Содержание

1. Экономические воззрения Ломоносова.................................................. 4

2. Новая историческая школа в Германии (70-е г.г. XIX в.): Г. Шмоллер        14

3. А. Пигу об экономических функциях государства............................. 18

Список использованной литературы....................................................... 21

1. Экономические воззрения Ломоносова

Россия XVII-XVIII вв. –это эпоха начала процесса первоначального накопления капитала. В результате усиления специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения, формируется всероссийский рынок и единое экономическое пространство. Изменения в экономической жизни обусловили появление экономических теорий, содержащих определенные программы, направленные на преобразование хозяйства и ускорение его развития.

Российские экономисты этого периода, как правило, были советниками государей, составляли записки по вопросам экономической политики, предполагали проекты переустройства.

Таким образом, в данном разделе будут рассмотрены экономические воззрения М.В. Ломоносова.

Важное место в истории русской экономической мысли занимают экономические воззрения великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), изложенные им в разных произведениях. Об интересе М.В. Ломоносова к истории экономических идей говорят многочисленные факты и деяния. Так, по его поручению в 1752 г. с рукописи Посошкова И.Т. "Книга о скудости и богатстве" была снята копия. Ломоносов перевел на русский язык трактат И.Х. Ней-денбурга "Лифляндский сельский хозяин", в котором изложены методы и способы увеличения доходов от сельского хозяйства.

Ломоносов был сторонником издания в России экономической газеты, где бы публиковалась информация об отечественном производстве, торговле, состоянии сельского хозяйства, урожаях и т.д. Предполагал Ломоносов и составление "Экономического лексикона российских продуктов", представляющего собой справочник сведений о районах производства товаров, их количественных и качественных характеристиках, перевозках, ценах и др.

М.В. Ломоносова признают основоположником экономической статистики и экономической географии в России.

Подготавливая "Российский атлас", он в 1760 г. организовал "академическую анкету" для сбора статистических данных, характеризующих отдельные районы России и всю страну в целом. В этой анкете было 30 вопросов о многообразных сведениях о городах и уездах.

В экономических взглядах Ломоносова нашло отражение отношение ученого к труду Петра I – великий ученый ставил своей целью защиту деяний великого реформатора.

В экономической позиции Ломоносова прослеживаются определенные элементы меркантилизма, что выражалось в защите идеи активного торгового баланса. Он уделял внимание развитию торговли, считал внешнюю торговлю одним из факторов богатства и благосостояния страны, причем развиваться она должна за счет отечественного производства, которое призвано удовлетворять не только внутренние потребности, но и иметь ресурсы для экспорта. Отстаивал свободу развития внутренней торговли и оценивал как одно из существенных достижений царствования Елизаветы Петровны отмену таможенных внутренних пошлин. М.В. Ломоносов выступал за активное участие государства в развитии внешней торговли – оно должно поощрять экспорт и ограничивать импорт. Поэтому он ставил в заслугу Петру I введение протекционистского тарифа 1724 г. и создание торгового флота (морского судоходства), содействовавшего превращению России в торговую державу. Но, по мнению Ломоносова, экспорт должен развиваться при наличии "избытков", что было отличием от взглядов меркантилизма.

Хотя Ломоносов и был близок к позиции меркантилистов,, но в отличие от них он видел богатство страны не только в накоплении денег и благородных металлов, а в изобилии предметов потребления, т.е. в уровне благосостояния народа, удовлетворении материальных потребностей населения. Он не только защищал развитие торговли, но и отстаивал обеспечение экономической независимости и политической самостоятельности России за счет развития промышленности. Особое внимание он уделял металлургии, основе внутреннего богатства, развитию горнорудной промышленности.

Он был против однобокого развития экономики. Уделял Ломоносов внимание и развитию производительных сил сельского хозяйства. Он внес вклад в рождение в России сельскохозяйственной науки; выступил автором проекта создания в России Вольного экономического общества (учреждено в 1765), сыгравшего затем большую роль в распространении научных знаний в области земледелия и промышленности. Практические требования промышленности он положил в основу своих научных изысканий по геологии, минералогии, химии.

Ломоносов, как и меркантилисты, был сторонником роста народонаселения.

В письме к Первому куратору Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову (1761 г.) он изложил план своей работы по общественно-политическим и экономическим вопросам, который явился первым русским трактатом о политике народонаселения.

Основная его мысль в том, что многочисленное трудоспособное население – необходимое условие экономического развития, а сохранение российского народа и увеличение его численности – забота государства.

Русская академия наук была учреждена Петром I 22 января 1724 г. В составленном по его указанию проекте в первую очередь было оговорено, что Академия должна стать "не только местом, где науки "обретаются", но и мощным просветительским центром, распространявшим знания по всей стране". В качестве основной задачи перед приглашаемыми академиками-иностранцами ставилась подготовка в кратчайшие сроки русских специалистов, способных приступить к обучению всем наукам, а не осуществление научных изыскании. К открытию Академии паук (27 декабря 1725 г.) была сформирована огромная по тем временам библиотека, состоявшая из личных книжных собраний Петра, царевны Наталии Алексеевны, Брюса, графа Строганова и др. Постепенно из специально присылаемых чучел животных, минералов, раковин, старинного оружия, монет, предметов искусства формировались академические музеи, со временем получившие мировую славу. В качестве наследия Петра I в ведение Академии перешли экспедиции, снаряженные для изучения страны.

Петербургская академия наук с первых дней своего существования во многом превосходила лучшие европейские академии. Свободная от балласта средневековых догм она была нацелена на решение вопросов естествознания, привлекла к себе выдающихся ученых того времени, среди которых такие исследователи, как Л. Эйлер, братья Бернулли, А.К. Нартов, академик Бильфингер, B.C. Tpедиаковский и прежде всего М.В. Ломоносов.

Самобытный талант М.В. Ломоносова, его многогранная деятельность наиболее точно отражают внутреннюю научную жизнь Петербургской академии, ее направленность не только на продолжение научных изысканий, но и на решение важнейших экономических и культурных задач, встававших перед Россией в то время.

Интерес Ломоносова к экономическим проблемам совпал с одним из положений проекта об учреждении Академии наук и художеств, утвержденного Петром I: "Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится". Тем самым предусматривалось существование экономии как отрасли науки и учебной дисциплины.

Основой экономических воззрений Ломоносова стало видение России как самобытного образования с богатой культурой (а не отсталого придатка западных держав), которое должно развиваться в направлении формирования сильного государства, проводящего последовательную экономическую политику. Его исходная позиция в данной области была четко сформулирована: "Благополучие, слава и цветущее состояние государства от трех источников происходит. Первое - от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе - от победоносных действий против неприятеля, с заключением придаточного и славного мира, третье - от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество". При этом ученый разрабатывал готовые для реализации государственными органами методики, использование которых было целесообразно для укрепления экономического потенциала страны.

Процветание России Ломоносов связывал в первую очередь с расширением экономических функций государства (основываясь исключительно на самодержавии). В правильности данного подхода его укрепляло в первую очередь изучение истории XVIII века и в частности деятельности Петра I, все реформы которого, касающиеся промышленности, торговли, наук, просвещения, строительства флота, были проведены "сверху", а при необходимости жестко насаждались силой.

Специальных трудов по экономике у Ломоносова немного, что значительно затрудняет изучение экономических воззрений великого ученого. Вместе с тем исследования по экономическим вопросам содержатся в его философских, исторических, географических и литературных трудах.

Из геологических работ. Возьмем поначалу его обширный труд "Первые основания металлургии или рудных дел" (1763 г.). Здесь геология обретает задачу: обнаружить "минералы в обществе потребные, которые промыслы могут принести не последнюю прибыль" и чтобы соотечественники "вяще вникнули разумом и рачением в земные недра, к большому приращению государственной пользы".

В пространном российском государстве, рассуждал ученый, должно быть великое множество разных минералов. "Примеров имеем довольно в Сибири (под ней в те времена понимался и Урал - авт.) ... и в других местах". Да, великий ученый проявлял большой интерес к Уралу, его "натуре" - недрам и богатствам, а значит, его хозяйству, экономике. И, возможно, предугадывал, что когда-нибудь Урал в этом смысле станет опорным краем державы...

Из географических работ. В марте 1758 г. президент Петербургской академии наук К.Г. Разумовский назначает Ломоносова главой Географического департамента (взамен акад. Г.Ф. Миллера). На новом поприще ученый приступает, кроме других дел, к организации углубленного обследования страны. Ломоносов участвовал в подготовке "Инструкции географическому департаменту", в задачу которой вводило издание нового исправнейшего "Российского атласа". Под его руководством были составлены так называемые географические запросы во все губернии и провинции с 30 пунктами-вопросами, добрая половина которых наполнена экономическим содержанием (о промышленности, сельском хозяйстве, промыслах, торговле, путях сообщения). Ломоносов рассчитывал, что от атласа "неотменно воспоследует не только российской географии превеликая польза, но и экономическому содержанию всего государства сильное вспомоществование".

Многие географические работы ученого также имеют экономическую направленность, в частности "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию". Основная цель исследования - проложить торговый путь из Архангельска в Тихий океан. Автор использует комплекс добытых данных - географических, археологических, физических, химических и экономических. Отмечается, например, что Россия, "простираясь по великой обширности ... земли", испытывает трудности "купеческого сообщения с восточными народами" и что "все сии трудности прекращены быть могут морским северным ходом".

Свои теоретические изыскания в этой области Ломоносов дополняет практическими предложениями, изложенными в работе "Примерная инструкция морским командующим офицерам, отправляющимся к поискам пути на Восток Северным Сибирским океаном". Но данный проект выходил за рамки реальных возможностей тех времен. И только в 30-е годы XX в. в Советском Союзе была осуществлена эта идея: созданный Северный морской путь стал действующей водной магистралью, проложенной к Дальнему Востоку. Вместе с ним осваивался и Север России.

Заслуживает внимания записка Ломоносова о "Географических экспедициях" (сентябрь 1760 г.). Он считал необходимым снаряжение академических экспедиций, которые позволили бы составить политическое и экономическое описание России.

Из социального трактата. Известно, что экономика любой страны тесно связана с социальной ситуацией. Эти связи можно проследить на примере одного трактата, говоря конкретнее, письма Ломоносова к своему покровителю Ивану Ивановичу Шувалову. Оно вошло в историю под названием "О сохранении и размножении российского народа" (от 1 ноября 1761 г.).

В нем весьма полно раскрыто социально-экономическое положение России, перед которой тогда стояло немало проблем: сохранение российского народа, истребление праздности, исправление нравов, народное просвещение, охрана здоровья, улучшение земледелия, умножение внутреннего изобилия, в конечном счете повышение уровня жизни. А основная идея письма выражена следующим тезисом: "Немало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной его обитателей... Умножается народ, и доходы прирастают".

Вообще необходимо отметить, что мысли и рекомендации М.В. Ломоносова весьма оригинальны и практичны, они не только имели важное государственное значение, но и были проникнуты подлинным гуманизмом. Хотя далеко не все мероприятия в тогдашних условиях могли быть осуществлены, они сыграли свою мобилизующую роль и получили дальнейшее развитие в трудах русских ученых.

Из экономических работ. В научном спектре ломоносовских сочинений, писем и документов вопросы экономии занимают особое место. Прежде всего они имеют приоритетное значение для судеб России.

Интерес представляет ломоносовский проект, составленный в 1763 г., под названием "Экономический лексикон российских продуктов...". Задумывался "Лексикон" как справочное пособие для купечества и торгующего дворянства. Запрашивались с мест сведения о каждом продукте (местность, где продукт родился или производится, его количество и качество ("доброта"), его потребление на месте или продажа, пути продвижения продукта, продажная цена). Ломоносов при этом отмечал, что "материалы к совершению сего дела ... имеем в географических ответах, о которых в скором получении крайне стараться должно". Поступившие данные, оформленные в виде книги, должны были дать ориентир заинтересованному лицу в отыскании ("для удобнейшего на карте сыскания") необходимого продукта (товара).

Надо сказать, что затребованный материал собирался порой медленно, растягиваясь на несколько лет. В ряде случаев поступали неполные данные. Характерно, что после смерти Ломоносова сведения для "Экономического лексикона ..." продолжали поступать в Академию наук. Несмотря на то, что сам "Лексикон" так и не был составлен, собранные материалы в целом представляли собой большую ценность.

Ломоносова интересовали не только промышленность и торговля, но и сельское хозяйство, тем более что еще в эпоху Петра I в эту отрасль начали вводить новшества: новые культуры (табак, виноград, лекарственные травы), уборка хлеба серпом заменилась косьбой, разводились новые породы скота. Одним из проектов ученого, касающимся сельского хозяйства, является "Мнение о учреждении Государственной Коллегии (сельского) земского домоустройства". Этот документ (к сожалению, незавершенный) содержит план, можно сказать, проект организации задуманного учреждения - специальной коллегии, предназначенной прежде всего для изучения как сельского хозяйства, так и самого сельского населения. И опять-таки изложение подкрепляется целым набором конкретных предложений, направленных па улучшение сельского хозяйства по всей стране. В документе отражена забота о развитии земледелия, лесов, дорог и каналов, отмечается значение ремесел в деревне, автор призывает изучать иностранную сельскохозяйственную литературу и учитывать предложения от лиц, занимающихся сельским хозяйством. Для связи же с провинцией считается целесообразным иметь на местах корреспондентов. Должна предусматриваться и опытная база - участок с разными почвами, обрабатываемый крестьянским трудом. По содержанию и направленности запроектированное учреждение явилось прообразом будущего Вольного экономического общества (ВЭО), созданного по приказу Екатерины Великой через несколько месяцев после смерти автора проекта для поощрения в России земледелия и домостройства, отечественного производства (в том числе горного дела и металлургии) и внутренней торговли (в отличие от меркантилистов, ратовавших за внешнюю торговлю). Деятельность именно в этих областях (особенно в земледелии и производстве) экономической жизни страны М.В. Ломоносов считал главными источниками богатства.

Особое внимание в те годы требовали к себе лесоводство, рыболовство и коневодство. Всеми этими вопросами стали заниматься помещики-дворяне, для которых весьма кстати пришелся ломоносовский перевод с немецкого сочинения "Лифляндская экономия". Рассматриваемые в данной работе вопросы (о должности крестьянской вообще, труде крестьянском на каждый месяц; об усадьбе, о пахотной работе; разности земель, семенах, времени сева, скоте и птице и др.) характеризовались сугубо сельскохозяйственной направленностью и имели огромное практическое значение.

Как считают российские ученые, текст переведенной работы соответствовал взглядам Ломоносова-ученого в области экономики, особенно сельского хозяйства. Причем Ломоносов-переводчик не ограничился механическим изложением, а привнес в работу свое понимание вопроса о строении хозяйства.

Ратовал Ломоносов и за распространение экономический знаний, чему должна была способствовать издательская деятельность. Вот что он писал по данному поводу: "По примеру других государств весьма полезно быть рассуждаю, чтобы учредить при Академии наук печатание внутренних Российских ведомостей, которые бы в государственной экономии и приватных людей, а особливо в купечестве приносили пользу отечеству сообщением знания о внутреннем состоянии государства, в чем где избыток или недостаток, например, плодородия хлеба или недороду, о вывозе и привозах товаров или припасов и многих других недрах подобных...".

Наиболее ярко, пожалуй, воплотились экономические и художественные идеи Ломоносова в создании заводского производства (Усть-Рудницкая фабрика). К сожалению, в рамках рассмотрения экономических проблем многие специалисты почему-то обходят эту сторону деятельности ученого. По мнению одних исследователей ломоносовского наследия, эта фабрика была связана с мозаичными работами, другие же рассматривали ее как коммерческое предприятие, источник дохода от технологической химической лаборатории.

Видимо, фабрика эта должна быть отнесена к сфере истоков русской техники и рассматриваться в качестве реализации всех его лабораторных трудов как дополнительный фактор широчайшей деятельности ученого. В середине XVIII в., как известно, наблюдался рост промышленности, и Ломоносов стремится практически применить добытые наукой знания, в данном случае промышленное использование готовой рецептуры цветного стекла. И в 1752 г. Сенат разрешил учредить фабрику разноцветных стекол - по сути, совершенно новое для России предприятие.

Обозревая работы Ломоносова  в области экономики и по смежным вопросам, можно сказать, что его идеи, замыслы, планы, сочинения (помимо точных, естественных, исторических наук и литературных трудов) обращены к изучению хозяйства России в самом широком спектре. Для пользы общества была выработана целостная экономическая политика государства, сопровождаемая комплексом практических рекомендаций. Многие программы весьма обширны, а порой и грандиозны по своим масштабам. Это ему, Ломоносову, мы обязаны появлением дисциплины "Экономическая география",.то есть науки, "соединенной с знанием государственной экономии", как отмечал он.

В своей научной деятельности М.В. Ломоносов придерживался традиций русской экономической школы, существенно расширил и подкрепил ее, несмотря на то, что многие важные труды не возымели существенного воздействия на современников. Однако экономические идеи, заложенные в трудах великого ученого, и в наши дни подлежат дальнейшему осмыслению


Список использованной литературы

                    Астафуров В.И. М.В. Ломоносов – М.: 1985.

                    Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова – М.: 1961.

                    Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге – ЛО.: 1981.

                    Карпеев Э.П. М.В. Ломоносов – великий русский ученый-энциклопедист (К 275-летию со дня рождения) – Л.: Знание, 1986.

2. Новая историческая школа в Германии (70-е г.г. XIX в.): Г. Шмоллер

Она сформировалась в Германии — стране, менее развитой по сравнению с Англией в экономическом отношении, с прочными традициями исторических исследований и без хороших традиций системного теоретического анализа. Представителей исторической школы объединяет, во-первых, негативное отношение к доктринальным положениям классической школы; во-вторых, при всех различиях во взглядах и тематике работ «историков», они отдают предпочтение изучению национального хозяйства с учетом исторического развития, на основе сопоставления отдельных форм и деталей.

Обычно различают старую и молодую исторические школы. Старую школу представляют Вильгельм Рошер (1817—1894), Бруно Гильдебранд (1812-1878) и Карл Книс (1821-1898). Старая школа сформировалась и ее идеи получили распространение в 1840—1860 гг. Представители этой школы считали, что, прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникали и развивались экономические и правовые институты.

Рошер предлагал дополнить общую концепцию, которую он излагал в весьма туманном и несколько эклектическом виде, историей экономического развития. Это будет своего рола приложение к теоретическому разделу. Гильдебранд считал, что политическая экономия призвана изучать процессы экономического развития наций. В своей работе «Политическая экономия настоящего и будущего» он ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Книс, автор «Политической экономии, рассматриваемой с точки зрения исторического метода», считал, что экономическая наука способна описать возникновение и развитие экономических процессов, но она не в состоянии дать адекватные им обобщения.

Более четкое представление о том, что должна представлять собой и чем заниматься экономическая наука, стремились дать пришедшие на смену старой школе экономисты новой генерации. Она получила название молодой, или новой, исторической шкалы. К молодой школе обычно относят Густава Шмоллера (1838—1917), выпустившего книгу «Основы общего учения о народном хозяйстве», Адольфа Вагнера (1835—1917) («Учебник политической экономии») и Карла Бюхера (1847—1930). В главном труде последнего «Возникновение народного хозяйства» предложена трехступенчатая схема развития: «домашнее», «городское» и «народное» хозяйства.

Молодая школа немецких экономистов не пошла по пути отрицания «естественных экономических законов». Ее представители исходят из того, что законы экономики не могут быть открыты посредством логических обоснований. В центре внимания молодой школы — практические проблемы, а не теоретические обобщения.

В экономических исследованиях большое значение придается этике, нравственному началу. Подробно изучаются правовые нормы, их влияние на экономические отношения, хозяйственный механизм. Правовой порядок «основан на историческом развитии, цели которого не даны с самого начала»; он «возникает постепенно из отрывков, предлагаемых практиками». Правильность правового устройства возникает из «бессознательно действующей практики» — утверждает Георг Кнапп, один из представителей молодой исторической школы, автор работ по теории денег и истории хозяйства.

Проблеме связи права и экономики посвящены работы А. Вагнера. Как отмечает один из историков экономической мысли, «было обращено внимание на то, что экономическое положение личности не столько зависит от естественных прав или способностей, сколько от современной юридической организации, которая сама является продуктом исторического развития»^. Под влиянием исторической школы появляется масса работ по экономической истории, изучается механизм формирования хозяйственных систем в разные эпохи — в период рабовладения, средние века, эпоху становления буржуазного строя. Историки и экономисты считали, что подобные исследования помогали понять существо текущих социальных проблем.

Работы экономистов старой и молодой исторических школ наполнены иллюстрациями, фактическими данными, ссылками на источники. В «Началах народного хозяйства» Рошера ссылки порой занимают больше места, нежели основной авторский текст. В предисловии Рошер высказывает мысль, что его «Начала» служат не только учебником, но и «историей науки о народном хозяйстве».

Остановимся несколько подробнее на идеях и положениях, содержащихся в сочинениях представителей старой и молодой исторических школ.

«Бунт против формализма» — так лаконично определил позицию «историков» Б. Селигмен. Экономисты исторической школы не только критикуют классиков за излишнее теоретизирование, но и высказывают убеждение, что универсальные схемы не могут принести пользы практикам. Народное хозяйство каждой страны имеет свои особенности, свои нормы и формы отношений. Задача политической экономии — изучить народное хозяйство в его конкретной реальности, историческом развитии. Смысл исторического подхода не в и а в объяснении и раскрытии экономических связей и зависимостей.

Прежде чем прийти к каким-либо обобщениям. авторы стремились собрать разнообразный материал о прошлого и настоящего. Это отвечало старой немецкой  традиции камеральных наук (камералистики). Камералистика получила название от камеральных управлений, создававшихся властителями германских государств, имевшими собственное хозяйство. В целях подготовки управляющих на особых факультетах университетов и в камеральных школах преподавались науки, получившие название камеральных.

«Историки» исходили из того, что условия в различных странах неодинаковые. Экономическая реальность противоречива и неоднозначна. Поэтому экономические рекомендации и экономическая политика должны быть выработаны применительно к конкретным условиям. «Одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же, как платье не шьется по одной мерке» — так пишет в «Началах народного хозяйства Рошер. Все политэкономы хотят «создать и представить идеал наилучшего народного хозяйства». Но в этом случае придется, если удовлетворить истине и практическим потребностям, “выработать столько идеалов, сколько... перед глазами народных индивидуальностей”. Но и этого мало. «Пришлось бы постоянно, через несколько лет переделывать свои идеалы, потому что с каждым изменением народных потребностей изменяется и прилагаемый к ним экономический идеал». Оставив в стороне выработку подобных экономических идеалов (проще говоря, форм народного хозяйства), следует, по мнению Рошера, заняться «анатомией и физиологией народного хозяйства”, т. е.  изучением условий хозяйственной деятельности и выработкой  конкретных  рекомендаций  в  соответствии  с  интересами  и  потребностями  практики1.

Народное  хозяйство - одна  из  сторон  общественной  жизни.  Надо  полнее  учитывать  все  многообразие  и  всю  сложность  конкретных  отношений  в  обществе - традиции,  этнические  особенности,  обычаи,  национальные  интересы,  геополитическое  положение.  Люди  в  своих  действиях  руководствуются  не  только  стремлением  к  выгоде  и  богатству.  За  этим  общим  стремлением в действительности может скрываться широкая палитра замыслов и желаний, различных по сути и изменяющихся в зависимости от положения, возраста, доходов. И самое главное, помимо желания экономической выгоды человек руководствуется такими мотивами, как чувство общности, семейные заботы, общественный интерес.

Экономическую науку не случайно именуют политической экономией. Это предполагает рассмотрение в связи с анализом экономических процессов правил государственного управления, правового порядка как одного из важнейших факторов экономической жизни.


 

Список использованной литературы

1.       Бартенев  С. А.  Экономические  теории  и  школы. - М,  1996.

2.       Жид Ш., Рист Ш.  История  экономических  учений. - М,  1995.

3.       Смит А.  Исследование  о  природе  и  причинах  богатства  народов // Антология  экономической  классики. Т. 1. - М,  1991.

4.       История экономических учений / Под ред. А. Г. Худокормова. Ч. 2. - М,  1994.

5.       Ядгаров  Я. С.  История  экономических  учений. - М,  2000.

6.       История  мировой  экономики.  Хозяйственные  реформы  1920-1999 гг. - М,  1995.

3. А. Пигу об экономических функциях государства

А. Пигу был одним из первых неоклассиков, кто подверг сомнению совершенство рыночного механизма и свободной конкуренции. Он показал, что существуют серьезные и устойчивые причины, способные нарушать действие этого механизма, вызывая глубокое расхождение между частными и общественными интересами, снижая общий уровень благосостояния[1].

К числу этих причин Пигу относил прежде всего неизбежность возникновения монополии. Последнюю он связывал с ростом крупного производства, позволяющим устанавливать контроль над рынком, экономией от увеличения масштабов производства и с общей рыночной ситуацией, определяющей эластичность спроса на данную продукцию. Монополия и монополистическая  конкуренция обусловливает рост цен и снижение уровня инвестиций, а следовательно, снижение возможного уровня «национального дивиденда», считал он. Вот почему возникает необходимость ограничения монополистических тенденций со стороны государства[2].

Второй важнейшей причиной государственного вмешательства он считал так называемые внешние эффекты, т.е. те положительные (а чаще всего отрицательные) эффекты деятельности частных лиц и фирм, которые не находят стоимостной оценки на  рынке, но от которых выгадывают (но чаще страдают) другие члены общества.

В понятии «внешние эффекты» буржуазная политэкономия отразила результаты глубокого противоречия между интересами производства, движущей силой которого выступает погоня за прибылью, и потребностями общества в целом.

Пигу рассматривал две формы государственного вмешательства в экономику – косвенную и прямую. Косвенные меры (налоги и субсидии) предлагались им для устранения экономических последствий «внешних эффектов», возникающих в условиях простой конкуренции. «Когда же корыстный интерес проявляется в форме не простой конкуренции, а монополии, меры фискального характера, очевидно, перестают быть эффективными», - писал он[3].

Антитрестовское законодательство Пигу считал полезным, но малоэффективным средством борьбы с монополией, тем более что не исключал возможности выгодных объединений предприятий. Вот почему он выступил с идеей прямого вмешательства государства в отрасли, наиболее подверженные возникновению монополистической власти (например, железные дороги).

Такое вмешательство должно было осуществляться в форме непосредственного контроля над ценами и тарифами. В случае, если предельные общественный и частный чистые продукты различаются между собой, теоретически проблему можно решить с помощью введения налога или предоставления субсидии; когда же осуществляется монополистическая власть,

теоретически допустимо нейтрализовать ее с помощью контроля над ценами, дополняемого (при определенных условиях) контролем за выпуском продукции». Однако представляя все трудности подобного контроля, он не исключал возможности прямых государственных капиталовложений в определенные сферы хозяйства и прямого государственного управления: «…довод в пользу государственной деятельности ( во всяком случае в отраслях, подверженных монополизации), учитывающей интересы справедливого распределения национальных ресурсов между различными сферами деятельности, представляется весьма веским»

Однако концепция Пигу, хотя в ней и были сформулированы важные аспекты теории участия государства в экономической деятельности, не порывала со старой школой. Особенно ясно это проявилось в вопросах занятости, которая в 30-х годах стала самой острой политической проблемой. Здесь Пигу до конца остался верным неоклассической традиции. Единственным его новшеством была концепция «добровольной безработицы», согласно которой безработица является результатом нежелания рабочих работать  за «нормальную», «естественную» заработную плату, соответствующую фактическому соотношению спроса и предложения на рынке труда. Отсюда следовало, что единственно возможным путем ликвидации безработицы служит понижение денежной заработной платы.

Список использованной литературы

1.     Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учеб. Пособие. – Ростов н/д.: Феникс,1999.

2.     Всемирная история экономической мысли: в 6 т./МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. редактор: В.Н. Черковец (гл.ред.) и др.- М.:Мысль,1987.

3.     История экономической мысли: Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ.Ч.2.: Под ред. Ф.Я. Полянского. - 1984.

4.     Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т 1,2 – М.,1985

5.     Реуэль А.Л. История экономических учений Учеб. Пособие по истории экон. учений для вузов). – М.: Высш. шк.,1992.


1 Смит А.  Исследование  о  природе  и  причинах  богатства  народов // Антология  экономической  классики. Т. 1. - М,  1991. С. 322.

[1] Всемирная история экономической мысли: в 6 т./МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. редактор: В.Н. Черковец (гл.ред.) и др.- М.:Мысль,1987.

[2] Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т 1,2 – М.,1985

[3] Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т 1,2 – М.,1985