Оглавление.
Введение. 3
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. 4
1.Система цен, их квалификация и характеристика. 4
1.1.Цены внутренние и внешние. 6
1.2.Виды цен по степени участия государства в ценообразовании. 7
1.3.Виды цен по стадиям ценообразования. 8
ГЛАВА II: ПРАКТИЧЕСКАЯ. 11
2.1.Формирование внешнеторговой цены на сахар для российского импортера. 12
Заключение. 21
Используемая литература. 23
Введение.
Ценовая политика предприятия исследуется в данной курсовой работе на уже существующей практики в России. Основанием для такого подхода послужили два соображения. Во-первых, острая необходимость приобретения опыта и знаний для успешного функционирования предприятий на бурно развивающемся российском рынке. Во-вторых, что не менее важно, сегодня преодолевается закрытый в прошлом характер российской экономики. Отечественные предприятия все смелее и масштабнее выходят на мировой рынок. Это требует от них умения вести активную ценовую политику на зарубежных рынках, правильно учитывать весь спектр возможных реакций потребителей и конкурентов, добиваться поставленных целей в своей предпринимательской деятельности.
Исходя из актуальности данной курсовой работы должны быть системно изложены вопросы теории цены и практики ценообразования на предприятии, включая ценовую политику крупных корпораций , малых и средних предприятий, международные аспекты ценообразования и действующие ограничения рыночного ценообразования. Изучения законов рыночной экономики невозможно без понимания законов ценообразования , моделей цен в условиях разных форм рынка, методов конкуренции, форм и методов ценообразования, образующих ценовую политику предприятия.
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.
1.Система цен, их квалификация и характеристика.
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
В условиях рыночных отношений ценообразование играет особую роль. Торговые предприятия, переходя на рыночное ценообразование, нередко формируют ошибочную ценовую политику, пытаясь продать товар как можно дороже. При этом многие цены назначают без учета требований рынка и недостаточно структурируют их по отдельным видам товаров и сегментам рынка.
Вопросы ценообразования иногда решаются при отсутствии необходимых знаний и основополагающих предпосылок. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно собственно, и предопределяет величину цены.[1]
Цена – стоимость овеществленного в товаре труда, выраженного денежном измерении. На этапах товарного обращения действуют разные по своему назначению цены: оптовые, свободные, оптово- отпускные, расчетные, розничные и др. И от продуманной оценки и планирования цены продукции будет зависеть будущий успех продажи товара, и соответственно размер прибыли. Именно определение цены составляет основу понятия ценообразование.[2]
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование- формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
Определение цены с учетом издержек обращения при таком способе в качестве составляющих цены рассматриваются суммарные издержки, включающие постоянные и переменные затраты на производство, продвижение и реализацию товаров. Принимаются во внимание фиксированное положение «безубыточности». Оно складывается из общих издержек, объема сбыта товаров и валового дохода.
Совокупные издержки, приходящиеся на единицу определенной продукции с учетом предполагаемого объема продаж плюс норма прибыли и налоги, обуславливают предполагаемую цену товара.
В зависимости от различных критериев можно провести следующую классификацию существующих видов цен.
1.1.Цены внутренние и внешние.
Цены обслуживающие национальную экономику (или внутренние цены), - это цены, которые формируются с учетом особенностей отраслей национального хозяйства.
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) независимо от форм собственности.
Цены на строительную продукцию представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта ( за 1м малярных работ и т.д.)
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Розничные цены на потребительские товары используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению и организациям. Они обслуживают оборот товаров, который, как правило, выбывают из сферы обращения и потребления в домашнем хозяйстве или в производстве.
Тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
Названные цены относятся к классу национальных и должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль национальным производителям.
Цены внешнеторговые - цены, по которым осуществляется экспорт и импорт товаров и услуг. Формирование этих цен принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования конкурентных материалов, т.е. информации отдельных фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.
Цены экспортные - цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.[3]
Алгоритм формирования экспортных цен.
1. Выбор на мировом рынке цены- ориентира.
2. Приведение этой цены к условиям сделки (с учетом качества товара, транспортировки, платежа, страхования, хранения и т.д.)
3. Включения экспортной пошлины.
4. Перевод валюты по курсу Банка России на дату заключения сделки.[4]
Цены импортные - цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен занимаются косвенные налоги – акциз и налог на добавленную стоимость.
1.2.Виды цен по степени участия государства в ценообразовании.
Цены рыночные товаров (работ, услуг) – цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры.
Рыночные цены по условиям их формирования и по уровню подразделяются на цены свободной конкуренции, монопольные и демпинговые.
Цены свободной конкуренции – рыночные цены, которые стихийно складываются под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Например, таковы цены на вычислительную технику на российском компьютерном рынке в условиях множества конкурирующих продавцов и покупателей. К этой категории относится большинство цен.
Цены монопольные (высокие, низкие) – рыночные цены, которые формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Так, в период переходной экономики некоторые крупные российские коммерческие структуры в условиях монопольного положения на рынке устанавливали цены на свою продукцию значительно выше для извлечения дополнительной прибыли.
Цены демпинговые – рыночные цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнение со сложившимся рыночным уровнем цен. Используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относятся цены ниже издержек производства.
Цены регулируемые – цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление об изменении цен и их декларирование. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные цены.
Цены фиксированные – регулируемые цены твердо определенной величины. Устанавливаются, например, на природный газ, электро- и теплоэнергию, перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Цены предельные – регулируемые цены, которые ограничены нижним и верхнем пределом, предельными размерами снабженческо –бытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.
1.3.Виды цен по стадиям ценообразования.
Установление таких цен отражает количественную взаимосвязь между ценами, по мере движения товаров (работ, услуг) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии.
Цены оптового изготовителя формируются на стадии производства товаров (работ, услуг), являются расчетными, должны компенсировать затраты производителя товаров (работ, услуг) на изготовление и реализацию и обеспечивать планируемую предприятием прибыль.
Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость. Обеспечивают начисление косвенных налогов, составляющих важнейшие статьи доходов федерального бюджета. Ставки акциза по подакцизным товарам отечественного производства установлена в процентах к отпускной цене без НДС ( но с акцизом) и показывает долю акциза в этой цене. Наиболее часто встречающаяся ошибка при расчете цен – применение ставки акциза в процентах к оптовой цене изготовителя. Ставка НДС, так же как и акциз, установлена в процентах к отпускной цене без этого налога, но имеет иной смысл. Ставка НДС показывает, на сколько процентов нужно увеличить отпускную цену без НДС, чтобы включить в нее этот косвенный налог.
Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены включают посреднические надбавки (скидки). Обеспечивающие необходимые финансовые условия работы посреднического звена. Посредническая скидка (надбавка) в российской практике может иметь разные названия (например, снабженческо-сбытовая скидка или надбавка, комиссионное вознаграждение или сбор и т.д.). Но в любом случае – это цена услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю. В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, по сколько исчисляются как разница между двумя ценами. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в относительном (процентном) выражении. Тогда надбавка – это начисление на цену приобретения товара у поставщика, а скидка – это доля конечной цены реализации товара покупателю, остающиеся в распоряжении посредника.
Посредническая надбавка используется для компенсации издержек обращения посредника, уплаты НДС и формирования прибыли. Ставки НДС для посреднических организаций установлены в процентах к посреднической скидки (надбавке).
Возможно два варианта расчета оптовой закупки.
По первому варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (предприятию – потребителю, другому посреднику торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, посредника).
По второму (наиболее распространенному варианту) оптовая цена закупки рассчитывается как сумма составляющих элементов.[5]
Цены розничные устанавливаются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки включают торговые скидки (надбавки). Обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
В обобщенном виде структура цены, формируется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю, как показана на рис.
Рис. Формирование цен в процессе движения товара (работ, услуг).
Элементы цены |
|||||||||
Себестоимость производства и реализации товаров |
Прибыль изготовителя |
Косвенные налоги |
Посреднические надбавки |
Торговая надбавка |
|||||
акцизы |
НДС |
Издержки посредника |
Прибыль посредника |
НДС посредника |
Издержки торговли |
Прибыль торговли |
НДС торговли |
||
ГЛАВА II: ПРАКТИЧЕСКАЯ.
По данным обзора, опубликованного в газете «Ведомости»[6], в конце октября 202г. Наблюдалось повышение цен на сахар, охватившее практически все регионы страны. Тенденция к росту сформировалась в середине октября и сохранилась до сих пор. Сегодня самый дешевый сахар (по 450 долл. за тонну) можно приобрести в Липецкой, Орловской, Воронежской, Белгородской областях, а также в Краснодарском крае. В Москве сахар стоит 475 долл. за тонну, неплохо чувствуют себя трейдеры в Санкт-Петербурге, где цена сахара вплотную приблизилась к 500 долл. В сибирских городах цена также почти достигла 500 долл.
В 2002г. Практически все сахарные компании столкнулись с большими трудностями при уборке сахарной свеклы. Подготовка к уборочной была проведена на высоком уровне, и сахарные компании, воодушевленные высокими ценами, планировали собрать неплохой урожай сахарной свеклы. Но вмешались погодные условия, и импортные комбайны, закупленные в большом количестве в этом сезоне, так и не смогли проявить себя в полной мере. В ряде случаев не удается даже вывезти собранный урожай, причем не из-за проблем с топливом, а из-за размытых дорог. Специалисты говорят, что если погодные условия не улучшатся, то около 10% сахарной свеклы останется в поле, а в отдельных регионах – даже более.
Свекловичная компания миновала наиболее активную стадию. Не которые заводы Краснодарского края прекратили переработку. На сегодняшний день работают 69 сахарных заводов, вырабатывающих ежесуточно чуть более 20 000 т. свекольного сахара. Из-за перебоев с сырьем свертывание свекловичной компании началось несколько раньше ожидаемого.
С 1 ноября открывается квота на поставку сахара-сырца в IV кв. Квотой предусмотрен импорт 300 000 т. сырца при пошлине 15 долл. за тонну. Сейчас на подходах к российским портам находится около 100 000 т. сырца. Трейдеры в надежде на дальнейшее повышение цен не спешат продавать свекловичный сахар, поэтому цены могут остаться стабильными еще в течении некоторого времени (табл. 1.1.)
Таблица 1.1. Российские и мировые цены на сахар и сахар-сырец, долл.\т.
21.10.04 |
22.10.04 |
23.10.04 |
24.10.04 |
25.10.04 |
28.10.04 |
|
Биржевые цены на сахар-сырец |
163,1 |
166,2 |
164,5 |
168,4 |
168,4 |
------ |
Биржевые цены на белый сахар, Лондон |
201,5 |
203,0 |
203,3 |
208,1 |
208,4 |
--------- |
Оптовые цены на сахар в Росси * |
||||||
Сахаропроизводящие регионы |
447,3 |
448,0 |
452,4 |
453,8 |
454,8 |
455,2 |
Сахаропотребляющие регионы |
472,9 |
472,8 |
473,7 |
473,9 |
473,9 |
473,4 |
Центральные города |
485,3 |
484,4 |
485,0 |
486,8 |
486,3 |
486,5 |
* Цены рассчитаны на основе ежедневного мониторинга оптовых цен на сахар в 47 регионах.[7]
2.1.Формирование внешнеторговой цены на сахар для российского импортера.
Рассмотрим структуру формирования цены товара на одном из крупнейших сырьевых рынков России – рынке сахара – из импортного (сахар-сырец) .
Вводные замечания:
1. В настоящее время в России ежегодно потребляется около 5 млн. сахара. Из них свекловичного сахара – около 1,5 млн. т и из импортного сырья – около 3,5 млн. т очевидно, что цены на данный вид товара формируются в первую очередь исходя из биржевых цен на сахар – сырец и всех затрат, связанных с его доставкой, переработкой и реализацией.
2. В статье описана динамика мировых цен на ведущих биржах сахар-сырца (см. табл.1.1.). Здесь мы будем исходить из цены сахара-сырца на момент закрытия торгов на Нью –Йоркской бирже на 1 декабря 2005г.
Ниже прилагается «Калькуляция затрат на производство белого сахара из импортного сырья» и расшифровка статей затрат о мере движения сырья к оптовому потребителю.
Разъяснения к калькуляции
1. Традиционно торговля сахаром-сырцом осуществляется в центах США за фунт. Перевод в более понятный европейцам стандарт (доллар за тонну) осуществляется путем перемножения цены на коэффициент 22,046. Цену 8 цент/фунт можно обозначить как 176,370 долл. за тонну.
2. Строка «Премия» в данном расчете не заполнена ввиду наличия излишка предложения сахара-сырца биржевыми игроками. Необходимость в ней появляется обычно тогда, когда спрос на сырец превышает предложение и биржевые игроки начинают использовать систему премиальных для получения дополнительной прибыли и регулирования потока сырца.
3. Строка «Цена ФОБ 96%-я поляризация» в нашем случае равна строке 1 ввиду отсутствия премиальных и означает, что цена за сырец определяется на условиях «Инкотермс» «на борту судна» в порту отгрузки, а 96%-я поляризация - это обозначение условия, что содержание белого сахара в сырце по условиям отгрузки должно быть не менее 96%, но не более 96,5%.
4. Строка «Фрахт» определяет стоимость фрахта судна грузоподъемностью не менее 25 000 т (судовая партия по условиям калькуляции), возрастом не менее 25 лет и равна 27 долл. за тонну перевозимого сахара-сырца. Маршрут движения - любой порт северной Бразилии до Новороссийска (Туапсе). В случае отгрузки сырца из других регионов (Куба, Южная Африка) цена фрахта определяется индивидуально.
5. Строка «Поляризация» показывает, что базисная поляризация сырца превышает оговоренный уровень и составляет 96,8%. В этом случае покупатель выплачивает продавцу дополнительную премию за поляризацию в размере 4,2% от цены ФОБ.
Показатели |
долл./т: НДС (осн. показатель и уточняющие коэффициенты) |
На тоннаж 25000 |
|||||
Цена Нью-Йорк, ц/фунт |
8,00 |
176,370 |
|||||
Премия |
0,000 |
||||||
Цена ФОБ 96% поляр. |
176,370 |
4409240 |
|||||
Фрахт |
27000 |
675000 |
|||||
Поляризация |
- |
||||||
Базис поляриз. |
96,8 |
- |
|||||
За поляриз. |
4,2% от ФОБ |
7,408 |
185188 |
||||
Цена КАФ |
210,777 |
5269428 |
|||||
Финансирование |
- |
||||||
Сумма кредита |
210,777 |
- |
|||||
Годовые |
15% |
- |
|||||
Период в днях |
67 |
||||||
% на весь период |
2,791666667 |
5,884 |
147105 |
||||
Премия |
- |
||||||
Страховка |
3,000 |
75000 |
|||||
Цена СИФ |
213,777 |
5344428 |
|||||
СИФ + Финансирование |
219,661 |
5491533 |
|||||
Таможенные расходы от СИФ+ Фиксирование Фиксирование |
- |
||||||
Тамож. пошлина |
5% |
10,983 |
274577 |
||||
Тамож. сбор |
0,15% |
0,329 |
8237 |
||||
Местный сбор |
0,25% |
0,549 |
13729 |
||||
Всего тамож. расходы |
11,862 |
296543 |
|||||
База НДС: СИФ+ Финанс. + Тамож. пошл. |
230,644 |
5766110 |
|||||
Ставка НДС |
10% |
- |
|||||
Размер НДС |
23,064 |
23,064438 |
576611 |
||||
Перевалка и экспедирование |
13000 |
325000 |
|||||
|Втом числе НДС |
20% |
2,1666667 |
- |
||||
Транспортировка на Кубань |
6,830 |
170750 |
|||||
|Втом числе НДС |
20% |
1,1383333 |
- |
||||
Переработка |
25000 |
625000 |
|||||
| В том числе НДС |
20% |
4,1666667 |
- |
||||
Цена после переработки |
299,417 |
7485437 |
|||||
| В том числе НДС |
30,536105 |
- |
|||||
Кредит на расходы свыше СИФ и страховку - |
|||||||
Сумма кредита/дней |
59,692 |
- |
|||||
Годовые |
60% |
- |
|||||
% на дн. |
11,17% |
6,666 |
166639 |
||||
Подтверждение акредитива и банк. комис. |
0,000 |
||||||
Всего расходов без учета потерь |
306,083 |
7652076 |
|||||
Всего расходов с учетом потерь |
- |
||||||
Выход белого сахара |
95,4% / кг |
954000 |
23850 |
||||
Расходы с НДС |
320,842 |
8021044 |
|||||
Расходы без НДС |
290,306 |
7257641 |
|||||
Налоги на дороги и с оборота (всего 2, |
5%) |
8,021 |
200526 |
||||
Итого с налогами |
298,327 |
7458168 |
|||||
Содержание офиса и АУП |
8,000 |
200000 |
|||||
Себестоимость |
306,327 |
7305892 |
|||||
Цена реализации с НДС |
10% |
350,000 |
8347500 |
||||
НДС |
31,818 |
758864 |
|||||
Выручка без НДС |
318,182 |
7588636 |
|||||
Прибыль |
11,855 |
282745 |
|||||
Рентабельность |
% |
3,870 |
|||||
6. Строка «Фиксирование» - это необходимый для покупки судового партии кредит с его стоимостью на весь период поведения сделки и только за товар (имеется в виду, что кредит берется только на покупку сахара-сырца без расходов на продвижение). Как правило, для этих целей используются ведущие европейские (или американские) банки, традиционно осуществляющие поддержку и финансирование сделок на мировом сахарном рынке.
7. Строка «Страховка» - это страхование груза в пути следования -неотъемлемая часть расчета стоимости сахара.
8. Строка «Цена СИФ» показывает суммарную стоимость затрат на судовую партию в 25 000 т (в том числе и в расчете на 1 тонну) в порту прибытия. Данная отсечка в расчете цены необходима на случай, если покупатель сырья по какой-либо причине желает реализовать сырец в порту прибытия.
9. Строка «СИФ + Финансирование» - цена партии сырца в порту прибытия с учетом стоимости кредитных денег.
10. Строка «Таможенные расходы от СИФ + Финансирование» показывает долю таможенных затрат в цене сахара и в данном расчете приведен пример ввоза в Россию сырца по льготной таможенной пошлине 2000 г., которая составляла 5% от цены СИФ. На 2001 и 2002 гг. были приняты другие размеры таможенных пошлин и другие условия ввоза импортного сырца на таможенную территорию России. В частности, на 2003 г. Правительством России были приняты следующие условия ввоза импортного сырца: установлена квота в размере 750 000 евро за один лот (размер лота - 25 000 т), и любая компания, пожелавшая приобрести право ввоза сахара-сырца, при покупке определенного объема сырца будет иметь право на льготную пошлину в размере 42-43% от его таможенной стоимости. Компании, не пожелавшие купить квоту, облагаются таможенной пошлиной в размере не менее 200 евро за тонну ввезенного на территорию России сырца. Условия продажи квот опубликованы, аукцион по продаже квот состоялся в ноябре 2002 г. Видимо, таможенная пошлина приближается к стоимости сахара-сырца на условиях СИФ и, следовательно, таможенная пошлина составляет почти 100% таможенной стоимости сырца.
11. Строка «База НДС: СИФ + Финансирование + Таможенная пошлина» показывает затраты по всему пути следования судовой партии с платежами на территории России и с учетом различных ставок НДС на отдельных этапах движения. Например, ставка НДС на сахар-сырец составляет 10%, т.е. 23,064 долл. за тонну, или 576 611 долл. к уплате в бюджет.
12. Строка «Перевалка и экспедирование» показывает размер затрат на обработку судовой партии в порту выгрузки и все затраты, связанные с загрузкой сырья в железнодорожные вагоны и оформление соответствующей документации. Включает в себя также контроль качественных и количественных параметров выгруженной (обработанной) партии и оформление соответствующей документации при возникновении страховых случаев как по количеству, так и по качеству сырья.
13. Строка «Транспортировка...» показывает стоимость затрат на железнодорожную перевозку судовой партии от места выгрузки до сахароперерабатывающего завода. В данном случае за основу взят один из кубанских заводов, хотя в России таких заводов свыше 90 (от Приморья до Юга России), и схема логистики отдельной судовой партии может иметь самые причудливые формы.
14. Строка «Переработка» показывает размер затрат на превращение сахара-сырца тростникового из состояния «навалом» в белый сахар в полипропиленовых или джутовых мешках весом 50 или 25 кг соответственно ГОСТу.
15. Строка «Цена после переработки» - суммарные затраты на судовую партию на момент выхода белого сахара на склад завода. Обратите внимание, что эта цифра не учитывает потери сахара при переработке.
16. Строка «Кредит на сумму свыше СИФ и страховку» показывает стоимость рублевого кредита на обработку судовой партии и учитывает эту стоимость в цене товара.
17. Строка «Всего расходы без учета потерь» показывает суммарные затраты на судовую партию и на тонну готовой продукции с учетом рублевого кредита.
18. Строка «Всего расходы с учетом потерь» учитывает потери, возникающие при переработке тростникового сахара-сырца в белый сахар, определяемый по трем основным технологическим формулам выхода сахара, применяемым в каждом отдельном случае переработчиком и поставщиком сырья в зависимости от базовой поляризации сырья, технических возможностей сахарного завода и многих других параметров. В нашем случае показано, что на каждой тонне (1000 кг) сахара-сырца выход белого сахара составил 954 кг. И эти потери учтены в структуре цены товара. В этой же графе выведена цена с НДС и без НДС, что необходимо для понимания размеров задолженности по НДС перед государством.
19. Строка «Налоги на дороги и с оборота» особых пояснений не требует, чисто бухгалтерская необходимость.
20. Строка «Содержание офиса и АУП» учитывает все затраты, связанные с обеспечением жизнедеятельности и работоспособности любой сахарной компании.
21. Строка «Себестоимость» является главной, ради которой и осуществлялся весь расчет. Это базовая цифра, показывающая насколько далеки или близки мы от рынка, какие действия необходимо предпринять и на что может рассчитывать компания в данный период времени.
После окончания расчета и проведения комплекса маркетинговых мероприятий сахарная компания достаточно четко представляет себе тактику своих действий.
Импортер сахара - это крупная оптовая компания. Необходимо проследить дальнейшее движение белого сахара по просторам России.
1. Самым крупным потребителем сахара является промышленный сектор: это кондитерские предприятия, вино-водочные заводы, хлебопекарни и т.д. Приблизительно 45-47% всего объема потребления сахара приходится именно на них. Как видно из предлагаемых форм расчетов биржевые колебания порой приводят к очень резким переменам в ценах на сахар, но на внутреннем рынке этих «штормов» или не видно, или они происходят с большими временными задержками. В общепринятой практике наценка в размере 15-25% для постоянных крупных оптовых покупателей (кондитерских предприятий) - это нормально. Высчитать влияние цены на сахар на цену в изделиях кондитеров или виноделов крайне трудно, так как кроме сахара там масса компонентов, но следует заметить, что рост цены на сахар на 10% часто приводит к росту цен на кондитерские изделия в среднем на 15-20%.
2. Вторым по величине оптовым покупателем являются фирмы-посредники, приобретшие в период приватизации крупные складские комплексы в ряде регионов России (Урал, Сибирь, Центральное Поволжье, Северо-Западный регион) и в настоящее время специализирующиеся на бакалейной продукции в мешках (сахар, мука, крупы). Как правило, подобные крупные трейдеры работают исходя из рентабельности 12-15%, осуществляя, кроме мелкооптовых продаж и продаж по принципу «КЭШ энд КЭРРИ», еще и реализацию по магазинам, т.е. в розницу. Многие подобные предприятия закупают оборудование, устанавливают его на своих складских площадях и осуществляют фасовку сахара в упаковку от 5 г до 5 кг или 10 кг. Подобный подход позволяет осуществлять прямую реализацию через сети магазинов и дает уже другие доходы.
3. В последние 2-3 года крупные сахарные компании и сами начали осваивать систему продаж собственного белого сахара с собственных складов по дифференцированным ценам. Например, до 1 т - 450 долл., от 1 до 10 т - 440 долл. и т.д. Но данную форму продаж пока используют только одна-две сахарные компании, так как она требует разветвленной сбытовой сети, большого персонала, крупных затрат на маркетинговую работу в регионах и логистику, осложняемых наличием проблем, связанных с удаленностью мест реализации от головного предприятия.
Вывод. Конечная цена одного килограмма белого сахара, произведенного (например) из бразильского сахар-сырца и оказавшегося на прилавке супермаркета, легко доходит до 21-23 руб. (приблизительно 700 долл. т) т.е. практически это вдвое дороже цены продажи белого сахара оптовиком со склада завода.
Заключение.
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает определения цены на свои товары и услуги.
В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющим маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы.
Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. Наладить торговлю, занять свое место на рынке, сформировать репутацию компании, предоставляющую самые минимальные цены, приучать покупателей к своим ценам, формировать интерес к своей компании, добиваться роста доходов и расширения дела, поддерживать на должном уровне свое положение на рынке. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.
В общем, прежде чем установить окончательную цену, фирма должна учесть степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю.
Используемая литература.
1. Абрютина М.С. Ценообразование в российской экономике. – М.: делои сервис, 2002. -56с.
2. Гофинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. Экономика организаций (предприятий): Учебник для средних профессиональных учебных заведений\ под.ред. проф – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-431с.
3. Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005.-31с
4. Нэгл Т., Холден Р. Стратегия и тактика ценообразования. – СПб.: Питер, 2001.-387с.
5. Овчинников В.Н. Современная экономика.- учебный курс. Ростов на\д.: изд-во «Феникс», 1999 – 673с.
6. Обзор рынка сахара\ Ведомости. 2005. ноябрь.
7. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб.; Питер, 2003.-305с.
8. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия. – М.: ИНФРА – М, 1996. 175с.
[1] Нэгл Т., Холден Р. Стратегия и тактика ценообразования. – СПб.: Питер, 2001.-254с.
[2] Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб.; Питер, 2003.-123с.
[3]Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005.-31с.
[4] Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005.-31с.
[5] Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005.-31с
[6] Обзор рынка сахара\ Ведомости. 2005. ноябрь.
[7] Обзор рынка сахара\ Ведомости. 2005. ноябрь