Содержание

Введение............................................................................................................. 3

1. Усиление процесса обмерещения всех сфер культур................................ 4

2. Школа и литература XVII в........................................................................ 6

3. Зодчество и живопись в XVII в................................................................... 9

Заключение...................................................................................................... 12

Список литературы........................................................................................ 14

Введение

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции - все это органично соединилось с элементами  культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость. Огромное значение в культурной жизни Руси имело принятие христианства. Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования. Христианство, внедрявшееся зачастую насильно в народную среду, трансформировалось под воздействием местных традиционных культов, приспосабливалось к народному языческому сознанию. В первой половине XIII в. Русские земли стали объектом монголо-татарского завоевания с востока, а на севере Русь отражала натиск германских рыцарей-крестоносцев, шведов и датчан. Наиболее разрушительным оказалось нашествие монгольских орд. Все это повлияло на развитие культуры Русского государства. Поэтому в своей работе мне более подробно хотелось бы рассмотреть просвещение, литературу, фольклор, архитектуру и живопись Руси XII - XV вв.

1. Усиление процесса обмерещения всех сфер культур

XVIIв. В истории русской культуры – конец эпохи средневековья. В этот период возникает много новых явлений, поскольку происходит разрушение традиционного мировоззрения, все сильнее во всех сферах проявляются светские начала. Такой процесс называется секуляризацией (обмирщением) культуры. Борьба светского и духового направления в культуре характерна для XVII в. При этом нужно учитывать, что новые явления в культуре с трудом прокладывали себе дорогу. Однако именно? XVII в. был подготовлен переворот в области культуры, который произошел в первой четверти XVIII в в результате преобразований Петра I.

Россия XVII в. была сословно-представительной монархией, эволюционирующей в сторону абсолютизма. Этот процесс подтверждают постепенное отмирание Земских соборов (последний состоялся в 1653 г.) и победа светской верховной власти над духовной в споре между царем Алексеем Михайловичем (отцом Петра I) и патриархом Никоном. Для укрепления позиций русского православия и поднятия его мирового престижа Никон провел единоличной властью патриарха и в обход поместного церковного собора богослужебную реформу по византийскому образцу (трехперстное крестное знамение вместо двухперстного, поясные поклоны вместо земных, трехкратное "аллилуя" вместо двухкратного, крестные ходы вокруг церкви по солнцу вместо против солнца, шестиконечный крест вместо восьмиконечного, стали писать "Иисус" вместо "Исус", исправление богослужебных книг и икон по византийскому образцу, введение регулярной церковной проповеди и др.), что вызвало к жизни движение за сохранение старых обрядов (старообрядчество во главе с протопопом Аввакумом) и привело русскую церковь к расколу. Попытка поставить патриаршество (теократию) выше самодержавия (цезаре-кратии) породило конфликт между Никоном и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Никон в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Церковный собор 1666 г. низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь. Сам же глава раскольников протопоп Аввакум вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе (1682). Однако он оставил заметный след в истории русской культуры; его перу принадлежат известные сочинения: "Книга бесед", "Книга толкований" и знаменитое "Житие" — первая в истории русской литературы автобиография, написанная самим автором. Аввакум ярко и страстно обличал пороки официальной церкви, царские "неправды" и порядки в стране, выражал социально-утопические чаяния крепостного крестьянства. Жестокие преследования вынуждали раскольников-староверов бежать в глухие районы России и создавать там свои общины. Они противостояли не только духовным, но и светским нововведениям, и даже Петра I объявили антихристом. Старообрядчество в целом было не только формой выражения антиправительственного и антикрепостнического протеста. В этом движении проявилась реакция консервативных сил общества на проникновение науки и просвещения в Россию, враждебность обмирщению духов ной жизни общества, его культуры.

Таким образом, новые явления в культуре XVII в. утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищала церковь. Церковные иерархи препятствовали расширению культурных связей с "латинствующей" Западной Европой. Патриарх Иоаким, например, добился закрытия первого придворного театра, а в 1566 г. из-за преследования реакционного духовенства вынужден был переехать из Москвы в Беларусь и первый русский первопечатник Иван Федоров (белорус по происхождению). Основная масса населения была погружена в темноту и суеверия, грамотных людей было мало. Духовная монополия церкви была поколеблена, но ее влияние оставалось очень сильным. Для дальнейшего успешного развития русской культуры требовались решительные преобразования, которые и были проведены Петром I.

Следует отметить, что отношение властей и тогдашней русской "интеллигенции" (включая книжное духовенство и образованных мирян) к русско-европейским культурным контактам было непоследовательным и противоречивым. В русских умах в XVII в. вырисовывались три пригодных для России пути развития. Первый путь Москвы как "третьего Рима", идеологической наследницы Византии, ("голицы вселенского православия, которая сможет возродить утраченную византийско-славянскую общность и противостоять крепнущему после Тридентского собора Риму:

Высшее выражение эта идея получила в деятельности патриарха Никона. Второй путь предусматривал восстановление и обновление "святой Руси", отказ от вселенских византийских претензий, настаивал на самодостаточности старинной традиции. Эту линию выражали "ревнители древнего русского благочестия" — протопоп Аввакум вместе со своими сподвижниками, врагами Никона и новых византийских обрядов. Наконец третий путь — сближение с Западной Европой и усвоение европейской культуры — предлагали западники во главе с Петром I. Им и суждено было победить.

2. Школа и литература XVII в.

Летописи как форма исторических сочинений постепенно отмирают. "Новый летописец", составленный около 1630 г. носил официальный характер, обосновывал •': "права" бояр Романовых на русский престол. Летописи продолжали составляться в Сибири, в некоторых других городах но они утратили общерусский характер, стали местными. На смену летописям пришли исторические повести. Цикл таких повестей был вызван к жизни событиями "Смуного времени" ("Сказание" Авраамия Палицына", "Временник" дьяка Ивана Тимофеева). Современники старались разобраться в причинах потрясений, обрушившихся на Россию в начале XVII в. В исторических повестях появляется интерес к человеческой личности, события представляются как следствие деятельности людей, а не "божьей воли". Исторические сочинения приобретают все более светский характер, подготавливая превращение исторических знаний в науку. Первыми печатными книгами по истории стал "Синопсис" И.Гизеля, содержавший краткий обзор русской и украинской истории, и "Скифская история А.Лызлова, излагавшая борьбу России с татарами и турками, которых автор объединяет под общим названием "скифы".

Критика религиозного мировоззрения нашла отражение и в художественной литературе XVII в. Здесь появился новый асанр —демократическая бытовая сатира. Среди объекте! сатиры — церковь и суд ("Повесть о Куре и Лисе", 'Сказание о попе Савве и великой его славе", "Повеет! о Шемякином суде"), образ пронырливого индивидуалиста ("Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Ерше Ершовиче"), тема взаимоотношения "отцов и детей" ("Повесть о lope-злосчастии") и др.

Эпоха агитационной публицистики, имевшей конкретные задачи и рассчитанной на немедленный эффект, миновала вместе с эпохой Смуты. Пришло время размышлять о ее причинах, дать ее историческое объяснение. Этим занялись писатели, творившие уже после воцарения новой династии Романовых. В их произведениях и составлялось то художественное открытие, которое Д.С.Лихачев определил как "открытие характера".

В средневековом русском историческом повествовании Человек "абсолютизируется" — он либо абсолютно добр, либо абсолютно зол. Переходы из одного состояния в другое возможны (в том случае, например, когда язычник становится христианином), но это не медленный, сопровождаемый колебаниями и размышлением процесс, а быстрая и резкая метаморфоза. Авторы XVII в. уже не считают злое или доброе начало в характере человека чем-то изначальным, вечным, раз навсегда данным (один Бог только свят, как и дьявол только грешен, а человек же не бывает ни только добр, ни только зол, но и то, и другое). Изменчивость, динамизм характера, как и его контрастность, нетождественность, противоречивость теперь не смущают писателя: напротив, он доискивается причин такой изменчивости, указывая наряду с общим постулатом о "свободной воле" на человеческое тщеславие, властолюбие, влияние других людей и др.

Еще одна черта знаменует новизну подхода к своим темам авторов XVII в. — их субъективизм в интерпретации событий. Эти авторы, будучи активными участниками событий, в своих сочинениях выступают отчасти и как мемуаристы. В их сочинениях уже заложен тот интерес к собственной личности, который будет интенсивно сказываться в течение всего XVIII в.

Несомненно, что в этом факте виден тот "замедленный Ренессанс", который давал себя знать уже в XVI в. XVII в. в целом — это век перехода к художественной литературе нового времени, век развития индивидуального начала во всем — в самом писателе и его творчестве, век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности, индивидуального протеста, связанного с трагическими поворотами в его биографии. Индивидуальное начало способствовало появлению силлабической поэзии и регулярного театра (творчество С. Полоцкого в Москве). Демократическая литература (жанр бытовой смеховой сатиры), возникшая в XVII в., во многом подобна народной книге на Западе. Она близка фольклору, разговорному и деловому языкам.

Смена иностранных влияний, которая произошла в русской литературе XVII в., также характерна для этого периода перехода к типу литератур нового времени.

Первоначальная ориентированность русской литературы на литературы византийского круга сменяется в XVII в. ориентированностью западноевропейской, причем появляется новый тип взаимодействия: в XVII в. на Русь из Европы переносятся не столько памятники, сколько стиль, литературные приемы, эстетические вкусы и представления.

3. Зодчество и живопись в XVII в.

Как одно из проявлений этого влияния нового типа может рассматриваться и русское барокко. Русское барокко — это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Беларуси. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусских воздействий. Это новые идейные влияния, новые темы, новые жанры, и, конечно же, новый стиль.

Барокко, которое в других странах пришло на смену Ренессансу и явилось его антитезисом, оказалось в России по своей историко-культурной роли близким Ренессансу. Оно носило просветительский характер, во многом содействовало освобождению личности и было связано с секуляризацией культуры в противоположность Западу, где в некоторых случаях барокко знаменовало собой как раз обратное — возвращение к церковности.

Центрами русской культуры XVII в. стали города. В планировке городов произошли изменения: впервые возникло регулярнее расположение улиц в виде правильной сетки, состоящей из параллельно идущих проездов, пересекающихся под прямым углом. Развитие торговли, связанное с формированием всероссийского рынка, способствовало строительству каменных промышленных, торговых, складских помещений. Улицы мостились бревнами. В зодчестве продолжали развиваться традиции шатрового стиля. Усиливалось стремление к декоративности: церкви украшали цветными изразцами, фигурным кирпичом (своеобразный протест против религиозного аскетизма). Все чаще заказчиками в строительстве храмов выступали богатые купцы и посадские (городские ) общины. Соревнуясь друг с другом в роскоши отделки храмов, заказчики забывали об их духовном предназначении и делали церкви символами своего земного процветания. Крупное строительство вела сама церковь (Ростовский Кремль, Новодевичий монастырь в Москве). Богатые купцы и бояре строили себе каменные палаты. Оформился новый стиль: московское (или на рышкинское) барокко — многоярусность, цветной декор, симметричность композиции (церковь Покрова в Филях).

Светские мотивы проникли и в церковную живопись. Сюжеты были религиозными, но русские живописцы наполняли их реалистическим содержанием и даже развивали их в сторону натурализма в знак противостояния официальным византийским канонам. Так, в росписях посадских церквей Ярославля, Костромы содержался прямой вызов церкви. Например, в церкви Спаса в Ярославле библейские сюжеты оказались лишь поводом для изображения женского тела, правда, в образе "блудницы Вирсавии". Процесс обмирщения затронул и светскую живопись: появилась портретная живопись (парсуны). Художественным центром была Оружейная палата; где работали С.Ушаков, сочетавший традиционные византийские приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы, С. Полоцкий, создавший трактат о живописи нового реалистического направления. Икона С.Ушакова "Богоматерь Владимирская", или "Насаждения древа Российского государства", содержит портреты деятелей русской истории.

Успехи ремесла и торговли создавали предпосылки для накопления научных знаний, в основном носящих прикладной, практический характер. При измерении земельных площадей пользовались "Книгой сошного письма". В 1621 г. был составлен "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки". В военном деле применялась химия, физика, механика, был изобретен угломерный прибор — "четверогранец". Русские пищали с клиновидными затворами были новинкой для своего времени. Славилось искусство мастеров колокольного литья. В середине XVII в. мастера отлили огромный колокол весом в 12,5 тыс. пудов. В медицинской практике пользовались "Травниками" и "Лечебниками", в Аптекарском приказе составили "Фармакопею". Освоение новых земель и внутренняя колонизация Сибири и Дальнего Востока способствовали развитию географических знаний: были созданы первые сводные карты — "Чертежи" и географические справочники —"Дорожники". Землепроходцы с востока и севера, русские послы с Запада и Юга присылали описания зарубежных стран, их населения, обычаев и законов, растительного и животного мира. Оживление торгово-промышленной деятельности побуждало к овладению грамотностью. Посадскому человеку грамотность давала возможность поступления на службу в приказ. Издавались учебные пособия: "Букварь" В.Бурцева, "Грамматика" М.Смотрицкого, "Считание удобное для купующих и продающих", имелись рукописные азбуковники и "Цифровые счетные премудрости". Открывались посадские школы. В Москву приглашались ученые монахи из Киева, знакомые с науками Западной Европы. В 1665 г. С.Полоцким была открыта государственная школа, где готовили подъячих для правительственных учреждений. В 1687 г. было основано Славяно-греко-латинское училище — первое высшее учебное заведение России (по проекту С. Полоцкого). Посольский приказ издавал для царского двора первую рукописную газету "Куранты".

Заключение

Монголо-татарское нашествие имело катастрофические последствия для древнерусской культуры, хотя и не смогло уничтожить ее совсем. Опустошение русских земель, разорение городов, сопровождавшиеся разрушением и гибелью материальных и культурных ценностей, истребление и увод в плен значительной части сельского и городского населения, частые набеги и взимание тяжелой дани на долгое время прервали процесс культурного развития страны. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси на полвека прекращается строительство каменных зданий. Утрачивается искусство целого ряда художественных ремесел (изготовление мозаики, производство изделий с чернью и зернью, с перегородчатой эмалью), были забыты многие технические приемы и навыки. Погибло огромное количество памятников письменности, пришли в упадок летописание, живопись, прикладное искусство. И хотя с конца XIII в. наметились некоторые признаки возрождения, упадок в различных сферах культуры наблюдается вплоть до середины XIV в.

Лишь со второй половины XIV в. в русских землях начинается новый подъем культуры. Основное содержание культурного процесса обусловливалось задачами освобождения от ордынского владычества и воссоединения русских земель. Определяется ведущая роль Москвы в этом процессе и возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Русской земли становится ведущей. В XV в. национальное возрождение и укрепление могущества единого Русского государства составляет пафос развития общерусской культуры. Укрепляется роль и значение русского языка, литературные произведения все более подчиняются теме государственного строительства, растет интерес к истории Отечества.

Созданные в 20—30-е годы, их открытия и поиски — это целая эпоха в культуре, ознаменовавшаяся необыкновенным взаимопроникновением различных течений и направлений, видов искусства. Так, импрессионизм и экспрессионизм, получившие яркое воплощение в западной живописи, в России более талантливо проявили себя в литературе в произведениях Замятина, Ремизова, Волошина, Пастернака, Ходасевича, в музыкальных сочинениях того времени. Музыкальное творчество наших композиторов испытало на себе влияние модернистских течений в искусстве, не избежал его и выдающийся русский советский композитор Шостакович и др. Маяковский — приверженец футуризма, многое использовал из его эстетической платформы в своей поэзии, живописи, киноискусстве. Футуристы, многие из которых, правда, эмигрировали, продолжали с успехом творить в революционной России.

Список литературы

1.     Арнольдов А.И. введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993. - 400с.

2.     Багдасарян Н.Г. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. - -М.: Высш. шк., 1999. - 511с.

3.     Быстрова Н.А. Мир культуры. Основы культурологии. Учебное пособие. М., 2000. – 680 с.

4.     Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. - 258с.

5.     Качановский В.В. История культуры России. Мн.:ИП «Экоперспектива», 1999. – 222с.

6.     Культурология. История и теория культуры. М., 1998. – 410с.

7.     Культурология. Ростов-на-Дону: Мзд-во «Феникс», 1999. – 576с.