Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

Содержание и виды социальной помощи___________________________ 4

Заключение__________________________________________________ 11

Список литературы____________________________________________ 12

Введение

В период современного социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми жители России утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной помощи. В тех случаях, когда они не имеют средств в объеме прожиточного минимума, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и компенсации), бесплатные или частично-платные (льготные) услуги (на дому, в стационаре и т.п.), натуральную помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др).

Содержание и виды социальной помощи

Государственная социальная помощь направлена на поддержание уровня жизни тех категорий населения, чей среднедушевой доход по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Источником финансирования социальной помощи служат средства федерального бюджета и бюджетов других уровней, основным принципом распределения которых является принцип адресного и рационального использования.

Адресная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев. Видами такой помощи являются: социальное пособие,субсидия, компенсация.

Социальное пособие - это днежная сумма, безвозмездно предоставляемая малоимущему лицу за счет средств бюджетов различных уровней.

Субсидия - это целевая оплата, предоставленных малоимущему лицу материальных благ или услуг.

Компенсация - это возмещение произведенных малоимущим лицом расходов.

Государственная социальная помощь оказывается в пределах разницы между величиной регионального прожиточного минимума и доходом малоимущего лица.

Государственная социальная помощь назначается органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущего лица на основании его заявления. В заявлении должны быть указаны сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (семье) имуществе на праве собственности. Представленные сведения могут быть подвергнуты комиссионному обследованию. Фактически подразумевается "проверка нуждаемости", хотя этот общепринятый в мировой практике термин в федеральном законе не употребляется. Нуждаемость - это такое материальное положение, при котором индивидуальный доход лица или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума по независящим от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживающий человек) признается малоимущей(им) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи в связи с представлением неполных и(или) недостоверных сведений может быть обжалован в вышестоящий орган социальной защиты населения и(или) в суд.

По ряду признаков в качестве социальной помощи следует рассматривать социальные пенсии и многие виды компенсационных выплат, которые сегодня предоставляются не адресно, т.е. независимо от уровня индивидуального или среднедушевого дохода. Во-первых, они назначаются лицам, не приобретшим права на какую-либо трудовую пенсию, не имеющим заработка или трудового дохода (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и др.), т.е. являются для них основным источником «средств существования. Во-вторых, источником их финансирования служат бюджеты различных выплат. В-третьих, их размеры соотносятся с установленной минимальной оплатой труда, а не с прежним заработком или трудовым доходом обратившегося.

Можно предположить, что в перспективе они также будут предоставляться с учетом уровня доходов и величины прожиточного минимума.

Учитывая значительные различия в социально-экономическом положении регионов, главная роль в ее создании принадлежит органам исполнительной власти субъектов РФ.

Социальные пенсии

Институт социальных пенсий является новым для отечественного законодательства. Впервые они были введены Законом от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР".

Социальные пенсии служат одним из основных видов неадресной социальной помощи.

В отличие от трудовых пенсий право на социальные пенсии не зависит от трудового стажа и от уплаты страховых пенсионных взносов. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета, перечисляемых в ПФР.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи:

-  с достижением установленного законом возраста;

- наступлением инвалидности;

- потерей кормильца.

Социальная пенсия - это гарантированная государством денежная помощь, предоставляемая в установленных законом случаях независимо от трудового стажа и уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями граждан: престарелые, достигшие 65 лет(мужчины) и 60 лет(женщины); инвалиды 1-й и 2-й группы, в том числе инвалиды с детства, инвалиды 3-й группы; дети-инвалиды до 16 лет; дети, потерявшие кормильца, в возрасте до 18 лет.

К социальной пенсии выплачиваются такие же компенсационные выплаты, как и к трудовым пенсиям.

Ежемесячное пособие на ребенка

Предоставление ежемесячного пособия на ребенка регламентируется: Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с изм. и доп.); Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей"; Постановлением Правительства РФ от 29.09.99 № 1096 "Об утверждении Порядка учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка".

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Ежемесячное пособие на ребенка не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). Данное пособие назначается и выплачивается только указанным лицам, срсднедушевой доход семей которых не превышает определенной величины, соизмеримой с величиной прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Единовременные пособия

Единовременное денежное пособие беженцам и вынужденным переселенцам выплачивается в соответствии с Порядком, утвержденным Федеральной миграционной службой России 01.10.93 № 2585.

Единовременное пособие предоставляется особо нуждающимся в помощи беженцам и вынужденным переселенцам, зарегистрированным в установленном порядке: одиноким пенсионерам по старости; одиноким инвалидам; одиноким матерям, имеющим одного или нескольких детей до трехлетнего возраста; многодетным семьям с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет. Территориальные органы миграционной службы могут в исключительных случаях принимать решения о назначении единовременного пособия и другим категориям беженцев или вынужденных переселенцев.

Для получения пособия необходимо представить следующие документы: заявление, паспорт, удостоверение вынужденного переселенца или беженца, свидетельство о рождении, пенсионное удостоверение и другие.

Финансирование пособий вынужденным переселенцам и беженцам осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней.

В качестве вида социальной помощи можно рассматривать единовременное социальное пособие на погребение, которое в настоящее время назначается в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.96 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

На основании данного закона органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают гарантированный перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно. В случае отказа от бесплатных услуг гражданин, осуществляющий похороны, имеет право на получение единовременного социального пособия на погребение в размере стоимости гарантированного перечня услуг, но не более 10-кратной величины минимальной оплаты труда.

Компенсационные выплаты

Среди компенсационных выплат признакам социальной помощи в наибольшей степени соответствуют те, которые назначаются с учетом уровня доходов. В качестве примеров можно привести следующие компенсационные выплаты: лицам, получающим пенсию в минимальном размере; на приобретение одежды на детей; на оплату жилья и коммунальных услуг; неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными, и др.

Ежегодные выплаты для приобретения детской одежды предоставляются семьям, чей совокупный доход на одного члена семьи не превышает установленной суммы в соответствии с постановлением Минтру-да РФ от 07.10.93 № 159.

Среднедушевой доход на члена семьи определяется путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за три месяца на число месяцев и на число членов семьи. В общей сумме учитываются все виды доходов, облагаемые налогом.

В состав членов семьи при подсчете доходов включаются: муж, жена, дети младше 18 лет (инвалиды с детства независимо от возраста). Компенсационная выплата назначается до достижения ребенком 13 лет и выплачивается: по месту основной работы матери (службы, учебы), а если она не работает, - по месту работы отца; в иных случаях - органами социальной защиты по месту жительства родителя с ребенком.

К данной компенсации по целевому назначению и другим признакам близка компенсация, установленная в связи с удорожанием стоимости продуктов детского питания. Ее выплата осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минсоцза-щиты РФ от 16.11.93 № 172. Компенсацию получают семьи с детьми в возрасте до 3 лет. Однако уровень среднедушевого дохода семьи в данном случае значения не имеет. Компенсация назначается в твердом размере и выплачивается по месту работы (службы, учебы) или по месту жительства за счет бюджетов различных уровней. Выплата производится со дня возникновения права на компенсацию, если обращение за ней последовало не позднее 6 месяцев с этой даты.

В районах, где установлены коэффициенты к заработной плате, размер компенсации определяется с учетом этих коэффициентов.

В соответствии с Федеральным законом от 01.08.96 № 107-ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" с 1 января 1997 г. на питание обучающихся (за исключением состоящих на полном государственном обеспечении) будут выделяться компенсационные выплаты в размере 3 % в день от минимальной оплаты труда на одного человека за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.

Заключение

Социальная помощь как организационно-правовая форма социального обеспечения, дополняющая государственное социальное страхование, находится в процессе формирования. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим лицам заложены Федеральным законом от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который вступит в силу после утверждения Правительством величины прожиточного минимума для России в целом, а также для отдельных социально-демографических групп.

К основным видам социальной помощи относятся: социальные пенсии, ежемесячное пособие на ребенка, единовременные пособия и компенсационные выплаты.

Список литературы

1.     Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. –М.: Книжный мир, 2000.- 293с.

2.     Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК 003-99 (принят постановлением Госстандарта РФ от 17 декабря 1999 г. N 545-ст)