Содержание

Исследуйте и сравните развитие, основные институты конституционного права в Великобритании и США в XVIII веке_______________________ 3

Начертите схему судебной системы, юридически закрепленную в Соборном Уложении 1649 года, и прокомментируйте ее______________________ 14

Список литературы____________________________________________ 15

Исследуйте и сравните развитие, основные институты конституционного права в Великобритании и США в XVIII веке

Конституционное право Великобритании имеет большую специфику, если сравнивать его с конституционным правом других стран Европы. Главные отличия конституционного права Великобритании в том, что:

• оно гораздо старше конституционного права других стран Европы (первые конституционные акты Великобритании были приняты на 200 - 500 лет раньше, чем конституции европейских государств);

• несмотря на свою «древность», конституционное право Великобритании не имеет главного источника - писанной конституции;

• конституцию Великобритании составляет не единый кодифицированный документ, а несколько актов конституционного характера, принятых в разное время (начиная с XIII в. и заканчивая XX в.);

• помимо указанных конституционных актов конституцию Великобритании («живую конституцию») составляют многочисленные решения судов, конкретизирующие конституционные акты;

• широкое распространение наряду с писанными актами и судебными решениями имеют неписаные, но сложившиеся столетиями конституционные обычаи (например, назначать премьер-министром лидера победившей на выборах партии и др.).

Важнейшими актами конституционного характера Великобритании, составляющими основу британской конституции (фактически заменяющими ее), являются:

• Великая хартия вольностей (1215 г.);

• Хабеас корпус акт (1679 г.);

• Билль о правах (1689 г.);

• Акт о престолонаследии (1701 г.);

• Акты о парламенте 1911 г. и 1949 г.;

• Акты о министрах Короны 1937 г., 1964 г., 1975 г.;

• Акт о народном представительстве (1983 г.);

• Акт о гражданстве (1981 г.);

• Акт о пэрах (1963 г.);

• Акт о Палате общин (1978 г.);

• Акты о местном самоуправлении 1972 г. и 1974 г.

Великобритания - старейшая конституционная (парламентарная) монархия в мире. Первый английский парламент (и первый парламент в мире), ограничивший власть короля, был созван в 1265 г. С этого времени были заложены первые традиции парламентаризма. Окончательно парламентаризм в Великобритании утвердился после республиканской диктатуры Кромвеля в середине XVII в. и «Славной революции» 1688 г.

Высшими органами государственной власти современной Великобритании являются:

• монарх (король или королева);

• парламент (включающий монарха);

• кабинет министров (правительство) во главе с премьер-министром.

Монарх является главой государства Великобритании и одновременно главой церкви. Согласно британской правовой доктрине власть в государстве исходит не от народа, а от монарха - короля или королевы.

Одним из важнейших актов, регулирующих статус монарха, является Акт о престолонаследии (1701). Он закрепляет для Великобритании кастильскую систему наследования престола. Это означает, что престол может наследовать как мужчина, так и женщина. Наследником по праву считается старший сын короля или королевы. Следующий наследник - второй, третий сын и т. д. (по убывающей), минуя дочерей. Если у монарха вообще нет сыновей, то наследуют дочери - по старшинству. (Так случилось в 1952 г., когда трон Георга VI, не имевшего сыновей, унаследовала его дочь - нынешняя королева Елизавета II.)

Монархом Великобритании не имеет права быть католик (только протестант), а также католиком не может быть супруг (супруга) монарха. Трон в Великобритании передается только наследнику и его детям, но не супругу или супруге. Например, если трон унаследовал сын монарха, то он становится королем и имеет права монарха.

Жена короля только именуется королевой, но прав монарха не имеет ни при жизни короля, ни после его смерти и не наследует престола. Но наследником может быть кто-либо из ее детей. Например, принцесса Диана никогда не могла бы стать правящей королевой, а только королевой - женой короля, в то время как ее старший сын Уильям может стать королем-монархом.

Если трон наследует дочь, то она становится правящей королевой (как Елизавета II), в то время как муж королевы королем не становится - он носит титул принца Эдинбургского, наследник престола носит титул принца Уэльсского (в настоящее время это сын королевы Чарльз).

Несмотря на расхожее выражение «английская королева», британский монарх является одним из самых полновластных монархов в Европе и имеет гораздо больше полномочий, чем его европейские (но не азиатские) коллеги.

Полномочия короля Великобритании именуются прерогативами. Прерогативы короля (королевы) могут быть личными и политическими.

Личные прерогативы - это права:

• на корону;

• на мантию;

• на звание;

• на скипетр;

• на церемониал;

• на комплекс дворцов;

• на королевский двор;

• на государственное обеспечение - так называемый «цивильный лист», который составляет в среднем около 8 млн. фунтов стерлингов в год, то есть примерно 12 млн. долларов США в год; для сравнения - годовой оклад президента США - около 200 тыс. долларов - в 60 раз меньше). В последнее время наметилась тенденция отказа монарха от ряда личных прерогатив, переход к более «скромной» жизни: Елизавета II отказалась от освобождения от налогов, от яхты «Британия» и от личного самолета.

Политические прерогативы монарха заключаются в следующем:

• монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин;

• монарх имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом (однако данное право не применялось монархом около 300 лет - с 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия» в действительности абсолютное вето, не преодолеваемое парламентом, -мощнейшее оружие в руках короля (королевы), которого не имеют большинство ни других монархов, ни президентов);

• монарх имеет право по своему усмотрению назначать премьер-министра и министров, а также освобождать их от должности (имея это право - самостоятельного назначения кабинета министров и премьер-министра, королева следует сложившемуся за два столетия конституционному обычаю (не закрепленному в конституционных актах) - назначать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин парламента, а министров - по предложению премьер-министра; однако в послевоенное время королева все же три раза воспользовалась своим правом назначения премьер-министра по своему усмотрению: в 1957 г. назначила на этот пост консерватора Г. Макмиллана, а в 1963 г. - консерватора А. Дугласа-Хьюма (в связи с тем, что в обоих случаях консерваторы не могли четко определиться с лидером партии); в 1974г., когда на выборах консерваторы и лейбористы набрали примерно равное число голосов, королева на свой выбор поручила сформировать правительство лейбористам и назначила премьер-министром Г. Вильсона);

• только монарх имеет право досрочно распускать Палату общин (в действительности согласно конституционному обычаю это всегда делается по решению правительства и премьер-министра);

• монарх единолично возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую - в Шотландии и осуществляет соответствующие назначения;

• монарх является главнокомандующим вооруженными силами, присваивает воинские звания, назначает высший командный состав;

• монарх назначает дипломатических представителей, подписывает международные договоры, объявляет войну и мир;

• монарх возглавляет Британское содружество (в которое входит 50 государств - бывших колоний Великобритании);

• британский монарх является главой государства не только в Великобритании, но и в 17 странах (!) Британского содружества (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию);

• монарх жалует дворянские титулы (пэра и т. д.) и назначает членов Палаты лордов.

В настоящее время правящей является династия Виндзоров. С 1952 г. (почти 50 лет) британский трон занимает королева Елизавета Н. Это 42-й монарх в истории Великобритании и 6-я королева.

Наследником престола является ее старший сын - принц Чарльз. Однако помимо указанных королева имеет еще одну прерогативу - самостоятельно назначить наследника из своих потомков. Общественное мнение Великобритании, как и сама королева, желают того, чтобы после нее трон, минуя Чарльза, наследовал ее внук - принц Уильям (1982 г. рождения) - сын Чарльза и Дианы.

Британский парламент - старейший в мире. Он создан в 1265 г. и структурно состоит из трех частей:

• монарха (короля или королевы);

• Палаты лордов;

• Палаты общин.

Великобритания - редкий пример государства, где одна из палат парламента - Палата лордов - до сих пор формируется по наследству. Данный принцип, как и сама палата, во многом архаичен. Палата лордов («верхняя» палата парламента) численно включает около 1260 (!) членов (помимо архаичности это самая большая по численности палата парламента в Европе - во-первых, и самая «недисциплинированная» - во-вторых, поскольку из почти 1300 ее членов серьезно относятся к своим обязанностям и посещают заседания в лучшем случае 100 человек).

Палата лордов состоит преимущественно из пэров (дворян), баронов (самый низкий дворянский титул), виконтов, графов, маркизов, герцогов. Каждый год число пэров увеличивается, поскольку 2 раза в год (21 апреля - в день рождения королевы и 25 декабря - в Рождество Христово) королева жалует очередные дворянские титулы тем, кто отличился перед Великобританией.

Еще одним парадоксом английского парламентаризма является то, что главную роль в британском парламенте играет «нижняя» палата - Палата общин. Несмотря на наличие многочисленной Палаты лордов, фактически английским парламентом (в полном смысле этого слова) является только одна палата - Палата общин, причем «членами парламента» именуются только депутаты Палаты общин, но не лорды.

К важнейшим функциям Палаты общин относятся:

• решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики страны;

• принятие законов (актов);

• принятие бюджета;

• контроль за деятельностью правительства.

Наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют более узкую коллегию - Кабинет министров (примерно 25 человек), решающий вопросы оперативного управления.

Практически неограниченными полномочиями по руководству правительством обладает премьер-министр, который наряду с наследственной королевой является выборным лидером страны. Статус премьер-министра (назначаемого с середины XVIII в.) не урегулирован в законах и во многом регламентируется обычаями.

Великобритания - унитарное государство со сложным внутренним государственным устройством.

Великобританию составляют:

• Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии;

• острова Пролива и остров Мэн («владения Короны»);

• зависимые территории (отделенные от Великобритании океаном).

В свою очередь, само Соединенное королевство имеет в своем составе четыре исторические части:

• Англию;

• Уэльс;

• Шотландию;

• Северную Ирландию.

Каждая из данных составных частей имеет собственную, официально отграниченную территорию, национальные, языковые особенности, свои культуру, историческую судьбу, административно-территориальное деление и судебную систему.

Великобритания - представитель так называемой англосаксонской правовой системы, где в отличие от стран континентальной системы ведущую роль играет не закон (кодекс), а судебный прецедент - конкретное решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для всех последующих аналогичных дел (то есть судьи не только применяют право, но и сами творят нормы, обязательные для последующих судей, то есть прецеденты).

В системе прецедентного права Великобритании несколько столетий сосуществовали общее право и право справедливости.

Высшей судебной инстанцией для всей Великобритании является Палата лордов во главе с лордом-канцлером. Дела в Палате лордов рассматриваются не всеми лордами, а лишь небольшой коллегией лордов-юристов. Палата лордов может пересмотреть решение (но прибегает к этому крайне редко) любого суда Великобритании, кроме Высокого суда юстициариев Шотландии.

Решения высших судов островов Пролива и острова Мэн могут быть пересмотрены Судебным комитетом Тайного совета при королеве.

США - родина первой в мире конституции. Она была принята 17 сентября 1787 года особым учредительным органом - Филадельфийским конвентом, в состав которого входили 55 делегатов от штатов, а затем ратифицирована Конвентами 11 из 13 штатов, учредивших США.

Конституция США 1787 г. главным образом регулировала вопросы организации государственной власти США:

• устройство, полномочия, порядок выборов Конгресса США;

• статус, полномочия президента республики и порядок его избрания;

• структуру, порядок формирования и полномочия Верховного суда;

• вопросы организации федерации.

Конституция США - достаточно лаконичный документ. Она включает лишь 7 статей.

Следует, однако, оговориться, что статьи американской конституции гораздо объемнее статей современных конституций и в действительности являются разделами (с точки зрения сегодняшнего понимания структуры конституции).

Конституция США относится к числу «сверхжестких». Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовали не менее 2/3 членов обеих палат Конгресса, а затем она должна быть ратифицирована законодательными собраниями 3/4 штатов. Принятые поправки не изменяют самого текста конституции, а присоединяются к ее тексту и размещаются после основного текста под соответствующим номером.

Конституция США 1787 г. (а точнее - ряд поправок к ней) регулирует лишь самые основные, с точки зрения американского законодателя, права и свободы человека:

• свободу слова;

• свободу печати;

• свободу петиций;

• свободу собраний;

• личную свободу (с запретом рабства);

• свободу совести;

• право на неприкосновенность жилища;

• право на скорый и публичный суд присяжных;

• право не свидетельствовать против себя;

• запрет жестоких и необычных наказаний;

• право носить оружие;

• право собственности.

Социально-экономические и культурные права согласно американской правовой доктрине не относятся к числу основных и не нашли своего отражения в конституции, да и вряд ли они могли быть туда включены: конституционное закрепление данных прав повсеместно вошло в мировую практику лишь после второй мировой войны (в новых и новейших конституциях).

Согласно Конституции США 1787 г. государственная власть США делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Высшим органом законодательной власти страны является Конгресс США, состоящий из двух палат: Палаты представителей и Сената.

Палата представителей представляет интересы народа в целом. Конституционный состав палаты - 435 депутатов (именуемых «конгрессменами»). Срок полномочий - 2 года. Выборы в Палату представителей проходят в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года.

Члены Палаты представителей избираются по мажоритарной системе относительного большинства без требования кворума. Каждый штат избирает число представителей, пропорциональное численности населения блага, с учетом того, чтобы 1 представитель избирался примерно от равного числа избирателей, причем каждый штат, как минимум, имел в конгрессе 1 представителя. Выборы проходят в одномандатных округах.

Палата представителей не может быть досрочно распущена.

Членом Палаты представителей может быть избран:

• гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 7 лет;

• достигший 25 лет;

• постоянно проживающий в штате, на территории которого находится избирательный округ.

Сенат – «верхняя» палата конгресса, представляет интересы штатов. Он состоит из 100 сенаторов, избираемых по 2 от каждого штата на 6-летний срок. Каждые 2 года проходят выборы 1/3 сенаторов. Как и Палата представителей, Сенат избирается по мажоритарной системе относительного большинства.

Сенатором США может быть избран:

• гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 9 лет;

• достигший 30 лег,

• постоянно проживающий на территории штата, от которого он баллотируется.

Основное полномочие Конгресса США (обеих его палат) - принятие законов.

Сенат помимо этого участвует в назначении министров, судей Верховного суда, принимает окончательное решение по вопросу импичмента.

Палата представителей избирает своего председателя - спикера. Спикер Палаты представителей - 3-е должностное лицо в стране. В случае невозможности занятия освободившегося президентского поста вице-президентом президентом США становится спикер.

Председателем Сената по должности является вице-президент США.

И Палата представителей, и Сенат создают комитеты и комиссии, которые играют важную роль в работе палат (и порой в жизни страны). 4. Высшим должностным лицом страны; а также главой исполнительной власти является президент США.

Президент США избирается на 4-летний срок путем двухступенчатых косвенных выборов. В ходе выборов формируется особый орган - Коллегия выборщиков, которая затем избирает президента.

В данную коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей.

Число выборщиков от каждого штата различно. Например, штаты Род-Айленд, Аляска избирают наименьшее число выборщиков - 3 (поскольку штаты представлены в Конгрессе 2 сенаторами и 1 представителем), штат Арканзас - 6 (2 + 4); Пенсильвания - 23 (2 + 19), Техас - 32 (2 + 30). Наибольшее число выборщиков избирает Калифорния - 54 (2 + 52).

Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование идет за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список (то есть победившая в штате партия получает сразу все голоса выборщиков от данного штата). Например, партия, за которую проголосовал 51% избирателей Калифорнии, получает все 54 голоса выборщиков от Калифорнии, а партия, набравшая 49% голосов избирателей этого штата, не получает ничего.

Президентом США может быть избран:

• гражданин США по рождению;

• достигший 36 лет;

• обладающий избирательным правом;

• проживший в стране не менее 14 лет.

В одной паре с президентом избирается вице-президент. Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты.

Вице-президент председательствует в Сенате и помогает президенту в его деятельности. В случае смерти или отставки президента вице-президент автоматически становится президентом до окончания текущего 4-летнего срока. Если стал вакантным пост вице-президента, то нового вице-президента назначает президент, после чего его должны утвердить обе палаты Конгресса большинством голосов.

Одно и то же лицо не может быть президентом США более 2 сроков.

Данная норма была установлена XXII поправкой к конституции в 1951 г. после того, как Ф. Рузвельт стал президентом США четырежды и умер на своем посту.

Несмотря на то, что до 1951 г. данная норма не действовала, ни один (кроме Ф. Рузвельта) президент не сумел добиться своего избрания больше чем на 2 срока.

Выборы президента США проходят в четко определенный срок - в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (проще говоря, в 1-й вторник ноября, кроме 1 ноября), а вступление в должность - 20 января следующего года.

Президент США обладает значительным объемом полномочий:

• назначает министров с последующим их утверждением Сенатом;

• непосредственно руководит работой Кабинета министров, который ответствен исключительно перед президентом (Конгресс не может вынести вотум недоверия Кабинету министров);

• в любой момент может освободить любого министра от должности;

• самостоятельно назначает (и освобождает) многочисленных чиновников на федеральном уровне;

• назначает послов в зарубежных государствах с последующим их утверждением Сенатом;

• является главнокомандующим вооруженных сил страны (может в любой момент самостоятельно принять решение об использовании вооруженных сил);

• руководит внешней политикой, подписывает международные договоры;

• осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и исполнительные приказы;

• назначает членов Верховного суда с последующим их утверждением Сенатом;

• обращается с посланиями к стране.

Важнейшим полномочием президента в сфере законодательного процесса является право вето. Президент имеет право в 10-дневный срок наложить вето на любой закон, принятый Конгрессом. Вето может быть преодолено 2/3 голосов депутатов каждой из палат Конгресса. В условиях США, где партия, имеющая в палате большинство, редко достигает квалифицированного большинства, а мнения партий по законопроектам часто противоположные, преодолеть вето президента практически невозможно.

Обычно вето президента преодолевается примерно в 10% случаев, а в 90% случаев остается непреодоленным. Это означает, что президент может самолично (наложив вето) фактически отменять законы, принятые Конгрессом.

Конституция США предусматривает возможность особой процедуры - импичмента - парламентского суда с возможным освобождением от должности президента США и других должностных лиц.

Процедура импичмента состоит из нескольких стадий:

• юридический комитет Палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента;

• после прений Палата представителей простым большинством голосов от общего числа членов Палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената; при этом формулируются конкретные пункты обвинения – «статьи импичмента»;

• дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело (на началах состязательности сторон, с вызовом свидетелей, истребованием доказательств);

• Сенат выступает в качестве суда присяжных;

• без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения (по каждой «статье импичмента»);

• решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов;

• если хоть один из пунктов обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент (осуждение) считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность.

За годы существования США судом импичмента были осуждены только 4 судей. Трижды к суду импичмента привлекался президент США:

• в 1868 г. - Э. Джонсон;

• в 1974 г. - Р. Никсон;

• в 1999 г. - Б. Клинтон.

Во всех трех случаях импичмент с юридической точки зрения оказался безрезультатным. За всю американскую историю ни один американский президент не был смещен с должности в порядке импичмента. В 1974 г. со своего поста добровольно с целью избежать импичмента ушел президент Р. Никсон.

Определяющую роль при выборах Конгресса, президента США, губернаторов и иных должностных лиц играют политические партии.

В США исторически сложилась двухпартийная система, в результате чего на выборах всех уровней соперничают друг с другом кандидаты от двух партий - демократической и республиканской.

В прошлом демократическая партия, основанная в 1828 г., представляла интересы рабовладельческого Юга, а республиканская партия, основанная в 1854 г., - интересы промышленного Севера. После отмены рабства в 1865 г. различия между партиями стали минимальными.

В настоящее время республиканская партия имеет сильные позиции на Северо-Востоке страны и ее поддерживают, как правило, средние и обеспеченные слои населения, преимущественно белые избиратели. Демократическая партия имеет сильные позиции на Юге, часто ее избирателями являются бедные слои населения, а также чернокожие и испаноязычные.

Партии не имеют фиксированного членства, членских билетов, но зато имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате и в столице. Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Практически невозможно стать членом Палаты представителей, сенатором, губернатором штата, президентом США без поддержки партии (то есть не будучи ее кандидатом) и ее организационных структур (аппарата).

Нередко партии в США именуют избирательными машинами.

Все выборы в США делятся на две стадии - праймериз (первичные выборы) и непосредственно выборы. Во время праймериз (первичных выборов) идет борьба внутри каждой партии за право стать ее официальным кандидатом (в Конгресс по округу, в губернаторы, президенты). Окончательно вопрос о кандидате решают рядовые члены партии путем голосования (в округе, штате, масштабе всей страны).

Когда от каждой партии окончательно определяется единственный кандидат на выборную должность, начинается второй этап, во время которого борьбу уже непосредственно за должность ведут 2 кандидата - от демократической партии и от республиканской.

На всех выборных должностях, включая президента США, республиканцы и демократы периодически сменяют друг друга. В результате происходит смена власти, конкретных людей у власти. Соперничество партий заставляет выборных лиц всегда быть «в форме». В то же время, поскольку цели партий сходны, государственный курс в целом остается тем же.

В США предпринимались попытки создать другие партии помимо демократической и республиканской, выдвинуть «третьего кандидата», но все эти попытки заканчивались провалом. «Третьи» партии имели временный характер, были маловлиятельны и быстро рассыпались, не сумев поколебать сложившуюся двухпартийную систему.

Судебная система США отличается от судебных систем других стран. Ее Специфика заключается в том, что в стране существуют параллельно 50 судебных систем (отдельно в каждом штате) и федеральная судебная система.

Каждый штат самостоятельно устанавливает свою судебную систему, порядок наделения полномочиями судей (они избираются либо населением, либо легислатурой, либо иными должностными лицами), свою систему наказаний (одно и то же деяние может быть преступлением в одном штате и не быть таковым - в другом; либо за сходное преступление один штат может установить более жесткое наказание, другой - более мягкое).

Во главе судебной системы каждого штата стоит Верховный суд штата.

США - федеративное государство. Составные части федерации – штаты - обладают многими признаками государства (в переводе с английского state - государство), поскольку имеют: свою конституцию; свои законы; собственную судебную систему во главе с Верховным судом штата; гражданство штата; свои органы государственной власти; символику.

Однако штаты в полном смысле этого слова государствами не являются. Они не имеют права: выходить из состава федерации; вводить внутреннюю таможню; вводить на своей территории собственную валюту; самостоятельно вести международную политику; иметь свои вооруженные силы.

Начертите схему судебной системы, юридически закрепленную в Соборном Уложении 1649 года, и прокомментируйте ее

 

Список литературы

1.     Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 1996.

2.     Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.: Юрист, 1997.

3.     Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств М.: БЕК, 1996.