ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт»

Контрольная работа

по истории экономики.

                                                                                                 Выполнил:

Студентка гр. Ерохина Г.С.

                                                                                       

                                                                             Проверил:

                                                                               

Уфа 2008

Содержание

   Введение:

1. Предпосылки великих революций в торговле………………………………3

2. Направления Великих географических открытий…………………………..5

3. Социально-экономические последствия Великих географических открытий…………………………………………………………………….……9

Заключение :

Литература……………………………………………………………………….28

1 Предпосылки великих революций в торговле

       Ещё до начала эпохи географических открытий, в начале XI века норманны перебрались из Исландии дальше на запад и открыли Гренландию. Оттуда дважды они пробирались в какую-то большую неведомую страну, далеко к югу от Гренландии, названную ими Винландией. Бьёрн и Лейф были имена нормандских шкиперов, впервые побывавших в Винландии, т.е. у берегов Америки. Отдельные искатели приключений стали ездить в Винландию, о богатстве которой рассказывались чудеса. Такие плавания предпринимались многократно даже в 1347 году. Но систематического исследования далёкой страны никто не предпринимал, так как компасом ещё умели пользоваться лишь немногие и с малой успешностью, вследствие отсутствия морских карт, да и судостроение не достигло ещё достаточного совершенства для плаваний в открытом океане. О самих открытиях норманнов мало кто знал и говорили с недоверием. [7]

Сухопутные сообщения за весь период средних веков ни в чём не были усовершенствованы. Путешествия венецианца Марко Поло не нашли себе подражателей; позднее, с распространением во всей Азии владычества турецко-татарских племён, такие путешествия даже стали невозможны. Сношения с востоком становились всё затруднительней и опасней; отдельные пути забрасывались и забывались; кругозор европейцев по землевладению суживался и затемнялся.

        Между тем в мореходстве сделано было важное усовершенствование: открыты были способы лавирования против ветра. В то же время наиболее просвещённые моряки успели примениться к пользованию компасом и к более точному определению курса по звёздному небу. Всё чаще и чаще стали открытое море; всё надежнее и точнее становились их расчёты. В океан, на значительное расстояние от берега, никто, однако, по-прежнему не пускался; это считался настолько безрассудным, что даже бесстрашные норвежцы, сделавшись более культурным народом, уже не повторяли плаваний Бьёрна и Лейфа и начинали считать предания о таких плаваниях пустыми сказками.

      Однако среди ученых людей Италии оставалось убеждение, что в богатую Индию, из которой доставка товаров становилась всё затруднительней и дороже, должен был существовать морской путь океаном. Некоторые шли в своих догадках дальше и допускали существование за океаном новых стран. Такими идеями проникся от своих учителей инфант Португалии Генрих мореплаватель. В 1415 году, в высшей степени заинтересованный этими идеями, он снарядил свою первую экспедицию к западным берегам Африки, и этим было положено начало эпохе великих открытий. Первая экспедиция достигла только мыса Боядора; но уже через четыре года состоялось открытие Порто Санто и Мадейры, а вслед за этим португальцы достигли Зеленого предгорья и Гвинеи. Образцы редких и ценных товаров, которые моряки доставили с берегов Африки, пробудили в людях предприимчивость; снаряжены были новые экспедиции правительством и частными лицами; главной целью этих экспедиций оставалось открытие в Индию морского пути, упоминаемого древними писателями. [7]

2. Направления Великих географических открытий

        Вели́кие географи́ческие откры́тия — открытия «новых», ранее неизвестных европейцам, земель, в основном в XV—XVII вв. Великие географические открытия середины XV — середины XVII в. были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка. В этот период происходит стремительное развитие металлургии. То есть металл получается лучшего качества, что влечет за собой развитие машиностроения. В судостроении появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния. К концу XV в. были значительно усовершенствованы навигационные приборы (компас и астролябия), позволявшие более точно, чем раньше, определять положение корабля в открытом море. Появился новый тип судна — каравелла, которая благодаря системе парусов могла идти и по ветру, и против ветра, достигая скорости 22 км/ч. К тому же, появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии. Кроме того, традиционно европейцы знали только один путь в Индию — через Средиземное море, а затем — по суше. Но Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, с 14—15 вв. они господствовали на море, брали высокие пошлины с европейских купцов и пиратствовали. Из-за этого путь через Средиземное море стал очень дорогим и невыгодным, и встал вопрос о поисках новых путей в Индию.

       Пионерами Великих географических открытий стали в XV в. страны Пиренейского полуострова — Испания и Португалия. Первый этап португальских географических открытий (1418—1460) связан с деятельностью принца Энрике (Генриха) Мореплавателя, талантливого организатора морских экспедиций, в которых участвовали не только дворяне, но и купечество. Еще в 20—30-е годы XV в. португальцы открыли остров Мадейру, Канарские и Азорские острова, они достигли побережья Гвинеи и остров Зеленого мыса, затем — Сьерра-Леоне.

      В 1486 г. — с покровительства Генриха отправляется экспедиция Бартоломео Диаша (Диаса). Они вышли из Португалии, двигаясь вдоль побережья Африки. На остановках происходили встречи с племенами туземцев и команда понесла человеческие потери. Добравшись до южной оконечности Африки, они назвали ее Мысом Доброй Надежды, но были вынуждены вернуться из-за недостатка припасов.

1498 г. — начало экспедиции Васко да Гамы. Они двигались свободно в течение 4 месяцев, но Индийский океан встретил их бурей. Среди команды началась цинга, моряки взбунтовались. Да Гама сумел подавить бунт и нашел в Африке опытного лоцмана (человек, способный проложить курс в море по неизвестной дороге).

3 августа 1492 г. из гавани Палос отплыла флотилия из трех каравелл, взяв курс на юго-запад. В начале октября после двух месяцев плавания под давлением экипажа Колумб немного изменил курс. Ночью 12 октября 1492 года один из моряков увидел землю, и с рассветом флотилия подошла к одному из Багамских островов (Сан-Сальвадор), затем были открыты Куба и Гаити. К концу путешествия из трех кораблей остался один, который и привез золото. Колумб до конца своих дней полагал, что открыл западный берег Индии и назвал эту местность Вест-Индией, такое название сохранилось в официальных документах до конца XVI в. За свою жизнь Колумб совершил еще три путешествия по этому маршруту. В результате он открыл много островов в Карибском море, но ни золота, ни других богатств не нашёл. Во время этих открытий он начал подозревать, что это не Индия, а некий материк, но вслух об этом не говорил. Лишь итальянец Америго Веспуччи доказал, что открытые Колумбом земли — материк.

1500 г. — Португалия отправляет в Америку экспедицию Кабрала и открывает территорию Бразилии.

1519—1522 гг. — испанец Фернандо Магеллан на пяти кораблях пересекает Атлантический океан, проходит вдоль восточного побережья Южной Америки, огибает его и находит пролив, впоследствии названный Магеллановым. Он поворачивает к Западному побережью Южной Америки и попал в новые воды. В течение 4 месяцев они были спокойны и океан назвали Тихим. Он сталкивается с нехваткой продовольствия и воды, с болезнями. В поисках земли он попадает на Филиппинские острова, где встречен туземцами враждебно. В стычке с ними Магеллан погибает. Остальные командиры отправились домой, пересекая Индийский океан и дальше — по обычному пути. Из 256 человек вернулось 18 больных моряков. Эта экспедиция имела чисто географическое значение, было доказано, что Земля имеет форму шара.

     В 1519 году Фердинанд Кортес завоевал Мексику. В 1531 году Франциск Писарро завоевал Перу и открыл европейцам доступ во все части Южной Америки. Тем временем англичане в 1523 году обогнули Нордкап и нашли путь к русскому Архангельску, а в начале следующего столетия Гудзон открыл и описал важнейшие части американского севера. Предприимчивость и энергия русских людей обогатили землевладение знанием азиатского севера. Ермак, этот Колумб азиатского полярного мира, завоеванием Сибири положил начало исследованиям этого края. За ним последовал целый ряд отважных и смелых людей, из которых наиболее замечательны: Дмитрий Копылов, которому с невероятными усилиями удалось в 1638 году достигнуть берегов Охотского моря, Атласов, открывший через несколько лет Камчатку, Хабаров, исследовавший берега Амура, и многие другие. В XVII столетии выдаются своими морскими путешествиями голландцы и англичане. Они открывают австралийский материк и острова Тихого океана. Этим завершилась эпоха великих открытий: пути были указаны; оставалось только заполнить отдельные пробелы в открытиях и воспользоваться ими.

       Итак в конце XV столетия совершенно изменились представления европейцев о земном шаре. Новые моря и новые земли открывались со всех сторон. Испанцы, португальцы, голландцы и англичане наперерыв пускались на открытия и завоевания новых земель. Результатом этого движения было, что многие старые торговые пути были покинуты и запустели, при чём многие центры средневековой торговли потеряли всякое значение; зато мировая торговля перешла в руки новых деятелей, и поднялись новые города, новые народы. Центр тяжести международной торговли перешёл с востока на запад, к берегам Атлантического океана. Индийские товары стали проникать в Европу в большем количестве и значительно понизились в цене. В новом свете, который некоторое время оставался лишь место беспорядочного поприща испанских искателей приключений, возникли большие европейские колонии, потом самостоятельные государства, и для мировой торговли открылись новые богатейшие рынки.

3. Социально-экономические последствия Великих географических открытий.

       Великие географические открытия явились событиями всемирно-исторического значения. Были установлены контуры обитаемых материков (кроме северных и северо-западных берегов Америки и восточного берега Австралии), исследована большая часть земной поверхности, однако неизученными ещё остались многие внутренние области Америки, центральной Африки и вся внутренняя Австралия. Великие географические открытия дали новый обширный материал для многих др. областей знания (ботаники, зоологии, этнографии и др.). В результате Великих географических открытий европейцы впервые познакомились с рядом с.-х. культур (картофель, маис, томаты, табак), распространившихся затем и в Европе.   Великие географические открытия имели крупнейшие социально-экономические последствия. Открытие новых торговых путей и новых стран способствовало тому, что торговля приобрела мировой характер, произошло гигантское увеличение количества находившихся в обращении товаров. Это ускорило процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Западной Европе. Колониальная система, образовавшаяся вслед за Великими географическими открытиями (уже в этот период европейцы, истребляя коренное население, захватили огромные территории в Америке и организовали опорные базы на побережье Африки, в Южной и Восточной Азии), явилась одним из рычагов так называемого первоначального накопления капитала, этому способствовал и наплыв после Великих географических открытий дешёвого американского золота и серебра в Европу, вызвавший здесь значительное повышение цен Перемещение в результате Великих географических открытий торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан способствовало экономическому упадку одних европейских стран (Италия, отчасти Германия) и возвышению других (Нидерланды, Англия).

      Независимо от заокеанских открытий, в самой Европе происходили события величайшей важности, внёсшие коренное различие новой эпохи от старой. Реформация вызвала полную перемену в значении церкви; изобретение книгопечатания и возрождение классического образования внесло также коренную перемену в научный мир, какую внесло изобретение огнестрельного оружия в военные дела. Во всех областях человеческой деятельности чувствовался приток новых жизненных сил, новой энергии. Общее течение захватило политику, как и экономический строй. Характерной чертой нового времени явилось образование больших, сильных государств из мелких феодальных владений, на которые были раздроблены государства в средние века. В то же время могущественные правительства поглотили власть не только феодалов, но и свободных городов. Это повело к тому, что дела, касавшиеся прежде отдельных сословий, корпораций и городов, сделались государственными делами. Отсюда возникновение целых систем государственного хозяйства, повлиявших существенным образом на экономическую жизнь народов. Многие средневековые ненормальности были при этом устранены, во многом открылся широкий простор для совершенствования и преуспевания; торгово-промышленные дела пошли более широким путём, ибо конкурировать стали уже не отдельные лица или города и союзы городов, а целые государства, целые народы. Зато насколько же возросло значение государственной политики в делах экономических, и всякая ошибка в политике стала влечь за собою более обширные бедствия. Нередки примеры, когда деятельность правительств под влиянием ложных понятий о военном могуществе, о территориальных захватах вела к полному упадку производительных сил страны и приносила явный вред интересам населения. [3]

       Торговля, промышленность и средства сообщения между людьми были подчинены центральной власти в каждом государстве. Правительства получили возможность различными мерами законодательного и административного характера давать то или другое направление экономическим явлениям жизни народов. Выработались, наконец, основания так называемой меркантильной системы. Основные положения этой системы были следующие:

        Богатство народа определяется количеством находящихся у него в обращении металлических денег; следовательно, надо так направить торговлю государства, чтобы денег ввозилось как можно больше, а вывозилось - как можно меньше. В зависимости от этого основного положения считалось полезным широкое развитие в своих странах всяких добыч и производств, чтоб вывоз товаров постоянно увеличивался, а ввоз уменьшался. Разница между стоимостью ввоза и вывоза - так называемый баланс торговли государства - почиталась благоприятной, когда вывоз товаров, в переводе на деньги, был больше ввоза, и разница оплачивалась другими народами монетой. Таким образом, для улучшения своего торгового баланса, государство должно было затруднять ввоз иноземных товаров наложением таможенных пошлин и запретительными мерами; точно так же полезным считалось затруднять вывоз сырья, золота и серебра; зато производительные силы страны оберегались всеми способами, промышленность поощрялась выдачей денежных пособий, льгот и привилегий, а вывоз продуктов фабрично-заводской промышленности - тщательно облегчался.

       На фабрично-заводском и ремесленном производствах открытия новых стран отозвались слабо. Полный переворот наступил позднее с применением двигательной силы пара. В новые века, как и в средние, господствовал цеховой строй. При изменившихся экономических условиях такой строй сделался, однако, бременем, тем более что в цеховых уставах не вводилось соответственных времени поправок, и весь цеховой строй являлся чем-то мёртвым, в полном противоречии с окружающей жизнью. Цеховые порядки мешали развитию промышленности: трудность получения звания мастера. Продолжительность времени учения, чрезмерно большие преимущества мастеров, замкнутость цехов для пришлых ремесленников, всевозможные привилегии, мелочная регламентация взаимных отношений, распределения работ, размеров, форм и качества изделий - всё это были только препятствия для свободной конкуренции и широкого развития производств. Вдобавок не оставалось в цехах даже прежней корпоративной сплочённости; взамен появились рознь и не мало злоупотреблений.

      На промышленность Европы имели дурное влияние ещё продолжительные и частые войны, которые велись в XVII и XVIII столетиях. В Германии замечалось несомненное движение промышленности к упадку, настолько понизилась техника производств, и настолько уменьшился спрос на их предметы. Опустились промышленность также в Испании, сделавшей непоправимую ошибку изгнанием мавров и евреев. Во Франции, Нидерландах и, в особенности, в Англии промышленность сделала существенные успехи.

Колонии и колониальная политика

     В полном согласовании с меркантильной системой было преувеличен и ложное значение, которое в этот период истории придавалось колониям. Все государства, имевшие для этого достаточные силы, всячески старались захватить как можно больше земель под колонии. Особенно ценились земли, пригодные для производства колониальных товаров, т.е. таких, которые в Европе не могли производиться в Европе и действительно составляли выгодный предмет торговли. В древности колонии всегда возникали по инициативе частных переселенцев; теперь, наоборот, инициатива в колониально движении принадлежала правительствам даже в тех случаях, когда возникновение колоний осуществлялось благодаря энергии и капиталам частных предпринимателей. Исключения были только некоторые английские колонии, основанные эмигрантами, которых в отечестве преследовали за веру. Государства, основывая колонии, имели в виду эксплуатацию местных природных богатств в пользу своей страны, а также выгоды от монополий по торговле теми или другими колониальными товарами. [1]

       Интересы колоний были в полном пренебрежении. Основывались торговые общества, которым давалась привилегия эксплуатации и торговли той или другой колонии; такие общества обыкновенно злоупотребляли своим исключительным правом донельзя. Оставаясь вне конкуренции, они в колониях искусственно понижали на предметы местного производства и столь же искусственно повышали цены на те же предметы в Европе. Однако надо отметить и то, что при тогдашних трудностях и опасностях мореплавания вряд ли возможно было обойтись в колониях без привилегированных могущественных обществ. При том свои привилегии государства продавали весьма дорого, и это позволяло обходиться в государственных расходах без соответственного повышения налогов в метрополии. Позднее, когда морская торговля стала легче, и уже не требовалось особенной энергии для её ведения, такие общества сделались тяжёлым бременем, в особенности для населения колоний.

Пути сообщения

      Сухопутные дороги устраивались заботливо и совершенствовались только в Англии и в Голландии. Зато всюду делались большие усилия для улучшения водных путей сообщения. В рассматриваемый период создано было много искусственных водных путей (каналов), в особенности в Нидерландах по освобождении от испанского ига, во Франции XVII столетия, в Англии в XVIII и в России со времён Петра Великого. Так во Франции был устроен Лангедокский канал; в Англии был вырыт не менее знаменитый Манчестерско-Ливерпульский канал. В Пруссии особенно много сделал для речного судоходства Фридрих Великий. Почты в средние века были плохи и существовали далеко не везде.

       Во Франции верховая почта существовала с 1464 года; в Германии было постоянное почтовое сообщение между союзными городами; в прочих странах сообщение поддерживалось курьерами, нарочными, местами частными предпринимателями, но чаще всего лишь при случайных "оказиях". Большой шаг вперёд сделан был в Германии в 1516 году, когда учреждена была государственная почта и эксплуатация её была отдана на откуп семейству Таксис. Почтовые кареты и верховые курьеры новой немецкой почты стали поддерживать правильное сообщение не только между германскими городами, но даже с Италией и Францией. Рядом с государственной почтой возникло во многих местах земское почтовое сообщение. Разумеется, всему этому мешало раздробление Германии; но всё-таки сделан был большой шаг вперёд. В Англии несколько раз делались неудачные попытки учредить правильное почтовое и пассажирское сообщение между городами. Лёгкая почта для пересылки писем была, наконец, установлена в 1635 году, но пассажирское сообщение долго не могло быть приведено в порядок; даже в 1763 году между Лондоном и Эдинбургом дилижанс ходил только раз в месяц. Во Франции почтовые порядки были лучше. Уже в 1315 году парижский университет устроил лёгкоконное почтовое сообщение с главнейшими городами Франции. При Людовике XI такая почта сделалась государственным учреждением. С начала XVI столетия дело было упорядочено, и публика получила возможность широко пользоваться как легкой почтой для пересылки писем, так и почтовыми лошадьми для пассажирского движения.

       Большие улучшения вызвала эпоха великих открытий в навигации. Система прибрежного судоходства была окончательно брошена, как медленная и опасная; компас и пользование морскими картами вошли во всеобщее употребление. В то же время корабли начали строиться больших размеров и прочнее, чтобы можно было выдерживать волнение в океанах, в оснастке и управлении парусами стали быстро вводиться улучшения и усложнения, так как движение по компасу стало требовать большей правильности. Большие успехи делали моряки и в астрономии; к этому их принуждала необходимость в постоянных исправлениях и дополнениях морских карт. Уже в XVII веке по океанам ходили огромные суда, управляемые вполне научно. Препятствий для мореплавания оставалось, однако, ещё много; особенный вред торговому судоходству причиняли морские разбойники. [11]

В Средиземном море произошёл всплеск активности пиратов. Занимались там морским разбоем преимущественно барбарески; так испанцы называли жителей Туниса, Алжира и Триполиса. Барбарески не только грабили торговые суда на море, но делали постоянные нападения на берега Европы, разоряли целые города и уводили толпами христиан в неволю. Даже Карл V, несмотря на энергичные меры, какова, например, разрушение Туниса - главного притона разбойников - не мог окончательно справиться с пиратами.

Торговое право

     Развитие торговли и промышленности вызвало необходимость в установлении особых законов. Основанием торговому праву в различных государствах послужили установившиеся ещё в средние века торговые обычаи и уставы некоторых цехов. Торговое право, в виде законченного устава о торговле и промышленности, явилось впервые в 1763 году во Франции.

Кредит и кредитные предприятия

      Кредит встречал в средние века большие препятствия в осуждении церковью взимания процентов за ссуды. Когда отношение церкви к этому вопросу стало менее сурово, торговый кредит поднялся и получил право гражданства, но не мог достичь большого процветания по самим условиям коммерческих операций того времени. С открытием новых земель условия переменились: потребовались огромные капиталы для предприятий, осуществимых только в больших размерах; сами правительства для покрытия внезапно появившихся огромных расходов по колониальной политике, стали нуждаться в значительных займах; при таких условиях для кредитных предприятий открылось широкое и благодатное поприще.

      После Венеции, Генуи и другие итальянские города стали тоже учреждать общественные банки. Город Амстердам основал свой банк лишь в 1509 году, Гамбург - в 1619 году; оба возникли главным образом в видах упорядоченного монетного обращения; кредитные операции введены были позже. Основание банков в Нюрнберге (1621), в Роттердаме (1635) и в Стокгольме (1657) оживило кредит весьма чувствительно. Стокгольмский банк первый ввёл ипотечные операции и отчасти принял характер земельного банка. Переход к современным кредитным учреждениям явился с основанием английского банка в 1694 году. Проект этого банка выработан шотландцем Паттерсоном. Английский банк был основан на акционерных началах и первый получил право выпуска банковских билетов. В Шотландии кредитные предприятия пользовались ещё большей свободой, чем в Англии.

Страховые предприятия

       Страховые предприятия раньше добились самостоятельности и свободы операций, чем в банки. Страхование (морское и от случайностей в путешествиях) существовало уже давно и достигло значительного процветания в Барселоне и в Брюгге. К концу XV столетия оно было уже в общем употреблении. Страхования от огня возникли только в XVIII столетии.

Векселя и биржи

      До XVI столетия посредниками в кредитных делах по все Европе оставались почти исключительно евреи и итальянцы; кроме итальянских городов, главнейшими местами их операций были: Лион, Париж, Нюрнберг, Франкфурт, Аугсбург, Брюгге и Антверпен. В операциях преобладали простой размен денег и торговля переводными векселями.

Пользование векселями уже в XIV веке было в главнейших европейских городах очень значительно. Векселя сперва служили лишь средством для перевода денег и содержали в себе приказ одного лица другому выдать предъявителю определённую сумму. Позднее векселями стали пользоваться и при товарных сделках, причём вексель обеспечивал не только сумму, но и срок платежа. С XV века вошли в обычай так называемые ярмарочные векселя, и ими стали пользоваться даже мелкие торговцы, как средством кредита. Ярмарочные векселя впервые появились на ярмарках Лиона и Безансона. В XVII столетии во Франции же впервые был введён обычай передаточных надписей (индоссамента), что придало векселям ещё большее значение в торговле, так как они сделались уже орудием платежа. Владелец векселя уплачивал кредитору, с согласия последнего, не наличными деньгами, а имеющимся у него векселем, ставя на нём соответствующую надпись. До того времени вексель служил средством расплаты только между векселедателем и лицами, обозначенными в тексте векселя; с введением индоссамента векселя до истечения срока стали переходить из рук в руки как платёжное средство. Широкое распространение пользования векселями потребовало законодательных мер для обеспечения порядка в таких делах. Первые законы о векселях появились в Болонье (1569) и в Германии (в начале XVII века).

Денежное обращение

        Новые века был временем перехода от натуральных хозяйств к денежным. Такой переход замечался перед тем лишь в главных торговых центрах; теперь он сделался повсеместным. Облегчился переход благодаря большому притоку золота и серебра из вновь открытых стран. Рядом с прежними производительными силами явилась новая сила чисто денежного капитала, совершенно изменившая торговые условия, так как обилие денег в обращении чрезвычайно облегчило торговые сношения, спекуляции и скапливания больших богатств.

        Открытие богатых золотых и серебряных россыпей в Америке создало в европейском денежном обращении целый переворот. Приток благородных металлов в Европу сделался очень значительным, сначала только золота, с 1522 года и серебра. Золото привозилось из Вест-Индии и Центральной Америки; серебро из Мексики, Перу, а вскоре также их Чили. Затем в число золотоносных стран вступили Новая Гранада и Бразилия. Первым последствием огромного притока золота и серебра в Европе было полное изменение цен на товары; в общем, они стали в пять раз выше прежних. Плата за труд изменилась значительно позже, медленнее и неодинаково, в зависимости от рода работ. До начала XVI столетия в продолжение всех средних веков благородные металлы в Европе непрерывно поднимались в цене; в продолжение XVI века, наоборот, цена на благородные металлы падала, сначала медленно, потом весьма быстро. Особенное падение этих цен замечается в период с 1560 по 1600 года. Распределение прибывавшего золота в Европе отнюдь не было равномерно, ни между народами, ни между сословиями одного и того же народа. Отдельные виды предприятий быстро обогатились на счёт прибывавших сокровищ, другие - медленнее или понесли ущерб. Произошли и крупные перемены в экономической жизни западных народов. Обеднение мелкопотомственного дворянства, развитие пролетариата, быстрое возвышение богатства и значения буржуазии - таковы были ближайшие последствия перемены.

Торговля товарами

      Торговля товарами после эпохи открытий изменилась: изменилось количество поступавших на рынки товаров; также много новых предметов торговли. Это вызвало не только новые приёмы спекуляции, но повело ещё к большим переменам в массовом потреблении народов, отозвалось даже на образе жизни.

      Сахарный тростник, который всегда разводился в Индии, составлял уже в XV веке немаловажную статью ввоза, но доставлялся исключительно с востока и обходился слишком дорого, чтобы сахар мог служить предметом общего потребления. В 1520 году сахарный тростник стали разводить на острове Сан-Доминго, и дело пошло столь успешно, что в самое непродолжительное время Вест-Индия сделалась главным месторождением сахарного тростника. Позднее сахарные плантации появились ещё в Бразилии, в Северной Америке, на островах Святого Маврикия и Бурбоне. Вдобавок найдены были лучшие сорта тростника, приёмы возделывания были усовершенствованы и от этого сборы значительно повысились. Кофе, родиной которого считаются восточные берега Африки, употреблялся ещё эфиопами в глубочайшей древности. В Аравии уже в XV веке кофе возделывался и потреблялся в значительном количестве. В Европу он проник через турок в XVI веке.

Хлебная торговля в новые века процветал главным образом у голландцев. Первая хлебная биржа возникла в 1619 году в Амстердаме. В прочих странах долго ещё господствовал взгляд, что торговля хлебом должна быть руководима при помощи различных запретительных мер и пошлин, вследствие чего она не развивалась. Кроме прибалтийских стран, с XVIII столетия стали отправлять хлеб в западную Европу внутренняя Россия и Америка.

       Печальным явлением этого периода торговли была чрезвычайно развившаяся торговля невольниками. Уже в эпоху великих открытий набросились на эту отрасль торговли португальцы. В Испании и в Португалии появились невольничьи рынки ещё в 1460 году; торговали на этих рынках исключительно чернокожими невольниками, которые приобретались от арабов в Африке, и в начале эта торговля была незначительна. Но с открытием Америки, когда в новых землях стал ощущаться большой недостаток в рабочих, стали отправлять в Америку негров на продажу, и дело приняло чрезвычайно широкие размеры. Идея применить невольничий труд в американских колониях принадлежит испанцу Лас Казасу (1517 г.).

      Несмотря на противодействие римской курии, рабовладельчество укоренилось и всё распространялось. Против невольничьего труда восставали все дальновидные государственные люди того времени, настойчиво указывая опасности такого зла для будущности колоний; но их не слушали, так как искушение было слишком велико: только сильные и привычные к тропикам негры оказывались подходящими рабочими на плантациях, а доходы с плантаций были соблазнительны. Почти все народы западной Европы запятнали себя торговлей невольниками: португальцы, испанцы, французы, англичане, немцы, датчане и шведы торговали неграми. Добывали негров на берегах Африки и внутри её, через агентов из привычных к этому арабов или из местных туземцев. Продавались негры не только в Вест-Индии и Южной Америке, но и в английских колониях Северной Америки. В Виргинии невольничий труд был введён в 1640 году. Главными поставщиками чернокожих рабов были сначала португальцы, потом голландцы. Испанцы уже с XVI столетия не занимались невольниками, но охотно покупали таковых для своих колоний у иноземцев. Англичане усиленно занимались торговлей чернокожими во время королевы Елизаветы; богатство города Ливерпуля возникло от такого промысла. Только во второй половине XVIII столетия началось сильное движение против рабовладельчества, и торговля невольниками стала клеймиться в печати и в народных собраниях

     Таким образом можно подвести некоторые, наиболее значимые итоги Великих географических открытий:

1) Перемещение торговых путей. Прежде всего, продвинулось развитие мировых производительных сил; известная к тому времени территория увеличилась за XVI в. в шесть раз, на ней все меньше оставалось белых пятен. Торговые пути из Северного, Балтийского и Средиземного морей переместились в Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Благодаря этому торговые пути связали между собой континенты. Мореплавание позволило установить стабильные экономические связи между отдельными частями мира и обусловило формирование мировой торговли. Передислокация торговых связей определила быстрые темпы экономического развития европейских стран, расположенных на побережье Атлантического океана

2) Приток богатства. Португальцы получили золото и серебро, объявили монополию на торговлю. Но им было некуда девать столько золота, они ничего не производили, а товары покупали у более промышленно развитых стран. Золото отдавалось Англии в обмен на товары (сукно). Повышение спроса на товары в Европе требовало расширения производства. В связи с этим складываются первые мануфактуры.

3) «Великий прорыв» Европы был обусловлен также невиданным взлетом научной мысли, отвергшей многие традиционные представления и разрушившей привычную картину мира. Именно в этот период опытным путем было доказано, что Земля имеет форму шара. Началось изучение явлений магнетизма, законов преломления света. В XVI-XVII вв. появились гидрометр, ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Они расширили сферу познаваемой реальности: стало возможным изучение явлений, которые раньше были невидимы невооруженному глазу. Появились машины, заменявшие ручной труд, был изобретен печатный станок.

Таким образом, главное последствие заключается в том, что начинает образовываться мануфактура, появляется индустриализация. Появляется необходимость в новой культуре и религии (реформация, эпоха Возрождения, изменение политического строя — ликвидация абсолютной монархии).

Литература

1. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. В 3 т. / Ф.Бродель. – М., 1987-1992.

2. Березин, И.С. История экономического развития / И.С. Березин.- М., 1999.

3.  История мировой экономики / Под.ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н.- М., 2006

4. История мировой экономики. - М.,1995.

5. История средних веков: в 2х т. / Под ред. З.В. Удальцовой, С.В. Карпова. – М.: Высш. шк., 1990.

6..Капитализм и рынок: экономисты размышляют/ Под ред. В. И. Кузнецова и др. – М., 1993

7. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992.

8. Меньшиков,  А.С. Великие географические открытия /А.С. Меньшиков. - М.,1983.

9. Осипов, Ю.М. Философия хозяйства /Ю.М. Осипов. – М., 1992

10. Экономическая история. - М.,1988

11. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс].- Режим доступа