Приложение 5
Таблица 3.3.1 - Методы обучения и их оценка
Метод |
Описание |
Преимущества |
Недостатки |
Лекция |
Выступление преподавателя при очень ограниченном обсуждении |
Четкие и ясные методы изложения. Слушателям можно заранее раздать материалы. Сравнительная невысокая стоимость. |
Легко забывается поскольку нет обсуждения. Необходим высокий уровень лекторского искусства. Требуется быстрое восприятие информации слушателями |
Семинар |
Преподаватель организует обсуждение вопросов при активном участии слушателей. При этом происходит свободный обмен мнениями. Преподаватель лишь комментирует выступления и направляет обсуждение в русло рассматриваемой темы |
Семинар удобен, если слушатели хорошо подготовлены и способны участвовать в дискуссии. У каждого слушателя есть возможность высказать свои предложения. В процессе семинара могут появиться идеи. |
Слушатели не всегда подготовлены к семинару. Нередко они отвлекаются от обсуждаемой темы. Некоторые преподаватели не умеют направлять дискуссию. Одна сильная личность может доминировать над остальными |
Инсценировка ситуации |
Описание реальной ситуации и распределение между слушателями конкретных ролей. Акцент при этом делается, как правило, не на решение проблемы, а на приобретение навыков |
Эффективна, если ситуация схожа с реальной производственной ситуацией. Слушатели видят реакцию на свои действия, что развивает их уверенность в себе, способствует развитию навыков межличностного общения, учит, как действовать в реальных ситуациях |
Слушатели – не актеры. Иногда они не воспринимают происходящее всерьез. Некоторые ситуации нельзя инсценировать. Если инсценировки очень схожи с реальной жизнью, то это может вызвать негативные реакции. |
Лабораторное обучение |
Инсценируются ситуации и исследуются реакции слушателей. Они обмениваются мыслями и ощущениями в произвольной форме. |
Помогает человеку определить причины его поведения и оценить воздействие его поведения на других людей. Развивает взаимодействие внутри группы |
Людям может не понравится информация об их поведении, особенно если она отрицательна. Кроме того, возможны конфликты внутри группы |
Ситуационный анализ |
Письменное описание реальной ситуации или вопроса, с которыми сотруднику пришлось столкнуться в конкретной организации. Слушатели предлагают выход из ситуации или принимают необходимое решение |
Ситуации обычно интересны. Группа активно обсуждает возможные варианты решений. Вырабатывается умение слушателей эффективно общаться, оценивать различные факторы, влияющие на принятие ими решений, принимать правильные решения на практике |
Применение этого метода требует больших затрат времени. Часто трудно отобрать подходящий случай для конкретной группы слушателей. Может вызывать раздражение слушателей, особенно если они не могут прийти к конкретному решению |
Управленческие игры |
Слушателям обычно предоставляется исходная информация об условной организации и выдается задание. При этом слушатели, как правило, разбиваются на группы, и каждая группа должна принять оперативное решение и оценить его |
Развивают практические навыки. Позволяют, как правило, существенно сократить операционный цикл и наглядно продемонстрировать слушателям, к каким конечным результатам приведет принятое решение. Помогают в передаче знаний и закреплении навыков. Помогают оценивать, несколько усвоен слушателями теоретический материал |
Часто трудно предвидеть все последствия решений, принятых каждой группой. Некоторые группы могут не воспринимать игру всерьез. Игра, как правило, требует больших затрат времени |
моделирование |
Аналогично управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений используется компьютер. Затем результаты действий слушателей оцениваются и обсуждаются |
Аналогично управленческим играм |
Аналогично управленческим играм. Очень дорогостоящий метод. Трудно моделировать сложную систему |
Обучение на природе |
Несколько менеджеров проводят в палатках на природе до 7 дней. Они испытывают себя на выживание и познают собственный потенциал творчества и взаимопомощи |
Люди узнают о своих ограничениях и возможностях |
Очень дорогостоящий метод. Результаты могут оказаться неприменимы в реальной жизни. |
Обучение с «погружением» |
Имитируются ситуации, с которыми слушатели сталкиваются в повседневной работе. Ведется наблюдение за поведением слушателей в различных ситуациях. Слушатели оцениваются на основе числа и качества принятых ими решений |
Эффективно для принятия мер по исправлению недостатков или подкрепления достоинств |
Тенденция к чрезмерному упрощению |
Решение проблем |
Упрощенны вариант ситуационного анализа. Слушателям предоставляются основные элементы задачи, и они выясняют у преподавателей информацию, необходимую им для принятия решений |
Сразу получают отзыв преподавателя. Развиваются навыки контроля и управления при сборе информации и принятии решений |
Необходим высокий уровень преподавательского мастерства при формировании ответов |
Обучение в !фойе» |
Оформляется помещение для обучения, которое по оборудованию и обстановке напоминает реальное производственное помещение, но изолировано от последнего, чтобы слушатели могли заниматься, не мешая производственному процессу |
Быстрый способ подготовки. Слушатели могут извлечь максимум пользы из такого метода обучения |
Очень дорогостоящий метод |
Подготовка стажеров |
Слушатели работают под руководством опытного преподавателя, имеющего лицензию, и получают более низкую заработную плату, чем рабочие |
Развивает специализированные навыки, например, в механике, электронике. Широкомасштабная подготовка. |
Длительный процесс |
Проекты |
Аналогично методу группового обсуждения. Слушатели анализируют данные и сообща делают выводы |
Помогает слушателям больше узнать о рассматриваемой теме |
Требуются большие затраты времени, для того чтобы группа двигалась в нужном направлении |
Обучение с использованием видео- и кинофильмов |
Определенные события или ситуации снимаются на пленку и сопровождаются четкими описаниями. Клипы можно показывать несколько раз и подробно обсуждать |
Обеспечивается хорошее понимание вследствие наглядного показа. На одну кассету можно записать большое число сюжетов. Поскольку известна продолжительность показа, можно запланировать презентацию и обсуждения |
Съемками и режиссурой должны заниматься профессионалы, чтобы обеспечить высокое качество. Дорогостоящий способ |