Содержание

Введение. 3

1. Сущность и значение физического  развития. 5

1.1. Физическое развитие в системе физического воспитания. 5

1.2. Оценки физического развития, функционального состояния и самоконтроль  8

2. Особенности физических развития школьников, проживающих на Дальнем Востоке  20

2.1. Условия физического развития и сохранения здоровья детей, проживающих на Дальнем Востоке. 20

2.2. Особенности развития физических качеств юных спортсменов. 25

2.3. Мотивация и оптимизация физического развития подростков. 29

Заключение. 32

Список литературы.. 34

Приложение. 35

 

Введение

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на   научные  данные  о  физических   и   психических  возможностям организма,  на  специальную  материально-техническую  базу,  способствующую  их  проявлению  и  развитию.  Физическая   культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех  природных  сущностных  сил   и   морального  духа   человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет  важную  основу  полноценной  жизнедеятельности:   активного труда,   нормальной   семейной   жизни,   организованного   отдыха   и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов обще­образовательной  и профессиональной  школы;  физической  подго­товкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; про­граммами   спортивных   школ,  секций,   кружков,   систематической зарядкой дома  и на  производстве.  Широко используется  много­образие национальных форм осуществления физической культуры»

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы.

К сожалению, далеко не все учащиеся старших классов понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только   посещением обязательных уроков физкультуры. Поэтому не обращая внимания на физическое образование, как залог здорового образа жизни, можно серьезно подвергнуть кризису здоровье всего населения.

Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с ролью и значением физического образования в формировании здорового образа жизни.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-                     Рассмотреть физическое развитие в системе физического воспитания

-                     Охарактеризовать оценки физического развития, функционального состояния и самоконтроль

-                     Описать условия физического развития и сохранения здоровья детей, проживающих на Дальнем Востоке

-                     Определить особенности развития физических качеств юных спортсменов

-                     Рассмотреть мотивацию и оптимизацию физического развития подростков

1. Сущность и значение физического  развития

1.1. Физическое развитие в системе физического воспитания

В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Известно, что на протяжении жизни индивида последовательно сменяются различные периоды развития: перинатальный (внутриутробный), ранний постнатальный (первые годы жизни), детский, подростковый, юношеский, периоды зрелости и старения. Наиболее значительные прогрессивные изменения форм и функциональных возможностей организма происходят в первые периоды (в частности, рост после рождения до периода возрастного созревания увеличивается в 3 - 4 раза, вес - в 20 - 30 раз, жизненная емкость легких - в 5 - 10 раз, ударный объем сердца - в 20 - 30 раз и более, показатели силовых способностей - в 50 раз и более); затем наступают периоды относительной стабилизации форм и функций, сменяемые по мере старения периодами возрастной инволюции, когда определенные морфо-функциональные свойства организма постепенно регрессируют*. Этот жизненный цикл физического развития воспроизводится от поколения к поколению, повторяясь в определенных чертах и вместе с тем приобретая новые черты в зависимости от всей совокупности естественных и общественных условий существования людей. Хотя биологическая эволюция современного человека, по-видимому, в основном завершена, новые поколения существенно отличаются от предыдущих не только своими функциональными возможностями, но и морфологически.

Одно из наглядных свидетельств тому - акселерация в физическом развитии подрастающих поколений (например, рост современных подростков в ряде стран мира превышает рост их сверстников в предыдущих поколениях на 10 - 15 см, вес – на 5 - 10 кг).[1]

Для понимания роли физического воспитания в физическом развитии человека чрезвычайно существенно, что физическое развитие - не только естественный, но и социально обусловленный процесс. Это естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется естественным законам. К ним относятся закон взаимодействия наследственных тенденций развития и тенденций, определяемых условиями жизни; законы взаимообусловленности функциональных и структурных изменений (их единство и ведущая роль функциональных изменений по отношению к морфологическим); постепенность и возрастная сменяемость периодов развития (периоды поступательного развития сменяются периодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений) и др.

Однако действие этих естественных законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека (условий распределения и использования, материальных благ, воспитания, труда, быта и т. д.), в силу чего его физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело, используя объективные закономерности физического развития человека, можно, в принципе, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности, и даже «отодвинуть» сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процессе физического развития в принципе управляем; в целесообразно направляющем воздействии на этот процесс, прежде всего и состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитания.

Это, понятно, не означает, что физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие. Последнее, как уже было сказано, зависит от многих факторов и условий, естественных и социальных, самые фундаментальные среди которых - условия материальной жизни общества. Тем не менее, физическому воспитанию принадлежит особая роль как специальному фактору рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от физического воспитания (если есть все другие необходимые условия, непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в физическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совершенствуются у человека в течение жизни.

Физическое воспитание в условиях социалистического общества содействует всестороннему развитию личности. Оптимизация физического развития при этом идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие «физическое совершенство» обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья. Конкретно исторический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе и потому меняются по мере развития общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонных показателей его.

Впервые идеал всестороннего гармонического развития человека приобретает вполне конкретные черты в связи с массовым воплощением его в жизнь на современном историческом этапе строительства коммунистического общества, когда неуклонно возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Перед научной теорией воспитания сейчас стоит ответственейшая задача - разработать обоснованные педагогические критерии всестороннего гармонического совершенства человека, в том числе физического совершенства, которые вполне соответствовали бы требованиям общественного прогресса на современном этапе развития социалистического общества и в перспективе. [2]

1.2. Оценки физического развития, функционального состояния и самоконтроль

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.

В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца.

Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.

Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.

Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.[3]

Физическое развитие, методы оценки

Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.

Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если средний рост студентов 173 (М) ±  6 (S) см, то большинство обследованных (68–75)%  имеют рост в пределах от 167 (173- 6) см до 179 (173+6) см.

Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = ±  6), значит рост данного студента на 8,5 см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше - 2,0 (очень низкое); от - 1,0 до - 2,0 (низкое); от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего); от - 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше +2,0 (очень высокое).

В нашем примере получаем частное 8,5 :  6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке “высокий”.

Индексы физического развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.

Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес. Определение типа телосложения, а идеальный вес вычисляется следующим образом.

Телосложение

Женщины

Мужчины

Астеники

рост (см) ґ 0,325

рост (см) ґ 0,375

Нормостеники

рост (см) ґ 0,340

рост (см) ґ 0,390

Гиперстеники

рост (см) ґ 0,355

рост (см) ґ 0,410

 

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)% , спортсменов – (75–81)% , спортсменок – (60–70)% .

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:

.

В норме КП = (87–92)% . КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92% ), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.[4]

Функциональные состояние и пробы

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.

Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.

Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).

Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.

Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.

Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.

Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.

20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15 с с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в % . Например, пульс исходный 60 уд./мин., после 20 приседаний 81 уд./мин., поэтому (81–60) : 60 ґ 100 = 35% .

Восстановление пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению (табл. 1.1).

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы наиболее широкое распространение получили гарвардский степ-тест (ГСТ) и тест PWC-170.

Таблица 1.1. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Тесты

Пол

Оценка

5

4

3

2

1

ЧСС в покое после 3 мин. отдыха в полож. сидя, уд./мин.

ж

м

<71

<66

71-78

66–73

79–87

74–82

88–94

83–89

>94

>89

20 приседаний за 30 с*, %

ж

м

<36

36–55

56–75

76–95

>95

Восстановление пульса после нагрузки**,

уд./мин.

ж

м

<2

2–4

5–7

8–10

>10

Проба на задержку дыхания

(проба Штанге)

ж

м

>74

74–60

59–50

49–40

<40

ЧСС×Ад макс/100

ж

м

<70

70–84

85–94

95–110

>110

 

* Методика проведения функциональной пробы 20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин., затем подсчитывается ЧСС за 15 с с перерасчетом на 1 мин. (исходная частота).

* *  Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению.

Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу же после приседаний студент садится и у него подсчитывается ЧСС в течение 15 с с перерасчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседания по сравнению с исходной, в %.

Например, ЧСС исходная – 60 уд/мин, после 20 приседаний – 81 уд/мин, поэтому (81 – 60) : 60 × 100 = 35% .

Проведение (ГСТ) заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины в определенном темпе в течение определенного времени. ГСТ заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 41 см для женщин в течение 5 мин. в темпе 30 подъемов/мин.

Если исследуемый не может поддерживать заданный темп в течение указанного времени, то работу можно прекратить, зафиксировать ее продолжительность и частоту сердечных сокращений в течение 30 с 2-й мин. восстановления.

По продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ):

.

Более точно можно рассчитать ИГСТ, если пульс считать 3 раза: в первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления, тогда

,

где t – время восхождения в с; ¦ 1, ¦ 2, ¦ 3 – ЧСС за первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления.

Оценка уровня физической работоспособности по ИГСТ осуществляется с использованием данных, приведенных в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Значение уровня физической работоспособности по ИГСТ

ИГСТ

Оценка работоспособности

55 и менее

55–64

65–79

80–89

90 и более

Слабая

Ниже средней

Средняя

Хорошая

Отличная

Принцип оценки в тесте PWC-170 основан на линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы, а занимающийся выполняет 2 относительно небольшие нагрузки на велоэргометре или в степ-тесте (методика проведения теста PWC-170 не приводится, так как он достаточно сложен и требует специальных знаний, подготовки, оборудования).

Ортостатическая проба. Занимающийся лежит на спине и у него определяют ЧСС (до получения стабильных цифр). После этого исследуемый спокойно встает и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10–12 уд./мин. Считается, что учащение его более 20 уд./мин. – неудовлетворительная реакция, что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

При выполнении физических нагрузок резко увеличивается потребление кислорода работающими мышцами, мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. Физическая нагрузка увеличивает размеры грудной клетки, ее подвижность, повышает частоту и глубину дыхания, поэтому оценить развитие органов дыхания можно по показателю экскурсии грудной клетки (ЭКГ).

ЭКГ оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОКГ) при максимальном вдохе после глубокого выдоха. Например, ОКГ в спокойном состоянии 80 см, при максимальном вдохе – 85 см, после глубокого выдоха – 77 см. ЭКГ = (85 – 77) :  80 × 100 = 10% . Оценки: “5” – (15% и более), “4” – (14–12)% , “3” – (11–9)% , “2” – (8–6)% и “1” – (5% и менее).

Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности.

Для того чтобы дать оценку фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ, т.е. той, которая должна быть у данного человека.

Для определения должной ЖЕЛ может быть рекомендовано уравнение Людвига:

Мужчины:

ЖЕЛ = (40×рост в см) + (30×вес в кг) – 4400,

женщины:

ЖЕЛ = (40×рост в см) + (10×вес в кг) – 3800.

У хорошо подготовленных людей фактическая ЖЕЛ колеблется в среднем от 4000 до 6000 мл и зависит от двигательной направленности.

Есть довольно простой способ контроля “с помощью дыхания” – так называемая проба Штанге. Сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до начала следующего вдоха. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо подготовленные студенты задерживают дыхание на 60–100 с.[5]

Самоконтроль

Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогических характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.

К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых или других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др.

К объективным показателям самоконтроля относятся частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.

Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение дневника, содержание и построение которого может быть различным. Он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, отмечается хорошее, удовлетворительное и плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом переутомления, заболевания или несоблюдения правил культуры питания.

Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота пульса при средней нагрузке достигает 130–150 уд./мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках частота пульса доходит до 180–200 уд./мин. и более. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20–30, иногда через 40–50 мин.

Если в указанное время после учебно-тренировочного занятия пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.

Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональные пробы, а их результаты записывать в дневник самоконтроля.

Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Болевые ощущения: в мышцах, голове, в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня при общем утомлении организма, формировании тренировочных нагрузок и т. п. Боли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.

Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля, которое показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.

Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.

Самоконтроль помогает занимающемуся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.[6]

2. Особенности физических развития школьников, проживающих на Дальнем Востоке

2.1. Условия физического развития и сохранения здоровья детей, проживающих на Дальнем Востоке

Региональные стандарты образования по предмету "Физическая культу­ра" на Дальнем Востоке предусматривают знание физиологических особенностей развития подростков в данном регионе. Эти особенности определяются целым рядом условий экологического, климато-географического и социокультурного характера.

 Многие исследователи, в частности Г.И. Мызан (1996), Галицин С.В. и Ф.В.Лигута (1998), Щетинина С.Ю., и Каргаполов В.П. (1998), проделали анализ специфики физического воспитания и сохранения здоровья детей, про­живающих в условиях Дальнего Востока. Одним из главных вопросов, разрабатываемых врачами, педагогами, социологами в последние десятилетия, является изучение проблемы адаптации организма человека, в том числе и детского, к климато-географическим условиям малонаселенных территорий.

 Это направление исследований специалистами выбрано не случайно. В свое время И. М. Сеченовым (в 1861 году) было разработано учение о единстве организма и окружающей среды, которое легло в основу современной биологии и медицины. И П. Павлов в своих трудах значительно расширил и углубил понимание отношений между организмом и средой, включил в него представление о на­правляющем, регулирующем и формирующем влиянии среды на организм.

 Живой организм сформировался в результате непрерывного взаимодей­ствия с окружающей средой, он тонко отражает ее малейшие изменения, а это, в свою очередь, откладывает отпечаток на поведение и жизнедеятельность че­ловека.

 Наукой в настоящее время накоплены обширные знания в данной облас­ти. Уже много лет проводятся комплексные медицинские исследования по вы­явлению влияния погодных условий на организм человека в различных регио­нах России, в том числе и на Дальнем Востоке. Выявлена тесная корреляционная взаимосвязь между некоторыми климатическими факторами и некоторыми заболеваниями, например, сердеч­но-сосудистыми, заболеваниями органов дыхания и другими.[7]

Данные, полученные исследованиями В.А. Нестеровым и Е.Г.Чулковым, Г.И. Мызан и Н.Н. Чекулаевым, показали, что в различных регионах Дальнего Востока, отличающихся своими биоклиматическими особенностя­ми, неодинаково реализуется развитие физических качеств учащихся, зани­мающихся физической культурой по однотипной программе и в организаци­онно сходных условиях.

 Установлено, что средняя плотность населения в Дальневосточном регионе почти в 5 раз ниже, чем в среднем по стране. В Амурской области, к примеру, имеются районы с плотностью, не превышающей 10 человека на 1 кв км , а удаленность населенных пунктов от районных центров превышает 300 км.

  Пионерный характер промышленного освоения, узкая специализация в российском разделении труда, специфический характер в формировании и использовании трудовых ресурсов, определяемый, прежде всего, нуждами ВПК, - все это обуславливает специфику развития инфраструктуры населенных пунктов, определяет, в конечном счете, и развитие (скорее отсталость) физкультурных традиций.

В географическом отношении Хабаровский край (площадь 789,6 тыс. кв км) расположен на стыке крупнейших на планете материка и океана. Вся территория, вытянутая с северо-востока на юго-запад почти на 1800 км представлена различными природно-климатическими зонами от тундры и горной лесотундры на севере, до уникальных кедрово-широколиственных лесов Уссурийской тайги на юге. Два мощных океаниче­ских потока - холодное Охотское море и теплое течение Куро-Сио - сформировали своеобразные природные условия в зонах, подверженных их влиянию, а река Амур формирует свой набор природных ландшафтных комплексов и экосистем. Эти природные факторы, связанные с контрастностью климата и разнообразием ландшафта, значительная часть которого (в том числе и в окрестностях населенных пунктов) остается неокультуренной, не являются благоприятными для развития физической культуры.

 Известно, что климат Хабаровска, как и всей части Дальнего Востока, муссонный. Для него характерна резко выраженная сезонная контрастность погодных условий: сухая морозная с постоянными ветрами зима и чрезмерное влажное теплое лето. Эти контрасты объясняются влиянием зимнего (сибир­ского) и летнего (тропического) муссонов на изучаемый район.

Во время действия летнего муссона наблюдается выраженные изменения со стороны крови, уменьшается содержание гемоглобина, снижается число эритроцитов, понижается максимальная и минимальная осмотическая «устой­чивость» эритроцитов, снижается реакция оседания эритроцитов. Зимой значительно выражен фактор переохлаждения, под влиянием которого возникают хронические заболевание легких.

 Ученые выдвигают даже такие факторы, влияющие на физиологию детей, как химизм среды. Химические факторы окружающей среды оказывают вредное влияние на здоровье населения Хабаровского края. Вся акватория Тихоокеанского побережья и примыкающие материковые территории, включая Хабаровский край, охватывают проявления современной вулканической деятельности и обладают повышенным содержанием потенциальных веществ, таких, как ртуть, мышьяк, фосфор, фтор, уран, сурьма и т.д. В Хабаровском крае, в ЕАО, в Амурской области обнаружено в ряде случаев высокое содержание радона в подвалах и нижних этажах жилых, производственных зданий и сооружении эндогенного происхождения. В Приамурье наблюдаются неблагоприятные тенденции по ряду медико-демографических показателей : высокая смертность детей в возрасте до одного года, тенденция к хронизации и "омолаживанию" легочных, сер­дечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний.

 Таким образом, следует подчеркнуть, что в условиях Дальневосточного региона школьники подвергаются в наибольшей степени опасностью заболевания дыхательной системы. Хронические заболевания легких возникают под влиянием неблагоприятных погодных условий, таких как переохлаждение.

В северных районах Дальнего Востока также существуют определенные требования к адаптации и жизнедеятельности населения. Изучению конституционально-адаптивных свойств человека к северным условиям уделяется особенное внимание. Установлено, что лучшей способностью адаптироваться в высоких широтах обладают люди нормостенической конституции с 1(0) группой крови Особенно неблагоприятно сказывается переезд в северные районы лиц с IY(АВ) группой крови.

Исследования медиков показали, что наилучшая адаптация к экстремальным климато-географическим условиям обеспечи­вается, в большей степени, усилением функционирования правого полуша­рия головного мозга. Этот вывод подтверждается тем, что коренные жители Дальнего Востока и Севера, эволюционировавшие в этих условиях среды с первобытных времен, более семи тысячелетий, в большинстве своем обладают выраженным превалиро­ванием функции правого полушария. В связи с этим, медики не рекомендуют переселение в северные районы людей, обладающих низкими функциональными возможностями правого полушария.

Существуют и морально-психологические особенности развития детей, в том числе занимающихся спортом. Так, педагоги говорят о глубоко сидящим в жителях отдаленных районов провинциализме, т.е. мировоззренческом представлении о том, что главные события жизни происходят не здесь (в регионе), а в центре. Этот негативный стереотип преодолевается с трудом, и особенно он характерен для людей, на­селяющий Дальний Восток. В частности, Хабаровский край , Приморский край, Сахалинская область в геополитическом, экономическом, демографическом и социокультурном отношении не представляет собой региона в подлинном значении этого слова - саморазвивающегося социоприродного организма, а являются провинцией с соответствующим этому состоянию менталитетом, который вызван прежде всего «переселенческим синдромом».

 В настоящее время учеными Хабаровского педагогического уни­верситета и специалистами комитета образования администрации края разработана программа, которая направлена на развитие края через образование и культуру. Но любая программа развития образования конкретного региона будет ущербной, если в ней не будет проектов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни детей школьного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время практически здоровых детей в возрасте до 7 лет в крае всего 23 %, школьников стар­ших классов 10 %, около 50 % учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. По данным ВОЗ около 30 % населения Российской Феде­рации имеют различной степени умственные дефекты. Из общего числа де­тей 13 % отстают в своем интеллектуальном развитии от среднего уровня, еще примерно 25 % испытывают различные затруднения в учебе, в связи с чем, не могут освоить программу общеобразовательной школы.

 Все это накладывает свой отпечаток на отношение детей к занятию спортом.

 Не секрет, что в России высоки показатели потребления алкоголя Известно, что если уровень потребления алко­голя в стране достигает 8 литров душевого потребления, то ситуация в та­кой стране становится опасной. Особенно непристойным и опасным для здоровья становится в последнее время детский алкоголизм. По мнению П. Виноградова, члена межведомственной комиссии Совета Безопасности по охране здоровья населения мы находимся на краю пропасти, которая именуется вырождением нации.

 Здесь как раз и уместно подчеркнуть, что необходимо использовать возможности физической культуры и спорта для обеспечения условий нормального физического развития и сохранения здорового образа жизни населения России. Именно развитие физической культуры, отношение к ней государства и каждого человека во многих наиболее демократических и развитых странах является показателем и критерием качества жизни, суммарным критерием благополучия общества и человека.[8]

2.2. Особенности развития физических качеств юных спортсменов

В настоящее время в научной литературе появились работы, затрагивающие проблемы комплексной программы физического вос­питания школьников. Большинство авторов считают, что такая про­грамма должна соответствовать уровню физического развития, фи­зической я функциональной подготовленности детей школьного воз­раста, проживающих в определенных климатогеографических регио­нах нашей страны. Другими словами, сегодня необ­ходима региональная программа физического воспитания школьни­ков с учетом климатогеографических, а также социально-экономических особенностей региона.

В общем виде в подобной программе ставится цель физического воспитания школьников как гармонично развитого, физически здорового подрастающего поколения. В процессе обучения в общеобразовательной школе и специализированных спортивных секциях по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

-  воспитание у подростков морально-волевых и физических качеств.

-  сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание активной работоспособности на протяжении всего периода обучения;

-  всесторонняя физическая подготовка юношей и девушек;

-  приобретение школьниками необходимых знаний и навыков в организации занятий физическими упражнениями и спортивной тренировкой.

-  совершенствования спортивного мастерства школьников - спортсменов;

-  воспитание у подростков убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

В младшем школьном возрасте развитие физических качеств детей осуществляется, прежде всего, через массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные занятия в школе, спортивных кружках и секциях. Тренировки юных спортсменов среднего школьного возраста организуются в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности школьников, их спортивной направленности, с учётом условий и характера общеобразовательного процесса. Обязательным условием является медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья детей в течение учебного года, это обследование осуществляется поликлиникой или здравпунктом учебного заведения.

Особенности развития физических качеств юных спортсменов могут быть корректно рассмотрены исходя из статистических наблюдений результатов физических занятий. Такие наблюдения были проведены преподавателями Хабаровского государственного института физической культуры.

Цель этого исследования являлось определение показателей физическо­го развития, физической и функциональной подготовленности у школьников 7-16 лет г. Хабаровска.

Были обследованы 789 мальчиков и юношей средних школ и гимна­зий г. Хабаровска, в том числе 64 человека - 7 лет, 83 чел. - 8 лет, 60 чел. - 9 лет, 97 чел. - 10 лет, 90 чел. - 11 лет, 102 чел. - 12 лет, 93 чел. -13 лет, 76 чел. - 14 лет, 67 чел - 15 лет и 57 чел. - 16 лет.

В ходе исследований определялись показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности школь­ников: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, кистевая динамометрия, бег на 30м, челночный бег (3х10 м), бег на 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, на­клон вперед из положения сидя (гибкость), ЧСС в покое, задержка дыхания на выдохе и вдохе, РWС 170, МПК, теппинг-тест (за 1 мин), зрительно-поисковая реакция (ЗПР) по таблице Шульте.

Результаты этих исследований, сведенные в таблицы 1 и 2 (Приложение), позволяют судить об уровне подготовленности учащихся средних школ южных районов Хабаровского края. Изученные региональные показатели двигательной подготовленности школьников Хабаровского края и на их основе разработанные уровни оценки представляют интерес в срав­нении с показателями российского стандарта комплексной программы физическо­го воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреж­дений.

Сравнительный анализ физических способностей младших школьников Хабаровского края и российского стандарта пока­зал, что по всем уровням ("низкий", "средний" и "высокий") скорост­ные способности у дальневосточников несколько ниже стандартных.

Показатели скоростно-силовых способностей (прыжки в длину с места) у младших школьников также ниже стандартных по двум уровням "средний" и "высокий". Однако по уровню "низкий" они незначительно превышают стандартные.

Уровни координационных способностей (челночный бег 3х10 м) у младших школьников дальневосточных районов несколько выше по сравне­нию со стандартом в обеих половых группах. По силовым показателям (подтягивание на перекладине) нормы у младших школьников также несколько превы­шают нормы стандарта.

Показатели уровня развития выносливости (6-минутный бег) значительно выше программных стандартов по всем оценкам и в обеих половых группах.

Сравнительный анализ показателей уровня физической подго­товленности школьников средней возрастной группы и программных стандартов показал, что нормы скоростных способностей несколько хуже как у мальчиков, так и у девочек по всем уровням ("низкий", "средний" и "высокий").

Уровни координационных способностей школьников среднего возраста, согласно программных стандартов, превышают уровни учащихся дальневосточных районов по оценкам "низкий" и только у девочек, а в остальных оценках нормы уровней координационных способно­стей несколько выше, чем в стандарте.

Показатели скоростно-силовых уровней школьников дальневосточных районов несколько ниже, чем нормы уровней стандарта, за исключением оценки "низкий" у мальчиков, где уровни выше во всех возрас­тных группах.

Уровни силовых способностей девочек дальневосточных районов несколько выше по всем возрастным группам, чем в стандарте, а у мальчиков -наоборот, выше нормы стандарта.

Обратная тенденция наблюдается по показателям уровня вынос­ливости, где мальчики дальневосточных районов имеют выше уровень, чем в стандарте, а у девочек выше уровень стандарта, чем региональный.

Анализ программных стандартов старшеклассников показал, что по уровню скоростных способностей учащиеся дальневосточных районов мало чем отличаются от показателей стандарта, за исключением у юношей по уровню "низкий" и у девушек по уровню "высокий", где показатели стандарта выше,

Уровни координационных способностей также различны по по­ловым признакам. Показатели стандарта выше у юношей по всем возрастам и наоборот - ниже у девушек по всем возрастам.

Оценки уровней скоростно-силовых показателей выше в стан­дарте, как у юношей, так и у девушек.

Показатели уровней силовых способностей у старшеклассников дальневосточных районов несколько превышают показатели стандарта в обе­их половых группах. Аналогичная тенденция просматривается и по показателям выносливости, где уровни старшеклассников дальневосточных районов несколько выше программных стандартов

Таким образом, сравнительный анализ уровней двигательных способностей школьников Южных районов и программных стандар­тов показал, что в разных возрастных группах эти уровни не всегда одинаковые. Так, превышение стандартных уровней наблюдается у школьников дальневосточных районов в младшем возрасте по координацион­ным, силовым способностям и выносливости. У школьников среднего возраста превышение стандартных уровней отмечается по координационной способностям в обеих половых группах, а также у мальчи­ков по силовым способностями и у девочек по выносливости. У старшеклассников превышение стандартных уровней наблюдается по скоростно-силовым, силовым и показателям выносливости. Все это дает возможность более успешно совершенствовать физическую под­готовленность школьников с учетом региональных особенностей.[9]

2.3. Мотивация и оптимизация физического развития подростков

Вышерассмотренные исследования физического состояния различных групп школьников, проживающих в условиях Дальнего Востока, будет более полным, если увязать выявленные тенденции с мотивационным аспектом физического воспитания. Двигательная и спортивная деятельность на различных возрастных стадиях подростков связаны, прежде всего, с формированием физического статуса человека, прожи­вающею в разных условиях среды, а это значит, что необходима концепция управления физическим воспитанием школьников для устранения негативных факторов, влияющих на этот процесс.

Как и в структуре любого поведенческого акта, в структуре, определяющей двигательную деятельность, узловым ведущим момен­том является мотивация (в данном конкретном случае - мотивация к занятию спортом). Она может быть по-разному выражена и неодинаково проявлена у различных возрастных групп, но ее присутствие чувствуется всегда, когда речь заходит о физических усилиях и требует пристального внимания исследователя.

Это и климато-географические условия, и степень урбанизации места проживания человека, и социальные ус­тановки. То есть - тот фон, та внешняя среда, в которой происходит формирование физических навыков подростков.

Немаловажное значение имеют и тесно связанные с обстановочными факторами пусковые механизмы, к которым можно отнести программное обес­печение процесса физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы, роль личности воспитателя-преподавателя, воспитательных воздействий в семье и т.д. На основании этого комплекса факторов вырабатывается система действий со стороны поведенческих и физиологических механизмов, обеспечивающих на каж­дом возрастном этапе подростка тот или иной уровень его физического со­стояния, контроль за оптимальностью этого уров­ня.

Такой подход к рассмотрению проблемы физического совер­шенствования юных спортсменов имеет некоторые преимущества в том, что подчеркивает тесную связь и учет всех тех компонентов, которые прежде различными исследователями рассматривались изолированно. Всю эту цепочку явлений, сопровождающуюся результатом, необходимо представлять в целом при воспитательной работе по обеспечению гармоничного развития человека, поскольку нарушения в каком либо одном звене могут существенно нарушить весь ход индиви­дуального развития. Возможно, с этим связано нередко возникающее угасание интереса подростков к занятию спортом даже и тогда, когда ими достигнуты хорошие результаты.

Среди факторов, существенно влияющих на процесс физической подготовки юных спортсменов , особое место занимают методико-педагогические аспекты. К настоящему времени наработан значительный опыт в области теории и практики организации тренировок. Например, современная спортивная подготовка подростков предусматривает использование самых разнообразных тренировочных средств, где основными являются различные виды бега, циклические упражнения, тренировки методами непрерывного выполнения упражнений (без пауз), методами прерывного выполнения упраж­нения (в чередовании с отдыхом), контрольно-соревновательным методом и т.п.

При этом учитываются такие физиологические особенности человеческого организма как аэробное производство энергии и ана­эробное. В первом случае кислородный путь обработки гликогена дает в 18-20 раз больше молекул АТФ, чем во втором случае – в бескислородном обмене, когда вырабатывается гликолиз. Установлен уровень концентрации молочной кислоты в крови у спорт­сменов в состоянии покоя, он не превышает 22 мг %. Принято считать, что выполняемая работа находится в аэробном режиме энергообеспечения в том случае, если молочная кислота не превышает 36 мг %. Обычно реализуется работа в смешанном режиме, когда концентрация молочной кислоты в крови варьирует от 37 до 90 мг %. При этом энергия поступает за счет аэробных и анаэробных процес­сов. Если концентрация молочной кислоты превышает уровень 90 мг %, то ра­бота выполняется в анаэробном режиме.

Анализ многолетней тренировки бегунов на средние дистанции показал, что основная часть беговой нагрузки выполняется спортсменами в аэробном режиме. Общий объем нагрузок сме­шанного энергообеспечения постепенно увеличивается от разряда к разряду и достигает максимальных величин у спортсменов высокой квалификации. Ана­логичное положение имеет место и при рассмотрении беговой нагрузки ана­эробного режима. В то же время следует отметить, что не зависимо от спор­тивной квалификации бегунов этот вид нагрузки составляет 3-5% от общего объема

Из приведенных данных следует, что основу специальной работоспособ­ности спортсменов составляет уровень развития аэробных и анаэробных энергетических способностей организма. Поэтому главная цель тренировок на этапе начальной спортивной специализации - создание благоприятных условий для углубленной специальной спортивной подготовки.

В юношеском спорте направленность на достижение наивысших резуль­татов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффектив­ность базовой подготовки. Поэтому спортивный результат, как считается , не может являться главным критерием успеш­ной работы с детьми и юношами. В этой связи тренировочные нагрузки не должны выводиться на максимум в юношеском спорте. Каждому уровню спортивных достижений должен соответствовать свой уровень объема и интенсивности тренировочных нагрузок. То есть каждому результату должны быть своя «цена» в нагрузках.

При определении оптимальных объемов тренировочных нагрузок, средств и методов тренировки для юных спортсменов необ­ходимо учитывать возраст спортсменов, уровень их подготовленности; а также планируемый спортивный результат, к которому должен готовиться спортсмен. Средняя соревновательная активность планируемого результата является глав­ным ориентиром для определения оптимальных нормативов тренировочных упражнений.

Все это имеет непосредственное отношение и к условиям тренировок дальневосточных спортсменов.[10]

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-                     Рассмотреть физическое развитие в системе физического воспитания

-                     Охарактеризовать оценки физического развития, функционального состояния и самоконтроль

-                     Описать условия физического развития и сохранения здоровья детей, проживающих на Дальнем Востоке

-                     Определить особенности развития физических качеств юных спортсменов

-                     Рассмотреть мотивацию и оптимизацию физического развития подростков

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое развитие.

Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм.

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня.

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

Список литературы

1.                     Авдотьев А. Р. Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока. - Хабаровск: ХГИФК, 2003.

2.                     Кенеман А.В. Теория и методика физического развития. - М.: Сфера, 2004.

3.                     Лубышева Л.И. Концепция физкультурного развития: методология развития и технология реализации. – М.: ИНФРА-М, 2004.

4.                     Галицын С.В., В.Ф. Лигута. Возрастные особенности физического развития, физической и функциональной подготовленности у школьников г. Хабаровска. – Хабаровск ХГИФК, 2004.

5.                     Ерофеев Е.А., В.В.Миндогулов. Социально-территориальные проб­лемы физкультурко-оздоровятельной работы на Дальнем Востоке. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.

6.                     Лях В.И., Мейксон Г.Б., Гофман Л.Б.  Концепция физического развития. – М.: Логос, 2003.

7.                     Мызан Г. И. Физкультурное образование: региональные проблемы.  - Хабаровск: ХГПУ, 2004.

8.                     Пензулаева Л. И. Физическое развитие. - М.: Просвещение, 2003.

9.                     Проблемы физического развития и здоровья: Материалы научно-практической конференции в г. Благовещенске./Под ред. Ф. С. Миронова. - Бла­говещенск: БГМИ, 2004.

10.                Ращупкин Г.В. Физическая культура. – Спб.: Нева, 2004.

11.                Физическая культура и здоровье населения Востока России: Материалы регио­нальной научно-практической конференции/Под ред. П. П. Пасюков. - Южно-Сахалинск: ЮСГПИ. 2004.

12.                Шнейдер О. С., Решетнева Г. А. Физическое здоровье детей в условиях Дальневосточного региона. – Хабаровск: ХГПУ, 2003.

Приложение

Таблица 1. Показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности у школьников г. Хабаровска: 7 – 11 лет.

Показатели

7 дет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

1. Длина тела, см

130,5

133,8

134,8

141,2

145

2.Масса тела, кг

24,7

26,6

28, 1

34,3

38,1

3 Окруж грудной клетки, см

60.7

62.05

64,3

67,4

68,9

4 ЖЕЛ, л

1,4

1,6

1,7

1,9

2,0

5 Сила правой кисти, кг

10

1 1,2

14,3

17,1

20,7

б.Сила левой кис­ти, кг

8,5

10,4

12,2

16,1

19,6

7 Бег 30 м, сек,

6,3

6.08

5,6

5,7

5,4

8 Бег 3х10 м, сек

10,2

9,89

9,7

9,3

9,1

9 Бег 1000 м, сек

381

364

326

298

272

10 Прыжок в длину с места, см

134,7

138,2

157

160

164

11 Подгягивание кол. раз

3,2

3,6

4,9

5,0

5,4

12.Ги6кость,см

4,38

7,5

8,4

8,9

9,б

13.ЧСС, уд/мин

94

91,4

90

88

84

14Задержк а дыхания(вдох), сек

27,3

30,8

34,81

45,1

47,3

15.3адержк а дыхания(выдох), сек

13,4

15,7

18,4

19,1

21,7

1б.РW С170, кГм/мин

306

349

Зб4

435

449

17.МПК л/мин

1,76

1.83

1,85

1,98

2,0

18.Теппинг- тест, кол. раз

171,2

242

259

265,6

302,3

19.3ПР,сек

106.4

70,5

64,4

61

56,5

Таблица 2. Показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности у школьников г. Хабаровска: 12 – 16 лет

Показатели

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

1 .Длина тела, см

147

152,2

1б2,7

169,3

176,6

2.Масса тела,кг

42,8

47,3

53,4

59,1

62

3 Окруж. грудной клетки,см

70,б

74,9

79,2

82,3

85,3

4 ЖЕЛ, л

2,3

2,7

3,2

3,6

3,8

5.Сила правой кисти, кг

22,8

26,3

35,7

39,2

43,6

6.Сила левой кис­ ти, кг

20,5

24,1

33,2

37,9

41,5

7 Бег 30м, сек.

5,27

5,19

4,9

4,68

4,5

8.БегЗх10 м, сек

8,5

8,26

7,9

7,4

7,4

9.Бег 1000м, сек

265

258

238

230

227

10.Прыжок в длину с места,см

172

179

204

223

239

11Подтяги вание коп раз

6,3

7,9

10,3

11,8

12,5

12 Гибкость, см

8,5

9.9

9,5

8.9

7,9

13.ЧСС, уд/мин

83,9

83

82,4

80,9

78,7

14.3адержка дыхания(вдох), сек

55,56

55,8

57,4

61,2

63,5

15.3адержка дыхания(выдох), сек

21,5

22,7

23,9

25.8

2б,6

16.РWС170, кгм/мин

602

640

749

825

840

17 МПК л/мин

2,26

2,33

2.51

2,64

2,6б

18.Теппинг- тест. кол раз

318

328

335

348

365

19.3ПР,сек

52,8

50,3

47,2

45.7

42,3


[1] Кенеман А.В. Теория и методика физического развития. - М.: Сфера, 2004.  – С. 19

[2] Пензулаева Л. И. Физическое развитие. - М.: Просвещение, 2003. – С. 47

[3] Лубышева Л.И. Концепция физкультурного развития: методология развития и технология реализации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 81

[4] Лях В.И., Мейксон Г.Б., Гофман Л.Б.  Концепция физического развития. – М.: Логос, 2003. – С. 179

[5] Ращупкин Г.В. Физическая культура. – Спб.: Нева, 2004.  – С. 331

[6] Проблемы физического развития и здоровья: Материалы научно-практической конференции в г. Благовещенске./Под ред. Ф. С. Миронова. - Бла­говещенск: БГМИ, 2004. –  С. 94

[7] Мызан Г. И. Физкультурное образование: региональные проблемы.  - Хабаровск: ХГПУ, 2004. – С. 49

[8] Авдотьев А. Р. Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока. - Хабаровск: ХГИФК, 2003. – С. 130

[9] Физическая культура и здоровье населения Востока России: Материалы регио­нальной научно-практической конференции/Под ред. П. П. Пасюков. - Южно-Сахалинск: ЮСГПИ. 2004. – С. 162

[10] Шнейдер О. С., Решетнева Г. А. Физическое здоровье детей в условиях Дальневосточного региона. – Хабаровск: ХГПУ, 2003.  – С. 185