Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Организация управленческого учета на современном предприятии.... 5
Практическая часть.................................................................................... 15
Задание 1................................................................................................................................... 15
Задание 2................................................................................................................................... 25
Задание 3................................................................................................................................... 32
Задание 4................................................................................................................................... 35
Задание 5................................................................................................................................... 38
Заключение.................................................................................................. 42
Список литературы..................................................................................... 44
Введение
Существование управленческого учета в системе управления как самостоятельной подсистемы бухгалтерского учета сегодня сомнению уже не подвергается. Однако необходимость ведения управленческого учета до недавнего времени определялась лишь инициативой самого хозяйствующего субъекта.
В современных условиях управление рассматривается как система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, оказывающих целенаправленное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, которое выступает в качестве объекта управления.
Управленческая деятельность администрации и персонала любого предприятия направлена, прежде всего, на принятие обоснованных управленческих решений. Управленческий учет, в отличие от финансового учета, - это часть управленческих информационных систем.
Наиболее сложной функцией управленческого учета является функция регулирования (принятия управленческого решения), которая связана с решением таких вопросов, как определение основных целей предприятия, формирование ассортимента вырабатываемой продукции, ценовой политики, капиталовложений.
Объединенные бухгалтерские информационные системы обеспечивают информацией и финансовый, и управленческий учет. Вместе с тем управленческая отчетность часто использует формы финансовой отчетности и дополнительно включает анализ функционирования предприятия. Управленческий и финансовый учет в некоторых областях как бы перекрещиваются, в результате чего образовалась особая отрасль бухгалтерского учета - производственный учет. Одной из основных задач этого учета является аккумуляция затрат по производственным участкам. Данные о затратах служат основанием для оценки запасов (имущества), которая является важнейшим элементом финансовой отчетности.
Именно поэтому данная тема курсовой работы особенно актуальна.
Целью настоящей работы является рассмотрение организации управленческого учета в условиях рыночной экономики.
Организация управленческого учета на современном предприятии
Под управленческим учетом подразумевается система форм и процедур сбора, обработки, анализа и хранения информации о хозяйственной деятельности компании, ее подразделений (центров ответственности) с целью создания необходимого информационного и организационного обеспечения реализации полномочий руководителей различного уровня по распоряжению ресурсами компании.
Объектом управленческого учета являются потоки товарных и материальных ресурсов, денежных и платежных средств, нематериальных активов, иных обязательств субъектов взаимоотношений в компании, поддающиеся количественной (стоимостной или натуральной) оценке.
Субъектами управленческого учета являются следующие.
Производители информации - лица или структурные подразделения (центры ответственности - ЦО) компании, ответственные за регистрацию определенной нормативными документами информации, имеющие прямой доступ к источникам информации и наделенные для этого соответствующими полномочиями.
Заверители информации - должностные лица ЦО или компании, имеющие право удостоверять подлинность и корректность представляемой производителями информации и несущие ответственность за соблюдение норм и регламента сбора информации.
Пользователи информации - должностные лица компании, несущие ответственность за результаты деятельности и (или) распределение и использование ресурсов, обладающие правом доступа к соответствующей информации и определяющие требования к ее содержанию и структуре в силу своих должностных полномочий.
Обработчики и аналитики - работники, или подразделения компании, или ЦО, в силу своих должностных полномочий проводящие группировку (агрегацию) и интерпретацию (анализ) представляемой производителями информации в соответствии с требованиями, определенными нормативными документами (инструкциями, методиками) (отдел управленческого учета и ценообразования).
Содержание, цели и задачи управленческого учета можно свести к следующим пяти тезисам:
1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости; прогнозирование, планирование и учет периодических расходов отчетного периода; планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность.
2. Контроль и анализ расходов по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонений от норм и смет расходов, динамики показателей и т. п.
3. Планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам, центрам ответственности и т.п.
4. Формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала.
5. Система управленческого учета создается для управления конкретной компанией и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованный управленческий учет, адекватно соответствующий условиям деятельности компании, обеспечивает не только контроль текущей работы, но и улучшение ее результатов в будущем.
Зарубежный опыт организации управленческого учета свидетельствует о том, что он является внебалансовым учетом, его показатели не сводятся в единую балансовую систему. С этой точки зрения финансовый учет, используя балансовый метод обобщения данных, скорее является бухгалтерским учетом в его традиционном понимании.
Управленческий учет - новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, так как именно на стыках наук, при использовании разных научных методов происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.
С учетной точки зрения, и управленческий, и финансовый учет основаны на одном том же массиве первичных данных, но представляют их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации, как показано на схеме (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь финансового и управленческого учета
Детализация данных в аналитическом управленческом учете строится на ином методическом подходе, чем в аналитическом финансовом учете. Она не сводится к испытанным методам производственного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Издержки производства детализируются в управленческом учете по хозяйственным и географическим сегментам, подразделениям организации, центрам ответственности, сметам накладных, коммерческих и управленческих расходов, затрат на капитальное строительство и инвестиционные операции. В том же порядке учитываются доходы от продажи, а также операционные и внереализационные доходы и расходы.
Управленческий учет для решения некоторых задач может использовать данные финансового учета. В свою очередь управленческий учет через свою подсистему производственного учета участвует в расчете показателей себестоимости, остатков НЗП, готовой продукции, необходимых для финансового и налогового учета. Законодательно закреплено ведение налогового учета, который может использовать данные финансового учета и (или) дополнять их данными, содержащимися в налоговых регистрах, ведение которых необязательно.
Таким образом, финансовый, управленческий и налоговый учет являются взаимосвязанными подсистемами единого бухгалтерского учета, взаимосвязь финансового, управленческого и налогового учета условно представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Взаимосвязь финансового, управленческого и налогового учета
Таким образом, общей информационной базой для составления регистров как финансового и управленческого, так и налогового учета является первичный учетный документ бухгалтерского учета. В различных видах финансовых, управленческих и налоговых регистров данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения финансового, управленческого и налогового учета является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.
Процесс постановки управленческого учета на предприятии можно сформулировать в виде типового плана, приведенного ниже.
Каждый этап (подэтап) работ по этому плану сопровождается всей необходимой информацией, которая позволяет влиять на процесс внедрения управленческого учета по следующему примеру.
Типовой план постановки и внедрения системы управления предприятием выглядит следующим образом (для наглядности приводим его в сокращенном варианте).
1. Разработка и согласование технического задания на постановку системы управления бизнесом.
2. Разработка стратегии, миссии, видения компании.
3. Анализ, проектирование и оптимизация организационной и финансовой структур компании.
4. Формулирование требований к информационным потребностям предприятия и разработка моделей систем управленческого учета, документооборота и внутреннего контроля.
5. Построение и/или оптимизация системы логистики и управления затратами.
6. Построение и/или оптимизация системы управления продажами и сбора дебиторской задолженности.
7. Построение и/или оптимизация системы управленческой отчетности, документооборота и информационного взаимодействия внутри организации.
8. Построение и/или оптимизация системы бюджетирования.
9. Построение и/или оптимизация систем внутреннего контроля, внутреннего аудита и риск-менеджмента.
10. Автоматизация управленческого учета и обучение персонала.
В результате выполнения этой программы компания получает систему, позволяющую вовремя и в полном объеме получать всю необходимую информацию как для менеджеров (управленческая отчетность для управления бизнесом), так и для всех прочих заинтересованных пользователей (финансовая и налоговая отчетность).
Управленческий учет связан с информационным обеспечением менеджеров:
для формулирования деловой политики компании, выработки стратегических, тактических и оперативных целей и задач;
для планирования и управления деятельностью компании (на базе сформулированных целей и задач);
для принятия решений в процессе деятельности по выбору альтернативных решений и направлений деятельности.
Как видим, система управленческого учета и отчетности - это нечто большее, чем типовой набор отчетов. Развитая система управления бизнесом - это показатель культуры организационного и информационного взаимодействия внутри компании, дающего возможность получать прибыль и генерировать денежные потоки.
Но прежде чем воплощать в жизнь столь глобальную задачу, стоит начать с малого. Например, можно строить управленческую отчетность, опираясь на ее основные формы, которые используются на большинстве предприятий.
К подобным формам относятся:
отчет о просроченной дебиторской задолженности;
отчет о продажах;
отчет о состоянии складских запасов;
отчет о планируемых закупках;
отчет об общих, коммерческих и административных расходах;
отчет об исполнении производственных заданий;
отчет об исполнении плана капитальных вложений;
отчет об исполнении бюджетов.
Рассмотрим некоторые из них.
Отчеты о продажах могут обобщать информацию по покупателям, по регионам продаж, по реализованным товарам и оказанным услугам за отчетный период (день, неделя, месяц, квартал или год) и любую иную информацию, востребованную в конкретной ситуации.
Отчеты о продажах используют, чтобы:
проанализировать деятельность предприятия в сфере сбыта;
наблюдать за тенденциями на рынке данной продукции;
выявить товары, не пользующиеся спросом;
влиять на стратегию продаж компании, выбирать рынки сбыта и политику работы с крупнейшими клиентами;
планировать продажи и анализировать причины отклонений от плана;
управлять уровнем запасов товаров и готовой продукции, имеющихся для продажи, и процессом их приобретения и производства;
анализировать эффективность работы отдела сбыта и выработать политику повышения мотивации сотрудников отделов торговли и сбыта;
прогнозировать будущие денежные потоки.
Отчеты о запасах готовит персонал склада или отдела логистики. Эти отчеты представляют собой обобщенные сведения об остатках запасов на дату составления отчета или о движении запасов за отчетный период (день, неделя, месяц, квартал, год). Отчеты группируют запасы по самым разным информационным разрезам - по складам, видам продукции, по производственным подразделениям и т.д. и содержат следующую информацию:
наименование сырья, товаров, продукции;
дату изготовления;
срок годности;
себестоимость единицы запасов;
идентификационный номер партии;
единицу измерения запасов;
местонахождение запасов;
общее количество на складе;
заказанное (зарезервированное) количество;
ожидаемые поступления;
количество некондиционных товаров (продукции);
количество устаревших товаров (продукции), не пользующихся спросом;
количество товаров с истекающими сроками годности;
товары, отгруженные клиентам в течение периода;
местонахождение и движение запасов товаров готовой продукции;
минимально допустимые объемы запасов сырья, товаров и готовой продукции;
уровень омертвления запасов (объем запасов, по которым не было движения за отчетный период) и т.д.
Приведем пример отчета о складских запасах, который используется в фармацевтических компаниях для оценки резерва под их обесценение, управления закупками товаров и анализа эффективности работы отделов маркетинга и логистики.
Эти отчеты необходимы для того, чтобы обобщить данные о необходимых закупках запасов, спланировать и соотнести поступления запасов и их оплату. Их составляют в отделах логистики и в производственных подразделениях.
Отчеты могут содержать следующую информацию:
инвентарный номер запасов;
наименование запасов;
единица измерения;
стоимость единицы запасов;
потребности в пополнении запасов;
размер выполняемого заказа, под который делаются покупки;
дата, когда будут получены материалы и сырье;
потребности в денежных средствах для оплаты новых закупок;
минимально допустимый уровень запасов для обеспечения непрерывного производственного процесса;
максимально допустимый уровень запасов для избежания затоваривания складских площадей;
уровень оборачиваемости запасов;
указание на поставщиков запасов с оптимальным соотношением "цена/качество".
Отчеты о закупках могут использоваться для следующих целей:
для управления закупками и оптимизацией расходования денежных средств;
для управления складскими запасами и избежания омертвления запасов;
для оценки сроков доставки запасов;
для определения приоритетов в закупках.
Практическая часть
Задание 1.
На основании данных для выполнения задания (табл. 2; 3; 4; 5) составить ведомости учета затрат по вспомогательным цехам и исчислить себестоимость горячей воды, транспортных работ, заказов по ремонту.
1. Хозяйственные операции
Таблица 2
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма,руб. |
1. |
Отпущены материалы на содержание помещения: |
1060 |
- котельного цеха |
320 |
|
- гаража |
640 |
|
- ремонтного цеха. |
100 |
|
2. |
Израсходовано: |
11300 |
- угля в котельной |
4900 |
|
- бензина |
6400 |
|
3. |
Начислена з/плата: |
5120 |
- операторам котельной |
1430 |
|
- шоферам |
2400 |
|
- аппарату управления котельного цеха |
340 |
|
- аппарату управления автотранспортного цеха |
500 |
|
- аппарату управления ремонтного цеха |
450 |
|
4. |
Начислен износ основных средств: |
1025 |
- по котельному цеху |
235 |
|
- по автотранспортному цеху |
440 |
|
- по ремонтному цеху |
350 |
|
5. |
Получено энергии: |
1840 |
- котельной |
460 |
|
- гаражом |
830 |
|
- ремонтным цехом |
550 |
2. Услуги котельной по плановой себестоимости оцениваются из
расчета:14 руб. за 1 т. м3
3. Услуги автотранспортною цеха по перевозке угяя оцениваются
из расчета:150 руб. за 1 тыс. т. км.
4.Отчет цехов об оказанных услугах
Таблица 3
№ п/п |
Цехи-потребители |
Горячая вода, тыс. м3 |
Услуги а/тр-а, тыс. т/км |
1. |
Основное производство: |
450 |
76,3 |
1-ый передел |
40 |
28,5 |
|
2-ой передел |
190 |
16,2 |
|
3-ий передел |
130 |
13,2 |
|
4-ый передел |
90 |
18,4 |
|
2. |
Вспомогательное производство: |
100 |
5,4 |
- ремонтный цех |
60 |
2,7 |
|
- котельная |
- |
2,7 |
|
- гараж |
40 |
- |
|
3. |
Заводоуправление |
50 |
1,0 |
Итого: |
600 |
82,7 |
Себестоимость единицы услуг, руб;
5. Остатки НЗП на начало месяца по ремонтному цеху, руб:
Таблица 4
№ п/п |
Статья расходов |
Заказ 101 |
Заказ 103 |
1. |
Сырье и материалы |
950 |
115 |
2. |
Возвратные отходы |
- |
10 |
3. |
Основная з/плата производственных рабочих |
584 |
55 |
4. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
47 |
5 |
5. |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
243 |
23 |
6. |
Общегосударственные расходы |
920 |
92 |
ИТОГО: |
2744 |
280 |
6. Выписка из ведомости распределения расхода основных материалов и заработной платы по ремонтному цеху, руб:
Таблица 5
№ п/п |
Вид затрат |
Заказ 101 |
Заказ 103 |
1. |
Материалы |
1050 |
- |
2. |
Возвратные отходы |
80 |
- |
3. |
Основная з/плата производственных рабочих |
651 |
100 |
7. Дополнительная з/плата производственных рабочих ремонтного цеха в текущем месяце составляет 8 % от основной з/платы производственных рабочих.
8. На начало текущего месяца в ремонтном цехе были открыты заказы №101 - наладка оборудования в цехе 3 (сушка кирпича), № 103 - ремонт помещения автотранспортного цеха.
В отчетном месяце выполнен заказ N 103, заказ №101 переходит на следующий месяц.
Для выполнения задания II рекомендуется использовать формы приложений 3; 4; 5; 6.В начале исчислить себестоимость горячей воды, эатем транспортных работ.
Решение.
Ведомость учета затрат по котельной, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Кредит счетов |
||||||
Ма-тери-алы |
Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда |
Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению |
Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство |
Износ основных средств |
Проч-ие счета |
Итого |
||
1. |
Общепроиз-водственные расходы |
320 4900 |
1430 340 |
460,2 |
- |
235 |
460 |
8145,2 |
ИТОГО: |
5220 |
1770 |
460,2 |
- |
235 |
460 |
8145,2 |
Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*26%=1770*26%=460,2руб.
Ведомость учета затрат по автотранспортному цеху, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Кредит счетов |
||||||
Ма-тери-алы |
Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда |
Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению |
Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство |
Износ основных средств |
Проч-ие счета |
Итого |
||
1. |
Общепроиз-водственные расходы |
640 6400 |
2400 500 |
1830,4 |
- |
440 |
830 |
13040,4 |
ИТОГО: |
7040 |
2900 |
1830,4 |
- |
440 |
830 |
13040,4 |
Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*26%=7040*26%=1830,4руб.
Ведомость распределения стоимости услуг
котельного и автотранспортного цехов.
№ п/п |
Цехи - потребители |
Горячая вода |
Услуги автотранспорта |
||
Кол-во, тыс.м3 |
Сумма, руб. |
Кол-во, тыс.т/км |
Сумма, руб. |
||
1. |
Основное производство: - 1-ый передел - 2-ой передел - 3-ий передел - 4-ый передел |
450 40 190 130 90 |
6236 554 2633 1802 1247 |
76,3 28,5 16,2 13,2 18,4 |
12655 4727 2687 2189 3052 |
2. |
Вспомогательное производство: - ремонтный цех - котельный цех - автотранспортный цех |
100 60 - 40 |
1386 832 - 554 |
5,4 2,7 2,7 - |
895 447,5 447,5 - |
3. |
Заводоуправление |
50 |
693 |
1,0 |
166 |
ИТОГО:Себестоимость услуг, руб. |
600 |
8315 |
82,7 |
13716 |
Из ведомости учета затрат по котельной видно, что себестоимость услуг равна 8315 руб.
Себестоимость горячей воды за 1тыс.м3 =8315/600=13,86 руб.
Из ведомости учета затрат по автотранспортному цеху видно, что себестои-мость услуг равна 13716 руб.
Себестоимость транспортных работ за 1 тыс.т/км=13716/82,7=165,85 руб.
Ведомость учета затрат по ремонтному цеху, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Кредит счетов |
||||||
Ма-тери-алы |
Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда |
Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению |
Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство |
Износ основных средств |
Проч-ие счета |
Итого |
||
1. |
Общепроиз-водственные расходы |
100 |
450 |
117 |
- |
350 |
550 |
1567 |
ИТОГО: |
100 |
450 |
117 |
- |
350 |
550 |
1567 |
Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*26%=450*26%=117руб.
Ведомость распределения общепроизводственных расходов
ремонтного цеха по заказам, руб.
№ п/п |
№ заказа |
Основная з/пла-та производ-ственных рабочих |
Основное сырье и материалы |
Итого: (3+4) |
Коэффи-циент рас-пределе-ния |
Общепро-извод-ственные расходы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
101 |
651 |
1050 |
1701 |
0,944 |
1520 |
2. |
103 |
100 |
- |
100 |
0,056 |
90 |
Итого: |
751 |
1050 |
1801 |
1 |
1610 |
Коэффициент распределения по 101 закзу=1701/1801=0,944
Коэффициент распределения по 103 закзу=100/1801=0,056
Сумма общепроизводственных расходов, взятая из ведомости учета затрат по ремонтному цеху, распределяется с помощью коэффициента распределения:
Заказ 101: 1610*0,944=1520;
Заказ 102: 1610*0,056=90;
Карточка учета затрат на производство по заказам.
Заказ № 101 Дата открытия заказа-прошедший месяц
Дата окончания заказа-следующий месяц
Показатели |
Сы-рье и мате-риа-лы |
Воз-врат-ные отхо-ды |
Основ-ная з/плата произ-водст-венных рабочих |
Дополнительная з/плата произ-водст-венных рабочих |
Отчис-ления на соц. страхо-вание |
Расходы на содер-жание и эксплуатацию обо-рудования |
Обще-произ-водст-венные расхо-ды |
Поте-ри от брака |
Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды |
Итого: |
Остаток на начало месяца |
950 |
- |
584 |
47 |
243 |
- |
920 |
- |
- |
2744 |
Затраты за месяц |
1050 |
-80 |
651 |
52 |
250 |
- |
1520 |
- |
- |
3443 |
Итого затрат с остатком |
2000 |
-80 |
1235 |
99 |
493 |
- |
2440 |
- |
- |
6187 |
Списано на: - себесто-имость брака - себесто-имость готовой продук-ции |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Остаток на конец м-ца |
2000 |
-80 |
1235 |
99 |
493 |
- |
2440 |
- |
- |
6187 |
Карточка учета затрат на производство по заказам.
Заказ № 103 Дата открытия заказа-прошедший месяц
Дата окончания заказа-отчетный месяц
Показатели |
Сы-рье и мате-риа-лы |
Воз-врат-ные отхо-ды |
Основ-ная з/плата произ-водст-венных рабочих |
Дополнительная з/плата произ-водст-венных рабочих |
Отчис-ления на соц. страхо-вание |
Расходы на содер-жание и эксплуатацию обо-рудования |
Обще-произ-водст-венные расхо-ды |
Поте-ри от брака |
Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды |
Итого: |
Остаток на начало месяца |
115 |
-10 |
55 |
5 |
23 |
- |
92 |
- |
- |
280 |
Затраты за месяц |
- |
- |
100 |
8 |
38 |
- |
90 |
- |
- |
236 |
Итого затрат с остатком |
115 |
-10 |
155 |
13 |
61 |
- |
182 |
- |
- |
516 |
Списано на: - себесто-имость брака - себесто-имость готовой продук-ции |
115 115 |
-10 -10 |
155 155 |
13 13 |
61 61 |
- - |
182 182 |
- - |
- - |
516 516 |
Остаток на конец месяца |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Задание 2.
Отразить порядок учета затрат и калькулирования себестоимости продукции при попередельном методе, определить себестоимость единицы готовой продукции, используя следующие данные:
1. Выписка из ведомости распределения метериалов, топлива, энергии и заработной платы, руб:
Таблица 6
№ п/п |
Вид затрат |
Переделы |
|||
Добыча глины |
Формовка кирпича-сырца |
Сушка кирпича |
Обжиг кирпича |
||
1. |
Вспомогательные материалы |
64621 |
30723 |
31682 |
172920 |
2. |
Топливо, энергия на технологические цели |
132990 |
115500 |
165000 |
211200 |
3. |
Основная з/плата произ-водственных рабочих |
199320 |
191400 |
132000 |
396000 |
2. Дополнительная э/плата по всем переделам составила 91872 руб.и распределяется пропорционально основной з/плате.
3. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования к основной з/плате по всем переделам составили:
- добыча глины - 90 %;
- формовка кирпича-сырца - 110 %;
- сушка - 100 %;
- обжиг- 120%.
4. Общепроизводственные расходы по переделам составляют 50 % основной з/платы производственных рабочих.
5 Общехозяйственные расходы в сумме 122168 руб. и потери от брака 8086 руб.
6. Данные о выпуске продукции;
- добыча глины - 13000м3;
- на формовку ее передано -11400 м3;
- после формовки получено кирпича-сырца - 5600000шт.;
- после обжига получено годного кирпича - 5450000шт.
По остальному полученному на обжиг кирпичу произошел бой.
Задание III рекомендуется выполнять, используя приложения 7, 8, 9.
Решение.
Ведомость учета затрат на производство, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Переделы |
|||
Добы-ча глины |
Формов-ка кирпича |
Сушка кирпича |
Обжиг кирпича |
||
1. |
Полуфабрикаты собственного производства |
- |
1421425 |
2959432 |
4337725 |
2. |
Вспомогательные материалы |
64621 |
30723 |
31682 |
172920 |
3. |
Топливо и энергия на технологические цели |
132990 |
115500 |
165000 |
211200 |
4. |
Основная з/плата производственных рабочих |
199320 |
191400 |
132000 |
396000 |
5. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
19932 |
19140 |
13200 |
39600 |
6. |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
57005 |
54740 |
37752 |
113256 |
7. |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования: □ в том числе услуги вспомогательных производств |
826848 |
1010592 |
918720 |
1102464 |
8. |
Общепроизводственные расходы: □ в том числе услуги вспомогательных производств |
99660 |
95700 |
66000 |
198000 |
9. |
Общехозяйственные расходы |
- |
- |
- |
122168 |
10. |
Потери от брака |
- |
- |
- |
8086 |
ИТОГО: |
1421425 |
2959432 |
4337725 |
6743237 |
1.Расчет дополнительную з/платы.
Найдем соотношение дополнительной з/платы к основной з/плате: 91872/(199320+191400+132000+396000)=0,1
Рассчитаем дополнительную з/плату по переделам пропорционально основной з/плате:
1-ый передел : 199320*0,1=19932руб.
2-ой передел : 191400*0,1=19140руб.
3-ий передел : 132000*0,1=13200руб.
4-ый передел :396000*0,1=39600руб.
2.Расчет отчислений на социальное страхование и обеспечение:
1-ый передел : (199320+19932)*26%=57005руб.
2-ой передел : (191400+19140)*26%=54740руб.
3-ий передел : (132000+13200)*26%=37752руб.
4-ый передел :(396000+39600)*26%=3256руб
3.Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования:
1-ый передел : (199320+191400+132000+396000)*90%=826848руб.
2-ой передел : (199320+191400+132000+396000)*110%=1010592руб.
3-ий передел : (199320+191400+132000+396000)*100%=918720руб.
4-ый передел : (199320+191400+132000+396000)*120%=1102464
4.Расчет общепроизводственных расходов:
1-ый передел : 199320*50%=99660руб.
2-ой передел : 191400*50%=95700руб.
3-ий передел : 132000*50%=66000руб.
4-ый передел :396000*50%=198000руб.
Себестоимость 1 тыс.м3 глины: 1421425/13000*1000=109340,38руб.
Себестоимость 1тыс.шт кирпича: 6743237/5450000*1000=1237,29руб.
Калькуляционная ведомость,руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Переделы |
Итого: |
|||
Добы-ча глины |
Формов-ка кирпича |
Сушка кирпича |
Обжиг кирпича |
|||
1. |
Сырье – глина |
1421425 |
- |
- |
- |
1421425 |
2. |
Вспомогательные материалы |
30723 |
31682 |
172920 |
235325 |
|
3. |
Топливо и энергия на технологи-ческие цели |
115500 |
165000 |
211200 |
491700 |
|
4. |
Основная з/плата производственных рабочих |
191400 |
132000 |
396000 |
719400 |
|
5. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
19140 |
13200 |
39600 |
71940 |
|
6. |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
54740 |
37752 |
113256 |
205748 |
|
7. |
Расходы на содер-жание и эксплуата-цию оборудования |
1010592 |
918720 |
1102464 |
3031776 |
|
8. |
Общепроизвод-ственные расходы: - основное производство - вспомогатель-ное производство |
95700 |
66000 |
198000 |
359700 |
|
9. |
Общехозяйственные расходы |
- |
- |
122168 |
122168 |
|
10. |
Потери от брака |
- |
- |
8086 |
8086 |
|
ИТОГО: |
1421425 |
1538007 |
1378293 |
2405512 |
6743237 |
Отчетная калькуляция на кирпич строительный, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
План |
Факт |
1. |
Сырье – глина |
120 |
109 |
2. |
Вспомогательные материалы |
40 |
43 |
3. |
Топливо и энергия на технологические цели |
90 |
90 |
4. |
Основная з/плата производственных рабочих |
130 |
132 |
5. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
13 |
13 |
6. |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
57 |
52 |
7. |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
145 |
556 |
8. |
Общепроизвод-ственные расходы: - основное производство - вспомогатель-ное производство |
60 |
66 |
9. |
Общехозяйственные расходы |
22 |
22 |
10. |
Потери от брака |
2 |
1 |
11. |
Производственная себестоимость |
679 |
1084 |
12. |
Внепроизводственные расходы |
100 |
100 |
13. |
Полная себестоимость |
779 |
1184 |
Задание 3.
Произвести деление совокупных затрат на постоянные и переменные составляющие, используя данные табл .7 методом высшей и низшей точек.
Таблица 7
Временной период |
Объем производства, тыс. шт. |
Совокупные затраты, руб. |
I квартал |
||
Январь |
5692 |
3974850 |
Февраль |
5450 |
3815000 |
Март |
5540 |
3872385 |
II квартал |
||
Апрель |
5734 |
4003527 |
Май |
5677 |
3964950 |
июнь |
5230 |
3707550 |
III квартал |
||
июль |
5620 |
3939870 |
август |
5429 |
3910180 |
сентябрь |
5470 |
3837570 |
IV квартал |
||
октябрь |
5984 |
4129620 |
ноябрь |
5843 |
4068570 |
декабрь |
5560 |
3932181 |
Решение.
Из приведенных данных в таблице 7 видно, что наибольший выпуск продукции был достигнут в октябре (5984 тыс.шт.) и ему соответствовали расходы в сумме 4129620 руб. В июне, напротив, выпущено минимальное количество продукции (5230 тыс. шт.), на что было израсходовано 3707550 руб. Находим от-клонения в объемах производства и в затратах в макси-мальной и минимальной точках:
∆q=qmax-qmin=5984000-5230000=754000шт.
∆З=Зmax-Зmin=4129620-3707550=422070руб.
Тогда ставка (Ст) переменных расходов на единицу продукции (или коэффициент реагирования затрат) будет определена по формуле
Ст=∆З/∆q,
что составит : 422070/754000=0,560.
Величину совокупных переменных расходов в максимальной и мини-мальной точках вычисляем путем умножения рассчитанной ставки на соот-ветствующий объем производства:
Ст* qmax=0,560*5984000=3349691руб.- совокупные переменные рас-ходы в максимальной точке (в октябре).Анологично
Ст* qmin=0,560*5230000=2927621руб.- совокупные переменные рас-ходы в миниимальной точке (в июне).
Из исходных данных (таб.7) известно, что общая сумма издержек в октябре составила 4129620руб., следовательно, на долю постоянных затрат в максимальной точке приходится 4129620-3349691=779929руб.
Размер постоянных затрат в июне (минимальная точка) составит
3707550-2927621=779929руб.
Отсюда поведение расходов на содержание и эксплуатацию обору-дования в условном примере может быть описано следующей формулой:
У=779929+0,560Х,
Где Y – общая сумма расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.;
X – объем производства в натуральном выражении.
Задание 4.
На основании данных для выполнения задания (табл. 7, 8) постройте график безубыточности производства, определите точку критического объема выпускаемой продукции, укажите области чистых убытков и чистой прибыли. Рассчитайте маржинальный доход.
Отчет о доходах и расходах.
Таблица 8
№ п/п |
Показатели |
Сумма, тыс.руб. |
1. |
Объем реализованной продукции (5000 тыс.шт.) |
5000 |
2. |
Совокупные переменные затраты |
Определить |
3. |
Маржинальный доход |
Определить |
4. |
Постоянные расходы |
Определить |
5. |
Чистый доход |
Определить |
Примечание: на горизонтальной оси графика – показатель единицы реализованной продукции, на вертикальной – затраты, доход.
Решение.
№ п/п |
Показатели |
Сумма, тыс.руб. |
1. |
Объем реализованной продукции (5000 тыс.шт.) |
5000 |
2. |
Совокупные переменные затраты |
2800 |
3. |
Маржинальный доход |
2200 |
4. |
Постоянные расходы |
780 |
5. |
Чистый доход |
1420 |
1)Исходя из формулы У=779929+0,560Х, ясно, что :
- постоянные затраты равны 779929 или округленно 780 тыс.руб.;
- переменные затраты равны : ,0560*5000000=2800000руб.
2)Чистый доход определяется как разница между выручкой и себестои-мостью:5000000-(2800000+779929)=1420071 руб.или округленно 1420тыс.руб.
3)Маржинальный доход равен сумме чистого дохода и постоянных расходов:
1420071+779929=2200000 руб.
4)Точка безубыточности (ТБ) определяется соотношением совокупных постоянных расходов и маржинальным доходом на единицу продукции, и равна:
780000/(2200000/5000000)=1772727руб. или 1773 тыс.руб.
Таким образом, критический объем выпускаемой продукции будет равен 1773 тыс.шт.
График безубыточности производства.
Задание 5.
Используя данные табл. 9, составьте сравнительные отчеты о прибыли за каждый месяц по методу:
- полного распределения затрат;
- маржинальной калькуляции.
Прокомментируйте следующее высказывание (при желании проиллюстрируйте цифрами):
«Маржинальная калькуляция составлена по данным о реализации,
полное распределение затрат - по данным о производстве».
Таблица 9
Исходные данные |
Январь |
Февраль |
Реализация, т. шт. |
5200 |
5800 |
Производство, т. шт. |
5600 |
5500 |
Цена реализации ед. продукции, руб./тыс.шт. |
1000 |
1000 |
Прямые производственные расходы на ед. продукции, руб./тыс.шт. |
560 |
560 |
Общехозяйственные расходы, руб. |
804000 |
804000 |
Сделайте вывод, какой метод калькуляции себестоимости продукции наиболее предпочтителен с точки зрения минимизации налогооблагаемой прибыли в январе и феврале.
Решение.
Отчет о прибыли при калькуляции себестоимости
с полным распределением затрат, тыс.руб.
Показатели |
Январь |
Февраль |
Расходы собранные на счете 20 и 25 |
3136000 |
3080000 |
Расходы собранные на счете 26 |
804000 |
804000 |
Всего расходов |
3940000 |
3884000 |
Себестоимость продаж |
3660800 |
4094000 |
Выручка от продаж |
5200000 |
5800000 |
Прибыль при калькулировании с полным распределением затрат |
1539200 |
1706000 |
Налог на прибыль |
369408 |
409440 |
1) Расходы собранные на счете 20 и 25 определяется как произведение выпуска продукции и прямых производственных расходов на единицу продукции:
- январь: 5600*560=3136000руб.;
- февраль: 5500*560=3080000руб.
2)Рассчитаем себестоимость единицы продукции в январе : 3940000/5600000=0,704 (все расходы делим на количество произведенной продукции).
Чтобы найти себестоимость продаж, нужно себестоимость единицы продук-ции умножить на количество реализованной продукции:
0,704*5200000=3660800
На начало февраля остаток нереализованной продукции составляет 400тыс.шт.(5600-5200), которрую мы реализуем в феврале по цене 0,704.Так как реализация в феврале составляет 5800тыс.шт., то 5400 тыс.шт.(5800-5400) мы реализовываем по себестоимости за февраль:
3884000/5500000=0,706
Т.о. себестоимость продаж в феврале составит:
(400000*0,704)+(5400000*0,706)=4094000руб.
3)Выручка от продаж определяется как произведение количества реализован-ной продукции и цены за единицу реализованной продукции:
- январь : 5200*1000=5200000руб.
- февраль: 5800*1000=5800000руб.
4)Прибыль определяется как разница между выручкой и себестоимостью:
- январь : 5200000-3660800=1539200руб.
- февраль: 5800000-4094000=1706000руб.
5)Налог на прибыль составляет 24% от прибыли:
- январь : 1539200*24%=369408руб.
- февраль: 1706000*24%=409440руб.
Отчет о прибыли при маржинальной
калькуляции , тыс.руб.
Показатели |
Январь |
Февраль |
Выручка от продажи продукции |
5200000 |
5800000 |
Переменная часть себестоимости проданной продукции |
2912000 |
3248000 |
Маржинальный доход (стр.1-стр.2) |
2288000 |
2552000 |
Постоянные расходы |
804000 |
804000 |
Операционная прибыль (стр.3-стр.4) |
1484000 |
1748000 |
Налог на прибыль |
356160 |
419520 |
Переменная часть себестоимости проданной продукции определяется как произведение количества реализованной продукции и прямых производственных расходов на единицу продукции:
- январь : 5200*560=2912000руб.
- февраль: 5800*560=3248000руб.
Вывод: с точки зрения минимизации налогооблогаемой прибыли целесо-образно в январе применить метод маржинальной калькуляции, а в феврале метод полного распределения затрат.
Заключение
Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
Успешная реализация задач управления организацией в системе рыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования организации, связанную с изменениями номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками. Именно поэтому особая роль отводится управленческому учету.
Для получения необходимой информации были созданы управленческий учет и управленческая отчетность. Но вести параллельно два самостоятельных вида учета - бухгалтерский и управленческий - занятие довольно дорогое и неэффективное, тем более что к ним добавляется еще и налоговый учет. Если же систему заполнения бухгалтерских регистров немного перестроить, то и бухгалтерский, и налоговый учет можно совместить с управленческим. В этом случае руководитель каждый день будет получать все необходимые ему сведения, а бухгалтер по мере необходимости - все данные для составления бухгалтерской и налоговой отчетности.
Кроме того, переход на такой способ ведения управленческого учета (по полной схеме или фрагментарно) позволит еще раз пересмотреть и упорядочить существующую систему распределения должностных обязанностей и систему организации документооборота, выявить пути оптимизации учетной политики, использования денежных и материальных ресурсов и т.д.
Список литературы
1. Федоров Б. "1С:Торговля и склад 7.7": Управленческий и финансовый учет. – М., 2002.
2. Аверчев И. Управленческий учет // Московский бухгалтер. – 2004. – №2. – С. 7-9.
3. Валебникова Н.В., Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – №18. – С. 12-18.
4. Ежова А.И. Организация управленческого учета в крупной компании // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2000. – №12. – С. 7-9.
5. Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. – 2002. – №5. – С. 18-19.
6. Исаев Д. Стандартная система управления предприятием // Финансовая газета. – 2002. – №21. – С. 38.
7. Карпова Т.П. Учет производства как начальный этап управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – №20. – С. 38-39.
8. Кокорев Н.А., Вашева Л.Л., Николаева К.А. Взаимосвязь управленческого, бухгалтерского и налогового учета // Аудиторские ведомости. – 2003. – №7. – С. 18-22.
9. Королев Н. Управленческий учет. Классификация затрат. Концепция и терминология // Московский бухгалтер. – 2004. – №4. – С. 28-32.
10. Палий В.Ф., Палий В.В. Управленческий учет - новое прочтение внутрихозяйственного расчета // Бухгалтерский учет. – 2000. – №17. – С. 35-37.
11. Панфилов Е. Управленческий учет. Теория и мнения // Двойная запись. – 2003. – №2. – С. 12-14.
12. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – №19. – С. 46-48.
13. Пизенгольц М.З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – № 12. – С. 28-29.
14. Серобаба Н.Л. Вопросы организации управленческого (производственного) учета и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) в отрасли связи // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2002. – №9. – С. 18-24.
15. Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность? // Бухгалтерский учет. – 2001. – №18. – С. 26-32.