КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПСИХОЛОГИИ
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ, ИХ ПРИРОДА, ВИДЫ, ФУНКЦИИ............................. 3
1.1 Природа эмоций...................................................................................... 3
1.2 Виды эмоций............................................................................................. 6
1.3 Функции эмоций........................................................................................ 8
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ......................................................... 9
ГЛАВА 3. ВОЛЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА............................................. 11
3.1 Общая характеристика волевого поведения.......................................... 11
3.2 Основные психологические теории волевого поведения...................... 13
3.3 Физиологические и мотивационные аспекты волевого поведения....... 15
3.4 Структура волевого поведения.............................................................. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 19
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 20
ВВЕДЕНИЕ
Все, с чем сталкивается человек в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение: одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот. Практически непременным компонентом всех видов психических процессов и состояний, всех видов человеческой активности являются эмоции.
Эмоции тесно связаны с потребностями, для удовлетворения которых человеку необходимо предпринять те или иные действия. При этом для осуществления произвольных действий человеку часто необходимо предпринимать определенные усилия, или иначе проявлять волю.
Различные аспекты эмоций и волевых усилий в настоящее время активно исследуются многими учеными.
Цель работы: охарактеризовать эмоционально-волевую сферу личности.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. Раскрыть основные теории природы эмоций.
2. Классифицировать эмоции.
3. Перечислить основные функции, выполняемые эмоциями.
4. Раскрыть механизмы управления эмоциями.
5. Описать основные психологические теории волевого поведения.
6. Кратко охарактеризовать физиологические и мотивационные аспекты волевого поведения.
7. Показать структуру волевого поведения.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ, ИХ ПРИРОДА, ВИДЫ, ФУНКЦИИ
Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей [1].
1.1 Природа эмоций
Стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения, которые нашли отражение в соответствующих теориях [2].
Первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. В 1872 г. на основе работ Ч. Дарвина была выдвинута эволюционная теория эмоций, согласно которой эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.
Современная история эмоций начинается с теории Джемса-Ланге, по которой первопричинами эмоций являются органические изменения. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.
Альтернативную точку зрения на природу эмоций выдвинул У. Кэннон, считавший, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре – таламусе.
Позднее возникла теория активационная теория Линдсея-Хебба, согласно которой, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления, как показали электрофизиологические исследования мозга, есть не что иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Эмоции же возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.
Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. Следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, основным понятием которой является диссонанс – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.
К данной точке зрения близка когнитивно-физиологическая концепция эмоций, предложенная С. Шехтером: на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. Оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.
К разряду когнитивистских может быть отнесена и информационная концепция эмоций П. В. Симонова, по которой эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент.
Ведущую роль в регуляции эмоциональных состояний играет кора больших полушарий. И. П. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями.
1.2 Виды эмоций
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности [3]. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, подразделяют на собственно эмоции, чувства и аффекты [3].
Эмоции и чувства – личностные образования, социально-психологически характеризующие человека; связаны с кратковременной и оперативной памятью.
Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Эмоции [1] – это непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Эмоции не всегда осознаются и относительно слабо проявляются во внешнем поведении (особенно если человек умеет их хорошо скрывать).
Чувство [1] – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства человека внешне заметны. Они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль, выступая в качестве значимого фактора в формировании личности (в особенности ее мотивационной сферы). Чувства – продукт культурно-исторического развития человека (отличаются у разных народов; связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека) [3]. Чувства выполняют в жизни человека мотивирующую роль – человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства, которые всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.
Аффект [1] – это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации[1] или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а формирует на одном из конечных его этапов. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения афетогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии [3].
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс [1] – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта [3].
Одним из наиболее сложных, своеобразных, встречающемся только у человека эмоциональных состояний является страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом [1]. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, которые в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам – интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе [3].
1.3 Функции эмоций
У человека главная функция эмоций заключается в том, что посредством эмоций люди лучше понимают друг друга, могут, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение [3].
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, по мнению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений [3]. Таким образом, эмоции выполняют экспрессивную и коммуникативную функции. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания [2-3].
Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
Эмоции играют важную мобилизационную и интегративно-защитную роль [3]. «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям.
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ
По мнению Р.М. Грановской [4] можно выделить следующие стратегии управления эмоциями.
1. Осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей, так как человек, сделавший главный жизненный выбор, в значительной мере определил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это развитие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной степени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспитании подрастающего поколения, и от много другого.
2. Правильный выбор момента для принятия решения или реализации своего плана. Экстремальная ситуация приводит к сужению сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Попытка избежать малейшего риска, боязнь идти в том направлении, которое грозит заблуждениями и ошибками, ведет к тому, что человек каждую новую информацию стремиться связать с аналогичной, уже известной ему. Это ведет к совершению ошибок, принятию неправильных решений.
3. Ослабление мотивации. Например, отказ на время от достижения поставленной цели или снижение эмоциональной напряженности через произвольное перенесение внимания со значимости результата выполняемой деятельности на анализ технических деталей задачи или тактические приемы.
4. Правильная оценка значимости происходящего события, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность. Когда событие рассматривается как чрезвычайное, то даже фактор малой интенсивности может вызвать дезадаптацию. При этом существенную роль в оценке события играют личностные характеристика человека. Для того чтобы правильно оценить событие необходимо собрать о нем как можно больше разноплановой информации.
5. Подготовка стратегий отступления. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении.
Кроме перечисленных способов управления эмоциями следует иметь в виду, что бессмысленно бороться против того, что является уже свершившимся фактом. При некоторых обстоятельствах, когда продолжение усилий превращается в безрезультатные попытки «прошибить стену лбом», человеку полезно временно отказаться от усилий по немедленному достижению цели, осознать реальную ситуацию и свое положение. Это позволит сберечь силы для новой попытки при более благоприятной обстановке. Кроме этого, в случае поражения не вредно произвести общую переоценку ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без лишней траты сил [2].
ГЛАВА 3. ВОЛЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
3.1 Общая характеристика волевого поведения
Любое поведение человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две группы [2]:
· произвольные,
· непроизвольные.
Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели, т.е. воли – сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженного в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности, в основе которой лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим выделяют активизирующую и тормозящую функции воли.
Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.
В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, более характерные для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.
Волевые действия отличаются друг от друга, прежде всего уровнем своей сложности [2]. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу, чаще всего ее достижение требует выполнения ряда промежуточных действий.
Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением внутренних или/и внешних препятствий. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
Важнейшей особенностью волевых действий является сознание значения поставленной цели. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Бывают случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия называют импульсивными, степень их осознания сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами [2].
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия, поскольку для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми.
Связь воли и чувств выражается в том, что, человек обращает внимание на предметы и явления, вызывающие у него определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с чувствами. То, что является безразличным, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако, часто чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели, поэтому приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.
3.2 Основные психологические теории волевого поведения
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю [2]. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.
Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам: разумным началам природы и жизни, правилам логики. Средневековыми философами человек рассматривался как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы; воля часто наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ.
Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.
В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования». Экзистенциализм рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Любая норма выступает для человека как подавление его свободной воли.
Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.
В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
Различные концепции психоанализа представляют собой абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий. Возражения вызывают не столько сами преувеличения, сколько общая трактовка движущих сил, направленных, по мнению приверженцев психоанализа, на самосохранение и поддержание целостности человеческого индивида. На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого организма.
В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.
3.3 Физиологические и мотивационные аспекты волевого поведения
Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов [2, 5].
Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. В них зарождаются импульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышцы противоположной стороны тела (пирамидный путь). Все пирамидные клетки условно, в зависимости от их местоположения и выполняемых функций, разделяют на три группы: в верхних отделах передней центральной извилины лежат клетки, посылающие импульсы к нижним конечностям; в средних отделах лежат клетки, посылающие импульсы к руке; а в нижних отделах располагаются клетки, активизирующие мышцы языка, губ, гортани.
Произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленного действия. Это происходит благодаря определенной организации взаимодействия отдельных участков мозга. Плавность движений обеспечивается деятельностью премоторной зоны коры, которая лежит впереди передней центральной извилины.
Всякое волевое поведение определяется мотивами, которые должны быть удержаны на протяжении всего выполнения движения или действия. Важную роль в этом выполняют участки мозга, расположенные в лобных долях – префронтальные участки коры.
Особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Она активизирует не только моторную часть поведения человека, но и является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий, т.е. причин, побуждающих человека действовать.
Мотивы волевых действий разделяют на [2]:
· основные,
· побочные.
В различных условиях или у различных людей один и тот же мотив может быть в одном случае основным, а в другом – побочным.
В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции, чувства, интересы, склонности, мировоззрение, взгляды, убеждения, идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека.
3.4 Структура волевого поведения
Психологическая структура волевого поведения представлена на рис. 1.
Волевое действие начинается с осознания цели и связанного с ней мотива. В зависимости от степени осознанности потребностей стремление к цели подразделяют на желания (осознанно) и влечения (смутно, неясно).
Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.
Рис. 1. Психологическая структура волевого акта [2]
Возможно столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, такое психическое состояние называют борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.
Следует отметить, что в настоящий момент активно ведутся споры по проблеме принятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта. С другой стороны, отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней работы сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой. Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. При существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии. Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (внутреннее волевое действие). В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Интенсивность волевых усилий зависит от внешних, внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия, а также от таких факторов, как мировоззрение личности, моральной устойчивости, уровня самоуправления и самоорганизации и т.д. Последние формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеизложенного следует, что эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности, специфическими двигательными реакциями и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов [5]. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек: эмоции, чувства и аффекты. Главная функция эмоций заключается в том, что посредством эмоций люди лучше понимают друг друга, могут, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоциями можно управлять. Можно выделить как минимум 5 стратегий управления эмоциями.
Управление эмоциями является волевым действием, поскольку осуществляется посредством способности человека сознательно управлять своей психикой и поступками. К настоящему времени известно большое количество теорий, раскрывающих причины возникновения волевых действий человека. Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Волевое поведение имеет достаточно сложную структуру.
В формировании, как эмоций, так и воли принимают участие весьма разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ребер А. Большой психологический словарь. – М.: Вече; Аст, 2000. – 680 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2005. – 583 с.
3. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб: Свет, 1997. – 440 с.
5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001. – 584 с.
[1] Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели [1].