Содержание

Введение. 3

1. Сущность и содержание национальной экономики. 5

1.1. Понятие национальной экономики. 5

1.2. Типы национальных хозяйственных систем. 8

2. Показатели развития национальной экономики. 11

2.1. Система национального счетоводства. 11

2.2. Валовой национальный продукт. 20

3. Перспективы развития российской национальной экономики. 27

Заключение. 32

Список литературы.. 34

Введение

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: мате­риальное и нематериальное производство, непроизводственная сфе­ра.

Важнейшей составной частью национальной экономики явля­ется материальное производство, в котором создаются необходи­мые для жизни и развития общества средства производства и пред­меты потребления. В материальное производство входят такие от­расли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей - добывающей и обрабатывающей.

В экономической теории среди предприятий материальной сфе­ры выделяют предприятия по производству средств производства и производству предметов потребления.

Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные зна­ния и информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению. Нема­териальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.

Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят содержание армии, судебные и юридические органы, рели­гиозные учреждения, другие общественные организации.

Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географи­ческим положением страны, ее участием в международном разде­лении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фир­мы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономиче­скими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие опреде­ленные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или  отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием  социально- экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной  и административной власти.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с национальной экономикой: основные результаты и их измерение.

Задачи работы:

-  Рассмотреть сущность и содержание национальной экономики

-  Определить показатели развития национальной экономики

-  Рассмотреть перспективы развития российской национальной экономики.

 

1. Сущность и содержание национальной экономики

1.1. Понятие национальной экономики

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества, и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Главной целью всей экономической политики является создание эффек­тивной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъек­тов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед  национальной экономикой ставятся и другие цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема про­изводства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в тече­ние длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают по­купательную способность населения. Поэтому достижение стабиль­ности цен в современной рыночной экономике означает не "замо­раживание" их на длительный период, а плановое регулируемое из­менение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной ва­люты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше това­ров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торго­вого баланса значительное влияние оказывает курс валюты — ве­личина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не оз­начает, что полная занятость охватывает все трудоспособное насе­ление страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, свя­занных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти про­фессии.[1]

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех. Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

-  фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

-  денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

-  политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

-  внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. Показатели приращения национального богатства - ВОП, НД (национальный доход), ВНП (валовый национальный продукт).[2]

Предпосылки функционирования национальной экономики

Национальное хозяйство - совокупность всех отраслей и сфер экономики различных регионов страны, объединенных разнообразными экономическими связями.

Показатели функционирования национальной экономики:

1.Экономический рост экономики.

2.Производство ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний продукт).

3.Производство, распределение и использование национального дохода (использование и перераспределение).

4.Производительность общественного труда.

5.Занятость населения.

6.Уровень безработицы.

7.Жизненный уровень населения.

8.Доходы, з/плата.

9.Номинальная и реальная з/плата.

10.Денежное обращение.

11.Инфляция.

12Торговый и платежный баланс.

13.Внешнеэкономическая деятельность.

 

1.2. Типы национальных хозяйственных систем

1 тип - рыночная экономика, в которой доминирующей формой взаимодействия между участниками хозяйственного процесса является обмен. Под обменом, в соответствии с классическим пониманием, подразумевает "двустороннее движение товаров между субъектами, ориентированными на прибыль, получающуюся в результате для каждого от итогов соглашения".

2 тип - редистрибутивные или командно-административная. В редистрибутивных экономиках преобладает движение благ и услуг к Центру и из него, независимо от того, осуществляется ли передвижение объектов физически или меняется только порядок права их присвоения без каких-либо изменений в действительном размещении ресурса или продукта. Редистрибуция представляет собой аккумуляцию, собирание, совмещенные с новым, вторичным распределением и раздачей. Именно через редистрибуцию в этих обществах достигается воссоединение распределенного, разделенного труда.

Рыночная экономика:

Естественно-историческими предпосылками возникновения рынков как доминирующих экономических институтов является некоммунальный характер материально-технологической среды. Объективная возможность ведения хозяйства силами индивидуальных хозяйствующих субъектов и наличные возможности организации на территории государства широкой сети товарных обменов формируют институциональный комплекс, называемый рынком.

Рыночные экономики, как известно, отличаются тем, что в них основным институтом является частная собственность, задающая характер всей институциональной экономической среды. Институт частной собственности определяет, что лица или организации, владеющие своей собственностью, обладают всей полнотой прав и ответственности по ее использованию и распоряжению.

Деятельность частных собственников регулируется институтом конкуренции, т.е. они соперничают друг с другом в получении необходимых производственных ресурсов и продаже результатов своей деятельности.

Воспроизводство рыночных экономик невозможно иначе, чем посредством обменов (купли-продажи) производимых продуктов и услуг, имеющих характер товаров.

Частная собственность на средства производства и на рабочую силу обуславливают институт найма труда. Таким образом, трудовые отношения также имеют характер обмена, или купли-продажи, как писал К. Маркс, рабочей силы.

Общественно признанным критерием эффективности, регулятором, посредством которого соотносится в масштабах всего общества деятельность обособленных частных хозяйств, является прибыль, или, более широко - капитал, который К. Маркс выделил как основное общественное отношение рыночных (капиталистических) экономик.

Командно-административная или редистрибутивная:

Первым в списке базовых институтов, регулирующих воспроизводство редистрибутивных экономик, является институт общей собственности. Институт общей собственности означает, что владельцем основных ресурсов и средств производства признается - явно или латентно - общество в целом. Это предполагает возможность использования производимых и потребляемых благ всеми членами общества по устанавливаемым каждый раз правилам и не подразумевает границ между ними в правах собственности, как это характерно при господстве института частной собственности.

Процессы воспроизводства в редистрибутивной экономике регулируются не отношениями обмена, которые нецелесообразны в рамках общей распределенной собственности, а осуществляются на основе распределения.[3]

2. Показатели развития национальной экономики

2.1. Система национального счетоводства

Определение систем национальных счетов.

Результатом функционирования национальной экономики явля­ются все товары и услуги, созданные в данной стране за определен­ный период времени, т. е. национальный продукт (НП).

Показатели объема НП, их динамика явля­ются чутким барометром, отражающим состояние "здоровья" эко­номики, показывающим результативность действий правительства по повышению ее эффективности.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема НП. В странах с рыночной экономи­кой его объем определяется по (СНС) во всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизован­ной планово-регулируемой экономикой, использующих марксист­скую теорию воспроизводства, принято подсчитывать НП, производимый только в отраслях материальной сферы.

СНС представляет собой определен­ный способ упорядочения информации об экономических опера­циях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе обще­ственного воспроизводства.

Она появилась в 40—50-е гг. в наи­более развитых странах в ответ на потребность органов государственного управления в информации макроэкономического харак­тера, необходимой для разработки экономической политики, при­нятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В 1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую пересмот­ренную СНС, которую предстоит внедрить в ближайшие годы боль­шинству стран мира в качестве международного стандарта.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения НП и НД в данной стра­не. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации опреде­лить степень достижения целей национальной экономики, вырабо­тать экономическую политику, провести сравнительный анализ по­тенциалов различных стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер.

Во-первых, она учитывает деятельность всех участников про­изводства материальных благ и оказания услуг: органов государ­ственного управления, армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем и т. п.

 Во-вторых, СНС содержит пока­затели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы и пас­сивы производственного процесса.

В конце 1992 года была разработана и утверждена Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики, содержащая комплекс мероприятий, направленных на пересмотр всей системы учета и статистики России.

Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

Изменения в системе экономических отношений в стране, связанные, в первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают применение новых методов статистического наблюдения, новых подходов к формированию информационной базы - системы статистических доказателен, разрабатываемых государственной статистикой, деется в виду более полное сближение методов формирования статистической информации со стандартами, принятыми в практике развитых стран и международных экономических Организаций. Важным элементом создания новой методологической основы статистики является переход к международным статистическим стандартам, которые предполагают внедрение в практику системы национальных счетов (СНС).

Следует отметить, что система национального счетоводства, внедряемая в практику российской экономической жизни, основана на методологии Европейской системы интегрированных экономических счетов, в то же время российская система национальных счетов, естественно, строится с учетом специфических особенностей российской экономической системы, которая в настоящее время находится на этапе перехода к рыночным экономическим отношениям. Также при построении российской системы национальных счетов в определенной мере используются и рекомендации Системы национальных счетов ООН.[4]

Что же такое система национальных счетов (СНС). СНС - это адекватный рыночной экономике национальный учет, построенный в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. Основным положением системы национальных счетов является расчет обобщающих показателей развития различных отраслей в рамках национальной экономики на различных стадиях воспроизводственных процессов, а также взаимоувязка этих показателей как между собой, так и во временных промежутках. При этом каждой воспроизводственной стадии соответствует свой специальный счет или группа счетов в рамках системы национальных счетов. За счет подобного методологического подхода создаются предпосылки и условия. Для анализа движения произведенной в обществе массы товаров и услуг, а также добавленной стоимости при прохождении их Через все стадии процесса общественного воспроизводства.

В настоящее время известно достаточно много вариантов СНС, включая варианты, действующие и рекомендуемые к Принятию различными международными организациями, Такими, как ООН, организация экономического сотрудничества и развития, Евростат, и некоторыми национальным» статистическими службами. Однако все существующие варианты унифицированы по основным показателям и различаются только некоторыми особенностями представления информации, в России в настоящее время внедряется система, основанная на Европейской системе интегрированных экономических счетов с перспективой перехода на пересмотренную систему национальных счетов ООН.[5]

 Значение системы национальных счетов

Использование СНС в отечественной практике позволяет получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции, сальдо внешней торговли, сальдо текущих операций с заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатываются экономическая политика и меры по ее осуществлению. Причем СНС учитывает результаты экономической деятельности не только по производству материальных ценностей или оказанию услуг в сфере материального производства, но и по оказанию других платных и бесплатных услуг.

Внедрение СНС в практику народнохозяйственного учета и управления целесообразно также и в целях обеспечения международной сопоставимости информации как условия интеграции России в мировую экономическую систему, развития международного экономического и технического сотрудничества, установления целевых контактов и так далее. Одним из условий вступления России в международные экономические организации является представление ею информации, исчисленной на основе международных стандартов.

Система национальных счетов предполагает использование двух типов классификаций - по отраслям и секторам. Группировка хозяйственных единиц по отраслям определяется как группа единиц с однородным производством (например, промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.). Группируются хозяйственные единицы по отраслям в соответствии с типами их экономического поведения. Выделено 5 секторов: нефинансовые предприятия; финансовые предприятия; органы государственного управления; общественные организации, обслуживающие домашнее хозяйство; домашние хозяйства.

Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированным в зависимости от функций, выполненных хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Так, счета для сектора "домашние хозяйства" обеспечат данными для анализа важных аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.), а также роли сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании ВВП. Экономические операции представляются в СНС в виде счетов. Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности.[6]

 Методология системы национальных счетов

СНС включает следующие счета:

а) внутренней экономики: продуктов и услуг; производства; образования доходов; распределения доходов; использования доходов; капитальных затрат; финансовый счет;

б) "внешнеэкономических связей" ("остальной мир"): текущих операций; капитальных затрат; финансовый счет.

На уровне России были выполнены экспериментальные расчеты основных счетов системы за 1985-1991 годы: "производство товаров и услуг", "образование и использование Доходов", "операции с капиталом". Освоены расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) в постоянных ценах. Все результаты прошли международную экспертизу.

Исторически первоначально был осуществлен экспериментальный расчет счетов производства, образования доходов, использования доходов, капитальных затрат и счета продуктов и услуг для российской экономики в текущих ценах за 1989, 1990, 1991 и 1992 годы. При этом остальные счета, как например, сектора "остальной мир", вторичного распределения и перераспределения доходов, финансовые счета, счета в постоянных ценах, а также счета балансовых таблиц национального богатства вводятся поэтапно в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики на основе требований рыночной экономики.

Валовой выпуск включает продукцию всех отраслей народного хозяйства. В последней редакции классификатора выделяются 13 отраслей сферы материального производства (новые: информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка) и 8 -непроизводственной сферы.

Конкретно в состав валового выпуска продуктов входят: стоимость продукции, реализованной фирмами на сторону; изменения незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции, еще не реализованной; продукция, произведенная и потребленная на производственные нужды самих фирм (по особому кругу продуктов); продукция. использованная на собственное строительство, а также переданная другим самостоятельным подразделениям фирм; выпуск сельскохозяйственных и продовольственных продуктов для собственного потребления домашними хозяйствами и т.п.

Валовой выпуск услуг состоит из рыночных и нерыночных услуг. Рыночными являются услуги торговли и общественного питания, связи, транспорта, складов и хранилищ, услуги по аренде, эксплуатации жилья, сдаче внаем жилья, помещений и земли, услуги прачечных, химчисток и т.д., услуги финансовых учреждений, по страхованию, платные услуги здравоохранения, физической культуры, народного образования, культуры и искусства, информационно-вычислительные услуги и др.

Нерыночные услуги представлены услугами, издержки по которым покрываются (целиком или главным образом) за счет бюджета, добровольных взносов домашних хозяйств или доходов от собственности. Речь идет об услугах органов государственного управления, партийных и общественных организаций, услуги обороны, обязательного социального страхования и др. В качестве стоимости такого рода услуг принимаются: выручка за предоставленные услуги (для коммерческих организаций, кооперативов, населения, занятого деятельностью без образования юридического лица); их издержки, включая износ основных фондов (для бюджетных организаций, некоммерческих банков, страховых организаций бюджетного типа); величина фактически полученной квартирной платы (для услуг по аренде нежилых помещений); суммы выручки от банковских услуг своим клиентам и разница между процентами, полученными и выплаченными по операциям (для коммерческих банков); сумма страховых премий и дохода от инвестирования привлеченных средств за вычетом страховых возмещений и прироста страховых ресурсов (для коммерческих страховых организаций); торговая наценка (для оптовой и розничной торговли, включая внешнеторговые организации) и т.д.

Счет образования доходов отражает распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства. Ресурсная часть этого счета представлена валовым внутренним продуктом (ВВП) в рыночных ценах и субсидиями по производству и импорту. Использование включает элементы первичного распределения ВВП на оплату труда работников, налоги на производство и импорт, потребление основных фондов и прибыль экономики.

Валовая прибыль является балансирующей статьей данного счета и определяется путем вычитания из ВВП в рыночных ценах оплаты труда работников и чистых налогов на производство и импорт. Валовой смешанный доход - это разновидность доходов, сочетающих элементы оплаты труда и прибыли. К ним относятся доходы от частной предпринимательской деятельности, личного подсобного хозяйства, доходы лиц свободных профессий, авторские гонорары и т.п.

Потребление основных фондов выражается частью стоимости - основных фондов, потребленных в данном периоде, и определяемой суммой амортизационных отчислений, а также величиной предполагаемого ущерба от потери фондов, которые застрахованы от пожаров, несчастных случаев, и т.п., и измеряемой суммой страховых платежей.

Проводимая работа позволяет сопоставлять показатели развития экономики России с другими странами, определять (на основе стандартной информации) ее место в экономике мирового общества, а также выполнять информационные обязательства Российской Федерации, в связи с вхождением ее в это общество, перед международными статистическими и экономическими организациями.

Можно отметить, что внедрение СНС в статистическую практику и макроэкономический анализ - это длительный процесс. Он должен охватить всю информационную базу начиная с микроуровня. Применение СНС связано с формированием реальных рыночных структур в экономике страны и степенью ее интеграции в мировое хозяйство. Чем более зрелыми будут эти процессы, тем сильнее будет ощущаться и потребность в надежной и содержательной СНС.

В российской системе национальных счетов в процессе расчетов применяется также показатель статистического расхождения между произведенным и использованным валовым внутренним продуктом, который применяется для общей оценки качества расчетов. Этот показатель указывает на наличие определенных расхождений между значениями ВВП, рассчитанными разными способами. В современных условиях существует множество причин возникновения подобных расхождений, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Одной из основных причин в России усматривают недостаток необходимой информации, а также определенные методологические и технические сложности, связанные со специфическими особенностями российской экономики и периодом развития, в котором она находится в настоящее время. В международной практике за допустимый промежуток расхождений принято 5% ВВП.

Дальнейшее развитие система национальных счетов получила в так называемой Программе международных сопоставлений (ПМС), которая была разработана в конце 60-х годов согласно решению Экономического и социального совета ООН для того, чтобы иметь более достоверные показатели, сопоставимые по различным странам, где в максимальной степени происходило абстрагирование от колебаний валютных курсов. ПМС ООН является исследовательской программой, Которая выполняется статистическими органами международных организаций, национальными статистическими организациями и Научными учреждениями. В настоящее время в этой программе. Принимают участие более 70 стран мира, в том числе и Россия.

Основным показателем в ПМС ООН, так же как и в является валовой внутренний продукт, который определяется методом конечного использования. Чтобы достигнуть максимальной сопоставимости, ВВП разделяется в соответствии с классификацией на большое число детализированных однородных товарных групп, в рамках которых выбирают определенное число таких товаров, которые являются носителями характерных черт, присущих всей товарной группе, которые называются товары-представители. Так, в стандартной классификации ПМС ООН ВВП разделяется на 220-301 первичную группу, в каждой подбираются 2-4 товара или услуги (товары-представители), характеризующиеся национальными среднегодовыми ценами.

Исходя из основных принципов построения ПМС ООН необходимо подобрать 600-800 потребительских товаров или услуг, порядка 200-300 инвестиционных товаров, 10-20 условных строительных объектов-представителей. Все это, естественно, требует большой работы, проводимой специальными организациями с привлечением международных экспертов. Для этого необходимо подобрать значительное число товаров-представителей, аналогичных имеющимся на мировых рынках, оценить различия в качестве товаров и услуг для корректировки цен, когда в этом возникает необходимость.

В рамках ПМС ООН становится возможным сопоставление с высокой степенью достоверности стоимостных объемов ВВП, его составляющих в сопоставимых валютных оценках, а также в паритете покупательной способности (ППС) валют. Благодаря этому становятся возможными сопоставление уровней экономического развития различных стран, и, кроме того, оценка уровня цен, отмечаемого в них, в анализируемый период.

Таким образом, внедрение СНС в статистическую практику - многоэтапный процесс. Независимо от того, в какой степени в составлении системы национальных счетов будут задействованы подразделения государственных статистических служб, реформирование статнаблюдения и учета касается всех звеньев хозяйственного механизма, специалистов - статистиков, бухгалтеров, финансистов, банковских работников.[7]

 

2.2. Валовой национальный продукт

Валовой национальный продукт (ВНП) определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за конкретный промежуток времени, как правило, за год. Из определения ВНП следует, что данный показатель измеряет рыночную стоимость производства в денежном выражении. Рассматривая ВНП, необходимо выделять конечные и промежуточные продукты. Под конечными продуктами понимаются товары и услуги, покупаемые для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки, которые относятся к промежуточным продуктам. Подобное разделение обусловлено проблемой двойного счета, который способствует завышению ВНП. Дело в том, что многие продукты проходят через несколько производственных стадий, прежде чем попадают к конечному покупателю.

С целью избежания двойного счета применяют показатель Добавленная стоимость, в качестве которого выступает рыночная Цена объема продукции, произведенной предприятием, за вычетом стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, приобретенных у поставщиков. Подсчитывая и суммируя добавленные стоимости, созданные всеми фирмами в экономике, определяют ВНП, т.е. рыночную стоимость общего выпуска.

Большое значение для определения реального ВНП имеет исключение из него непроизводительных сделок, которые бывают двух основных видов: чисто финансовые сделки и продажа подержанных товаров. Чисто финансовые сделки, в свою очередь, подразделяются на три основных вида: трансфертные выплаты из государственного бюджета, частные трансфертные платежи, а также купля-продажа ценных бумаг. В государственные трансфертные платежи включаются выплаты по социальному страхованию, пособия безработным и пенсии ветеранам, которые государство предоставляет определенным семьям и иждивенцам. Частные трансфертные платежи - ежемесячные субсидии, получаемые студентами университетов из дома или дары от богатых родственников и т.д. Сделки с ценными бумагами, купля-продажа акций и облигаций и т.д.

Подсчет ВНП в общем виде можно сделать следующими способами: по конечному продукту, т.е. подсчетом денежной суммы, расходуемой на приобретение продукции; и по добавленной стоимости, т.е. путем сложения заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли, созданной в процессе производства. Эти подходы представляют собой разные взгляды на одну и ту же проблему. В общем виде можно отметить, что суммы, затраченные потребителем на приобретение продукта, получены в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве.

Таким образом, ВНП можно определять по производству, или, иначе говоря, по расходам и по поступлениям - по доходам. Вследствие этого ВНП определяется следующим образом: ВНП есть сумма всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции или сумма всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года.[8]

Определение ВНП по расходам.

При расчете ВНП по расходам суммируют все виды расходов на приобретение конечного продукта или услуги, куда включаются личные потребительские расходы, валовые частные внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт.

Личные потребительские расходы (С) - это не что иное, как потребительские расходы домашних хозяйств. Сюда включаются затраты на приобретение предметов потребления длительного пользования, товары текущего потребления, потребительские расходы на услуги.

Под понятием валовые частные внутренние инвестиции (Ig) подразумевают все инвестиционные расходы предприятий. К инвестиционным расходам, в свою очередь, относят: все конечные покупки машин, оборудования и станков предприятиями и предпринимателями; все строительство; изменение запасов.

Понятие внутренние инвестиции говорит о том, что речь идет о российских предприятиях; частные - о том, что это расходы негосударственных предприятий и организаций. Валовые частные внутренние инвестиции - производство всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году, к которым добавляются любые частные добавления к объему капитала в экономике.

В группу государственные закупки товаров и услуг (G) включаются государственные расходы, а именно: федеральных, республиканских и местных органов власти, - на конечную продукцию предприятий и на все прямые покупки ресурсов, в особенности рабочей силы со стороны государства. Сюда не входят трансфертные платежи.

Чистый экспорт (Хп) представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на российские товары и услуги превышают российские затраты на иностранные товары и услуги. Таким образом, мы получаем следующую основную формулу:

БНП=С+Ig+G+Xn

В российской системе национальных счетов стадия Производства представлена такими основными показателями, как валовой выпуск, промежуточное потребление и валовой внутренний продукт.

Показатель валового выпуска отражает суммарную стоимость всей произведенной за год в экономике продукции, куда включается также и производство товаров и услуг, имеющие как рыночный, так и не рыночный характер. При рассмотрении процессов производства анализируются такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство строительство и прочие виды сферы материального производства. При анализе услуг рассматриваются услуги реализуемые на рынке по экономически значимым ценам, такие как транспорта, торговли, материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, платные услуги культуры и здравоохранения, бытовые услуги, а также услуги банков. Далее в составе нерыночных услуг рассматриваются услуги, которые оказываются как в целом обществу, так и отдельным домохозяйствам и оплачиваются как из государственного бюджета, так и из бюджетов некоммерческих (общественных) организаций.

При определении валового выпуска фактические цены могут быть как основными, так и рыночными. При этом основные цены - это такие цены, которые включают в себя субсидии на продукты и импорт, но в то же время не включают налоги на продукты и импорт. В основных ценах принято исчислять валовой выпуск в отраслевом разрезе. Соответственно, рыночные цены включают в себя налоги на продукты и импорт и не включают субсидии на них. Рыночные цены применяются при расчетах валового выпуска и валового внутреннего продукта уже на макроэкономическом уровне.

Промежуточное потребление включает в себя стоимость товаров и услуг, которые     претерпевают процессы трансформации или полного потребления в процессе производства за рассматриваемый период времени, например год. При этом следует учитывать, что в состав промежуточного потребления не включается амортизация, отражая потребление стоимости основных фондов.

Для определения валовой добавленной стоимости на уровне отраслей из валового выпуска товаров и услуг вычитают промежуточное потребление. При этом в состав валовой добавленной стоимости включается амортизация.

К чистым налогам на продукты и импорт относятся такие налоги, величина которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции, а также оказанных услуг. Сюда входят такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы и налоги на импортируемые товары и услуги. В составе налогов не учитываются соответствующие субсидии, которые представляют собой текущие некомпенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям, производящим определенные виды товаров или услуг.

На стадии производства валовой внутренний продукт определяется как сумма валовой добавленной стоимости по отраслям. При этом расчет делается исходя из рыночных цен, включающих в себя чистые налоги на продукты и импорт.

Определение ВНП по доходам

При рассмотрении ВНП по доходам кроме общих расходов на годовой выпуск продукции в экономике, которые поступают в домашние хозяйства в качестве заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли, необходимо принимать во внимание еще два вида распределения средств, не связанных с выплатой доходов: отчисления на потребление капитала; косвенные налоги на бизнес.

Ежегодные отчисления, которые показывают объем капитала, потребленного в ходе производства в отдельные годы, называются амортизацией. Амортизационные отчисления, в свою очередь, также называются отчислениями на потребление капитала. В этой связи можно отметить, что весь ВНП невозможно потребить как доход общества, не ухудшая при этом запаса производственных мощностей.

Косвенные налоги на бизнес - это те налоги, которые взимаются государством с предприятий и включаются последними в издержки производства и потому прибавляются к Ценам на продукты. Это такие виды, как акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины.

Отчисления на возмещение потребленного капитала и косвенные налоги на бизнес составляют не связанные с выплатой Дохода виды распределения ВНП.

В вознаграждение за труд наемных работников входит заработная плата, выплачиваемая работникам негосударственными предприятиями, организациями и государством. Сюда же включаются различные отчисления, например, на социальное страхование и в разнообразные частные фонды пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и помощи в случае безработицы и по другим причинам. Все эти отчисления выступают издержкам предпринимателей и поэтому рассматриваются ими как затраты компании на выплату заработной платы.

Рентные платежи - это доходы, получаемые домовладельцами, которые обеспечивают экономику ресурсами собственности.

Под процентом подразумевают выплаты денежного дохода частного бизнеса поставщикам капитала. При этом процентные платежи, производимые государством, исключаются из процентных доходов.

Доходы от собственности - это чистый доход предприятий, находящихся в индивидуальной собственности, а также доход партнеров и кооперативов. Прибыли корпораций могут быть использованы тремя способами: во-первых, для уплаты налогов на прибыль корпораций; во-вторых, для выплаты дивидендов; в-третьих, на инвестирование в создание новых производств и дщ приобретения новой техники.

Следует отметить, что такие явления, как инфляция и дефляция, усложняют подсчет валового национального продукта, поскольку ВНП представляет собой денежный, временной и количественный показатели. Очень часто трудно определить, чем вызвано увеличение номинального ВНП в каком-либо году: изменениями объема производства либо колебаниями цен.

Показатель ВНП, который отражает текущие цены, т.е. не скорректированный с учетом уровня цен, называется денежным, или номинальным, ВНП. Аналогичным образом показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции (т.е. повышения цен) или дефляции (т.е. понижения цен), представляет собой скорректированный, или реальный, ВНП.

Стадия образования доходов в российской системе национальных счетов отражается в следующих основных показателях: оплате труда работников, налогах на производство и валовой (чистой) прибыли экономики.

При определении оплаты труда работников суммируются е вознаграждения как в денежной, так и в натуральной формах, которые были выплачены наемному персоналу предприятием за рассматриваемый период времени. При этом анализ проводится на основе начисленных сумм, включающих в себя суммы отчислений на социальное страхование, налогов на доходы, а также другие выплаты наемным работникам, но фактически удерживаются нанимателями в обязательном порядке либо по административным, либо по каким-то другим причинам и переводятся непосредственно различным органам социального страхования, налоговым службам и другим организациям от имени наемного работника.

При определении доходов принимаются во внимание все налоги, за исключением тех налогов на продукты, которыми облагаются предприятия в процессе производства. Особенность налогов, учитываемых в этом разделе, в том, что они не зависят от объемов и рентабельности производства. К ним относятся следующие налоги: на трудовые ресурсы, на имущество, предпринимательские и профессиональные лицензии, гербовые сборы и т.д.

Макроэкономический показатель валовой (чистой) прибыли экономики показывает превышение доходов над расходами, образующихся на уровне предприятия в процессе производства и реализации до вычета явных или скрытых процентных издержек, арендной платы, а также других доходов от собственности. При этом валовая прибыль экономики определяется балансовым методом путем вычитания из валовой добавленной стоимости оплаты труда работников и выплачиваемых налогов на производство, а затем к полученному результату прибавляются получаемые субсидии на производство, если они имеют место.[9]

3. Перспективы развития российской национальной экономики

Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала - физического или человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых, изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса.

Основываясь на том положении, что главными факторами роста являются накопление капитала и увеличение ОФП, можно оценить вклад инвестиций в производственный капитал в темпы роста российской экономики. Предположим, что в ближайшие 10 лет произойдет равномерное возмещение выбытия около 60% стоимости действующих основных производственных фондов. Тогда при росте валовых инвестиций на 7% в год их чистый прирост должен составить 2%. Это достаточно оптимистичный прогноз, превышающий значение прироста физического объема основных фондов (без учета износа) за 2003 г., составившего согласно данным Госкомстата всего лишь 1.7%. При факторной доле труда в ВВП примерно 50% увеличение основного капитала на 2% в год обеспечит 1% прироста ВВП на одного занятого.

Таким образом, учитывая реальную степень износа основных производственных фондов в России, составляющую по официальным данным более 40%, мы можем констатировать, что инвестиции в производственный капитал смогут дать лишь незначительный прирост ВВП. Отсюда следует, что основное значение в обеспечении устойчивого роста Российской экономики должно будет играть повышение ОФП.

Надежды многих сторонников либерализации внешней торговли и вхождения в России в ВТО связаны с моделью экспортно-ориентированного роста. Это обусловлено тем, что страны, открытые для мирового рынка демонстрируют относительно более высокие темпы долговременного роста. Наиболее яркий пример представляют собой экономики Юго-Восточной Азии (ЮВА), добившиеся несомненных успехов благодаря переориентации на внешние рынки. Может ли Россия, скопировав опыт этих стран, добиться ускорения темпов роста, в особенности в обрабатывающих отраслях? Подобные структурные сдвиги означали бы существенное изменение специализации нашей страны в системе международных интеграционных связей и ее приближение к передовым экономикам.

Проблема в том, что модель экспортно-ориентированного роста в варианте стран ЮВА вряд ли применима в России. С одной стороны, процесс импортозамещения после кризиса показал, что ряд отраслей вполне способен к международной конкуренции, хотя и с учетом соотношения цены и качества. Динамика некоторых сегментов внутреннего рынка породила определенный оптимизм и надежду на возможное продолжение роста за счет внешней экспансии. Однако эти надежды вряд ли оправданы, прежде всего, из-за масштабов российской экономики. Пока есть значительный потенциал собственных рынков, вряд ли имеет смысл вкладывать средства в продвижение продукции за рубеж, особенно в страны, где конкурентная борьба намного острее. Произошедшие кое-где сдвиги в уровне качества также были рассчитаны в основном на стандарты внутреннего рынка. Иностранные инвестиции, частично их породившие, также были рассчитаны на потенциал внутреннего рынка. Конечно, со временем возрастающая отдача от масштабов производства может дать России выигрыш в международной торговле, однако это возможно лишь в результате развития рынков внутри страны.

Все это убеждает в неприменимости для России стратегии развития, пытающейся копировать корейскую или китайскую модель. Во-первых, по многим политическим и экономическим причинам (нестабильность налоговых законов, непрозрачность условий бизнеса, не очень последовательный либерализм нынешних властей) наивно рассчитывать на привлекательность России для ТНК. Во-вторых, вряд ли отечественным политикам и "крепким" хозяйственникам пришлась бы по вкусу идея реорганизации национальной экономики под контролем мировых корпораций. В-третьих, масштабы нашей страны достаточно велики для развития внутреннего рынка, но недостаточны для создания системы регионального производства, аналогичной восточно-азиатской. По этой причине прямые иностранные инвестиции в Россию ориентируются на внутренний, а не внешний рынок. В-четвертых, торговая политика, нацеленная на экспортную экспансию, но основанная на ограничении импорта, замедлит технологический рост и принесет больше вреда, чем пользы. В-пятых, экспортно-ориентированный рост сырьевого сектора, в принципе не способного индуцировать долговременное развитие, запрограммирован не только существующей специализацией России, но и невнятной стратегией правительства. Например, реализация планов снабжения госрезервов США российской нефтью означает увеличение сырьевого экспорта через 5-7 лет в два-три раза и окончательное закрепление за нашей страной статуса мирового поставщика энергоносителей.

Ориентированный внутрь рост в нынешних условиях невозможен без значительных технологических сдвигов, что требует отказа от протекционистских заслонов. С учетом усиливающейся уязвимости российской экономики к ценовым воздействиям внешнего рынка государству следует больше внимания уделять использованию инструментов антициклического воздействия на спрос, сглаживающих колебания ВВП. При аномально высокой волатильности рынка нефти данные колебания могут достичь 2-3% ВВП. До кризиса 1998 г. экономика семь лет находилась в состоянии трансформационного спада, а затем три года росла под воздействием благоприятных внешних факторов. В дальнейшем же можно ожидать продолжения роста, но с явно выраженными колебаниями темпов, способными усиливаться благодаря взаимосвязям спроса и инвестиций. Поэтому в ближайшие годы может стать актуальным вопрос об активизации политики государственных расходов, поскольку инструменты монетарной политики пока еще мало предназначены для решения подобных задач.

Что могло бы повлиять на развитие России в более позитивном направлении? Пер­воначально робкие надежды на революцию Путина затем ослабли, правда, сейчас за­метны перемены к лучшему. Программа экономической реформы, которую режим Путина недавно узаконил, намного шире, сильнее и амбициознее, чем можно было надеяться в начале 2000-х годов. И хотя ее реализация под вопросом, но без этого вообще мало, что можно было бы сделать. Во внешней политике следует ожидать бо­лее быстрого продвижения вперед, причем Путин может действовать в неожиданных для элиты направлениях. В то же время зависимость политики от намерений одного-единственного человека и его близкого окружения представляет собой крупную про­блему, которой в настоящее время нет альтернативы.

Кое-кто может сказать, что технологический сдвиг в сторону информационного общества и глобализация, в конечном счете, вынудят все страны измениться по едино­му образцу, но в действительности в истории такого не было. Поэтому возможность принятия Россией европейских ценностей в качестве фундамента своей политики волнует воображение. Для превращения ее в действительность нужно решить слож­ные задачи, которые стоят и перед РФ, и перед ЕС, а конечные результаты их выпол­нения не вполне ясны.

Выход из создавшегося положения видится, в том числе в обоб­щении и использовании применительно к российским условиям мирового опыта по выводу страны из системного кризиса. Здесь придется ко двору и опыт США (1929-1932 гг.), когда усилия госу­дарства в области антикризисного регулирования, разумное соче­тание рыночных и нерыночных механизмов привели к образова­нию по сути новой для капитализма модели смешанной экономики. Известные американские исследователи П. Самуэльсон и В. Нордхауз писали, что "смешанная экономика полагается в первую оче­редь на ценовую систему для своей организации, однако использует и многообразие форм правительственного вмешательства для того, чтобы справиться с макроэкономической нестабильностью и недостатками рынка"'.  

Везде этот опыт имеет нечто общее: уважение к национальным традициям и ценностям; прагматизм и осторожность при дозирова­нии скорости и масштабов преобразований; учет реальной эконо­мической обстановки; активная роль государства в регулировании экономики, направлении трансформационных процессов в русле национальных интересов данных стран, в поддержке отечественно­го предпринимательства, в активной социальной политике. Необходимо особо подчеркнуть, что результатам этого опыта явились разные по типу, но во многом близкие по уровням эффективности национальные модели рыночной экономики.   

Лидеры и наши ориентиры в современном экономическом соревновании (сейчас и надолго) – это Канада, Бразилия, Испания, Австралия, Южная Корея, Мексика.[10]

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-  Рассмотрена сущность и содержание национальной экономики

-  Определены показатели развития национальной экономики

-  Рассмотрены перспективы развития российской национальной экономики.

Говоря о национальной экономике, мы имеем в виду национальную хозяйственную систему, исторически сложившуюся и развиваю­щуюся в определенном цивилизационно-культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставлен­ную в рамки определенных политических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской куль­тур с присущей им этикой, моралью, образцами экономического поведения. В ходе эволюции национальной хозяйственной системы складываются внутренне присущие и органичные для нее институ­ты экономического регулирования, организации и управления.

Регулирующее воздействие на экономику происходит через систему институтов и механизмов государственной экономической политики (механизмы федеральной бюджетно-налоговой, денеж­но-кредитной, валютной, инвестиционной политики; политики экономического роста и занятости; политики цен проходов; внешнеторговой и таможенной политики) и распространяется на ресурс­ный потенциал страны, производство и рынки в целом, отдельные отрасли и системообразующие предприятия государственной, сме­шанной и частной форм собственности, обеспечивающих нацио­нальную безопасность России и определяющих стратегию эконо­мического развития страны.

Закономерности формирования наиболее значимых нацио­нальных экономических интересов, определение фундаментальных целей и приоритетов экономического развития страны, условий и инструментов их реализации, критерии эффективности функцио­нирования целостного народнохозяйственного организма страны, механизмы обеспечения конкурентоспособности национальных производителей, экономики в целом, изучаются в учебной дисцип­лине "национальная экономика". При этом учитывается то обстоя­тельство, что нормальное функционирование национальной эконо­мики напрямую связано с проблемами обеспечения национальной и, прежде всего, экономической безопасности, последовательной за­щитой национальных интересов. Политика национальной и эконо­мической безопасности и принципе образует необходимый и важный элемент рыночной инфраструктуры. В условиях недостаточ­ной развитости рыночных отношений и соответствующих эконо­мических институтов, слабости необходимых регулирующих и управляющих систем, девальвации ценностей, происшедших в пос­леднее десятилетие, эти проблемы приняли небывалую остроту. Все это в совокупности определяет целесообразность их выделения в самостоятельный раздел учебной дисциплины.

Список литературы

1.                 Борисов Е.Ф., Петров А.А. Экономика. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2.                 Курс экономической теории./Под ред. А. Н. Тур, М. И.  Плотницкий. - Мн.: Мисанте, 2003.

3.                 Курс экономической теории./Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Ростов-на-Дону, 2003.

4.                 Лемешевский А.М. Национальная экономика. – М.: ЮНИТИ, 2004.

5.                 Лисицын В.В. Валовой продукт и его измерение. - М.: Экономика, 2003.

6.                 Национальное счетоводство./Под ред. Г.Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика, 2004.

7.                 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 2004.

8.                 Современная экономика./Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

9.                 Экономическая теория./Под ред. Базылева. – СПб.: Нева, 2003.

10.            Экономическая теория./Под ред. Камаева. - М.: ИНФРА-М, 2004.


[1] Курс экономической теории./Под ред. А. Н. Тур, М. И.  Плотницкий. - Мн.: Мисанте, 2003. – С. 174

[2] Курс экономической теории./Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 150

[3] Экономическая теория./Под ред. Базылева. – СПб.: Нева, 2003. – С. 218

[4] Национальное счетоводство./Под ред. Г.Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 31

[5] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 2004. – С. 316

[6] Экономическая теория./Под ред. Камаева. - М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 203

[7] Лемешевский А.М. Национальная экономика. – М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 348

[8] Борисов Е.Ф., Петров А.А. Экономика. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 296

[9] Лисицын В.В. Валовой продукт и его измерение. - М.: Экономика, 2003. – С. 117

[10] Современная экономика./Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 285