Содержание

Введение. 3

1. Сущность коммерческого кредита. 4

2. Стадии  предоставления коммерческого кредита. 6

3. Форфетирование. 10

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между производителем и потребителем.

В условиях рынка неизбежно банки выдвигаются в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования. В этом плане особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в единственный источник, питающий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами.

Основным внутренним противоречием кредитных отношений является противоречие между кредитором и заемщиком. Эти противоречия определяются размером высвободившихся средств у кредитора и размером потребности заемщика, а также противоречием между продолжительностью высвобождения средств у кредитора и продолжительностью существования потребности в дополнительных средствах у заемщика. Естественной формой движения денежно-кредитных отношений является возникновение более сложной формы отношений - кредитных отношений с участием посредника.

Важнейшей формой кредитных отношений этого типа является банковский кредит, при котором в роли посредника выступает банк.

Развитие рыночных отношений требует постоянного совершенствования кредитно-денежных отношений. Современная концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно идею всемерного сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению эмиссионных банков, вхождение дополнительных платежных средств в хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные тенденции. Ограничение кредита одновременно сказывается на развитии предпринимательской деятельности как фактора насыщения рынка товарами. В целом необходима не столько жесткая кредитная рестрикция, сколько перегруппировка форм кредита, в том числе развитие коммерческого кредита.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с коммерческим кредитом и векселем.

1. Сущность коммерческого кредита

Коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляе­мый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупа­теля) погасить в определенный срок, как сумму основного долга, так и начис­ляемые проценты.

Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточ­ного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита:

-    вексельный способ;

-    открытый счет;

-    скидка при условии оплаты в определенный срок;

-    сезонный кредит;

-    консигнация.

При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет трат­ту на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок.

Другой способ - скидка при условии оплаты в определенный срок. Этот способ предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупате­лем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторо­нами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сдел­ки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необхо­димых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек раз­решают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Главное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на склади­рование, хранение и т.д.[1]

Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нети­пичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

Само собой разумеется, что любой из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффектив­ного способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.

Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел для про­мышленных компаний, предложение кредитных услуг является орудием кон­куренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции .к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты дол­гов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задол­женности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

Корпорация должна постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Эти направления, в дальнейшем, реализуются младшим уп­равленческим аппаратом для принятия ежедневных решений. Например, в соответствие с проводимой кредитной политикой корпорация может предо­ставить право младшему менеджеру кредитовать клиентов в пределах 50 тыс. долларов. Следовательно, клиент, нуждающийся в большей сумме кре­дита, скажем до 200 тыс. долларов, должен будет получить согласие старшего менеджера, а свыше 200 тыс. долларов - одобрение кредитного комитета. Эти процедуры должны быть четко определены, чтобы клиентам не надо ' было ждать прохождения своего дела по инстанциям.[2]

2. Стадии  предоставления коммерче­ского кредита.

Управление кредитной политикой выражает общую стратегию развития корпорации. С ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют "каркас", структуру рекомендаций и основных направлений выполнения частных деловых операций. На основе этого "каркаса" разрабатывается методика проведения ежедневных мероприя­тий, направленных на достижение целей кредитной политики.

Кредитная политика корпорации, таким образом, определяет цели кредит­ного управления. Она должна четко показать намерения фирмы быть активной в предоставлении коммерческого кредита, что дает возможность резко изме­нить кредитную политику в зависимости от конъюнктуры рынка или быть консервативной в условиях предоставления кредита каждому клиенту.

Кредитные условия, предлагаемые покупателю, определяют время, имею­щееся в распоряжении клиента до выплаты долга. Обычно под кредитным периодом понимают время, разделяющее дату выписки счета и дату его оплаты. В контракте это время обозначается как "нетто 30" или "нетто 90". Это озна­чает, что наступлению даты платежа предшествуют 30 или 90 дней. Корпора­ция может предложить учетную скидку, т.е. процент, который клиент может вычитать из цены счета, если платеж осуществляется в установленный учетный срок. В этом случае кредитные условия обозначаются, например, как "2/10, нетто 30" Число 2 означает 2% скидки от суммы счета, если платеж осущест­влен в течение 10 дней со дня выписки счета. В противном случае, платеж должен быть произведен в течение 30 дней. Предлагая скидку, корпорация готова отказаться от 2% цены товара для ускорения поступления наличного платежа. Кроме того, так как скидка является добровольной, она может при­влечь новых клиентов с коротким денежным циклом, рассчитывающих пол­учить прибыль за счет скидки от цены сделки.

Принятие решения о предоставлении кредита имеет две стороны. Первая - надо ли предоставлять кредит потенциальному клиенту. В этом случае необхо­димо заняться кредитным анализом. Вторая сторона - если решение о предо­ставлении кредита принято, должен ли быть установлен лимит и если да, то какой?

Кредитный анализ - это процесс принятия решения о предоставлении или не предоставлении коммерческого кредита данному потенциальному клиенту. При кредитном анализе сначала надо выяснить желание и возможность клиента платить за купленные товары или оказанные ему услуги. Индивидуальные характеристики клиента, изучаемые при кредитном анализе, получили жар­гонное название "5С" кредита":

-      customer’s character (характер клиента)

-      capacity to pаy (платежеспособность)

-      collateral (обеспечение)

-      capital (капитал)

-      current business condition (текущее деловое положение).

Изучение характера клиента помогает определить его желание платить. Чтобы получить эту информацию можно организовать личную встречу с кли­ентом одного из менеджеров фирмы или запросить справку в различных госу­дарственных или частных экономических учреждениях, обязательно включая банк клиента. Определение платежеспособности клиента, его реального капи­тала и обеспечения ссуды включает в себя прежде всего анализ финансовых отчетов (балансов) , предоставленных клиентом или официально опубликован­ных. Состояние всей экономики тоже может играть свою роль. Так, если в экономике наблюдается спад, то фирма может себе позволить предоставление лишь ограниченного числа кредитов.

Кроме финансовых отчетов клиента имеются другие многочисленные ис­точники информации, доступные для использования при анализе. Банки, дру­гие фирмы, предоставлявшие кредиты клиенту, местные кредитные организа­ции, обычно входящие в состав Национальных ассоциаций кредитного управ­ления США, или аналогичные организации в других странах предоставляют, как правило, наиболее общую информацию, так как детали кредитных согла­шений составляют коммерческую тайну и охраняются законом.

Нужно особо подчеркнуть, что в течение всего процесса анализа исследо­вание кредитоспособности клиента вызвано не только необходимостью приня­тия мер предосторожности от предоставления кредита ненадежному клиенту, но в равной мере и желанием фирмы оказать максимум кредитных услуг уважаемому покупателю. В равной степени плохим считается решение о кре­дитовании не заслуживающих этого клиентов и решение не предоставлять кре­дит клиенту, который гарантированно заплатит. В обоих случаях продавец несет убытки.

Корпорация идет на определенные расходы для предохранения себя от ошибочных кредитных решений. Такие расходы включают в себя зарплату и гонорары за консультации специалистов, оплату кредитных докладов, вступи­тельные и членские взносы в кредитные ассоциации. Корпорация, также, дол­жна нести и внутренние расходы для осуществления качественного кредитного анализа, разработки методик и материально-технического обеспечения анализа.

Предел кредита - максимальный объем кредита, который будет предостав­лен клиенту единовременно. Этот объем обычно устанавливается на относи­тельно низком уровне для новых, незнакомых клиентов и, затем, поднимается на основе положительной практики платежей и потребностей клиента. Кредит­ные лимиты (пределы) не должны быть стабильными, а всегда служить объек­том пересмотра, основанного на опыте и изменении условий рынка. Устанав­ливая кредитный лимит, фирма отталкивается от информации, полученной в результате кредитного анализа и суммы планируемых закупок клиентами.

Некоторые менеджеры ставят кредитный лимит в зависимость от собствен­ного капитала клиента. Например, кредитный лимит может быть установлен как определенный процент от собственного капитала покупателя (например 5 или 10%). Наряду с собственным и оборотный капитал может быть использо­ван для установления лимита. Многие менеджеры даже предпочитают основы­ваться на оборотном капитале, так как он более тесно связан с платежеспособ­ностью клиента.

Очень важной проблемой является оценка последствий изменения кредит­ной политики. Прежде, чем корпорация меняет свою кредитную политику, ее специалисты должны установить связь предполагаемых изменений с современ­ным объемом притока капитала корпорации. Изменение кредитной политики обычно связано с колебаниями объемов продажи, пропорции доли клиентов, берущих денежные скидки, времени денежных поступлений и индекса изменя­ющейся себестоимости относительно объема проданных товаров.

Важным элементом всей системы мероприятий по коммерческому креди­тованию является процедура получения денег по счетам, подлежащим оплате. Специалисты в этой области советуют не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков, подлежащих оплате.

Если остаток остается неоплаченным в срок, то полезно связаться или лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения. Как можно скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с поставкой товара (качество, ассортимент и т.д.), спорными вопросами по предостав­ленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента.

Нужно все время иметь в виду, что процесс сбора средств может дорого обойтись продавцу как из-за прямых расходов с ним связанных, так и из-за испорченных отношений с клиентами. Тем не менее, для того, чтобы предотв­ратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю уровень несобранных средств с последующим списанием со счетов безнадежных долгов, менеджеру необходима твердость и хладнокровие.

Интересная ситуация возникает, когда клиент, пользующийся скидкой, неожиданно не платит в льготный период. В таком случае не будет ошибкой не учитывать скидку в счете и ждать платежа на всю сумму счета. Можно даже, если это единичный случай, а клиент очень солидный, и вовсе не обратить на это внимание и не портить отношений. Наиболее же гибким путем решения проблемы неполученных скидок будет разрешение клиенту сохранить скидку даже в случае несвоевременного платежа в льготном периоде, если клиент согласится на досрочную оплату следующего счета. Квалифицированные ме­неджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих кли­ентов, достигая собственные цели и выполняя обязанности по поддержанию притока денежных средств.[3]

3. Форфетирование

В современной практике коммерческий кредит в чистом виде практически не встречается, он входит в категорию косвенного банковского финансирова­ния в качестве ее начальной составной части. Самым распространенным мето­дом рефинансирования коммерческого кредита является форфетирование.

Форфетирование - термин, обычно употребляемый для обозначения по­купки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Слово "a forfait" французского происхождения и выражает отказ от прав, что составляет самую суть операций по форфетированию.

При форфетировании продавец требования, могущего принять, например, форму переводного векселя, защищает себя от любого регресса включением слов "без оборота" в индоссамент. Продавцом форфетируемого векселя обычно является экспортер; он акцептует его в качестве платежа за товары и услуги и стремится передать все риски и ответственность за инкассирование форфейтеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в обмен на немедленную оплату налич­ными деньгами.

Обычно форфетированию подлежат торговые тратты или простые вексе­ля, хотя теоретически задолженность в любой форме могла бы быть форфетирована. Менее употребительные формы включают аккредитив и вытекаю­щие из него отсроченные платежи. Преобладание простых и переводных векселей объясняется их употреблением в качестве инструментов торгового финансирования в течение длительного времени и свойственной им операци­онной простоте.

Окончательный выбор того или иного платежного средства в международ­ных торговых и кредитных сделках зависит от многочисленных юридических, экономических и политических соображений, что не позволяет выработать какое-либо общее правило.

Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, любая форфетируемая задолженность обязательно должна быть гарантирована в форме аваля или безусловной и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфейтера.

Выполнение этого условия особенно важно, если рассматривать сделку под углом зрения ее необратимости, т.к. в случае неплатежа со стороны должника, форфейтер как на свою единственную гарантию может положиться только на эту форму банковской гарантии.

Форфетирование - наиболее часто применяемая и важная из среднесроч­ных сделок, поскольку охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфейтер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.

При форфетировании покупка векселей осуществляется за вычетом (дис­контом) процентов авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, фактически превращает свою кредитную операцию по торговой сделке в опе­рацию с наличностью. В этом случае он отвечает единственно лишь за удов­летворительное изготовление и поставку товаров и правильное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с нали­чием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфетирование вполне приемлемой услугой для экспортера и относительно недорогой альтернативой другим современным формам ком­мерческого рефинансирования.[4]

Форфетирование как метод рефинансирования коммерческого кредита представляет для экспортера и преимущества, и недостатки. К преимуществам можно отнести:

-    упрощение балансового соотношения возможных обязательств;

-    улучшение состояния ликвидности (эти два преимущества важны в случае растущей задолженности экспортера);

-    уменьшение возможности потерь, связанных лишь с частичным госу­дарственным или частным страхованием и возможных затруднений с ликвидностью, неизбежных в период предъявления застрахованных ранее требований;

-    отсутствие рисков, связанных в колебанием процентных ставок;

-    отсутствие рисков, связанных с курсовыми колебаниями валют и с изменением финансового положения должника;

-    отсутствие рисков и затрат, связанных с деятельностью кредитных органов и взысканием денег по векселям и другим платежным доку­ментам.

Недостатки для экспортера сводятся к возможным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфейтеру. Разумеется, прибегая к форфетированию, фирма-экспортер исходит из стратегических соображений, а с этой точки зрения форфетирование может оказаться ей очень выгодным.

Анализируя главные условия сделки форфетирования, основное внима­ние следует уделить механизму погашения, валюте, дисконтированию, видам форфетируемых документов, видам банковской гарантии и дополнительным условиям.

Нормальным условием кредита является регулярное погашение его ча­стями. Риски кредитора уменьшаются в результате сокращения среднего срока. Там, где задолженность выступает в форме простого или переводного векселей, это достигается выставлением ряда векселей на определенный срок, обычно на срок до 6 месяцев. Следовательно, при форфетировании на срок до 5 лет можно оперировать с 10 простыми векселями, выписанными на одинаковую сумму и каждый на срок 6 месяцев после очередной отгрузки товара, последовательно.

Долговые расписки и векселя выписываются, как правило, в долларах США, марках ФРГ и швейцарских франках, хотя учесть вексель можно в принципе в любой валюте. На практике форфейтеры почти всегда используют эти три валюты в силу их повсеместного хождения на еврорынках и чтобы избежать затруднений с проведением операций в других валютах. Более того, поскольку стоимость операций по форфетированию определяется, главным образом, основными затратами форфейтера, риски, связанные со слабыми или нестабильными валютами, чрезвычайно удорожали бы такие операции. Разу­меется, важно, чтобы платежи осуществлялись в свободно конвертируемой валюте. Для обеспечения этого долговые расписки или векселя всегда включа­ют эту полезную оговорку, когда они выражены в валюте, иной, чем валюта места платежа.

Учет (дисконтирование), т.е. удержание согласованной скидки за соответ­ствующий период с номинальной суммы векселя, имеет место после того, как форфейтер получил векселя. В результате дисконтирования экспортер получает за учтенный вексель определенную сумму наличных денег. С точки зрения экспортера операция на этом завершена, поскольку он уже получил оплату за поставленные товары полностью, и, по условиям соглашения с форфейтером, заключенная с ним сделка обратной силы не имеет. Операции по форфетированию редко совершаются по плавающим учетным ставкам.

Как уже упоминалось выше, огромное количество обязательств, подлежа­щих форфетированию, принимают форму либо простых векселей, либо пере­водных векселей, выставленных на должника бенефициаром и акцептованных должником. Следующие два соображения определили преобладание этих форм долговых документов:

- известность, т.к. эти виды обязательств в ходу во всем мире со средних веков. Многолетний опыт в обращении с такого рода документами ведет в значительному облегчению общения участвующих сторон и, как правило, способствует быстрому и беспрепятственному осуществлению операций;

- согласованная на международном уровне правовая основа, заложенная Международной конвенцией о коммерческих векселях, принятой Женевской конференцией в 1930 г. Эта конвенция - четкий кодекс практических действий. Хотя конвенция подписана лишь представителями стран-участников, она раз­работала принципы, позднее воспринятые законодательством большинства торгующих государств.

Другими кредитными документами, также пригодными для форфетирования, являются счета дебиторов и отсроченные обязательства по аккредитиву. Они более или менее похожи, судя по сложности этих операций. Их осущест­вление требует от участников хорошей осведомленности по юридической и деловой практике, применяемой в стране должника. Оба вида долговых доку­ментов предполагают необходимость полного изложения всех условий. Более того, все сроки погашения объединены в едином документе, выставленном в пользу бенефициара и часто непереводимом без специального разрешения должника. Это вызывает многочисленные правовые и операционные сложно­сти и, как правило, снижает привлекательность для форфейтеров таких доку­ментов как дебиторские счета и аккредитивные обязательства, хотя и не иск­лючает возможности проведения с ними операций по форфетированию.

Возвращаясь к двум наиболее распространенным видам негоциируемых документов, следует отметить, что при форфетировании между простыми и переводными векселями существует с юридической точки зрения различие интересов участников. Это относится к оговорке "без оборота" и отражается в Международной конвенции о коммерческих векселях, устанавливающей, что индоссант простого векселя обладает законным правом освободиться от любо­го обязательства на основании оговорки об отсутствии обратного требования в его индоссаменте. В случае переводного векселя кредитор выступает как век­селедатель и потому, с точки зрения права, всегда ответственен, безотноситель­но к тому, напишет ли он на векселе какое-либо исключающее это правило распоряжение. На практике это создает несколько проблем.

Поскольку трассант обычно удовлетворяется письменным обязательством форфейтера не предпринимать действий против него в случае неплатежа, стано­вится тем не менее существенным, чтобы экспортер имел дело с форфейтерами, обладающими незапятнанной репутацией, на которых можно положиться, что они выполнят условия соглашения. Именно по этой причине экспортеры в качестве платежных документов предпочитают простые векселя, легче позво­ляющие осуществить перевод риска.

Простые или переводные векселя, акцептуемые при форфетировании почти всегда сопровождаются банковским страхованием в виде обычной гарантии или аваля. Гарантом, как правило, выступает действующий на международном рынке и известный форфейтеру банк, являющийся резидентом в стране импор­тера и способный подтвердить платежеспособность импортера. Такая гарантия важна не только для уменьшения риска форфейтера, но также для того, чтобы при необходимости иметь возможность переучета обязательств на вторичных рынках ссудных бумаг. Гарантии и авали, в сущности, просты: оба вида в их простейшей форме выступают, как обещание платить некую сумму на опреде­ленную дату в случае неплатежа исходного должника. Применение в качестве обеспечения обязательств "бюргшафта" (поручительства) несколько сложнее.[5]

Заключение

В первой половине XX века при абсолютном росте объема коммерческого кредитования, его доля в опосредствовании внеш­неторговых продаж имела тенденцию к снижению. Одна из причин этого процесса, продолжающегося и поныне, заключалось в формировании все боль­шего числа монополий и укреплении их позиций в экономике, что способство­вало росту продаж товаров конечному потребителю, минуя оптовых посредни­ков. Кроме того, изменение роли банков означало, в частности, и снижение доли косвенного банковского кредитования по сравнению с прямым.

Существует внутренняя противоречивость развития коммерческого креди­тования, которая обусловлена тем, что оно, с одной стороны, базируется на движении товаров и определено им, а с другой стороны, является одной из форм кредита вообще и отражает общее состояние его развития.

Коммерческий кредит самым тесным образом связан с банковским - банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными.

Получили развитие и векселя, не базирующиеся на торговых сделках - финансовые векселя, плательщиками по которым выступают банки, а также "дружеские" векселя, взаимно выставляемые предпринимателями друг на дру­га с целью получения банковских ссуд.

Таким образом, векселю не всегда противостоят реальные товары, что часто приводит к серьезным затруднениям при превращении его в деньги.

Форфетирование служит наиболее юридически разработанным способом рефинанси­рования внешнеторгового коммерческого кредита. Преимущества форфетирования для экспортера, связаны в первую очередь с полным перенесением валютных, коммерческих, политических, переводных и других видов рисков на форфейтера (банк), делают форфетирование наиболее предпочтительным для продавца.

 

Список литературы

1.                     Александров С. А., Пугачев Ф. И.. Кредитные операции. - М.: ЮНИТИ, 2004.

2.                     Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. -  М.: Финстатинформ, 2003.

3.                     Банковское дело./Под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л. П. –  М.: Финансы и статистика, 2004.

4.                     Беляков М. М. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2004.

5.                     Волынский В. С.. Кредит в условиях современного капитализма. - М.: Финансы и статистика, 2004.


[1] Волынский В. С.. Кредит в условиях современного капитализма. - М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 149

[2] Банковское дело./Под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л. П. –  М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 238

[3] Александров С. А., Пугачев Ф. И.. Кредитные операции. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 141

[4] Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. -  М.: Финстатинформ, 2003. – С. 359

[5] Беляков М. М. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2004. – С. 305