Содержание
6. Общие сведения о целевом моделировании в организации создания и развития систем. 3
30. Граф взаимосвязи экономических показателей и ЭФГ. 6
Список литературы.. 9
6. Общие сведения о целевом моделировании в организации создания и развития систем
Под целевым моделированием в организации понимается системный подход к планированию деятельности фирмы, при котором моделируются цели развития организации как системы[1].
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
Целевое моделирование реализуется в рамкох программно-целевого подхода к деятельности организации. Программно-целевой подход в управлении - это такой подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование "дерева целей", разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.
Важнейшим этапом программно-целевого подхода и стратегического управления является определение целей предприятия (организации). Формулирование целей деятельности организации предполагает охват широкого спектра деятельности фирмы и подразумевает их непротиворечивость. Приоритет в перечисленных целях диктуется природой миссии организации и, безусловно, результатами проведенного анализа. Следует отметить, что процесс выработки целей не всегда представляется рациональным, достаточно часто это компромисс между руководством организации и сложившейся ситуацией[2].
Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в табл.1) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей.
Таблица 1 - Классификация целей организации
Критерии классификации |
Группы целей |
|
Период установления |
Стратегические Тактические |
Оперативные |
Содержание |
Экономические Организационные Научные |
Социальные Технические Политические |
Структурные |
Маркетинговые Инновационные Кадровые |
Производственные Финансовые Административные |
Среда |
Внутренние |
Внешние |
Приоритетность |
Особо приоритетные Приоритетные |
Прочие |
Измеримость |
Количественные |
Качественные |
Повторяемость |
Постоянные (повторяющиеся) |
Разовые |
Иерархия |
Организации |
Подразделений |
Стадии жизненного цикла |
Проектирование и создание объекта Рост объекта |
Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмент можно использовать построение целевой модели в виде дерева целей (рис.1). Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
- общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
- при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
Рисунок 1 - Дерево (граф) целей деятельности организации
- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга;
- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в ранее установленные сроки.
Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.
Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию[3].
Как правило, цель ставится не одна, а в группе со многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные)[4].
30. Граф взаимосвязи экономических показателей и ЭФГ
Под графом всзяимосвязей следует понимать связный неориентирванный граф, вершины которого интерпретируются как элементы дерева, а ребра – как связи между ними; так что в литературе термины «граф» и «дерево», когда речь идет о целях развития организации, часто используются как синонимы[5].
Одна из главных задач построения деревьев взаимосвязей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача – последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня дерева (графа) взаимосвязей (количественный аспект). Общими правилами построения деревьев взаимосвязи являются следующие:
· соподчиненность – элементы нижнего уровня подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию;
· сопоставимость – на каждом уровне дерева взаимосвязей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные в результате детализации по одному принципу;
· полнота – дерево взаимосвязей на каждом уровне включает все элементы;
· определенность – формулировка целей и других элементов дерева взаимосвязей позволяет оценить степень их достижения в количественной или порядковой форме («больше-меньше», «лучше-хуже»);
· возможность внесения корректировок в дереве взаимосвязей как при изменении самих целей, так при возможности их реализации.
Функциональный принцип применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализированного элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняются содержание функций, направления действия.
Для построения дерева целей необходимо составить список подцелей, обеспечивающих достижения цели более высокого уровня. Для некоторого условного предприятия это дерево с выделенными подцелями может выглядеть, например, следующим образом (рис. 2).
Рисунок 2 – "Дерево (граф) целей " для различных вариантов производства нового продукта на условном предприятии
При построении деревьев взаимосвязей необходимо определиться с принципом детализации. Существуют два основных принципа детализации: предметный и функциональный.
Предметный принцип, в соответствии с которым элементы дерева взаимосвязи разбиваются на элементы той же природы, только более дробные. Иначе говоря, при применении предметного принципа на разных уровнях дерева взаимосвязей представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
Список литературы
1. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. - М.: Финансы и статистика, 1997.
2. Маниловский Р.Г. Бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Фатхутдинов Р.А. Ссистемный анализ деятельности организации. - М.: Экономика, 2000.
4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Шрейдер Ю.А. Модели информационных процессов в сложных системах. – М.: Радио и связь, 2002.
[1] Шрейдер Ю.А. Модели информационных процессов в сложных системах. – М.: Радио и связь, 2002. – с. 29.
[2] Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 184.
[3] Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 2004. - с. 214.
[4] Маниловский Р.Г. Бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 2003. - с. 160.
[5] Фатхутдинов Р.А. Ссистемный анализ деятельности организации. - М.: Экономика, 2000. – с. 34.