Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Курсовая работа
по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
на тему: «Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса»
Выполнила:
студентка V курса
БУ, анализ и аудит
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ПОСТРОЕНИЕ
1.1. Понятие сегмента и его виды
1.2. Внутренняя сегментарная отчетность организации
1.3. Требования, предъявляемые к внутренней отчетности
ГЛАВА 2. СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Подходы финансового и управленческого учета к оценке эффективности бизнеса
2.2. Финансовые критерии оценки деятельности центров ответственности
2.3. Нефинансовые критерии оценки деятельности центров ответственности
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «»
3.1. Характеристика исследуемого предприятия
3.2. Организационная структура предприятия
3.3. Строение системы сегментарной отчетности на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие стало юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют, таким образом, поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.
Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения.
Сегмент означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса. Положением по бухгалтерскому учету 12/2000, для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах. Решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности предоставлено самим предприятиям.
Таким образом, тема этой курсовой работы на данный момент времени чрезвычайно актуальна, так как решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности предоставлено самим предприятиям.
Целью работы является рассмотрение системы внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.
Задачи работы состоят из определения:
- понятия сегментарной отчетности;
- сущности сегментарной отчетности;
- ее видов;
- условия построения внутренней сегментарной отчетности;
- ее значения для управления организацией.
Объектом данной курсовой работы будет являться организация ООО «».
Предметом работы будет являться рассмотрение системы внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса организации ООО «».
ГЛАВА 1. СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ПОСТРОЕНИЕ
1.1 Понятие сегмента и его виды
Во исполнение мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Министерством финансов России Приказом от 27.01.2000 N 11н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам».
Сегмент – это часть деятельности организации в определенных условиях. В переводе с латинского слово «сегмент» (segmentum) означает отрезок, либо часть круга.
Такими частями (сегментами) могут быть производство и продажа разных товаров, работ, услуг или данные о продажах товаров одного вида в разных регионах.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 12/2000 различают сегменты операционные и географические.
Операционный сегмент – это выделяемая деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы или оказанию определенной услуги. При этом производство конкретного вида товара (работы, услуги) данного сегмента должно отличаться по уровню риска и прибыльности от деятельности по производству других товаров, работ, услуг.
Географический сегмент – это выделяемая деятельность организации по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг в определенном географическом регионе. Такая часть деятельности отличается по уровню рисков и прибыльности от деятельности в других регионах.
Географический сегмент может выделяться по местам расположения активов организации (ведения деятельности организации, например, по месту расположения филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых организаций) либо по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).
Согласно пункту 7 Положением по бухгалтерскому учету 12/2000 организация может объединить в одну группу «Отчетный операционный сегмент» различные виды товаров (работ, услуг) при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
- назначению товаров, работ, услуг;
- процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
- методам продажи товаров и распределения работ, услуг;
- системам управления деятельностью организации (если применимо).
При объединении товаров (работ, услуг), производимых (реализуемых) в нескольких географических регионах в одну группу «Отчетный географический сегмент», следует исходить:
- из сходства условий, определяющих политические и экономические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
- наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
- сходства деятельности;
- рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;
- общности правил валютного контроля;
- валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
Перечень сегментов, по которым организуется бухгалтерский учет, устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике. В соответствии с пунктом 9 Положением по бухгалтерскому учету 12/2000 операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:
- выручка от продажи внешними покупателями и от операции с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
- финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости оттого, какая величина больше в абсолютном значении);
- активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.
Перечень отчетных сегментов устанавливается организацией самостоятельно. Положение по бухгалтерскому учету 12/2000 (пункт 10) обязывает организацию при раскрытии информации по сегментам учитывать, что на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 процентов выручки организации. Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75 процентов выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям, предусмотренным пунктом 9 Положением по бухгалтерскому учету 12/2000.
1.2. Внутренняя сегментарная отчетность организации
В соответствии со статьей 13 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. [1]
Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации. Порядок ее составления для внешних пользователей установлен Положением по бухгалтерскому учету 12/2000, для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах.
Решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности отдано на откуп предприятиям. В Законе Российской Федерации «О бухгалтерском учете» лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в ней информации: «содержание… внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (статья 10, пункт 4) [1].
Формирование внутренней сегментарной отчетности является заключительным этапом управленческого учета.
В результате обработки информации управленческого учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтером-аналитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.
Зарубежные источники содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчетности. Их анализ и обобщение позволяют сделать некоторые выводы.
1. Внутренний отчет должен быть адресным и конкретным. Он не принесет желаемых результатов, если:
- информация собирается главным образом для учета объема продаж или определения затрат и не связанна с информационными запросами конкретных управляющих, возглавляющих центры доходов или центры затрат;
- будет адресован не конкретному менеджеру, а его более высокому руководителю;
- будет содержать расплывчатую информацию по общим вопросам. Эффективный управленческий контроль предполагает наличие конкретной отчетной информации.
2. Для принятия управленческих решений полезна оперативная информация. Нельзя допустить, чтобы созданные бухгалтером-аналитиком отчеты легли на полку. Следовательно, отчет должен быть интересен менеджеру, поэтому его следует подать в «заманчивой упаковке».
При составлении внутренних отчетов следует учитывать психологические особенности менеджера. Так, необходимо знать, какую форму представления информации он предпочитает (табличную или графическую), каковы его планы и пожелания, стиль работы.
3. Не стоит слишком углубляться в прошлое; полезнее искать информацию, использование которой позволит улучшить дальнейшую работу центра ответственности. Нередко при разработке сегментарной отчетности бухгалтер-аналитик ошибочно увлекается ретроспективным анализом в ущерб будущим оценкам. При этом основной упор делается на допущенные в прошлом ошибки, выявление их причин, проведение ревизий, а не на разработку плана дальнейших эффективных действий. Это снижает качество управленческого контроля.
4. Не следует слишком часто менять форматы сегментарных отчетов.
5. Не следует перегружать отчетность расчетами. Управляющему нужен минимальный объем данных, но эти данные должны быть систематизированы так, чтобы на основе содержащейся в них информации руководитель смог принимать оптимальные управленческие решения и осуществлять конкретные действия.
Нет никакой пользы оттого, что управляющий центра ответственности с калькулятором в руках производит над отчетом о деятельности своего подразделения дополнительные вычисления. Гораздо важнее обдумать те мероприятия и решения, которые вытекают из анализа уже приведенных в сегментарной отчетности данных. Раздел, касающийся плановых или прогнозных величин, рекомендуется заполнять не бухгалтеру, а самому менеджеру.
6. Отчеты должны охватывать главное: то, что приближает всех работников к выполнению плана. Отчет, содержащий информацию, не нужную менеджеру, снижает качество управленческого контроля.
7. Не все поддается записи. Кроме составления письменных отчетов управленческий контроль предполагает проведение бесед бухгалтера-аналитика с управляющими всех уровней.
Периодичность составления внутренней отчетности, ее точность, подробность и сроки представления индивидуальны для каждого предприятия, зависят от объекта и целей управления. При решении всех этих вопросов администрация предприятия руководствуется принципом экономичности, в соответствии с которым затраты на подготовку сегментарной отчетности не должны превышать экономический эффект от ее использования.
1.3. Требования, предъявляемые к внутренней отчетности
К формам отчетности разных подразделений предъявляются различные требования, в зависимости от того, к какому виду центров ответственности эти подразделения относятся.
В основе составления отчетов по центрам затрат лежит принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия:
- детальности отчетов уменьшается по мере увеличения уровня руководителя, которому они представляются;
- отчеты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчетов нижестоящим менеджерам.
Такой подход называют иногда управлением по исключениям. Его суть состоит в следующем: менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять подробности отчетов, составленных на более низком иерархическом уровне управления, до тех пор, пока не возникнет какая-либо управленческая проблема.
Любая сегментарная отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет реализовать на практике принцип управления по отклонениям. Управление по отклонениям способствует:
1) оперативному выявлению фактов роста прибыли или причин возникновения убытков по каждому подразделению или продукту. Ими могут быть условия производства, ограниченность производственных мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, запасы на складе, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности;
2) установлению ответственности за возникшие неблагоприятные отклонения. Наибольший интерес представляет анализ отклонений, возникающих по отдельным структурным подразделениям, хотя они могут рассчитываться и по предприятию в целом, и по отдельным видам продуктов.ГЛАВА 2. СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Подходы финансового и управленческого учета к оценке эффективности бизнеса
Критерии оценки эффективности бизнеса могут быть самыми разнообразными. Общим во всех существующих подходах является то, что оценивать эффективность бизнеса следует с позиции увеличения прибыли от вложения капитала за конкретный период при известных рисках. Однако бухгалтерский финансовый и управленческий учеты подходят к решению проблемы оценки эффективности бизнеса по-разному.
Объектами исследования бухгалтерского финансового учета является предприятие в целом как самостоятельное юридическое лицо. Для оценки эффективности функционирования предприятия по данным внешней финансовой отчетности рассчитываются не только показатели платежеспособности и ликвидности предприятия, но и показатели, используемые для анализа структуры капитала, а также коэффициенты оборачиваемости оборотных средств. В целях анализа доходности предприятия в системе финансового учета наряду с абсолютными показателями (балансовой, чистой, нераспределенной прибыли) используют ряд показателей рентабельности. При этом в финансовом анализе под рентабельностью обычно понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие.
В зависимости от направлений вложений средств, формы привлечения капитала, а также целей расчета в финансовом анализе используются различные показатели рентабельности, которые рассчитываются на базе информации, содержащейся в бухгалтерском балансе и форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия, и малопригодны для решения задач, стоящих перед управленческим учетом и анализом:
1) они предназначены для оценки эффективности бизнеса в целом, независимо от вклада отдельных его сегментов в общий результат;
2) несмотря на провозглашенный в нашей стране переход на международные стандарты финансовой отчетности и предпринятые в этой связи шаги по реформированию методологии учета затрат, в отечественной практике по-прежнему сохраняется налоговый подход к формированию показателей себестоимости для целей ведения бухгалтерского финансового учета и составления внешней отчетности. Главным принципом ведения бухгалтерского учета стало наращивание себестоимости продукции по всем направлениям затрат. Сформировался такой стереотип экономического мышления, при котором высокая себестоимость продукции считается выгодной, так как позволяет платить меньше налогов;
3) одним из требований,
предъявляемых к бухгалтерской информации, является ее своевременность. В
Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной
Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве Российской
Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 19 декабря
Это замечание в полной мере относится к информации, формируемой в системе бухгалтерского финансового учета, принципами которого являются полнота отражения хозяйственных операций и их документальная обоснованность. Сформированная подобным образом информация носит «исторический» характер, направлена в прошлое и оперативного значения, как правило, иметь не может.
В системе бухгалтерского управленческого учета применяются иные подходы к оценке эффективности бизнеса. Объектом учета здесь являются отдельные сегменты организации – центры ответственности. Их вклад в формирование конечного финансового результата организации неодинаков. Следовательно, появляется необходимость отдельно проанализировать доходы и расходы по каждому структурному подразделению.
Качество работы центра ответственности в системе управленческого контроля оценивается двумя показателями: результативностью и эффективностью.
Результативность – это степень достижения центром ответственности поставленной цели. Как правило, она характеризуется качественными показателями: насколько хорошо выполняет свою работу центр ответственности, к какой мере ему удается добиться желаемых результатов, настолько эти результаты соответствуют целям всего предприятия.
Под эффективностью понимается выполнение заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов либо максимальное выполнение объема работ при заданном размере ресурсов. Таким образом, эффективным будет признан тот центр ответственности, который выпускает больший объем продукции с наименьшими затратами. Если результаты деятельности центра ответственности не отвечают интересам предприятия, его деятельность нерезультативна (но может быть при этом эффективна).
В центрах прибыли (инвестиций) менеджеры самостоятельно решают большинство производственно-финансовых вопросов без какого-либо вмешательства со стороны руководства компании. Их деятельность оценивается исключительно по достигнутым результатам. Такая автономность требует от руководства организации индивидуального подхода к решению вопроса об эффективности деятельности того или иного структурного подразделения.
Прежде всего, руководству организации предстоит выбрать критерии оценки деятельности центра ответственности. Их выбор является важным моментом, так как критерии оказывают влияние на действия менеджеров. Анализируя существующую практику, можно выделить две наиболее характерные ошибки в оценке деятельности центров ответственности:
- использование единственного критерия, отражающего только одну из целей предприятия;
- использование критериев, не соответствующих интересам предприятия в целом.
Первый путь, несомненно, наиболее прост в применении, однако чаще всего дает нежелательный конечный результат. Так, в годы советской власти, желая увеличить производство гвоздей, было принято решение оценивать деятельность директоров соответствующих заводов по весу изготовленной продукции. Это привело к «затовариванию» большими тяжелыми гвоздями. Увидев, что выбранный критерий оценки деятельности не сработал, министерство решило изменить его на количество произведенных гвоздей. В результате заводы стали производить огромное количество маленьких гвоздей и ковровых гвоздиков.
Другой пример неудачно принятого управленческого решения – оценивать деятельность коммерческого отдела в соответствии с объемом продаж в денежном выражении. Прибыльность продаваемых изделий различна. Если, допустим, продукцию с более низким маржинальным доходом продать легче, чем продукцию с высокой маржой, то коммерческий отдел, вопреки интересам предприятия, будет активнее реализовывать продукцию с низким маржинальным доходом.
Критерии оценки деятельности должны пересматриваться с течением времени по мере изменения стратегии компании. Молодой организации в быстро развивающейся отрасли не нужно слишком заботиться о контроле за затратами, так как первоначальный успех обычно зависит от признания результатов деятельности предприятия потребителями его продукции (работ, услуг) и завоевания высокой доли рынка. По мере становления организации и отрасли в целом, развития конкуренции контроль за затратами приобретает все большее значение. Многие известные предприятия, занятые в компьютерной индустрии, в начале своей деятельности получали 70%-ный маржинальный доход, а по мере насыщения рынка подобными услугами и в связи с падением цен и жесточайшей конкуренцией этот показатель в большинстве случаев едва достигал 30 процентов.
Критерии, используемые в оценке деятельности подразделений, могут быть разделены на две большие группы: финансовые и нефинансовые показатели. Определение оптимального соотношения финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности является одной из основных задач, стоящих перед администрацией любого предприятия.
2.2. Финансовые критерии оценки деятельности центров ответственности
В практике стран с рыночной экономикой наиболее часто используют четыре показателя финансового характера:
- прибыль;
- рентабельность активов;
- остаточную прибыль;
- экономическую добавленную стоимость. Эти показатели непригодны для отражения эффективности работы центров затрат и доходов.
Для контроля деятельности центров может использоваться лишь первый показатель. Три следующих (рентабельность активов, остаточная прибыль и экономическая добавленная стоимость) полезны для анализа результатов работы центров инвестиций. Расчет этих показателей предполагает наличие информации о стоимости активов, принадлежащих сегменту, и о размере его обязательств.
Прибыль бизнес-единицы определяется как разность между полученной ею выручкой за проданную продукцию (работы, услуги) и понесенными в связи с этим расходами. Для оценки деятельности бизнес-единиц показатель дохода имеет не самостоятельное, а скорее прикладное значение. Лишь рассчитав значение прибыли подразделения, можно определить размер двух других показателей – рентабельности активов и остаточной прибыли.
Показатель рентабельность активов (РА) с позиции управленческого учета и анализа отражает эффективность использования средств, инвестированных в активы подразделения. Формула расчета рентабельности активов выглядит следующим образом:
РА = Прибыль подразделений : Активы подразделения
В управленческом учете существует общее правило, согласно которому бизнес-единице следует принимать любые предлагаемые инвестиции, если ожидаемая от них прибыль превышает стоимость капитала. Показатель остаточной прибыли учитывает это общее правило при оценке деятельности подразделений.
Остаточная прибыль (ОП) – это прибыль, зарабатываемая подразделением сверх минимально необходимой нормы прибыли, устанавливаемой администрацией компании. Остаточная прибыль исчисляется по формуле:
ОП = Прибыль подразделения – (Активы подразделения х Целевая Норма Прибыли).
Выражение в скобках дает стоимостную оценку прибыли, минимально необходимой подразделению в соответствии с установленной для него нормой прибыли. Все, что заработано подразделением сверх этой суммы, приносит компании выгоду.
Как свидетельствует практика многих западных компаний, применение экономической добавленной стоимости для измерения результатов финансовой деятельности позволило сократить затраты, более эффективно использовать активы, сохранить капитал, повысить производительность труда и улучшить качество обслуживания клиентов.
Экономическая добавленная стоимость может быть определена как разница между доходом, который компания заработала для держателей своих акций и облигаций, и доходом, который мог бы быть получен, если бы средства были инвестированы в другие компании при аналогичном уровне риска, то есть вмененным доходом компании. Другими словами, экономическая добавленная стоимость равна прибыли за вычетом стоимости всех обязательств компании. Концепции остаточной прибыли и экономической добавленной стоимости очень близки. Экономическая добавленная стоимость также оперирует величиной прибыли от основной деятельности, но только после удержания налога на прибыль.
2.3. Нефинансовые критерии оценки деятельности центров ответственности
Деятельность подразделений зависит от аспектов не только финансового, но и не финансового характера – изобретательства, производительности, качества изделий (услуг), отпущенных покупателям (заказчикам), уровня удовлетворенности покупателей и заказчиков обслуживанием. Эти факторы также нуждаются в понимании, совершенствовании и оценке.
Многие организации заняты решением непростой задачи – подбором нефинансовых критериев в дополнение к существующим финансовым показателям. Наибольшая трудность заключается не столько в оценке (измерении) нефинансовых показателей, сколько в определении того, что должно быть оценено, чему следует уделить внимание, а что можно проигнорировать.
В связи с тем, что нефинансовые аспекты деятельности потенциально воздействуют на финансовые результаты предприятия, многие менеджеры пытаются измерить все, что связанно с персоналом, производственными процессами, продукцией и покупателями. Следует, однако, помнить афоризм «Зная все, мы не знаем ничего». Поэтому, измерив все, вместо необходимой информации мы в результате получим обширный массив не всегда годных к использованию данных.
Определение информативного и управляемого набора финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности – это одна из основных проблем управленческого контроля, стоящая перед администрацией компании.
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СПАРК КОМПЬЮТЕРЗ»
3.1. Характеристика исследуемого предприятия
Исследуемым предприятием будет являться ООО «». Общество с ограниченной ответственностью «» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации. Общество имеет фирменное наименование и юридический адрес:
ООО «» создано для осуществления коммерческой деятельности и извлечения прибыли. Видами деятельности ООО «» являются: розничная и оптовая торговля компьютерами и комплектующими, услуги связи, иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом.
ООО «» являясь юридическим лицом имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему участниками общества в качестве взносов в уставной капитал.
Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Функции высшего органа управления ООО «» осуществляет общее собрание участников общества в количестве двух человек.
Бухгалтерский учет осуществляется в рублях на одном балансе с применением единого плана счетов.
3.2. Организационная структура предприятия
Организационная структура предприятия представлена на рис. 1. Она жестко централизованна и состоит из отделов, возглавляемых директорами, которые подчиняются непосредственно генеральному директору предприятия. В процессе функционирования организации все отделы контактируют друг с другом.
Рис. 1. Организационная структура ООО «».
|
|
|
|
|
|
|
Обеспечение предприятия компьютерами и комплектующими для последующей продажи осуществляется отделом закупок и частично другими отделами. Однако даже в условиях централизованной структуры управления оперативная бухгалтерская информация, необходимая для принятия решений по закупкам, отсутствует. Информация от отделов передается с недельным опозданием, когда она лишается актуальности.
Решение о приобретении какого-либо товара принимается директором по логистике и директором по продажам, при этом немаловажную роль играет управляющий магазином, так как он непосредственно работает с потенциальными покупателями.
Бухгалтерская служба предприятия представлена четырьмя группами учета (Табл..1), которые обрабатывают поступающую финансовую информацию и взаимодействуют с другими отделами предприятия. В настоящее время ООО «» применяет централизованную систему бухгалтерского учета, используя компьютерную программу 1С Предприятие, версию 7.7 в соответствии с законодательством и заявленной учетной политикой. Однако она не приспособлена для решения задач по оценке деятельности отдельных сегментов бизнеса (отделов) и координации их деятельности.
Таблица 1. Структура бухгалтерии ООО «».
Должность |
Функции |
Главный бухгалтер |
Общий контроль. Направление использования рублевых денежных средств, составление бухгалтерской отчетности. Контроль. |
Банковская группа |
|
Бухгалтер |
Оформление представительских расходов, выписка счетов-фактур, учет дебиторской задолженности, подготовка и оформление платежных поручений. Поездки в банк |
Группа начисления заработной платы и учета наличных средств |
|
Главный бухгалтер |
Контроль правильности расчета заработной платы. Проверка табелей. |
Бухгалтер |
Расчет заработной платы и пособий, подоходного налога и пенсионных взносов. Расчет отчислений с ФОТ по внебюджетным платежам и налогам. |
Бухгалтер-кассир |
Видение кассы предприятия, прием платежей и перевод кассовых отчетов отделов в электронную форму. Работа с авансовыми отчетами, перевод их в электронную форму. Подготовка информации по статьям расходов из авансовых отчетов. |
Товарная группа |
|
Бухгалтер |
Учет расчетов с поставщиками, учет движения товаров. |
В Обществе с ограниченной ответственностью «» бухгалтерский учет осуществляется по общепринятой системе, в условиях единого плана счетов для ведения финансового и управленческого учета. Например, для покупки товаров из кассы выдаются денежные средства в подотчет (Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса»), а затем купленные материалы приходуются соответственно авансовому отчету (Дт 44 «Товары» Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»). Оплата за товар, получаемая бухгалтером-кассиром оформляется проводками Дт 50 «Касса» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и накапливаемая в течение рабочего дня выручка сдается в банк (Дт 51 «Расчетный счет» Кт 50 «Касса») с помощью инкассаторов. Таким образом, проводятся и расходы на приобретение товаров у поставщиков.
3.3. Строение системы сегментарной отчетности на предприятии Общества с ограниченной ответственностью «»
Цель создания системы сегментарного учета и отчетности в организации – это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решений. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом, и как следствие – повысить прибыль Общества с ограниченной ответственностью «».
На предприятии сформирована децентрализованная структура управления с выделением центров ответственности. Последние в свою очередь подразделяются на центры прибыли и центры затрат. Децентрализованная структура управления Общества с ограниченной ответственностью «» представлена в схеме 1.
При этом, как видно на схеме, в качестве центров прибыли выступают торговые точки в каждом городе, а офис администрации является центром затрат. Управленческая информация по центрам прибыли имеет преимущественный характер, поскольку от регулирования деятельности этих центров зависит финансовое состояние организации.
Центры прибыли не только покрывают расходы организации в целом, но и обеспечивают ей прибыль.
По центрам ответственности (одновременно являющимися и местами возникновения затрат) осуществляется управленческий учет и контроль (нормирование, планирование и учет затрат обращения). Ответственность за результаты деятельности центров ответственности возлагается на директоров отделов. Работа сформированных центров ответственности контролируется советом директоров.
Схема 1. Децентрализованная структура управления
Общества с ограниченной ответственностью «»
|
|
Специалисты и директора отделов на основании управленческой информации принимают решения в рамках должностных полномочий. Вопросы выходящие за пределы их компетенции, решаются генеральным директором самостоятельно или на совете директоров отделов.
Заседание совета директоров может проводиться в двух вариантах:
1) открытое совещание директоров отделов в полном составе;
2) собрание директоров некоторых отделов.
Это зависит от поставленного вопроса. Например, директор по продажам, проанализировав продажи торговых точек за последнюю неделю, установил факт резкого сокращения объема продаж на одной их торговых точек. Из информации полученной от управляющего магазина, выяснилось, что в непосредственной близости от нее открылся новый магазин с конкурентными товарами и ценами. В данном случае необходима выработка определенной стратегии, направленной на возвращение прежних объемов продаж на данной торговой точке Общества с ограниченной ответственностью «» и избежания в дальнейшем подобных ситуаций. Поэтому возможно проведение открытого совещания во главе с генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «».
С офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность за результаты работы этого центра ответственности возложена на главного бухгалтера предприятия. Он осуществляет непосредственный контроль за местами возникновения затрат в офисе, а поскольку каждый отдел является местом возникновения затрат, все директора отделов по требованию главного бухгалтера предоставляют объяснения по причинам любых отклонений от установленных норм, которые закреплены в бюджете предприятия, утвержденном на совете директоров отделов. Сведения об отклонениях, выходящих за рамки допустимых, представляются генеральному директору.
С вводом в действие системы управленческого учета появилась возможность планировать затраты и доходы центров ответственности и, как следствие, разрабатывать ценовую политику сегментов бизнеса, выявлять отклонения фактических показателей от плановых, устанавливать их причины. (Таблица 2).
Данные таблицы говорят о том, что изо всех сегментов организации большая часть выручки (363,17 тыс. руб.) приходится на торговую точку города Челябинска и на нее же уходит большая часть расходов организации (101,12 тыс. руб.) - это связанно с тем, что торговые точка самая «старшая» и имеет большую площадь магазина, очень сильно востребована и узнаваема, при этом в ней работает большинство сотрудников организации. Самую маленькую выручку организации приносит торговая точка в городе Копейске, так как она была открыта в августе 2008года и расположена в пригороде, где численность населения меньше, что сказывается на спросе и объеме продаж.
Отчет о финансовых результатах ООО «» и ее сегментов, тыс. руб. Таблица 2.
Показатели |
Сегменты |
Итого |
|||||
Офис |
Челябинск |
Миасс |
Златоуст |
Чебаркуль |
Копейск |
||
Выручка |
125,73 |
363,17 |
185,33 |
177,16 |
85,65 |
78,98 |
1016,02 |
Расходы сегментов |
95,37 |
101,12 |
53,16 |
65,69 |
45,00 |
20,15 |
380,49 |
Финансовый результат сегментов |
30,36 |
262,05 |
132,17 |
111,47 |
40,65 |
58,83 |
635,53 |
Нераспределенные (административные) расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
125,00 |
Финансовый результат организации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
510,53 |
Также по таблице мы можем увидеть, что выручка каждого сегмента полностью покрывает его расходы, что соответственно приводит к прибыли сегмента. Из суммы прибыли всех сегментов на покрытие административных расходов уходит 125 тыс.руб. после чего остается прибыль всей организации в размере 510,53 тыс.руб.
Таким образом, можно сделать заключение, что система сегментарного учета и отчетности в Обществе с ограниченной ответственностью «» является важным звеном, которое объединяет работу всех сегментов бизнеса этой организации для достижения одной общей цели – роста ее финансовой стабильности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из основных задач сегментарной отчетности – предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса. При своевременном выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность их оперативного устранения.
Разработка бюджетов и смет ведется бухгалтером - аналитиком в посредственном контакте с директорами отделов с использованием таких приемов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование.
Бухгалтеру - аналитику требуется как можно больше детализированной информации о различных сегментах бизнеса организации. Анализ, расчет, прогнозирование и оценка прибыли требуют, чтобы она была разбита на отдельные слагаемые, которые имеют сходные характеристики изменчивости, потенциала роста и риска.
Система планирования сориентирована на организацию контроля затрат и получение прибыли центрами ответственности, а также на координацию их хозяйственной деятельности в интересах предприятия в целом.
В системе сегментарного учета формируются бюджеты и сметы по всем направлениям хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия.
Бюджеты и отчеты об их исполнении составляются по местам возникновения затрат в разрезе центров ответственности. Бухгалтер-аналитик формирует сводные отчеты для принятия руководством предприятия соответствующих управленческих решений.
В данной курсовой работе были раскрыты понятия сегмента и его виды, понятие сегментарной отчетности, приведены подходы финансового и управленческого учета к оценке эффективности бизнеса, раскрыты требования, предъявляемые к внутренней отчетности, описана система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса на примере конкретного предприятия Общество с ограниченной ответственностью «».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ
2. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н « О формах бухгалтерской отчетности организации»// Финансовая газета.2003 №33
3. Сугаипова И.В. Бухгалтерская финансовая отчетность. Учеб. пособие. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224с.
4. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ / 3-е изд., испр. и доп. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. – 246с.
5. Кукукина И.Г. Управленческий учет: учеб. пособие для вузов / И.Г. Кукукина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400с.
6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2005. – 576с.
7. Карпова Т.П. Основы управленческого учета.: Учеб. пособие. М.: ИНФРА – М, 2005 – 392с.
8. Как руководителю предприятия управлять своей бухгалтерией. Галимзянов Р.Ф. – Уфа: «Эксперт», 2007. – 288с.
9. Друри К. Управленческий и производственный учет: Учебник /пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 1071с.
10. Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ 1-20).- 12-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2007.- 192с.
11. Бухгалтерский учёт: учебник / под ред. Ю. А. Бабаева – М.: ЮНИТИ, 2007. – 476с.
12. Бухгалтерский учёт в торговле: Учеб. пособие для студентов. / Под ред. М. И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 576с.
13. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Н. П. Гайфулина. – Владивосток: ВГУЭС, 2007. - 76с.