таком качестве.

Таким образом, очевидна необходимость тщательной ревизии законодательства в области обращения информации как самостоятельного объекта с целью недопущения стагнации российского бизнеса, в том числе в сфере информационных технологий. Для достижения этой цели необходима теоретическая разработка соответствующего правого режима информации как объекта гражданского права.

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования информации как объекта гражданского права.

Целью настоящей курсовой работы является выявление и комплексное рассмотрение правовых теоретических и практических проблем в сфере регулирования правоотношений, возникающих по поводу информации а также разработка на этой основе предложений по совершенствованию действующего гражданского законодательства.

Достижение поставленной цели связано с разрешением таких теоретических и практических задач, как:

-определение конституирующих признаков информации как  объекта гражданского права;

-исследование проблематики прав обладателя соответствующей информации;

-рассмотрение правового режима доступа к информации;

-определение правового режима служебной и коммерческой тайны;

-выявление основных требований охраны конфиденциальной информации.

Так в первой главе данной работы проведено исследование понятия информации как объекта окружающего мира и как объекта гражданского права, выявлены особенности природы прав обладателя информации.

Во второй главе проанализирован правовой режим доступа к информации, особенности коммерческой и служебной тайны.

В третьей главе  определяются требования охраны конфиденциальной информации как объекта гражданского права в качестве её конституирующего признака.

Таким образом,  анализ правового режима информации как объекта гражданского права, проведённый с помощью системного, сравнительно-правового, формально-логического методов, направлен на определение характерных особенностей данного объекта, учёт которых требуется при разработке законодательства в сфере обращения и охраны информации.

Глава I. Понятие информации как особого объекта гражданского права.

1.1.Проблема правовой дефиниции информации как объекта

гражданского права.

Любая деятельность субъектов гражданского права, в результате которой возникают, осуществляются и исполняются субъективные гражданские права и обязанности, всегда направлена на существующие материальные и нематериальный блага либо на их создание (производство работ, оказание услуг), а именно: объект правоотношения.

Объект гражданского правоотношения и гражданского права традиционно отождествляется[3]. Что касается соотношения категорий «объект гражданских прав» и «объект гражданского права», то среди цивилистов существует мнение, что вторая категория шире первой ровно на те нематериальные блага, которые не включены в сферу гражданского оборота, однако по поводу которых могут возникать гражданские правоотношения их защиты – личные неимущественные блага[4], однако результаты анализа действующего законодательства позволяют сделать вывод о тождественности этих категорий.  Так, согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Законодатель, как видно из перечня ст. 128 ГК РФ, рассматривает информацию в качестве особого объекта гражданских прав. От рассматриваемого самостоятельного объекта гражданского права, информации, следует отличать «сведения», подпадающие по режим, например, профессиональной тайны, - их охрана производится в соответствии с положениями об охране личных неимущественных благ, нематериальных благ по смыслу ст.128 ГК РФ, режим которых детализирован в ст.150 ГК РФ, то есть являющихся иным объектом гражданского права.

Очевидно, что различный характер названных в ст.128 ГК РФ объектов гражданских правоотношений предполагает и различия в содержании самих правоотношений, возникающих по их поводу. Таким образом, для развития гражданского оборота, надлежащего его законодательного  урегулирования  необходима детальная разработка правового режима каждого из названных объектов в зависимости от конкретного правоотношения.

В  современных условиях во многих случаях предметом деятельности участников гражданского оборота является информация. Как правовая категория информация является средством эффективной реализации потенциальных возможностей личности, и в таком качестве представляет собой неотъемлемое право человека, для реализации которого согласно ст. 29 Конституции РФ «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Однако конституционные положения не содержат дефиниции информации как особого нематериального объекта права, федеральное законодательство также не содержит правовой характеристики информации. Гражданский кодекс РФ относит информацию к объектам гражданских прав, не раскрывая сущности. Анализ законодательства показывает, что изначально правовому урегулированию подвергались формы представления информации, существующие в реальности. Федеральный закон от 5 июня 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»[5] раскрывает понятия документированной, конфиденциальной, массовой информации. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»  дает определение таким понятиям, как «документ», «массив документов», «информационный ресурс», и  только общее определение информации – «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Таким образом, необходимо выработать определение информации как объекта гражданского права и дать её основные характеристики на основе, на данный момент, анализа существующего законодательства в соответствующей области и сложившихся теоретических взглядов наиболее авторитетных цивилистов.

1.2. Природа прав обладателя информации как объекта гражданского права.

Очевидно, что выделение законодателем информации в качестве особого и самостоятельного объекта гражданских прав обусловлено, прежде всего, его особой правовой природой, отличительными свойствами. В связи с этим закономерно возникает вопрос о возможности распространения на рассматриваемый объект, информацию, вещных, исключительных, обязательственных прав.

Прежде всего, информация, наряду с результатами творческой деятельности, объектами «промышленных прав», относится к нематериальным, идеальным объектам права, которые в качестве объектов гражданских прав приобретают экономическую форму товаров[6], что и дает им возможность становиться объектами имущественного оборота[7]. Товарный характер и коммерческая ценность информации (как необходимая характеристика) не превращают ее в вещь (и сама информация не может быть отождествлена с ее материальным носителем). При наличии указанных в п. 1 ст. 139 ГК РФ признаков такая информация становится охраноспособной. Однако ее правовая охрана не может осуществляться с помощью тех же способов, что и охрана вещей. Поэтому для охраноспособной коммерческой информации устанавливается режим объекта не вещного права, а обязательственного, в частности, по договору коммерческой концессии. Однако этот факт не всегда получает адекватное отражение как в литературе[8], так  и в правотворчестве. В п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы[9]" информационные ресурсы г. Москвы определяются как "информация (независимо от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в информационных системах и относимая в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы". Тем самым информация, во-первых, отождествлена с информационными ресурсами (в связи с чем утрачивает смысл формулировка "независимо от способа ее представления, хранения или организации"), во-вторых, отнесена к объектам права собственности. Между тем, по смыслу ст. 209 ГК РФ, объектом собственности может быть только имущество, к каковому информация, в соответствии с перечнем видов объектов гражданских прав, данным в ст. 128 ГК РФ, не относится. Как правило, она вытекает из отрицания необходимости строгого разграничения между такими понятиями, как информация, с одной стороны, и информационные ресурсы, с другой стороны[10].

Согласно дефинициям ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация - это "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (абз. 2); информационные ресурсы - это "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" (абз. 7). На первый взгляд здесь информация не отождествляется с информационными ресурсами. Однако, вводя в этой же статье Федерального закона понятие "документированная информация" законодатель отождествляет его с понятием "документ": "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (абз. 4), - тем самым фактически становясь на позицию отнесения информации к объектам имущественных прав. Следовательно, определяя собственника информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения как субъекта, в полном объеме реализующего полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами (абз. 11), законодатель фактически признает за ним право собственности на информацию. В результате без надлежащей правовой охраны и защиты оказывается информация, находящаяся в компьютерных информационных системах, в сетях связи и т.п. Такую позицию законодателя следует признать ошибочной, так как она не только не согласуется с концепцией информации как особого объекта гражданских прав, выраженной в ст. 128 ГК РФ, но и не учитывает объективные свойства информации, присущие ей в силу ее природы [11].

Очевидно, что особый правовой режим информации и невозможность распространения на неё вещных прав обусловлены следующими характерными свойствами[12] информации, имеющими универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования и действия:

·  Системный характер информации;

·  Наиболее дискуссионным признаком является несамостоятельность информации, проявляющаяся в невозможности для нее существовать и функционировать без материального носителя;

·  Преемственность информации, связанная с ее несамостоятельностью и проявляющаяся в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательный характер, что обеспечивает преемственность состояний как на физическом, так и на информационном уровне;

·  Неисчерпаемость информации. Вследствие этого информация может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной;

·  Трансформируемость информации, т.е. возможность передавать одно и то же содержание в разной форме;

·  Универсальность информации, проявляющаяся в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами;

·  Относимость информации, характеризующая степень соответствия информации потребностям системы[13];

·  Многие исследователи вопроса правовой природы информации как объекта гражданского права выделяют такое требование к ней как «необщедоступность»[14]

Известные юристы, занимающиеся вопросами интеллектуальной собственности (В.А. Дозорцев, А.П. Сергеев, В.О. Калятин), полагают, что на коммерческую, служебную информацию с момента их появления возникает некое исключительное право, хотя и ослабленное, действующее в зависимости от источника получения, но обращенное и к третьим лицам, а не только к контрагенту по договору - квазиабсолютным правом.[15].

Противоположную позицию занимает Э.П. Гаврилов. По его мнению, тайна как объект гражданского права, пока она доступна только ее владельцу, не может быть охарактеризована никакими иными признаками, кроме признака ее неизвестности третьим лицам. В связи с этим приходится признать, что тайна конструирование в этом случае какого-либо исключительного права ошибочно, так как приводит к появлению безобъектных гражданских прав[16].

А.Б. Венгеров писал об обособлении права на информацию от права собственности и права интеллектуальной собственности. В праве на информацию он выделял правомочия на доступ к информации, на ознакомление с информацией, разъяснение информации, получение копий документов, справок[17].

 И.Л. Бачило, не оспаривая возможности применения прав вещной и интеллектуальной собственности для регулирования отношений в сфере обращения информации, предлагает одновременное использование возможностей этих институтов права, выступая с концепцией "двойной защиты" такой информации и прав на нее[18].

Можно констатировать, что учеными не выработано единого мнения о природе права, возникающего у обладателя информации относительно ее содержания.

Однако следует отметить, что общий принцип использования нематериальных объектов в гражданском обороте заключается в том, что любой такой объект может быть использован совершенно свободно, без чьего бы то ни было разрешения и без выплаты вознаграждения, если закон не оговаривает специального запрета (например, в случае действия авторского права). Запрет, хотя и несколько иной по характеру, устанавливает и система конфиденциальности, основанная на недопущения вторжения в личную сферу.

Таким образом, право на информацию, как и иные исключительные права, по своей природе является абсолютным правом, иначе оно не могло бы выполнять свои функции основы экономического оборота. И это тоже закрепление монополии. «Но такая монополия может быть основана на конфиденциальности, она существует только в отношении неопубликованной информации, обладатели которой приняли меры к сохранению ее конфиденциальности»[19].

Итак, одно право на один и тот же объект может одновременно принадлежать нескольким лицам. Это право может быть исключительным, но оно не является абсолютным, которое принадлежит только одному лицу, как, например, право собственности или право на имя. Такое право закрепляет монополию, хотя и не абсолютную, а ограниченную, но достаточную для участия объекта в рыночных отношениях и позволяющую пользоваться правами, а также осуществлять их защиту средствами, в значительной степени характерными для абсолютных прав. Исключительное право имеет особое содержание, отличающее его от вещных и личных неимущественных прав.

Очевидно, что в основе получающих закрепление в позитивном праве России качественных характеристик информации как сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, выступающей в качестве объекта гражданского права,  лежат объективные свойства информации как особого объекта существующего объективного мира. Обладая отличительными свойствами системности, неисчерпаемость, универсальности, относимости несамостоятельность, но в то же время не представляя собой материальных предметов, информация является принципиально особым объектом гражданских прав, что получило законодательное закрепление в ст. 128 ГК РФ, представляющей информацию как объект прав, отдельный от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности, нематериальных благ.

Объективно необходимым, применительно к задачам правового регулирования, является классификация информации, обособление ее в конкретном правоотношении, что позволит эффективнее воздействовать на информационные потоки и решать правовые проблемы регулирования информационной сферы

Глава 2. Правовой режим служебной и коммерческой тайны.

Особенности правовой характеристики информации как объекта права проявляются через ее характерные свойства, определяемые в зависимости от содержания (предмета охраны), режима (с точки зрения доступности) и формы представления. Реализация такой задачи как классификация информации позволяет получить достоверные и ценные данные о той информации, которая является объектом определенных правоотношений.

2.1. Правовые режимы доступа к информации по действующему законодательству

В правовых целях особо важно выделение наиболее значимой информации, требующей законодательной защиты. Существенным признаком при этом является правовой режим доступа. Таким образом, служебная и коммерческая тайна, отождествляемые  в ст. 139 ГК с информацией, должны рассматриваться не в качестве объекта гражданских прав, а в качестве правового режима информации, установление которого влечет охраноспособность информации. Любая тайна — это не объект права (как утверждает, например, Гордов ОА.)[20], а правовой режим объекта. В зависимости от режима доступа выделяют:

·              общедоступную информацию;

·              конфиденциальную информацию.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод: любая информация в момент своего создания является тайной или конфиденциальной и подлежит дальнейшей защите ее собственником в зависимости от степени секретности. Так, согласно ст.2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" конфиденциальной информацией является документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ст. 21 этого Федерального Закона  устанавливает правило, согласно которому «защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу».

Согласно Перечню сведений конфиденциального характера[21] конфиденциальная информация представлена персональными данными; сведениями составляющие тайну следствия; служебную тайну; профессиональную тайну; коммерческую тайну; сведениями о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации о них. Помимо коммерческой и служебной (ст. 139), регулирование которой развивается ст.ст. 727, 771, 1027 ГК РФ, в кодексе упоминается также личная и семейная тайна (ст. 150), банковская тайна (ст. 857) и тайна страхования (ст. 946).

·      государственную тайну - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст.2  Закона  РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О Государственной тайне"[22]). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне (ст. 9 Закона).

·              некоторые исследователи выделяют режим исключительных прав, мотивируя это тем, что результаты творческого труда, интеллектуальной деятельности являются своего рода информацией.[23]

Таким образом, режим конфиденциальной информации следует отличать от так называемого «секретного режима», устанавливаемого в публичных интересах для обеспечения общественной безопасности, во-первых, и во-вторых, от её разновидностей, служебной и коммерческой тайны, выделяемых по дополнительным признакам.[24]Статья 139 ГК РФ не содержит определения служебной и коммерческой тайны.. В отличие от государственной тайны состав сведений, которые составляют служебную или коммерческую тайну, определяется не нормативными актами, а самими обладателями информации. Виды информации, составляющие служебную и коммерческую тайну, определяются внутренними (локальными) нормативными актами организаций, гражданско-правовыми и трудовыми договорами. Законодатель не определяет содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну и не приводит их перечень, поэтому тематика, содержание этих сведений могут быть самыми различными и иметь характер производственной, хозяйственной, финансовой, технологической, управленческой и т. п. При этом достоверность сведений не играет самостоятельной роли значимого признака при отнесении ее к разряду служебной и коммерческой тайны. Все прочие вышеуказанные сведения, признаваемые тайнами (государственная, военная,  переписки, следствия и т. п.), объектами гражданских прав не являются, хотя и имеют, как любая информация, свою цену.

2.2. Признаки служебной и коммерческой тайны как правового режима информации.

Юридически значимыми признаками, необходимыми и достаточными для признания информации служебной и коммерческой тайной, согласно п.1 ст.139 ГК РФ являются:1) действительная или потенциальная коммерческая ценность, обусловленная фактором 2)неизвестности содержания сведений третьим лицам; 3) отсутствие свободного доступа к информации на законных к тому основаниях; 4) наличие мер, принимаемых к охране её конфиденциальности. Рассмотрим подробнее каждый признак.

1)Обладатель информации (хранитель тайны), располагая ему одному известными сведениями, может не только использовать их в собственной сфере деятельности, но и предложить их выбранному им лицу, для которого данные сведения будут являться субъективно новыми в содержательном плане, т. е. неизвестными. Факт приобретения информации (равнозначный доступу к составляющим ее сведениям) на предложенных ее обладателем условиях свидетельствует о ее действительной (реальной) ценности. Потенциальной коммерческой ценностью информация будет обладать в случае ее невостребованности возможными приобретателями в данный период времени (мертвая информация). При этом важна лишь коммерческая сторона ценности информации, отражающая ее свойство служить источником получения прибыли, а не иная, например научная.

Некоторые цивилисты считают ошибочным включение этого условия, поскольку оно приравнивает служебную и коммерческую тайну к секретам производства "(ноу-хау"), ограничивает право обладателя информации на придание ей конфиденциальности. Секреты производства действительно остаются одним из основных видов коммерческой тайны. Но в формулировке статьи не напрасно использовано слово "потенциальная", этим подчеркивается то, что информация может и не иметь сегодняшней цены ("действительной ценности"). Такая возможность как раз и определяется обладателем при отнесении информации к служебной и коммерческой тайне в настоящем.

2) В отличие от других видов нематериальных благ, используемых в хозяйственной деятельности (авторские права,  товарные знаки и т.п), для прав на информацию, являющуюся служебной и коммерческой тайной, законодатель не устанавливает сроков действия. Права на конфиденциальную информацию существуют и имеют какую-либо ценность только до тех пор, пока эта информация не стала известной. После разглашения информации (причем не важно, на каком основании - законном или нет) всякий смысл в сохранении ее конфиденциальности пропадает. Поэтому единственное право, которое может остаться у первоначального обладателя информации, это право на возмещение убытков, если информация была разглашена незаконно.

Именно в силу этого конституирующего признака абсолютной защиты у правообладателя, в отличие, например, от патентообладателя, нет. Эта защита основана на обеспечении конфиденциальности, ее нарушение влечет прекращение прав. Условием же предоставления охраны изобретениям и т.п., напротив, служит их опубликование. Интересы обладателя информации, содержащей сведения об объекте интеллектуальной собственности, и интересы обладателя информации, содержащей сведения закрытого характера, противоположны. В отличие от коммерческой и служебной тайны, тайна частной жизни характеризуется абсолютной защитой, хотя и связанной с определенными ограничениями.[25] Здесь налицо альтернативный исключительному праву вариант механизма охраны информации от ее несанкционированного использования, именуемый обычно фактической монополией.

В судебной практике возник вопрос о возможности отнесения к служебной и коммерческой тайне программ телепередач и соответственно запрете на публикацию таких программ третьими лицами. ВАС РФ признал невозможным применение режима служебной и коммерческой тайны к телепрограммам, именно в силу их несоответствия условиям неизвестности и свободного доступа [26].

3) Третий признак характеризует меру свободы получения сведений, обладатель которых притязает на их закрытость. В связи с этим следует различать санкционированный и несанкционированный доступ к информации, составляющей служебную и коммерческую тайну. Санкционированный доступ характеризуется законными основаниями получения закрытых сведений, например, путем знакомства с ними в силу прямых служебных обязанностей. Этот вид доступа не порочит конфиденциальности сведений и не снижает их коммерческой ценности[27]. Несанкционированный доступ характеризуется незаконными действиями по сбору сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну.

В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с доступом акционеров к документам акционерного общества, когда само общество отнесло такие документы к коммерческой тайне. Арбитражные суды при вынесении решений руководствовались настоящим условием. Если истребуемые документы прямо поименованы в законе как документы, подлежащие представлению акционеру, то на них не распространяется режим коммерческой и служебной тайны, даже если информация, содержащаяся в документах, отнесена действующим законодательством или локальными нормативными актами акционерного общества к коммерческой тайне.

4)Обладатель информации принимает меры к охране конфиденциальности информации.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков информация не может ни считаться составляющей служебную или коммерческую тайну, ни претендовать на обеспечение соответствующей правовой охраны. Каждый из перечисленных признаков подразумевает, что информация неизвестна третьим лицам. По мнению Э. Гаврилова, в ст. 139 ГК РФ при перечислении признаков допущена "тавтология... Достаточно указать, что эта информация является неопубликованной."[28]

Следует отметить, что в ряде случаев законодатель прямо запрещает распространения режима конфиденциальной информации на сведения определенного содержания, так в частности в соответствии со ст. 10 Закона «Об информации…» запрещается относить к информации с ограниченной оборотоспособностью: 

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую,  санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-сибирского округа, сославшись указанные ваше положения указал, что сведения о лицах, незаконно получивших за умерших граждан перечисленные пенсии, является информацией об использовании бюджетных средств, необходима Управлению пенсионного фонда для непосредственного осуществления контрольных функций за целевым использованием средств Пенсионного фонда и, соответственно,  не может относится к информации с ограниченным доступом[29].

Такие ограничения предусмотрены и рядом других нормативных актов, в частности ФЗ «О рынке ценных бумаг»[30], ФЗ «О некоммерческих организациях»[31]  в котором ст. 32 установлено, что размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Приступая к более подробному рассмотрению коммерческой и служебной тайны, следует отметить, что коммерческая ценность информации всегда признавалась обществом и государством - еще в Древнем Риме законом предусматривался двойной штраф за принуждение рабов раскрывать секреты своих хозяев[32]. Современное регулирование коммерческой и служебной тайны связано с рядом дискуссионных положений, как теории так и законодательства.. Учитывая требование коммерческой ценности, вызывает сомнение правомерность распространения режима коммерческой тайны на служебную тайну. Служебная тайна должна охраняться не только по признаку коммерческой ценности. Ряд ученых считает, что не стоит лишать предпринимателей и организации права на служебную тайну[33]. В то же время не ясно, какова природа такой тайны и как соотносить ее со служебной тайной государственных служащих.

2.3. Правовой режим служебной тайны.

Сложность состоит в том, что в настоящее время ни в законодательстве, ни в научной доктрине не существует единого концептуального подхода к понятию, роли и месту института служебной тайны в российском праве. Поэтому необходимо, прежде всего, определить правовую природу института служебной тайны.

Положения о служебной тайне содержатся в ряде нормативно-правовых актов, анализ содержания которых свидетельствует об отсутствии в них должной внутренней связи и согласованности. Так, в ст.139 ГК РФ не проводится различия между понятиями «коммерческая тайна» и «служебная тайна». В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» служебную тайну составляют служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. Не существует также единого понятийного аппарата для рассматриваемой категории. Например, в ст.139 ГК РФ говорится о служебной тайне, а в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[34] наряду с понятием "государственная и иная охраняемая законом тайна" используется термин "служебная информация".

Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено коммерческой ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера). Запрет на ее разглашение основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности. Определенные категории работников такой сферы деятельности обязаны сохранять в тайне сведения, к которым имеют доступ в связи с выполняемой работой (банковские служащие, работники связи, налоговые инспекторы, страховые агенты, врачи)[35]

Однако, при этом нельзя смешивать различные виды тайн, в частности, служебную и профессиональную. Общим для служебной и профессиональной тайн является доступ лиц к конфиденциальной информации, составляющей эти тайны, в силу служебного положения. Однако существенным различием служебной и профессиональной тайн выступает обладание составляющей информацией. Обладателем информации, составляющей профессиональную тайну, является гражданин, доверивший сведения врачу (врачебная тайна), нотариусу (нотариальная тайна), адвокату (адвокатская тайна) и пр. Обладателем информации, составляющей служебную тайну, является, как правило, организация, установившая перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, в которой работает лицо, имеющее доступ к этим сведениям.

Так согласно ст.31 ФЗ «О рынке ценных бумаг» служебной информацией признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Очевидно, что не только в теории , но и законодательстве нет четкого понимания служебной и профессиональной тайны.

А.А. Фатьянов же называет служебную тайну гражданско-правовым институтом, считает нецелесообразным относить служебную тайну "на усмотрение органов государственной власти в силу непосредственного контакта последнего с институтом государственной тайны»[36].

Таким образом, приведенные мнения отражают две различные точки зрения. Однако, обе позиции не затрагивают содержания служебной тайны и условий ее правовой защиты, а расхождения касаются лиц, управомоченных на доступ к служебной тайне.

При этом высказывается мнение, согласно которому служебная тайна может рассматриваться и как институт гражданского права, и как административно-правовая категория. Критерием разграничения выступает вид правоотношений, возникающих по поводу служебной тайны. Так, если между управомоченным на служебную тайну лицом и лицом правообязанным возникают гражданско-правовые отношения, т.е. отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, то к этим отношениям применяются положения ст.139 ГК РФ[37].

2.4.  Правовой режим коммерческой тайны.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"[38] конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать расходов, сохранить или удержать занимаемое положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иного рода коммерческую выгоду, определяется как коммерческая тайна. Важную роль играет такая информация при проведения аудиторской, налоговой проверки.

Признаки, присущие для такого объекта общественных отношений, как "коммерческая тайна" имеют самостоятельное значение. Одной из особенностей специальных признаков коммерческой тайны является сочетание субъективного подхода, а также объективного отражения требований современного законодательства.

Субъективный подход проявляется в том, что лицо устанавливает режим коммерческой тайны на информацию самостоятельно, тем самым на свой страх и риск решает вопрос о соответствии информации признакам, установленным российским законодательством для информации такого рода. При этом за основу принимаются собственные оценки, субъективные представления о степени известности, доступности и ценности. Закон не устанавливает обязательных, формальных процедур согласования порядка установления режима коммерческой тайны на информацию, отсутствует требование проведения предварительной проверки наличия у информации специальных признаков коммерческой тайны. Объективные начала признаков коммерческой тайны можно проследить на том основании, что состояние конфиденциальности и режим коммерческой тайны могут быть возложены на информацию различного содержания и независимо от области применения. Главным критерием установления режима коммерческой тайны является соответствие информации специальным признакам, установленным ст. 139 ГК РФ, общим как для коммерческой так и для служебной тайны.

В то же время  ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне» установлен перечень сведений, распространение на которые режима коммерческой тайны не допускается, таковыми являются  сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Сведения, на которые в соответствии с ФЗ «О коммерческой тайне» и локальными нормативными актами распространён соответствующий режим, представляет собой информацию с установленным специальным режимом доступа и использования, целью которого является:

предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

На практике зачастую ряд сотрудников того или иного предприятия имеют доступ к информации, обладающей коммерческой ценностью.

В силу этого специальным законодательством предусмотрены соответствующие обязанности и ответственность работников ( в частности ст.14 ФЗ «О коммерческой тайне»). Так, согласно ст.33 ФЗ «О рынке ценных бумаг» Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам. Лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, возникает необходимость надлежащей охраны сведений, на которые распространен режим коммерческой тайны.

На сегодняшний день не существует удовлетворительно отработанных юридической наукой путей разграничения сфер распространения режима коммерческой и служебной тайны (кроме закрытия сведений), поскольку ее характер не позволяет установить самого содержания информации в качестве объекта охраны, т. е. идентифицировать его без угрозы раскрытия. В этом случае нельзя нормативно определить меру возможного поведения обладателя информации, кроме общего правила об установлении этой меры им самим.

Широко употребляемые термины «секрет промысла», «ноу-хау», «коммерческая тайна» и иные, в основу которых положены слова «тайна» и «секрет», не могут, строго говоря, обозначать объекты правовой охраны и гражданских прав. Это режимы отдельных блоков сведений.. Тайна — это не объект права, а правовой режим объекта. Кроме того, мера неопределенности сведений характеризует такой существенный их параметр, как достоверность. Достоверность информации, являясь юридически безразличным показателем совокупности сведений, между тем далеко не безразлична для их приобретателя и наряду с субъективной новизной информации оказывает прямое влияние на ее товарную ценность.

Вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на служебную. Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера). Запрет ее разглашения основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности. Охраняемая информация может быть использована другими лицами при соблюдении двух условий: получения самой информации законным путем и получения разрешения правообладателя на такое использование («бесплатная лицензия»). Таким образом вопрос об охране конфиденциальной информации требует более детального рассмотрения.  

Глава 3. Охрана конфиденциальности информации

Обладатель информации принимает следующие меры к охране конфиденциальности информации:

организационные, заключающиеся в определении информации как служебной и коммерческой тайны и доведении этого до тех, кто находится в непосредственном контакте с информацией (работники, контрагенты);

юридические, заключающиеся в установлении обязанности в договорах (трудовых и гражданско-правовых) контрагентов и работников соблюдать конфиденциальность, а именно: не разглашать информацию, соблюдать технические меры работы с информацией. Также можно разработать внутрифирменные локальные акты, например, положение о коммерческой тайне и порядок работы с информацией конфиденциального характера;

технические, препятствующие разглашению работниками и контрагентами (активные) и затрудняющие доступ третьих лиц (пассивные). К техническим относятся меры, связанные с использованием различных технических средств, препятствующих несанкционированному доступу к информации. Это кодирование сообщений, передаваемых по каналам электронной или факсимильной связи, установление различных устройств, препятствующих снятию информации в процессе ее прохождения по каналам связи, использование аппаратов для уничтожения документов и т.д.

Способы защиты информации, предусмотренные действующим законодательством, таковы:

специальный порядок получения сведений от их обладателей, в том числе ограничение круга лиц, уполномоченных их получать;

особая процедура работы с таким сведениями. Так, АПК РФ (п. 2 ст. 11), ГПК РФ (п. 2 ст. 10) предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения тайны;

ответственность государственных органов и должностных лиц за разглашение коммерческой и служебной тайны.

Коммерческую тайну контрагент предпринимателя или юридического лица должен охранять на основании заключенного между ними договора. То есть если в контракте условия сохранения секрета сделки не предусматриваются, контрагента обвинить в распространении информации нельзя, если только обязанность соблюдать тайну информации в отдельных случаях не возлагается законодательством РФ без учета наличия режима коммерческой тайны. Данное условие императивно, в частности, для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Из положения ст. 8 Федерального закона от 17 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"[39] следует, что аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Законодатель в п. 2 ст. 8 возлагает на аудиторов обязанность обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности. Они не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных действующим российским законодательством.

В договоре же надо четко определить размер штрафа за разглашение тайны, а также ответственность сторон в случае ликвидации или реорганизации одной из фирм.[40]

При этом, если соглашением не определено, как контрагент, которому доверили тайну, будет ее охранять, ответственность за ее раскрытие он несет в любом случае. В том числе незамедлительно сообщить об угрозе распространения секретной информации самой компании.

К тому же если в договоре есть пункты о сохранности конфиденциальных данных, в одностороннем порядке контракт он расторгнуть не может до конца срока его действия.

Поскольку государственные органы, наделенные контрольно-надзорными функциями, при проведении соответствующих проверок получают доступ к определенным сведениям, поэтому законодатель возлагает на должностных лиц этих органов определенные обязанности по сохранению ставшей известной при выполнении ими своих функции информации, подпадающей под режим коммерческой тайны. Так,  они

обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну,  а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

Поскольку одним из признаков коммерческой тайны является ее охрана (защита), то обладатель информации, подпадающей под рассматриваемый режим, обязан совершить установленные Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" меры:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Данные меры, направленные на охрану конфиденциальности, признаются достаточными, если невозможен доступ к такой информации любых лиц без согласия ее обладателя; обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи такой информации стороне гражданско-правового договора без нарушения режима коммерческой тайны.

Заключение.

Основные отличительные черты правого регулирования гражданский правоотношений, возникающих по поводу информации как самостоятельного объекта гражданского оборота, обуславливаются особой правовой природой информации, определенной такими её конституирующими характеристиками как системный характер, несамостоятельность, преемственность, неисчерпаемость, трансформируемость, универсальность, относимость.

Как объект гражданского права информация должна обладать свойствами экономической ценности, достоверности, недоступности. Кроме того, для того чтобы обладать придания информации охраноспособности, необходимо распространить на неё режим доступа, в частности режим служебной или коммерческой тайны.

Особенности правовой природы информации как объекта гражданского права влекут невозможность распространения на неё вещных или исключительных прав её обладателя. Данное положение в большинстве случаев не находит отражения в действующем законодательстве в силу смешения понятия «информация» и «информационный ресурс», «документ».

С учетом всего сказанного с целью приведения правового статуса информации как объекта гражданских прав в соответствие с ее объективной природой, а также с целью устранения обнаруженных противоречий в законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения, складывающиеся по поводу информации как особого объекта гражданских прав, представляется целесообразным предложить некоторые изменения и дополнения в ряд норм

·       Абзац 4 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" изложить в следующей редакции:

"документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией и реквизитами, позволяющими ЕГО идентифицировать".

·       Пункт 1 ст. 2 Закона г. Москвы "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" изложить в следующей редакции:

"информационные ресурсы города Москвы -документы, содержащиеся в информационных системах и относимые в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы".

Предлагаемые изменения и дополнения ни в коей мере не затрагивают правоотношений, объектами которых являются документы (информационные ресурсы), работы и услуги, связанные с обработкой, хранением или предоставлением информации, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага. Они призваны лишь отразить специфику информации как особого объекта гражданских прав.

Список литературы

I.Нормативные акты

1.                Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

2.                Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. – М., 2005.

3.                Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"//Российская газета. -  5 августа 2004 г. - N 166.

4.                Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе //Российская газета. - 31 июля 2004 г. -  N 162.

5.                Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" //Российская газета. -  9 августа 2001 г.-  N 151.

6.                Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"// Российская газета. –24 января 1996г.

7.                от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета. –25 апреля 1996г

8.                Федеральный закон от 5 июня 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» //Российская газета. – 11 июля 1996г.

9.                Федеральный закон  20 февраля 1995 г. от N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. -  22 февраля 1995 г.

10.           Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О Государственной тайне» // Росскийская газета. – 1993. - №182.

11.           Закон г. Москвы от 24.10.2001 N 52"Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы"// Справочная правовая система Гарант.

12.           Перечень сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента от 6 марта 1997 № 188 //Вестник ВАС. – 1997. - №5.

 

II.               Судебная практика

 

1.                 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. N 3900/98 //Вестник ВАС РФ. -  1999 г. -  N 2.

2.                 Постановление ФАС Западно-сибирского округа от 30 августа 2004 г. N Ф04-5851/2004(А46-4034-29) // Справочная правовая система Гарант

 

III.            Монографии и учебные пособия

 

1.                Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,1999.  – 623с.

2.                Гражданское право. Том II. Полутом I: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – М.: БЕК, 2003. – 704 с.

3.                Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. - М., 2003.-  452с.

4.                Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. О.Н. Садикова. – М., 2004. // Справочная правовая система Консультант.

5.                Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина – М., 2004 // Справочная правовая система Консультант.

6.                Мейер Д.И. Русское гражданское право. – М., 2002. – 831с.

IV.             Периодические издания

 

1.                Бачило И.Л. Информация как объект правоотношений // НТИ. Сер. 1. – 1997 - №9. – С.17-25;

2.                Гаврилов Э.П. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. - 2003.-  N 5.-  С.29-30

3.                Герасимов Б.М. Проблемы российского информационного законодательства// Информационные ресурсы России. -1996. -№6 .-С.9-13;

4.                Городов. О. А. Информация как объект гражданских прав //Правоведение. -2001. - № 5. - С. 72-83;

5.                Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права //Дело и право.-1996.-№ 4.-С.23-35;

6.                Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юридический мир. - 2000.-  N 3.-  С.4-11;

7.                Егоров В. Коммерческая тайна – это серьезно //Новая бухгалтерия. – 2004. - №10. – С.7-12;

8.                Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав //Право и экономика. - 2003 г. - №9. – С.19-27.

9.                Копылов В.А. Информация как объект гражданского права; проблемы дополнения Гражданского кодекса РФ // Информационные ресурсы России. - 1998.-  N 5- С.21-26;

10.           Костенко М.Ю. Налоговая тайна и другие виды конфиденциальной информации //Ваш налоговый адвокат. - 2001 г. - №2. – С.29 – 32;

11.           Лобанов Г.А. Информация как объект гражданского права // НТИ. Сер.1 – 1999. - №6. – С.10.

12.           Трахтенгерц Л.А. Защита коммерческой тайны //Журнал российского права.-1997.-№ 7.-С 81-88;

13.           Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды//Государство и право. - 1998. - N 6. - С.10-12.

14.           Щенников Л.В. Значение категории «объект гражданских прав» для практического гражданского законодательства //Законодательство – 2004. - №11. – С.23-27.

15.           Щербак Н. Информация как объект гражданско-правового регулирования // Законодательство. – 2004. - №7.- С. 46

 


[1] Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ // Российская газета. -  22 февраля 1995 г.

[3]См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. – М., 2002. – С.158; Щенников Л.В.

Значение категории «объект гражданских прав» для практического гражданского законодательства //Законодательство – 2004. - №11. – С.23-27.

[4] Суханов, Толстый

[5] Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» № 85-ФЗ от 5 июня 1996 года //Российская газета. – 11 июля 1996г.

[6] См.: Щербак Н. Информация как объект гражданско-правового регулирования // Законодательство. – 2004. - №7.- С. 46.

[7] Суханов.

[8] См.: Бачило И.Л. Информация как объект правоотношений // НТИ. Сер. 1. – 1997 - №9. – С.18; Копылов В.А. Информация как объект гражданского права; проблемы дополнения Гражданского кодекса РФ // Информационные ресурсы России. - 1998.-  N 5- С.23; Лобанов Г.А. Информация как объект гражданского права // НТИ. Сер.1 – 1999. - №6. – С.10.

[9] Закон г. Москвы от 24.10.2001 N 52"Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы"// Справочная правовая система Гарант.

[10] См.: Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав //Право и экономика. - 2003 г. - №9. – С.24.

[11]См.: Щербак Н. Информация как объект гражданско-правового регулирования // Законодательство. – 2004. - №7.- С.43.

[12] См.: Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав //Право и экономика. - 2003 г. - №9. – С.26

[13] И.Л. Бачило предлагает отнести к обязательным признакам информации следующие: определение формы собственности или исключительного имущественного права, определение категории по доступу, способность данного предмета быть защищенным правовыми средствами от посягательств на него и на права субъектов, которые имеют к нему отношение. По его мнению, совокупность этих признаков информации как предмета правового регулирования позволяет дать наиболее полную конструкцию его правового оформления, независимо от включения его в оборот и в активные информационные и иные отношения. Эта совокупность признаков представляет особый правовой институт - правовой режим . См.: Бачило И.Л. Информация как предмет правоотношений // НТИ. Сер.1. - 1997. -  N 9. С.21.

[14] См.:Щербак Н. Информация как объект гражданско-правового регулирования // Законодательство. – 2004. - №7.  – С. 43; Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юридический мир. - 2000.-  N 3.-  С.8.

[15] См.:Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права // Дело и право. - 1996. - N 4.- С.29.

[16]См.: Гаврилов Э.П. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. - 2003.-  N 5. - С.30.

[17] См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,1999.  - С.403.

[18] См.: Бачило И.Л. Информация как предмет правоотношений // НТИ. Сер.1. - 1997. -  N 9. С.24.

[19] Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. - М., 2003.-  С.232-233.

[20] См.: Городов. О. А. Информация как объект гражданских прав //Правоведение. -2001. - № 5. - С. 76.

[21] Перечень сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента от 6 марта 1997 № 188 //Вестник ВАС. – 1997. - №5.

[22] Закона  РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О Государственной тайне» // Росскийская газета. – 1993. - №182.

[23] См.: Городов. О. А. Информация как объект гражданских прав //Правоведение. -2001. - № 5. - С. 74.

[24] См.: Щенников Л.В. Значение категории «объект гражданских прав» для практического гражданского законодательства //Законодательство – 2004. - №11. – С.26.

[25]См.: Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права //Дело и право.-1996.-№ 4.-С.31.

[26] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. N 3900/98 //Вестник ВАС РФ. -  1999 г.- N 2.

[27] Абова

[28] Гаврилов Э.П. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. 2003. N 5. С.29-30

[29] Постановление ФАС Западно-сибирского округа от 30 августа 2004 г. N Ф04-5851/2004(А46-4034-29) // Справочная правовая система Гарант.

[30]Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета. –25 апреля 1996г.

[31]Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"// Российская газета. –24 января 1996г.

[32] Герасимов Б.М. Проблемы российского информационного законодательства// Информационные ресурсы России. -1996. -№6 .-С.11.

[33] Трахтенгерц Л.А. Защита коммерческой тайны //Журнал российского права.-1997.-№ 7.-С 87.

[34] Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе //Российская газета. - 31 июля 2004 г. -  N 162.

[35] См.: Костенко М.Ю. Налоговая тайна и другие виды конфиденциальной информации //Ваш налоговый адвокат. - 2001 г. - №2. – С31.

[36] Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды//Государство и право. - 1998. - N 6. - С.10.

[37] См.: Костенко М.Ю. Налоговая тайна и другие виды конфиденциальной информации //Ваш налоговый адвокат. - 2001 г. - №2. – С33.

[38] Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"//Российская газета. -  5 августа 2004 г. - N 166.

[39] Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" //Российская газета. -  9 августа 2001 г.-  N 151.

[40] См.: Егоров В. Коммерческая тайна – это серьезно //Новая бухгалтерия. – 2004. - №10. – С.12.