Содержание

Введение____________________________________________________________________ 3

1.Сущность и содержание социальной политики___________________________________ 4

1.1 Понятие социальной политики______________________________________________ 4

1.2 Социальная защита населения как составная часть социальной политики___________ 6

2.Финансирование социальных программ_______________________________________ 14

2.1 Основные источники финансирования_______________________________________ 14

2.2 Налогообложение как инструмент финансирования социальной сферы____________ 17

2.3 Предпринимательская деятельность в сфере социальных услуг__________________ 21

2.4 Проблемы финансирования социальной сферы и пути их решения_______________ 24

2.5 Другие проблемы и перспективы социальной политики в России_________________ 27

Заключение_________________________________________________________________ 40

Приложение 1_______________________________________________________________ 42

Список литературы__________________________________________________________ 43

Введение

Социальная политика является индикатором социально-экономического развития страны в целом. В России совокупные расходы на социальные нужды составили в 2004 году по разным оценкам 16-18% ВВП, в то время, как в европейских странах аналогичные расходы составляют около 30% ВВП. По оценкам аналитиков преодоление застойных явлений в социальной сфере не просматривается даже на период 2005-2006 годы. Все это говорит о необходимости преимущественного развития социальной сферы и увеличения объемов финансирования основных направлений социальной политики. В связи с этим изучение содержания социальной политики и принципов ее финансирования представляется очень актуальным.

Объект исследования: финансы социальной сферы государства.

Предмет исследования: социальная политика государства

Цель исследования: определить основные направления и содержание социальной политики государства и основные источники финансирования социальных программ.

С этой целью необходимо решить следующие задачи:

1.Определить содержание и сущность социальной политики РФ.

2. Рассмотреть финансирование социальных программ:

1.Сущность и содержание социальной политики

1.1 Понятие социальной политики

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Социальная политика — это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда. Социальная политика занимает приоритетное место в социально ориентированной рыночной экономике. Она выражает конечные цели и результативность социальной рыночной экономики. Иными словами, эффективная социальная политика является одной из основных целей социальной рыночной экономики и в то же время — фактором, поскольку рост благосостояния, уровня жизни населения способствует повышению ее результативности. Кроме того, социальная рыночная экономика предъявляет повышенные требования к уровню образования, квалификации, здоровью, культуре и духовности населения. Все это обуславливает ускоренное развитие социальной сферы в современном обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях хозяйствования: микроуровне, макроуровне, интеграционном уровне, мировом уровне.

На микроуровне проводится социальная политика отдельных хозяйствующих субъектов экономики (фирм, предприятий, организаций). На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная социальная политика. Интеграционный уровень предполагает реализацию скоординированной социальной политики двух и более стран. Мировая социальная политика нацелена на решение глобальных социальных проблем.[1]

Проведение социальной политики требует выделения соответствующих экономических ресурсов, создания социальной инфраструктуры.

Социальная политика нацелена на становление и развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения, создание условий для постоянного роста уровня и качества жизни граждан.

Стратегическими целями социальной политики являются:

1. Достижение ощутимого улучшения материального положения и усло­вий жизни людей.

2. Обеспечение эффективной занятости населения.

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспе­чения жильем.

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, мо­лодежи.

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации; снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.[2]

Социальная политика связана с решением таких задач, как реализация программ занятости населения, помощь отдельным социальным группам населения, обеспечение доступности и равных возможностей граждан в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре), социального страхования. О результативности социальной политики можно судить по уровню и качеству жизни населения.

1.2 Социальная защита населения как составная часть социальной политики

Неотъемлемым элементом социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.

Рынок не в состоянии обеспечить своим участникам гарантированный доход и занятость. Граждане в силу многих причин различаются по уровню доходов, состоянию здоровья, существуют безработные, инвалиды, неполные семьи и др. Одна из задач социальной рыночной экономики — создание эффективной системы социальной защиты. Этим социальная рыночная экономика отличается от чистого капитализма или классического рынка, не обеспечивающего социальную защиту населению, предоставление равных возможностей в сфере потребления важнейших благ и услуг.

Различают субъекты и объекты социальной защиты населения

Одним из основных субъектов социальной защиты населения является государство, другим — все граждане общества, а также отдельные социальные группы. Таким образом, меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой — адресованы отдельным социальным группам населения.[3]

Социальная защита населения распространяется на всех граждан в

следующих случаях:

• при обеспечении каждому человеку возможности применять свои способности, иметь доход;

• при официальном установлении прожиточного минимума;

• при защите интересов потребителей;

• при индексации доходов.

Социальная защита адресно затрагивает несколько групп населения: безработных, пенсионеров, вынужденных переселенцев, беженцев, инвалидов, ветеранов (труда, военной службы), граждан, подвергшихся катастрофам (землетрясения, наводнения и др.), семьи с детьми, детей-сирот.

Социальная защита населения в современной рыночной экономике не направлена на решение социальных проблем в пользу так называемого равного и справедливого распределения общественного продукта. Или, напротив, на создание особых привилегий тем или иным группам граждан. Социальная защита населения не ориентирована на «закрепление» бедности. Ее нельзя рассматривать в качестве средства, побуждающего человека смириться с примитивным уровнем материальных возможностей. Наоборот, в большинстве случаев система социальной защиты населения направлена на формирование материальных предпосылок для возвращения определенных групп населения на путь самостоятельной и активной трудовой деятельности.

Меры социальной защиты населения можно подразделить на активные и пассивные. К первым относятся подготовка и переподготовка персонала, создание новых трудовых мест, сохранение уже имеющихся и др. Вторые включают выплату со-; ответствующих пособий и дотаций.

Структура социальной защиты населения. Социальная защита населения — это система, включающая несколько подсистем. Надо отметить, что составные части социальной защиты населения не всегда удается четко разграничить. Кроме того, существуют различия в их понимании в тех или иных странах.

Социальное обеспечение — это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. В ст. 39 Конституции РФ указывается: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Система социального обеспечения, как правило, включает:

• пенсии;

• пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.);

• пособия семьям, в которых есть дети;

• содержание и обслуживание престарелых и инвалидов;

• пособия по безработице и др.

Анализ статистических данных, публикуемых Госкомстатом России, показывает, что наибольший размер пенсий составляют пенсии по старости и за выслугу лет.

В зависимости от источников финансирования пенсии подразделяются на государственные и негосударственные.

Выплата государственных пенсий осуществляется из Пенсионного фонда Российской Федерации — внебюджетного социального фонда.

По оценкам специалистов Динамика основных показателей трудовых пенсий в России в 2003-2005 годах составят[4]:

Показатели

2003

2004

2005

Общий размер трудовой пенсии (в среднем за год), руб.

1615

1824

2006

Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате), %

32

31

30

Соотношение трудовой пенсии и прожиточного минимума, %

102-103

102-103

102-103

В развитых странах благосостояние пенсионеров во многом зависит от возможности получать, помимо государственной пенсии, негосударственную пенсию. Ее выплата происходит за счет средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ), активы которых формируются прежде всего за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц.[5]

Социальное обеспечение включает также выплату пособий работающим гражданам. К ним относятся: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Особое внимание в социальной рыночной экономике уделяется семьям, в которых есть дети. Государство выплачивает им пособия, которые помогают обеспечить подрастающему поколению нормальные условия жизни. В России выплата такого рода пособий регулируется Законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В соответствии с этим законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Особое внимание уделяется социальной защите детей-сирот.

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов — важная составляющая часть социального обеспечения. Механизм его реализации в России определяется Законом РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Социальное обслуживание этой группы населения осуществляется в специальных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов), а также на дому (организация питания, доставка продуктов на дом, помощь в приобретении медикаментов и др.).[6]

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов в рыночной экономике возлагается как на государственные центры социального обслуживания, так и на негосударственный сектор. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Выплата пособий по безработице — другое направление деятельности социального обеспечения. Размер пособия по безработице в разных странах исчисляется по-разному. В России размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если работник в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель.[7]

Для иных категорий граждан, включая потерявших работу и заработок (доход) в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, ищущих работу впервые, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более года), разовое пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда. [8]

В нашей стране пособие по безработице не может быть ниже минимального размера оплаты труда и вместе с тем не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, пытающимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, и ряду иных категорий безработных граждан пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда.[9]

Социальные гарантии. Социальные гарантии — это реализация государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг. Социальные гарантии, предоставляемые государством населению в РФ, включают:

• право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;

• минимальный размер оплаты труда;

• минимальный размер пенсии;

• единовременное пособие при рождении каждого ребенка;

• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

• ежемесячное пособие на каждого ребенка;

• ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и др.;

• ритуальное пособие;

• минимальный размер пособия по безработице;

• минимальный размер стипендии;

• право на жилище;

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• право на образование.

Социальная помощь. Социальная помощь — это забота о гражданах, нуждающихся в поддержке, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем личного дохода на основе проверки нуждаемости. В России социальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий, и др. Социальная помощь предоставляется в виде денежных и (или) натуральных выплат (бесплатные обеды, жилье, одежда, услуги).

Социальное страхование. Социальное страхование — это система материального обеспечения в случае временной потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха, лечебное питание, пионерские лагеря и т. д.). Социальное страхование может быть государственным и негосударственным.

Социальное страхование рассматривает социальные виды риска: утрата трудоспособности из-за болезней, старости, несчастного случая, потери работы и др. Этот риск носит массовый, общественный, т. е. социальный характер, поскольку во многом определяется социальными условиями и не зависит (мало зависит) от каждого отдельного человека.

В отличие от иных видов социальной защиты населения, социальный риск учитывается заранее. Возможные финансовые затраты, связанные с этим риском, также заранее распре-, делятся между всеми участниками организации. Страхование по каждому из видов социального риска может быть добровольным или обязательным.

С точки зрения круга воздействия и сферы распространения, социальное страхование делится на государственное, региональное, муниципальное (местное), профессиональное (по профессионально-отраслевому признаку), международное. Государственное (всеобщее) страхование охватывает значительные массы населения на территории страны. Муниципальное страхование распространяется только на определенную часть страны. Профессиональное страхование организуется для отдельных категорий работников (летчиков, шахтеров). Международное страхование действительно для населения нескольких стран.

Социальное страхование включает не только денежные выплаты, компенсации, но также определенные услуги по лечению, реабилитации и профилактике. По мере социализации экономики услуги по лечению, реабилитации и профилактике постоянно растут и определяют эффективность социального страхования в целом.[10]

Финансирование социального страхования осуществляется за счет работодателей, работников с возможным участием государства. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых на основе взносов (пенсионные фонды, фонды медицинского страхования и др.).

Реализация основных направлений социальной защиты населения требует наличия социальной поддержки, оказания социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и др.

В рыночной экономике социальная служба представлена предприятиями и учреждениями различных форм собственности и методов хозяйствования

2.Финансирование социальных программ

2.1 Основные источники финансирования

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Доля социальных расходов в ВВП в 2004 г. составит 1,43% против 1.39% в 2001 г. Также можно говорить о том, что доля расходов на социальную политику постоянно растет (см. прилож. 1).

Финансирование социальной сферы  осуществляется из различных источников: [11]

1. Государственный бюджет, в том числе: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);  муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования; республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, - государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет - это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

Выделение средств производится по направлениям и в рамках федеральных и региональных программ .

Переход к рыночным отношениям требует ограничения командной роли государства в финансово-кредитной сфере, повышения роли внебюджетных фондов. Одной из принципиальных особенностей здесь является то, что внебюджетные фонды - это уже не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.[12]

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

- с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

- определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Его доля в расходах федерального бюджета в 1996 г. составляла 9%.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:

- в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение - оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов;

- в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического "развития регионов.[13]

Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов).

Существует два основных способа финансирования социальной сферы:

- прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной сферы;

- косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:

1) льготное налогообложение;

2) льготное кредитование;

3) льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг.

Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.[14]

Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

- взносов учредителей благотворительных организаций;

- членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

- благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

- доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

- поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);

- доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

- поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

- доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

- труда добровольцев;

- иных, не запрещенных законом источников. Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона 40 благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от II августа 1995 г. № 135-ФЗ.

Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.

В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Так как эти организации не располагают большим бюджетом их деятельность направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы.

2.2 Налогообложение как инструмент финансирования социальной сферы

Жестким ограничителем возможности финансирования государством социальных расходов выступает необходимость выделить 285 млрд. руб. на погашение и обслуживание государственного долга. Для решения этой задачи правительство в 2003 г., как и в предыдущие годы, продолжает консолидировать налоговый потенциал страны на уровне федерального бюджета. Так, в 2001 г. доля налоговых доходов федерального бюджета составляла 56,5% доходного потенциала консолидированного бюджета, в 2002 г. она была увеличена до 59,6%, а в 2003 г. достигла уже 62%.[15]

Первостепенное значение в государственном финансировании социальной сферы на современном этапе приобрела проблема формирования доходной части бюджета, т.е. налогообложение доходов.

Налоги — это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Основные принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, удобность, обеспечение достаточности и подвижность (увеличение или сокращение в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбор надлежащего источника и объекта налогообложения, однократность. В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция - основная, присуща экономике всех государств. С ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства. Постепенно денежные налоги вытесняют все остальные виды государственных доходов и становятся ведущими в финансовых ресурсах государства. Сейчас они обеспечивают от 80 до 90% доходов государства.[16]

Экономическая функция означает, что налоги, как активная составная часть перераспределительных отношений, серьезно влияют на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Усиление роли налогового метода мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход. Он образуется из первичных денежных доходов основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни страны и соорганизатора наряду с другими субъектами регионального хозяйства: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъект тов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, социальные отчисления - во внебюджетные фонды).

Этот процесс стоимостного распределения валового продукта продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Согласно законодательству, объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество и его передача (дарение, наследование, продажа); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом.

Один и тот же субъект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование самообеспечения граждан и поддержку «слабых» слоев населения.

Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания населения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, налогами не облагаются, лишь перечисляют страховые платежи в социальные внебюджетные фонды. От этих платежей освобождены общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.[17]

2.3 Предпринимательская деятельность в сфере социальных услуг

Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от предпринимательской деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.

В настоящее время социальные услуги в государственной системе в основном оказываются бесплатно. В постановлении Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г. № 1151 определены категории граждан, получающих бесплатное социальное обслуживание, его виды и размеры:

- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход;

- если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;

- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

- несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Дополнительные основания по бесплатному социальному обслуживанию устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с дефицитом бюджетных средств все большее значение приобретает деятельность по изысканию дополнительных источников финансирования. Одним из таких источников становится предпринимательская деятельность бюджетных организаций системы социальной защиты, в частности, предоставление платных и частично оплачиваемых социальных услуг.

12 января 1996 г. вступил в силу федеральный закон «О некоммерческих организациях», в котором определены основные нормы деятельности некоммерческих организаций, в том числе и в социальной сфере.

Наименование видов предпринимательской деятельности, кроме внешнеэкономической, которыми занимается организация, зависит от того, какие группы товаров и услуг она производит и реализует.

За собственником и учредителем оставлено право решать, какие из внереализационных мероприятий и видов деятельности по производству и реализации товаров и услуг может осуществлять учреждение.

Одним из наиболее прибыльных видов предпринимательской деятельности для социальных учреждений является сдача в аренду имеющейся недвижимости и имущества. Собственник определяет условия договора, в частности, величину арендной платы и порядок ее перечисления.[18]

Доходы от предпринимательской деятельности поступают в самостоятельное распоряжение предприятий.

Оплата услуг населению может производиться;

- по безналичной форме оплаты через банк;

- непосредственно выполняющему их персоналу, но с обязательным оформлением финансового документа (например, приходный кассовый ордер, квитанция, талон и др.), согласованного с местными финансовыми органами.

Отчет о расходовании средств от предпринимательской деятельности представляется соответствующему финансовому органу.

Деятельность учреждения по оказанию платных услуг может быть прекращена в случае нарушения законодательства.

В основе предпринимательской деятельности предприятия, учреждения лежат договорные отношения между заказчиком и исполнителем, обеспечивающие законодательную защиту этих отношений.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством РФ

В последнее время в связи с необходимостью повышения уровня социального обслуживания граждан, ростом потребности и расширением ассортимента услуг все большее распространение получает деятельность учреждений социального обслуживания. Она носит некоммерческий характер, ибо получаемая прибыль идет на дальнейшее развитие сферы социальных услуг.

Переход на новые условия хозяйствования значительно расширяет виды финансовых источников.

Таким образом, как показывает динамика социальных показателей бюджетной политики страны на 2003 г., продолжаются тенденции роста социальных pacсходов государства последних лет. На этой основе в условиях экономического оживления в стране в социальной сфере в последние два-три года произошли определенные положительные перемены. Повышение уровня жизни россиян заявлено первоочередной задачей социально-экономической политики в среднесрочной перспективе. Энергичные меры властей всех уровней за последние годы значительно снизили остроту проблемы несвоевременных выплат заработной платы и пенсий, происходит их периодическое повышение.

Расчеты специалистов показывают, что средства населения в сложившихся условиях могут стать дополнительным источником финансирования социальных отраслей, но не основным. Без государственного финансирования решить проблему модернизации социальной сферы нельзя, причем требуются значительные бюджетные вливания на эти цели.

Расчеты Института экономики РАН показывают, что восстановление утраченных в начале 90-х гг. позиций в реальной оплате труда вполне возможно к 2010 г. при увеличении ВВП в среднем за год на 4,5-5%. Требуемый рост реальной заработной платы для выхода на дореформенный уровень должен составить 2,4 раза к 2005 г., а денежной заработной платы - в 5,6 раза.[19]

2.4 Проблемы финансирования социальной сферы и пути их решения

Недостаточное финансирование государством принятых им федеральных у социальных законов на протяжении второй половины 1990-х гг. приводит к отрицательным последствиям разного масштаба и уровня, среди которых -снижение эффективности федеральной социальной политики и усиление социальной напряженности в обществе, размывание бюджетной ответственности федеральных и региональных органов власти и ухудшение условий для управления бюджетами на региональном и местном уровнях.

В последние годы в связи с усилением социальной напряженности из-за задержек с выплатами ежемесячных пособий на детей, недофинансированием законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральное собрание РФ и Правительство РФ предприняли различные меры, позволяющие довести выделяемые средства по назначению. Расходы на реализацию законов включались в расчеты индекса бюджетных расходов при распределении трансфертов из ФФПР, но на практике они «растворялись» в общих текущих расходах регионов. С созданием Федерального казначейства целевые средства из федерального бюджета переводились в его отделения на территориях. В 2000 бюджетном году впервые в составе трансфертов были выделены целевые средства (субвенции) для частичного (примерно в объеме месячной потребности) обеспечения выплаты ежемесячных пособий на детей. Однако эти механизмы не обеспечивали полного выполнения указанных законов, так как, во-первых, был недостаточен объем выделяемых средств, а во-вторых, в условиях дефицитности большинства региональных бюджетов эти средства зачастую направлялись на другие неотложные нужды.

Формирование в составе федерального бюджета Фонда компенсаций означает использование новой схемы целевого финансирования этих законов. Фонд компенсаций - новый элемент в системе финансовых взаимоотношений Центра и бюджетов других уровней, направленный на частичное обеспечение единых государственных гарантий социальной защиты населения (в части этих законов) на территории России, предусмотренных федеральным законодательством. Распределение средств из Фонда компенсаций между регионами будет осуществляться пропорционально числу лиц, подпадающих под действие этих законов, независимо от степени финансового благополучия регионов.

Создание Фонда компенсаций можно оценить как первые шаги правительства к более четкому распределению доходных и расходных полномочий бюджетов всех уровней и сокращению числа федеральных законов, не обеспеченных конкретными источниками финансирования. В 2001 г. Фонд компенсаций включен в раздел федерального бюджета «Финансовая помощь бюджетам других уровней функциональной классификации расходов федерального бюджета», хотя по своей сути выступает как способ реализации полномочий Федерации в социальной сфере.

Несмотря на тo, что в июне 2000 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменения , в статью 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ограничивающий до 1 января 2001 г. круг получателей ежемесячных пособий на детей семьями, в которых среднедушевой доход ниже , 100% прожиточного минимума (а не 200%, как это определено законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), проблема регулярности выплат ежемесячных пособий на детей остается острой. К концу 2000 г. только 14 из 89 субъектов Федерации не имели задолженности по выплате ежемесячных пособий (Самарская область, Москва, Санкт-Петербург, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и др.).

Финансирование федеральных законов «О социальной защите инвалидов» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» являются первым необходимым шагом по пути реализации государством принятых федеральных законов социальной направленности, обеспечения гарантий гражданам (в части этих законов) за счет федерального бюджета независимо от места их проживания.

Для преодоления кризисных явлений и создания условий развития человеческого потенциала страны, соответствующего тенденциям и требованиям мирового развития, необходима единая стратегия в отношении доходов населения, пенсионного обеспечения, безработицы и занятости, развития систем страхования и социальной помощи. Все намеченные и осуществляемые в обществе реформы (включая жилищно-коммунальную) должны быть тесно увязаны и взаимообусловлены, ориентированы на существенный рост оплаты труда. Активизация энергии людей на высокопроизводительный труд и экономический подъем должна стать исходным пунктом всех преобразовании к стране.[20]

2.5 Другие проблемы и перспективы социальной политики в России

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты населения. Проблема охвата социальной защитой всех слоев населения, обусловленная отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй Мировой войны и получила название “государства благосостояния” .

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, заключается в парадоксальном явлении, подмеченном многими экономистами: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Государство в силах изменить правила игры, вводя новую систему налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать, национальный доход потечет от богатых к наиболее бедным.

Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Сплошь и рядом мы видим, что целью трансферта является сам трансферт! Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.

Одна из важнейших проблем социальной политики является стимулирование поиска работы бедными гражданами. Дело в том, что развитая система социальной помощи в странах с рыночной экономикой все чаще делала невыгодным для малоимущих граждан поиск работы. Продовольственные талоны, пособия для матерей с детьми и т.п. составляли такую величину, что оказывалось невыгодным искать работу: получаемый в таком случае заработок оказывался ненамного выше, а то и ниже суммарных социальных выплат, получаемых прежде.

От уровня и индексов цен напрямую зависит и покупательная способность доходов населения. Вопрос о покупательной способности доходов населения частично уже рассматривался в предыдущей главе, однако он столь же соотносим со стоимостью жизни, как и с доходами населения, поэтому коснемся его еще раз. Так покупательная способность среднедушевого денежного дохода может быть представлена конкретно в виде количества определенных продуктов питания, которые можно на него приобрести (см. табл. 1). 

За истекшие годы реформ в целом наблюдается весьма значительная девальвация основных видов денежных доходов, что свидетельствует о резком ухудшении уровня жизни большей части населения в плане его финансовых и покупательских возможностей.

Покупательная способность выражается не только через соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, но и через товарный эквивалент среднедушевого денежного дохода, другими словами, через отношение последнего к средней цене товара или группы товаров за соответствующий период времени (табл. 1).

Таблица 1

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Январь – июль 2002

Январь – июль 2002 г. в % к 2001

2001 в % к 2000

2000г. в % к 1999

Говядина (кроме бескостного мяса)

45

41

58

49

56

61

50

43

107,5

78

82,8

Молоко, л

514

390

355

235

257

304

285

260,7

103

87

94,6

Яйца, шт

1358

1521

1551

1318

1388

1577

1393

1471

114,4

90,8

88,9

Рыба мороженная

104

99

83

77

82

89

74

63,6

111,6

75,8

83,9

Сахар -песок

72

100

185

136

192

218

155

183,1

122

95

71,5

Масло растительное

74

78

81

62

83

105

68

78

134,5

84

64,7

Маргарин

55

60

69

47

64

77

55

57,5

122,3

84

71,4

Картофель

241

399

391

292

373

469

412

294

109

64,5

88,3

Капуста свежая

292

229

209

239

247

310

307

309,6

149

66

96,6

Хлеб и булочные изделия

355

291

332

243

212

233

242

225,5

90,3

99,7

104

Рис

156

256

275

153

152

187

123,6

129,5

70,6

71,5

Масло сливочное

22

30

43

26

37

40

31

28,9

118,9

77,4

77,4

В частности, как показывают данные табл. 1, за 1998—1999 гг. произошло резкое сокращение покупательной способности практически по всем продовольственным товарам. Поэтому и в 2000 г. таких продуктов, как мясо, молоко, рыба, яйца, на сумму соответствующего душевого дохода можно было приобрести существенно меньше, чем, например, в предкризисном 1997 г.

Вызывает определенную тревогу и факт нынешнего снижения покупательной способности в отношении, пожалуй, самой социально важной группы товаров, включающей хлеб, хлебобулочные изделия, а также муку. Подобное сокращение скорее всего можно объяснить наиболее низкой ценовой эластичностью спроса на данные продукты питания в условиях обнищания значительной части населения, с одной стороны, и сокращением как импортных поставок, так и отечественных запасов зерновы[ ресурсов, с другой.

Таким образом, покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения сильно повысилась в 2002 по сравнению с 2001 г., по сравнению с остальными годами. Из рассмотренных продуктов наиболее покупательной способностью обладает Капуста свежая, хлеб и крупа

Таблица 2

Основные показатели уровня жизни населения РФ и РТ в 2003-2004 г.г.

№ п/п

Наименование показателя

Ед.изм.

Декабрь2003

Январь2004

Февраль

Март

А.

Уровень жизни населения: (покупательная способность) РТ РФ

Коэф.

-/3,33,4

-/2,1*-

-/2,2*-

-/2,4*-

1.

Объем промышленной продукции

%

107,7

103,9

106,2

-

2.

Размер мин.оплаты труда РТ РФ

руб.

600,0600,0

600,0600,0

600,0600,0

600,0600,0

3.

Минимальный размер пенсии по старости в РТ и РФ

руб.

877,1

877,1

877,1

877,1

4.

Средний размер назначенной пенсии в РТ

руб.

1643,0

1643,4

1643,4

1643,4

5.

Средний размер оплаты труда одного работающего РТ РФ

руб.

6085,67344,0

4777,36022,0*

5469,0-

--

Примечания:

1. * - предварительные данные

2. ** - данные на первое число соответствующего месяца

3. *** - прожиточный минимум за квартал

4. Показатель уровня жизни определяется соотношением величины среднеденежного дохода на душу населения к величине прожиточногоминимума, соответственно на члена типовой семьи; на душу населения.

Термин “социальная защита” в нашей социально-экономической литературе еще в недалеком прошлом практически не использовался. Речь шла о социальном обеспечении в основном маргинальных групп населения: пенсионеров, инвалидов, детей и некоторых других. Если же говорить о собственно экономически активном населении, то его социальная защита, безусловно, осуществлялась. Однако рассматривалась она как система организационных мероприятий государства по охране труда. Соответственно этому, скажем, в курсе “экономика труда” изучались проблемы полной занятости населения, системы и принципы организации оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации и т. п.

В условиях становления многоукладной экономики, развития рыночных отношений характер проблем социальной защиты приобретает новые специфические черты, которых не было ранее. Сегодня основу экономики во все большей мере образует рынок. Он, как известно, выступает в качестве инструмента, или механизма, который сводит покупателя и продавца конкретных товаров или услуг, в нашем случае — товар “рабочая сила” или услуги, которые оказывает владелец рабочей силы собственнику средств производства (капитала). В отечественной литературе подавляющее большинство авторов товаром считают рабочую силу. Однако, как бы мы не определяли объект купли-продажи, он обладает определенной спецификой. Рынку труда присуща определенная социализация, не свойственная другим рынкам. Она выражается, прежде всего, в одушевленности предмета купли-продажи со всеми вытекающими отсюда последствиями. И эта социализация становится все более необходимой по мере развития общества, что определяется не только и не столько альтруистическими, но прежде всего экономическими соображениями. Человек во все большей мере становится новым источником экономического равновесия и роста. Роль и значение человеческого капитала возрастает: увеличиваются вложения предпринимателей в человека. Вместе с тем, существует и другая тенденция. Рынок — это, прежде всего, конкуренция, жесткие нормы оплаты труда и их тесная связь с эффективной деятельностью каждого отдельного работника, безработица, углубление дифференциации людей по их социальному статусу и доходам и др. Все это приводит к тому, что социальность рынка отходит как бы на второй план. В связи с этим важнейшим самостоятельным компонентом рынка труда должна стать социальная защита экономически активного населения. Она выступает как система мер защиты экономически активного населения во взаимосвязи и взаимодействии труда и капитала. В условиях рыночной экономики, тем более в переходный период, такую задачу может решить только государство. Основой его деятельности в этом направлении является разработка и реализация социальной политики. “Она представляет собой продуманную линию действий по отношению к отдельным социальным явлениям в целях управления социальными взаимоотношениями и распределение социальных ресурсов”.

Социальная политика характеризуется рядом моментов, раскрывающих ее сущность. Прежде всего, она коллективна по своей сущности и содержанию.

Социальная политика направлена на обеспечение социального мира в обществе, общего блага, т. е. удовлетворение потребностей личности путем достижения соответствия личного и общественного. Другой характерной чертой социальной политики является то, что ее объектом выступают социальные отношения. Они, с одной стороны, используются для решения определенных задач, а с другой — изменяются в направлении, нужном для общества на определенном этапе его развития.

Эффективность социальной политики определяется ее взаимосвязью и взаимообусловленностью с конкретной экономической ситуацией в стране. В наших условиях социальная политика является лишь средством реализации реформы, а это снижает, девальвирует ценность социальной политики. И, соответственно, ограничивает возможности ее реализации и экономического роста страны.

Социальная политика достаточно четко определяет структуру и сущность деятельности государства по решению проблем социальной защиты населения, и прежде всего экономически активного населения.

Социальная защита права на труд. Занятость населения на современном этапе нашего развития претерпевает кардинальные изменения. Это, прежде всего, предопределено формированием многоукладной экономики как основы становления рыночных отношений, рынка труда. В этих условиях хозяйствования, когда возникает конкуренция за рабочее место, безработица, главным направлением помощи населению является создание новых рабочих мест. Оно определяется прежде всего инвестиционной политикой государства: стимулировать капиталовложения для создания новых рабочих мест в государственном и частнопредпринимательском секторе экономики, в том числе в малом бизнесе, самозанятости, которые, как известно, обеспечивают наибольшее число рабочих мест. Особое внимание должно быть уделено лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой.

Весьма существенным аспектом, защиты экономически активного населения выступает проблема занятости в военно-промышленном комплексе. Он представляет собой ядро индустриального потенциала России. Именно в этой связи прежде всего необходимо его сохранение. Решающую роль здесь должно играть государство. Однако пока кардинальных изменений не произошло.

Важную роль в решении этих проблем может сыграть использование внебюджетных источников средств. Прежде всего, средств самих предприятий, коммерческих банков при условии государственных гарантий. Источником средств может стать и приватизация этих предприятий, разумное привлечение иностранных инвесторов. Решение этих вопросов будет иметь принципиальное значение для обеспечения занятости населения страны и, следовательно, социальной защиты экономически активного населения.

Деятельность государства в области обеспечения занятости пока недостаточна. Напряженность на рынке труда систематически возрастает. Именно об этом свидетельствуют данные о соотношении численности зарегистрированных безработных и вакантных рабочих мест. Заявленная потребность в работниках в органы государственной службы занятости к концу 1995 г. составляла 352 тыс. человек и была в 3 раза ниже предложения рабочей силы; в 1999 г. потребность составляла 3694 тыс. человек и была в 6, 8 раз ниже предложения рабочей силы.

Вместе с тем, при анализе ситуации надо, конечно, иметь в виду, что предприятия не всегда представляют в государственные органы занятости населения полную информацию о численности вакантных рабочих мест.

По оценкам специалистов Динамика основных показателей трудовых пенсий в России в 2003-2005 годах составят[21]:

Показатели

2003

2004

2005

Общий размер трудовой пенсии (в среднем за год), руб.

1615

1824

2006

Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате), %

32

31

30

Соотношение трудовой пенсии и прожиточного минимума, %

102-103

102-103

102-103

В развитых странах благосостояние пенсионеров во многом зависит от возможности получать, помимо государственной пенсии, негосударственную

пенсию. Ее выплата происходит за счет средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ), активы которых формируются прежде всего за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц.[22]

Социальное обеспечение включает также выплату пособий работающим гражданам. К ним относятся: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Особое внимание в социальной рыночной экономике уделяется семьям, в которых есть дети. Государство выплачивает им пособия, которые помогают обеспечить подрастающему поколению нормальные условия жизни. В России выплата такого рода пособий регулируется Законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В соответствии с этим законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Особое внимание уделяется социальной защите детей-сирот.

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов — важная составляющая часть социального обеспечения. Механизм его реализации в России определяется Законом РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Социальное обслуживание этой группы населения осуществляется в специальных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов), а также на дому (организация питания, доставка продуктов на дом, помощь в приобретении медикаментов и др.).[23]

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов в рыночной экономике возлагается как на государственные центры социального обслуживания, так и на негосударственный сектор. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Выплата пособий по безработице — другое направление деятельности социального обеспечения. Размер пособия по безработице в разных странах исчисляется по-разному. В России размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если работник в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель.[24]

Для иных категорий граждан, включая потерявших работу и заработок (доход) в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, ищущих работу впервые, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более года), разовое пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда. [25]

В нашей стране пособие по безработице не может быть ниже минимального размера оплаты труда и вместе с тем не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, пытающимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, и ряду иных категорий безработных граждан пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда.[26]

Социальные гарантии. Социальные гарантии — это реализация государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг. Социальные гарантии, предоставляемые государством населению в РФ, включают:

• право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;

• минимальный размер оплаты труда;

• минимальный размер пенсии;

• единовременное пособие при рождении каждого ребенка;

• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

• ежемесячное пособие на каждого ребенка;

• ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и др.;

• ритуальное пособие;

• минимальный размер пособия по безработице;

• минимальный размер стипендии;

• право на жилище;

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• право на образование.

Социальная помощь. Социальная помощь — это забота о гражданах, нуждающихся в поддержке, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем личного дохода на основе проверки нуждаемости. В России социальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий, и др. Социальная помощь предоставляется в виде денежных и (или) натуральных выплат (бесплатные обеды, жилье, одежда, услуги).

Социальное страхование. Социальное страхование — это система материального обеспечения в случае временной потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха, лечебное питание, пионерские лагеря и т. д.). Социальное страхование может быть государственным и негосударственным.

Социальное страхование рассматривает социальные виды риска: утрата трудоспособности из-за болезней, старости, несчастного случая, потери работы и др. Этот риск носит массовый, общественный, т. е. социальный характер, поскольку во многом определяется социальными условиями и не зависит (мало зависит) от каждого отдельного человека.

В отличие от иных видов социальной защиты населения, социальный риск учитывается заранее. Возможные финансовые затраты, связанные с этим риском, также заранее распре-, делятся между всеми участниками организации. Страхование по каждому из видов социального риска может быть добровольным или обязательным.

С точки зрения круга воздействия и сферы распространения, социальное страхование делится на государственное, региональное, муниципальное (местное), профессиональное (по профессионально-отраслевому признаку), международное. Государственное (всеобщее) страхование охватывает значительные массы населения на территории страны. Муниципальное страхование распространяется только на определенную часть страны. Профессиональное страхование организуется для отдельных категорий работников (летчиков, шахтеров). Международное страхование действительно для населения нескольких стран. Классификация системы социального страхования отражена в таблице 16.4.

Социальное страхование включает не только денежные выплаты, компенсации, но также определенные услуги по лечению, реабилитации и профилактике. По мере социализации экономики услуги по лечению, реабилитации и профилактике постоянно растут и определяют эффективность социального страхования в целом.[27]

Финансирование социального страхования осуществляется за счет работодателей, работников с возможным участием государства. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых на основе взносов (пенсионные фонды, фонды медицинского страхования и др.).

Реализация основных направлений социальной защиты населения требует наличия социальной поддержки, оказания социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и др.

В рыночной экономике социальная служба представлена предприятиями и учреждениями различных форм собственности и методов хозяйствования.

Заключение

В ходе решения поставленных задач были получены следующие выводы:

Социальная политика — это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда.

Неотъемлемым элементом социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование социальной сферы  осуществляется из различных источников: 1. Государственный бюджет, в том числе: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);  муниципальные бюджеты; II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования; республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения; III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Первостепенное значение в государственном финансировании социальной сферы на современном этапе приобрела проблема формирования доходной части бюджета, т.е. налогообложение доходов.

Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от предпринимательской деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.

Недостаточное финансирование государством принятых им федеральных у социальных законов на протяжении второй половины 1990-х гг. приводит к отрицательным последствиям разного масштаба и уровня, среди которых -снижение эффективности федеральной социальной политики и усиление социальной напряженности в обществе, размывание бюджетной ответственности федеральных и региональных органов власти и ухудшение условий для управления бюджетами на региональном и местном уровнях.

Путями решения проблем в сфере социальной политики является: поиск дополнительных источников финансирования, проведение единой стратегии при реформировании социальной сферы, рациональное формирование бюджетной политики и др.

Приложение 1

Динамика расходов федерального бюджета России на социальную сферу в 2000-2004 годах[28]

Наименование разделов

2000

2002

2004

Всего расходов на социальную сферу

Млрд. руб.

Доля в ВВП, %

Доля в расходах федерального бюджета, %

68,3

1,44

10,29

240,4

2,20

12,35

312,8

2,41

13,45

Раздел 14 «Образование»

Млрд. руб.

Доля в ВВП, %

Доля в расходах федерального бюджета, %

Раздел 15 «Культура, искусство, кинематография»

Млрд. руб.

Доля в ВВП, %

Доля в расходах федерального бюджета, %

Раздел 16 «Средства массовой информации»

Млрд. руб.

Доля в ВВП, %

Доля в расходах федерального бюджета, %

Раздел 17 «Здравоохранение и физическая культура»

Млрд. руб.

Доля в ВВП, %

Доля в расходах федерального бюджета, %

Раздел 18 «Социальная политика»

Млрд. руб.

Доля в ВВП, %

Доля в расходах федерального бюджета, %

21,2

0,45

3,20

3,0

0,06

0,46

2,0

0,04

0,31

10,2

0,22

1,54

31,7

0,67

4,77

79,3

0,72

4,07

10,1

0,09

0,52

10,0

0,09

0,52

31,3

0,29

1,61

109,5

1,0

5,63

97,3

0,75

4,18

13,9

0,11

0,60

11,9

0,9

0,51

38,7

0,3

1,66

150,8

1,18

6,49

Список литературы

1.      Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни //Экономист. -2004. -N 12. - С. 23-27

2.      Воробьева Е. Социальная программа//АКДИ, Экономика и жизнь.–2002.№2

3.      Витаньи И. Общество, культура, социология. - М., 1999.

4.      Гонтмахтнр Е. Социальная политика в России: эволюция 90-х и новый старт. //Pro et contra - 2001. - Т.6, №3, с. 7-22

5.      Дубова М. Д. Роль единого социального налога в реализации социальной политики государства: [В России] //Финансы. -2002. -N 12. - С. 44-45

6.      Ильяшенко А. Н. Семья как приоритет социальной политики государства: Междунар.-правовые и конституц. основы //Конституционное и муниципальное право. -2002. -N 2. - С. 18-22

7.      Коробов С. Е. Социальная функция государств с рыночной экономикой: [Концепция и модели "социал. государства" в зарубеж. странах]//Государственная власть и местное самоуправление. -2001. -N 1. - С. 10-16

8.      Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 1-2. Пер. с англ. - М.: Издательство “Республика”, 1992

9.      Мухетдинова Н. Формирование социальной сферы // Экономист. - 2003. - №2. - с. 3-10

10. Мухетдинова Н. Новые механизмы финансирования социальных расходов/ Экономист. -2001. -N 2. - С. 69-78

11. Никитин А. М. Функции современного Российского государства в экономике и социальной политике //Закон и право. -2000. -N 5. - С. 16-18

12. Плотицина Л.А. Социальная политика–объективная необходимость и условие дальнейшего развития//Финансы и кредит.–2003.№11.с.32-34

13. Проблемы социальной политики.//Свободная мысль–ХХ.–2003.№5.с.41-47

14. Ржаницына Л. Социальная тактика на современном этапе - 2003 // Экономист. -2003. №8. С. 59-67

15. Роик В. Д. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 год: вырастет ли благосостояние россиян //Российский экономический журнал. -2002. -N 9. С.23-29

16. Роик В. Размышления по поводу бюджетных проектировок на 2003 год: [О  динамике расходов федерального бюджета на социальную сферу в России]/ /Человек и труд. -2002. -N 12. - С. 46-50

17. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления–2003.№3.с.67-73.

18. Социальная политика. Толковый словарь/Под ред. Н.А. Волгина–М.:Экзамен, 2003.

19. Экономика труда: Учеб. пособие.–М.: Юристъ, 2003.–592с.

20. Экономические основы социальной работы.–М.: ВЛАДОС, 2003. 356с.

21. Энциклопедия социальной работы. Перевод с английского. - М., 2001.

22. Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–308с.


[1] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.309

[2] Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления–2003.№3.с.67

[3]Энциклопедия социальной работы. Перевод с английского. - М., 2001 с.124

[4] Роик В. Д. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 год: вырастет ли благосостояние россиян //Российский экономический журнал. -2002. -N 9. С.27

[5] Дубова М. Д. Роль единого социального налога в реализации социальной политики государства: [В России] //Финансы. -2002. -N 12. - С. 44

[6] Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления–2003.№3.с.69

[7] Проблемы социальной политики.//Свободная мысль–ХХ.–2003.№5.с.41-47

[8] Коробов С. Е. Социальная функция государств с рыночной экономикой: [Концепция и модели "социал. государства" в зарубеж. странах]//Государственная власть и местное самоуправление. -2001. -N 1. - С. 10

[9] Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни. - 2003 //Экономист. -2003. -N 8. - С. 26

[10] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.309

1.      [11] Экономические основы социальной работы.–М.: ВЛАДОС, 2003. с.139

[12] Экономические основы социальной работы.–М.: ВЛАДОС, 2003,–с.89

[13] Экономические основы социальной работы.–М.: ВЛАДОС, 2003,–с.92-94

[14] Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб.: Питер, 2001. С.158-160

[15] Роик В. Д. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 год: вырастет ли благосостояние россиян //Российский экономический журнал. -2002. -N 9. С.23-29

[16] Финансы/ Под ред. В.М. Родионовой–М.: Финансы и статистика, 1995. С.127

[17] Черник Д. и др. Налоги. М., 1995. С.170

[18] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001 с.157

[19] Ржаницына Л. Социальная тактика на современном этапе - 2003 // Экономист. -2003. №8. С. 59

[20] Роик В. Д. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 год: вырастет ли благосостояние россиян //Российский экономический журнал. -2002. -N 9. С.26

[21] Роик В. Д. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 год: вырастет ли благосостояние россиян //Российский экономический журнал. -2002. -N 9. С.27

[22] Дубова М. Д. Роль единого социального налога в реализации социальной политики государства: [В России] //Финансы. -2002. -N 12. - С. 44

[23] Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления–2003.№3.с.69

[24] Проблемы социальной политики.//Свободная мысль–ХХ.–2003.№5.с.41-47

[25] Коробов С. Е. Социальная функция государств с рыночной экономикой: [Концепция и модели "социал. государства" в зарубеж. странах]//Государственная власть и местное самоуправление. -2001. -N 1. - С. 10

[26] Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни. - 2003 //Экономист. -2003. -N 8. - С. 26

[27] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.309

[28] Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни. - 2003 //Экономист. -2004. -N 12. - С. 23