Содержание
Введение. 3
1. Программа проводимых исследований. 6
1.1. Постановка проблемы.. 6
1.2. Цели исследования. 7
1.3. Рабочие гипотезы.. 7
1.4. Системы показателей. 9
1.5. Методы исследования. 17
2. Анализ вторичной информации. 21
2.1. Перечень обследуемых фирм. 21
2.2. Результаты исследований. 22
3. Исследование объема на изученных рынках. 26
3.1. Перечень исследуемых фирм. 26
3.2. Представление аналитических, обобщающих таблиц, графиков проводимого исследования. 26
4. Рекомендации. 36
Заключение. 37
Список литературы.. 39
Введение
Родиной современной парфюмерии считается Древний Восток, страны которого благодаря высокому культурному развитию и хорошим климатическим условиям производили большое количество разных благовоний. Тонкими ценителями ароматов были египтяне и ассирийцы.
Аравия была крупным поставщиком бальзамических веществ и пряностей. Много благовоний производила Индия. В Греции (на острове Кипр) еще в средние века были созданы лучшие мужские духи «Шипр». Через Грецию парфюмерия проникла в Рим, а оттуда во Францию, где получила широкое развитие.
На Руси обычай применения благовоний возник в VII-VIII вв., но совместное производство парфюмерных товаров началось только в первой половине ХIХ в. Первой была парфюмерная фабрика К.П. Гика.
В 1914 г. в царской России насчитывалось около 20 предприятий парфюмерно-косметической промышленности. Парфюмерные товары в царской России были предметом роскоши.
После Великой Октябрьской социалистической революции парфюмерно-косметические товары превратились из предмета роскоши в предмет первой необходимости[1].
На Украине, в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии и в Молдавии выращивают различные эфиронозные растения (розу, ирис, кориандр, лаванду, шалфей и др.), которые обеспечивают парфюмерную промышленность эфирными маслами. Переработкой этих материалов и выработкой синтетических душистых веществ заняты комбинаты в Краснодаре, Калуге, Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
В настоящее время по объему производства парфюмерных изделий и по потреблению их на душу Россия занимает первое место в мире. Увеличение производства парфюмерных товаров сопровождается повышением их качества и расширением ассортимента. По богатству и разнообразию букета, тонкости и нежности аромата отечественные парфюмерные изделия в состоянии удовлетворить самые разные вкусы покупателей.
Развитие отечественной парфюмерной промышленности сопровождалось и сопровождается становлением и развитием сырьевой базы, и особенно производством натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ. СССР занимало первое место в мире по производству розового, кориандрового и мускатно-шалфейного эфирных масел. Расширился и ассортимент синтетических душистых веществ, насчитывающий в настоящее время более 200 наименований.
В парфюмерной промышленности нашей страны осуществляется переход от отдельных машин-автоматов к автоматическим линиям, ведется большая работа по замене периодически действующих аппаратов непрерывно действующими, обеспечивающими более высокую производительность, автоматизацию и рост производительности труда.
Важное значение для развития парфюмерной промышленности имели работы ученых А.Е. Фаворского, В.Е. Тищенко, П.П. Шарыгина, А.Н. Несмеянова и др.
Цель работы – определить концепции жизненного цикла парфюмерных товаров.
Задачи работы:
1) дать общую характеристику парфюмерных товаров;
2) изучить факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность парфюмерных товаров;
3) ознакомиться с ассортиментом парфюмерных товаров ГУМ «России»;
4) изучить требования к качеству парфюмерных товаров;
5) изучить жизненный цикл;
6) провести анализ жизненного цикла;
7) проанализировать существующие марки парфюмерных товаров.
1. Программа проводимых исследований
1.1. Постановка проблемы
Проблема исследования заключается в том, что целью на этапе внедрения является создание рынка для нового товара. Торговля здесь часто бывает убыточна, так как объем продаж незначителен, а издержки производства и маркетинга велики (особенно расходы на рекламу)[2]. Маркетинговая стратегия состоит в росте информативности, улучшении качества товара и сервисного обслуживания, снижении цены массовых товаров (для предметов роскоши возможна, напротив, высокая престижная цена). Этап роста свидетельствует о признании покупателями товара, что увеличивает спрос на него. Объем продаж и прибыльность растут, расходы на рекламу стабилизируются. Цель маркетинга - расширить сбыт и разработать новые модификации данного продукта. Этап зрелости характеризуется тем, что большинство потенциальных покупателей приобрели товар, а на рынок данного товара проникли многие фирмы. Поэтому темпы роста продаж снижаются, прибыльность начинает падать (предоставляются скидки, растут расходы на маркетинг), конкуренция достигает максимума. Здесь компании пытаются как можно дольше сохранить отличительные преимущества - более низкую цену, параметры продукции, расширенную гарантию. Этап спада - это период резкого снижения продаж и прибыли, так как рынок данного товара перенасыщен. Здесь у фирм есть три возможности:
1) сократить маркетинговые программы, снижая тем самым количество производимых продуктов;
2) оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку или сбывая его по-иному;
3) прекратить выпуск продукции[3].
1.2. Цели исследования
Целью исследования является выявление жизненного цикла товара на примере парфюмерии, определение стратегии марки парфюмерных товаров и рекомендации по ее изменению.
1.3. Рабочие гипотезы
1) Данный товар находится на фазе зрелости.
Фаза зрелости - повышение степени насыщенности рынка, снижение темпов роста продаж. Новый товар переходит в разряд традиционных, при этом достигает максимума продаж. Существенно снижаются темпы роста прибыли в целом по отрасли. Товар приобретается массовым потребителем со средним уровнем доходов. Продвижение товара приобретает остроконкурентный характер.
2) Данный товар находится на фазе насыщения
Фаза насыщения - прекращение роста продаж при некотором росте прибыльности, если достигается значительное снижение издержек производства. В торговых точках имеется обычно полная ассортиментная группа товаров с разными уровнями цен. На этой фазе находятся многие виды изделий бытовой электротехники и электроники, большая часть продовольствия, металлообрабатывающие станки, автомобили[4].
3) Данный товар находится на фазе спада (упадка)
Фаза спада (упадка) - у производителя происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли. Потребитель теряет интерес к товару, основная масса покупателей - «консерваторы» с низкой платежеспособностью. У изготовителя (продавца) есть три варианта альтернативных направлений деятельности на этой фазе: сократить маркетинговые программы; оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку; прекратить выпуск продукции.
Традиционная кривая включает отчетливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада.
Классическая кривая (бум) описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени (например, напиток «кока-кола»). Кривая увлечения описывает товар с быстрым взлетом и падением популярности. Продолжительное увлечение проявляется таким же образом, за исключением того, что «остаточный» сбыт продолжается в размерах, составляющих лишь небольшую часть прежнего объема реализации. Сезонная кривая, или кривая моды, имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени. Кривая возобновления, или ностальгии, характеризует продукт, на который по истечении определенного времени спрос возобновляется. Кривая провала раскрывает обычно поведение товара, который вообще не имеет рыночного успеха.
Переход от одной фазы цикла к другой происходит обычно плавно, без скачков. В силу этого служба маркетинга должна внимательно следить за динамикой продаж и прибыли, чтобы уловить границы фаз и, следовательно, вносить изменения в программу маркетинга, перераспределить маркетинговые усилия, скорректировать структуру комплекса маркетинга. Особенно важно уловить стадию насыщения и еще более - спада, поскольку держать на рынке «больной товар» убыточно.
В дополнение к изложенному относительно ЖЦТ отметим также следующие важные моменты.
1. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия - более короткий, а наиболее технически совершенные товары - очень короткие (2-3 года).
2. Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков. На российском нетребовательном рынке он значительно более длительный, чем, например, в США, Японии, Германии с их развитым конкурентным рынком.
3. С помощью средств маркетинга ЖЦТ на целевом рынке может быть как продлен, так и сокращен[5].
1.4. Системы показателей
Положительные стороны стратегии присвоения единого марочного названия всем товарам - снижение издержек по выводу товаров на рынок из-за сокращения затрат на рекламу, обеспечивающую узнаваемость марочного названия и создание ему предпочтения. Более того, сбыт пойдет успешно, если имя производителя уже благоприятно воспринимается рынком.
Если производитель выпускает совершенно разные товары, то использование единого марочного названия для него может показаться нецелесообразным. В этих условиях создаются коллективные марочные названия даже для неодинаковых по качеству групп товаров в рамках одного и того же товарного класса.
Наконец, некоторые производители хотят, чтобы название фирмы ассоциировалось с индивидуальным марочным названием каждого отдельного товара. Название фирмы как бы придает новинке законную силу, а индивидуальное марочное название сообщает ей неповторимость.
В России товарные знаки до последнего времени практически отсутствовали, хотя и создавались, правда, в недостаточных количествах в связи с внешнеэкономической деятельностью. Вместе с тем, по мере перехода к цивилизованному внутреннему рынку и развития на нем конкурентных отношений потребность в марочных товарах будет возрастать, что потребует расширенного применения товарных знаков и значительной активизации всей работы, связанной с их конструированием, использованием и юридической защитой.
С принятием упомянутого Закона РФ «О товарных знаках...» в России создана нормативная основа, связанная с товарными и иными знаками, обслуживающими товары на рынке. Закон нормативно регулирует весь комплекс вопросов, связанных с регистрацией товарного знака, его использованием, передачей, правовой охраной и защитой прав владельца такого знака. В Законе отражен международный опыт и учтены важнейшие положения международных актов, относящихся к товарным знакам, продленной и интеллектуальной собственности. Основные положения Закона о товарных знаках состоят в следующем.
1. Товарному знаку на территории России предоставляется правовая охрана на основе его регистрации в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров РФ. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком. Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца.
2. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, удовлетворяющей требованиям пункта 4 статьи 8 Закона. Приоритет может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет; срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца каждый раз на десять лет.
3. Товарный знак может быть коллективным, т.е. являться собственностью союза, ассоциации, иного добровольного объединения предприятий. Он предназначен для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными и (или) общими характеристиками. Коллективный знак и право на использование не могут быть переданы другим лицам.
4. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован. Использованием может быть также признано применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках на вывесках и т.д. при наличии уважительной причины неприменения товарного знака на товарах и (или) на упаковке. Действие регистрации товарного знака может быть прекращено на основании решения Высшей патентной палаты, принятого по заявлению любого лица в связи с использованием товарного знака неправильно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления.
5. Товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрировал право на использование товарного знака, может быть предоставлен владельцем товарного знака другому лицу по
лицензионному договору. Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор недействительны без регистрации в Патентном ведомстве.
6. Признание регистрации товарного знака недействительной или аннулирование решения могут быть осуществлены по ряду признаков, изложенных в статьях 28 и 29 Закона.
Упаковка и маркировка товара. Как красивая одежда украшает человека, так и красочная, нарядная упаковка создает представление о первоклассном содержимом товара, и напротив, как бы ни был высококачествен товар, неряшливая, грязная, слабая упаковка оттолкнет от него покупателей.
Упаковка - это вместилище или оболочка товара. Она может быть однослойной и многослойной. Внутренняя упаковка - непосредственное вместилище товаров. Так, для одеколона, духов внутренней упаковкой служит флакон, в который они налиты. Внешняя упаковка - материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке материала к непосредственному использованию. Под транспортной упаковкой (тарой) имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. И наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее.
Появившись в далекой древности, упаковка ныне превратилась в одно из действенных средств маркетинга, в один из элементов товарной политики. Хорошо спроектированная и качественно изготовленная упаковка создает для потребителей дополнительные удобства, а для изготовителей - дополнительные средства стимулирования сбыта товара.
На первый взгляд, упаковка товара имеет весьма узкое назначение - предохранить товары от порчи и повреждений. Это - ошибочное представление о роли упаковки, опирающееся на имевшуюся у нас в стране в условиях дефицитного рынка практику. В условиях развитого рынка роль упаковки многопланова, причем она все более повышается. Основное назначение упаковки состоит в следующем:
- предохранять товары от порчи и повреждений;
- обеспечить создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров;
- предоставить возможность формирования рациональных единиц для их складирования;
- обеспечить создание оптимальных - по весу и объему - единиц для продажи товара;
- быть важным носителем рекламы.
Функции упаковки начинают формироваться уже на этапе создания и производства товара. Их действие распространяется на весь путь следования товара - от производителя до потребителя. Упаковка перестает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель вынимает из нее товар и уничтожает ее. Любая упаковка является фактором расходов, связанных с производством товаров. Величина издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости товара.
Одна из важнейших функций упаковки - предохранение товара от повреждений, поскольку изготовитель получит полную продажную цену только тогда, когда в руки покупателя товар поступит в безупречном и неповрежденном виде. На выбор упаковки и упаковочного материала влияют: чувствительность упакованного продукта; виды возможных повреждений во время транспортировки и складирования; действующие законы и предписания по транспортировке и складированию конкретного товара.
Товары складируются не только у производителя, оптовиков и в магазинах розничной торговли, но и у экспедиторов в портах и у самих потребителей. Поэтому перед тем, как выбрать приемлемое средство упаковки, рекомендуется изучить все обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к хранению товаров, чтобы сделать упакованные единицы оптимально удобными для складирования.
По товарам широкого потребления, особенно по фирменным изделиям, упаковка выполняет также функции рекламы. Упаковка должна: обладать чертами, заметно отличающими данный товар от товаров-конкурентов; помогать покупателю в поиске товара, прежде всего в магазинах самообслуживания, и без труда отождествлять данный товар с производителем; придавать товару определенный «имидж»; соответствовать уровню цены товара (последнее особенно важно, когда престижность товаров играет решающую роль в принятии решения о покупке).
В отличие от России в странах Запада имеются детально разработанные законодательные положения, связанные с упаковкой. Помимо этого, соответствующими обществами и организациями разрабатываются нормы и требования к упаковке. Так, германское общество по рационализации упаковки разработало дополнительные нормы по упаковке товаров бытового назначения, предусматривающие следующие требования: текст и иллюстрации упаковки должны быть четкими, однозначными и соответствовать содержанию товара, не вызывать у покупателя ложных впечатлений о количестве и качестве содержащегося в ней товара; данные о весе, объеме и количестве упакованного материала должны быть по возможности округленными (например, 500 г, 1000 м и т.д.); приведенные на упаковке цены должны быть четкими и хорошо видимыми; контроль за устареванием товаров и предельными сроками их годности должен осуществляться на основе специального указания, помещенного на упаковке.
В отдельных отраслях народного хозяйства существуют дополнительные государственные и международные нормы, относящиеся к упаковке. К примеру, в текстильной промышленности материалы из чистой шерсти должны иметь специальную маркировку и этикетку, в которой указывалось бы, как или при какой температуре необходимо чистить или стирать и целесообразно ли гладить их.
Созданию упаковки должно предшествовать формирование ее концепции, раскрывающей принципы предлагаемой упаковки и роль, какую она должна сыграть для конкретного товара. В концепции определяется основная функция упаковки, а ею могут быть, например, обеспечение более надежной защиты товара либо новый метод раздачи или разлива, либо четкая информационная направленность на покупателя. Затем предстоит принять решение и о других составляющих конструкции упаковки: ее размерах, форме, материале, цвете, текстовом оформлении, наличии торгового (марочного, фирменного) знака.
После разработки конструкции упаковки она подвергается серии испытаний. Технические испытания должны удостоверить, что упаковка отвечает требованиям условий «нормальной» эксплуатации; испытания на обзорность и внешний вид должны выявить, нравится ли упаковка посредникам, считают ли они ее удобной при грузообработке; и наконец, испытания на потребителях должны показать, насколько благоприятно они воспринимают новинку.
Создание эффектной упаковки для нового товара может обойтись российскому производителю в сотни тысяч, а то и в миллионы рублей и занять от нескольких месяцев до года и более. Но затраты будут окупаться с лихвой, если учитывать такие функции упаковки, как привлечение внимания потребителей и обеспечение их удовлетворенности. При этом производители не должны забывать о социальных проблемах упаковки и принимать решения, отвечающие как интересам общества в целом, так и насущным интересам потребителей и самих производителей.
Неразрывной частью стратегии проектирования и использования упаковки является маркировка товаров с применением этикеток, ярлыков, штрихового кодирования и тому подобных средств. Они могут иметь вид незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или сплошной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть только марочное название товара либо большой объем информации о нем. Даже если производитель предпочитает простую этикетку, закон может потребовать размещения на ней дополнительной информации.
В условиях быстро возрастающего применения компьютерной техники во всех отраслях деятельности трудно преуменьшить роль штрихового кодирования в повышении эффективности производства, торговли, транспорта, банковского дела. В западных странах практически вся торговля основана на штриховых кодах. На 99% производимых в них
товаров наносится штриховой код. При его отсутствии торговля не принимает товар от производителя либо делает это с большой скидкой (30-40% и более). Такие действия объясняются тем, что штриховое кодирование товаров экономически оправдано, когда охватывает не менее 85% товаров. По сути дела, штриховой код - способ введения информации в ЭВМ, с помощью которого объект можно быстро «узнать» и передать информацию о нем в компьютер. Рассмотрим коротко, как это происходит в торговле.
Магазин получает по электронным каналам от поставщика информацию о товаре (его размер, вес, цвет и т.д.). Сообщается также код. На складе при помощи лазерного считывателя происходит учет товаров по их параметрам и количеству. Такому же электронному учету подвергаются товары при их поступлении в магазин и продаже. Все это выполняется ЭВМ мгновенно. Появляется возможность практически одномоментно следить за состоянием спроса, потребительскими предпочтениями, динамикой и изменениями структуры наличия товаров.
Магазин любых размеров может сокращать до минимума текущие затраты на реализацию товаров при соблюдении их необходимого ассортимента, своевременно заказывать и пополнять товары. В условиях дефицитного рынка ни торговля, ни производство в России не заинтересованы в системах кодирования — это для них лишь дополнительные хлопоты и денежные затраты. Но с точки зрения перспектив применение таких систем неизбежно и технологически не просто оправдано, но очень выгодно. А если иметь в виду экспортную деятельность отечественных российских производителей, то применение штрихового кодирования уже в настоящее время стало насущной необходимостью, одним из основных условий их коммерческого успеха на внешних рынках.
В 1977 г. создана Европейская ассоциация пользователей системы идентификации товаров, объединяющая пользователей систем штрихового кодирования товаров. Ее членом является и РФ. Каждой стране предоставляется свой номер (у России - с 460 по 469) и 13-значный код. В марте 1991 г. у нас была создана ассоциация ЮНИСКАН, специализирующаяся в области автоматической идентификации. Российское предприятие имеет возможность, зарегистрировавшись в ассоциации, приобрести индивидуальный код (присвоение кода в 1991 г. стоило 300 долл.). Это означает следующее: практически в любой стране будет известно, что товар изготовлен в России таким-то конкретным заводом. Изделие становится «легальным», оно входит в Мировую информационную систему, что, помимо иных преимуществ, резко снижает риск пиратских подделок или нарушений прав промышленного собственника.
От продавца в конечном счете зависит (правда, в пределах установленных норм, там, где они существуют), какие конкретные функции должна выполнять этикетка. Она может идентифицировать товар или марку, указывать сорт товара, описывать товар, пропагандировать его привлекательным графическим исполнением. Как показывает практика, этикетки хорошо известных марок со временем воспринимаются как устаревшие и требуют обновления. За истекшее столетие этикетку производимого в США мыла «Айвори», например, переделывали 18 раз, постепенно меняя размеры и начертания шрифта.
Запущенность дел с конструированием упаковки, ее низкая эстетичность и информативность, невысокое качество упаковочных материалов и их нехватка — все эти проблемы и трудности Россия унаследовала от бывшего СССР, что ныне продолжает негативно сказываться на качестве и конкурентоспособности российских товаров, затрудняет их транспортировку, размещение и продажу, снижает уровень информированности потенциальных покупателей о товарах. Из-за нехватки тары и упаковки потери готовой продукции в России и других странах СНГ в общем объеме производства доходят до 30-40%. Некачественная упаковка, не отвечающая требованиям международных стандартов, приносит стране огромные убытки при поставке продукции на экспорт, составляющие до 10-15% возможной выручки.
В заключение подчеркнем, что покупатели видят в приобретаемом товаре прежде всего упаковку. В силу этого она является не только «визитной карточкой» производителя или продавца, но и важным инструментом рекламы, средством формирования спроса и его стимулирования. Упаковка, адекватная требованиям сохранения в целостности соответствующего товара, не может быть ничем заменена. Хорошая упаковка экономит много больше средств, чем стоит сама.
1.5. Методы исследования
1) Анкета
2) исторический обзор
3) интервью
Маркетинговые исследования, по сути, представляют собой систематическое определение круга данных, необходимых для изучения и воздействия на стоящую перед фирмой маркетинговую ситуацию, их сбор, анализ и отчет о результатах. Надо заметить, что задача по определению круга данных – одна из самых сложных, требующих от исследователей и профессиональных знаний, и интуиции, и творческого подхода. Степень важности информации, получаемой в результате проведения маркетинговых исследований, определяется мерой риска, связанного с принятием ответственных управленческих решений. Необходимый и достаточный объем маркетинговой информации позволяет снизить до минимума последствия риска неудачных управленческих решений, повышает вероятность принятия решений, оптимальных для развития и фирмы, и рынка[6]. Направление и характер маркетинговых исследований формируются под влиянием проблем, которые необходимо решать: маркетинговая среда, потребители, конкуренты, товары, рынки. Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые предприятиями, различают как по масштабам, так и по видам. Каждое из них самостоятельно определяет тематику и объем исследований исходя из имеющихся возможностей и потребностей в информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными компаниями, могут быть разными[7]. Важнейшими факторами, определяющими масштабы маркетинговых исследований и их направление, являются размер и специализация предприятия. Проведение маркетинговых исследований отечественными предприятиями настоящее время является скорее исключением, чем правилом.
Причинами тому являются[8]: неустойчивость и непредсказуемость развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленностью большинства фирм на обеспечение текущей прибыли; отсутствие положительного опыта проведения таких исследований; недооценка отечественными производителями полезности исследований.
Качество исследования зависит от соблюдения базовых принципов проведения маркетинговых исследований - объективности, точности, тщательности.
Объективность - необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
Точность - четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов.
Тщательность - детальность планирования каждого этапа исследования, качество выполнения всех операций, профессионализм и ответственность исследовательского коллектива.
Достоверность и точность маркетинговых исследований зависят как от способов и методов их проведения, представительности выборки, выделенной для изучения (обследования, опроса), так и от профессионализма специалистов, реализующих конкретную программу исследований. Существенные ошибки в выборке, в ее объеме, составе или структуре могут свести на нет значимость полученных результатов[9].
Алгоритм и основные этапы маркетинговых исследований стандартны для исследований в области экономики: выявляется суть проблемы (маркетинговые исследования нужны для получения информации, необходимой для решения проблемы. Нет проблемы – нет необходимости и в исследовании); формулируются цели и задачи исследования (конкретные маркетинговые цели и задачи); производится отбор источников информации и намечаются способы их получения; проводится конкретная работа по сбору информации; собранная информация анализируется и систематизируется; полученные результаты оформляются в конкретные предложения и рекомендации и предоставляются заказчику. При проведении рыночных исследований чаще всего используются следующие каналы для получения необходимой информации: рыночные эксперименты; организация мероприятий по регистрации и замерам; кабинетные исследования; организация опросов, анкетирования, интервью. Чаще всего в качестве методов маркетинговых исследований используют наблюдение, эксперимент и опрос. Метод опроса реализуется способом анкетирования или интервью.
Данное исследование будет проводиться с помощью анкетного метода исследования.
Цель проводимого в данной работе маркетингового исследования – поисковая, направленная на решение проблемы.
2. Анализ вторичной информации
2.1. Перечень обследуемых фирм
Для сбора вторичной информации были использованы статистические данные г. Новосибирска (численность населения, показатели уровня дохода), внутренняя отчетность организации, периодическая литература (Маркетинг в России и за рубежом, Маркетинговые исследования, Практический маркетинг), источники Интернет.
Представим данные продаж парфюмерии отдела «Новая заря за год по сравнению с основными конкурентами фирмой «Люкс»
Наименование |
Количество, шт. «Новая заря» |
Количество, шт «Люкс» |
«Тюркель» |
1120 |
700 |
«Новая заря» |
2225 |
29 |
«Орифлейм косметикс» |
6300 |
1800 |
«Проктер энд Гембл» |
700 |
1701 |
«Свобода» |
1100 |
33 |
«Смит Кляйн» |
2600 |
66 |
«Юниливер» |
1601 |
409 |
«Л’Ореаль» |
8214 |
2307 |
Другие |
110 |
13094 |
Итого |
23970 |
20139 |
Исследуя внутренние отчетные документы отдела «Новая заря», можно отметить устойчивое финансовое положение организации и планирование увеличения объема продаж в период 2006-2007 гг. В связи с этим компания проводит маркетинговое исследование для исследования потребительских предпочтений покупателей женской зимней обуви с целью использования собранной информации при разработке новой зимней коллекции.
Анализируя данные информации, можно отметить, что при выборе парфюмерии потребители ориентируются в основном на качество, предпочитая покупать парфюмерию в специализированных магазинах. Также можно отметить, что покупательские предпочтения формируются в зависимости от возраста потребителей. Так, из маркетинговых исследований , опубликованных в литературе, было выяснено, что потребительские предпочтения при выборе парфюмерии у женщин среднего возраста складываются следующим образом: женщины руководствуются достаточно жестким прагматическим подходом, редко совершая спонтанные покупки. Они тщательно относятся к выбору парфюмерии.
Более молодые чаще совершают «незапланированные» покупки, под влиянием резких поворотов моды или ситуативных факторов, отступая от жесткого прагматического подхода. Доминирующими критериями выбора являются универсальность (цветовая, стилевая) и функциональность. Молодым свойственны более гибкие установки. Потенциально они готовы к изменению своего стиля. На данном этапе потребление сдерживается ограниченными материальными ресурсами.
Данная информация подтверждает целесообразность проводимого исследования для компании: в целях создания более конкурентоспособной продукции необходимого знать потребительские предпочтения.
2.2. Результаты исследований
В ходе анализа информации были составлены следующие таблицы.
Таблица 2.1.
Доставляет ли Вам удовольствие покупка парфюмерии?(%)
Да |
Нет |
Иногда |
83 |
0 |
17 |
Из табл. 2.1. видно, что большинство потребителей покупка парфюмерии удовлетворяет, 17% потребителей бывают не удовлетворены покупкой парфюмерии.
Таблица 2.2.
Где Вы обычно покупаете парфюмерию?(%)
Косметическом салоне |
Магазине |
Подземном переходе |
Рынке |
Других местах |
30 |
53 |
3 |
13 |
0 |
Таблица 2.2. показывает, что большинство потребителей предпочитают покупать парфюмерию в магазинах и косметических салонах.
Таблица 2.3.
На что Вы опираетесь при выборе парфюмерии?(%)
Личные предпоч. |
Советы близких и друзей |
Доступность цены |
Рекламу |
Информ. в СМИ |
Обслуж. покуп. |
Другое |
63 |
7 |
17 |
0 |
0 |
3 |
10 |
Как показывает табл. 2.3., большинство потребителей при покупке парфюмерии опираются на личные предпочтения.
Таблица 2.4.
Проранжируйте (от 1 до 5 баллов), что на Ваш взгляд, является наиболее существенным (5 баллов) при покупке парфюмерии, а что нет (1 балл)?(%)
Фирма производитель/марка |
Цена |
Качество |
Дизайн |
Сервис |
16 |
20 |
26 |
24 |
14 |
Из табл. 2.4. видно, что наиболее существенными факторами при покупке парфюмерии для потребителей являются качество, дизайн и цена.
Таблица 2.5.
Оказывает ли влияние цена на Ваш выбор?(%)
Да |
Нет |
Иногда |
40 |
7 |
53 |
Таблица 2.5. показывает, что цена парфюмерии не всегда является определяющим фактором при покупке.
Таблица 2.6.
Духи, какого производителя Вы предпочитаете?(%)
Российского |
Зарубежного |
Совместного производства |
33 |
40 |
27 |
Большинство потребителей предпочитают парфюмерию зарубежного производства.
Таблица 2.7.
Влияние рекламы на Ваш выбор парфюмерии(%)
Не оказывает влияние |
Оказывает сильное влияние |
62 |
38 |
Как показывает табл. 2.7., реклама не оказывает влияния на большинство потребителей.
Таблица 2.8.
Пользуетесь ли Вы при покупке духов купонами со скидками?(%)
Да |
Нет |
Иногда |
48 |
14 |
38 |
Как видно из табл. 2.17., большинство потребителей пользуется купонами со скидками при покупке парфюмерии.
Таблица 2.9.
Устраивает ли Вас обслуживание в парфюмерных магазинах?(%)
Да |
Нет |
78 |
22 |
Большинство потребителей, как видно из табл. 2.9. устраивает обслуживание в парфюмерных магазинах.
Таблица 2.10.
Социальный статус(%)
Работающий |
Учащийся, студент |
Безработный |
Пенсионер |
Другой |
40 |
38 |
7 |
3 |
17 |
Большинство опрашиваемых потребителей – работающие (40%), как видно из табл. 2.10.
Таблица 2.11.
Ваше материальное положение(%)
Не хватает денег на питание |
Хватает денег только на питание |
Хватает денег на питание +одежду |
Хватает денег на питание +одежду + бытовые товары |
Хватает денег на покупку автомобиля и/или квартиры |
7 |
13 |
50 |
30 |
0 |
Таблица 2.11. показывает, что большинство опрашиваемых потребителей – представители среднего доходного класса.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- большинство потребителей покупка парфюмерии удовлетворяет, 17% потребителей бывают не удовлетворены покупкой парфюмерии
- большинство потребителей предпочитают покупать парфюмерию в магазинах и косметических салонах
- большинство потребителей предпочитают парфюмерию зарубежного производства
- большинство потребителей устраивает обслуживание в парфюмерных магазинах
- реклама не оказывает влияния на большинство потребителей.
3. Исследование объема на изученных рынках
3.1. Перечень исследуемых фирм
Рассмотрим ассортимент парфюмерии на примере отдела «Новая Заря».
Ассортимент фирменного отдела «Новая Заря» представлен: духами, одеколонами, туалетными водами для мужчин и парфюмерными водами для женщин.
3.2. Представление аналитических, обобщающих таблиц, графиков проводимого исследования
Рассмотрим соответствие информации для потребителей с требованиями ГОСТа Р 57391-99.
Таблица 3.1.
Маркировка предоставленных товаров
Наиме-нование изделия |
Страна изгото-витель |
Фирма изго-товитель и юриди-ческий адрес |
Наиме-нование группы изделия |
Инфор-мация об обяза-тельной серти-фикации |
Сос-тав |
Объем |
Обоз-начение стан-дарта |
Срок хра-нения |
Штри-ховой код |
Зеленый виноград |
Россия |
ЗАО «Новая заря», ул. Павла Андреева, 23 |
Туалет-ная вода |
Знак соот-ветствия стан-дартам РФ |
Спирт дели-тур. вода, компо-зиция |
100 мл |
ГОСТ Р 51578-2000 |
До 08. 2007 |
есть |
Скарлет |
Духи |
Спирт этило-вый, натур. компо-зиция |
35 мл |
До 07. 2007 |
Есть |
||||
Русская краса-вица |
Парфю-мерная вода |
Спирт дели-тур., вода, натур. компо-зиция |
100 мл |
До 06. 2008 |
Есть |
||||
Футбол |
Оде-колон |
Спирт ректи-фиро-ванный |
50 мл |
До 01. 2008 |
Есть |
Вывод: Маркировка на представленных образцах полная и соответствует ГОСТу 57391-99.
Рассчитаем долю каждой группы товаров в общем ассортименте. Представленность духов: 20 наименований парфюмерной воды; 50 наименований одеколона; 15 наименований туалетной воды; 40 наименований туалетной воды.
Общее количество примем за 100%.
Доля духов составляет 16%; парфюмерной воды – 40%; туалетной воды 32%; одеколона – 12%. Результаты соотношения оформим в виде таблицы.
Таблица 3.2
Доли ассортимента
Название товарной группы |
Количество |
Удельный вес |
Духи |
20 |
16% |
Парфюмерная вода |
50 |
40% |
Туалетная вода |
40 |
32% |
Одеколон |
15 |
12% |
Итого |
125 |
100% |
Представим результаты в виде диаграммы:
Как видно из диаграммы наибольшую долю ассортимента занимают туалетная и парфюмерная вода. Это связано с удобством пользования, более длительным пользованием и целевой категорией.
О качестве и стойкости парфюмерных товаров судят по основному запаху. Рассмотрим сходство и различие основного запаха у парфюмерной воды для женщин, туалетной воды для мужчин, одеколонов и духов.
Таблица 3.3
Парфюмерная вода для женщин
Стадии запахов |
Наименование, условная крепость в % |
||||
Елена 79% |
Галина 83% |
Сирень счастья 80% |
Белый ирис 80% |
Энергия огня 80% |
|
Начальный |
Черная смородина, фруктовый |
Бергамот, яблоко |
Белая клубника |
Ландыш, роза, зелень |
Бергамот, иланг-иланг, корица |
Средний |
Жасмин, ландыш, роза |
Роза, лилия, жасмин, зеленая мята |
Лилия, роза |
Древесный ирис, персик |
Гвоздика, персик, ландыш |
Фон |
Ссендал, кедр, мускус |
Ссендал, мускус, мох |
Гвоздика, белый мускус |
Мох |
Ваниль |
Из данной таблицы мы видим, что наиболее распространенный запах относится к семейству цветочных:
Елена – цветочный;
Галина – цветочный;
Белый ирис – древесный;
Сирень счастья – цветочный;
Энергия огня – древесный.
Таблица 3.4
Туалетная вода для мужчин
Стадии запахов |
Наименование, условная крепость в % |
||||
Зеленый виноград 83,2% |
Олимп 82,8% |
Ты и я 82,0% |
Тайна 82,3% |
Форвард 83,2% |
|
Начальный |
Цедра, мандарин, базилик |
Сладкий, лимон, мандарин, бергамот, черная смородина, мята, базилик |
Лимон, ландыш, черная смородина |
Грейпфрут, черная смородина, мандарин |
Бергамот, черная смородина, яблоко |
Средний |
Роза, фруктовая мята, зеленый чай |
Ландыш, роза, ирис, жасмин |
Жасмин, роза, мускатный орех, сандал |
Базилик, гвоздика, сандал |
Кедр, мох |
Фон |
Кедр, мускат |
Кедр, мускат |
Амбра, дубовый мох |
Кедр, амбра, ваниль |
Амбра |
Из представленной таблицы видно, что основной запах относится к семейству древесных.
Зеленый виноград – цветочный;
Ты и я – древесный;
Тайна – древесный;
Форвард – древесный.
Таблица 3.5
Духи для женщин
Стадии запахов |
Наименование, условная крепость в % |
||||
Сердце океана 89% |
Злато скифов 87% |
Скарлет 87% |
Азалия 90,5% (экстра) |
Тет-а-тет 87% |
|
Начальный |
Зелень клубники, фруктовый, кориандр, зеленое яблоко, черная смородина |
Свежесть, бергамот |
Роза |
Бергамот, мандарин |
Красный мандарин, черная смородина |
Средний |
Легкий, пряности, перец |
Жасмин, иланг-иланг, яблоко, гвоздика, персик |
Жасмин, ландыш, сандал |
Фиалковый корень, сандал |
Жасмин, иланг-иланг, роза |
Фон |
Мускус, табак древесный |
Мох, сандал, ваниль |
Амбра, мускус, ландыш, мох |
Амбра, ваниль |
Ванильный, мускусный, амбровый, мох |
Из таблицы 5 видно, что основной запах цветочный и древесный.
Сердце океана – восточный;
Злато скифов – цветочный;
Скарлет – древесный;
Азалия – древесный;
Тет-а-тет – цветочный.
Таблица 3.6
Одеколоны для мужчин
Стадии запахов |
Наименование, условная крепость в % |
||||
Футбол 84,3% |
Табак 87,8% |
Меркурий 87% |
Тет-атет 86% |
Дон Жуан 87,8% |
|
Начальный |
Лимон, бергамот, грейпфрут, черная смородина |
Лавандовый |
Свежий, лимон, апельсин |
Пряный, мандарин, ананас, сельдерей, зеленый, черная смородина |
Бергамот, герань, полынь |
Средний |
Ландыш, роза, жасмин |
Кедровое дерево, табачный |
Лаванда, базилик, зеленый, розовый, апельсиновый, ирисовый, герань, пряный |
Жасмин, иланг-иланг, роза |
Лаванда, корица |
Фон |
Кедр, мох, мускусный |
Мускусный |
Сандал, мускусный, амбровый |
Амбровый, дубовый, мох, мускусный |
Мох, мускус |
Из таблицы можно сделать вывод, что основным запахом является цветочный.
Футбол – цветочный;
Табак – древесный;
Меркурий – цветочный;
Тет-а-тет – цветочный;
Дон Жуан – древесный.
Из приведенной таблицы мы видим:
Цветочное семейство - 10 (50%);
Древесное семейство – 9 (45%);
Восточное семейство – 1 (5%).
Представим данные в виде диаграммы.
В отделе представлены серии парфюмерной воды для женщин объединенные одной темой.
В серию «Ароматы любви» входят следующие парфюмерный воды:
Волшебство
Золотая амбра
Аромат мускуса
Тинейджер
Таблица 3.7
Серия «Аромат любви»
Стадии запаха |
Наименование |
|||
Волшебство |
Золотая амбра |
Аромат мускуса |
Тинейджер |
|
Начало |
Бергамот, лимон |
Герань, роза, гвоздика |
Иланг-иланг, мед |
Мандарин, жимолость |
Середина |
Пачули |
Пачули |
Ландыш |
Роза, жасмин |
Фон |
Ваниль, мускус |
Ваниль |
Мускус |
Пачули, дубовый мох, кедр, мускус |
В данной серии представлено семейство древесных
Волшебство – древесный,
Золотая амбра – древесный,
Аромат мускуса – древесный,
Тинейджер – цветочный.
Таблица 3.8
Серия «Лилия»
Стадии запаха |
Наименование |
|||
Лилия днем |
Лилия вечером |
Лилия |
Тайга |
|
Начало |
Бергамот, смородина, грейпфрут, |
Роза, розовая слюда |
Мандарин, персик |
Листья финика |
Середина |
Роза, жасмин, фруктовый |
Миндаль |
Фиалка, жасмин, перечный, легкий |
Роза, пачули, кориандр |
Фон |
Амбра, мох, мускус, спелодревесный |
Мускус, амбра, кедр, ваниль |
Мускус, ванилин |
Древесный мох |
В данной серии представлено семейство: цветочное, древесное и восточное.
Лилия днем – цветочный;
Лилия вечером – восточный;
Лилия – цветочный;
Тайга – древесный.
Таблица 3.9
Объем продаж за неделю
Наименование |
Количество, шт. |
Доля в % |
«Тюркель» |
31 |
7 |
«Новая заря» |
75 |
19 |
«Орифлейм косметикс» |
74 |
18 |
«Проктер энд Гембл» |
70 |
17 |
«Свобода» |
11 |
3 |
«Смит Кляйн» |
26 |
6 |
«Юниливер» |
16 |
4 |
«Л’Ореаль» |
92 |
23 |
Другие |
11 |
3 |
Итого |
406 |
100 |
На основании представленных в таблице данных составим диаграмму.
4. Рекомендации
В фирменном отделе «Новая заря» не достаточно широко представлен ассортимент духов для женщин и одеколонов для мужчин. Это является основным резервом для привлечения новых покупателей. Наличие новых серий парфюмерных духов позволит наиболее полно познакомить потребителей с продукцией фабрики «Новая заря». Ассортимент парфюмерной и туалетной воды наиболее полный.
В целом продукция фабрики «Новая заря» представлен в достаточном ассортименте, что позволяет удовлетворить покупательский спрос на высоком уровне.
«Тюркель» |
31 |
7% |
«Новая заря» |
75 |
19% |
«Орифлейм косметикс» |
74 |
18% |
«Проктер энд Гембл» |
70 |
17% |
«Свобода» |
11 |
3% |
«Смит Кляйн» |
26 |
6% |
«Юниливер» |
16 |
4% |
«Л’Ореаль» |
92 |
23% |
Анализирую представленную диаграмму, можно сделать вывод, что производитель «Новая заря» пользуется большим спросом у покупателей. По представленным данным производитель «Новая заря» занимает «второе место» в списке продаж за неделю, «обогнав» тем самым такие известные марки как «Орифлейм» и «Проктер энд Гембл».
Заключение
К парфюмерным товарам относятся духи, одеколоны, парфюмерные наборы и душистые воды, основное назначение которых ароматизировать кожу, волосы, одежду и т. д. Некоторые виды парфюмерных товаров применяются как гигиенические и освежающие средства.
Состав всей парфюмерии одинаков. Ее делают из концентрата (парфюмерной композиции), спирта и воды, разница в пропорциях.
Одна парфюмерная формула содержит, в среднем, порядка сотни элементов как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.
Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции «масс-маркет», где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены. Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции.
Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов.
Чтобы получить тот или иной вид запаха в парфюмерной промышленности используют разнообразные душистые вещества. Они делятся по происхождению на вещества растительного и животного происхождения, а также синтетические. Наиболее важной и ответственной операцией в производстве парфюмерных товаров является составление композиции, которая представляет собой смесь душистых веществ с ровным характерным цветочным или фантазийным запахом.
Состав композиций-баз велик (60-80 и более наименований душистых веществ). В ассортимент парфюмерных товаров входят духи, одеколоны, душистые воды и парфюмерные наборы.
Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам.
Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой группы изделий.
Основными показателями, по которым проводится аттестация, являются: для духов всех групп и одеколонов групп экстра и А - качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод - качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление.
Каждая партия парфюмерных товаров, поступающих в торговую сеть, должна сопровождаться документом установленной формы, удостоверяющим качество товаров.
Производители и поставщики парфюмерных товаров предлагают большой ассортимент выпускаемой продукции.
Следует отметить, что спрос на отечественные косметические изделия удовлетворяется не полностью.
Поэтому их производство растет более быстрыми темпами, чем производство парфюмерии.
Парфюмерные товары и духи в частности являются товарами массового и повседневного обихода. Они пользуются высоким и устойчивым спросом[10].
Список литературы
1. Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно-косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли. Учебное пособие. Белгород, БКАПК, 2005.
2. Головашева В.А. Драгоценные ароматы или духи известных ювелирных домов. М.: Издательство «Вече», 2003.
3. Каспаров Г.Н. Основы производства парфюмерии и косметики. М.: Экономика, 2003.
4. Кристал М.Н. Духи в граненом хрустале. М.: Издательство «Вече», 2000.
5. Натуральная косметика и парфюмерия / Под ред. П.Ю. Назарова. М.: «Экономика», 2001.
6. Поливанова Т.М. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары (товароведение): Учебник для проф.-техн. училищ. М.: Экономика, 1981.
7. Товароведение промышленных товаров. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цветкова. М.: Экономика, 2001.
8. Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981.
9. Шашина Н. Народная экспертиза // «Невское время» № 127 (2250) 15 июля 2000г.
10. Фридман А. Парфюмерия и косметика. М.: «Пищевая промышленность», 1975.
[1] Головашева В.А. Драгоценные ароматы или духи известных ювелирных домов. М.: Издательство «Вече», 2003. С. 161.
[2] Шашина Н. Народная экспертиза // «Невское время» № 127 (2250) 15 июля 2000г. С. 22.
[3] Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно-косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли. Учебное пособие. Белгород, БКАПК, 1995. С. 155.
[4] Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981. С. 112.
[5] Фридман А. Парфюмерия и косметика. М.: «Пищевая промышленность», 1975. С. 181.
[6] Азоев Г., Яхин В. Маркетинговые исследования для среднего бизнеса: состояние рынка и перспективы развития// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. №2
[7] Гальчев Ф.И. Аналитический обзор современных методов маркетинговых исследований. Вып.3. М. 1997.
[8] Вествуд Дж. Маркетинговый план. СПб: Питер, 2001. — 256 с.
[9] Иванов А.Л. Как получить честный ответ на поставленный вопрос? (К вопросу повышения достоверности результатов социологических и маркетинговых опросов)// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2001. N 6.
[10] Товароведение промышленных товаров. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цветкова. М.: Экономика, 2001. С 121.