№ заказа |
№478.10 |
Вариант, тема |
Концепция устойчивого развития территориальных образований |
Дисциплина |
Территориальная организация населения |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Введение. 3
Раздел1: Этапы устойчивого развития территориальных образований. 5
Раздел 2: Концепция территориально- политической организации общества. 8
Заключение: 11
Библиография: 12
Введение
Термин «устойчивое развитие» в последнее время стал использоваться настолько часто, что это неминуемо привело к наполнению данного понятия различным смыслом. Причем, следует отметить, что общепринятого (можно даже сказать общепонятного) определения устойчивого развития пока не существует. Идут постоянные дискуссии в попытке обосновать необходимость того или иного «устойчивого развития» как и теоретическом, так и в практическом аспектах. И если на макроуровне теоретических представлений есть некоторая ясность, которая сводится к системе рекомендаций (принципов), что делать можно (нужно) и что делать нежелательно (нельзя), то попытки применить такие рекомендации на практике наталкиваются на большие трудности.
В докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым развитием понималось такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) была дана более развернутая формулировка: устойчивое развитие - это развитие, которое порождает экономический рост, но справедливо распределяет его результаты, восстанавливает окружающую среду в большей мере, чем разрушает ее, увеличивает возможности людей, а не обедняет их. Это развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей и обеспечению их участия в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого находится человек, ориентированное на сохранение природы, обеспечение занятости, реализацию прав женщин. Приведенное выше, несомненно, присуще устойчивому развитию, но для эффективного, логически последовательного и научно обоснованного внедрения в жизнь данных рекомендаций не хватает глубоких теоретических исследований как сущности устойчивого развития, так и обеспечения процесса перехода к нему. Особенно актуально данное замечание на уровне отдельных территориальных образований (город, регион).
В России концепция устойчивого развития территории стала трактоваться в весьма специфических формах. Под устойчивым развитием территории стали понимать одновременное достижение всевозможных благ (экономических, экологических, социальных, моральных) и стремление усилий хозяйствующих субъектов на этом пути. Однако почти ничего не говорится о том, каким способом будут улаживаться противоречия в процессе достижения этих благ и как конкретно можно добиться всеобщего благоденствия в стране. Думается, близки к истине те ученые, которые представляют модель устойчивого развития территории, как некий идеальный образ, который не может быть реализован в ближайшее время по политическим, экономическим и другим причинам, в том числе и из-за не изученности многих природных и социальных явлений и необходимости крупных кардинальных преобразований, экологизации всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового общества.
Большинство принципов устойчивого развития, разработанных к настоящему времени и декларированных в различных документах (в том числе директивного характера), не соблюдаются на практике. На мойвзгляд, сегодня для России крайне необходима абстрактная, но в то же время понятная и легко конкретизируемая на практике, модель устойчивого развития территории. При этом нет смысла нагромождать принципы и/или показатели устойчивого развития без понимания сущности такого развития в рамках территории.
Цель написания данной работы- раскрыть концепцию устойчивого развития территории.
Раздел1: Этапы устойчивого развития территориальных образований.
В процессе развития территории устойчивым может быть только поступательно-возвратное развитие, когда на первом этапе территориальная система увеличивает свое разнообразие через разнообразие общественных отношений, экономических видов деятельности, взаимоотношений природопользования в рамках триады «общество - экономика (хозяйство) – природа». Не препятствуя увеличению такого разнообразия, необходимо на основе выработанных критериев лишь оценивать характер происходящих изменений, увеличивая возможности территории, для достижения разнообразия проявлений ее социальных, экологических, экономических, правовых, политических отношений, а также повышать эффективность уже использующихся возможностей (ресурсов). Другими словами, принцип «устойчивость через многообразие» должен быть интегрирован в цепочку «потенциал - ресурсы – результат».
Накопленные в результате увеличения разнообразия противоречия должны быть разрешены на следующем этапе развития территориальных образований для дальнейшего прогресса системы при этом такие противоречия могут разрешаться как сами собой (без видимых последствий или не контролируемо), так и при участии управляющих подсистем различных уровней. Задача здесь заключается в отслеживании таких изменений и провоцируемых ими противоречий и своевременного принятия решений в отношении способа их разрешения.
При нормальном развитии событий территориальная система переходит из начального в новое состояние, качественно и количественно совершенствуясь. По мнению многих ученых, именно этот процесс можно определить кик устойчивое развитие. Причем, в реальности могут наблюдаться как подъемы, так и спады, более или менее выраженные, однако совершенно необходимые для повышения устойчивости системы в целом.
Применительно к развитию территориальной системы следует говорим, о невозможности судить об уровне ее развития лишь по количественным изменениям ее характеристик (например, не всякий подъем экономики и частности увеличение ВРП, говорит о повышении устойчивости и наоборот).
По мере увеличения разнообразия системы, в течение определенного промежутка времени накапливаются противоречия, которые в конечном счете должны быть разрешены. Для того, чтобы территориальная система не разрушилась (и были минимизированы издержки разрешения противоречий), а также для создания фундамента дальнейшего развития, необходимо выявление и воздействие на точки (зоны) устойчивости, которые стабилизируют процесс перехода из одного состояния в другое и инициируют дальнейшее развитие. Представляется, что любая территориальная система (в том числе и городская), должна содержать и компоненты неустойчивости, которые являются базой прогрессивного или регрессивного (при соответствующих условиях) обновления системы.
В таком случае задача управления заключается не в подавлении неустойчивости, а в воздействии на нее через точки устойчивости (стабильности) и придании развитию территориальной системы определенной направленности. Ученые считают, что можно найти механизмы как слежения, так и воздействия на такие точки, которые позволят концентрировать усилия в определенных направлениях, а не разбрасываться ресурсами (интеллектуальными, финансовыми), стремясь сразу и все сделать устойчивым. Как показано ранее, это не только невозможно, но и вредно для прогресса территориальной системы в целом (хотя для отдельных ее подсистем это и может быть благоприятно, но лишь в краткосрочном периоде).
Кроме того, проблема обеспечения устойчивого развития территориальных образований заключается еще и в том, что управляющая подсистема, осуществляющая преобразования, сама есть часть объекта преобразования, одновременно являясь и ее субъектом. Поэтому попытка осуществить всеохватный переход к устойчивому развитию непременно окончится неудачей, поскольку в таком случае попытка определения устойчивого будущего, приводит к противоречию суждения о будущем в рамках настоящего. Другими словами, не представляется в конечном итоге возможным четко сформулировать цели устойчивого развития в конкретном виде, что стремятся сделать многие исследователи. Требуется выявить, прежде всего, формы устойчивого развития, а содержание (то есть конкретные показатели) является в данном случае вторичным. Так, например, потребность в удовлетворении качеством жизни (форма) на протяжении истории изменялась мало, однако требования человека для достижения этой цели постоянно менялись в процессе эволюции.
Развитие территории непосредственно связана с политической организацией общества. Рассмотрим ее ниже.
Раздел 2: Концепция территориально- политической организации общества.
О территориальной организации общества дает представление концепция места, предложенная Эгню, и теория мировых систем, которую развил Тейлор.
Эта концепция объединяет отдельные направления исследований в политической географии и их территориальные уровни и способствует ее интеграции с другими отраслями географии.
Термин «территориальная организация», как известно, подразумевает как процесс, деятельность, так и ее результат.
Соответственно, территориально-политическая организация общества (ТПОО) представляет собой:
1.Воздействие на политическую деятельность присущих каждой территории или акватории условий и факторов этой деятельности, их взаимосвязи, взаимозависимости и соподчиненности;
2. Сочетание двух видов территориально-политических систем (ТПС) - объективно складывающихся в ходе политической и иной деятельности и системы политико-территориального деления и управления с его центрами как результата этой деятельности
Таким образом, понятие территориально-политическая организация общества сочетает в себе и пространственные аспекты политической деятельности, и ее результаты — территориально-политических систем, т.е. объективно взаимосвязанные сочетания элементов политической сферы общества, функционирующие на определенной территории.
Различаются два основных типа территориально-политических систем.
•Первый — территориально-политических систем де-юре, функционирующие в установленных границах: государства, их союзы и внутренние политико-административных единиц, специальные зоны, создаваемые для решения практических задач, избирательные округа и т.п.
•Второй — объективно существующие территориально-политических систем де-факто, границы которых не совпадают с установленными. Главное отличие территориально-политических систем де-юре от территориально-политических систем де-факто — управляемость.
Территориально-политическая система низшего ранга — политико-географическое место, которое можно определить как минимальный пространственный носитель политико-географических различий, возникающий на основе специфического сочетания географических условий и факторов политической деятельности. Сформулированы следующие признаки и свойства политико-географического места.
• Низшая территориальная ячейка, в которой начинают проявляться местные особенности политической культуры как снятого опыта исторического прошлого.
• Политико-географическое место формируется на основе устойчивой территориальной общности людей — важнейшего элемента среды политической деятельности.
Существенно важно добавить также следующие признаки:
1. Политико-географическое место — продукт длительного исторического пути, в ходе которого складывается специфика реализации им его главной социально-политической функции — первичной социализации человека, формирования наиболее устойчивых компонентов его политической культуры — политических ценностей и политической ориентации. Этот процесс происходит в ходе повседневной практики человека, протекающей в местных условиях, хотя и под влиянием факторов, генерируемых на гораздо более высоких пространственных уровнях, вплоть до глобального.
2. По сравнению с системами высших рангов, на уровне политико-географического места политическая деятельность в большей мере мотивируется политическими интересами, связанными с потреблением — местным рынком жилья, обеспеченностью социальной инфраструктурой, благоустройством, состоянием окружающей среды и пр.
3.На уровне политико-географического места весьма четко проявляется в качестве одного из существенных его признаков локальная идентичность — чувство принадлежности, привязанности к данному месту, мысленное его отграничение, обособление в сознании людей от других мест.
4.Характерный признак политико-географического места, как, впрочем, и других ТПС, — специфическое местоположение, в том числе положение относительно других ТПС того же или более высокого ранга. В социально-экономическом плане функция политико-географического места — воспроизводство рабочей силы и в целом «человеческого капитала».
5.Наконец, политико-географическое место — «кирпичик», из которого строятся системы более высокого уровня.
Из перечисленных признаков первичного политико-географического места вытекают и его главные специфические функции в иерархии территориально-политических систем де-факто: воспроизводство локальных политических культур и адаптация социума ко всем более динамичным изменениям глобального и общегосударственного масштаба, прежде всего структурной перестройке экономики. Инерционность политико-географического места — сильный буфер, смягчающий отрицательные стороны рыночных отношений поэтому глубоко эшелонированная, многоступенчатая территориальная дифференциация политической культуры и всей политической жизни — необходимое условие деятельности современного социально-рыночного хозяйства.
Заключение:
Таким образом, устойчивое развитие территориальных образований зависит от многих факторов:
В процессе своего развития территориальная система увеличивает свое разнообразие через разнообразие общественных отношений, экономических видов деятельности, взаимоотношений природопользования в рамках триады «общество - экономика (хозяйство) – природа».
Накопленные в результате увеличения разнообразия противоречия должны быть разрешены для дальнейшего прогресса территориальных образований при этом такие противоречия могут разрешаться как сами собой (без видимых последствий или не контролируемо), так и при участии управляющих подсистем различных уровней. Задача здесь заключается в отслеживании таких изменений и провоцируемых ими противоречий и своевременного принятия решений в отношении способа их разрешения.
При нормальном развитии событий территориальная система переходит из начального в новое состояние, качественно и количественно совершенствуясь. Могут наблюдаться как подъемы, так и спады, более или менее выраженные, однако совершенно необходимые для повышения устойчивости территориальной системы в целом.
Развитие территории так же непосредственно связана с политической организацией общества.
Библиография:
1. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов, Н.Л. Кетова «Основы региональной экономики», Ростов на Дону 2001г.
2. В.А. Колосов, Н.С. Мироненко «Геополитика и политическая география», М.2002г.
3. Территориальная организация населения, под ред. Е.Г. Чистякова, М.2005г;