Содержание

1. Особенности ревизии автотранспортных организаций. 3

2. Контроль и ревизия операций по расчетным счетам  в банке. 10

Список использованной литературы.. 16

1. Особенности ревизии автотранспортных организаций

Цель планирования контрольно-ревизионной работы автотранспортных предприятий состоит в упорядочении предполагаемых  контрольно-ревизионных  (КР)  мероприятий   для   достижения максимальной  эффективности  и  достоверности   предстоящей   проверки   при оптимальном использовании временных и человеческих ресурсов.

  Планы  контрольно-ревизионной   работы   должны   определить:

  1.   круг необходимой  для  проверки  информации  с   целью   выявления   возможностей применения выборочных методов контроля;

2. объем  проверяемой  информации  и время  проведения  проверки;

 3.  состав  группы  ревизоров,  которые  будут непосредственно участвовать в проведении проверки. В  плане  КРР  приводятся следующие   показатели:   наименование    и    местонахождение    автотранспортных предприятий, за какой  период  времени  проведена  предыдущая  проверка,  за какой  период  назначается  данная   ревизия,   вид   ревизии,   ее   сроки, руководитель      ревизионной       группы.       Планирование       проводится заблаговременно с   учетом   кадрового обеспечения. Должны проверяться автотранспортные предприятия, где: не было ревизии более 1 года,  были отмечены серьезные нарушения. [4,59]

Проведение    ревизии    хозяйственной     деятельности     автотранспортных предприятий подразделяется  на  следующие  этапы:  подготовка  к   проведению   ревизии; проведение  ревизии;  оформление  ее  результатов;   принятие   решения   по результатам ревизии; организация контроля за выполнением  решений,  принятых по материалам ревизии.

Четкая подготовка к проведению ревизии  –  залог  ее  своевременного  и качественного осуществления с наименьшими трудовыми затратами. За  несколько дней  до  начала  ревизии  издается  приказ  о  ее  назначении,  в   котором указывается, кому поручено проведение ревизии, срок  ее  проведения  и  дата представления  руководителю  предприятия   акта   ревизии   с   выводами   и предложениями ревизора. До начала ревизии до выезда  все  участники  обязаны предварительно изучить действующие необходимые законодательные акты, а  также  сравнить  их  с действовавшими  в  ревизионном  периоде,  обращая  внимание  на  изменения.  Также отчетные  и  статистические  данные  ,  учетную   политику автотранспортных предприятий. Программу   ревизии хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий по согласованию  с  его  руководством подготавливает  ревизор. 

Руководитель  ревизионной  группы  знакомит  членов  группы  с   содержанием программы и  распределяет  ее  между  исполнителями.  Все  пункты  программы должны быть закреплены за соответствующими исполнителями. До начала  ревизии члены ревизионной группы знакомятся с содержанием акта предыдущей ревизии  и принятым по ее результатам решением.  В  процессе  ревизии  проверяется  его выполнение. Члены ревизионной группы составляют рабочие планы по  проведению ревизии порученных им участков деятельности  автотранспортных предприятий.  В  рабочем  плане дается перечень работ, подлежащих выполнению во  время  проведения  ревизии, указываются  способ  проверки,  срок  выполнения  и  исполнители.   В   ходе проведения ревизии могут возникнуть непредвиденные  обстоятельства,  решение которых потребует дополнительного рабочего времени. В этом случае в  рабочий план вносятся соответствующие изменения и дополнения. [3,99]

 При   проведении   ревизии  автотранспортных предприятий можно    выделить    несколько    приемов документального контроля, получивших широкое распространение.

 1)  Формальная проверка – проверка подлинности документов и  соответствия  их   формам  документов, применение в хозяйственной  практике и  в  период  за  который  проводится  ревизия.  Документы должны содержать реквизиты: название  док-та,  код,  №,  дата,  адрес,  ИНН, перечень реквизитов, подписи рук-ля  и  главбуха  или  др.  ответственных лиц,  печать  автотранспортных предприятий.  Значение   этой   проверки:   удостоверить   полноту заполнения  всех  требуемых  реквизитов,  наличие  данных  по  совершенным  хозяйственным операциям,  сумме  операции.  При  ней  определяется  также   отсутствие   неоговоренных исправлений, подчисток, дописок, подлинность подписей соотв.  должности  лиц на основе их сверки с образцами подписей и с данными  других   документов. Доброкачественным считается документ, составленный по форме  и  заполненный в соответствии со всеми требованиями. Недоброкачественный:  не отвечает  требованиям,  подложный (признаки: подчистки, нарушение  структуры  бумаги,  потеря  глянца,  появление пятен и др.), фиктивные (вымышленные лица,)

2) Нормативная проверка  заключается в сопоставлении фактических отчетных данных с установленными  нормативами  с целью определения их соблюдения. Выявленные  при  этом  отклонения  подлежат  тщательному  изучению  с   целью   установления   причин   возникновения   и предотвращению образования отклонений в будущем.

 3) Арифметическая  проверка должна  установить   правильность   произведенных   расчетов,   вычислений по остаткам,  оборотам,  суммам,  начислению  и  выплате   заработной платы,   суммам   расходов, отнесенных  на  себестоимость перевозок,  подсчетов  в  документах,   удостоверяющих движение денежных средств в целях  установления  ошибок  в  кассовых  отчетах,  в расчетах с подотчетными лицами и т.д. Дает  возможность  установить  правильность подсчетов в документах и  выявить  злоупотребления  и  хищения,  скрытые  за неправильными арифметическими действиями. Цель: выявление  этих  случаев  на основе проверки достоверности хозяйственных операций, оформление  правильности  оформления документа и применения ряда  приемов,  присущие  арифметической  проверке. [1,37]

 4)  Технико- экономические расчеты  производятся  в  процессе  ревизии автотранспортных предприятий для  установления расчетных плановых  показателей,  правильности  составления  смет  косвенных расходов,  капитального  и  текущего  ремонтов  основных  средств,  списания материалов  на  объем  перевозок,   исчисления   себестоимости перевозок, выполненных работ, услуг и  т.д.

 5)  Встречная  проверка документальных данных заключается  том,  что  достоверность  и  правильность отраженных   в   документах   хозяйственных   операций   проверяется   путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним  и  тем  же  или различным, но взаимосвязанным хозяйственным  операциям.

  6)  Хронологическая проверка  движения  товарно-материальных  ценностей   и   денежных   средств применяется ревизором в случаях когда он имеет сведения о  хищении  ТМЦ  или денежных средств, а  проведенные  ревизии  расхождений  не  установили.  При помощи такой проверки  выявляют  неучтенные  ТМЦ,  т.е.  наличие  ценностей, поступление  которых  документами  не  подтверждается  и  отпуск  ценностей, которые  по  документам  не  числились.  Документальная  проверка   является ведущим  приемом  документального  контроля.  Она  производится  по   данным первичных документов, учетных регистров,  отчетности  с  целью  установления законности, целесообразности и достоверности совершенных операций,  а  также выявления  внутренних  резервов  повышения  эффективности  производства.  На основе  данных  этой  проверки  разрабатываются  мероприятия  по  ликвидации нарушений и привлечению к ответственности виновных за  допущенные  нарушения и злоупотребления. Проверка документов  производится  сплошным  (проверяется содержание  всех   совершенных   операций)   или   выборочным   (проверяется содержание части операций) способами.

Объектом ревизии в автотранспортных предприятиях являются также транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном #M12291 9008548постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"#S.

Поэтому ревизор должен проверить наличие транспортных средств на предприятии и их регистрацию в соответствии с НК РФ.

В случае если транспортные средства не все или не в полном объеме зарегистрированы, то ревизор должен отразить данный факт в рабочих документах и учесть его при составление акта ревизии.

Важной частью ревизии является проверка правильности начисления налогооблагаемой базы транспортного налога. Для этого ревизор должен помнить, что в  соответствии со #M12293 0 901765862 7814603 594938987 4201696418 77 594938987 4201696418 4161022333 77статьей 359 Н Кодекса#S налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

 В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.)

В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры, и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы

Ревизор осуществляет проверку, с учетом положений #M12293 0 901714421 1265885411 25512 1376109634 3359731583 1406751650 2135106610 667387676 820276924статей 52#S и #M12293 1 901714421 1265885411 25514 791792389 1275306177 3359731583 4257889665 4201696445 7754 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.#S Сумма налога, подлежащая уплате за налоговой период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.

Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.

Транспортный налог  платят все предприятия, имеющие транспортные средства.

Транспортный налог исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признававшемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде

Размер налога (Нвл) определяется:

                        Нвл=Мдв*Свл,

где Мдв - мощность транспортного средства, л.с., Свл - размер годового налога по данному виду транспортного средства.

Ставки налога зависят от вида и мощности транспортного средства и устанавливаются местными органами власти.

Суммы платежей с владельцев транспортных средств включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг (Д26   К67). Аудитор должен проверить не только правильность отражения на счетах бухгалтерского учета, но и сопоставить данные аналитического и синтетического учета. [4,59]

Внутренний контроль распространяется на предприятия всех форм собственности и организа­ционно-правовых форм, но особенно важен для крупных структур корпоративного типа, т.е. с множе­ством относительно самостоятельных подразделе­ний.    Учитывая, что в настоящее время в России на­метилась тенденция реструктуризации производства во многих отраслях промышленности и налицо тен­денция организационного закрепления хозяйствен­ных связей, привлечение внимания к восстановле­нию традиций внутреннего контроля и разработка методов его организации, адекватных новым услови­ям хозяйствования, весьма актуальны.

Возвращаясь к внутреннему контролю, необходимо отметить иную важнейшую задачу - помочь найти наиболее эффективные ме­тоды работы и оценить экономичность использова­ния средств, что особенно важно для автотранспортных предприятий .

Внутренний контроль можно разделить на три блока:

•внутриведомственный финансовый контроль;

•внутренний контроль фирмы (компании);

•деятельность ревизионных комиссий (реви­зии).

В ряде крупных автотранспортных предприятий с разветвленной структурой, где создаются филиалы и дочерние компании, имеются объекты, расположенные на отдаленной территории, создаются специальные подразделения внутреннего контроля.

За внутренний контроль отвечает сама фирма или компания, или один из ее отделов. Иными сло­вами, речь идет о контроле внутри самой фирмы. У нас в России он чем-то напоминает внутриведомст­венный финансовый контроль. Его должны проводить не главный бухгалтер или бухгалтерия данного пред­приятия.

2. Контроль и ревизия операций по расчетным счетам  в банке

Целью ревизии операций по счетам в банках является проверка правильности организации учета операций по расчетному счету предприятий в банках и формирование мнения О достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Для достижения данной цели ревизорам следует решить следующие задачи :

 установить количество открытых расчетных в  'банках проверить законность совершения операций по каждому счету;

определить обоснованность операций по поступлению и списанию    средств с банковских счетов предприятия;

проверить правильность отражения в учете расчетных операций;

оценить состояние платежно-расчетной дисциплины.

Источниками проверки являются: Положение об учетной поли­тике предприятия, договоры банковского счета, выписки банка по расчетным счетам с приложенными первичными документами (платежные поручения, платежные требования, объявления на взнос наличными, платежное требование, платеж-ордер, инкассовое поручение (распоряжение), бланк денежного «а снятие наличных денег с расчетного счета, чековые книжки, реестры чеков, аккредитивы, кредитные договоры, журнал регистрации платежных поручений, учетные регистры к счету 51,  Главная книга, баланс (ф. № 1), отчет о движении денежных (ф. №4).

По приказу об учетной политике ревизор должен ознакомиться:

* рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по  счетам в банке;

применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Ревизорская проверка операций по счетам в банке начинается с знакомства ревизора со сведениями о рублевых счетах в банках, приложенными к налоговой отчетности. Он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия бан­ковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету. [2,57]

Ревизор определяет юридические основы взаимоотношений орга­низации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК РФ.

При проверке операций по расчетным счетам особое внимание следует обратить на соблюдение действующего законодательства. В ходе проверки ревизором сверяются остатки на счетах по выпис­кам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При наличии расхожде­ний выясняются их причины. Ревизия операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа выписок с приложением к ним платежных документов. Такая проверка позволяет выявить списание средств без документов или* операции отражающие перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные к ним документы свидетельствуют об использовании их -на другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Необходимо выяс­нить: допускаются ли незаконные банковские операции; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правиль­ность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.

Для учета банковских операций на расчетном счете используется счет 51 «Расчетный счет». При проверке поступивших на счета денеж­ных средств следует установить правильность их учета и полноту за­числения. Перечисленную покупателям выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам 90, 91 и 62. Выясняется также правиль­ность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках,, своевременность выделения НДС по посту­пившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 76 субсчет 2.

В процессе ревизии осуществляется контроль операций по списа­нию денежных средств с расчетного счета и других банковских сче­тов, правильность корреспонденции счетов. Особое внимание обра­щается на своевременность и полноту оприходования в кассу полу­ченных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-при­емки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Ревизор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептно­му) списанию банком денежных средств. Такое списание осуществля­ется лишь на основании решений суда, прямого указания закона, дого­вора клиента с банком. Согласно статье 76 НК РФ операции по сче­там в банке могут быть приостановлены для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не. распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с энским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам с момента получения банком решения налогового органа становлении таких операций и до отмены этого решения. Правильнос­ть корреспонденции счетов по списанию денежных средств с ого и других счетов проверяется по данным учетных регистров по счетам 51. По счету 57 выясняется реальное отражение -ТВ, направленных для зачисления на расчетный счет (путем инвентаризации, сдачи в вечернюю кассу и др.)

Ревизор проверил правильность оформления документов, проводить  арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности проверяется соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. В ходе ревизии операций по  счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории РФ;

проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и  документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных  средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств банке;

проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бух­галтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а .также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Выявленные в процессе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах и определяется их количественное влияние на показатели отчетности. [4,59]

План  ревизии операций по учету денежных средств на расчетном счете предприятий в банке (счета 51).

1. Ревизия тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.

          2. Ревизия оформления первичных документов.

3. Ревизия наличия, документов подтверждающих остатки денежных средств на расчетных счетах на конец отчетного периода.

4. Ревизия наличия документов, подтверждающих записи в выписках банка и учетных регистрах.

         5. Ревизия полноты оприходования полученных в банке денежных средств, законности использования чековых книжек (порядок их учета как документов строгой отчетности и хранения)

6. Своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с движением денежных средств на расчетном и других счетах.

7. Правильность отнесения затрат, оплаченных непосредственно с расчетного счета, на себестоимость продукции (работ, услуг), на счета учета внереализационных доходов и расходов, прочих операционных доходов и расходов в целях бухгалтерского учета и налогообложения.

8. Соответствие назначения и характера платежа условиям договора, нормативным и законодательным актам.

9. Ревизия операций по открываемым организацией в банках текущим счетам.

10. Ревизия бухгалтерских операций и реальности сумм, отражаемых на счетах 57 «Переводы в пути»

11. Полнота и своевременность отражения в учете выручки от реализации продукции (работ, услуг) на основании выписок из расчетного счета в банке.

12. Ревизия обоснованности перечисления денежных средств акцептованными платежными поручениями через почтовые отделения связи, а также достоверности указанных в перечне адресов получателей переводов.

Типичные ошибки при проверке расчетного счета предприятий:

— отсутствие приложений к платежным документам, послужившим основанием для совершения операций;

— подчистки и исправления в выписках банка;

— списание затрат, производимых в безналичном порядке непосред­ственно на счета затрат, минуя счета расчетов;

— перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительно­го оформления договора и по другим сомнительным операциям;

— наличие исправлений в платежных документах;

Список использованной литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. – Принят Госдумой 23.02.1996г. Одобрен Советом Федерации 20.03.1996г. С изменениями от 23.07.1998г.

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ  от 31.10.2000г. №94н.

3.  Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и ревизия»; М.: 1999г.

4.Пошерстник Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия»; М.: 2003 г.

5. Касьянова Г. Ю. «10000 и одна проводка по новому плану счетов»; М.:2003г