№ заказа

№ 650.3

Вариант, тема

1

Дисциплина

Законодательство в области образования

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Содержание

1.Опишите подробно Ваши предполагаемые действия при создании негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа». Каждое действие необходимо подтвердить требованиями нормативных актов. 3

2. Какие нормативные акты нарушает руководство средней школы, отказывая родителям в приеме будущего первоклассника, мотивируя отказ недостаточной его подготовкой и удаленным местом проживания?. 11

Использованные нормативно- правовые акты: 13

 

Вопрос1.Опишите подробно Ваши предполагаемые действия при создании негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа». Каждое действие необходимо подтвердить требованиями нормативных актов.

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 было утверждено типовое положение  об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) согласно которому для негосударственных общеобразовательных учреждений данное Типовое положение выполняет функцию примерного.

 Типовое положение регулирует деятельность следующих общеобразовательных учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа;

б) основная общеобразовательная школа;

в) средняя общеобразовательная школа;

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;

д) гимназия;

е) лицей.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Общеобразовательное учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые.[1]

Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Согласно выше названному типовому положению общеобразовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005 г.)  устанавливает, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который предусматривает следующие формы, в которых может быть создано  негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» в виде фонда, некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, Статья 11. ФЗ «Об образовании» устанавливает, что  учредителем негосударственного образовательного учреждения могут быть:  отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);  отечественные и иностранные общественные и частные фонды;  общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Первым этапом  создания негосударственного образовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа» является разработка учредителем устава в котором в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.ст.13 ФЗ «Об образовании»);

Следующий этап создания образовательного учреждение – осуществление его регистрации.

Ст.34 ФЗ «Об образовании» устанавливает, что для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. В настоящее время Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.) устанавливает, что  государственная регистрация юридических лиц, в данном случае негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»,  при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

 При государственной регистрации негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа», согласно ст. 12 ФЗ от 08 августа 2001г. в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа», которое может быть  в виде протокола, договора

в) учредительные документы негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа», (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) документ об уплате государственной пошлины.

Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.(ст.33 ФЗ «Об образовании»)

Следующие этапы создания негосударственного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа» -  комплектование штатов, получить заключения санитарно-эпидемиологической службы, органов государственного пожарного надзора, автомобильной инспекции (при подготовке водителей автотранспортных средств), технического надзора (при подготовке кадров, работа которых связана с повышенной опасностью) о пригодности помещений для осуществления образовательного процесса и получение лицензии на право ведения образовательной деятельности, так как п. 6. ст.33 ФЗ «Об образовании» устанавливает, что  право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти, на основании заключения экспертной комиссии.

Порядок лицензирования должен быть осуществлен на основании Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. N 442, согласно которому  под лицензированием понимается процедура, включающая проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии.

Экспертная комиссия создается уполномоченным органом исполнительной власти, по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Следующий этап- проведения государственной аккредитации, так  как ФЗ «Об образовании» устанавливает, что права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится уполномоченными органами исполнительной власти на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

Таким образом, основными этапами создания негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»: являются следующие: 1) принятие решения учредителем образовательного учреждения о необходимости его создания;

 2) разработка устава образовательного учреждения,

3). проведения государственной регистрации образовательного учреждения;

4) проведения мероприятии по укомплектованию штата

5). получения заключения  санитарно-эпидемиологической службы, органов государственного пожарного надзора, автомобильной инспекции (при подготовке водителей автотранспортных средств), технического надзора (при подготовке кадров, работа которых связана с повышенной опасностью) о пригодности помещений для осуществления образовательного процесса;

6) получение лицензии и прохождение государственной аккредитации.

Вопрос 2. Какие нормативные акты нарушает руководство средней школы, отказывая родителям в приеме будущего первоклассника, мотивируя отказ недостаточной его подготовкой и удаленным местом проживания?

Конституция РФ 1993г. в п.2. ст.43 гарантирует  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, своим действиями руководство средней школы нарушило один из самых  главных нормативно – правовых актов -Конституцию РФ,

Так же в законе РФ от 11 июля 1992 года «Об образовании» -общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

 Рекомендациями Минобразования РФ от 21 марта 2003 г. N 03-51-57ин/13-03  по организации приема в первый класс устанавливают, что  прием детей в первый класс следует осуществлять в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями, «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, «О беженцах» от 07.11.2000 N 135-ФЗ, «О вынужденных переселенцах» с изменениями и дополнениями, "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ, а также Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 и уставом общеобразовательного учреждения.

П.6. Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г. (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г. закрепляет, что администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении

         Таким образом, своими действиями администрации средней школы в отношении отказа родителям в приеме будущего первоклассника в связи  с его недостаточной подготовкой и удаленным местом проживания нарушает гарантированными законодательством Российской Федерации  право на образование и на основании выше подтвержденными нормативно- правовмыи актами являются незаконными.

 

Использованные нормативно- правовые акты:

1.     Конституция РФ

2.     Закон РФ №3266-1 от 10 июля 1992г «Об образовании» от 10 июля 1992г. (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005 г.) 

3.     Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

4.     Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

5.     Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.)

6.     Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. N 442,

7.     Письмо Минобразования РФ от 21 марта 2003 г. N 03-51-57ин/13-03 »Рекомендации по организации приема в первый класс»


[1] Ст.3 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)