Содержание

Раздел 1........................................................................................................... 3

Требования предъявляемые к учетной политики предприятия...................................... 3

Правила использования при формировании учетной политики предприятия............. 4

Элементы учетной политики................................................................................................ 5

Приказом об учетной политики утверждается................................................................ 8

Раздел 2......................................................................................................... 11

Инвентаризация...................................................................................................................... 11

Калькуляция............................................................................................................................. 14

Счета и двойная запись......................................................................................................... 15

Баланс или балансовое обобщение....................................................................................... 16

Отчетность............................................................................................................................ 17

Список литературы..................................................................................... 20

Раздел 1

Требования предъявляемые к учетной политики предприятия

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации.

Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:

-         форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.);

-         отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.);

-         организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);

-         текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

-         особенности деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

-         кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);

-         хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

Правила использования при формировании учетной политики предприятия

На сегодняшний день единой методики составления учетной политики нет. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения. Основываться же надо на рекомендациях Положения по бухгалтерскому учету 1/98 "Учетная политика организации", а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету. При этом необходимо соблюдать:

1) принцип допущения имущественной обособленности. Он состоит в том, что активы и обязательства предприятия должны учитываться отдельно от активов и обязательств собственников этого предприятия, а также активов и обязательств других предприятий;

2) принцип допущения непрерывности деятельности. Это значит, что предприятие планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него нет намерений и необходимости существенного сокращения деятельности или ее полной ликвидации;

3) принцип последовательности применения учетной политики. То есть учетная политика, принятая предприятием, должна применяться из года в год. Менять учетную политику ежегодно не обязательно;

4) принцип допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности, а именно: факты хозяйственной деятельности предприятия нужно отражать в том отчетном периоде, в котором они имели место. И это не должно зависеть от времени фактического поступления или выплаты денег.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету 1/98 и утверждается руководителем организации. Тем не менее, при работе над отдельными элементами учетной политики целесообразно (а, иногда и необходимо) участие руководителей других структурных подразделений - производственного, планово-экономического и отдельных специалистов - экспертов в той или иной области. Поэтому, возможно издание руководителем организации распоряжения или приказа, в котором определить состав рабочей группы по разработке учетной политики и сроки ее составления и представления на утверждение. Ответственным за разработку в любом случае должен быть главный бухгалтер - это установлено Положением по бухгалтерскому учету 1/98.

Элементы учетной политики

Элементы учетной политики предприятия

№ п/п

Элементы учетной политики

Варианты применения

Номер статьи НК

1

2

3

4

1

Применяемой организации метод оценки сырья и материалов, избранный ею в целях определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов

1.1. Метод оценки стоимости единице запасов;

1.2. Метод оценки по средней стоимости;

1.3. Метод оценки стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

1.4. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

254

2

Порядок начисления амортизации основных средств.

2.1 Начислять амортизацию по нормам амортизационных отчисления ниже установленных в соответствии

256

со ст. 259;

2.2 Не начислять  амортизацию по нормам амортизационных отчисления ниже установленных в соответствии со статьей 259 НК РФ

Продолжение таблицы

3

Порядок включения в состав прочих расходов по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) расходов на освоение природных ресурсов

3.1 Включать равномерно в течении 12 месяцев;

3.2 Включать  равномерно в течении5 лет, но не более срока эксплуатации

261

4

Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту.

В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва

267

5

Метод оценки покупных товаров, на стоимость приобретения которых налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации данных товаров

5.1 По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

5.2 По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

5.3 По средней  стоимости;

5.4 По стоимости единицы товара

268

6

Метод списания на расходы

6.1 По стоимости первых по времени приобретения;

6.2 По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

6.3 По стоимости единицы

280

7

Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва.

324

8

Предельная сумма и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов  на оплату отпусков работников, резерв на

В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва.

3241

8

выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год.

Приказом об учетной политики утверждается

При разработке учетной политики на год бухгалтеру необходимо руководствоваться следующими документами:

- Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н (далее - ПБУ 1/98);

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н (далее - ПБУ 14/2000);

- Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее - ПБУ 9/99);

- Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденным приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. N 60н (далее - ПБУ 15/01);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденным приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н (далее - ПБУ 3/2000);

- Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина России от 27 января 2000 г. N 11 (далее - ПБУ 12/2000);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н (далее - ПБУ 13/2000);

- Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н (далее - ПБУ 4/99);

- Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

- Положением по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденным приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 5н (далее - ПБУ 11/2000);

- Положением по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утвержденным приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 96н (далее - ПБУ 8/01);

- Положением по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденным приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. N 66н (далее - ПБУ 16/02);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н (далее - ПБУ 18/02);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 115н (далее - ПБУ 17/02);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н (далее - ПБУ 19/02);

- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации);

- Налоговым кодексом Российской Федерации.

Раздел 2.

Инвентаризация

Основы проведения инвентаризации в торговле и общественном питании не имеют больших отличий, поэтому я хочу рассмотреть инвентаризацию товаров и тары на примере оптовой торговле, т.е. на складах. А порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете по отдельности.

Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также посредством инвентаризации выявляются неиспользуемые, залежалые товары, продукция устаревших

фасонов и моделей и т. п.

Основными этапами инвентаризации являются:

1. Проверка фактического наличия товаров.

2. Документальное оформление результатов инвентаризации.

3. Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.

Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учета

и бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

- при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной ответственности - при уходе в отпуск бригадира и более половины членов бригады);

- при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей, злоупотреблений; а также пожара, стихийных бедствий;

- при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, установленных законодательством.

Инвентаризация непродовольственных товаров на складах и мяса на холодильниках проводится не менее одного раза в год, как правило на 1-е число месяца (и не ранее 1 октября), остальных продовольственных

товаров - не менее двух раз в год.

Рекомендуется проводить по две-три выборочные Инвентаризации по наиболее ценным, пользующимся повышенным спросом товарам, а также по товарам, по которым имеются сверхнормативные запасы. Если при выборочных проверках будут установлены расхождения с данными бухгалтерского учета, то проводится внеочередная инвентаризация всех товаров, находящихся на складе.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается центральная постоянно действующая инвентаризационная комиссия, возглавляемая руководителем или его заместителем в составе: главного бухгалтера, начальников структурных подразделений (служб), представителей общественности. Документ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризаций. Центральная инвентаризационная комиссия осуществляет профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, инструктажи членов рабочих комиссий, организует проведение инвентаризаций, контролирует правильность их проведения, осуществляет выборочные проверки и повторные сплошные инвентаризации (при необходимости), контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, проверяет правильность определения результатов инвентаризации. Комиссия рассматривает также объяснения материально ответственных лиц, допустивших недостачи (излишки), пересортицу товаров или их порчу, вносит предложения об упорядочении приема, хранения и отпуска товаров, улучшения их учета и контроля за сохранностью ценностей.

Снятие фактических остатков товаров и тары на складе, их сличение с данными бухгалтерского учета проводит рабочая комиссия, назначаемая приказом руководителя предприятия. В ее состав входят представитель администрации предприятия или вышестоящей организации, товаровед, работник бухгалтерии, представитель общественности и материально ответственное лицо. Рабочая комиссия составляет свои заключения по выявленным недостачам и излишкам, вносит предложения по улучшению порядка приема, хранения и отпуска товаров, по улучшению учета и контроля за их сохранностью, участвует в определении окончательных результатов инвентаризации, проверяет правильность расчетов естественной убыли (при наличии норм), зачета пересортиц товаров.

Инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдение порядка проведения инвентаризации, ее своевременность, полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товаров и тары и их потребительских признаках, правильное оформление инвентаризационных материалов и своевременную сдачу их в бухгалтерию. За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач или излишков ценностей виновные лица привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

К началу инвентаризации бухгалтерия обязана закончить проверку и обработку документов на складе, определить остатки на день инвентаризации по каждому наименованию товара. При этом в местах хранения товары должны быть уложены по наименованиям, сортам, размерам, ценам и т. п. в зависимости от применяемого в организации способа хранения. На товары должны быть заранее составлены ярлыки с необходимыми сведениями о количестве, массе, мере.

Рабочая комиссия перед началом инвентаризации должна опломбировать подсобные помещения и другие места хранения товаров, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность весоизмерительных приборов, получить от материально ответственных лиц последний товарный отчет, завизировать его, проставив штамп "До инвентаризации", дату и подпись председателя комиссии.

Материально ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку в том, что все документы по приходу и расходу ценностей к отчету приложены и сданы в бухгалтерию, что неоприходованных или не списанных в расход ценностей не имеется.

Калькуляция

В русском языке слово «калькуляция» (лат. calculatio — вычисление) по­явилось во второй половине XIX в. и означает исчисление себестоимости.

Калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета существовала не всегда, и ее возникновение непосредственно связано с развитием произво­дительных сил общества. На заре возникновения бухгалтерского учета, в условиях рабовладельческого строя, когда формировались товарно-денеж­ные и кредитные отношения, бухгалтерский учет велся по простой схеме – «приход-расход».

Позже, когда в Италии начали образовываться купеческие товарищества и прибыль должна была распределяться между отдельными купцами про­порционально вложенному капиталу, возникла двойная запись.

Появление калькуляции связано с зарождением мануфактурного произ­водства. Формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наи­более стремительное развитие калькулирование как инструмент оценки рен­табельности товаров, как способ преодоления конкуренции получило в ус­ловиях промышленного производства.

Калькулирова­ние определяется как система экономических расчетов себестоимости еди­ницы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирова­ния соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназ­наченной для реализации, а также для внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является составление кальку­ляций. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, смет­ную и фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производ­ство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.

Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе дей­ствующих на начало этого периода норм и смет.

Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых про­изводств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех зат­рат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различ­ных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в про­цессе производства конкретных продуктов.

Счета и двойная запись

Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи.

Двойная запись - способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций. Необходимость двойной записи выражается в четырех типах балансовых изменений.

Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает двойственные изменения в составе хозяйственных средств или их источников, или одновременно в составе средств и их источников в дебете одних и кредите других взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить информацию о движении хозяйственных средств и источниках их образования.

Двойная запись способствует контролю за движением хозяйственных средств и источниками их образования, показывает, откуда они поступили и на какие цели были направлены. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.

Баланс или балансовое обобщение

Балансовое обобщение информации применяется в учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности для рассмотрения и принятия управленческих решений, необходимых для дальнейшей деятельности предприятия или организации.

Балансовое обобщение предполагает обобщенный характер информации, который позволяет свести частные показатели в целостную систему обобщенных данных.

Метод балансового обобщения применяется при составлении бухгалтерского баланса, что позволяет охарактеризовать имущественно – финансовое  состояние предприятия.

При построении бухгалтерского баланса использовалась двойственная группировка имущества организации (предприятия) по функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам его образования.

Информация о двойственной группировке имущества получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе. В связи с этим можно дать следующее определение бухгалтерскому балансу:

Бухгалтерский баланс это способ обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату.

Бухгалтерский баланс отражает стоимость остатков оборотных и внеоборотных активов капитала, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Эта информация предоставляется на начало года и на конец года.

Бухгалтерский баланс является основным элементом бухгалтерской отчетности предприятия.

Отчетность

Отчетность различается по времени, по предмету и по назначению.

По промежутку времени, которым охватывается от­четность, различают отчетность:

 -суточную,

 -недельную,

-         декад­ную,

-          месячную,

-          квартальную,

-          полугодовую;

-          годовую

  По сво­ему предмету отчетность подразделяется на общую и спе­циальную. Общая отчетность отражает хозяйственную дея­тельность организации в целом. Специальная отчетность ха­рактеризует лишь определенные стороны предприни­мательства, например, отчетность о материально-техничес­ком снабжении, техническая, подотчетных лиц и т. п.

По тому, каково назначение отчетности, различают от­четность:

-         внешнюю;

-         внутреннюю.

 Внешняя служит средством информации для внешних пользователей заинтересованных юридических и физических лиц о характере, доходности и имущественном положении дел того или иного хозяйствен­ного субъекта.

Составление внутренней отчетности вызывается потреб­ностью самого хозяйства.

Внешняя отчетность, в свою очередь, в зависимости от содержания, подразделяется на статистическую и бухгалтерскую. Бухгалтерская отчетность в международной практике обязательно подлежит опубликованию. Отсюда ее еще назы­вают публичной. Если статистическая отчетность составляет­ся на внутригодовую дату, ее обычно называют текущей (сроч­ной), а бухгалтерскую отчетность — периодической.

Внешняя бухгалтерская отчетность — годовой отчет является публичным, поскольку он подлежит опубликованию.

По своему экономическому содержанию отчетность под­разделяется на:

-бухгалтерскую,

-статистическую,

-налоговую;

-оперативную.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит све­дения об имущественном и финансовом положении организа­ции нарастающим итогом с начала года, о результатах его хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, год) в стоимостном выражении.

Статистическая отчетность содержит данные стати­стики, бухгалтерского и оперативного учетов и отражает выполнение плана по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации.

Налоговая отчетность организации представляет собой расчеты (декларации) по соответствующим федеральным и местным налогам, сборам.

К оперативной отчетности относятся сведения по по­казателям деятельности организации или структурных под­разделений за короткие промежутки времени — смену, сут­ки, декаду. Эти сведения используются для оперативного кон­троля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают:

-внутригодо­вую (текущую);

-годовую отчетность.

 Внутригодовую статис­тическую отчетность обычно называют текущей стати­стической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую отчет­ность — периодической. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты:

-первичные,

-составляемые организациями,

-сводные,  которые составляют вышестоящие организации на основа-;

нии первичных отчетов.

В соответствии с Положением бухгалтерской отчетности установлено, что годовая бухгалтерская отчетность о резуль­татах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщи­ков и др.). Из этого положения следует, что годовой бухгал­терский отчет подлежит опубликованию в средствах массо­вой информации или специализированных изданиях не по­зднее срока ее представления в установленные адреса. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается незави­симой аудиторской организацией.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ. – М., 2004.

2.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. 30 июня 2003 г.)

3.     Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (утв. 9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп. от 30 декабря 1999).

4.     Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н).

5.     Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (утв. Приказом Минифна РФ от 9 июня 2001 г. N 44н).

6.     Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (с изменениями от 18 мая 2002 г.).

7.     Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н).

8.     Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом от 06.05.1999 N 33н;

9.     Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н).

10.            Приказ Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (с изм. и доп. от 28 марта 2000 г.).

11.            Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера - М.: Бератор-Пресс, 2003. – 450 с.

12.            Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на прибыль организаций. Налоговый кодекс, глава 25. Профессиональный комментарий – М.: Налоги и финансовое право, 2002. – 180 с.

13.            Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. – М.: Налоги и финансовое право, 2002. – 870 с.

14.            Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2003 год – М.: Налоги и финансовое право, 2002. – 165 с.

15.            Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. – 640 с.

16.            Красноперова О.А. Учетная политика организаций на 2004 год. – М.: Издательский Дом Главбух, 2003. – 68 с.