Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Совершенствование бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики  3

2. Практическая часть. 27

Заключение. 49

Литература. 49

Введение

Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с преобладанием частной собственности на средства производства вызывает необходимость проведения соответствующих изменений и в надстроечных отношениях государства, которые в свою очередь, включают и систему бухгалтерского учета.

В настоящее время в связи с реформированием национальной системы бухгалтерского учета – приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории бухгалтерского учета являются особенно актуальными.

Теория бухгалтерского учета является общей основой организации системы бухгалтерского учета. Она рассматривает основополагающие приципы бухгалтерского учета, теоретические учетные категории, отвечающие современному уровню развития экономики.

Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования и анализа его деятельности.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность , но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия; устранять субъективность при принятии решений.

1. Совершенствование бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики

До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.

Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.[1]

Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета - основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.

Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10);

положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994 г. N 100).

В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию; на предприятиях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.

Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.

В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:

формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;

гармонизация стандартов на международном уровне;

оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:

законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства Российской Федерации);

формирование нормативной базы (стандартов);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество.

Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:

1) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;

2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;

3) разработать:

методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;[2]

типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

пересмотреть:

регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;

первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;

4) для улучшения кадрового обеспечения переработать программы обучения специалистов разных уровней:

начального (бухгалтер-счетовод);

среднего (бухгалтер-техник);

высшего (бухгалтер-экономист);

профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы).

Кроме того, должны постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, разрабатываться учебно-методическая литература, осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики;

5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.

В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.

Ряд положений Программы в области совершенствования методологического обеспечения системы бухгалтерского учета, обеспечения достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности и развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета конкретизированы письмом Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2001 г. N КА-П13-06573 "Меры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета". Данным письмом, например, предусмотрена разработка шести новых и переработка ряда уже имеющихся положений по бухгалтерскому учету.

Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.[3]

Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и призвана:

быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;

быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;

помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности;

обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы.

Концепция не заменяет никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.

Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм (в дальнейшем - организации).

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения.

Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, которые, однако, ни все вместе, ни по отдельности не противоречат цели бухгалтерского учета, определенной в разделе 3 Концепции.

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;[4]

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.[5]

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249. Главная задача в этой области заключается в привидении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС).

В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный банк Российской Федерации.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.[6]

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.

Российские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.[7]

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.

Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) - включение их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Федерации; сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.

Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО важен для последовательного и единообразного использования стандартов хозяйствующими субъектами и как результат сопоставимости финансовой информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных информационно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.

Применению в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском языке. В связи с этим необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.[8]

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.

К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:

а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;

г) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

д) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

е) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

ж) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:

а) представление и защита интересов профессионального сообщества;

б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;

г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;

д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;

з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;

к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.

Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов целесообразно осуществить через специальный орган из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; МСФО в процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском языке, включая глоссарий терминов.[9]

Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике; законодательству Российской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации; МСФО; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.

В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-общественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационной формы участия профессионального сообщества в процессе принятия стандартов (в частности, наделении соответствующими функциями негосударственного органа).

Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.[10]

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.[11]

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

При определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области должно быть обращено особое внимание:

а) на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;

б) на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;

в) на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.п.;

г) на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;

д) на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

е) на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;

ж) на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.

Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:

а) переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике;

б) мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов;

в) разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;

г) обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации);

д) разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;

е) обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.

Реализация Концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. В период 2004-2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции.

2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов*, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.[12]

2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

2. Практическая часть

Организация производит женский (продукция А) и мужской (продукция Б) трикотаж.

Заготовление материалов учитывается на счете 10 «Материалы», счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» не применяются. А текущем учете движение материалов отражается по их учетной стоимости, а в конце месяца учетная стоимость доводится до фактической себестоимости через отклонения. Отклонения от учетной стоимости учитываются по субсчетам 10/1 и 10/6, другие субсчета к счету 10 на предприятии не используются. Списание отклонений производится по их среднему проценту к стоимости оприходованных материалов по учетным ценам.

По данным ведомости остатков на 1 августа 2003г. Необходимо открыть синтетические счета, к счету 10 «Материалы» - субсчета 10/1 «Сырье и материалы» и 10/6 «Прочие материалы», а к счетам 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» - аналитические счета.

Записать все хозяйственные операции за август 2003г. В журнале регистрации, сделав необходимые расчеты сумм, где это требуется.

На основании данных журнала регистрации хозяйственных операций отразить операции на синтетических и аналитических счетах, субсчетах, подсчитать по ним обороты и сальдо на 1 сентября 2003г.

Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам за август 2003г.

Составить баланс на 1 сентября 2003г.

Ведомость остатков по счетам на 01.08.2003г., тыс. руб.

Шифр

Наименование счета

Дебет

Кредит

01

Основные средства

12454600000

02

Амортизация основных средств

1316050000

58

Финансовые вложения

500000000

08

Вложения во внеоборотные активы

920000000

04

Нематериальные активы

698000000

05

Амортизация нематериальных активов

94000000

10

Материалы

4628300000

10/1

Сырье, материалы по учетной стоимости

10/6

Прочие материалы по учетной стоимости

20

Основное производство

3106800000

20/1

Незавершенное производство по продукции А

20/2

Незавершенное производство по продукции Б

97

Расходы будущих периодов

120000000

43

Готовая продукция. В том числе:

Продукция А – 186 шт., 252000 тыс. руб.

Продукция Б – 95 шт., 168 000 тыс. руб.

420000000

50

Касса

18000000

51

Расчетный счет

16082000000

52

Валютный счет

54180000

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

1562000000

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

42000000

68

Расчеты по налогам и сборам

280100000

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

321200000

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

6424000000

71

Расчеты с подотчетными лицами

15300000

75

Расчеты с учредителями

1260000000

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

224100000

99

Прибыли и убытки

4323926000

91

Прочие доходы и расходы

2441500000

80

Уставный капитал

17000000000

82

Резервный капитал

140000000

84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

10024000000

83

Добавочный капитал

840000000

96

Резервы предстоящих расходов

74600000

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

500904000

Итого

42942780000

42942780000

Хозяйственные операции за август 2003г.

Журнал хозяйственных операций

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма

Дебет

Кредит

1

Счет-фактура.

Принят к оплате счет поставщика за поступившие на склад материалы, в том числе:

- сырье и материалы по учетным ценам – 1250000 руб., отклонения +20000 руб.

10/1

10

60

10/1

1270000

20000

2

Счет-фактура магазина, накладная-требование.

Поступили на склад прочие материалы, в том числе:

- от подотчетных лиц по учетным ценам – 4500 руб., отклонения + 400 руб.;

- отходы от производства продукции А по учетным ценам – 6200 руб., отклонения + 500 руб.

10/6

10

10/6

10

71

10/6

20

10/6

4900

400

6700

500

3

Лимитно-заборные карты.

Отпущены со склада сырье и материалы по учетным ценам на производство продукции:

А

Б

Итого

20А

20Б

10/1

10/1

1275000

360000

1635000

4

Справка бухгалтерии.

Списаны отклонения от учетной стоимости по сырью и материалам на производство продукции:

А

Б

Итого

20А

20Б

10

10

103403

29196

5

Лимитно-заборные карты.

Отпущены со склада прочие материалы по учетным ценам:

- на хозяйственные нужды основных цехов

-в ремонтно-механическую мастерскую

- на общехозяйственные нужды

- на строительство корпуса основного цеха

Итого

25

23

26

23

10/6

10/6

10/6

10/6

115400

120300

15200

130600

381500

6

Справка бухгалтерии.

Списаны отклонения от учетной стоимости по прочим материалам:

- на хозяйственные нужды основных цехов

-в ремонтно-механическую мастерскую

- на общехозяйственные нужды

- на строительство корпуса основного цеха

Итого

25

23

26

23

10

10

10

10

9359

9756

1235

10592

7

Приходный кассовый ордер.

Оприходованы в кассу наличные деньги, полученные с расчетного счета для выплаты заработной платы работникам за вторую половину июля 2003 г. и на командировки

50

51

6442000

8

Расходные кассовые ордера.

Выданы наличные деньги из кассы:

- в погашение задолженности по заработной плате

- под отчет на командировочные расходы

Итого

70

71

50

50

6424000

18000

6442000

9

Разработочная таблица. Табеля учета рабочего времени, наряды на сдельную работу, сменные рапорта.

Начислена и распределена по направлениям затрат заработная плата за август:

- рабочим за изготовление продукции А

- рабочим за изготовление продукции Б

- рабочим за строительство корпуса основного цеха

- административно-управленческому и обслуживающему персоналу основных цехов

- административно-управленческому персоналу организации, работникам общехозяйственных служб и складов

Итого

20А

20Б

23

25

26

70

70

70

70

70

3500000

2400000

960000

1900000

840000

9600000

10

Начислен единый социальный налог

Рабочим за изготовление продукции А

- на социальное страхование (4%)

- в пенсионный фонд (28%)

- по обязательному медицинскому страхованию (3,6)

Рабочим за изготовление продукции Б

- на социальное страхование (4%)

- в пенсионный фонд (28%)

- по обязательному медицинскому страхованию (3,6)

Рабочим за строительство корпуса основного цеха

- на социальное страхование (4%)

- в пенсионный фонд (28%)

- по обязательному медицинскому страхованию (3,6)

Административно-управленческому и обслуживающему персоналу основных цехов

- на социальное страхование (4%)

- в пенсионный фонд (28%)

- по обязательному медицинскому страхованию (3,6)

Административно-управленческому персоналу организации, работникам общехозяйственных служб и складов

- на социальное страхование (4%)

- в пенсионный фонд (28%)

- по обязательному медицинскому страхованию (3,6)

Итого

20А

20Б

23

25

26

69

69

69

69

69

1246000

854400

341760

676400

299040

11

Платежные поручения.

Перечислена с расчетного счета задолженность:

- поставщикам

- бюджету

- банку в погашение краткосрочного кредита

Итого

60

68

66

51

51

51

1800000

280100

130800

2210900

12

Выписка банка с валютного счета. Платежное поручение.

Перечислена задолженность зарубежному поставщику

60

52

15050

13

Счета поставщиков. Расчет-распределение затрат энергоресурсов.

Приняты к оплате счета «Энергосбыта» и «Водоканалтреста» за потребленные электроэнергию и воду:

- оборудование основных цехов

- на хозяйственные нужды основных цехов

- на общехозяйственные нужды

-в ремонтно-механическую мастерскую

Итого

20

25

26

23

60

60

60

60

6592000

250000

135000

150000

7127000

14

Расчет амортизации основных средств, эксплуатируемых в:

- основных цехах, цеховых, кладовых

- общехозяйственных службах, отелях, складах

ремонтно-механической мастерской

Итого

20

26

23

02

02

02

1020000

90000

170000

1280000

15

Справка бухгалтерии.

Начислена амортизация нематериальных активов, используемых общехозяйственными службами

26

05

13400

16

Приходный кассовый ордер.

Оприходованы в кассу наличные деньги, полученные с расчетного счета для выдачи аванса работникам за первую половину августа

50

51

4520000

17

Расходный кассовый ордер.

Выдан аванс работникам организации за первую половину августа

70

50

4520000

18

Авансовые отчеты.

Списаны расходы на командировки, связанные с управлением организации

25

71

20000

19

Акт (накладная) .

Приходуются основные средства, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал

75

08

01

80

75

08

870000

20

Разработочная таблица.

Произведены удержания из заработной платы, начисленной работникам за август:

- подоходный налог

- алиментов

Итого

70

70

68

76

790000

75000

865000

21

Справка бухгалтерии.

Начислен резерв предстоящих расходов и платежей (ремонтный фонд на ремонт оборудования основных цехов)

20

96

600000

22

Счет ОАО «Минскремстрой».

Принят к оплате счет подрядной организации за работы по ремонту оборудования основных цехов

20

60

45000

23

Разработочные таблицы.

Распределены и списаны затраты ремонтно-механической мастерской на услуги по ремонту:

- оборудования основных цехов

- инвентаря общехозяйственного назначения

Итого

20

23

720000

240000

24

Справка бухгалтерии.

Распределены и списаны общепроизводственные расходы на производство продукции:

- А

- Б

Итого

20А

20Б

25

25

950000

950000

25

Справка бухгалтерии.

Распределены и списаны общехозяйственные расходы на производство продукции:

- А

- Б

Итого

20А

20Б

26

26

420000

420000

26

Товарные накладные.

Приходуется на склад изготовленная продукция по фактической себестоимости (примечание: остаток незавершенного производства на 1 сентября по продукции А – 2750400 руб., по продукции Б – 460300 руб.)

А – 10900 шт.

Б – 5415 шт.

Итого

43А

43Б

20А

20Б

2598944003

517153296

27

Товарно-транспортные накладные.

Отгружена покупателям продукция по фактической себестоимости:

А – 10400 шт.

Б – 5100 шт.

Итого

90

90

43А

43Б

2479726388

487069586

28

Счет автохозяйства.

Принят к оплате счет за доставку готовой продукции до станции отправления

44

60

63000

29

Выписка банка с расчетного счета. Платежные требования, платежные поручения.

Поступили на расчетный счет:

- выручка за отгруженную продукцию

- задолженность разных организаций-дебиторов

Итого

51

51

62

66

29343000

90800

29433800

30

Справка бухгалтерии.

Списана фактическая себестоимость реализованной продукции:

А – 9100 шт.

Б – 4600 шт.

Итого

90

90

43А

43Б

-2169760590

-439317666

31

Справка бухгалтерии.

Списаны расходы, связанные с продажей продукции

90

44

63000

32

Расчет налогов в бюджет.

Начислена задолженность бюджету по налогам с выручки (НДС, акцизы)

90

68

4065000

33

Справка бухгалтерии.

Списан финансовый результат от реализации готовой продукции

90

99

361845720

34

Расчет налогов в бюджет.

Начислен налог на прибыль

99

68

86842973

Дт

01

Кт

Дт

02

Кт

 

12454600000

 

 

 

 

1316050000

 

870000

 

1020000

 

 

90000

 

 

 

 

 

 

170000

 

 

870000

 

 

 

 

1280000

 

12455470000

 

1317330000

Дт

05

Кт

Дт

08

Кт

 

 

94000000

 

 

920000000

 

 

 

13400

870000

870000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

13400

 

 

870000

870000

 

 

94013400

920000000

Дт

20

Кт

 

3106800000

 

 

6592000

6700

1020000

2598944003

600000

517153296

45000

720000

240000

1275000

103403

3500000

Дт

23

Кт

1246000

 

 

 

 

950000

120300

720000

420000

9756

240000

360000

960000

933008

29196

130600

2400000

10592

854400

341760

950000

150000

420000

170000

933008

 

1893008

1893008

 

1071159

0

553873

 

24283039

3116103999

 

14979040

Дт

25

Кт

Дт

26

Кт

 

 

 

 

 

 

 

 

115400

950000

15200

420000

9359

950000

1233

420000

1900000

1071159

840000

553873

676400

299040

250000

135000

20000

90000

 

2971159

2971159

 

13400

0

 

1393873

1393873

 

0

Дт

45

Кт

Дт

50

Кт

 

 

 

 

 

18000000

 

 

2479726388

2966795974

6442000

6424000

487069586

4520000

18000

 

 

4520000

 

 

 

 

 

 

 

 

2966795974

2966795974

 

 

0

 

 

 

 

 

10962000

10962000

 

18000000

Дт

52

Кт

Дт

58

Кт

 

54180000

 

 

 

500000000

 

 

 

15050

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15050

 

 

0

0

 

54164950

500000000

Дт

62

Кт

Дт

66

Кт

 

 

42000000

 

 

 

500904000

 

 

29343000

130800

90800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29343000

 

 

130800

90800

 

 

71343000

 

500864000

Дт

69

Кт

Дт

70

Кт

 

 

321200000

 

 

 

6424000000

 

 

1246000

6424000

3500000

 

854400

4520000

2400000

 

341760

790000

960000

 

676400

75000

1900000

 

 

299040

 

 

840000

 

 

3417600

 

 

11809000

9600000

 

 

324617600

 

6421791000

Дт

75

Кт

Дт

76

Кт

 

1260000000

 

 

 

224100000

 

 

870000

870000

 

75000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

870000

870000

 

 

0

75000

 

1260000000

224025000

Дт

82

Кт

Дт

83

Кт

 

 

140000000

 

 

 

840000000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

 

 

0

0

 

 

140000000

 

840000000

Дт

91

Кт

Дт

96

Кт

 

2441500000

 

 

 

 

74600000

 

 

 

600000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

 

 

0

600000

 

2441500000

 

75200000

Дт

99

Кт

Дт

90

Кт

 

 

4323926000

 

 

 

 

 

86842973

-2169760590

361845720

361845720

-439317666

 

63000

 

4065000

 

2479726390

 

 

 

 

 

487069586

 

 

 

448688693

0

 

 

361845720

361845720

 

 

3875237307

0

0

Дт

04

Кт

Дт

43

Кт

 

698000000

 

 

 

420000000

 

 

 

2598944003

2479726388

 

517153296

-2169760590

 

 

 

 

 

-439317666

 

0

0

 

 

487069586

698000000

 

3116097299

357717718

 

3178379581

Дт

10

Кт

 

4628300000

 

 

20000

103403

400

29196

Дт

44

Кт

500

9359

 

 

 

 

1270000

9756

63000

63000

4900

1235

 

6700

10592

 

 

20000

 

 

1275000

 

 

 

 

 

360000

 

63000

63000

 

 

400

0

 

500

 

115400

 

120300

 

15200

Дт

51

Кт

 

130600

 

16082000000

 

 

 

1302500

2200941

 

29343000

6442000

4627401559

90800

1800000

 

280100

 

130800

 

4520000

Дт

80

Кт

 

29433800

13172900

 

 

 

17000000000

 

16098260900

 

870000

 

 

 

 

 

 

 

Дт

60

Кт

 

0

870000

 

 

 

1562000000

 

 

17000870000

1800000

1270000

15050

6592000

 

250000

Дт

84

Кт

 

135000

 

 

10024000000

 

 

150000

 

 

45000

 

 

63000

 

 

1815050

8505000

 

 

 

1568689950

 

 

 

 

 

0

0

 

 

10024000000

Дт

68

Кт

 

 

280100000

 

Дт

97

Кт

280100

790000

 

120000000

 

 

 

4065000

 

 

86842973

 

 

 

 

 

 

 

 

 

280100

91697973

 

 

 

 

 

 

371517873

 

0

0

 

120000000

Дт

71

Кт

 

15300000

 

 

18000

4900

 

20000

 

18000

24900

 

15293100

10/1

Дебет (приход)

Кредит (расход)

Номер опера-ции

По учетной стоимо-сти

Откло-нения

Факти-ческая себе-стои-мость

Номер опера-ции

По учетной стоимо-сти

Откло-нения

Факти-ческая себе-стои-мость

Сальдо на 01.08

3638300000

250000000

3888300000

 

 

 

 

1

1250000000

20000000

1270000000

2

1275000

103403

1378403

 

 

 

 

3

360000

29196

389196

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обороты за август

1250000000

20000000

1270000000

Обороты за август

1635000

132599

1767599

Итого с остатком на начало месяца

4888300000

270000000

5158300000

 

1635000

132599

1767599

Сальдо на 01.09

4886665000

269867402

5156532402

 

 

 

 

10/6

Дебет (приход)

Кредит (расход)

Номер опера-ции

По учетной стоимо-сти

Откло-нения

Факти-ческая себе-стои-мость

Номер опера-ции

По учетной стоимо-сти

Откло-нения

Факти-ческая себе-стои-мость

Сальдо на 01.08

680800000

59200000

740000000

 

 

 

 

1

4500

400

4900

3

115400

9359

124759

2

6200

500

6700

4

120300

9756

130056

 

 

 

 

5

15200

1233

16433

 

 

 

 

6

130600

10592

141192

Обороты за август

10700

900

11600

Обороты за август

381500

30940

412440

Итого с остатком на начало месяца

680810700

59200900

740011600

 

381500

30940

412440

Сальдо на 01.09

680429200

59169960

739599160

 

 

 

 

Производство продукции А

Дебет

Кредит

Номер операции

Сумма, руб.

Номер операции

Сумма, тыс. руб.

НЗП на 01.08

2594200000

 

 

1

1275000

7

2598944003

2

103403

 

 

3

3500000

 

 

4

1246000

 

 

5

950000

 

 

6

420000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обороты за август

7494403

Обороты за август

2595944003

НЗП на 01.09

2750400

 

 

Производство продукции Б

Дебет

Кредит

Номер операции

Сумма,  руб.

Номер операции

Сумма, тыс. руб.

НЗП на 01.08

512600000

 

 

 

360000

 

517153296

 

29196

 

 

 

2400000

 

 

 

854400

 

 

 

950000

 

 

 

420000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обороты за август

5013596

Обороты за август

517153296

НЗП на 01.09

460300

 

 

Продукция А

Дебет (приход)

Кредит (расход)

Номер операции

Количество, шт.

Себестоимость единицы, руб.

Сумма, тыс.руб.

Номер операции

Количество, шт.

Себестоимость единицы, руб.

Сумма, тыс.руб.

Сальдо на 01.08

186

1354839

252000000

 

 

10900

238435

2598944003

 

10400

238435

2479726388

 

 

 

 

 

-9100

238435

-2169760590

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обороты за август

10900

 

2598944003

Обороты за август

1300

 

309965798

Итого с остатком на начало месяца

11086

 

2850944003

 

1300

 

309965798

Сальдо на 01.09

9972

 

2540978205

 

 

 

 

Продукция Б

Дебет (приход)

Кредит (расход)

Номер операции

Количество, шт.

Себестоимость единицы, руб.

Сумма, тыс.руб.

Номер операции

Количество, шт.

Себестоимость единицы, руб.

Сумма, тыс.руб.

Сальдо на 01.08

95

1768421

168000000

 

 

 

 

 1

5415

95504

517153296

 2

5100

95504

487069586

 

 

 

 

 3

-4600

95504

-439317666

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обороты за август

5415

 

517153296

Обороты за август

500

 

47751920

Итого с остатком на начало месяца

5510

 

685153296

 

500

 

47751920

Сальдо на 01.09

5010

 

637401376

 

 

 

 

Код синтетического счета

Остатки на начало месяца

Обороты за месяц

Остатки на конец месяца

Д

К

Д

К

Д

К

01

12454600000

 

870000

 

12455470000

 

02

 

1316050000

 

1280000

 

1317330000

04

698000000

 

 

 

698000000

 

05

 

94000000

 

13400

 

94013400

08

920000000

 

870000

870000

920000000

 

10

4628300000

 

1302500

2200941

4627401559

 

20

3106800000

 

24283039

3116103999

14979040

 

23

 

 

1893008

1893008

 

 

25

 

 

2971159

2971159

 

 

26

 

 

1393873

1393873

 

 

43

420000000

 

3116097299

357717718

3178379581

 

44

 

 

63000

63000

 

 

45

 

 

2966795974

2966795974

 

 

50

18000000

 

10962000

10962000

18000000

 

51

16082000000

 

29433800

13172900

16098260900

 

52

54180000

 

 

15050

54164950

 

58

500000000

 

 

 

500000000

 

60

 

1562000000

1815050

8505000

 

1568689950

62

 

42000000

 

29343000

 

71343000

66

 

500904000

130800

90800

 

500864000

68

 

280100000

280100

91697973

 

371517873

69

 

321200000

 

3417600

 

324617600

70

 

6424000000

11809000

9600000

 

6421791000

71

15300000

 

18000

24900

15293100

 

75

1260000000

 

870000

870000

1260000000

 

76

224100000

 

 

75000

224025000

 

80

 

17000000000

 

870000

 

17000870000

82

 

140000000

 

 

 

140000000

83

 

840000000

 

 

 

840000000

84

 

10024000000

 

 

 

10024000000

90

 

 

361845720

361845720

 

 

91

2441500000

 

 

 

2441500000

 

96

 

74600000

 

600000

 

75200000

97

120000000

 

 

 

120000000

 

99

 

4323926000

448688693

0

 

3875237307

Итого

42942780000

42942780000

6982393015

6982393015

42625474130

42625474130

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена тема совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.

В последние годы в методологии и организации бухгалтерского учета в Российской Федерации произошли существенные изменения. Действующий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет осуществлять учет многих категорий рыночной экономики (материальных активов, финансовых вложений, уставного и добавочного капитала и т.д.)

Существенно изменены состав, структура, содержание и формы бухгалтерской отчетности. Она в значительной мере соответствует международным требованиям.

Литература

1.     Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности с комментариями. – М.: «Высшая школа», 2002.

2.     Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – М.: Экспертное Бюро М, 2002г.

3.     Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. – М.: «Бухгалтерский учет», 2002г.

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра – М, 2002г.

5.     Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

6.     Захарьев В.Р. Теория бухгалтерского учета. – М.: Форум – Инфа – М, 2002.

7.     Куттер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. – М.: Экспертное Бюро М, 2001.

8.     Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.

9.     Бухгалтерский учет. Журнал.

10.                       Главный бухгалтер. Журнал.


[1] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.54

[2] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.57

[3] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.60

[4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.68

[5] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.70

[6] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.73

[7] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.78

[8] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.80

[9] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, с. 94

[10] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, с. 105

[11] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, с.108

[12] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, с.112