Содержание: 

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Воспитание как процесс и воспитание как результат. 4

Стили родительского воспитания. 5

Концепции воспитательного процесса в педагогике. 8

Глава 2. Диагностика воспитанности. 14

Методики для изучения личности учащихся. 14

Методика для диагностики деятельности воспитателя. 19

Заключение. 22

Приложение. 23

Список использованной литературы: 26

Введение.

Данная работа посвящена теме воспитания. Мы рассматриваем воспитание как результат воспитания. Воспитание можно рассматривать как процесс и как результат, то есть как личность, сформированную в результате процесса воспитания.

Главной целью нашей работы мы сделали прослеживание связи между организацией процесса и тем результатом, который создается этим процессом.

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи: раскрыть понятие воспитания, разделить воспитание как процесс и воспитание как результат и раскрыть, что же является результатом воспитания. Показать известные в педагогической и психологической практике стили воспитания и результаты, к которым они приводят. Показать связь между родительским воспитанием и воспитанием педагогическим.

Во второй части нашей работы мы собрали небольшой пакет методик, с помощью которых можно оценивать результат воспитания, то есть уровень развития личности, в результате воздействия на нее школой и родительской семьей и для этого в качестве примера предлагаем диагностическое исследование подростков.

Актуальность данной работы автор видит в необходимости осознания влияния, оказываемого на личность в разные периоды ее развития и, благодаря осознанию, коррекции этих влияний.

Глава 1. Воспитание как процесс и воспитание как результат.

Воспитание, в широком смысле, воздействие на человека или на какой-нибудь другой организм как других людей, так и всех окружающих их условий, воздействие, способствующее развитию данного человека или вообще организма. В узком смысле, совокупность приемов, имеющих целью развитие всех способностей ребенка в определенном направлении, сообразуясь с органическими свойствами воспитываемого, с его наследственными задатками, с окружающей его средой, национальными и социальными условиями. Различают воспитание физическое, умственное и нравственное, или в основу воспитания должно быть положено знакомство с физиологией, психологией и этикой. Вопросами воспитания весьма подробно занимались многие философы: в древности Платон; в новейшее время - Локк, Руссо, Кант, Гербарт, Фихте. Шлейермахер, Бенеке, Бэн, Стюарт Милль, Спенсер. Отцом новейшей педагогики (искусства воспитания) считается швейцарец Песталоцци (1746-1827)[1].

Такое определение понятия «воспитание» дает словарь Брокгауза и Ефрона.

Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности[2].

Это определение взято из Большой советской энциклопедии.

Можно отметить общее во всех определениях понятия воспитание. Воспитание рассматривается как процесс воздействия на личность. Однако, сплошь и рядом можно услышать воспитании, как о характеристике человека. «Это человек хорошо воспитан». Таким образом мы видим, что речь идет о воспитании как о результате воспитания. Процесс воспитания создает результат воспитания.

Что же такое воспитание как результат воспитания?

Исходя из выше приведенного определения, результат воспитания – это личность человека. Таким образом результатом воспитания является человеческая личность, как совокупность социально значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти[3]. Кроме того, во взрослом возрасте воспитание переходит в самовоспитание, то есть, деятельность человека направленную на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями.

В нашей работе мы хотели бы коснуться двух основных источников воспитания, рассматриваемых в рамках разных наук – психологии и педагогики.

Стили родительского воспитания.

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чем дети должны думать, как они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей модели поведения детей. Другие факторы, такие как гены, сверстники, культура, пол и финансовое положение, имеют меньшее значение. Исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребенка в школе, его сексуальной активностью, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением жестокости и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки.

Существует великое множество классификаций родительского воспитания. Приведем наиболее полную и подробную из них.

Первый тип называется типом эмоционального отвержения. Родитель испытывает по отношению к ребенку отрицательные чувства, но старательно скрывает их. Внутреннее безразличие маскируется с помощью преувеличенных заботы и контроля[4].

Если отвержение является явным, не скрытым, то происходит воспитание по типу «Золушки».

Дети воспитанные в этой манере ощущают свою ненужность и нелюбовь родителей. В зависимости от характера ребенка это влияние может сказываться разным образом от резко проявляемой реакции эмансипации или оппозиции до суицидальных попыток и развития шизофрении.

Кроме того, этот стиль может приводить к низкой самооценке ребенка и невротизированной потребности в любви.

Такой ребенок чувствует себя ненужным ущербным, всего боится, не знает как себя вести. Трудности в адаптации этого ребенка выражаются в рассеянности, малообщительности, так как он часто уходит в мир своих фантазий, часто испытывает депрессию, невротизируется.

Второй стиль – эмоциональное потворство. При этом стиле воспитания ребенок становится центром всей жизни взрослых.  Это воспитание называется воспитанием по типу «Кумир семьи».

Любовь родителя тревожна и мнительна, ребенка демонстративно освобождают от обидчиков. Любовь такого родителя «слепа», родители во всем потакают ребенку и постоянно сравнивают его с другими акцентируя его исключительность.

Такой ребенок опережает сверстников в запросах, но при этом отстает в элементарных навыках развития, например, одеться, если это возраст детского сада. У такого ребенка возникают большие проблемы с адаптацией, он капризничает, отстает от сверстников в умении справляться с элементарными вещами. Кроме того, он сталкивается со сложностями взаимоотношений с другими детьми, так как его исключительность здесь уже не признается.

Третий стиль – авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

Четвертый стиль – попустительский. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений[5].

На ребенке этот стиль может сказываться в ощущении себя ненужным, неполноценным, в тоске по родительской любви, зависти к другим детям,  безвольности. У этих детей возникает большая потребность в человеке, который принял бы участие в них и их судьбе. Они особенно легко становятся жертвами наркодельцов и главарей преступных группировок.

Наконец, пятый стиль – демократический. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Главное в демократическом стиле воспитания – это правильно простроенные рамки взаимоотношений. Родитель четко определяет чего совершенно точно нельзя, но внутри этих рамок свобода ребенка ничем не ограничивается, его поддерживают в его инициативе.

Это наиболее эффективный стиль воспитания, позволяющий вырастить свободную, но социально успешную личность.

Концепции воспитательного процесса в педагогике.

Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс[6] – педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях.

Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение. Преимущества педагогической парадигмы являются продолжениями ее недостатков. Нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности воспитуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими нормативными документами. Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержки существующего общественного устройства. Не способствует формированию свободной творческой личности.

Главное противоречие этой педагогической парадигмы заключается именно в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества маленького человека. Следует помнить, что нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы!

Преимущества педагогической парадигмы в том, что воспитателю нет никакой необходимости учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить свое превосходство.

Что мы получим в результате такого воспитания? Скорее всего – ограниченную личность, неспособную к творческому мышлению, не способную отстаивать свою точку зрения и свои взгляды.

Андрологическая парадигма

Концепция андрологической парадигмы состоит в том, чтобы воспитуемый осозновал весь процесс своего воспитания и умел достигать определенные цели в жизни.

В данной ситуации, педагог выполняет лишь роль помощника или наставника, который должен уметь поддержать, подтолкнуть человека на этом пути.

Преимущества этой парадигмы воспитания в том, что воспитатель и воспитуемый находятся в равных положениях.

Сторонники такого подхода убеждены, что каждый ребенок от рождения добр и талантлив и надо лишь деликатно помочь ему развить эти ценные качества, ни в коем случае не насилуя его природу. В процессе становления личности роли воспитателя и воспитанника равноправны, и их отношения носят характер диалога и взаимодействия. Главное противоречие андрологической парадигмы в том, что для формирования какой-либо цели, необходимо как минимум сформировать воспитуемому пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представить все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Конечно же, требования к педагогу в этом случае возрастают, потому что будет необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый их них будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. И далеко не каждый воспитатель способен быть педагогом в данном качестве.

Акмеологическая парадигма

Концепция акмеологической парадигмы состоит в том, чтобы в процессе воспитания человеку можно было бы предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальных и творческих возможностей.

Преимущества такого подхода в том, что он имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В отношении к воспитуемому проявляется максимальная индивидуальность, а от преподавателя, в данном случае, требуется быть Личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание людей.

Коммуникативная парадигма

Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование всех воспитуемых в одной группе, в одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В результате их тесного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. Например, коммуникативная парадигма лежит в основе различных групповых психологических тренингов. Очень важно, чтобы воспитатель, кроме общих знаний, был еще и коммуникабельным, гибким и корректным в общении. Для достижения цели данной воспитательной парадигмы необходимо, чтобы все участники такого воспитательного процесса были заинтересованы в нем.

Как это ни странно звучит, но на протяжении многих веков педагогика была если не исключительно, то преимущественно авторитарной. Однако воспитанники ее парадигм вырастали очень разными — не только послушными, но и яркими, творческими и высоконравственными личностями.

В качестве альтернативы, сегодня провозглашается гуманистическая педагогика. Она рассматривает становление личности в контексте творческого взаимодействия поколений. Ее девиз — всемерное уважение между воспитателем и учеником, всяческое поощрение естественности, индивидуальности при минимуме руководства и давления. Теория эта не нова, но осуществляется сравнительно недавно. Впрочем, некоторые результаты этого эксперимента уже вполне очевидны и позволяют, говоря научным языком, оценить достоверность гипотезы. Так вот, эти результаты если и не так уж плачевны, то по крайней мере заставляют отказаться от умиления. Оказалось, что исключение из педагогической практики таких понятий, как - “авторитет”, “дисциплина”, “послушание” - привело к легко предсказуемому результату — размыванию всех и всяческих авторитетов, утрате дисциплины и тотальному непослушанию. Оказалось, что понятия “спонтанность” и “ответственность” так плохо совместимы, что приоритет одного приводит к утрате другого.

Возможно, вместо отказа от одних парадигм в пользу других нужно вести поиск на пути совмещения основных парадигм воспитания и отказа от тех изъянов, которые есть в любом подходе. Ибо рациональное зерно содержится в каждой парадигме, а извращения начинаются там, где положительные моменты того или иного подхода чрезмерно переоцениваются. Нельзя также недооценивать и полностью игнорировать альтернативные подходы.

Существует также точка зрения о необходимости соотнесения разных парадигм педагогического воспитания с периодами развития личности. Например, детский сад, школа, ПТУ – с педагогической, высшие учебные заведения – с андрологической, профессиональная деятельность – с коммуникативной.  Автору работы такое жесткое закрепление кажется нецелесообразным, в частности, учитывая знание психологии, которая говорит о том, что школьник хорошо учится тогда, когда обучение дает ответы на вопросы поставленные им самим, а это никак не соотносится с педагогической концепцией воспитания. Автор считает более грамотным использование действий, связанных с этими парадигмами в зависимости от ситуативной цели воспитания.

В отечественной педагогике в различные времена содержание воспитания менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. Сегодня на первый план выходит проблема воспитания личности в школе, выработки социально – значимых качеств. Школа – это социальный институт, призванный удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как и запросы общества и личности.

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически – мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно-полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с классным и учительским коллективом. При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся, на их успеваемость.

Самоопределение, самореализация, самоутверждение школьника предполагает наличие ясно осознанных им целей, идеалов, а это возможно только при условии развития задатков в дошкольном детстве с помощью семьи и воспитателей.

Обеспечить всестороннее развитие ребенка могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте и продолжают этот процесс в школьные годы. Для дальнейшего воспитания детей, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных и школьных образовательных учреждений. Отношения между этими учреждениями и родителями носят взаимодополняющий характер. Семья – первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада. Необходимо воспитание и развитие дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе, иначе дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами необходимыми для дальнейшей самореализации. Это и физическое здоровье, без которого невозможна самореализация школьника и его самоутверждение среди сверстников. И психологическая подготовка: желание ребенка учиться, умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением, правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам, сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. Только школьники обладающие всеми необходимыми качествами с помощью учителей и родителей могут реализовать все свои задатки и реализовать себя как личность.

Глава 2. Диагностика воспитанности.

В этой части нашей работы мы предлагаем набор методик, которые мог бы использовать педагог, для диагностики результатов воспитания и учета их при планировании воспитательной работы.

В начале мы приведем несколько методик, позволяющих оценить процессы и результаты развития личности учащегося.

Методики для изучения личности учащихся.

1. Недописанный тезис. (см. Приложение табл. 1)

Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

Инструкция: Вам даны листочки с тезисами. Они незакончены. Допишите, пожалуйста, эти тезисы так, как вы считаете нужным. На работу в вас только 1 – 2 минуты, поэтому пишите первое, что придет в голову.

На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру. По результатам педагог группирует мнения по следующим критериям: превалирование социальной ориентации или индивидуалистической позиции, моральных предпочтений или вещественно-предметной ориентации, агрессивность или доброжелательность и т.д.

2. Альтернативный тезис.

Данный метод может содержать множество высказываний и зависимости от целей опроса.

Цель: контроль за формированием мировоззренческих позиций.

Инструкция: На бланке даны тезисы, содержащие противоположные утверждения. Просмотрите их и подчеркните те, которые вы считаете верными.

Пример тезисов:

·        Дисциплина – это свобода.

·        Дисциплина – это неволя.

·        Счастье – это много творчества и борьбы.

·        Счастье – это много всего, чего хочется.

·        Учит жизни не книга, а опыт.

·        Учит жизни не опыт, а книга.

·        Один старик, умирая, говорил: «Я всю жизнь прожил без искусства, и от этого моя жизнь не была хуже».

·        Один старик, умирая, говорил: «Моя жизнь была наполнена искусством, и только поэтому она была для меня ценна и богата».

3. Самооценка.

Цель: определение характера самооценки подростка.

Методика проводится в два этапа, причем для проведения важно, чтобы испытуемый не знал, что будет делаться на втором этапе.

·        Первый этап. Учащимся предлагается список из 60 качеств, характеризующих личность, список учащиеся должны видеть перед глазами во время работы, и раздаются бланки протоколов (см. Приложение табл. 2).

Инструкция: выберите из списка 10-20 качеств, которыми на ваш взгляд должен обладать идеальный человек и запишите их в колонку «Идеал». В правую колонку «Антиидеал» - запишите самые неприятные качества, тоже не более 20. Качества в обеих колонках пронумеруйте и под списком проведите черту.

·        На втором этапе подросткам предлагается выбрать из колонок «Идеал» и «Антиидеал» качества, которые проявляются у них самих.

Если при обработке в результате деления своих положительных качеств на качества «Идеала» получилось число от 0,7 до 1, то самооценка завышенная, от 0,5 до 0,7 – адекватная, от 0 до 0,5 – заниженная.

В правой колонке в результате той же операции от 0 до 0,3 – пониженная самокритичность, от 0,3 до 0,5 – адекватная самокритичность, от 0,5 до 1 – повышенная самокритичность.

Если результаты обработки двух колонок резко отличаются – это свидетельствует о внутреннем конфликте личности или о несерьезном отношении к исследованию.

4. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах.

Для этого выдается бланк с предложенными вариантами целей совместной деятельности (см. Приложение табл. 3).

5. Сочинение.

Цель: мониторинг идеалов, интересов детей.

Детям предлагается написать небольшое сочинение за 30 минут на темы:

o   Самое радостное событие в моей жизни

o   Моя будущая семья

o   Интересный человек

o   Мой лучший друг

o   Что бы я сделал, если бы мог все.

o   Оправдывает ли цель любые средства?

o   Любовь – это…

o   Моя вера

o   Взрослые моими глазами.

6. Анкетирование: Моя семья.

Цель: выявить, каковы взаимоотношения в семье, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка.

Процедура: ответы на вопросы анкеты.

1.     Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

2.     В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?

3.     Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?

4.     Будешь ли ты строгим родителем?

5.     Будешь ли ты баловать своих детей? Как?

6.     Твоей дочери или сыну __ лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?

7.     Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

8.     Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или твой муж (жена)?

9.     Кто из родителей для тебя – образец для подражания?

10.                       Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер и братьев?

11.                       Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками и дедушками?

12.                      Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?

13.                       Сколько бы ты хотел иметь собственных детей и почему?

14.                       Смог бы ты усыновить чужого ребенка?

15.                       В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?

7. Анкетирование: Интересы и досуг.

Цель: выявить преобладающие личностные интересы подростка в сфере учебы и досуга.

Каждому раздаются бланки с вопросами и предлагается подчеркнуть ответы, которые соответствуют мнению подростка. В графе «другое» предлагается написать ответ, если таковой отсутствует в предложенных вариантах.

1. Я учусь, потому что:

Ø мне интересно

Ø этого требуют мои родители

Ø нужно для поступления в ВУЗ

2. Учиться необходимо, потому что:

Ø пригодится в жизни

Ø другое _________________________

3. Мне нравится учиться:

Ø всегда

Ø иногда

Ø никогда

4. Я хожу на занятия потому, что (выберите 2-3 утверждения):

Ø имею возможность общаться с друзьями

Ø там интересно

Ø там весело

Ø люблю свой коллектив

Ø нравятся педагоги

Ø близко от дома

5. Сколько времени в вас занимают домашние задания?

Выберите 1 утверждение:

Ø более 3 часов

Ø 2-3 часа

Ø 30 минут – 1 час

Ø 10-30 минут

Ø другое ________________

6. Что мешает хорошо выполнять домашние задания?

Выберите одну или несколько причин:

Ø лень, телефон, телевизор, друзья, музыка

Ø усталость

Ø неинтересность заданий

Ø оторванность предметов от жизни

Ø запущенность материала

Ø все равно не спросят

Ø несправедливость в оценке знаний

Ø плохие учебники

Ø слабое здоровье

Ø чтение художественной литературы

7. Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телепередач?

­­­­­­­­­­­­­­­________________________

8. Сколько времени вы гуляете?

________________________

9. Сколько времени занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?

________________________

10. Что входит в круг ваших обязанностей по дому?

________________________

11. Есть ли в вас дома любимый уголок?

________________________

12. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов?

________________________

13. Сколько времени уходит на спортивные занятия?

________________________

14. Сколько времени уходит на прослушание музыки?

________________________

15. Каким видом творчества вы занимаетесь и сколько на это уходит времени?

________________________

­­­­­­­­­Кроме этих предложенных методик имеет смысл проводить и диагностику деятельности воспитателя, с целью коррекции его деятельности, в зависимости от результатов диагностики подростков.

Методика для диагностики деятельности воспитателя.

Анкета для классных руководителей “Классный руководитель глазами воспитанников”

Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель — побудить классных руководителей “поставить” себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс “их” глазами.

Также ее можно предложить заполнить и учащимся, однако сделать это может лишь довольно уверенный в себе учитель, который не боится узнать о себе мнение собственных учеников.

Инструкция: Уважаемый классный руководитель, Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиций.

1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу?

с радостью;

с равнодушием;

с предчувствием неприятностей.

2. Как часто бывают у тебя в школе неприятности?

часто;

редко;

никогда.

3. Если неприятности все же бывают, то от кого они чаще всего исходят?

от учителей-предметников;

от классного руководителя;

от учеников твоего или другого класса.

4. Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем?

часто;

редко;

никогда.

5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

контролер за успеваемостью и дисциплиной;

“вторая мама”;

организатор досуга;

помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;

другое (укажите свой вариант).

6. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (ответ сформулируй сам)

____________________________________________________________ 

7. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя? (ответ сформулируй сам)

­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________________________ 

8. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (пожелание сформулируй сам)

_____________________________________________________________

9. Ты считаешь, что твой класс:

сплочен и дружен;

разбит на группы;

каждый живет сам по себе.

10. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?

____________________________________________________________

11. Что ты знаешь о своем классном руководителе (увлечения, мечты):

____________________________________________________________          

Заключение.

В заключении хотелось бы подвести некоторые итоги.

Во введении к работе мы наметили задачи, которые были выполнены в процессе написания работы. Так, мы осветили понятие воспитания, нашли, что результатом воспитания является личность, гармонично вписанная в общество. Нами были показаны известные стили родительского воспитания и возможные последствия использования этих стилей, а также перечислены педагогические парадигмы воспитания и предложено целесообразное использование их на практике. Через воспитание личности мы видим прямую связь результатов родительского и школьного воспитания, что нужно учитывать на практике классным руководителям и психологам.

Таким образом, мы выполнили главную цель нашей работы – мы показали влияние процесса воспитания на его результаты.

Во второй главе нами были предложены методики, позволяющие оценивать промежуточные результаты воспитания и, в зависимости от них, планировать дальнейшие воспитательные мероприятия.

В силу ограниченность учебной работы мы не смогли осветить весь объем методик, позволяющих оценивать воспитательную деятельность школы и влияния ее на личность ученика, но, с точки зрения автора, был обнаружен достаточный материал, при помощи которого можно получать эффективную обратную связь на свою деятельность.

Приложение.

 

Таблица 1.

ФИО _________________________________________________________ класс ________

Утверждение

Оценка (позитивная или

 негативная)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Хорошая жизнь — это ...

Быть человеком — значит ...

Самое главное в жизни ...

Нельзя прожить жизнь ...

Чтобы иметь друзей, надо ...

В хорошей школе ...

Когда есть свободное время, я ...

Музыка нужна, так как ...

Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...

Вывод:

Таблица 2.

ФИО _________________________________________________________ класс ________

№ п/п

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от 3 до 1 баллов

1

2

3

1

2

Интересное дело.

Возможность общения с разными людьми.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера

Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем

Вывод:

Таблица 3.

Идеал

Антиидеал

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

_____________________________

У меня

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

_______________________________

У меня

1.

2.

3.

4.

5.

Список использованной литературы:

1.     Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2.     Большая советская энциклопедия. http://slovari.yandex.ru/   Адрес в сети Интернет:  Обращение к документу 8.12. 2005 г.

3.     Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для вузов. М., 2003 г.

4.     Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986

5.     Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания по курсу. Новосибирск, 2004 г.

6.     Иванов С.И. Где ваш дом, дети? - Л.: Лениздат, 1990.-271 c.

7.     Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.

8.     Леви В. Нестандартный ребенок – С. Петербург, изд. “Питер”, 1993.

9.     Леви В. Искусство быть другим. – С. Петербург, изд. “Питер”, 1993.

10.                       Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Адрес в сети Интернет: http://slovari.yandex.ru/   Обращение к документу 7.12.2005.

11.                      Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. сост. Панченко Н. А. – «Учитель», Волгоград, 2005 г.

12.                       Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. в 2-х ч., Владос, М., 2003 г.


[1] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Адрес в сети Интернет: http://slovari.yandex.ru/   Обращение к документу 7.12.2005.

[2] Большая советская энциклопедия. http://slovari.yandex.ru/   Адрес в сети Интернет:  Обращение к документу 8.12. 2005 г.

[3] Леви В. Нестандартный ребенок – С. Петербург, изд. “Питер”, 1993. с. 50.

[4] Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания по курсу. Новосибирск, 2004 г. с. 36.

[5] Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания по курсу. Новосибирск, 2004 г. с. 37.

[6] Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996. с. 45.