Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Организация управленческого учета на современном предприятии.... 5

Практическая часть.................................................................................... 15

Задание 1................................................................................................................................... 15

Задание 2................................................................................................................................... 25

Задание 3................................................................................................................................... 32

Задание 4................................................................................................................................... 35

Задание 5................................................................................................................................... 38

Заключение.................................................................................................. 42

Список литературы..................................................................................... 44

Введение

Существование управленческого учета в системе управления как самостоятельной подсистемы бухгалтерского учета сегодня сомнению уже не подвергается. Однако необходимость ведения управленческого учета до недавнего времени определялась лишь инициативой самого хозяйствующего субъекта.

В современных условиях управление рассматривается как система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, оказывающих целенаправленное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, которое выступает в качестве объекта управления.

Управленческая деятельность администрации и персонала любого предприятия направлена, прежде всего, на принятие обоснованных управленческих решений. Управленческий учет, в отличие от финансового учета, - это часть управленческих информационных систем.

Наиболее сложной функцией управленческого учета является функция регулирования (принятия управленческого решения), которая связана с решением таких вопросов, как определение основных целей предприятия, формирование ассортимента вырабатываемой продукции, ценовой политики, капиталовложений.

Объединенные бухгалтерские информационные системы обеспечивают информацией и финансовый, и управленческий учет. Вместе с тем управленческая отчетность часто использует формы финансовой отчетности и дополнительно включает анализ функционирования предприятия. Управленческий и финансовый учет в некоторых областях как бы перекрещиваются, в результате чего образовалась особая отрасль бухгалтерского учета - производственный учет. Одной из основных задач этого учета является аккумуляция затрат по производственным участкам. Данные о затратах служат основанием для оценки запасов (имущества), которая является важнейшим элементом финансовой отчетности.

Именно поэтому данная тема курсовой работы особенно актуальна.

Целью настоящей работы является рассмотрение организации управленческого учета в условиях рыночной экономики.


Организация управленческого учета на современном предприятии

Под управленческим учетом подразумевается система форм и процедур сбора, обработки, анализа и хранения информации о хозяйственной деятельности компании, ее подразделений (центров ответственности) с целью создания необходимого информационного и организационного обеспечения реализации полномочий руководителей различного уровня по распоряжению ресурсами компании.

Объектом управленческого учета являются потоки товарных и материальных ресурсов, денежных и платежных средств, нематериальных активов, иных обязательств субъектов взаимоотношений в компании, поддающиеся количественной (стоимостной или натуральной) оценке.

Субъектами управленческого учета являются следующие.

Производители информации - лица или структурные подразделения (центры ответственности - ЦО) компании, ответственные за регистрацию определенной нормативными документами информации, имеющие прямой доступ к источникам информации и наделенные для этого соответствующими полномочиями.

Заверители информации - должностные лица ЦО или компании, имеющие право удостоверять подлинность и корректность представляемой производителями информации и несущие ответственность за соблюдение норм и регламента сбора информации.

Пользователи информации - должностные лица компании, несущие ответственность за результаты деятельности и (или) распределение и использование ресурсов, обладающие правом доступа к соответствующей информации и определяющие требования к ее содержанию и структуре в силу своих должностных полномочий.

Обработчики и аналитики - работники, или подразделения компании, или ЦО, в силу своих должностных полномочий проводящие группировку (агрегацию) и интерпретацию (анализ) представляемой производителями информации в соответствии с требованиями, определенными нормативными документами (инструкциями, методиками) (отдел управленческого учета и ценообразования).

Содержание, цели и задачи управленческого учета можно свести к следующим пяти тезисам:

1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости; прогнозирование, планирование и учет периодических расходов отчетного периода; планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность.

2. Контроль и анализ расходов по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонений от норм и смет расходов, динамики показателей и т. п.

3. Планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам, центрам ответственности и т.п.

4. Формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала.

5. Система управленческого учета создается для управления конкретной компанией и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованный управленческий учет, адекватно соответствующий условиям деятельности компании, обеспечивает не только контроль текущей работы, но и улучшение ее результатов в будущем.

Зарубежный опыт организации управленческого учета свидетельствует о том, что он является внебалансовым учетом, его показатели не сводятся в единую балансовую систему. С этой точки зрения финансовый учет, используя балансовый метод обобщения данных, скорее является бухгалтерским учетом в его традиционном понимании.

Управленческий учет - новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, так как именно на стыках наук, при использовании разных научных методов происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

С учетной точки зрения, и управленческий, и финансовый учет основаны на одном том же массиве первичных данных, но представляют их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации, как показано на схеме (рис. 1).

 

Рис. 1. Взаимосвязь финансового и управленческого учета

Детализация данных в аналитическом управленческом учете строится на ином методическом подходе, чем в аналитическом финансовом учете. Она не сводится к испытанным методам производственного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Издержки производства детализируются в управленческом учете по хозяйственным и географическим сегментам, подразделениям организации, центрам ответственности, сметам накладных, коммерческих и управленческих расходов, затрат на капитальное строительство и инвестиционные операции. В том же порядке учитываются доходы от продажи, а также операционные и внереализационные доходы и расходы.

Управленческий учет для решения некоторых задач может использовать данные финансового учета. В свою очередь управленческий учет через свою подсистему производственного учета участвует в расчете показателей себестоимости, остатков НЗП, готовой продукции, необходимых для финансового и налогового учета. Законодательно закреплено ведение налогового учета, который может использовать данные финансового учета и (или) дополнять их данными, содержащимися в налоговых регистрах, ведение которых необязательно.

Таким образом, финансовый, управленческий и налоговый учет являются взаимосвязанными подсистемами единого бухгалтерского учета, взаимосвязь финансового, управленческого и налогового учета условно представлена на рисунке 2.

 

Рис. 2. Взаимосвязь финансового, управленческого и налогового учета

Таким образом, общей информационной базой для составления регистров как финансового и управленческого, так и налогового учета является первичный учетный документ бухгалтерского учета. В различных видах финансовых, управленческих и налоговых регистров данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения финансового, управленческого и налогового учета является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

Процесс постановки управленческого учета на предприятии можно сформулировать в виде типового плана, приведенного ниже.

Каждый этап (подэтап) работ по этому плану сопровождается всей необходимой информацией, которая позволяет влиять на процесс внедрения управленческого учета по следующему примеру.

Типовой план постановки и внедрения системы управления предприятием выглядит следующим образом (для наглядности приводим его в сокращенном варианте).

1. Разработка и согласование технического задания на постановку системы управления бизнесом.

2. Разработка стратегии, миссии, видения компании.

3. Анализ, проектирование и оптимизация организационной и финансовой структур компании.

4. Формулирование требований к информационным потребностям предприятия и разработка моделей систем управленческого учета, документооборота и внутреннего контроля.

5. Построение и/или оптимизация системы логистики и управления затратами.

6. Построение и/или оптимизация системы управления продажами и сбора дебиторской задолженности.

7. Построение и/или оптимизация системы управленческой отчетности, документооборота и информационного взаимодействия внутри организации.

8. Построение и/или оптимизация системы бюджетирования.

9. Построение и/или оптимизация систем внутреннего контроля, внутреннего аудита и риск-менеджмента.

10. Автоматизация управленческого учета и обучение персонала.

В результате выполнения этой программы компания получает систему, позволяющую вовремя и в полном объеме получать всю необходимую информацию как для менеджеров (управленческая отчетность для управления бизнесом), так и для всех прочих заинтересованных пользователей (финансовая и налоговая отчетность).

Управленческий учет связан с информационным обеспечением менеджеров:

для формулирования деловой политики компании, выработки стратегических, тактических и оперативных целей и задач;

для планирования и управления деятельностью компании (на базе сформулированных целей и задач);

для принятия решений в процессе деятельности по выбору альтернативных решений и направлений деятельности.

Как видим, система управленческого учета и отчетности - это нечто большее, чем типовой набор отчетов. Развитая система управления бизнесом - это показатель культуры организационного и информационного взаимодействия внутри компании, дающего возможность получать прибыль и генерировать денежные потоки.

Но прежде чем воплощать в жизнь столь глобальную задачу, стоит начать с малого. Например, можно строить управленческую отчетность, опираясь на ее основные формы, которые используются на большинстве предприятий.

К подобным формам относятся:

отчет о просроченной дебиторской задолженности;

отчет о продажах;

отчет о состоянии складских запасов;

отчет о планируемых закупках;

отчет об общих, коммерческих и административных расходах;

отчет об исполнении производственных заданий;

отчет об исполнении плана капитальных вложений;

отчет об исполнении бюджетов.

Рассмотрим некоторые из них.

Отчеты о продажах могут обобщать информацию по покупателям, по регионам продаж, по реализованным товарам и оказанным услугам за отчетный период (день, неделя, месяц, квартал или год) и любую иную информацию, востребованную в конкретной ситуации.

Отчеты о продажах используют, чтобы:

проанализировать деятельность предприятия в сфере сбыта;

наблюдать за тенденциями на рынке данной продукции;

выявить товары, не пользующиеся спросом;

влиять на стратегию продаж компании, выбирать рынки сбыта и политику работы с крупнейшими клиентами;

планировать продажи и анализировать причины отклонений от плана;

управлять уровнем запасов товаров и готовой продукции, имеющихся для продажи, и процессом их приобретения и производства;

анализировать эффективность работы отдела сбыта и выработать политику повышения мотивации сотрудников отделов торговли и сбыта;

прогнозировать будущие денежные потоки.

Отчеты о запасах готовит персонал склада или отдела логистики. Эти отчеты представляют собой обобщенные сведения об остатках запасов на дату составления отчета или о движении запасов за отчетный период (день, неделя, месяц, квартал, год). Отчеты группируют запасы по самым разным информационным разрезам - по складам, видам продукции, по производственным подразделениям и т.д. и содержат следующую информацию:

наименование сырья, товаров, продукции;

дату изготовления;

срок годности;

себестоимость единицы запасов;

идентификационный номер партии;

единицу измерения запасов;

местонахождение запасов;

общее количество на складе;

заказанное (зарезервированное) количество;

ожидаемые поступления;

количество некондиционных товаров (продукции);

количество устаревших товаров (продукции), не пользующихся спросом;

количество товаров с истекающими сроками годности;

товары, отгруженные клиентам в течение периода;

местонахождение и движение запасов товаров готовой продукции;

минимально допустимые объемы запасов сырья, товаров и готовой продукции;

уровень омертвления запасов (объем запасов, по которым не было движения за отчетный период) и т.д.

Приведем пример отчета о складских запасах, который используется в фармацевтических компаниях для оценки резерва под их обесценение, управления закупками товаров и анализа эффективности работы отделов маркетинга и логистики.

Эти отчеты необходимы для того, чтобы обобщить данные о необходимых закупках запасов, спланировать и соотнести поступления запасов и их оплату. Их составляют в отделах логистики и в производственных подразделениях.

Отчеты могут содержать следующую информацию:

инвентарный номер запасов;

наименование запасов;

единица измерения;

стоимость единицы запасов;

потребности в пополнении запасов;

размер выполняемого заказа, под который делаются покупки;

дата, когда будут получены материалы и сырье;

потребности в денежных средствах для оплаты новых закупок;

минимально допустимый уровень запасов для обеспечения непрерывного производственного процесса;

максимально допустимый уровень запасов для избежания затоваривания складских площадей;

уровень оборачиваемости запасов;

указание на поставщиков запасов с оптимальным соотношением "цена/качество".

Отчеты о закупках могут использоваться для следующих целей:

для управления закупками и оптимизацией расходования денежных средств;

для управления складскими запасами и избежания омертвления запасов;

для оценки сроков доставки запасов;

для определения приоритетов в закупках.

Практическая часть

Задание 1.

На основании данных для выполнения задания (табл. 2; 3; 4; 5) составить ведомости учета затрат по вспомогательным цехам и исчислить себестоимость горячей воды, транспортных работ, заказов по ремонту.

1. Хозяйственные операции

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,руб.

1.

Отпущены материалы на содержание помещения:

1060

- котельного цеха

320

- гаража

640

- ремонтного цеха.

100

2.

Израсходовано:

11300

- угля в котельной

4900

- бензина

6400

3.

Начислена з/плата:

5120

- операторам котельной

1430

- шоферам

2400

- аппарату управления котельного цеха

340

- аппарату управления автотранспортного цеха

500

- аппарату управления ремонтного цеха

450

4.

Начислен износ основных средств:

1025

- по котельному цеху

235

- по автотранспортному цеху

440

- по ремонтному цеху

350

5.

Получено энергии:

1840

- котельной

460

- гаражом

830

- ремонтным цехом

550

2. Услуги котельной по плановой себестоимости оцениваются из

расчета:14 руб. за 1 т. м3

3. Услуги автотранспортною цеха по перевозке угяя оцениваются

из расчета:150 руб. за 1 тыс. т. км.

4.Отчет цехов об оказанных услугах

Таблица 3

п/п

Цехи-потребители

Горячая вода,

тыс. м3

Услуги а/тр-а,

тыс. т/км

1.

Основное производство:

450

76,3

1-ый передел

40

28,5

2-ой передел

190

16,2

3-ий передел

130

13,2

4-ый передел

90

18,4

2.

Вспомогательное производство:

100

5,4

- ремонтный цех

60

2,7

- котельная

-

2,7

- гараж

40

-

3.

Заводоуправление

50

1,0

Итого:

600

82,7

Себестоимость единицы услуг, руб;

5. Остатки НЗП на начало месяца по ремонтному цеху, руб:

Таблица 4

п/п

Статья

расходов

Заказ

101

Заказ

103

1.

Сырье и материалы

950

115

2.

Возвратные отходы

-

10

3.

Основная з/плата производственных рабочих

584

55

4.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

47

5

5.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

243

23

6.

Общегосударственные расходы

920

92

ИТОГО:

2744

280

6. Выписка из ведомости распределения расхода основных материалов и заработной платы по ремонтному цеху, руб:

Таблица 5

№ п/п

Вид затрат

Заказ

101

Заказ

103

1.

Материалы

1050

-

2.

Возвратные отходы

80

-

3.

Основная з/плата производственных рабочих

651

100

7. Дополнительная з/плата производственных рабочих ремонтного цеха в текущем месяце составляет 8 % от основной з/платы производственных рабочих.

8. На начало текущего месяца в ремонтном цехе были открыты заказы №101 - наладка оборудования в цехе 3 (сушка кирпича), № 103 - ремонт помещения автотранспортного цеха.

В отчетном месяце выполнен заказ N 103, заказ №101 переходит на следующий месяц.

Для выполнения задания II рекомендуется использовать формы приложений 3; 4; 5; 6.В начале исчислить себестоимость горячей воды, эатем транспортных работ.

Решение.

Ведомость учета затрат по котельной, руб.

№ п/п

Статья расходов

Кредит счетов

Ма-тери-алы

Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда

Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению

Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство

Износ основных средств

Проч-ие счета

Итого

1.

Общепроиз-водственные расходы

320

4900

1430

340

460,2

-

235

460

8145,2

ИТОГО:

5220

1770

460,2

-

235

460

8145,2

Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*26%=1770*26%=460,2руб.

Ведомость учета затрат по автотранспортному цеху, руб.

№ п/п

Статья расходов

Кредит счетов

Ма-тери-алы

Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда

Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению

Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство

Износ основных средств

Проч-ие счета

Итого

1.

Общепроиз-водственные расходы

640

6400

2400

500

1830,4

-

440

830

13040,4

ИТОГО:

7040

2900

1830,4

-

440

830

13040,4

Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*26%=7040*26%=1830,4руб.

Ведомость распределения стоимости услуг

котельного и автотранспортного цехов.

№ п/п

Цехи - потребители

Горячая вода

Услуги автотранспорта

Кол-во,

тыс.м3

Сумма,

руб.

Кол-во,

тыс.т/км

Сумма,

руб.

1.

Основное производство:

-         1-ый передел

-         2-ой передел

-         3-ий передел

-         4-ый передел

450

40

190

130

90

6236

554

2633

1802

1247

76,3

28,5

16,2

13,2

18,4

12655

4727

2687

2189

3052

2.

Вспомогательное производство:

-         ремонтный цех

-         котельный цех

-         автотранспортный цех

100

60

-

40

1386

832

-

554

5,4

2,7

2,7

-

895

447,5

447,5

-

3.

Заводоуправление

50

693

1,0

166

ИТОГО:Себестоимость услуг, руб.

600

8315

82,7

13716

Из ведомости учета затрат по котельной видно, что себестоимость услуг равна 8315 руб.

Себестоимость горячей воды за 1тыс.м3 =8315/600=13,86 руб.

Из ведомости учета затрат по автотранспортному цеху видно, что себестои-мость услуг равна 13716 руб.

Себестоимость транспортных работ за 1 тыс.т/км=13716/82,7=165,85 руб.

Ведомость учета затрат по ремонтному цеху, руб.

№ п/п

Статья расходов

Кредит счетов

Ма-тери-алы

Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда

Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению

Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство

Износ основных средств

Проч-ие счета

Итого

1.

Общепроиз-водственные расходы

100

450

117

-

350

550

1567

ИТОГО:

100

450

117

-

350

550

1567

Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*26%=450*26%=117руб.

Ведомость распределения общепроизводственных расходов

ремонтного цеха по заказам, руб.

№ п/п

№ заказа

Основная з/пла-та производ-ственных рабочих

Основное сырье и материалы

Итого:

(3+4)

Коэффи-циент рас-пределе-ния

Общепро-извод-ственные расходы

1

2

3

4

5

6

7

1.

101

651

1050

1701

0,944

1520

2.

103

100

-

100

0,056

90

Итого:

751

1050

1801

1

1610

Коэффициент распределения по 101 закзу=1701/1801=0,944

Коэффициент распределения по 103 закзу=100/1801=0,056

Сумма общепроизводственных расходов, взятая из ведомости учета затрат по ремонтному цеху, распределяется с помощью коэффициента распределения:

Заказ 101: 1610*0,944=1520;

Заказ 102: 1610*0,056=90;

Карточка учета затрат на производство по заказам.

Заказ № 101                                         Дата открытия заказа-прошедший месяц

                                                              Дата окончания заказа-следующий месяц

Показатели

Сы-рье и мате-риа-лы

Воз-врат-ные отхо-ды

Основ-ная з/плата произ-водст-венных рабочих

Дополнительная з/плата произ-водст-венных рабочих

Отчис-ления на соц. страхо-вание

Расходы на содер-жание и эксплуатацию обо-рудования

Обще-произ-водст-венные расхо-ды

Поте-ри от брака

Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды

Итого:

Остаток на начало месяца

950

-

584

47

243

-

920

-

-

2744

Затраты за месяц

1050

-80

651

52

250

-

1520

-

-

3443

Итого затрат с остатком

2000

-80

1235

99

493

-

2440

-

-

6187

Списано на:

-         себесто-имость брака

-         себесто-имость готовой продук-ции

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Остаток на конец м-ца

2000

-80

1235

99

493

-

2440

-

-

6187

Карточка учета затрат на производство по заказам.

Заказ № 103                                           Дата открытия заказа-прошедший месяц

                                                               Дата окончания заказа-отчетный месяц

Показатели

Сы-рье и мате-риа-лы

Воз-врат-ные отхо-ды

Основ-ная з/плата произ-водст-венных рабочих

Дополнительная з/плата произ-водст-венных рабочих

Отчис-ления на соц. страхо-вание

Расходы на содер-жание и эксплуатацию обо-рудования

Обще-произ-водст-венные расхо-ды

Поте-ри от брака

Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды

Итого:

Остаток на начало месяца

115

-10

55

5

23

-

92

-

-

280

Затраты за месяц

-

-

100

8

38

-

90

-

-

236

Итого затрат с остатком

115

-10

155

13

61

-

182

-

-

516

Списано на:

-         себесто-имость брака

-         себесто-имость готовой продук-ции

115

115

-10

-10

155

155

13

13

61

61

-

-

182

182

-

-

-

-

516

516

Остаток на конец месяца

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Задание 2.

Отразить порядок учета затрат и калькулирования себестоимости продукции при попередельном методе, определить себестоимость единицы готовой продукции, используя следующие данные:

1. Выписка из ведомости распределения метериалов, топлива, энергии и заработной платы, руб:

Таблица 6

№ п/п

Вид затрат

Переделы

Добыча глины

Формовка кирпича-сырца

Сушка кирпича

Обжиг кирпича

1.

Вспомогательные материалы

64621

30723

31682

172920

2.

Топливо, энергия на технологические цели

132990

115500

165000

211200

3.

Основная з/плата произ-водственных рабочих

199320

191400

132000

396000

2. Дополнительная э/плата по всем переделам составила 91872 руб.и распределяется пропорционально основной з/плате.

3. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования к основной з/плате по всем переделам составили:

- добыча глины - 90 %;

- формовка кирпича-сырца - 110 %;

- сушка - 100 %;

- обжиг- 120%.

4. Общепроизводственные расходы по переделам составляют 50 % основной з/платы производственных рабочих.

5 Общехозяйственные расходы в сумме 122168 руб. и потери от брака 8086 руб.

6. Данные о выпуске продукции;

- добыча глины - 13000м3;

- на формовку ее передано -11400 м3;

- после формовки получено кирпича-сырца - 5600000шт.;

- после обжига получено годного кирпича - 5450000шт.

По остальному полученному на обжиг кирпичу произошел бой.

Задание III рекомендуется выполнять, используя приложения 7, 8, 9.

Решение.

Ведомость учета затрат на производство, руб.

№ п/п

Статья расходов

Переделы

Добы-ча глины

Формов-ка кирпича

Сушка кирпича

Обжиг кирпича

1.

Полуфабрикаты собственного производства

-

1421425

2959432

4337725

2.

Вспомогательные материалы

64621

30723

31682

172920

3.

Топливо и энергия на технологические цели

132990

115500

165000

211200

4.

Основная з/плата производственных рабочих

199320

191400

132000

396000

5.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

19932

19140

13200

39600

6.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

57005

54740

37752

113256

7.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

□ в том числе услуги вспомогательных производств

826848

1010592

918720

1102464

8.

Общепроизводственные расходы:

□ в том числе услуги вспомогательных производств

99660

95700

66000

198000

9.

Общехозяйственные расходы

-

-

-

122168

10.

Потери от брака

-

-

-

8086

ИТОГО:

1421425

2959432

4337725

6743237

1.Расчет дополнительную з/платы.

 Найдем соотношение дополнительной з/платы к основной з/плате: 91872/(199320+191400+132000+396000)=0,1

Рассчитаем дополнительную з/плату по переделам пропорционально основной з/плате:

1-ый передел : 199320*0,1=19932руб.

2-ой передел : 191400*0,1=19140руб.

3-ий передел : 132000*0,1=13200руб.

4-ый передел :396000*0,1=39600руб.

2.Расчет отчислений на социальное страхование и обеспечение:

1-ый передел : (199320+19932)*26%=57005руб.

2-ой передел : (191400+19140)*26%=54740руб.

3-ий передел : (132000+13200)*26%=37752руб.

4-ый передел :(396000+39600)*26%=3256руб

3.Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования:

1-ый передел : (199320+191400+132000+396000)*90%=826848руб.

2-ой передел : (199320+191400+132000+396000)*110%=1010592руб.

3-ий передел : (199320+191400+132000+396000)*100%=918720руб.

4-ый передел : (199320+191400+132000+396000)*120%=1102464

4.Расчет общепроизводственных расходов:

1-ый передел : 199320*50%=99660руб.

2-ой передел : 191400*50%=95700руб.

3-ий передел : 132000*50%=66000руб.

4-ый передел :396000*50%=198000руб.

Себестоимость 1 тыс.м3 глины: 1421425/13000*1000=109340,38руб.

Себестоимость 1тыс.шт кирпича: 6743237/5450000*1000=1237,29руб.

Калькуляционная ведомость,руб.

№ п/п

Статья расходов

Переделы

Итого:

Добы-ча глины

Формов-ка кирпича

Сушка кирпича

Обжиг кирпича

1.

Сырье – глина

1421425

-

-

-

1421425

2.

Вспомогательные материалы

30723

31682

172920

235325

3.

Топливо и энергия на технологи-ческие цели

115500

165000

211200

491700

4.

Основная з/плата производственных рабочих

191400

132000

396000

719400

5.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

19140

13200

39600

71940

6.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

54740

37752

113256

205748

7.

Расходы на содер-жание и эксплуата-цию оборудования

1010592

918720

1102464

3031776

8.

Общепроизвод-ственные расходы:

-         основное производство

-         вспомогатель-ное производство

95700

66000

198000

359700

9.

Общехозяйственные расходы

-

-

122168

122168

10.

Потери от брака

-

-

8086

8086

ИТОГО:

1421425

1538007

1378293

2405512

6743237

Отчетная калькуляция на кирпич строительный, руб.

№ п/п

Статья расходов

План

Факт

1.

Сырье – глина

120

109

2.

Вспомогательные материалы

40

43

3.

Топливо и энергия на технологические цели

90

90

4.

Основная з/плата производственных рабочих

130

132

5.

Дополнительная з/плата производственных рабочих

13

13

6.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

57

52

7.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

145

556

8.

Общепроизвод-ственные расходы:

-         основное производство

-         вспомогатель-ное производство

60

66

9.

Общехозяйственные расходы

22

22

10.

Потери от брака

2

1

11.

Производственная себестоимость

679

1084

12.

Внепроизводственные расходы

100

100

13.

Полная себестоимость

779

1184

Задание 3.

Произвести деление совокупных затрат на постоянные и переменные составляющие, используя данные табл .7 методом высшей и низшей точек.

Таблица 7

Временной период

Объем производства, тыс. шт.

Совокупные затраты, руб.

I квартал

Январь

5692

3974850

Февраль

5450

3815000

Март

5540

3872385

II квартал

Апрель

5734

4003527

Май

5677

3964950

июнь

5230

3707550

III квартал

июль

5620

3939870

август

5429

3910180

сентябрь

5470

3837570

IV квартал

октябрь

5984

4129620

ноябрь

5843

4068570

декабрь

5560

3932181

Решение.

Из приведенных данных в таблице 7 видно, что наибольший выпуск продукции был достигнут в октябре (5984 тыс.шт.) и ему соответствовали расходы в сумме 4129620 руб. В июне, напротив, выпущено минимальное количество продукции (5230 тыс. шт.), на что было израсходовано 3707550 руб. Находим от-клонения в объемах производства и в затратах в макси-мальной и минимальной точках:

∆q=qmax-qmin=5984000-5230000=754000шт.

∆З=Зmaxmin=4129620-3707550=422070руб.

Тогда ставка (Ст) переменных расходов на единицу продукции (или коэффициент реагирования затрат) будет определена по формуле

Ст=∆З/∆q,

что составит : 422070/754000=0,560.

Величину совокупных переменных расходов в максимальной и мини-мальной точках вычисляем путем умножения рассчитанной ставки на соот-ветствующий объем производства:

Ст* qmax=0,560*5984000=3349691руб.- совокупные переменные рас-ходы в максимальной точке (в октябре).Анологично

Ст* qmin=0,560*5230000=2927621руб.- совокупные переменные рас-ходы в миниимальной точке (в июне).

Из исходных данных (таб.7) известно, что общая сумма издержек в октябре составила 4129620руб., следовательно, на долю постоянных затрат в максимальной точке приходится 4129620-3349691=779929руб.

Размер постоянных затрат в июне (минимальная точка) составит

3707550-2927621=779929руб.

Отсюда поведение расходов на содержание и эксплуатацию обору-дования в условном примере может быть описано следующей формулой:

У=779929+0,560Х,

Где Y – общая сумма расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.;

X – объем производства в натуральном выражении.

Задание 4.

На основании данных для выполнения задания (табл. 7, 8) постройте график безубыточности производства, определите точку критического объема выпускаемой продукции, укажите области чистых убытков и чистой прибыли. Рассчитайте маржинальный доход.

Отчет о доходах и расходах.

Таблица 8

№ п/п

Показатели

Сумма, тыс.руб.

1.

Объем реализованной продукции (5000 тыс.шт.)

5000

2.

Совокупные переменные затраты

Определить

3.

Маржинальный доход

Определить

4.

Постоянные расходы

Определить

5.

Чистый доход

Определить

Примечание: на горизонтальной оси графика – показатель единицы реализованной продукции, на вертикальной – затраты, доход.

Решение.

№ п/п

Показатели

Сумма, тыс.руб.

1.

Объем реализованной продукции (5000 тыс.шт.)

5000

2.

Совокупные переменные затраты

2800

3.

Маржинальный доход

2200

4.

Постоянные расходы

780

5.

Чистый доход

1420

1)Исходя из формулы  У=779929+0,560Х, ясно, что :

-         постоянные затраты равны 779929 или округленно 780 тыс.руб.;

-         переменные затраты равны : ,0560*5000000=2800000руб.

2)Чистый доход определяется как разница между выручкой и себестои-мостью:5000000-(2800000+779929)=1420071 руб.или округленно 1420тыс.руб.

3)Маржинальный доход равен сумме чистого дохода и постоянных расходов:

1420071+779929=2200000 руб.

4)Точка безубыточности (ТБ) определяется соотношением совокупных постоянных расходов и маржинальным доходом на единицу продукции, и равна:

780000/(2200000/5000000)=1772727руб. или 1773 тыс.руб.

Таким образом, критический объем выпускаемой продукции будет равен 1773 тыс.шт.

График безубыточности производства.

 

Задание 5.

Используя данные табл. 9, составьте сравнительные отчеты о прибыли за каждый месяц по методу:

- полного распределения затрат;

- маржинальной калькуляции.

Прокомментируйте следующее высказывание (при желании проиллюстрируйте цифрами):

«Маржинальная калькуляция составлена по данным о реализации,

полное распределение затрат - по данным о производстве».

Таблица 9

Исходные данные

Январь

Февраль

Реализация, т. шт.

5200

5800

Производство, т. шт.

5600

5500

Цена реализации ед. продукции, руб./тыс.шт.

1000

1000

Прямые производственные расходы на ед. продукции, руб./тыс.шт.

560

560

Общехозяйственные расходы, руб.

804000

804000

Сделайте вывод, какой метод калькуляции себестоимости продукции наиболее предпочтителен с точки зрения минимизации налогооблагаемой прибыли в январе и феврале.

Решение.

Отчет о прибыли при калькуляции себестоимости

 с полным распределением затрат, тыс.руб.

Показатели

Январь

Февраль

Расходы собранные на счете 20 и 25

3136000

3080000

Расходы собранные на счете 26

804000

804000

Всего расходов

3940000

3884000

Себестоимость продаж

3660800

4094000

Выручка от продаж

5200000

5800000

Прибыль при калькулировании с полным распределением затрат

1539200

1706000

Налог на прибыль

369408

409440

1)    Расходы собранные на счете 20 и 25 определяется как произведение выпуска продукции и прямых производственных расходов на единицу продукции:

-         январь: 5600*560=3136000руб.;

-         февраль: 5500*560=3080000руб.

2)Рассчитаем себестоимость единицы продукции в январе : 3940000/5600000=0,704 (все расходы делим на количество произведенной продукции).

Чтобы найти себестоимость продаж, нужно себестоимость единицы продук-ции умножить на количество реализованной продукции:

0,704*5200000=3660800

На начало февраля остаток нереализованной продукции составляет 400тыс.шт.(5600-5200), которрую мы реализуем в феврале по цене 0,704.Так как реализация в феврале составляет 5800тыс.шт., то 5400 тыс.шт.(5800-5400) мы реализовываем по себестоимости за февраль:

3884000/5500000=0,706

Т.о. себестоимость продаж в феврале составит:

(400000*0,704)+(5400000*0,706)=4094000руб.

3)Выручка от продаж определяется как произведение количества реализован-ной продукции и цены за единицу реализованной продукции:

- январь : 5200*1000=5200000руб.

- февраль: 5800*1000=5800000руб.

4)Прибыль определяется как разница между выручкой и себестоимостью:

- январь : 5200000-3660800=1539200руб.

- февраль: 5800000-4094000=1706000руб.

5)Налог на прибыль составляет 24% от прибыли:

- январь : 1539200*24%=369408руб.

- февраль: 1706000*24%=409440руб.

Отчет о прибыли при маржинальной

калькуляции , тыс.руб.

Показатели

Январь

Февраль

Выручка от продажи продукции

5200000

5800000

Переменная часть себестоимости проданной продукции

2912000

3248000

Маржинальный доход (стр.1-стр.2)

2288000

2552000

Постоянные расходы

804000

804000

Операционная прибыль (стр.3-стр.4)

1484000

1748000

Налог на прибыль

356160

419520

Переменная часть себестоимости проданной продукции определяется как произведение количества реализованной продукции и прямых производственных расходов на единицу продукции:

- январь : 5200*560=2912000руб.

- февраль: 5800*560=3248000руб.

Вывод: с точки зрения минимизации налогооблогаемой прибыли целесо-образно в январе применить метод маржинальной калькуляции, а в феврале  метод полного распределения затрат.

Заключение

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.

Успешная реализация задач управления организацией в системе рыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования организации, связанную с изменениями номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками. Именно поэтому особая роль отводится управленческому учету.

Для получения необходимой информации были созданы управленческий учет и управленческая отчетность. Но вести параллельно два самостоятельных вида учета - бухгалтерский и управленческий - занятие довольно дорогое и неэффективное, тем более что к ним добавляется еще и налоговый учет. Если же систему заполнения бухгалтерских регистров немного перестроить, то и бухгалтерский, и налоговый учет можно совместить с управленческим. В этом случае руководитель каждый день будет получать все необходимые ему сведения, а бухгалтер по мере необходимости - все данные для составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Кроме того, переход на такой способ ведения управленческого учета (по полной схеме или фрагментарно) позволит еще раз пересмотреть и упорядочить существующую систему распределения должностных обязанностей и систему организации документооборота, выявить пути оптимизации учетной политики, использования денежных и материальных ресурсов и т.д.


Список литературы

1.     Федоров Б. "1С:Торговля и склад 7.7": Управленческий и финансовый учет. – М., 2002.

2.     Аверчев И. Управленческий учет // Московский бухгалтер. – 2004. – №2. – С. 7-9.

3.     Валебникова Н.В., Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – №18. – С. 12-18.

4.     Ежова А.И. Организация управленческого учета в крупной компании // Финансовые и бухгалтерские консультации. –  2000. – №12. – С. 7-9.

5.     Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. – 2002. – №5. – С. 18-19.

6.     Исаев Д. Стандартная система управления предприятием // Финансовая газета. – 2002. – №21. – С. 38.

7.     Карпова Т.П. Учет производства как начальный этап управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – №20. – С. 38-39.

8.     Кокорев Н.А., Вашева Л.Л., Николаева К.А. Взаимосвязь управленческого, бухгалтерского и налогового учета // Аудиторские ведомости. – 2003. – №7. – С. 18-22.

9.     Королев Н. Управленческий учет. Классификация затрат. Концепция и терминология // Московский бухгалтер. – 2004. – №4. – С. 28-32.

10.            Палий В.Ф., Палий В.В. Управленческий учет - новое прочтение внутрихозяйственного расчета // Бухгалтерский учет. – 2000. – №17. – С. 35-37.

11.            Панфилов Е. Управленческий учет. Теория и мнения // Двойная запись. – 2003. – №2. – С. 12-14.

12.            Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – №19. – С. 46-48.

13.            Пизенгольц М.З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – № 12. – С. 28-29.

14.            Серобаба Н.Л. Вопросы организации управленческого (производственного) учета и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) в отрасли связи // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2002. – №9. – С. 18-24.

15.            Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность? // Бухгалтерский учет. – 2001. – №18. – С. 26-32.