СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Резюме проекта. 5

2. Описание предприятия и отрасли. 6

3. Описание инвестиционного проекта. 14

4. Оценка конкурентов и маркетинг. 18

5. Организационный план. 23

6. Финансовый план. 25

7. Эффективность проекта. 31

Заключение. 33

Список литературы.. 35

 

Введение

Деловые люди в большинстве своем настроены действовать, а не выступать с предложениями. Они предпочитают находиться на поле боя, "на острие бизнеса", а не сидеть в тылу, разрабатывая план наступления. И многие из них испытывают затруднения, когда нужно внятно изложить свое понимание бизнеса, который зачастую является для них "второй натурой".

Поэтому подготовка и составление бизнес-плана превращается для них в тяжкую обязанность, которую, однако, приходится выполнять. И каким бы трудным ни представлялось это дело, все же Бизнес-план абсолютно необходим для любого предприятия [6, с. 160.].

Бизнес - план выполняет три функции.

Во-первых, он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса. Появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще "на бумаге", а не в реальности, рассмотрев свою компанию со всех сторон — маркетинга, финансов и производственной деятельности.

Во-вторых, бизнес - план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности компании за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета производственной деятельности и тщательного контроля над тем, насколько точно фирма придерживается его, В •том отношении такой план может и должен стать основой для нового плана. По прошествии некоторого времени (а впоследствии — периодически) с бизнес-планом следует сверяться, чтобы выявить, по каким показателям компания отклонилась от него и можно ли считать эти отклонения благоприятными или нежелательными, а также определить, как должен развиваться бизнес в будущем.

И, наконец, третьим предназначением бизнес-плана (большинство считают его главным) является необходимость привлечения или "добывания" денежных средств. Большинство заимодавцев или инвесторов не вложит деньги в бизнес, не увидев бизнес-плана. Бытуют истории о предпринимате­лях с хищными глазами и рисковых ("венчурных") капитала держателях, которые с авторучками наготове встречаются за коктейлем, быстро набрасывают на мокрой салфетке какой-то план, пожимают друг другу руки и становятся "партнерами" в "горячем" бизнесе, сделав ставку на некую технологию. Однако все это не более, чем миф [5, с. 90].

1. Резюме проекта

 

Сущностью инвестиционного проекта является развитие магазина бытовой электроники ООО «Народная компания» по ул. Стрельникова. Оно подразумевает проведение следующих мероприятий:

-         ремонт магазина;

-         монтаж и установку нового торгового оборудования, подходящего для внедрения формы самообслуживания;

-         внедрение системы самообслуживания покупателей;

-         расширение ассортимента бытовой техники;

-         улучшение сервисного обслуживания.

Для финансирования инвестиционного проекта потребуются собственные и заемные денежные средства. Общая потребность в инвестициях составляет 1900 тыс. рублей. Предприятие имеет в качестве собственного капитала денежные средства в размере 400 тыс. рублей, которые оно может направить на реализацию инвестиционного проекта. Таким образом, потребность в заемном капитале составляет 1500 тыс. рублей. В качестве заемного капитала может выступить банковский кредит на сумму 1500 тыс. рублей. В качестве залога выступает рыночная стоимость данного магазина бытовой техники, которая составляет не менее 1500 тыс. рублей.

Инвестиционный проект по переоборудованию и модернизации магазина бытовой электроники «Народной компании» является эффективным. Срок окупаемости инвестиций составляет всего 5 месяцев. В первый год реализации инвестиционного проекта планируется получение чистого дисконтированного дохода в размере 319,6 тыс. рублей. В следующий год величина чистого дисконтированного дохода возрастет до 4500 тыс. рублей.

Перечисленные показатели подтверждают высокую эффективность проекта, следовательно, обосновывают необходимость его практической реализации.

2. Описание предприятия и отрасли

ООО «Народная компания» была создана 28 сентября 1992 года. На сегодняшний день компания, претерпев множество изменений, является холдингом, объединяющим:

-         системы продовольственных магазинов «24 часа любимые продукты»;

-         систему магазинов бытовой электроники «Народная компания»;

-         авторизованный сервисный центр «Народная компания»;

-         рекламное агентство «Народная компания»;

-         ночной клуб «Velicano»;

-         торговый мегацентр «НК СИТИ»;

-         авиакассы «ДААК-ИКАР».

Таким образом, основными направлениями деятельности компании является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, бытовой техникой, сервисные услуги, рекламная деятельность, деятельность в сфере организации отдыха и развлечений, посредничество в предоставлении услуг воздушного транспорта.

В настоящее время «Народная компания» является дилером ведущих мировых производителей аудио-видео и бытовой техники в Хабаровске.

Объектом инвестиционных вложений, необходимость которых обосновывается в настоящем бизнес-плане, является один из магазинов бытовой электроники «Народной компании», находящийся по адресу: ул. Стрельникова, 16а.

ООО «Народная компания» – динамично  развивающаяся коммерческая организация. Если проследить динамику изменения объемов продаж предприятия за несколько лет, то можно увидеть, что объемы его деятельности непрерывно увеличиваются (см. рисунок 1). На конец 2005 года объем продаж компании по сравнению с началом 2003 года увеличился в 2,2 раза. Среднеквартальный темп роста объема продаж в 2003-2005 годах составляет 116%.

Рисунок 1 – Динамика объема продаж ООО «Народная компания»

В таблице 1 приведены общеэкономические показатели деятельности «Народной компании» в 2004-2005 годах.

Таблица 1

Общеэкономические показатели деятельности ООО «Народная компания»

Показатель

2004 год

2005 год

I

II

III

IV

I

II

III

Выручка, млн. руб.

218,9

235,6

257,9

264,4

283,0

300,0

319,0

Издержки обращения, млн. руб.

28,5

29,0

28,4

35,4

39,6

42,3

43,1

Уровень издержек обращения, %

13

12,3

11

13,4

14

14,1

13,5

Основные фонды, млн. руб.

1234,3

1321,5

1456,6

1570,5

1610,3

1772,3

1890,3

Запасы ТМЦ на складах, млн. руб.

44,6

53,4

66,8

75,8

86,7

100,7

112,9

Оборачиваемость запасов, раз

4,9

4,4

3,9

3,5

3,3

3,0

2,8

Валовая прибыль, млн. руб.

39,40

42,41

46,42

47,59

50,94

54,00

57,42

Рентабельность продаж, %

18,1

17,5

17,9

18,0

18,4

18,3

18,0

Численность персонала, чел.

1246

1279

1354

1365

1391

1432

1480

Выработка на одного работника, тыс. руб.

175,68

184,21

190,47

193,70

203,45

209,50

215,54

Уровень текучести кадров, %

18,1

18,5

17,2

16,4

16,2

16,6

16,5

Из таблицы следует, что выручка компании растет, уровень издержек обращения в среднем остается постоянным – около 13%. Компания развивается, открывает новые магазины, кассы, сервисные центры, соответственно, идет наращивание объема основных фондов. Однако, наряду с ростом объема продаж компании снижается оборачиваемость запасов: за 2004-2005 года значение этого показателя снизилось в 1,7 раза.

Валовая прибыль компании растет пропорционально выручке от продаж.

Выработка на одного торгового работника постоянно увеличивается. На 1 октября 2005 года она составила 215,54 тыс. руб. в квартал, это в 1,23 раза больше, чем на 1 января 2004 года.

Численность персонала компании за 2004-2005 года увеличилась на 19% (234 человека), при этом снизился уровень текучести кадров с 18 до 16%.

Таким образом, приведенные показатели деятельности в целом свидетельствуют об успешной деятельности компании.

Сеть магазинов бытовой техники «Народной компании» насчитывает 6 магазинов. Рассмотрим эффективность деятельности каждого из магазинов.

В таблице 3 приведены основные показатели их деятельности.

Таблица 3

Показатели эффективности деятельности магазинов бытовой электроники ООО «Народная компания» в 2004-2005 годах

Показатель

Магазин

Всего

1

2

3

4

5

6

2004 год

 

Выручка, млн. руб.

390,72

65,12

65,34

44,5

77,9

45,6

92,26

Уровень издержек обращения, %

13,4

13,2

13,1

14,2

12,8

14,0

13,5

Запасы ТМЦ на складах, млн. руб.

79,7

13,3

11,3

11,1

15,9

9,3

18,8

Оборачиваемость запасов, раз

4,8

4,1

4,5

4,1

4,6

5,2

5,3

Валовая прибыль, млн. руб.

70,3

11,7

10,0

4,8

14,0

8,2

16,6

Рентабельность продаж, %

17,5

18,1

18,2

17,5

17,8

17,9

18,1

Выработка на одного работника, тыс. руб.

188,5

189,6

180,4

170,1

190,3

182,3

188,4

2005 год

 

Выручка, млн. руб.

500

83,33

77,65

45,1

83,6

68,8

141,52

Уровень издержек обращения, %

13,5

13,3

12,9

14,3

13,1

13,8

13,6

Запасы ТМЦ на складах, млн. руб.

178,6

29,8

24,2

19,7

29,9

24,6

50,5

Оборачиваемость запасов, раз

2,8

3,1

2,9

2,7

2,7

3,2

3,1

Валовая прибыль, млн. руб.

90,0

15,0

12,2

4,9

15,0

12,4

25,5

Рентабельность продаж, %

18,2

18,2

18,0

17,5

17,9

18,0

17,9

Выработка на одного работника, тыс. руб.

205,5

195,6

188,3

171,2

206,7

199,1

206,4

Анализируя таблицу, видим, что развиваются все магазины за исключением третьего. Под номером 3 выступает магазин бытовой электроники по ул. Стрельникова. Итоги его деятельности в 2004-2005 годах следующие:

1)    рост выручки составил всего 600 тыс. рублей (1,1%);

2)    уровень издержек обращения увеличился на 0,1 пункта;

3)    запасы товара на складе магазина увеличились на 73%;

4)    оборачиваемость товарных запасов снизилась на 52%;

5)    рентабельность продаж не изменилась;

6)    выработка торговых работников увеличилась на 1%.

Необходимо разработать инвестиционный проект для развития данного магазина. Потенциал для развития имеется благодаря тому, что в настоящее время бытовая техника является одним из наиболее востребованных товаров на рынке.

Рынок бытовой техники в России является наиболее развитым розничным направлением, а потому и наиболее конкурентным. В 2004 году его рост составил 20%. Причем аналитики отмечают, что в последние годы рост этого сектора обусловлен потребительской активностью населения, которая возникла в связи с улучшением общего благосостояния [2, с. 204].

Другой причиной роста рынка являются программы потребительского кредитования, разработанные некоторыми банками. А также введение в сетях, торгующих бытовой техникой, дисконтных и накопительных карт.

В магазинах, участвующих в программах потребительского кредитования, доля кредитуемых продаж достигает 30%. По августовским данным банка «Русский стандарт» (2004 г.), его кредитом воспользовалось 450 тыс. человек. Причем каждые полгода число клиентов банка, прибегающих к этой услуге, удваивается [2, с. 210].

На сегодняшний день доля присутствия европейских и азиатских компаний на нашем рынке, по оценкам специалистов, составила 80%. Остальные 20% делят между собой российские и белорусские производители.

Из-за того, что велика доля импорта, оценить объемы рынка бытовой техники достаточно трудно. Так, по данным ГТК, которые опираются на данные деклараций, объем рынка составляет чуть более 2 миллиардов долларов. По данным корпоративных экспертов, чьи оценки строятся на информации по рознице, рынок всей бытовой техники составляет 5-6 миллиардов долларов. Выходит, что на долю «серого» импорта приходится практически половина рынка. Вместе с тем около 40 процентов емкости декларированного рынка приходится на крупную бытовую технику.

Исследование «Стиль жизни среднего класса», проведенное журналом «Эксперт» и маркетинговым агентством «Эксперт МА», показало, что количество людей, которых  можно отнести к среднему классу с доходом от $150 в месяц на одного члена семьи, практически достигло докризисного уровня. В 1997 году средний класс составлял 25-30% населения России, в 2003 году - 24-26% (около 36 млн. человек). При этом его доля на российском потребительском рынке равна 55%. По прогнозам «Эксперт МА», в 2005 году произойдет увеличение доли среднего класса до 35-37%  [10, с. 11].

В 2005 году структура рынка бытовой техники сложилась следующим образом (рисунок 2) [10, с. 12].

Рисунок 2 – Структура российского рынка бытовой техники в 2005 году

Основную долю рынка бытовой техники составляют товары западных (43%) и азиатских (37%) производителей. Остальную долю делят между собой отечественные (12%) производители и производители стран СНГ.

Анализ различных товарных групп бытовой электроники и их перспектив на российском рынке представлен в таблице 4.

Из таблицы видим, что наиболее перспективными секторами рынка являются продажа стиральных машин, микроволновых печей, прочей бытовой электроники (DVD-плееров, миксеров, фенов, видеокамер, водонагревателей, кондиционеров, кофемолок, комбайнов, кофеварок, магнитол, музыкальных центров, кухонной техники, соковыжималок, телефонов, тепловентиляров, утюгов и пр.).

Таблица 4

Анализ рынка бытовой электроники по товарным группам

Наименование товарной группы

Доля спроса, %

Характеристика

Позиция

Насыщен-ность, %

Холодильники

28

Доминируют отечественные «Стинол», «Атлант», «Позис»,  а также зарубежные Ariston, Indesit, LG, Samsung, Electrolux и Bosch - недорогие и хорошего качества

Стабильная

85

Стиральные машины

18

Доминируют дорогие и высокого качества

Растет

60

Бытовые плиты

14

Доминируют средней стоимости, высоко качества

Стабильная

80

Телевизоры

11

- // -

Стабильная

85-90

Видеомагнитофоны

6

- // -

Растет

65-70

Микроволновые печи

5

- // -

Растет

45-50

Пылесосы

5

- // -

Растет

80

Прочее

13

- // -

-

50

Теперь проанализируем положение ООО «Народная компания» на рынке бытовой электроники в Хабаровске. Динамика объема продаж компании на рынке приведена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Динамика объема продаж бытовой техники ООО «Народная компания» и емкости рынка товара в г. Хабаровск

Из рисунка видим, что на протяжении 2004-2005 годов продажи бытовой техники ООО «Народная компания» и емкость рынка бытовой техники увеличились. Рассматривая темпы роста, получаем, что объем продаж компании увеличился на 28%, а емкость Хабаровского рынка бытовой техники на 52%. Таким образом, темпы роста рынка превышают темпы роста объема продаж компании. Это говорит о том, что у компании имеются резервы для развития на рынке, в то же время на данном направлении деятельности все больше возрастает конкуренция.

На рисунке 4 приведена динамика доли компании на рынке.

Рисунок 4 – Динамика доли ООО «Народная компания» на рынке бытовой электроники

По причине усиления конкурентной борьбы на рынке бытовой техники, появления новых конкурентов, доля компании снизилась с 40 до 34 процентов. Тем не менее, она занимает значительную долю рынка в данном сегменте.

Одним из инвестиционных проектов, направленных на укрепление конкурентной позиции ООО «Народная компания», является развитие магазина по ул. Стрельникова, которое подразумевает:

1)    переоборудование и ремонт магазина;

2)    внедрение современной технологии самообслуживания в магазине;

3)    управление ассортиментом магазина соответственно спросу потребителей.

Управление ассортиментной политикой магазина позволит сформировать ассортимент, полностью отвечающий потребностям покупателей, что повысит объем продаж магазина не менее, чем на 10%.

Обслуживаемая группа потребителей на рынке – семьи.

Внедрение современной технологии самообслуживания в магазине, его переоборудование и ремонт повысит его привлекательность среди потребителей, а значит, увеличит объем продаж. По оценкам специалистов компании увеличение объема продаж должно составить не менее 15%.

В таблице 5 приведен расчет прогнозируемого объема продаж магазина на 2005 год.

Таблица 5

Прогнозируемый объем продаж магазина бытовой техники

Товарная группа

Прогнози-руемая доля спроса, %

Прогнози-руемый объем спроса, млн. руб.

Доля компа-нии, %

Прогноз объема продаж компании, млн. руб.

Доля магазина, %

Темп роста продаж от инвести-ций

Прогнози-руемый объем продаж магазина, млн. руб.

Холодиль-ники

23

326,6

34

111,0

0,12

1,25

16,66

Стираль-ные машины

20

284,0

34

96,6

0,12

1,25

14,48

Бытовые плиты

13

184,6

34

62,8

0,12

1,25

9,41

Телеви-зоры

10

142,0

34

48,3

0,12

1,25

7,24

Видео-магнито-фоны

6

85,2

34

29,0

0,12

1,25

4,35

Микровол-новые печи

7

99,4

34

33,8

0,12

1,25

5,07

Пылесосы

6

85,2

34

29,0

0,12

1,25

4,35

Прочая бытовая техника

15

213,0

34

72,4

0,12

1,25

10,86

Всего

100

1420,0

34

482,8

0,12

1,25

72,42

Таким образом, объем продаж магазина планируется увеличить на  27,32 млн. руб. или на 60%.

 

3. Описание инвестиционного проекта

Сущностью инвестиционного проекта является развитие магазина бытовой электроники ООО «Народная компания» по ул. Стрельникова. Оно подразумевает проведение следующих мероприятий:

-         ремонт магазина;

-         монтаж и установку нового торгового оборудования, подходящего для внедрения формы самообслуживания;

-         внедрение системы самообслуживания покупателей;

-         расширение ассортимента бытовой техники;

-         улучшение сервиса.

Ремонт, максимально насыщенный действиями по переделке магазина, будет представлять собой полное его переустройство. Оно включает частичную перепланировку с изменением площади торгового зала, а также частичную переустановку сантехнических коммуникаций.

Будут демонтированы старые внутренние перегородки, старый пол заменен новым. В процессе реконструкции будет заменена система электрооборудования и проводки, монтаж новых распределительных щитков и автоматов по всем правилам безопасности, с расчетом нагрузки от каждого прибора потребителя энергии, установка новой системы освещения.

В перечень общестроительных работ будет заложен монтаж системы вентиляции и кондиционирования, устройство открытых коммуникаций системы домашнего кинотеатра (для демонстрации покупателям). На смену общестроительных работ придут отделочные, на которые приходятся наибольшие затраты. Имеется в виду отделка полов, стен и потолков. Планируется экономичная, но хорошего уровня отделка. Для этого будут подбираться специальные краски, обои, ткани.

Во время осуществления отделочных работ планируется также монтаж системы безопасности и камер для видеонаблюдения, необходимых для внедрения системы самообслуживания в магазине.

Так как бытовая техника в основном имеет средние или крупные размеры вероятность кражи из торгового зала покупателями низка. Поэтому нескольких видеокамер будет достаточно.

При реконструкции магазина будут установлены новые окна и двери. Завершится ремонт монтажом и установкой нового торгового оборудования.

Необходимость внедрения системы самообслуживания в магазине обусловлена рядом преимуществ, который предоставляет данная форма технологического процесса продажи товаров. Система самообслуживания выгодна тем, что:

1)    технология работы магазина соответствует современному научно-техническому уровню развития торговли;

2)    более рационально используются трудовые и материальные ресурсы в связи с большей их специализацией (кассовые операции в узле расчета осуществляет кассир, консультирует – продавец-консультант; такая специализация более эффективна, чем, например, когда продавец одновременно должен проконсультировать и рассчитать покупателя в кассе; работники меньше отвлекаются на разнообразные операции, становятся профессионалами в своей области и работа их становится более эффективной);

3)    максимально удобен выбор и покупка для потребителя, т.к. он может не только получить консультацию продавца, но и сам непосредственно оценить товар;

4)    позволяет экономить ручной труд.

В то же время система самообслуживания требует хорошей технической оснащенности и организации более сложной системы контроля сохранности товара.

Ассортимент магазина, в связи с увеличением торговых площадей, использованием нового прогрессивного торгового оборудования планируется расширить в следующих ассортиментных группах:

стиральные машины;

микроволновые печи;

телевизоры и домашние кинотеатры;

плиты;

прочая бытовая техника (DVD-плееры, аудиомагнитолы, бритвы, радиаторы, машинки для стрижки, миксеры, весы, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, водонагреватели, вытяжки, комбайны, музыкальные центры, пылесосы, телефоны, утюги, радиочасы и прочее).

Надпись: 18000Надпись: Расчетный узел Надпись: Расчетный узел
 

Рисунок 5 – Функциональная взаимосвязь помещения магазина

Надпись: Расчетный узелНадпись: Расчетный узел
 

Рисунок 6 – Изменение планировки магазина в связи с внедрением прогрессивного метода продаж – самообслуживания

На рисунках 5 и 6 приведены планировочные структуры магазина, соответственно, при существующей традиционной и новой технологии продаж.

Улучшение сервисного обслуживания планируется в основном через налаживание системы доставки крупной бытовой техники покупателям на дом.

4. Оценка конкурентов и маркетинг

Для доказательства конкурентоспособности магазина бытовой техники в таблице 6 приведены результаты изучения некоторых типовых магазинов бытовой техники.

Таблица 6

Результаты изучения некоторых типовых магазинов бытовой техники

Факторы

Магазин

КОНТУР

МЕЧТА

Диал-электроникс

Парк Гагарина

ФУНАИ

ЮЖНЫЙ

1

2

3

4

5

6

7

Расположение

Тип местности

Городской центр

Жилой квартал

Центр

Центр

Центр

Жилой квартал

Конкуренты

Есть

Нет

Есть

Есть

Есть

Есть

Площадь

Площадь торгового зала, кв. м.

720

180

280

420

350

320

Общая площадь, кв. м.

750

230

335

450

370

355

Продолжение табл.6

1

2

3

4

5

6

7

Ассортимент

Около 1000

Около 300

400-500

600

500

400

Удобство парковки

Число мест

45

-

15

25

15

-

Охрана

Есть

-

Нет

Нет

Нет

-

Режим работы

Время работы

Пн-сб. 9.00-20.00 Вс.10.00-18.00

Пн-пт. 9.00-19.00 Сб.10.00- 17.00

Пн-пт. 9.00-19.00

Сб.10.00-18.00

Пн-пт. 9.00-19.00 Сб. 9.00-18.00

Пн-пт. 9.00-19.00 Сб. 10.00-18.00

Пн-пт. 10.00-19.00

Сб. 10.00 18.00

Выходные

Нет

Вс.

Вс.

Вс.

Вс.

Вс.

Персонал

Персонал торгового зала

12

3

6

8

7

4

Обслуживающий персонал

18

6

9

12

11

6

Уровень обслуживания

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Уровень цен

Выше среднего

Средний

Выше среднего

Средний

Выше среднего

Средний

Покупатели

Среднедневное число посетителей

200

70

85

120

90

75

Преимуществен-ный состав

Семьи

Семьи

Семьи

Семьи

Семьи

Семьи

Сервисное обслуживание

Бесплатная доставка

От 5 кг

Нет

От 10 кг

От 10 кг

От 10 кг

От 10 кг

Хранение

Есть

Нет

Нет

Нет

Есть

Нет

Установка

Есть

Нет

Нет

Есть

Есть

Есть

Гарантийное обслуживание

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Ремонт

Есть

Нет

Есть

Есть

Нет

Нет

Анализ типовых магазинов бытовой техники показал, что наиболее конкурентоспособными являются крупные торговые центры, имеющие большие торговые залы, собственную парковку, широкий ассортимент предлагаемых товаров, высококвалифицированный персонал, продолжительных рабочий день, а также широкий перечень дополнительных сервисных услуг. Это необходимо учитывать при проектировании магазина бытовой техники.

Таким образом, основными конкурентными факторами магазинов являются: месторасположение, площадь торгового зала, широта и глубина ассортимента, режим работы, уровень подготовки торгового персонала, ценовая политика и сервисное обслуживание.

Сравним проектируемый магазин бытовой техники ООО «Народная компания» по ул. Стрельникова с основными предприятиями-конкурентами, имеющими подобные магазины. Для этого составим матрицу сравнительных преимуществ (таблица 7).

Таблица 7

Матрица сравнительных преимуществ проектируемого магазина бытовой техники ООО «Народная компания»

Факторы

Проектируемый магазин

Предприятия-конкуренты

МЕЧТА

ФУНАИ

ЮЖНЫЙ

1

2

3

4

5

Месторасположе-ние

100 м от рынка, остановка рядом, рядом АЗС

50 м от остановки, 10 м от рынка, рядом автостоянка

В центре

150 м от остановки, рядом АЗС

Число парковочных мест

10

-

15

-

Площадь торгового зала, м. кв.

375

180

350

320

Общая площадь, м. кв.

450

230

370

355

Ассортимент, наименований

Более 500

300

500

400

Время работы

Пн-пт. 9.00 – 19.00

Сб. 10.00 – 18.00

Вс. 10.00 – 17.00

Пн-пт. 9.00-19.00 Сб.10.00- 17.00

Пн-пт. 9.00-19.00 Сб. 10.00-18.00

Пн-пт. 10.00-19.00

Сб. 10.00 18.00

Выходной

Нет

Вс.

Вс.

Вс.

Уровень цен

Средний

Средний

Выше среднего

Средний

Продажа в кредит

Планируется

Есть

Есть

Есть

Сезонные, праздничные скидки

Планируются

Есть

Есть

Есть

Окончание табл.7

1

2

3

4

5

Дизайн помещения

Улучшенный

Обычный

Улучшенный

Обычный

Уровень подготовки персонала

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Бесплатная доставка

От 5 кг

От 10 кг

От 10 кг

От 10 кг

Хранение

Есть

Нет

Есть

Нет

Установка

Есть

Нет

Есть

Есть

Гарантийное обслуживание

Есть

Есть

Есть

Есть

Ремонт

Есть

Нет

Нет

Нет

Репутация фирмы

Постоянные клиенты, обновление магазина

Постоянные клиенты

Постоянные клиенты

Постоянные клиенты

Таким образом, проектируемый магазин бытовой техники обладает целым рядом преимуществ по сравнению с подобными магазинами предприятий-конкурентов или не уступает им. Из таблицы 7 видим, что он превосходит и «МЕЧТУ», и «ФУНАИ», и «ЮЖНЫЙ».

Проектируемый магазин ООО «Народная компания» превосходит предприятий-конкурентов по площади торгового зала и общей площади, широте ассортимента, времени работы, сервисному обслуживанию.

В отличие от большинства подобных магазинов, работающих до 19.00 кроме воскресенья, режим работы проектируемого магазина планируется установить с 9.00 до 20.00, в том числе в воскресенье с 10.00 до 17.00. Это позволит покупателям свободно планировать посещение магазина на выходной день.

Данный магазин не будет уступать предприятиям-конкурентам ни ценовой политикой (по уровню цен, продажами в кредит, сезонными и праздничными скидоками), ни по дизайну помещения, ни по уровню подготовки персонала.

Особо необходимо отметить широкий спектр услуг дополнительного сервисного обслуживания, который планируется практиковать в новом магазине бытовой техники. В частности, к ним относятся:

1)    бесплатная доставка бытовой техники от 5 кг;

2)    бесплатная установка водонагревателей;

3)    бесплатная установка кондиционеров (сплит-систем);

4)    бесплатное подключение стиральных машин;

5)    гарантийное обслуживание теле-радиоаппаратуры и бытовой техники, приобретенной в магазинах «Народная компания» при соблюдении гарантийных условий, а также гарантийное обслуживание товаров фирм "Ardo", "LG", "Merloni", "Hitachi", "Panasonic", "Samsung", "JVC", "Stinol", "De Luxe", "Record", "Витязь" при наличии заполненного фирменного гарантийного талона;

6)    подключение бытовых газовых плит, подключение стиральных машин, установка кондиционеров (сплит-систем), приобретенных в магазинах «Народная компания»;

7)    установка и ремонт индивидуальных телевизионных антенн метрового и дециметрового диапазонов, установка антенных усилителей, подключение и прокладка абонентских отводов;

8)    консультационные услуги по установке, настройке, правилам эксплуатации, уходу за теле-радиоаппаратурой и бытовой техникой, приобретенной в магазинах «Народная компания»;

9)    платный ремонт теле-радиоаппаратуры и бытовой техники.

Таким образом, весомым конкурентным преимуществом проектируемого магазина бытовой техники ООО «Народная компания» является широкий спектр бесплатного и платного сервисного обслуживания.

Основными способами привлечения покупателей в новый магазин в целях продвижения его товаров на рынке будут являться:

-         рекламная кампания в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в газетах);

-         рассылка рекламных сообщений потенциальным покупателям через почтовые ящики жителей квартала;

-         установка рекламных щитов;

-         размещение рекламных объявлений на досках объявлений подъездов домов и остановок общественного транспорта.

Общие затраты на рекламную кампанию приведены в таблице 8.

Таблица 8

Общие затраты на рекламную кампанию магазина бытовой техники ООО «Народная компания»

Наименование затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Реклама на телевидении (кампания будет продолжаться 1 мес.)

85,0

2. Реклама на радио (кампания будет продолжаться 1 мес.)

45,0

3. Реклама в газетах (ежемесячно)

18,0

4. Затраты на отпечатку рекламных листовок

15,0

5. Затраты на оплату услуг курьеров

9,9

6. Затраты на разработку, производство и установку рекламных щитов

25,0

Всего

197,9

Таким образом, рекламная компания обновленного магазина будет стоить «Народной компании» от 197,9 тыс. рублей в первый месяц до 395,9 тыс. рублей в год.

5. Организационный план

Организационная структура управления магазином несколько изменится за счет пополнения штата работников предприятия. Внедрение системы самообслуживания в качестве прогрессивной технологии продажи в магазине, а также расширение спектра услуг в сфере сервисного обслуживания повлечет за собой возникновение потребности в дополнительных работниках:

-         продавец-консультант (+2);

-         кассир (+2);

-         охранник (+1);

-         водитель (+1);

-         специалист по установке сплит-систем (+2);

-         специалист по установке бытовой техники (+2);

-         специалист по ремонту теле- радиоаппаратуры (+2);

-         грузчик (+1).

На рисунке 7 приведена организационная структура управления магазином ООО «Народная компания» по ул. Стрельникова (с изменениями).

Надпись: ТовароведНадпись: Продавец-консультантНадпись: КассирНадпись: ОхранникНадпись: ГрузчикНадпись: ВодительНадпись: Специалист по установке сплит-системНадпись: Специалист по установке бытовой техникиНадпись: Специалист по ремонту теле- радиоаппаратуры
 

Рисунок 7 – Организационная структура управления магазина бытовой электроники ООО «Народная компания» по ул. Стрельникова

Таким образом, штат проектируемого магазина планируется увеличить на 13 человек. При этом, соответственно, увеличатся затраты магазина на оплату труда. В таблице 9 приведен расчет дополнительных затрат на оплату труда новых работников.

Таблица 9

Затраты на оплату труда торгового и обслуживающего персонала магазина

Должность

До реализации инвестиционного проекта

После реализации инвестиционного проекта

Числен-ность

Средне-месячный заработок одного работника, тыс. руб.

Всего, тыс. руб.

Числен-ность

Всего, тыс. руб.

Директор магазина

1

18

18

1

18

Заместитель директора по вопросам организации торговли

1

15

15

1

15

Заместитель директора по вопросам сервисного обслуживания

1

15

15

1

15

Товаровед

1

11,5

11.5

1

11.5

Продавец-консультант

3

9,5

28.5

5

47.5

Кассир

-

7,0

0

2

14

Охранник

1

6,5

6.5

2

13

Грузчик

2

6,0

12

3

18

Водитель

1

7,5

7.5

2

15

Специалист по установке сплит-систем

-

10,5

0

2

21

Специалист по установке бытовой техники

-

10,5

0

2

21

Специалист по ремонту теле- радиоаппаратуры

-

10,5

0

2

21

Итого

11

-

114

24

230

Всего дополнительные затраты

+ 116

Дополнительные затраты на оплату труда торгового и обслуживающего персонала увеличится на 116 тыс. рублей.

6. Финансовый план

Основными документами финансового плана являются отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Разработке этих документов в нашем случае предшествует расчет потребности в инвестициях.

Потребность в инвестициях включает в себя потребность в основном и оборотном капитале.

Потребность в основном капитале включает в себя:

-         организационные и другие издержки подготовительного периода (капитальный ремонт и отделка магазина, монтаж и установка торгового оборудования);

-         приобретение основных средств.

В таблице 10 рассчитана стоимость необходимого торгового оборудования и строительных материалов.

Таблица 10

Потребность в строительных материалах и торговом оборудовании для модернизации магазина бытовой техники ООО «Народная компания»

Наименование материала, оборудования

Стоимость, тыс. руб.

Строительные материалы

Облицовочная плитка

25,0

Напольное покрытие

30,0

Тканевые обои для покрытия стен

16,0

Облицовочные материалы

12,5

Лакокрасочные материалы

7,8

Система освещения

28,5

Окна

23,5

Двери

18,6

Оборудование

Сантехнические коммуникации

30,4

Электротехнические коммуникации

25,2

Камеры видеонаблюдения

34,8

Система противопожарной безопасности

28,5

Охранная система магазина

16,3

Торговое оборудование

Тележка покупательская

22,3

Прилавок с остекленным верхом

3,221

Прилавок остекленный

6,648

Прилавок угловой внутренний

7,321

Прилавок угловой наружный

7,321

Прилавок остекленный

6,325

Витрина с распашными дверцами и освещением

16,284

Витрина закрытая с освещением

11,802

Витрина на роликах

4,885

Витрина закрытая угловая с освещением

5,664

Витрина остекленная с ярусными полками

8,756

Витрина с распашными дверцами и освещением

9,122

Всего

406,749

Общая стоимость строительных материалов и торгового оборудования составляет 406,749 тыс. рублей.

В таблице 11 приведена общая стоимость услуг по капитальному ремонту и установке торгового оборудования в магазине.

Таблица 11

Стоимость услуг по капитальному ремонту и установке торгового оборудования

Наименование затрат

Стоимость, тыс. руб.

1. Удаление перегородок, перепланировка помещения

23,0

2. Ремонт и установка сантехнических коммуникаций

27,2

3. Установка электротехнических коммуникаций

20,5

4. Установка системы противопожарной безопасности

15,3

5. Установка охранной системы

16,5

6. Установка окон и дверей

24,3

7. Установка системы освещения

17,3

8. Отделочные работы

34,2

9. Монтаж и установка торгового оборудования

12,4

Всего

190,7

Стоимость услуг по капитальному ремонту и установке торгового оборудования составляет 190,7 тыс. рублей.

Окончательный расчет потребности в основном капитале приведен в таблице 12.

Таблица 12

Расчет потребности в основном капитале

Наименование затрат

Стоимость, тыс. руб.

1. Приобретение строительных материалов и торгового оборудования

406,749

2. Приобретение второго автомобиля «ГАЗЕЛЬ» (для улучшения сервисного обслуживания)

230,0

3. Затраты на услуги по капитальному ремонту магазина и установке торгового оборудования

190,7

Всего

827,0

Таким образом, потребность в основном капитале составляет 827 тыс. рублей.

Обеспечение потребности в оборотном капитале имеет целью создание минимально необходимого товарного запаса.

Расчет минимально необходимого товарного запаса произведем на основе двух показателей – планируемого розничного товарооборота (объема продаж) и планируемого коэффициента оборачиваемости оборотных средств. Объем среднего товарного запаса в этом случае будет рассчитываться по формуле:

,

где Опл – планируемый объем продаж магазина, тыс. руб.;

ТЗср – средний товарный запас, тыс. руб.;

Кобпл – планируемый коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз.

Планируемый годовой объем продаж магазина составляет 7242 тыс. руб. (см. таблицу 5). Расчет потребности в товарных запасах по основным товарным группам ассортимента приведен в таблице 13.

Таблица 13

Расчет потребности в оборотном капитале для обеспечения товарного запаса

Товарная группа

Прогнозируемый объем продаж магазина, млн. руб.

Прогнозируемый коэффициент оборачиваемости

Необходимый товарный запас, млн. руб.

Холодильники

16,66

3,0

5,553

Стиральные машины

14,48

3,8

3,811

Бытовые плиты

9,41

2,5

3,764

Телевизоры

7,24

3,7

1,957

Видеомагнитофоны

4,35

2,7

1,611

Микроволновые печи

5,07

3,8

1,334

Пылесосы

4,35

3,5

1,243

Прочая бытовая техника

10,86

3,0

3,620

Всего

72,42

_

20,691

Для финансирования инвестиционного проекта потребуется источник финансовых средств, в качестве которого может выступить заемный капитал (банковский кредит) и собственный капитал. Привлечение заемных средств потребует учета возврата кредита и выплаты процентов за его использование.

Нам потребуется кредит в размере 1500 тыс. рублей. Условия кредитного договора:

-         срок кредита 12 месяцев;

-         процентная ставка 15% годовых;

-         возврат кредита 100% по истечении 12 месяцев со дня заключения кредитного договора.

В таблице 14 приведен отчет о прибылях и убытках проектируемого магазина бытовой техники.

Предполагается, что магазин будет закрыт с января по март на ремонт, в этот период будет проводиться рекламная кампания магазина. Соответственно, в этот период не ожидается поступлений денежных средств, а осуществляются только капитальные затраты.

Более ясную картину с движением средств на каждом шаге расчета предоставляет отчет о движении денежных средств (таблица 15). В качестве притоков денежных средств учитываются все поступления: первоначальные инвестиции, поступления выручки, прочие поступления. Оттоками являются реальные денежные выплаты, связанные с покупкой основных средств, арендными платежами, оплатой поставщикам за материалы, полуфабрикаты и покупные товары, оплатой труда. В составе денежных выплат учитывается также оплата коммунальных и рекламных услуг, уплата налогов, возврат кредита и уплата процентов за кредит. Остаток денежных средств рассчитывается нарастающим итогом.

Таблица 14

Отчет о прибылях и убытках проектируемого магазина бытовой техники, тыс. руб.

Наименование показателя

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Выручка (нетто) от продажи товаров

-

-

-

6035

6035

6035

6035

6035

6035

6035

6035

6035

Себестоимость проданных товаров

-

-

-

4224,5

4224,5

4224,5

4224,5

4224,5

4224,5

4224,5

4224,5

4224,5

Валовая прибыль

-

-

-

1810,5

1810,5

1810,5

1810,5

1810,5

1810,5

1810,5

1810,5

1810,5

Коммерческие расходы

 -

-

924,3

924,3

924,3

924,3

924,3

924,3

924,3

924,3

924,3

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- расходы на рекламу

-

-

197,9

56,7

56,7

56,7

56,7

56,7

56,7

56,7

56,7

56,7

- прочие

-

-

-

867,6

867,6

867,6

867,6

867,6

867,6

867,6

867,6

867,6

Управленческие расходы

262,5

262,5

262,5

344,6

344,6

344,6

344,6

344,6

344,6

344,6

344,6

344,6

Прибыль (убыток) от продаж

(262,5)

(262,5)

(460,4)

541,6

541,6

541,6

541,6

541,6

541,6

541,6

541,6

541,6

Налог на прибыль

-

-

-

162,48

162,48

162,48

162,48

162,48

162,48

162,48

162,48

162,48

Чистая прибыль

-

-

-

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

Таблица 15

Отчет о движении денежных средств, тыс. руб.

Наименование показателя

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Первоначальные инвестиции в проект

1500

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

В том числе:

- собственный капитал

-

-

400

-

-

-

-

-

-

-

-

-

- кредиты

1500

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Остаток денежных средств на начало периода

-

777,5

427,5

49,6

79,6

109,6

139,6

169,6

199,6

229,6

259,6

289,6

Прибыль от продажи товаров

-

-

-

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

Итого поступило денежных средств

1500

-

400

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

379,12

Денежные выплаты:

Приобретение основных средств

406,8

-

230

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Оплата поставщикам услуг

190,7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Оплата рекламных услуг

-

-

197,9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Выплата процентов за кредит

-

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

Выплата кредита

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

Всего выплат денежных средств

722,5

350

777,9

350

350

350

350

350

350

350

350

350

Остаток денежных средств на конец периода

777,5

427,5

49,6

79,6

109,6

139,6

169,6

199,6

229,6

259,6

289,6

319,6

Определим порог рентабельности (точку безубыточности) продаж проектируемого магазина ООО «Народная компания».

Точка безубыточности в торговле характеризует объем продаж, при котором валовая прибыли от реализации товаров равна издержкам обращения (сумме постоянных и переменных затрат). В таблице 16 приведена группировка затрат магазина на условно-постоянные и условно-переменные на основе планируемого объема продаж компании и планируемого уровня издержек обращения (14%).

Таблица 16

Ежемесячные условно-постоянные и условно-переменные затраты проектируемого магазина

Группа

Наименование затрат

Сумма, тыс. руб.

Условно-переменные

Расходы на транспортировку товаров до магазина

276,34

Расходы на транспортировку товаров покупателям на дом

167,88

Расходы на хранение

43,81

Расходы на упаковку товара

18,72

Расходы на оплату труда работников

230,0

Потери товаров

22,5

Условно-постоянные

Амортизационные отчисления

23,45

Аренда торгового помещения

25,7

Расходы на рекламу

56,7

Расходы на содержание автопарка

28,4

Ремонт оборудования

19,5

Расходы на содержание административно-управленческого аппарата

11,3

Всего

924,3

Из таблицы следует, что ежемесячная сумма постоянных затрат проектируемого магазина составляет 165,05 тыс. руб.

Величина переменных затрат при объеме продаж за месяц 6035 тыс. руб. составляет 759,25 тыс. руб. Тогда на единицу проданного товара величина переменных затрат составляет 0,126 тыс. руб.

На рисунке 8 приведен график определения точки безубыточности.

Рисунок 8 – Определение точки безубыточности продаж магазина бытовой техники ООО «Народная компания»

Таким образом, из графика видим, что при ежемесячном объеме продаж магазина более 1000 тыс. руб. его деятельность будет безубыточной, т.е. приносить определенную торговую прибыль.

7. Эффективность проекта

Оценку эффективности проекта можно определить по следующим  показателям:

-         сроку окупаемости инвестиций (РР);

-         общей накопленной величине дисконтированных доходов (РV);

-         чистому дисконтированному доходу (NPV);

-         индекс доходности (PI).

Срок окупаемости инвестиций:

,

где РР – срок окупаемости инвестиций;

J – сумма инвестиций в проект;

Рs – среднегодовая (среднемесячная) прибыль.

В нашем случае сумма инвестиций в проект составляет 1900 тыс. руб. (1500 тыс. руб. – банковский кредит и 400 тыс. руб. – собственные средства).

Таким образом, срок окупаемости инвестиций в капитальный ремонт и модернизацию магазина составляют 5 месяцев.

Общая накопленная величина дисконтированных доходов (РV) рассчитывается по формуле:

,

где Pk – величина дохода в k-ом году;

r – ставка дисконтирования.

В нашем случае период возврата инвестиций не превышает одного года. Общий накопленный доход от проекта составляет PV = 3412,08 тыс. рублей.

Чистый дисконтированный доход (NPV) рассчитывается по формуле:

,

где ICj – общие инвестиционные затраты в j-ом периоде.

NPV = 3412,08 – 3092,48 = 319.6

Индекс доходности:

.

Таблица 17

Показатели эффективности инвестиционного проекта

Показатели

Значение

Срок окупаемости инвестиций, мес.

5

Общая величина накопленного дисконтированного дохода, тыс. руб.

3412,08

Чистый дисконтированный доход, тыс. руб.

319,6

Индекс доходности инвестиций, тыс. руб.

1,103

На основе системы рассчитанных показателей можно сделать вывод о том, что инвестиционный проект является эффективным.

Заключение

Итак, в настоящей курсовой работе на примере создания проекта бизнес-плана развития магазина бытовой техники показаны основные этапы бизнес-планирования. Выделение этапов бизнес-планирования позволяет не только структурировать входную информацию, расчетные данные и полученные результаты для непосредственного разработчика бизнес-плана, но и сделать данный бизнес-план предельно ясным для понимания и собственного анализа теми людьми, для которых он предназначен.

При разработке данного бизнес-плана предприятие преследовало главную цель: рассчитать величину необходимых инвестиций в новый проект и экономический эффект от реализации данного проекта. Цель внедриться на новый рынок (города Хабаровска) должна была быть достигнута в любом случае. В данной ситуации бизнес-план позволяет наилучшим способом использовать имеющиеся ресурсы: лучше сейчас израсходовать средства на предварительный анализ, чем впоследствии потратить их неэффективно.

Произведенные расчеты показали, что проектируемый иагазин может достичь своей цели. Развития магазина при сильной маркетинговой стратегии позволит увеличить объем продаж предприятия в целом.

Практика показывает, что при планировании своей деятельности предприятия получают значительно более высокие экономические результаты, чем без системного планирования. Вот почему предприниматель, который хочет не просто заниматься бизнесом, но и делать это эффективно и с наибольшей выгодой для себя, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. В контексте данного проекта, речь идет также об эффективных маркетинговых технологиях и финансовых инструментах. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Одним из важнейших преимуществ предпринимателя, у которого есть готовый бизнес-план, является его возможность предотвратить ошибочные действия. Кроме того, бизнес-план позволяет определить пути и способы достижения поставленных целей, максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия, обосновывать экономическую целесообразность направления развития предприятия.

Глубокая проработка теоретического материала, касающегося финансов, учета, маркетинга, предпринимательства, налогового законодательства, права, экономического анализа эффективности предпринимательской деятельности, а также применение полученных знаний на практике  в области бизнес-планирования позволяет не только всесторонне рассматривать предприятие на стадии его создания с прогнозом на будущее, но и отслеживать его деятельность в дальнейшем, используя накопленный опыт.

Список литературы

1.     Справочник директора предприятия. Под редакцией М. Г. Лапусты. – М.: Дело, 2003.

2.     Экономика. Учебник по курсу "Экономическая теория". Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией кандидата экономических наук, А.С. Булатова. – М.: Инфра-М, 2002.

3.     Бизнес-план. Методические материалы. Издание второе, дополненное. Под редакцией профессора Р. Г. Маниловского. – М.: Юнити-Дана, 2004.

4.     Сборник бизнес-планов. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Учебно-практическое пособие. Под общей редакцией академика В. М. Попова. – М.: Дело, 2003.

5.     Бизнес-план: Методические материалы / под ред. Р.Г. Маниловского - М.: Финансы и статистика, 2004.

6.     Еленева Ю.А., Коршунова Е.Д. Разработка бизнес-плана предпринимательского проекта: Учебное пособие. – М.: МГТУ "Станкин", 2002.

7.     Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2000.

8.     Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта цеха (участка): Методические указания к курсовой работе /Сост. Л.А. Игнатова, М.А. Скородумова. - М.:МГТУ "Станкин", 2003.

9.     Пелих А.С. Бизнес-план. – М.: "Ось-89", 2002.

10.            Скородумов Р.Д. Рост потребительского рынка в России // Журнал «Эксперт МА», №2, 2005. – с. 12-14.