Содержание
1. Планирование аудиторской проверки. 3
2. Аудит учетной политики. 9
Список литературы.. 14
1. Планирование аудиторской проверки
Одной из насущных проблем современного российского аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки.
В процессе выбора метода и поиска самостоятельного решения нам представляются полезными разработки, пригодные для непосредственного практического использования в области планирования аудита, полученные в результате проведенных исследований, анализа информации, рассмотрения методик и обобщения накопленного международного, а также отечественного аудиторского опыта. Материал представлен в виде таблицы, которая в сочетании с разнообразными методиками может служить инструментом для квалифицированного пользователя в области планирования аудиторской проверки.
Аспекты и цели планирования на основе ФСА 3 "Планирование аудита" и МСА 300 "Планирование" |
Возможные процедуры и методы с использованием ФСА 5 "Аудиторские доказательства" и МСА 500 – 599 "Аудиторские доказательства" |
Рабочие документы согласно ФСА 2 Документирование аудита" и МСА 230 "Документирование" |
Аспект - деятельность аудируемого лица Цель - получение знаний о бизнесе клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые в соответствии с суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность либо на проверку, либо на аудиторский отчет |
Сбор предварительных сведений об отрасли, структуре собственности, руководстве, деятельности клиента; определение адекватного уровня знания о бизнесе для решения о проведении аудита. Накопление знаний о бизнесе методом опроса, изучения публикаций, законодательных и нормативных актов, общих экономических факторов, отраслевых и субъективных факторов, соотнесение этих знаний с аудиторскими доказательствами, их оценка, обновление и пополнение |
Описание юридической и организационной структуры клиента Выдержки, копии документов, публикаций, содержащие информацию об отрасли, экономической и правовой среде клиента. Выдержки, копии юридических документов, соглашений, протоколов. Копии запросов и ответы аудиторов, экспертов. Опросные листы Таблицы Тесты Копии писем или заметки по аспектам аудита, обсуждавшимся с клиентом выводы и вносимые изменения, если таковые были |
Аспект - допущение о непрерывности деятельности клиента Цель - определение обстоятельств, способных повлиять на жизнедеятельность клиента, и оценка характера использования руководством допущения о непрерывности деятельности при подготовке финансовой отчетности |
Запрос об оценке руководством способности клиента продолжать свою непрерывную деятельность, о событиях, которые выходят за рамки периода, охватываемого оценкой руководства, и которые вызывают сомнения в непрерывности деятельности Обзор внешних и внутренних факторов Финансовый анализ Анализ данных бухгалтерского учета и статей баланса Личные наблюдения Анализ внутренних кадровых изменений |
Копии запросов и ответов руководства Опросные листы Расчеты и значения финансовых величин (ликвидность, рентабельность и др.) Аудиторские выводы Отчет |
Аспект - системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля Цель 1 - понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к его проведению, и обсуждение с членами аудиторской группы возможности существенных искажений в финансовой отчетности клиента |
Запрос руководству Изучение и оценка учетной политики клиента и ее изменений Изучение и анализ соответствия организованных клиентом бухгалтерского учета и внутреннего контроля новым нормативным документам и законодательству Описание организации этих систем для предотвращения и выявления ошибок Сравнение фактически существующих систем с заявленными Анализ аудитором информации Определение проблемных мест Оценка систем |
Копии запросов и ответов руководства Описание результатов анализа и сравнение фактически существующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с заявленными Отчет, к которому прилагаются все без исключения заполненные формы, копии использованных документов, черновики и подборка нормативных документов Первичная оценка надежности (низкая, средняя, высокая) |
Цель 2 - получение информации об уровне пользования клиентом нормативной базой с учетом предмета деятельности и основных требований действующих нормативных документов, выявление потребности в предоставлении отдельного отчета о соблюдении клиентом определенных положений законодательства, формулирование условий для оказания сопутствующих услуг |
Накопление знаний о законодательных и нормативных требованиях, применимых к клиенту и отрасли Проверка наличия документов о регистрации клиента, необходимых лицензий и других документов, дающих право на осуществление данного вида деятельности Запросы руководству о соблюдении клиентом законов и нормативных актов Сравнение соответствия фактического состояния и заявленного Первичная оценка надежности соответствия работы действующему законодательству |
Копии запросов и ответов руководства Описание соответствия либо несоответствия работы клиента действующим нормативным документам Отчет, к которому прилагаются все без исключения заполненные формы, копии использованных документов, черновики и подборка нормативных документов для получения аудиторских доказательств Письмо об аудиторском задании |
Аспект - формы и сроки подготовки отчетов (заключений) клиенту Цель - определение реальных сроков и форм сообщения информации клиенту |
Определение лиц, наделенных руководящими полномочиями Определение направлений аудита, представляющих интерес для руководства и подлежащих сообщению на основании законодательных требований Определение и согласование аудиторского задания |
Список лиц, наделенных руководящими полномочиями Протокол согласований о направлениях аудита, форме их сообщения Список лиц, кому, когда и какой аспект необходимо сообщить Письмо об аудиторском задании |
Аспект - обстоятельства, требующие особого внимания Цель - определение наиболее широкого спектра обстоятельств, требующих особого внимания |
Запросы руководству о фактах, связанных с существованием связанных сторон Сравнение заявленной информации с фактической Обзорные проверки организационно-правовых, налоговых и прочих документов |
Заявление руководства в письменном виде о полноте предоставленной информации о круге связанных сторон Список заявленных связанных сторон и описание учета и контроля операций со связанными сторонами |
Аспект - риск и существенность Цель – определение приемлемого уровня существенности с целью выявления количественных и качественных искажений, оценка аудиторского риска и разработка процедуры для снижения аудиторского риска, выявление областей аудита, где возможны существенные искажения, а также сложных областей бухгалтерского учета, включая связанных с оценочными значениями |
Запросы руководству об оценке им риска существенных искажений отчетности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля Анализ аудитором информации и определение "факторов риска мошенничества" и проблемных мест Оценка систем Расчет неотъемлемого риска и риска средств контроля Установление уровней существенности для целей аудита |
Все рабочие документы, накопленные ранее Копии запросов и ответы руководства Оценочные таблицы Фактические расчеты риска и определения существенности Обзор |
Аспект - характер, временные рамки и объем процедур Цель - выявление влияния на повышение эффективности проведения аудита, возможности смещения акцентов в отношении определенных областей аудита, использования компьютерных информационных систем, работы внутреннего аудита, применения конкретных методов выборки, личного присутствия аудитора при инвентаризации |
Анализ и обработка полученной информации Предварительная оценка достаточности информации для целей аудита Определение областей, существенных для аудита, возможности смещения акцентов в сторону существенных для аудита областей Оценка возможности и целесообразности применения компьютерной техники в процессе аудита Оценка и тестирование работы внутреннего аудита для уверенности в ее адекватности для целей внешнего аудита Оценка необходимости участия аудитора в инвентаризации |
Результаты обзорной проверки Оценочные таблицы и тесты функций внутреннего аудита Протокол согласований сроков, объемов взаимодействия, уровня тестирования и процедур при принятии решения об использовании работы внутреннего аудита Перечень существенных для аудита областей Описание сегментирования информации, содержащейся в бухгалтерской документации Описание методов, используемых при выборке Описание аналитических процедур Тесты Расчет раб. времени и трудозатрат |
Аспект - координация работы, текущий контроль и проверка выполненных действий Цель - определение целесообразности проведения аудита в обособленных подразделениях, выделенных на отдельный баланс, использования результатов работы другого аудитора, привлечения к работе эксперта, необходимого состава и квалификационного уровня специалистов, сроков работы, количества проверяемых мест |
Анализ профессиональной компетентности другого аудитора/эксперта в контексте конкретного поручения Процедуры для получения достаточных аудиторских доказательств того, что работа другого аудитора адекватна целям главного аудитора в контексте конкретного поручения Определение уровня профессионализма специалистов рабочей группы Согласование количества проверяемых мест |
Опросные листы Копии лицензий и прочих документов, подтверждающих квалификацию другого аудитора/эксперта В качестве альтернативы решение об ограничении объемов аудита в обособленных подразделениях Приказ о формировании аудиторской группы и распределении ответственности План аудита Программа аудита |
"Знакомство с клиентом" и т.д.
2. Аудит учетной политики
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.
Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.
Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
Цель аудита учетной политики - составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:
- имущественной обособленности организации;
- последовательности применения учетной политики;
- временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
- наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
- соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
- последовательность применения учетной политики;
- наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
- полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
- соблюдение учетной политики.
Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики:
- издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п.9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
- утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.5 ПБУ 1/98);
- издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п.16 ПБУ 1/98);
- издавался ли приказ об изменении учетной политики (п.17 ПБУ 1/98).
Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.
Изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:
- существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);
- изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, оценены в стоимостном выражении.
Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учетной политики, например сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всем возможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем.
Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:
I. Организационно - технические:
правила и график документооборота;
внутренняя отчетность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователи);
система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);
положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;
порядок проведения инвентаризаций.
II. Методологические:
способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;
порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
способы распределения косвенных расходов;
оценка незавершенного производства.
III. Налоговые:
порядок организации раздельного учета затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж, и т.п.);
порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права на льготу по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).
Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учетной политике содержится информация, обосновывающая:
- выбор организацией способов бухгалтерского учета:
вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности;
описание которых отсутствует в нормативных актах;
вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;
- особенности применения способов учета исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.
Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы бухгалтерского учета, то аудитор должен проверить, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учетной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.
Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода "по отгрузке" или "по оплате", не указывая его назначения "для целей налогообложения".
Согласно п.10 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.
На требование последовательного применения выбранной учетной политики аудитору необходимо обратить особое внимание при наличии у организации обособленных структурных подразделений, самостоятельно реализующих продукцию и имеющих отдельный баланс и расчетный счет. Практика аудиторских проверок показывает, что принятая организацией учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года обособленными структурными подразделениями.
Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения организации.
Мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики служит основой выводов и действий контрагентов организации. Пользователь бухгалтерской отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, тинформации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована отчетность.
Список литературы
1. Все положения по бухгалтерскому учету (третий выпуск). М.: ООО «Вершина», 2003.-192 с. (Бухгалтерская панорама)
2. Дарбека Е.М., Артемова Н.В. Внутрифирменные стандарты аудита и оценка учетной политики организации. «Аудиторские ведомости», № 8, 2004.
3. Кензеева И.А. Аудит учетной политики организации. «Аудиторские ведомости», № 6 2004.
4. Слатецкая Н.Ю. Планирование аудиторской проверки. "Аудиторские ведомости", N 10, 2003.
5. Ширкина Е.И., Василевич И.П. Аудит учетной политики. «Бухгалтерский учет», N 15, 2000.