1) Исторические причины
В историческом аспекте можно условно выделить 5 этапов в развитии форм государственного регулирования экономики.
На первом этапе развития рыночной экономики как системы государство создавало общие благоприятные условия для воспроизводства частного капитала и формировало поддерживающие и стимулирующие меры в форме: разработки основ трудового, налогового, торгового и социального законодательства, проведения протекционистской таможенной политики и др.
Второй этап - это период бурного развития рыночных отношений и свободной конкуренции. Государство, исходя из военно-политических и экономических целей, начинает непосредственно участвовать в хозяйственных процессах, поощряя участие частного капитала в строительстве железных дорог, морских и рыночных портов, линий телеграфной связи, военных заводов, верфей и т. д. В этот период государство непосредственно участвует в хозяйственных процессах, в создании национального богатства и государственной собственности.
В начале третьего этапа осуществлялась стратегия “точечного воздействия”, когда одновременно или выборочно регулировались относительно самостоятельные сферы (таможенная, аграрная, промышленная, социальная), проводились акции антикризисной и структурной направленности, наблюдались попытки локального воздействия на занятость и цены. Одновременно проводились мероприятия с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств для регулирования хозяйства. В этот период правительства одновременно выступали в качестве крупных заемщиков капитала внутри страны и кредиторов на международном рынке. Политика поощрения экспорта товаров и вывоза капиталов в конце периода привела к территориальному и экономическому разделу мира.
Четвертый этап можно условно отнести к периоду после второй мировой войны, когда в ряде стран перешли к отраслевому планированию, национальному и региональному программированию. На основе исследования совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, оценки их эффективности были сделаны попытки повысить действенность государственного регулирования экономики, и прежде всего в бюджетно-кредитной сфере. Вмешательство государства стало носить общеэкономический характер. Во многих развитых странах начали осуществляться общегосударственные среднесрочные программы в сочетании с выработкой долгосрочных стратегических ориентиров, применялось адресное и комплексное использование инструментов регулирования.
Пятый этап трансформации методов регулирования экономики характеризуется мерами по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных союзов (СЭВ, ЕЭС и др.).
Таким образом, государственное регулирование рыночной экономики прошло путь от создания общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала до осуществления мер по международному согласованию среднесрочных общегосударственных программ в рамках экономических сообществ. Это был период создания международного валютного фонда (МВФ) и других международных институтов.
Развитость механизма и жесткость регулирования различны в разных странах с рыночной экономикой, что определяется историческими, социально-политическими и экономическими причинами. В последние годы выделяют две группы стран, в том числе по темпам экономического развития:
1. Наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания) и в ряде быстроразвивающихся стран Азии (Япония, Южная Корея и др.), которые использовали арсенал макроэкономического планирования на среднесрочную перспективу. Следует отметить, что в первой группе стран под сильным влиянием социал-демократических идей и ориентации на так называемый “нормальный социализм” (шведский, австрийский и т.п.) используется комплексный подход в государственном регулировании, включая программирование.
2. В силу того, что в целом ряде стран (США, Канада, Австралия) корпоративный капитал обладает особенно сильными позициями, здесь в меньшей степени использовалось государственное регулирование экономики. Но в периоды ухудшения коньюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции в этих странах роль государства в регулировании экономики заметно возрастала.
Современная экономика России представляет собой механическое соединение структур, состоящих из элементов прошлой административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. Традиционно высокая роль государства в России, которая была утрачена в последнее десятилетие, необходимость активизации и усиления социальных факторов в условиях экономических реформ требуют выбора модели и адекватных методов реализации экономической политики.
2) Понятие «государственная экономическая политика»
Понятие “государственное регулирование экономики” было привнесено в науку благодаря ученым-экономистам, которые отделили экономическую теорию от экономической политики (А. Смит, Дж. Милль, К.-Х. Pay, Дж. М. Кейнс и др).
Современный экономический словарь приводит два основных определения понятия “государственное регулирование экономики”:
1. Государственное регулирование экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.
2. Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение экономических явлений и их связей.
По определению Л. Г. Ходова, государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В целом соглашаясь с этим определением, постараемся его уточнить. Нам представляется, что государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами и общественными организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.
Либерализация экономики - концепция хозяйственного развития России, основанная на снижении роли государства в управлении экономическими процессами, передаче основных экономических функций коммерческим структурам, полное использование для этого рыночных механизмов. Л. э. является ведущим направлением развития "свободного рынка". Она означает сокращение социальных функций государства и переход к решению социальных проблем на уровне взаимоотношений предприниматель - работник.
3) Исследование их динамики позволяет приблизиться к ответу на вопрос, в какой мере то или иное институциональное образование выполняет свое основное предназначение – установление четких “правил игры”, способствующих минимизации неуверенности экономических агентов относительно друг друга, и созданию процедур, побуждающих к сотрудничеству.
Категория трансакционных издержек является стержневым понятием большинства неоинституциональных концепций, исследующих влияние комплекса неэкономических (социальных, политических, национальных) факторов на функционирование экономической системы. Однако особое значение эта категория приобретает при изучении переходных процессов в странах, переживающих становление институциональной структуры общества.
4) Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы, и, кроме того, условия социально-экономического развития страны.
В рыночных условиях, когда значение частной собственности существенно, государство не может и не должно контролировать весь процесс воспроизводства (как это происходит в административно-командной системе управления), и поэтому задачей государства является создание так называемых “рамочных” (принципиальных) условий, в пределах которых хозяйствующие субъекты должны сами находить наиболее рациональные решения. Одновременно государственное регулирование экономики в современных условиях охватывает лишь те общие экономические процессы, в управлении которыми заинтересованы и государство, и общество в целом.
Конкретными объектами государственного регулирования экономики являются: экономический цикл; секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства; экономический потенциал; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; ценовая политика; научно-технический прогресс; условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также: социальное обеспечение; образование; здравоохранение; культура; окружающая среда; внешнеэкономическая политика и др.
Особняком стоит государственный сектор, являющийся одновременно и объектом, и инструментом государственного регулирования.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и прибыли (земли, леса, воды, парки, музеи и др). Под эгидой государства часто находятся важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, институты кредитно-денежной сферы (Центробанк), часть промышленности. В государственном ведении находятся обычно стратегические запасы и отдельные предприятия. Государственное участие осуществляется также через смешанные корпорации и другие формы общественного контроля. Так, в Швеции в собственности государства находится не более 5% основных производственных фондов, однако оно перераспределяет до 80% национального дохода. В США на долю государственного сектора приходится 12% произведенных товаров и услуг. В государственном секторе западных стран занята большая группа людей: 11% общей численности лиц труда во Франции и Италии, до 8-9% - в ФРГ, Бельгии и Голландии. Становление и развитие государственного сектора в развитых странах проходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.).
В современных условиях роль государства связывают с возрастанием доли государственных расходов в валовом продукте. И хотя часть расходов действительно связана с содержанием госаппарата, в промышленно развитых странах расходы составляют 2-3%. Как показывает практика, роль государственного регулирования в области перераспределения доходов в целях уменьшения социального неравенства и ресурсов и в целях поддержания межотраслевых пропорций и частного сектора налоговой и ценовой политикой, кредитами и субсидиями направлена на макроэкономическую стабилизацию.
В отечественной литературе под субъектами государственного регулирования экономики понимают, как правило, само государство. Однако такое понимание является весьма упрощенным.
Представляется, что субъектами государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители экономических (хозяйственных) интересов. Последними являются юридические и физические лица, а также образуемые ими группы (союзы, объединения). Другими словами, в сферу государственного регулирования попадает все экономически активное население страны.
Государственные органы управления, включая региональные и местные институциональные образования, используют свою власть для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны, направления их трудовой активности на достижение определенных общих целей.
Государственное регулирование экономики образует определенную иерархическую систему. На высшем государственном уровне осуществляется разделение функций между законодательной и исполнительной ветвями власти. Характер разделения функций зависит от организационно-политического типа самого государства (федерация или централизованное государство).
В промышленно развитых странах Запада существуют достаточно близкие к государству структуры, выступающие субъектами государственного регулирования; к ним относятся институты, которые имеют определенный общественно-правовой статус. Эти структуры, с одной стороны, не являются самостоятельными субъектами, но с другой -не входят и в состав государственного управленческого аппарата. Им передаются определенные функции управления, которые исключаются из сферы деятельности государственных управленческих структур. Так, например, в Германии к числу таких структур можно отнести региональные управления по страхованию.
Необходимо отметить, что подобного рода институциональные образования занимают промежуточное положение между государством и частным сектором экономики. Они выступают своеобразным компромиссным вариантом, поскольку частный сектор обычно настроен против чрезмерно активной регулирующей роли государства. Вместе с тем, указанные институты пока занимают достаточно скромное место в экономике промышленно развитых стран Запада.
Субъектами государственного регулирования экономики являются также негосударственные субъекты. К ним относятся различного рода объединения, которые выражают интересы определенных слоев и групп населения. Это главным образом профсоюзы и различного рода союзы предпринимателей. Следует отметить, что в, экономике промышленно развитых стран союзы предпринимателей играют значительную роль. Это обусловлено возможностью мощного группового давления на государственные управленческие структуры. На практике интересы частного сектора экономики могут не совпадать с целевой ориентацией государства. Вследствие этого между государством и различными союзами предпринимателей нередко ведется борьба за практическую реализацию их экономических интересов. В современных условиях государство вынуждено постоянно учитывать весь спектр групповых интересов, которые имеются в обществе. В качестве конкретного варианта согласования интересов и экономических союзов можно назвать делегирование этим союзам права решения определенного круга функциональных задач. Так, например, в Швейцарии сельскохозяйственные союзы практически реализуют на практике аграрную политику государства.
Своеобразной формой согласования общественных интересов с интересами частного сектора экономики является система тарифных договоров, которые заключаются между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Таким образом, государство, осуществляя меры регулирующего характера, выступает как их инициатором, так и основным исполнителем. Как показывает мировой опыт, залог успеха государственного регулирования экономики заключается в умении государственных органов управления рационально организовывать совместные действия всех субъектов государственного регулирования.
Любой субъект государственного регулирования имеет свои типовые интересы, зависящие от его социально-экономического положения, характера и вида выполняемой деятельности и регионального расположения. Действиями этих субъектов обеспечивается обратная связь с ними органов, осуществляющих функции государственного регулирования экономики. Эта связь является достаточно жесткой и прослеживается в показателях развития национальной экономики.
Во-первых, успех или неудача государственного регулирования экономики находит отражение в темпах экономического роста, изменениях структуры национальной экономики, состоянии платежного баланса, устойчивости национальной валюты и т. д.
Во-вторых, об успешности государственного регулирования экономики можно судить по результатам, которые не всегда могут быть количественно измерены (например, степень социальной напряженности, недовольства определенных слоев общества социальной политикой государства и т. п.).
В-третьих, успех (неудача) мер государственного регулирования экономики проявляется в их поддержке (бойкотировании) носителями экономических интересов.
В этой связи необходимо отметить, что уточнение функций и форм государственного регулирования экономики необходимо увязывать с общим историческим фоном развития общества, определенной комбинацией ценностей и различных интересов в обществе. Изменение соотношения интересов в обществе неизбежно приводит, с одной стороны, к смене функциональной деятельности государства, а с другой — к необходимости последующей трансформации национальной экономики. В соответствии с этим государственное регулирование экономики должно улавливать динамику смены приоритетов в ценностях общества и предусматривать адекватные механизмы для их обеспечения применительно к реалиям жизни.
Государственное регулирование экономики предполагает обоснование и достижение определенных целей. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие общества требует одновременного решения целого комплекса различных целевых установок.
Для государственной экономической политики характерна иерархическая подчиненность целей, которая может быть представлена как “дерево” или “пирамида” целей (рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования системы целей государственной экономической политики.
Мировой опыт государственного регулирования экономики дает основание сделать вывод о том, что оно должно ориентироваться на достижение более высокой эффективности национальной экономики, обеспечивающей устойчивый рост благосостояния народа и повышение качества жизни общества. Разумеется, подобная трактовка глобальной экономической цели является предельно общей и в определенном смысле универсальной. Но именно в этом и состоит ее основное достоинство. Даже в такой общей форме она является критериальной, поскольку отражает непреходящие интересы нации.
Вместе с тем следует напомнить, что цели государственного регулирования экономики обретают определенную конкретность, когда четко выстраиваются во времени и пространстве и соизмеряются
с доступными средствами (ресурсами). В обеспечении их взаимоувязки и сопряженности и заключается искусство правительства, которое обязано делать это как в стабильное время, так и в периоды преобразований, когда цена допущенных ошибок оказывается особенно высокой.