Тема 8. "Мировое хозяйство и научно-техническая революция".
ПОНЯТИЕ О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Таким был период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII-XIX вв., который ознаменовал переход от ручного к крупному машинному производству. И тем более таковым стал период современной НТР, начавшейся в середине XX в. Научно-техническая революция (НТР) представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НТР.
Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами. Во-первых, универсальностью, всеохватностью. Она преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР такими символами могут служить и ЭВМ, и космический корабль, и атомная электростанция, и реактивный самолет, и телевизор. Всеохватность современной НТР можно трактовать и географически, поскольку в той или иной степени она затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а также космическое пространство. Во-вторых, чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований. Оно выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в более быстром, как говорят, моральном износе и, следовательно, в постоянном обновлении продукции. В-третьих, НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, что непосредственно касается и каждого из вас. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла, как говорят, его интеллектуализация. В-четвертых, важная особенность НТР заключается в том, что она зародилась еще в годы второй мировой войны как военно-техническая революция: громче всего о ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении всего периода "холодной войны" НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Экономисты, философы и социологи считают, что современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Наука: рост наукоемкости. Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим она образует обширную сферу человеческой деятельности; научных работников в мире - 5-6 млн. человек, т. е. 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле,- наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким. Однако различия в этом между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики. Первое место в мире по абсолютному числу ученых и инженеров занимают США, за ними следуют Япония и страны Западной Европы, где расходы на науку составляют 2-3% ВВП. Несмотря на значительное снижение числа научных работников за последние годы, в эту группу лидеров входит и Россия. А в развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5%. Техника и технология: два пути развития. Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии - повышение эффективности производства, производительности труда. В последнее время наряду с главной - трудосберегающей - функцией техники и технологии все большую роль начинают приобретать ее ресурсосберегающая и природоохранительная функции. В Великобритании, Италии 2/3 стали получают из металлолома, в Великобритании и Японии более 1/2 бумаги-из макулатуры, в США, Японии большую часть алюминия - как вторичный алюминий. По производству природоохранной техники и внедрению природоохранной технологии особенно выделяются ФРГ и США, а по экспорту такой техники на первом месте стоит ФРГ. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями. Эволюционный путь заключается в дальнейшем совершенствовании уже известной техники и технологии - в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств. Еще в начале 50-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 60-х гг. появились супертанкеры грузоподъемностью 100, 200, 300, а в 70-х гг.-400, 500, 550 тыс. т. Крупнейшие из них построены в Японии и Франции. Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Пожалуй, наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Действительно, раньше говорили о "веке текстиля", "веке стали", "веке автомобиля", а теперь - о "веке микроэлектроники". Не случайно ту "вторую волну" НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют микроэлектронной революцией. Ее называют также микропроцессорной революцией, так как изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить разве что с изобретением колеса, печатного станка, паровой машины или электричества. Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим - электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуумным и др. В металлургии это применение самых прогрессивных способов получения чугуна, стали и проката, в сельском хозяйстве - бесплужное земледелие, так называемая нулевая обработка почвы, в сфере коммуникаций - радиорелейная, оптиковолоконная связь, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь и др. В конце 90-х гг. в главных странах Запада практически вся сталь производится в кислородных конвертерах и электропечах; половина всех стальных заготовок, а в Японии, ФРГ, Франции, Республике Корея даже 95%, получается способом непрерывной разливки. С помощью прямого восстановления железа из металлизированных окатышей в мире производят уже 40 млн. т стали. Революционный путь - главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.
ПРОИЗВОДСТВО: ШЕСТЬ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ.
Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. Первое направление - электронизация, т. е. насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники. Благодаря электронизации совершенно изменяется технология многих производственных процессов. Если электронная промышленность в начале НТР еще входила в состав электротехники, то в середине 80-х гг. по стоимости продукции уже сравнялась с нефтяной промышленностью, на рубеже 90-х гг. обогнала автомобильную, а в конце 90-х - химическую промышленность. Ныне стоимость ее продукции уже превышает 1 трлн. долл. Электронная промышленность во многом определяет весь ход НТР. Наибольшее развитие эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, некоторых новых индустриальных странах. Второе направление - комплексная автоматизация. Она началась в 50-х гг. в связи с появлением ЭВМ. Качественно новый этап комплексной автоматизации связан с появлением в 70-х гг. микроЭВМ и микропроцессоров, которые уже "получили прописку" во многих отраслях производственной и непроизводственной сфер. С микропроцессорами связана поистине новая эра в применении разнообразных электронно-механических манипуляторов, которые чешский писатель К. Чапек еще в 20-е гг. назвал роботами. В свою очередь, возникновение робототехники повлекло за собой создание гибких производственных систем, заводов-автоматов. Роботостроение в наши дни также стало одной из наиболее важных наукоемких отраслей производства, а общее число промышленных роботов в мире в 1999 г. превысило 1 млн. Самым большим парком таких роботов обладают Япония, США, ФРГ, Италия, Франция. Япония опережает все страны мира не только по количеству промышленных роботов (50% мирового парка), но и по оснащенности ими производства. На каждые 10 тыс. рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США - 300. Третье направление - перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии. Особенно много проблем вызывает развитие атомной энергетики. К концу 90-х гг. в мире действовало уже 450 ядерных энергоблоков. Наибольшее развитие эта отрасль получила в США, Франции, Японии, ФРГ, России, на Украине. Однако в последнее время, опасаясь возможных экологических последствий, многие страны сокращают свои программы сооружения АЭС. Четвертое направление - производство новых материалов. Современное производство предъявляет гораздо более высокие требования к старым конструкционным материалам - черным и цветным металлам, синтетическим полимерам, доля которых возросла. Но оно вызвало к жизни и принципиально новые композиционные, полупроводниковые, керамические материалы, оптическое волокно, а также такие "металлы XX в.", как бериллий, литий, титан (металл номер один аэрокосмической промышленности) и многие другие. Пятое направление - ускоренное развитие биотехнологии. Это направление возникло в 70-е гг., но уже стало одним из самых перспективных. Биотехнология и биоиндустрия, также принадлежащие к наиболее наукоемким новейшим отраслям НТР, особенно успешно развиваются в США, а также в Японии, ФРГ, Франции. Шестое направление - космизация. Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли - аэрокосмической промышленности. С ней связано появление многих новых машин, приборов, сплавов, некоторые из них затем находят применение в некосмических отраслях. Наряду с этими важнейшими новыми направлениями в эпоху НТР продолжают играть большую роль и такие ставшие уже традиционными пути совершенствования производства, как его механизация, электрификация, химизация. Управление. Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. В ответ на запросы практики возникла особая наука об управлении - кибернетика. Одновременно это и наука об информации. Мы живем в эпоху "информационного взрыва", когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Выпуск различной информационной техники уже стал одной из новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности - программистов, операторов и др. Информатика позволяет осуществлять системный подход, применять экономико-математическое моделирование. Большое воздействие она оказывает и на размещение производства. Так, многие наукоемкие отрасли тяготеют в первую очередь к источникам хорошо организованной и разнообразной информации, как правило, находящимся в больших городах и городских агломерациях. В зарубежной Европе, Японии, Америке, Австралии из уличного телефона-автомата можно связаться с каждым континентом. В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет - всемирная компьютерная телекоммуникационная система, начало которой было положено в США в 1969 г. Ныне ею пользуются уже десятки миллионов человек во всем мире. Всеобщая информатизация не обошла стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление - географическая информатика, или геоинформатика. В свою очередь, развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС). Внедрение ГИС-технологий в географию затронуло многие ее отрасли, и в первую очередь картографию. Уже созданы мировые электронные атласы, различающиеся по характеру и языку. Национальные электронные атласы изданы в США, Канаде, Японии, Швеции, Китае и во многих других странах. Геоинформатика - одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТП.
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО ПОНЯТИЕ О МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XX в. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка. Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ). Н. Н. Баранский, глубоко и всесторонне разработавший понятие о географическом разделении труда, назвал его основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир. Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Международное географическое разделение труда изменяется во времени. Отрасль международной специализации - результат географического разделения труда. Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг предполагает их производство в размерах, значительно превышающих собственные потребности страны-производителя. Конкретное выражение она находит в формировании отраслей международной специализации, т. е. таких отраслей, которые в большой степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют "лицо" страны в международном географическом разделении труда. Япония занимает первое-второе место в мире по производству автомобилей. Примерно половину, всех выпускаемых автомобилей она экспортирует в другие страны. Автомобильная промышленность - отрасль ее международной специализации. Канада занимает седьмое место в мире по сбору и второе по экспорту зерна. Зерновое хозяйство - отрасль ее международной специализации. В свою очередь, международная специализация делает необходимым международный обмен товарами и услугами. Этот обмен находит выражение в развитии международных экономических связей, в росте числа и мощности грузопотоков, причем между местом производства и местом потребления всегда образуется больший или меньший территориальный разрыв. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Охватив все страны мира, мировое хозяйство и международное географическое разделение труда в последние десятилетия растут уже не столько вширь, сколько вглубь. Они усложняются, приобретают новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к особенно тесному "сращиванию" национальных хозяйств ряда стран. Так возникла новая, высшая ступень международного географического разделения труда - международная экономическая интеграция. Она представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики. Во второй половине XX в. региональная экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитии мирового хозяйства, которое все более складывается из интегрированных экономических группировок. К числу наиболее важных относятся пять таких группировок. В Европе это Европейский Союз (ЕС) , в который входят 15 стран с общим населением в 370 млн. человек. Основанное еще в 1957 г. как "Общий рынок", это интеграционное объединение постепенно росло и вширь и вглубь. В конце 90-х гг. страны ЕС производят 1/4 мирового ВВП и обеспечивают 1/3 мировой торговли. Благодаря интеграции они сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг, технологий, рабочей силы. С 1 января 1999 г. в ЕС введена единая валюта - евро.
В формировании ЕС можно выделить пять этапов: в 1957 г. в него вошли ФРГ, Франция Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург; в 1973 г.- Великобритания, Дания и Ирландия в 1981 г.- Греция; в 1986 г.- Испания и Португалия; в 1995 г.- Австрия, Швеция и Финляндия. |
Свое желание вступить в состав Европейского Союза изъявили еще 13 стран Европы. Из них в 2003 году должны быть приняты Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония и Кипр. В Азиатско-Тихоокеанском регионе это, прежде всего, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе десяти стран этого региона с общим населением более 400 млн. человек. Это также организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), включающая 21 страну, и в том числе Россию. В Северной Америке это Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Канада и Мексика с населением также в 400 млн. человек, обеспечивающая более 1/4 мирового ВВП. В отличие от ЕС в этой ассоциации нет никаких наднациональных органов и она представляет собой, прежде всего "общий рынок". Наконец, в Латинской Америке это Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) , которая объединяет 11 стран региона и ставит своей главной задачей создание "общего рынка" стран-членов.
Членами ЛАИ являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Чили, Эквадор. |
Кроме региональных, в системе мирового хозяйства существует много отраслевых экономических группировок. Самая важная из них - Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 11 стран.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: РОЛЬ ТНК.
Процесс развития мирового хозяйства и углубления международного географического разделения труда и экономической интеграции влечет за собой все большую интернационализацию хозяйственной жизни. Решающую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации. В середине 90-х гг. общее число их достигало 40 тыс., а число зарубежных филиалов - 250 тыс. ТНК являются активными участниками МРТ и способствуют его развитию. Они устанавливают систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений по многим странам мира. Они проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей транснациональными корпорациями.
Транснациональная корпорация (ТНК) - международная компания (концерн), в рамках которой объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенные в разных странах. |
На долю ТНК приходилось свыше 1/3 мирового промышленного производства и мировой торговли, 4/5 всех патентов на новую технику и технологию. Из 500 самых мощных ТНК 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей производственной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК имеет в среднем предприятия в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей (диверсификация производства), т. е. являются многоотраслевыми. Так шведский автомобильный концерн "Вольво" уже сейчас выпускает не только известные во всем мире автомобили, но, имея более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво ("Приппс"). Еще недавно ТНК были в основном транснациональными и распространяли свое влияние на отдельные регионы мира. Но в последнее время стали появляться и такие ТНК, которые можно назвать глобальными. Они действуют в большинстве или даже во всех странах мира с рыночной экономикой. "Дженерал моторс" - крупнейшая промышленная корпорация мира с годовой суммой прибыли в 130 млрд. долл., что превышает ВВП Украины или Чехии. На 258 заводах корпорации в Америке и Европе трудятся 750 тыс. человек. Фирма "Электролюкс", образованная в 1912 г. после слияния двух шведских компаний, уже в 1920 г. вышла на рынки Австралии и Новой Зеландии, в последнее десятилетие приобрела компании США, Италии, ФРГ и превратилась в мирового лидера в своей отрасли (производство электротоваров), обладающего развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электротехники в 75 странах мира. В середине 90-ых годов на предприятиях этой ТНК трудились свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл. Примерами российских ТНК могут служить - "Микрохирургия глаза", "ЛУКойл", "Газпром". Но главным средством экспансии ТНК была и остается их финансовая деятельность, связанная с вывозом капитала. Не случайно академик Н. Н. Моисеев называет современное мировое хозяйство "миром ТНК". Объединив промышленный и банковский капитал, формируются ФПГ (финансово-промышленные группы).
ОТРАСЛЕВАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА Три типа отраслевой структуры.
Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии - доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Каждой из них соответствует свой тип хозяйственной структуры.
Таблица 1. Структура мирового хозяйства (структура ВВП)
Мировое хозяйство |
||
Первичный сектор |
Вторичный сектор |
Третичный сектор |
Сельское хоз-во, лесное хоз-во, рыболовство, аквакультура. |
Промышленность и строительство* |
Сфера услуг |
* Иногда горнодобывающую промышленность относят к первичному сектору. |
Рисунок 1. Структура произведенной валовой продукции по секторам в начале 90-х годов. (для увеличения изображения нажмите на рисунок)
В индустриальном обществе безраздельно господствовала аграрная структура экономики, при которой сельское хозяйство и смежные с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство) были основными источниками получения материальных благ. После промышленных переворотов второй половины XVIII-первой половины XIX в. в странах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. Во второй половине XX в. под влиянием НТР началось формирование принципиально новой структуры, которая получила наименование постиндустриальной (или информационной) структуры. Наиболее характерная ее черта - преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной. Каждая из этих структур представлена в современном мире. Аграрная структура экономики ныне преобладает только в некоторых странах, в первую очередь в наименее развитых.
Рисунок 2. Структура занятости населения по секторам. (для увеличения изображения нажмите на рисунок)
В структуре ВВП Сомали, Танзании, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства все еще приходится более 50%. А доля экономически активного населения, занятого в этой отрасли, обычно еще выше. В ряде стран Тропической Африки она составляет 80-90%. Индустриальная структура экономики еще в середине XX в. преобладала во всех экономически развитых странах. Затем значение промышленности стало уменьшаться. Ныне в мире уже практически не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50% ВВП. То же относится и к занятости экономически активного населения.
Таблица 2. Структура занятости в отдельных странах мира.
Страна |
ЭАН, млн. чел. |
Доля занятых в I секторе, % |
Доля занятых во II секторе, % |
Страна |
ЭАН, млн. чел. |
Доля занятых в I секторе, % |
Доля занятых во II секторе, % |
Сингапур |
1 |
0 |
36 |
Непал |
10 |
94 |
Менее 1 |
Кувейт |
1 |
1 |
25 |
Эфиопия |
23 |
86 |
2 |
Великобритания |
29 |
2 |
29 |
Буркина-Фасо |
5 |
92 |
2 |
США |
131 |
3 |
28 |
Гвинея |
3 |
87 |
2 |
Германия |
40 |
4 |
38 |
Нигер |
4 |
90 |
4 |
Россия |
77 |
14 |
42 |
Танзания |
15 |
84 |
5 |
Пожалуй, наиболее компактную группу стран с отчетливо выраженной индустриальной структурой образуют некоторые страны СНГ, страны Восточной Европы и Балтии, т. е. страны с переходной экономикой, а также Китай, которые в течение десятилетий делали упор на политику социалистической индустриализации. Подобную структуру имеют также некоторые нефтедобывающие страны и отдельные страны Азии, Африки и Латинской Америки, проводящие индустриализацию. Тем не менее, во всех этих странах доля промышленности (как и доля сельского хозяйства) продолжает снижаться, уступая место непроизводственной сфере. Постиндустриальная структура хозяйства (точнее, общества) начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими главными признаками: 1) в сфере экономики - переходом от производства товаров к производству услуг, 2) в сфере занятости - преобладанием работников умственного труда, 3) в сфере науки - рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих прежде всего развитие наукоемких производств, 4) в сфере управления - принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологии, 5) в сфере экологии - установлением надежного контроля за вмешательством человека в окружающую среду. В самой непроизводственной сфере быстрее всего растет сфера услуг - потребительских (бытовых, образовательных, здравоохранительных) и деловых (информационных, рекламных и др.). В конце 90-х гг. в США, Франции, Бельгии, Нидерландах, Австралии доля сферы услуг в ВВП уже достигла 70% или даже превысила этот уровень. В большинстве других стран Западной Европы, в Японии и Канаде она составляет 60-70%. В России в 90-е гг. доля сферы услуг также значительно увеличилась. Интересно, что еще более высокую долю сферы услуг в структуре ВВП имеют совсем небольшие страны, часто микрогосударства, живущие за счет туризма, разных видов финансовой деятельности и предоставления других услуг.
Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги.
НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором во всем мире занято 1,5 млрд. человек. В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают ныне около 9/10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли "авангардной тройки" - машиностроительной, химической промышленности, электроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышленности до немногим более 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энерго- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим. Сложные процессы происходят и в составе отдельных отраслей промышленности. Некоторые отрасли вообще "уходят со сцены" (например, паровозостроение), другие - их гораздо больше - возникают заново, определяя постоянное "дробление" структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. С другой стороны, для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного и других. Изменения в отраслевой структуре сельского хозяйства происходят медленнее. Тем не менее, по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих экономически развитых странах дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. А в растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов. НТР внесла большие изменения в "разделение труда" между отдельными видами транспорта. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Он сохраняет свое значение в перевозках массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров преимущественно на средние расстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупнейших городах и агломерациях. Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Благодаря гибкости эксплуатации, доставке "от двери до двери" возрастает и его роль в междугородних и международных перевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически почти не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния.
Основные модели мирового хозяйства.
Несмотря на относительное единство мирового хозяйства, отдельные части которого тесно связаны между собой международным географическим разделением труда, определенные различия между этими частями не могут не существовать. Пропорции между этими частями, определяющие своего рода пространственные модели мирового хозяйства, могут быть двучленными, трехчленными и многочленными. Двучленная модель мирового хозяйства, соответствующая двучленной типологии стран мира, подразумевает подразделение его на две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. Исходя из бросающихся в глаза особенностей географического положения, первую из них в литературе зачастую условно именуют Севером, а вторую - Югом. Хотя темпы экономического роста во многих странах Юга в последнее время даже выше, чем в странах Севера, он продолжает сильно отставать от Севера по всем основным показателям социально-экономического развития. Особенно тяжелое положение в наименее развитых странах, которые иногда называют даже "отцепленным вагоном мировой экономики". А по выражению Н. Н. Моисеева, они "отстали навсегда". При трехчленной модели мирового хозяйства выделяются экономически наиболее развитые страны Запада, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В последнее время получает распространение еще одна сходная, но все же отличающаяся от первой трехчленная модель мирового хозяйства с подразделением его на Центр, Периферию и Полупериферию. При этом Центр образуют 25 стран Севера с общим населением 800 млн. человек, которые в первую очередь определяют мировой научно-технический прогресс и переход мировой экономики к постиндустриальной стадии. В качестве его основных ядер фигурируют либо страны "большой семерки", либо Европейский Союз, США и Япония. В состав Периферии входит около 100 развивающихся стран Юга с преобладанием аграрной экономики, продовольственно-сырьевой международной специализации и слабо затронутых НТР. А на стыке между ними размещается Полупериферия, к которой обычно относят новые индустриальные страны Азии, большинство нефтеэкспортирующих стран-членов ОПЕК, наиболее "продвинутые" страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также некоторые страны с переходной экономикой. Страны полупериферии все еще в основном находятся на индустриальной стадии развития. В географической литературе используется и десятичленная модель мирового хозяйства с выделением десяти главных центров, или ядер, формирование которых происходило постепенно. До конца XIX в. по всем показателям преобладал один центр - Европа; не случайно И. А. Витвер назвал этот период "европоцентрическим". Затем образовался второй мировой центр, вскоре ставший главным,- США. В период между двумя мировыми войнами возникли новые центры мирового значения - СССР, Япония. После второй мировой войны началось формирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии, Канада, Мексика, Бразилия. В последние два десятилетия на мировую арену вышли НИС во главе с "четырьмя азиатскими тиграми"- Республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом и Сингапуром. В свою очередь, пропорции между этими центрами изменяются в зависимости от темпов роста их экономики. Например, в 90-е гг. намного выросла доля Китая, где темпы роста были самыми высокими, и снизилась доля СНГ, где они были очень низкими. На рубеже 2000 г. по доле в мировом ВВП эти десять центров выстраиваются следующим образом: зарубежная Европа, Северная Америка, Китай, Япония, НИС Азии, Индия, Бразилия, СНГ, страны Персидского залива, Мексика. В связи с этим появился даже новый термин - "большая семерка" Юга. В нее обычно включают Китай, Индию, Бразилию, Индонезию, Мексику, Республику Корею и Таиланд. В последние два-три десятилетия в мировом хозяйстве постоянно возрастает роль Азиатско-Тихоокеанского региона , который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Ныне на страны АТР с населением в 3,5 млрд. человек приходится уже 60% мирового ВВП и 40% объема мировой торговли. Именно АТР во многом определяет и перспективы развития мирового хозяйства. Не случайно XXI век в прогнозах все чаще называют "Тихоокеанским столетием".
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - очень важное политико-географическое понятие. Но контуры АТР определяются по-разному, с включением в него от 30 до 45 стран. Поэтому и цифровые показатели по этому региону имеют несколько условный характер. |
Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран.
Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства. Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежная Европа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов. Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших фирм, и происходит, как говорят, "принятие решений". Штат Калифорния в США - самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода "государство в государстве", то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния - район сосредоточения самых наукоемких отраслей. Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов - в Западной Европе. В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии. В-четвертых, это районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в области техники и технологии сделали возможным освоение и таких районов. К числу главных районов нового освоения относятся Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, Амазония в Южной Америке, Сибирь и Дальний Восток в России. В экономически развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, но они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории усложняются. В развивающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для него характерен значительно более низкий уровень "зрелости" - насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, своего рода очаговое использование территории. И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых.
Рисунок 3. Схема территориальной структуры хозяйства развивающихся стран.
Как показали исследования ученых-географов, роль главного центра, "фокуса" всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами. В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес - главный морской порт Аргентины. В некоторых случаях роль "экономической столицы" страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Бомбей и Калькутта в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле. Роль вспомогательных центров ("фокусов") территории могут выполнять также районы экспортной специализации. Это районы либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт. Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельского хозяйства. Это главные районы "выталкивания" избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют "внутренними колониями". "Две страны в одной стране" - это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность географического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СГЛАЖИВАНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ.
Для улучшения сложившейся территориальной структуры хозяйства большинство экономически развитых стран Запада проводит государственную региональную политику. Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей. Эта политика направлена, прежде всего, на сглаживание региональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми и депрессивными - с другой. В отсталых районах сооружаются крупные промышленные предприятия, выполняющие роль своеобразных "полюсов роста". В депрессивных районах предпринимаются попытки создания современных наукоемких производств, филиалов крупных фирм.
Депрессивный район - обычно старопромышленный район, достигший в прошлом достаточно высокого уровня развития, но в эпоху НТР прежде всего в силу преобладания старых производств потерявший многие стимулы экономического развития. Само понятие "депрессивный район" возникло в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. |
Региональная политика предусматривает также ограничение роста и "разгрузку" крупных городов и городских агломераций, прежде всего столичных, в которых в 60-70-х гг. происходили упадок центральных районов ("ядер"), резкое обострение экологических проблем. Далее, она способствует освоению новых районов, преимущественно окраинных, периферийных. Чтобы изменить старый колониальный тип территориальной структуры хозяйства, многие развивающиеся страны также осуществляют государственную региональную политику. Основные цели этой политики заключаются в преодолении разобщенности отдельных частей страны, смягчении имеющихся диспропорций между центром и периферией, в формировании национальной системы городов и управлении процессом урбанизации, в освоении глубинных ресурсных районов. Освоению внутренних территорий должно также способствовать перенесение столиц из приморских городов в глубинные районы, которое было предпринято в Бразилии, Нигерии, некоторых других странах. Однако, несмотря на все усилия в большинстве развивающихся стран очень резкие территориальные диспропорции еще сохраняются.
ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ
Прежде чем приступать к изучению отдельных отраслей мирового хозяйства (а затем регионов и некоторых стран), необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил. Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.
Старые факторы размещения.
К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации. Фактор территории. Территория - один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы, регионы. В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них уже начинают испытывать "дефицит" территории. Иногда немалое влияние на территориальную структуру хозяйства оказывают и конфигурация территории, степень ее компактности. Фактор экономико-географического положения. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболее полно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1) центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во многом зависит от отношений между государствами. Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль его еще более возросла. В 50 - 70-х гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется, прежде всего, усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин "приморская урбанизация". В прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн. человек. А из 20 "сверхгородов" только пять не являются морскими портами. Н. Н. Баранский писал, что страна может исправлять, улучшать свое ЭГП. В качестве примеров он приводил сооружение Панамского канала и проведение трансконтинентальных железных дорог в США. Природно-ресурсный фактор. На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во многом определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям. Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями. Северные районы мира занимают огромную площадь - 20 млн. км2, из которых 11 млн. приходится на российский Север. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий, проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов. Континентальный шельф во всем мире занимает 31 млн. км2. Освоение шельфовых районов привело к тому, что еще в начале 90-х гг. доля "морской нефти" в общемировой ее добыче превысила 1/4, а доля "морского газа" 1/5. Главные районы добычи - Северное, Карибское и Каспийское моря, Персидский и Мексиканский заливы. Для освоения Севера и морских акваторий создается специальная техника. Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение и эксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень больших капиталовложений и увеличивают угрозу загрязнения окружающей среды. Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым "транспортная революция" открыла возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов нового освоения и, в конечном счете, для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции. Сооружение БАМа в России тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна из программ транспортного строительства так и называется - "Дорога к ресурсам". Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по территории странах. Фактор трудовых ресурсов. Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства и территориальную структуру хозяйства. Наличие свободных рабочих рук обычно "притягивает" хозяйственную деятельность, а отсутствие их "отталкивает"; в первую очередь это относится к трудоемким отраслям. В эпоху НТР влияние фактора трудовых ресурсов проявляется двояко. В первом случае в промышленность, непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов. Крупнейшие промышленные районы и городские агломерации Западной Европы, обладающие большим экономическим потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, стали главными центрами притяжения дополнительных трудовых ресурсов - как из других стран Европы, так и из внеевропейских стран. Регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США. В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числе женскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточным производством. Но еще большее значение приобрела ориентация на высококвалифицированные трудовые кадры, на "качество" рабочей силы. Фактор территориальной концентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана и территориальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях. Особенно велика роль старопромышленных районов, которые уже давно сформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др. Однако чрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеет и ряд отрицательных последствий - прежде всего для качества окружающей среды. Поэтому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориального рассредоточения производства путем создания небольших и средних предприятий, мини-заводов, мини-ГЭС и т. д.
Новые факторы размещения
К ним прежде всего относятся: фактор наукоемкости и экологический фактор. Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам - большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные "города науки". Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их. В России главные центры научных исследований - Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Во Франции половина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии - в Токио. А в США - основные научные исследования ведутся в университетах, рассредоточенных по всей стране. В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характеру технопарки и технополисы, в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. "Парковый бум" начался в США еще в начале 50-х гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затем получила широкое распространение.
Технопарк (научный, исследовательский, технологический парк) - агломерация наукоемких фирм, группирующаяся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка - сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу "Наука - предпринимательство". Технополис - специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров. |
По существу, технополисами являются и многие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Пущине, Обнинск, Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев, в Сибири - Академгородок под Новосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемых закрытых городов Министерства по атомной энергии, которые находятся в Поволжье (Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири (Томск, Красноярск). Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть "грязных" производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется. Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до и после второй мировой войны считался одним из самых "грязных" в Европе. Но благодаря целой системе мер экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программа по охране атмосферы под девизом "Чистое небо над Руром", в результате которой многие производства были закрыты или выведены из этого района. Главный вывод. НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось.