Содержание

6. Общие сведения о целевом моделировании в организации создания и развития систем. 3

30. Граф взаимосвязи экономических показателей и ЭФГ. 6

Список литературы.. 9

6. Общие сведения о целевом моделировании в организации создания и развития систем

Под целевым моделированием в организации понимается системный подход к планированию деятельности фирмы, при котором моделируются цели развития организации как системы[1].

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственнос­ти в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимо­связи их переменных.

Целевое моделирование реализуется в рамкох программно-целевого подхода к деятельности организации. Программно-целевой подход в управлении - это такой подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование "дерева целей", разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.

Важнейшим этапом программно-целевого подхода и стратегического управления является определение целей предприятия (организации). Формулирование целей деятельности организации предполагает охват широкого спектра деятельности фирмы и подразумевает их непротиворечивость. Приоритет в перечисленных целях диктуется природой миссии организации и, безусловно, результатами проведенного анализа. Следует отметить, что процесс выработки целей не всегда представляется рациональным, достаточно часто это компромисс между руководством организации и сложившейся ситуацией[2].

Деятельность менеджеров носит многоцелевой харак­тер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традици­онными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в табл.1) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей.

Таблица 1 - Классификация целей организации

Критерии классификации

Группы целей

Период установления

Стратегические

Тактические

Оперативные

Содержание

Экономические

Организационные

Научные

Социальные

Технические

Политические

Структурные

Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

Производственные

Финансовые

Административные

Среда

Внутренние

Внешние

Приоритетность

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие

Измеримость

Количественные

Качественные

Повторяемость

Постоянные (повторяющиеся)

Разовые

Иерархия

Организации

Подразделений

Стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение жизненного цикла объекта

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмент можно использовать построение целевой модели в виде дерева целей (рис.1). Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

- общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

- при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

 

 

Рисунок 1 -   Дерево (граф) целей деятельности организации

 

- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга;

- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в ранее установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.

Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию[3].

Как правило, цель ставится не одна, а в группе со многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные)[4].

30. Граф взаимосвязи экономических показателей и ЭФГ

Под графом всзяимосвязей следует понимать связный неориентирванный граф, вершины которого интерпретируются как элементы дерева, а ребра – как связи между ними; так что в литературе термины «граф» и «дерево», когда речь идет о целях развития организации, часто используются как синонимы[5].

Одна из главных задач построения деревьев взаимосвязей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача – последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня дерева (графа) взаимосвязей (количественный аспект). Общими правилами построения деревьев взаимосвязи являются следующие:

·                       соподчиненность – элементы нижнего уровня подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию;

·                       сопоставимость – на каждом уровне дерева взаимосвязей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные в результате детализации по одному принципу;

·                       полнота – дерево взаимосвязей на каждом уровне включает все элементы;

·                       определенность – формулировка целей и других элементов дерева взаимосвязей позволяет оценить степень их достижения в количественной или порядковой форме («больше-меньше», «лучше-хуже»);

·                       возможность внесения корректировок в дереве взаимосвязей как при изменении самих целей, так при возможности их реализации.

Функциональный принцип применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализированного элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняются содержание функций, направления действия.

Для построения дерева целей необходимо составить список подцелей, обеспечивающих достижения цели более высокого уровня. Для некоторого условного предприятия это дерево с выделенными подцелями может выглядеть, например, следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2 – "Дерево (граф) целей " для различных вариантов производства нового продукта на условном предприятии

При построении деревьев взаимосвязей необходимо определиться с принципом детализации. Существуют два основных принципа детализации: предметный и функциональный.

Предметный принцип, в соответствии с которым элементы дерева взаимосвязи разбиваются на элементы той же природы, только более дробные. Иначе говоря, при применении предметного принципа на разных уровнях дерева взаимосвязей представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

Список литературы

1.     Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. - М.: Финансы и статистика, 1997.

2.     Маниловский Р.Г. Бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3.     Фатхутдинов Р.А. Ссистемный анализ деятельности организации. - М.: Экономика, 2000.

4.     Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 2004.

5.     Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2001.

6.     Шрейдер Ю.А. Модели информационных процессов в сложных системах. – М.: Радио и связь, 2002.


[1] Шрейдер Ю.А. Модели информационных процессов в сложных системах. – М.: Радио и связь, 2002. – с. 29.

[2] Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2001. –  с. 184.

[3] Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 2004. - с. 214.

[4] Маниловский Р.Г. Бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 2003. - с. 160.

[5] Фатхутдинов Р.А. Ссистемный анализ деятельности организации. - М.: Экономика, 2000. – с. 34.