ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР УРОВНЯ ЖИЗНИ

105043, Москва, ул. 4-я Парковая, д. 29, тел/факс: 164-9964, 164-9764, e-mail: vcug-centr@mtu-net.ru, internet: www.vcug.ru

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ФГУП «ВЦУЖ»

_____________________Бобков В.Н.

«___» _________ 2005 г.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРА УРОВНЯ ЖИЗНИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2006 г. для регионов Российской Федерации

Область применения: деятельность региональных и муниципальных администраций, органов по труду, занятости и социальной защите населения.

Название проекта

Обоснование необходимости

проведения НИР

Ожидаемые результаты

ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1.

Мониторинг уровня жизни и доходов населения территории

В последние годы произошли существенные изменения в благосостоянии населения России.  В этой связи возникает необходимость разработки механизма подобной оценки для своевременного выявления и последующего системного анализа происходящих в ней изменений и обуславливающих их причин, что крайне необходимо для предупреждения негативных тенденций, а также для прогнозирования развития этой сферы.

Создание надёжной регулярно обновляемой и исследуемой информационно-аналитической базы данных об основных тенденциях в доходах и уровне жизни населения региона необходимой для улучшения информированности заинтересованных сторон и повышения обоснованности решений, принимаемых в области регулирования доходов и уровня жизни населения.

2.

Социальная стратификация населения территории

Результаты существующей оценки и характеристики распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода на базе первичных данных выборочных бюджетных обследований по специально разработанной модели Госкомстата России, являются индифферентными к фактическому количественному (абсолютному и относительному) изменению числа лиц, находящихся на полярных полюсах по уровню душевых денежных доходов.

Для отражения реальной картины концентрации и дифференциации денежных доходов населения необходимо пересмотреть действующие подходы к оценке и характеристике социального расслоения в обществе, так как использование при исследовании распределения населения только формальных квантильных групп не раскрываются качественные стороны явления.

Следовательно, нужна принципиально иная методология оценки стратификации населения, что предполагает пересмотр самих действующих подходов к оценке и характеристике социального расслоения в обществе

Оценка социальной стратификации населения, позволяющая повысить обоснованность решений в области регулирования доходов и уровня жизни населения.

3.

Разработка Стратегии повышения качества жизни  населения региона

Необходимость повышения качества жизни населения представляет собой в настоящее время приоритетную задачу органов управления регионов России.

Целью исследования является разработка Стратегии повышения качества жизни населения региона на основе анализа сложившейся в этой сфере ситуации, выявления основных тенденций и проблем, а также реальных возможностей региона

Разработка стратегии повышения благосостояния населения, включая механизм управления стратегией, меры и мероприятия в области доходов, оплаты труда, занятости, образования, здравоохранения, улучшения жилищных условий, культуры, спорта, защиты и поддержки нуждающихся категорий населения, а также стандарт достижимого качества и уровня жизни населения в среднесрочной перспективе.

4.

Разработка Программы по преодолению бедности в регионе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью измерения и определения факторов бедности, с целью преодоления обуславливающих ее основных причин.

Высокая доля бедных, в том числе трудоспособного возраста, отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии региона, ведет к неэффективному распределению ресурсов, отпущенных из бюджетов различных уровней на реализацию мер в области активной политики на рынке труда и социальной защиты населения

Программа по преодолению бедности в регионе, разработанная на основе анализа положения бедных слоев населения, выявления и систематизации причин и факторов, определяющих это положение, а также реальных возможностей региона.

Реализация Программы борьбы с бедностью в регионе повысит эффективность социальной политики, как с точки зрения ее адресной направленности, так и с точки зрения оптимизации расходования денежных средств.

5.

Прогноз динамики и структуры  потребления различных доходных групп  населения региона.

Получаемая путем такого прогноза информация является основой для принятия конкретных решений по регулированию местного потребительского рынка и осуществлению целевой социальной политики.

Прогноз динамики потребления населения региона и изменения структуры потребления различными доходными группами.

6.

Прогноз распределения населения территориальных единиц региона по размеру среднедушевого дохода

Необходимость обусловлена потребностью в информации о распределении доходов населения. Условия периодически меняющейся экономической ситуации и наличия инфляционных процессов не могут не отражаться на изменении в распределении доходов жителей региона. Распределение доходов населения и их дифференциация важны, в первую очередь, для оценки социально-экономического положения жителей региона, а также при обосновании мероприятий в области повышения уровня их жизни.

Прогноз интервальных рядов распределения населения по среднедушевому денежному доходу. Данная информация может быть использована при изучении потребительского спроса, определении объема и структуры товарооборота. Для коммерческих организаций, финансовых структур и товаропроизводителей в условиях развивающихся рыночных отношений такая информация важна для выявления потенциальных потребителей разного уровня обеспеченности, предъявляющих спрос на производимую и реализуемую продукцию.

7.

Целевое социологическое обследование причин бедности и разработка на его основе рекомендаций по поддержке малоимущих слоев населения и созданию условий высокоэффективной занятости.

Для реализации системы мер по снижению численности семей, относящихся к категории бедных, необходима информация об обуславливающих ее причинах. Это позволит эффективнее расходовать бюджетные средства, выделяемые на эти цели, осуществлять мероприятия, содействующие высокоэффективной и хорошо оплачиваемой занятости.

Выявление основных причин, обуславливающих бедность населения региона. Повышение эффективности расходования бюджетных средств. Определение мер, способствующих эффективной занятости местного населения.

8.

Оценка нуждаемости населения региона в услугах учреждений социальной сферы.

Актуальность проведения исследования обусловлена необходимостью оптимизации сети учреждений социальной сферы с учетом нуждаемости в них различных слоев населения и  возможности бюджетного финансирования

Выявление потребностей населения в учреждениях социальной сферы, имеющихся в этой области проблем и на этой основе определение приоритетных направлений вложения бюджетных средств в социальную инфраструктуру. Рекомендации по развитию социальной сферы территории.

9.

Межрегиональное и внутрирегиональное неравенство уровня жизни.

На уровень жизни населения влияет его межрегиональная мобильность, а также особенности условий проживания (малые города, село, близость мегаполисов и другие). Необходима комплексная оценка влияния этих факторов.

Разработка методических рекомендаций по учету влияния факторов проживания на уровень жизни населения. Оценка влияния особенностей проживания на формирование уровня жизни населения.

10.

Средний класс в регионе: идентификация и пути развития.

Формирование среднего класса является одной из центральных задач социального развития. Его расширение является важным фактором стабилизации социально – экономической обстановки и целевой задачей поступательного развития общества. Важно определить параметры среднего класса, меры способствующие его росту.

Определение параметров «среднего класса» региона, включая его потребительский бюджет. Разработка рекомендаций по его развитию.

11.

Комплексная характеристика региональной социальной политики. Разработка мер по ее реализации в специфических условиях северных территорий.

В условиях преобразования социальной сферы и существенного расширения полномочий и обязательств местных органов власти возникает задача совершенствования мер и форм регулирования социальных процессов. Специфические условия северных территорий требуют эксклюзивных подходов к решению их социальных проблем.

Анализ социальной ситуации и эффективности проводимой социальной политики. Рекомендации по совершенствованию социальной политики в регионе.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА

«О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

12

Актуализация потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения региона и порядка определения региональных прожиточных минимумов.

Практическое использование федеральной потребительской корзины для расчета величины потребительской корзины в регионах выявило необходимость уточнения методов ее определения, зонирования территории Российской Федерации, корректировки минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Научно-методическое обеспечение внесения изменений в потребительскую корзину региона. Научное обоснование  актуализированной потребительской корзины для экспертизы.

 

13.

Разработка системы потребительских бюджетов и ее использование в региональной социальной политике

Для проведения активной социальной политики в области доходов населения необходимы ориентиры в виде потребительских бюджетов, отражающих разный уровень благосостояния населения. Адекватный анализ и прогноз этих изменений может быть осуществлен на основе разработанной во ВЦУЖ методологии построения системы потребительских бюджетов

Построение системы потребительских бюджетов для основных социально-демографических групп населения региона, различающихся уровнем достатка и потребления. Разработка методов ее практического использования для анализа уровня жизни населения региона, определения ориентиров, целей и задач текущей и перспективной социальной политики Администрации региона.

ОПЛАТА ТРУДА

14.

Разработка системы оплаты труда работников бюджетной сферы финансируемых из региональных бюджетов.

В настоящее время субъекты бюджетного планирования самостоятельно разрабатывают нормативно – правовые акты по оплате труда работников, финансируемых из регионального бюджета. При этом необходимо учитывать требования федерального законодательства и особенности регионов и отражать их в тарифных сетках и надтарифных выплатах, сообразуясь с имеющимися бюджетными возможностями.

Разработка тарифных сеток и надтарифных систем с учетом минимальных социальных стандартов. Рекомендации по их использованию на практике в учреждениях бюджетной сферы с учетом их специфики и региональных особенностей.

15.

Разработка системы оплаты труда служащих государственных учреждений.

Проведение реформ усложняет функции государственной службы, повышает их ответственность за решение поставленных задач, возрастает нагрузка на государственных служащих, которая должна компенсироваться заработной платой или денежным содержанием. Это делает актуальным принятие нормативно – правового акта, определяющего оплату труда государственных служащих.

Проект нормативно – правового акта «Об оплате труда работников государственных учреждений управления субъекта Российской Федерации» с учетом особенностей управленческого труда и специфики источников финансирования в регионе.

16.

Научно-методическое обоснование отраслевого и внутрифирменного регулирования оплаты труда работников крупных промышленных предприятий и объединений, расположенных в регионе на основе коллективных договоров и соглашений.

Необходимость определения научно обоснованного уровня заработной платы, опираясь на расчет минимального воспроизводственного потребительского бюджета и внутрифирменного стандарта оплаты трудас учетом тяжести и напряженности их труда и семейной нагрузки.

Уточнение методологических подходов к регулированию оплаты труда на основе минимальных социальных стандартов. Разработка потребительского бюджета для работника профильной профессии отрасли (предприятия). Определение отраслевого  и внутрифирменного стандартов оплаты труда и рекомендации по их использованию на предприятиях с учетом их специфики.

РЫНОК ТРУДА

I. Рынок труда в узком смысле: безработица, трудоустройство, оборот рабочей силы

17

Мониторинг основных показателей, характеризующих текущее состояние рынка труда (РТ) в регионе.

На фоне характерного для большинства регионов России снижения эффективности использования трудового потенциала, приобретают актуальность меры по усилению управляемости рынком труда, особенно с учетом расширения полномочия регионов в полготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и новых подходов к составлению баланса трудовых ресурсов.

Создание информационно-аналитической базы данных об основных тенденциях на РТ региона. Подготовка аналитических докладов по результатам мониторинга РТ с характеристикой выявленных тенденций развития РТ в регионе, предложениями и рекомендациями по закреплению и развитию перспективных направлений развития РТ и новых подходов к составлению баланса трудовых ресурсов.

II. Рынок труда в широком смысле: состояние занятости экономически активного населения (ЭАН), зарплата и доходы, их покупательная способность

и защита от инфляции, обеспечение профессионального роста кадрового потенциала и условий, содействующих его реализации

18

Анализ и прогноз качественных характеристик сферы занятости экономически активного населения в регионе.

Незначительный рост номинальной (начисленной) заработной платы и текущих денежных доходов не снимает остроту проблемы роста реального содержания заработной платы и доходов, как важных условий повышения уровня жизни населения. Значительная часть населения находится по доходам ниже черты бедности, что делает актуальными меры социальной политики в социально-трудовой сфере по содействию росту доходов от продуктивной занятости.

Доклад с обобщением результатов анализа основных показателей состояния социально-трудовой сферы в регионе за последние 3 - 5 лет, включая:

-        динамику численности экономически активного населения по секторам экономики, включая демографический и образовательный аспекты:

-        анализ профессиональной обеспеченности ведущих профессий региона (по физическим и экономическим рабочим местам) с последующим выявлением масштабов относительно избыточной занятости;

-        выявление динамики номинальной и реальной заработной платы и её доли в доходах семей;

-        определение динамики показателя производительности труда и сопоставление её с динамикой среднемесячной заработной платы в регионе по отраслям.

19.

Мониторинг основных параметров сферы занятости региона.

В настоящее время проблема повышения эффективности использования трудового потенциала приобрела высокую значимость и актуальность. Её положительное решение предполагает создание объективной, надёжной и регулярно обновляемой информационно-аналитической базы данных об основных параметрах сферы занятости, включая количественные и качественные характеристики состояния рынка труда, экономически активного населения, системы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров в регионе, платежеспособного спроса на конкретную рабочую силу.

Мониторинг сферы занятости на основании региональной специфики, включающий систему показателей предварительного анализа основных параметров сферы занятости, тенденций и динамики их изменения. Механизм проведения мониторинга, включая определение статуса и структуры специальной службы мониторинга, форм и способов объединения информационных потоков, формируемых различными органами исполнительной власти, участвующими в мониторинге, а также разработка программного продукта и научно-методическое содействие его эксплуатации.

20

Разработка мер по повышению конкурентоспособности человеческих ресурсов региона.

Для решения задач повышения конкурентоспособности региона и качества жизни его населения необходимы трудовые ресурсы с качественными характеристиками, соответствующими потребностям рынка.

Проект региональной программы повышения конкурентоспособность рабочей силы региона.

21.

Прогноз спроса и предложения рынка труда и образовательных услуг. Рекомендации по формированию их взаимодействия.

Для целей регулирования рынка труда, создания условий для наиболее эффективного использования имеющегося трудового потенциала важно совместить тенденции спроса на рынке труда на рабочую силу разной квалификации  с подготовкой кадров для него.

Модель согласования рынка труда и рынка образовательных услуг, сопряженная с Программой социально – экономического развития региона. Варианты их согласования под воздействием управляющих рычагов органов власти на основе официальной статистической информации..

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

22.

Оценка эффективности коллективных договоров и соглашений социального партнерства на разных уровнях и варианты ее повышения.

В настоящее время является актуальным коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Необходимо искать реальные пути повышения эффективности и действенности договоров и соглашений, их наполнения мерами в области регулирования оплаты труда, занятости, социального пакета и ряда других.

Механизм оценки содержательности и результативности коллективных договоров и соглашений социального партнерства в интересах повышения их эффективности. Конструктивные варианты их наполнения  мерами по регулированию оплаты труда, занятости, социального пакета  и других аспектов социально – экономических взаимоотношений.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

23.

Программа повышения эффективности социальной защиты различных категорий  населения региона.

На протяжении последних лет в России идет активный поиск путей повышения эффективности системы социальной защиты населения. В условиях роста дифференциация доходов населения и их социального положения необходимо выявить действенные меры по снижению бедности, помощи социально-уязвимым слоям населения, поддержки безработных и пенсионеров при минимизации финансовых затрат, снижении административных и трудовых затрат, а также новых полномочий и расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Разработка комплексной системы мер предложений по актуализации действующей системы социальной защиты субъекта Федерации и местных органов самоуправления с учетом их новых полномочий и ответственности на основе:

-     системы потребительских бюджетов, дифференцированных по полу, возрасту, обеспеченности, условиям проживания, состоянию здоровья и социальной активности людей.

-        анализа практической направленности и действенности проводимых мероприятий;

-        изучения действующей системы социальной защиты населения, порядка и частоты оказываемой помощи;

-        исследования дифференциации населения по уровню дохода, нуждаемости в социальной поддержке;

-        формирование эффективных подходов к определению уровня нуждаемости малоимущих семей с учетом региональных особенностей проживания населения;

Научное обоснование системы мероприятий по повышению эффективности организации государственной  социальной помощи населению в субъекте Российской Федерации.

24.

Выявление и ранжирование наиболее острых проблем в социально-трудовой сфере региона, требующих своего первоочередного решения

Необходимость исследования обусловлена  новым распределением полномочий в данной области между уровнями власти и отсутствием достоверной информации о настоятельности решения для различных категорий населения (его социальных и профессиональных групп) региона различных проблем в области их жизнедеятельности, что, в свою очередь, приводит к неэффективному распределению ресурсов, отпущенных из бюджетов различных уровней, на реализацию мер в области социальной защиты населения.

Ранжирование и определение степени настоятельности решения различных проблем в социально-трудовой сфере региона повысит эффективность социальной политики, реализуемой властями субъекта  Федерации и местных органов самоуправления с учетом их новых полномочий и ответственности, как с точки зрения ее адресной направленности, так и с точки зрения оптимизации расходования денежных средств.

СТРАХОВАНИЕ

Социальное страхование

54.

Разработка имитационной модели влияния различных факторов на формирование доходов и расходов на социальное страхование в рамках региональных инвестиционных программ в условиях складывающейся частнокорпоративной модели социального страхования в России.

Экономический рост создает предпосылки для разработки в рамках отельных регионов перспективных инвестиционных программ. Создание механизма надежной страховой защиты трудящихся, привлекая средства крупных хозяйственных объектов, становится одной их первоочередных задач, поскольку позволяет через формирование региональных страховых фондов получить дополнительный источник для осуществления инвестиций в производственную и социальную сферу.

Определение источников и величины поступлений на социальное страхование и размеров страховых выплат по видам социальных рисков, определенных в соответствии с действующим законодательством. Разработка предложений по возможным срокам и динамике привлечения к участию в страховании крупных компаний.

26

Анализ уровня жизни семей, имеющих в своем составе пенсионеров и разработка рекомендаций по повышению покупательной способности их пенсий и других доходов.           

В настоящее время отсутствует комплексный инструментарий оценки уровня жизни пенсионеров с учетом особенностей их проживания в домохозяйствах, а также возрастных групп и отношений занятости.

Актуализация прожиточного минимума пенсионеров. Разработка регионального воспроизводственного бюджета пенсионера и фактических средних  бюджетов пенсионеров. Оценка факторов, влияющих на покупательную способность пенсий.

Пенсионное страхование

27.

Разработка системы дополнительного пенсионного обеспечения на предприятии (в отрасли).

В связи с проведением пенсионной реформы, переходом от системы льготного пенсионного обеспечения отдельных категорий работников к профессиональным системам пенсионного обеспечения, для предприятий (отраслей) целесообразна разработка подходов к созданию системы дополнительного пенсионного обеспечения.

Выбор пенсионной программы предприятия, расчет конкретных параметров пенсионной схемы для данного предприятия (отрасли).

Обоснование выбора пенсионной схемы, приемлемой для данного предприятия, параметров пенсионной схемы (условий и порядка формирования пенсионных накоплений и вариантов пенсионных выплат); расчет размеров пенсии, выплачиваемой в течение определенного периода в зависимости от параметров пенсионной программы предприятия.

По вопросам реализации научных программ просьба обращаться по тел.: 164-97-64 Контактное лицо: Денисов Николай Александрович.