Содержание
Задание № 1__________________________________________________ 3
Задание № 2_________________________________________________ 15
Список литературы__________________________________________ 24
Задание № 1
В статье 1 Конституции РФ закреплена форма Российского государства. Используя примеры из законодательства и политической практики, дайте характеристику основных конституционно закрепленных ее элементов.
С принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ партийно-советская форма российской государственности канула в лету.
Начался процесс создания новой территориально-организационной структуры российского государства. Несомненна сложность и длительность этого процесса, при этом очевидна необходимость как обновления старых, прочно утвердившихся структур федеративного государственного устройства, так и создания новых государственно-правовых учреждений и форм, отвечающих потребностям реформирования всех сторон жизнедеятельности российского общества и построения демократического правового государства.
Если говорить о Российской Федерации как о демократическом государстве, то уместно провести некоторые параллели:
1) демократия тесно связана со свободой личности с одной стороны (ст.2 Конституции РФ),
2) другой стороны предполагает реальный народный суверенитет (ч.1 ст.3 Конституции), выражающийся в народовластии.
С юридической точки зрения «народ» отождествляется с понятием «граждане», означает политическую общность, охватывающую население данного государства.
Категория «власть» - возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное.
Основными элементами государственной власти являются общая воля и сила, способная обеспечить подчинение ей всех членов общества.
С государственной властью тесно связан суверенитет государства.
Суверенитет государства есть свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на соответствующей территории и за ее пределами в международном общении.
Суверенитет государства определяется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.
Верховенство государственной власти определяет общий порядок, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан (ч.2 ст.4 Конституции).
Признание народа в качестве носителя суверенитета, единственного источника государственной власти, является выражением народного суверенитета, который обозначает, что народ ни с кем не делит свою власть, осуществлять ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил (ст.3 Конституции).
Согласно ч.4 ст.3 Конституции власть принадлежит многонациональному народу.
Народовластие принадлежит всей государственности власти народа, а также осуществление народом этой власти свободно в полном соответствии с его суверенной волей.
Власть принадлежит:
органам государственной власти,
органам местного самоуправления, народу из чего вытекает понятие демократия.
Представительная демократия, то есть осуществление народной власти
через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражают волю тех, кого они представляют.
Непосредственная демократия есть осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения: выборы, референдумы, всенародное и местное обсуждение вопросов государственной и общественной жизни и т.д.(ч.3 ст.3 Конституции).
Политическое многообразие- создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всем социально-политическим и иным объединениям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции (ст.13 Конституции).
Для реализации принципа политического плюрализма необходима четкая правовая конституционная основа функционирования всех социально-политических структур, способная в полной мере гарантировать право граждан на объединения в общественные организации защитить конституционные устои общества путем запрета в судебном порядке отдельных политических организациях, угрожающих этим устоям.
Политическое многообразие(ст. 13 Конституции) складывается из:
идеологического многообразия;
свободы политических мнений и политических действий;
свободного выбора граждан состоять или не состоять в какой-либо партии;
определенного статуса партий.
Теория разделения властей основывается на различных функциях государства:
- законодательной,
- исполнительной,
- судебной.
Данные функции должны осуществляться разными органами независимо друг от друга.
Однако для обеспечения свободы недостаточно распределения власти между
различными органами. Кроме взаимного равновесия этих органов нужно, чтобы ни один из них не смог получить преобладания над другими и чтобы каждый из них был бы гарантирован от посягательств со стороны других.
В основу учения разделения властей легли представления о смешанной форме правления, то есть такой форме правления, в которой соединяются особенности всех форм.
Родоначальник данной теории древний греческий мыслитель Полибий. Он проанализировал полномочия трех властей в Римском государстве, а именно
власть консула(царская),
сенатов(аристократическая),
народа(демократическая).
Джон Локк уже различает власть на законодательную(парламент) и исполнительную(монарх), осуществление федеративной власти через кабинет министров.
Монтескье трактует данное положение так: верховенствовать право может при таком разделении властей, при котором они могли бы взаимно сдерживать друг друга, при котором рапределение государственной власти было бы осуществлено между различными политическими силами.
В годы Советской власти этот принцип был отвергнут как чуждый, в лучшем случае, по Марксу, он рассматривается как обыкновенный раздел труда, примененные к государственному механизму в виде упрощения контроля.
Создание государства нового типа предполагало уничтожение буржуазного парламентаризма и строительство новых социальных органов народного представительства, одним из важнейших принципов которых является уничтожение разделения властей. Такими органами стали Советы, все остальные подотчетны им.
Разделение властей один из основных принципов конституционной России(ст.10 Конституции).
Согласно Конституции, разделение властей - не только рассредоточение, распределение и демонополизация власти, но и действительное реальное взаимное уравновешивание, при котором ни одна их трех ветвей власти не сможет ущемить или подчинить себе другую. Для обеспечения принципа разделения властей не только в верхних эшелонах власти, но и во всей ее иерархии Конституция РФ в ст.11 предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Данное предположение предусматривает систему сдержек и противовесов, направленных на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонние подходы к решаемым вопросам.
Государственно-территориальное устройство РФ основывается на принципе федерализма. В России федерация исторически служила, прежде всего, в качестве формы организации национальных отношений. Федерация должна обеспечить самоопределение этносов(народа), составляющих многонациональный народ РФ, их равноправие с суверенитетом российского народа в целом.
Самоопределение - есть верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, их свободное волеизъявление в избрании своей формы государственности.
Равноправие есть право народов во всех вопросах государственного строительства, развитие культуры, национального языка и т.д.
Российский федерализм исторически выразился в создании различных форм государственности народов РФ, а именно республик, автономных областей, автономных округов, а также в преобразовании одних форм государственности в другие.
РФ имеет три вида субъектов:
государства в составе РФ(ранее автономные республики);
государственно-территориальные образования - край, область и города федерального значения;
национально-государственные образования - автономная область и автономные округа.
Автономия - самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
Российская автономия построена по национальному признаку, создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории.
В зависимости от количества населения, уровня и перспектив развития экономики создаются различные формы :
автономная область
автономный округ.
Ранее существовало две формы автономии:
государственная (более значительный объем прав, наличие конституции, высших органов власти, законодательства, гражданства)
административная(всех этих признаков не имеет).
Ныне осталась только одна - административная автономия.
Федерализм есть форма демократизации управления государства, так как децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократизации (ст.5 Конституции).
Российский федерализм не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике, но и форма демократизации управления государством.
Характеристика правового государства заключается в том, что оно самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения, таким образом, важнейший принцип правового государства - верховенство права.
Верховенство права есть верховенство Конституции и закона, оно заключается в том, чтобы главные ключевые основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами, в силу чего воплощаются правовые начала.
Верховенство закона есть утверждение такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы нормам(ч.2 ст.15 Конституции).
Являясь непосредственным членом мирового сообщества, РФ признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры(ч.4ст.15Конституции).
Правовое государство - конституционное государство, следовательно Конституция - центр правовой системы, на ее базе строится механизм законности в правовом государстве(ч.1 ст.15 Конституции).
В нашей стране при характере взаимоотношений государства с гражданами было принято в большей мере подчеркивать ответственность граждан перед государством, рассматривать права и свободы граждан, как своеобразный дар государства, за который они должны быть благодарны ему.
Но в правовом государстве юридическая ответственность не может носить односторонний характер, следовательно, государство, его органы, должностные лица, учреждения должны служить всему обществу, а не какой-то его части, должны быть ответственны перед человеком и гражданином, рассматривать его как высшую ценность.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов. (ч.3 ст.15 Конституции).
Важная черта правового государства, связанного с взаимоотношениями граждан, это наличие юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может столкнуться гражданин. У гражданина в каждом случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он может быть защитить свои права и законные интересы. Их отсутствие физически лишает гражданина реально воспользоваться теми правами, которые предоставлены им законом.
Говоря об ответственности перед гражданином, надо подчеркнуть, что для правового государства важна ответственность граждан перед государством для укрепления законности.
Будучи суверенным государством, РФ самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию высших органов власти, порядок их образования.
В ст.1 Конституции установлена республиканская форма правления.
Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость этой главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, которая характеризуется наследственным статусом главы государства.
Форма правления РФ сочетает черты парламентской и президенсткой республики.
Социальное государство есть государство, главной задачей которого является
достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом условиях, обеспечивает всеобщую солидарность и взаимную ответственность.
Эти условия находят отражение в социальной политике государства.
Социальная политика есть часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.
Говоря о демократическом российском государстве, нельзя не отметить положения, касаюшиеся положения религии и ее место в данном государстве.
Конституция РФ провозгласила государство светстким, определило, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14 Конституции РФ).
Светское государство - государство, в котором его религия, догматы и каноны, а также религиозные объединения, действующие в нем не оказывают никакого влияния на государственное устройство, на деятельность государственных органов, их должностных лиц, на сферу государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви, религиозных объединений о государства и светским характером государственного образования, то есть отделением церкви от школы.
Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена во многих странах(не только в России).
Основной гарантией реальности содержащегося в ч.1 ст.14 Конституции этого положения является закрепленное также в нормах ч.2 ст.14 отделение религиозных объединений от государства.
Отделение религиозных объединений от государства несовместимо с каким-либо их участием в государственной деятельности.
Неотделимо от государства и решение экономических вопросов.
Ядром экономических основ являются регулируемые отношения собственности.
Конституционные нормы служат базой правового регулирования данных отношений, осуществляются посредством норм различной отраслевой принадлежности.
Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику, она выражается в том, что его главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.
Таким образом, конституционные нормы призваны решить вопрос о том, какие формы собственности государства признаются и гарантируются.
Все формы собственности, согласно Конституции, признаются и защищаются равным образом. Конституция РФ исходит из того, что для экономической системы характерна собственность в ее различных формах, а именно: частная, государственная, муниципальная и иные формы.
В ст.9 Конституции устанавливается, что земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частных, государственных, муниципальных и иных формах собственности, при этом указывается, что земля, другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народа, проживающего на соответствующей территории.
В Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности.
Все это направлено на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков в РФ, на борьбу с экономическим сепаратизмом.
Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.
Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, значит жить в несчастливой стране."
Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и личности.
Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
Задание № 2
Покажите роль и место правовых отношений в общественной жизни и в механизме правового регулирования.
В отечественной юриспруденции проблема правоотношения, определение его сущности, признаков, соотношения с нормами права остается дискуссионной. Неоднозначное толкование правоотношения в теории права связано с различным пониманием его взаимосвязи и соотношения с юридическими нормами. На этом основании выделяют два смысла правоотношения в широком и узком понимании.
В широком смысле под правоотношением понимается особая форма социального взаимодействия, при которой участники наделяются взаимными правами и обязанностями. При этом осуществление правоотношения обеспечивается самими участниками, а не государством.
Реализация субъективных прав и обязанностей не должна противоречить воле государства и происходит в особом порядке. В этом случае правоотношения возникают не в результате воздействия на общественные отношения норм права, а по причине естественно-исторической необходимости. В качестве Подобного основания признаются естественные права человека, коренящиеся в его природе, в требованиях разума.
Исторически право возникает как система взаимных прав и обязанностей, одобренных правосознанием, системой ценностей, и складывающаяся между, например, продавцом и покупателем, отцом и детьми и т. д., которая не была закреплена в официальных актах государства. Следовательно, первоначально фактически сложившиеся правоотношения существовали до появления норм права, и лишь затем санкционируются государством в законе.[1]
Правоотношения в узком смысле рассматриваются как разновидность социального отношения, возникающая в результате воздействия нормы права на фактические общественные отношения (экономические, трудовые, имущественные и т. д.). В этом случае правоотношения представляют собой специфический результат воздействия права на фактическое общественное отношение, которое нуждается в правовой регламентации со стороны государства.
В качестве результата подобного воздействия выступает индивидуализированная юридическая связь между лицами, возникающая на основе норм права и характеризующаяся наличием у них субъективных прав и обязанностей. Следовательно, правоотношение, устанавливаемое на основе юридической нормы, представляет собой форму реализации государственной воли, являющейся общеобязательной и проявляющейся в стремлении государства взять определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту.
Воля государства, содержащаяся в норме права и выступающая в форме правила общего характера, через правоотношения превращается в эффективное средство правовой регламентации. Правоотношения являются основной формой реализации норм права, поскольку благодаря им установления общего характера переводятся в конкретные субъективные права (управомоченное лицо) и обязанности (обязанное лицо). Подобное узкое понимание правоотношения как общественного отношения, урегулированного нормой права, преобладает в юридической науке, поскольку на практике оно составляет содержание большинства социальных взаимодействий.
Наряду с этим существуют общественные отношения, которые по определению (то есть и по содержанию, и по форме) не могут быть неправовыми. К ним относятся отношения в сфере осуществления публичных властных функций, обеспечения личной и общественной безопасности, как, например, конституционные, административные, уголовные, процессуальные и т. д. Эти отношения представляют собой особый, самостоятельный тип общественных отношений - правовых отношений: конституционные отношения по поводу распределения власти и ее организации, юрисдикционные (отношения по применению права), правотворческие (отношения по созданию юридических норм), интерпретационные (отношения по толкованию правовых норм) и т. д.
Однако право регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь те, которые принципиально важны с точки зрения обеспечения условий нормального функционирования государства, общества и индивида. Существуют социальные связи, которые регулируются нормами морали, обычаев, традиций, ритуалов и т. д.
Например, отношения внутри студенческой группы, курса строятся на основе дружбы, личных симпатий, антипатий, моральных норм, традиций вуза и II т. д. Поэтому не всякое общественное отношение одновременно является ( правовым, хотя любое правоотношение по природе своей оказывается общественным, социальным.
Правовыми являются те общественные отношения, которые обладают специфическими признаками, отличающими их от иных видов социальных отношений.[2] Во-первых, правоотношение - это отношение, урегулированное правом. Они возникают, прекращаются и изменяются на основе норм права. Правовые нормы определяют круг участников правоотношений, объем прав и обязанностей каждого из них, последствия преобразования правоотношений, виды мер ответственности за нарушение действующего законодательства в этой области. Во-вторых, правоотношение носит двусторонний характер. Двусторонняя связь возникает между участниками, сторонами правоотношения, одна из которых - управомоченная, другая - обязанная, благодаря представительно-обязывающему характеру норм права. Однако возможны и другие варианты, когда у обеих сторон имеются и права, № обязанности (например, по договору купли-продажи покупатель имеет право получить вещь, но обязан оплатить ее стоимость, а продавец, наоборот, вправе получить деньги, но обязан передать вещь покупателю). Либо у одной стороны имеются только права, а у другой - только обязанности (отношения между должником и кредитором). В-третьих, правоотношения обладают идеологическим и волевым характером. Идеологический характер проявляется в том, что возникновение и изменение правоотношений проходит через правосознание, которое определяет приоритетность правовой регламентации тех или иных общественных отношенийи ее принципы. Волевой характер правоотношений обнаруживается в том, что наличие правовой нормы оказывается недостаточным для возникновения правоотношения. Для этого необходима воля сторон, которая будет выражена в поведении. Так, отношения купли и продажи не могут, возникнуть без намерения одной стороны произвести для продажи товары и желания другой стороны приобрести их в собственность. В-четвертых, наличие правосубьектности сторон правоотношения, то есть способности быть субъектом права, без которой не, могут возникать субъективные права и юридические обязанности. В-пятых, реализация прав и исполнение обязанностей участников правоотношения обеспечиваются в случае необходимости государственным принуждением. Принудительные меры государственно-властного характера могут заключаться в пресечении незаконных правоотношений, применении экономических, юридических санкций к недобросовестным участникам, нарушающим права контрагентов, не выполняющим либо ненадлежащим образом выполняющим свои обязанности. В-шестых, правовое отношение - разновидность, общественного отношения. Связанность участников взаимными правами и обязанностями (либо только правом и корреспондирующей ему обязанностью) возникает в конкретной социальной среде, предполагает конкретную общественную установку.
Как особый вид общественных отношений, правоотношения возникают при наличии определенных предпосылок. Условно их можно разделить на две группы: социальные (общие ) и юридические (специальные).
Роль правоотношений в упорядочивании общественных отношении является значительной. Воздействуя на социальные взаимодействия людей правоотношения определяют круг субъектов, на которых распространяется действие юридических норм, объем прав и обязанностей каждого из них, правовые средства их обеспечения. Следовательно, правоотношения есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в практику. Через правоотношение выражается эффективность государственно-властного предписания, способность упорядочивать взаимное поведение субъектов права путем конкретизации юридических норм, перевода правил общего, абстрактного характера в субъективные права и юридические обязанности сторон.
В зависимости от того, какая структура у правоотношения - сложная или простая, все правоотношения можно разделить на отдельные виды.
По отраслевому признаку правоотношения классифицируются на:
> административно-правовые отношения;
> уголовно-правовые отношения;
> гражданско-правовые отношения и т. д.
По поведению субъекта выделяются:
> регулятивные - отношения, реализующие регулятивную функцию права, состоящую из статистической и динамической подфункций. Складываясь на основе регулятивных норм, они предусматривают общие права и конкретные субъективные юридические права и обязанности;
> охранительные - отношения, осуществляющие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм; с их помощью применяются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав. По степени конкретизации субъектов правоотношений различают:
> относительные (двусторонне индивидуализированные) - правоотношения, в которых поименно определены все субъекты. Таковы, в частности, правоотношения в российском гражданском праве (в том числе обязательственные), в трудовом, административном и т. д.;
> абсолютные (односторонне индивидуализированные) - правоотношения, в которых поименно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, а обязательственная сторона - всякий раз меняется. Например, правоотношения, вытекающие из права собственности, предусматривают обязанность лица воздерживаться от нарушения субъективных прав собственника;
> общерегулятивные - правоотношения, правоотношения, возникающие непосредственно из закона и порождающие у всех субъектов одинаковые права или обязанности по принципу: "каждому праву одной стороны соответствует обязанность каждой стороны". Например, конституционное право на труд без всяких условий порождает у всякого индивида равные возможности трудиться;
По характеру юридической обязанности правоотношения подразделяются на:
> правоотношения активного типа - отношения, выражающие динамическую функцию права. Они складываются на основе обязывающих норм и характеризуются обязанностью обязанной стороны совершить определенные положительные действия. Например, в налоговых правоотношениях - обязанность уплатить причитающийся по закону налог;
> правоотношения пассивного типа - отношения, выражающие статическую функцию права. Они складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются обязанностью воздерживаться от действий, запрещенных нормами права. Положительные действия совершаются управомоченным лицом (ему предоставлено право на положительные действия), а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, то есть воздерживаться от поведения известного рода (правоотношения собственности, многие конституционные правоотношения и др.). Например, правоотношения собственности, где управомоченный (собственник) удовлетворяет интересу своими действиями (извлечение доходов, распоряжение собственностью) - обязанная сторона в данных правоотношениях не препятствует реализации этих правомочий. Поэтому обязанности в подобных правоотношениях играют вспомогательную роль.[3]
Таким образом, правоотношение - это устойчивая юридическая связь между участниками урегулированного нормами права общественного отношения, заключающаяся в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых в случае необходимости принудительными мерами государственно-властного характера.
Следовательно, правовые отношения представляют собой особую форму социального взаимодействия людей, которая возникает на основе и в соответствии с нормами права. При этом регулируемые нормами права общественные отношения (экономические, политические, духовные, семейные и т. д.) не утрачивают своего фактического содержания. Они лишь изменяют способ своего существования, приобретают новое качество в результате опосредования нормами права реальных отношений. Фактические общественные отношения теперь облекаются в правовую форму, то есть форму корреспондирующих юридических субъективных прав и обязанностей их участников, охраняемых и обеспечиваемых государством.
Найдите в нормативных актах и выпишите: Свой выбор обоснуйте.
а) дефинитивную норму;
Статья 153 ГК РФ Понятие сделки
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
б) норму с альтернативной гипотезой;
Например ст. 110 УК РФ "доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего…"
в) диспозитивную норму
Договор-документ, т.е. определенный текст, состоящий из пунктов, также не может служить источником всех условий договора, поскольку многие из них определяются императивными и диспозитивными нормами, а также обычаями делового оборота (пп. 4, 5 ст. 421 ГК). Следовательно, исследование существенных условий договора предполагает анализ наговора-правоотношения, содержание которого отнюдь не исчерпывается пунктами, имеющимися в тексте договора.
Если в отношении какого-либо условия договора имеется диспозитивная норма, то отсутствие в тексте договора (т.е. в договоре-документе) пункта, определяющего это условие, вовсе не означает, что соответствующее условие отсутствует в договоре. При этом, конечно же, имеется в виду договор как правоотношение. Такой вывод следует из анализа положения, содержащегося в п. 4 ст. 421 ГК, согласно которому в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, применяемой постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диапозитивной нормой. Именно поэтому (а не в силу того, что условие договора теряет свое качество существенного условия) договор при отсутствии в его тексте соответствующего условия не может быть признан незаключенным.
г) норму, при изложении которой использован бланкетный способ.
При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, статья 252 Уголовного Кодекса России гласит: «Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от2 до 10 лет». В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М; 1993.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. - Челябинск. ТОО "Медиумкомм". 1995.
Алексеев С. С. «Государство и право». Москва, «Юридическая литература», 1996 г.
Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.
Карельский Теория государства и права. М.: Инфра. 1997
Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А. С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ 1996г.
Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права - М.: 1996г.
[1] Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения. - Л., 1981. C.56
[2] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М., 2001. С. 370
[3] Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы. //Правоведение. 1991. №4.