Содержание

1. Сущность, функции и роль лизинга. 3

2. Основные виды и порядок организации лизинговых сделок. 7

3. Проблемы и перспективы развития лизинга в России. 14

Список литературы.. 21

 

1. Сущность, функции и роль лизинга

Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах.

В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.

Лизинг представляет собой аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно привести еще одно - определение Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): “Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности”.

Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

Лизинг - это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Лизинг предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока действия лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О финансовой аренде (лизинге)”, принятым 29 января 2002 года, лизингом является совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга - договор, в соответствии, с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем; лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений и в первую очередь потенциальному пользователю. Какие же преимущества дает лизинг лизингополучателю?

Во - первых, снижение потребности в собственном стартовом капитале. Лизинг предполагает, как правило, 100-процентное финансирование лизингодателем и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество, увеличивать оборотный капитал для расширения производства.

Во - вторых, очень часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.

В - третьих, считается, что лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, оно предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут производиться после получения выручки от реализации товаров, изготовленных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.

В - четвертых, лизинговая сделка может быть заключена на более длительный срок, чем кредитный договор. В связи с этим величина периодических лизинговых платежей будет меньше, снижаются расходы пользователя по уплате этих платежей, и возрастает надежность исполнения лизингового договора.

В - пятых, для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.

 В - шестых, лизинговое имущество может не числиться у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество.

В - седьмых, лизинговые платежи полностью относятся на издержки производства и обращения (себестоимость) и, соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.

Таким образом, как можно увидеть, в лизинге заинтересованы все участники сделки: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет возможность приобрести оборудование без первоначальных финансовых затрат, лизинговая компания становится финансовым звеном между производителем и потребителем, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство - возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест.

Лизинг как своеобразная форма арендных отношений (финансовая аренда) - перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно через лизинг.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств и имущество, передаваемое по договору физическим или юридическим лицам на определенный срок. К объектам лизинга относятся любое движимое или недвижимое имущество, являющееся основными средствами, а также имущественные права.

Понятие "инвестиции" имеет несколько значений: потребительские инвестиции; экономические инвестиции; инвестиции в ценные бумаги.

Инвестиции в бизнес или экономические инвестиции своим мотивом ставит извлечение прибыли за счет приобретения для этих целей производственных активов.

При этом виде инвестирования создаются реальные производственные мощности. Экономическое инвестирование предполагает организацию производственного процесса с целью извлечения прибыли, т.е. создание производственных мощностей (покупка или лизинг) и наем рабочей силы. Экономическим инвестированием является любое вложение средств в реальные активы, связанные с производством товаров и услуг для извлечения прибыли при "нормальном" риске.

В целях создания условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов и поддержки коммерческих высокоэффективных инвестиционных проектов в соответствии с указами Президента Российской Федерации "О частных инвестициях в Российской Федерации" от 17 сентября 1994 года №1928 и 20 января 1996 года №70 и Постановлением Правительства "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации" от 1 мая 1996 года №534 намечены определенные меры по оказанию Государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Право на участие в конкурсах на получение государственной поддержки получают инвестиционные проекты, связанные, в первую очередь, с развитием основных направлений экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств, необходимых для реализации проекта.

Поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов сроком окупаемости до двух лет может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возрастной основе, либо на условиях закрепления государственной собственности части акций сдаваемых акционерных обществ или путем предоставления других государственных гарантий в пределах бюджетных средств на очередной год.

Инвестиционные проекты представляют на конкурс в Министерство экономики и должны иметь бизнес-план, в заключение экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по категориям:

-    категория А - проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;

-    категория Б - проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне мировых образцов;

-    категория В - проекты, обеспечивающие производство импортозаменяющей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

-    категория Г - проекты, обеспечивающий производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке;

Размер Государственной поддержки предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категорий проекта и не может превышать в количестве процентов от стоимости проекта:

-    для проектов категории А - 50%

-    для проектов категории Б - 40%

-    для проектов категории В - 30%

-    для проектов категории Г - 20%

Размер Государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта, но не свыше 60% заемных средств, необходимых для его осуществления. Условия предоставления Государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяют в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной год. Инвесторы, по проектам которых Комиссия приняла решение о предоставление государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления кредитных договоров, банки через Министерства финансов оформляют предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов от имени Правительства.

2. Основные виды и порядок организации лизинговых сделок

Согласно российскому законодательству существуют 2 основные формы лизинга: внутренний и международный.

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Внутренний лизинг регулируется законодательством Российской Федерации.

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется законодательством Российской Федерации.

Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон “О лизинге” регулирует 3 основных типа лизинга:

-    долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет;

-    среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;

-    краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет.

В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяются различные виды лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. Наиболее распространенными являются :

-    оперативный (сервисный) лизинг (operating lease)

-    финансовый (капитальный) лизинг (Financial lease)

-    возвратный лизинг (sale and lease back)

-    долевой лизинг (с участием третьей стороны) (leveraged lease)

-    прямой лизинг (direct lease)

-    сублизинг (sub-lease)

Все существующие виды подобных соглашений являются разновидностями двух базовых форм лизинга - оперативного либо финансового. В России Федеральный закон “О лизинге” регулирует три основных вида лизинга: оперативный, финансовый и возвратный (по сути, является разновидностью финансового лизинга).

Оперативный (сервисный) лизинг

Оперативный (сервисный) лизинг - это соглашение о текущей аренде. Как правило, срок такого соглашения меньше периода полной амортизации арендуемого средства. Таким образом, предусмотренная контрактом арендная плата не покрывает полной стоимости предмета лизинга, что вызывает необходимость сдавать его в лизинг несколько раз.

Важнейшая отличительная черта оперативного лизинга - право лизингополучателя (арендатора) на досрочное прекращение контракта. Подобные соглашения также могут предусматривать указание различных услуг по установке и текущему техническому обслуживанию сдаваемого в аренду оборудования. Отсюда и второе, часто употребляемое название этой формы лизинга - сервисный. При этом стоимость оказываемых услуг включается в арендную плату либо оплачивается отдельно.

К основным объектам оперативного лизинга относятся быстро устаревающие виды оборудования (компьютеры, копировальная и множительная техника, различные виды оргтехники и т.д.) и технически сложные, требующие постоянного сервисного обслуживания (грузовые и легковые автомобили, воздушные авиалайнеры, железнодорожный и морской транспорт).

Финансовый (капитальный) лизинг

Это долгосрочное соглашение, предусматривающее полную амортизацию арендуемого оборудования за счет платы, вносимой арендатором. Поскольку подобные соглашения не допускают возможности досрочного прекращения аренды, правильное определение величины периодической платы обеспечивает владельцу полное возмещение понесенных затрат на приобретение и содержание оборудования, а также требуемую норму доходности. При этой форме лизинга все расходы по установке и текущему обслуживанию имущества возлагается, как правило, на арендатора. Часто подобные соглашения предусматривают право арендатора на выкуп имущества по истечении срока контракта по льготной или остаточной стоимости (такая стоимость может быть чисто символической, например 1 доллар).

Возвратный лизинг

Возвратный лизинг представляет собой систему из двух соглашений, при которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя. В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные, страховые или лизинговые компании. В результате проведения такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства финансирования. Инвестор же, по сути, кредитует бывшего владельца, получая в качестве обеспечения права собственности на его имущество. Подобные операции часто проводятся в условиях делового спада в целях стабилизации финансового положения предприятий.

Долевой лизинг (с участием третьей стороны)

Долевой лизинг - еще одна разновидность финансового лизинга, предусматривающая участие в сделке третьей стороны - инвестора, в качестве которого обычно выступает банк, страховая или инвестиционная компания. В этом случае лизинговая фирма, предварительно заключив контракт на долгосрочную аренду некоторого оборудования, приобретает его в собственность, оплатив часть стоимости за счет заемных средств. В качестве обеспечения полученного займа используются приобретенное имущество (как правило, на него оформляется закладная) и будущие арендные платежи, соответствующая часть которых может выплачиваться арендатором непосредственно инвестору. При этом лизинговая фирма пользуется преимуществами налогового щита, возникающего в процессе амортизации оборудования и погашения долговых обязательств. Основные объекты этой формы лизинга - дорогостоящие активы, такие, как месторождения полезных ископаемых, оборудование для добывающих отраслей и т.д.

Прямой лизинг

При прямом лизинге арендатор заключает с лизинговой фирмой соглашение о покупке требуемого оборудования и последующей сдачей ему в аренду. Часто соглашение об аренде может быть заключено непосредственно с фирмой-производителем (т.е. напрямую) Крупнейшими производителями, предоставляющими свою продукцию на условиях лизинга, являются такие известные фирмы, как IBM, Xerox, а также многие авиационные, судостроительные и автомобильные компании. Например, лидеры мирового автомобильного рынка - концерны «Даймлер-Крайслер» и BMW состоят учредителями ряда ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многих странах мира.

Сублизинг

Сублизинг - особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга.

При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. Согласно Федеральному закону “О лизинге” переуступка лизингополучателем третьему лицу своих обязательств по выплате лизинговых платежей третьему лицу не допускается.

При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным должно быть письменное согласие лизингодателя.

Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг или лизинг с дополнительным привлечением средств

Это наиболее сложный, так как связан с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.

Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества.

"Мокрый" и "чистый" лизинг

По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на "чистый" и "мокрый".

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о "лизинге, включающем дополнительные обязательства" (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

Лизинговая сделка.

Как в любой сложной финансовой сделке, а лизинговые операции являются такими, можно выделить три больших этапа: подготовка и обоснование, юридическое оформление, исполнение.

Лизинговая сделка начинается с получения лизингодателем заявки от будущего лизингополучателя на покупку имущества и сдачи его во временное пользование.

Заявка составляется в свободной форме, но в ней должны обязательно присутстовать наименование имущества, его параметры, технические и экономические характеристики, а так же местонахождение потенциального поставщика и его реквизиты.

Одновременно с заявкой или после принятия решения о ее расмотрении лизингодателем потенциальный лизингополучатель представляет все документы, которые потребует лизингодатель. В стандартный набор документов входят:

-    нотариально заверенные копии учредительных документов, бухгалтерский баланс за последний год или (и) квартал с аудиторской проверкой;

-    экономическое обоснование и анализ эффективности сделки (бизнес-план);

-    гарантийное обеспечение сделки.

При необходимости лизингодатель может требовать предоставления дополнительной информации.

После получения лизингодателем всех необходимых документов начинается как их формальная проверка (местонахождение и т.п.), так и всесторонняя экспертиза лизингового проекта, которая в случае необходимости может быть поручена независимым экспертам.

Предварительно анализируется первоначальная стоимость имущества, продолжительность договора, возможные схемы выплаты лизинговых плате­жей, их периодичность, размер аванса, остаточная стоимость имущества и т.д.

Основной задачей лизингодателя является оценка способности лизингополучателя выплатить лизинговые платежи, а также оценить спрос на имущество, чтобы выявить возможность повторной сдачи имущества или его продажи в случае расторжения контракта. Трудность правильной оценки платежеспособности клиента связано с нестабильной финансовой обстановкой в стране, необходимостью оценки не столько текущего, сколько будущего финансового положения лизингодателя, т.к. лизинговой договор заключается на длительный период.

В случае международного лизинга возникают следующие проблемы: выбор валюты платежа, оценка изменения курса валюты, таможенный режим лизингополучателя, наличие соглашения о неприменение двойного налогообложения между странами, защита прав собственности иностранного капитала.

 Заключение лизинговой сделки.

Классической лизинговой сделке соответствует заключение как минимум двух договоров:

-              договор купли-продажи между лизингодателем и поставщиком;

-              договор лизинга между лизингодателем и лизингополучателем.

В первом договоре должны присутствовать следующие положения:

-      имущество приобретается с целью последующей передачи лизинго­по­лу­­­­чателю (указывается его наименование) в рамках договора лизинга;

-      заказчик передает все свои обязательства, за исключением платежных, лизингополучателю и поставщик согласен с этим;

-      поставщик согласен с тем, что заказчик передает все свои права (за исключением права собственности) лизингополучателю и предоставляет ему право непосредственно предъявлять все претензии к поставщику.

Основным документом лизинговой сделки является договор лизинга. Он заключается между собственником имущества (лизингодателем) и пользова­телем (лизингополучателем) о предоставлении последнему во временное вла­дение и пользование для предпринимательской деятельности объекта лизинга.

В настоящее время в Минэкономики России разработан Примерный договор финансового лизинга движимого имущества с полной амортизацией.

В нем присутствуют следующие положения:

-      предмет договора;

-      порядок поставки и приема имущества;

-      права и обязанности сторон;

-      использование имущества, уход, ремонт и модификация;

-      страхование;

-      срок лизинга;

-      лизингвые платежи и штрафные санкции;

-      ответсвенность сторон;

-      порядок разрешения споров;

-      условия досрочного расторжения договора;

-      действия сторон по завершению сделки;

-      прочие условия;

-      форс-мажор;

-      юридические адреса и банковские реквизиты.

3. Проблемы и перспективы развития лизинга в России

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

-    Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

-    Высокий уровень налогов.

-    Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

-    Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

-    За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

-    Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о пред­ложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

-    Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутст­вием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчи­вого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов опре­деленное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стои­мости имущества при сохранении права на приобретения его в собствен­ность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций, какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга). Именно это обсто­ятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.

Перспективы развития лизинга в России

На нынешнем этапе экономических преобразований в нашей стране Правительством Российской Федерации постановлениями "О развитие лизинга в инвестиционной деятельности" и "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации", а также рядом других законодательных актов осуществлены меры по ускоренному развитию и государственной поддержки инвестиционной деятельности на основе осуществления операций лизинга. Разработан проект Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации. Федеральная программа направлена на создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-законодательной базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, внедрение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга и ряд других мероприятий.

Опыт развитых зарубежных фирм показывает, что в рыночной экономике лизинг в общем объеме инвестиций составляет 25-30%. С учетом существующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно правовой базы по лизингу и дальнейшего ее развития к 2008 году прогнозируется увеличение доли лизинга в общем объеме инвестиций до 20%.

Какие могут быть пути развития лизинга

Инвестиции

 

 

 

Государственные

Частные

Международные

 

 

 

 

Лизинг

 

 

Внутренний

Международный

 

 

Развитие по приоритетным отраслям

Присоединение к международным Конвенциям

 

 

 

Развитие межрегиональных лизинговых центров

Создание совместных банковских и других организационных структур

 

 

 

Создание сети информационной поддержки

Прямой лизинг оборудования российским предприятиям

 

 

 

 

Создание фонда содействия развитию

 

 

 

 На основе тенденций развития экономики в Российской Федерации специалистами подготовлена оценка возможных объектов капитальных вложений на период до 2008 года, это позволяет сделать прогноз об отраслевой и региональной структуре развития лизинга в ближайшие годы.

Как показывает практика, в объекты производственного назначения инвестирование производится примерно в два раза больше, чем не производственного. Наибольшая доля лизинга приходится на промышленное оборудование, средства транспорта и связи. Предполагается, что в период выхода экономики из кризиса, доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс несколько снизится, а в машиностроении и химико-лесном комплексе будет возрастать.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности. Далее, к 2008 году ожидается более равномерное распределение инвестиций в лизинговые операции по регионам России.

В соответствие с разработанной Федеральной Программой развития лизинга до 2008 года, предполагается создание образцовых (модельных) лизинговых компаний, которые будут осуществлять лизинговые операции с определенными видами оборудования:

-  оборудование по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции;

-  дорожная и строительная монтажная техника;

-  оборудование для лесопромышленной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой и текстильной промышленности;

-  самолеты, наземный, речной и морской транспорт для грузовых и пассажирских перевозок;

-  машиностроительное, металлообрабатывающее и нефтеперерабатывающее оборудование;

-  оборудование для реконструкции и модернизации атомных электростанций;

-  оборудование для переоснащения производств в рамках конверсии;

-  оборудование для сетей и систем телефонной и радиотелефонной связи и передачи данных;

-  оборудование для информационно-аналитических центров.

Государственная поддержка пилотных проектов, предусмотренная программой, будет осуществляться на конкурсной основе среди коммерческих инвестиционных лизинговых проектов, реализующих прогрессивные технологи, в размере от 20 до 50% от их стоимости. При проведение конкурсов высокоэффективных коммерческих проектов, в первую очередь, представление приоритетов проектам, связанным с лизинговыми операциями для малых предприятий.

Предусмотрена поддержка в создание 7 опорных межрегиональных лизинговых центров: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Хабаровске, Самаре, Томске.

Программой предусмотрено создание сети информационной поддержки развития лизинга для обеспечения формирования и ведения базы данных по лизинговой деятельности с платным предоставлением информационных услуг, касающихся коммерческой, адресной, юридической, статистической, инвестиционо-проектной информации, регистрации создаваемых предприятий, маркетинга, аудита, возможности материально-технического снабжения и сбыта продукции, установления делового сотрудничества между партнерами, осуществления финансовых операций, поиска производственных мощностей, электронной почты, ведение бухгалтерского учета и т.д.

Такая сеть будет функционировать на базе создаваемой Государственным комитетом по промышленной политике системы информационного обеспечения малого предпринимательства на федеральном региональном уровнях.

Для оказания поддержки субъектам лизинговой деятельности предусматривает создание Фонда содействия развитию лизинга как негосударственной и некоммерческой организации, задачи которого будет входить:

-  участие в разработке и реализации государственной политики в области лизинга в России;

-  создание оптимальных условий для развития конкуренции в различных сферах производства путем финансовой поддержки лизинговых проектов, направленных на развитие предпринимательства, малого бизнеса и производство конкурентно способной продукции;

-  осуществление совместно с государственными, общественными и другими организациями, экспертизы и конкурсного отбора инвестиционных программ, проектов и мероприятий, связанных с лизинговой деятельностью и направленных на решение проблем содействия развитию лизинга в России, а также участие в финансировании;

-  международное сотрудничество в области лизинга;

-  участие в разработке законодательных и правовых актов по вопросам развития лизинга в России;

-  организация подготовки и повышение квалификации специалистов по лизингу.

 Фонд содействия развитию лизинга будет предоставлять субъектам лизинга финансовые гарантии, кредитовать лизинговые компании и лизингополучателей, оказывать консультационные услуги по лизинговой деятельности, по подбору технологий и средств производства, по юридическим, финансовым и другим вопросам лизинговых сделок.

Ожидается деловая активность в международных финансовых сделках. Например, английская фирма SHH International, в которой работаю более ста юристов, представляющие интересы Европейского Банка Реконструкции и Развития, французского банка "Кредит Леоне", крупных инвестиционных банков США, имеющие офисы в Париже, в Лондоне и Нью-Йорке, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве Варшаве и Алма-Ате и специализирующаяся на представительстве иностранных инвесторов, ведет экспертную подготовку документации для нескольких крупных лизинговых сделок. Одна из сделок заключается в создание новой российской лизинговой компании совместного предприятия между западным инвестиционным банком и российским коммерческим банком. Уровень ее капитализации будет составлять порядка 25 млн. долларов.

Два крупных западных коммерческих банка через эту фирму ведет предварительные переговоры о создание крупных лизинговых компаний в России одна из которых будет полностью принадлежать западному банку, другая будет создана в форме совместного предприятия с российским банком. Ряд крупных американских лизинговых компаний исследуют российский рынок на предмет заключения лизинговых сделок.

Помимо создания новых лизинговых компаний SHH International работает над целым рядом отдельных сделок, включающих применение лизинга в проектном финансирование. Одна из сделок предполагает импорт сельскохозяйственного оборудования на сотни миллионов долларов. Другая сделка заключается в импорте оборудования телесвязи на сотни миллионов долларов для строительства новой цифровой линии связи через всю Россию. Ранее эта фирма подготовила соглашение по лизингу нефтегазового оборудования, кораблей рыболовных судов, самолетов, контрактов по лизингу оборудования для производства (кока-колы), по оформлению финансирования строительства целой электростанции для отечественного предприятия.

 

 

Список литературы

1.                     Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие - М.: ЮНИТИ, 2004.

2.                     Витрянский В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. - М.: Статут, 2003.

3.                     Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М.: Правовая культура, 2003.

4.                     Газман В.Д. Лизинг в России. - Спб.: Питер. 2004.

5.                     Горемыкин В.А. Лизинг. - М.: ИНФРА-М, 2004.

6.                     Горемыкин В.А. Основы технологий лизинговых операций. - М.: Ось-89, 2003.

7.                     Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг - катализатор экономического роста.//Финансы, 2003, №1. - с. 34-39

8.                     Кабатова Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика.- М.: БЕК, 2003.

9.                     Карп М. В., Шабалин Е. М., Эриашвили Н. Д. Лизинг. Экономические и правовые основы. - Спб.: Нева, 2004.

10.                Киселев И.Б. Лизинг - практика становления // Деньги и кредит, 2004, №1. - С. 23-27.

11.                Куликов А. Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России//Деньги и кредит, 2003, №3. - С. 45-50

12.                Лещенко М. И. Основы лизинга. - М.: Финансы и статистика, 2004.

13.                Лизинг: Экономические и правовые основы./Под ред. Коршунова Н.М. - М.: ОМЕГА-Л, 2004.

14.                Марголин А.М., Голубев В.В. Проблемы государственного регулирования развития лизинга и пути их решения. - М.: Логос, 2003.

15.                Прилуцкий Л. П. Лизинг в России. - М.: Дело, 2003.

16.                Чекмарева Е.Н. Лизинг. - М.: Экономика, 2004.